Публикуется впервые. Из истории певческой культуры Сергиева Посада Статья была задумана в связи со сбором материала об истории Загорской музыкальной школы, в которой когда-то, в конце 1940-х годов, С.3. Трубачев преподавал теоретические предметы. В то время школа, представлявшая собой деревянное двухэтажное здание, находилась возле Белого пруда. Из учеников С.3. Трубачева хотелось бы отметить А. Потапова – солиста Московской филармонии, о. Леонида Горячева – преподавателя регентской школы при Московской духовной академии, И. Нештакову (Погребову) – преподавателя Сергиево-Посадской музыкальной школы. Из преподавателей, о которых Сергей Зосимович внес в подготовительные материалы выясненные сведения, можно назвать Евгению Флегантовну Бострем (18981962), Марию Афанасьевну Бобылеву (18881972). Публикуется впервые. Песнопения панихиды в русской музыке В начале 1980-х годов, живя в Сергиевом Посаде, Сергей Зосимович принимает непосредственное участие в подготовке издания Троицкого Ирмология, работает над биографическими материалами священника Павла Флоренского, создает обработки и сочинения для церковных хоров. Превосходное знание как церковной музыки, так и сочинений русских композиторов, позволяли ему делать неожиданные открытия и сопоставления. Наблюдения над музыкальными примерами, привлечение литературных и биографических материалов, связанных с темой панихиды, особенно близкой С.3. Трубачеву в связи с памятью об ушедших близких, переросли в специальную статью, законченную в феврале 1984 года и зачитанную как доклад в Московской духовной академии. Текст доклада был опубликован в «Журнале Московской патриархии» 12 за 1985 год (С. 6477). В настоящем издании статья публикуется полностью; некоторые нотные примеры приводятся в виде автографов С.З. Трубачева, сохранившихся в подготовительных материалах. Нотный архив духовно-музыкальных сочинений диакона Сергия Трубачева Включая в сборник статей сведения о церковно-музыкальных сочинениях диакона Сергия (Трубачева), составители стремились таким образом наиболее полно представить читателю личность автора. Список сочинений был составлен в 1995 году самим Сергеем Зосимовичем по просьбе архиепископа Истринского, викария Московской патриархии Арсения, в связи с подачей С.3. Трубачевым прошения Святейшему Патриарху Алексию II о рукоположении в сан диакона. В настоящее время, однако, при подготовке нотного сборника сочинений диакона Сергия к печати его составителями игуменом Андроником (Трубачёвым) и диаконом Михаилом (Асмусом) список сочинений был дополнен и переработан. В таком виде он публикуется в этом издании.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Протокол 502 заседания Богослужебно-календарной комиссии 10–11 февраля 1969 года Заседание 10 февраля, понедельник На заседании присутствовали Преосвященный Питирим, епископ Волоколамский, председатель Издательского отдела Московской Патриархии; Карманов Евгений Алексеевич, секретарь редакции «ЖМП»; Успенский Николай Димитриевич, профессор Ленинградской духовной академии; игумен Матфей (Мормыль), преподаватель Московской духовной академии; протоиерей Сергий Орлов; протоиерей Николай Деснов, преподаватель Одесской духовной семинарии; Уржумцев Павел Васильевич, литературный редактор ЖМП; Просвирнин Анатолий Иванович, литературный редактор ЖМП; священник Александр Сложеникин. Отсутствовал Д.П. Огицкий (по болезни). Перед началом заседания, по прочтении молитвы, епископ Питирим поздравил с возобновлением заседаний Богослужебно-календарной комиссии, ранее возглавлявшейся епископом Афанасием (Сахаровым) , поделился добрыми воспоминаниями о почивших членах комиссии епископе Афанасии и Ольге Андреевне Дашкевич и высказал пожелание отслужить о них заупокойную литию в обеденный перерыв. Секретарем Богослужебно-календарной комиссии был избран священник Александр Сложеникин. Цель заседания Комиссии – решить возникшие в настоящее время вопросы издания календарей, являющиеся предметом особой заботы редакции. Программа: I. Выслушать мнения об издаваемом церковном календаре. ΙΙ. Рассмотреть вопросы, связанные с изданием богослужебных книг. ΙΙΙ. Наметить дальнейшую программу работы. По первому пункту программы было представлено 20 вопросов, которые рассматривались поочередно. 1. Сентябрьская преступка чтений в календарях. Уржумцевым П.В. была дана краткая историческая справка о сентябрьской преступке в календарях Московской Патриархии. Сентябрьская преступка является не нововведением, а существовала на Руси с давних времен, есть она у греков, указания на нее имеются в Богослужебном евангелии. В 1958 году еп. Афанасием был сделан обстоятельный доклад на эту тему и поднят вопрос о внесении сентябрьской преступки в календарь, что и было сделано в 1959 году. Через некоторое время посыпались письменные протесты в Московскую Патриархию. Протопресвитер Н. Колчицкий передал эти письма Святейшему Патриарху Алексию, который положил резолюцию: «восстановить традицию». Сентябрьскую преступку в календарях перестали делать. Спустя несколько лет Преосвященный Никодим (Ротов) снова поднял вопрос о внесении сентябрьской преступки в церковный календарь. В качестве «восстановления традиции» преступка вновь была введена в календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору и губернатору Краснодарского края А.Н.Ткачеву за теплый прием и гостеприимство, оказанное Святейшему Патриарху Алексию и сопровождающим его лицам. З. С удовлетворением отметить динамичное развитие конструктивных взаимоотношений Екатеринодарской епархии Русской Православной Церкви и светской власти в Краснодарском крае. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об окончании учебного года и состоявшемся в 2005 году выпуске в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Система духовного образования Русской Православной Церкви включает 5 Духовных академий, 3 Богословских института, 33 Духовные семинарии, 39 Духовных училищ, пастырские курсы. На сегодняшний день в Духовных Семинариях Русской Православной Церкви обучаются на стационаре 4095 студентов, на заочном секторе 4710 студентов, в Духовных Академиях на стационаре 1060 студентов, на заочном секторе 990 студентов. В 2005 году общие число выпускников Духовных Семинарий, закончивших обучение по стационарной форме обучения, составило 560 человек, по заочной форме обучения — 878 человек. В Духовных Академиях Русской Православной Церкви было защищено 74 диссертации на степень кандидата богословия и 159 дипломных работ. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Бога, высылающего новых «делателей на жатву Свою» (Лк.10:2), за всещедрую Его милость, являемую Русской Церкви. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о встрече Его Святейшества с Президентом России В.В.Путиным. СПРАВКА: 10 июня в рамках празднования пятнадцатилетнего юбилея Патриаршей интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Кремле состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, на которой Президент России поздравил Святейшего Патриарха с 15-летием интронизации. В ходе состоявшейся беседы Президент и Патриарх обсудили ряд вопросов, касающихся церковно-государственных отношений.

http://sedmitza.ru/lib/text/429889/

Отд. 1 и 2. Четыре тома. М. 1855–1862. Вот вкратце история этого труда. Митрополит Филарет от 6 мая 1849 г. писал к ректору московской духовной академии архим. Алексию (Ржаницину, впоследствии архиепископу тверскому): „Говорят, что чужие люди предпринимают без нас для синодальной библиотеки то, о чем я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании 9 . Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. Но как желательно нам самим, так как и нужно, сделать дело, за несделание котораго могут нас укорить: то поговорите с г. Горским, не возьмется ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам? Займитесь сею мыслию, и дайте мне ответ» 10 . А. В. Горский изъявил готовность принять на себя труд составления полного описания славянских рукописей, хранящихся в московской синодальной библиотеке. В сотрудники себе он указал на профессора симбирской семинарии К. И. Невоструева . В продолжение четырнадцати лет (с 1849 по 1862 г.) совокупными силами они работали над описанием славянских рукописей синодальной библиотеки, и плодом этих ревностных и усиленных трудов были четыре печатных тома, содержащих в себе описание отделов рукописей: Св. Писания и писаний св. отцов 11 . „Описание славянских рукописей московской синодальной библиотеки“ есть можно сказать неисчерпаемая сокровищница критически очищенных фактов для истории священного библейского текста, равно для истории текста святоотеческих творений и различных богословских сочинений. По широте плана труд А. В. Горского и К. И. Невоструева мало имет себе подобных и в западно-европейской литературе. Это не простая опись многих рукописей (в четырех томах описаны 341 рукопись), а целый ряд глубоких исследований, снабженных в изобилии всеми данными филологии, палеографии, хронологии, истории и древностей, и направленных к объяснению исторической судьбы литературных произведений, хранящихся в московской синодальной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 1954 г. у советского руководства вновь пробудился усиленный интерес к Ближнему Востоку и с Патриархом Александром III обсуждались пути полного привлечения на сторону Московской Патриархии других восточных первосвятителей, им послали ценные подарки. Интересно, что в это время архиепископ Севастийский Афинагор просил у Русской Церкви денег на кампанию избрания его Иерусалимским Патриархом. Но, к чести Владыки Алексия, он посчитал эту просьбу «странной и моральной неприемлемой» 854 . За все время своего Патриаршества он ни разу не пошел на участие в подобных сомнительных акциях. Помимо Православных Церквей Московская Патриархия поддерживала контакты с христианскими конфессиями западных стран. В 1951–1953 гг. СССР неоднократно посещали представительные делегации Англиканской и Германской Евангелическо-Лютеранской Церквей. Значительно хуже обстояло дело с влиянием Москвы на русскую эмиграцию. Так, во Франции у Московской Патриархии осталось всего 10 приходов и функционировали они в очень тяжелых условиях. Французское правительство так и не допустило в страну назначенного экзархом Западной Европы архиепископа Фотия (Топиро), Патриархия была вынуждена освободить его и поручить управление экзархатом проживавшему в Берлине архиеп. Борису (Вику). Для непосредственного руководства приходской жизнью в Париже был образован совет при экзархе из местных граждан СССР. Но власти неоднократно угрожали выслать из страны (и высылали) наиболее активных его членов. К примеру, 4 февраля 1952 г. М. Суслов и 3. Вышинский писали в Бюро Президиума Совета Министров СССР, что французское правительство угрожает выслать всех священников Московской Патриархии из эмигрантов, принявших советское гражданство, и поэтому необходимо осуществить поездку в эту страну архиеп. Бориса 855 . И только в 1953 г. такого разрешения удалось добиться. Негативно сказывались не только противодействие западных государств, но и утрата в значительной степени интереса руководства СССР к зарубежным приходам Московской Патриархии. Глава Российской Духовной Миссии в Китае архиепископ Пекинский Виктор (Святин) во второй половине 1940-х гг. послал целый ряд рапортов Патриарху Алексию с просьбами прислать священников из СССР, подчеркивая, что может пропасть огромное имущество. Весной 1949 г. в очередном рапорте он почти молил о помощи: «Ваше Святейшество, помогите Миссии выйти из тупика, в котором она находится не по своей вине, введите в ее организм новые животворные сипы, протяните ей в наступающий 12-й час спасительную отеческую руку». Но помощь не поступила. В 1954 г. по соглашению между правительствами СССР и КНР Миссия прекратила свое существование, архиеп. Виктор в 1956 г. был вызван в Советский Союз и назначен на Вологодскую кафедру 856 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8°. Стр. LV+108+XIII). Интересные исторические справки, обстоятельные примечания, биографические очерки лиц, и проч., принадлежащие перу редактора и издателя, т. е. преосвященного Саввы, всюду сопровождают эти его издания, представляя собой необходимый учено-критический аппарат к изданиям и весьма большую важность для читателя их и исследователя, ими пользующегося, при чем нередко открываются совсем новые виды в области исторической и археологической, проливается новый свет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и уже утвердившиеся в науке, даются новые точки отправления в научных исследованиях. жем на следующее немногое в этом отношении. В 1878 году 8 марта за поднесение Её Величеству, в Бозе почившей Государыне Императрице Марии Александровне экземпляра Воспоминаний о высокопреосв. Леониде объявлена была преосвященному Савве Высочайшая благодарность. То же было и в 1883 году – за поднесение Его Величеству, в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу, Указателя для обозрения патриаршей ризницы, в 1886 г. – за поднесение Его Величеству Писем Mump. Филарета к архиепископу Алексию, и т. д. Между тем еще 20 апреля 1880 года преосвященнейший Савва, во внимание к долговременному, отлично-усердному служению и попечительному управлению вверяемыми ему паствами, возведен был в сан архиепископа. В 1883 году, по случаю коронации, в совершении которой преосвященный Савва участвовал по особому назначению и к которой он собственно и приготовил помянутые выше свои Воспоминания о коронации 1856 года, он Всемилостивейше пожалован был орденом св. Александра Невского, а в 1887 году, «за долговременное архипастырское служение и за особый труд главного руководства собранием и изданием в свет письменных творений приснопамятного святителя Московского Филарета», Высочайше пожалован бриллиантовыми знаками сего ордена; в 1892 году, по случаю исполнившегося тогда 50-летия его служения в священном сане он пожалован был орденом св. Владимира 1-й степени и наконец в нынешнем году, по случаю коронации, получил бриллиантовый крест на клобук. С другой стороны, еще будучи в сане архимандрита, он в 1855 году был избран в члены-соревнователи, а в 1866 году и в почетные члены Императорского Московского Общества Истории и древностей Российских; в 1860 году – в члены-корреспонденты Императорского Русского Археологического Общества; – в 1864 году – в действительные члены Московского Археологического Общества; – в 1865 году – в таковые же члены Общества древне-русского искусства: – в 1866 году – в почетные члены Одесского Общества Истории и древностей; – в 1870 году – в таковые же члены Московского Общества любителей духовного просвещения и в 1872 г. – Мос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святые и светское образование «Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», — услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», — это уже студентка прекрасного московского вуза. 8 сентября, 2009 «Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», — услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», — это уже студентка прекрасного московского вуза. «Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», — услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», — это уже студентка прекрасного московского вуза. «А мы своего младшего перевели из православной гимназии в математическую школу – уж там-то его – лентяя — будут держать в ежовых рукавицах, ему там расслабляться нельзя» — это сказал многодетный священник, все дети которого выросли верными чадами Церкви. В современной школе – средней или высшей, проблем – не счесть. Выбрать хорошее место обучения с ответвлёнными преподавателями и доброй атмосферой – катастрофически сложно. И все чаще можно встретить родителей, убежденных в том, что все православные школы хорошо только потому, что они православные, а, соответственно, все светские плохи тем, что светские, что наличие в школе духовника – панацея от всех сложностей. О проблемах и светских, и молодых православных школ написано немало, наверное, самые лучшие статьи о сложностях православной школы принадлежат протоиерею Алексию Уминскому, директору одной из первых и лучших православных московских школ. Мы же попробуем проследить, как относились к светскому образованию святые Православной церкви.

http://pravmir.ru/svyatye-i-svetskoe-obr...

Обер-прокурор должен был исполнить постановление целого Синода; и доложил Государю. 5-го мая того же 1858 года Государь Император, с восшествия своего на престол положивший в сердце своем дать различные благодеяния народу своему, даровал ему и то благо, что, согласно определению Св. Синода от 24 января-20 марта повелеть соизволил «приступить к переводу на русский язык книг Священного Писания на изъясненных в определении основаниях» 342 . Не могло не утешиться от продолжительной скорби сердце владыки московского при известии о столь радостном для России событии, и он теперь, с облегченным сердцем, нашел наконец возможным поведать миру содержание своей, известной уже нам, записки от 8 мая 1845 года, отдав ее напечатать в журнале: «Творения Св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания», издаваемом при московской духовной академии 343 . Кроме того, что эта «Записка» должна была дать понять, каково было убеждение владыки московского относительно Библии, ее перевода и употребления даже в такое время, как время, протекшее с 1826 по 1856 год, она могла дать собою и руководительные начала для Высочайше разрешенного дела перевода Библии. Хотя и теперь, как в отношениях частных лиц в этому делу, так и в дальнейших распоряжениях Св Синода не все нравилось владыке московскому, но он благодарил Бога и за то, что дело по крайней мере пошло в ход, не запрещено. Уже мы знаем, как подействовала на святителя московского бывшая у него в начале июля беседа о переводе Св. Писания с тремя иерархами русскими: экзархом Грузии и архиепископами казанским и ярославским. Равным образом о последствиях посылки экземпляров исследования о переводах LXX и славянском к членам Св. Синода в том же году святитель так пишет к Алексию (Ржаницыну) , епископу тульскому от 30 ноября 1858 года: «прилагаемую при сем тетрадку я послал к каждому члену Синода, сказав, что это моя доля исследования, нужного для предполагаемого перевода Св. Писания. Помнится, двое поблагодарили меня, не сказав, годится ли это к чему-нибудь, и не нужно ли что еще; a прочие не отвечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

24  Графом Протасовым, главным виновником скорбей для митрополита Филарета в этом (1842) году, желавшим самовластно распоряжаться в Св. Синоде, где между тем не могли не уважать мудрого святителя Московского, в многом несогласного с гр. Протасовым. 29  См. в статье: «Недавнее прошлое по письмам современника», в Православном Обозрении 1883, I, стр. 106. 32  См. тот же журнал за 1883 г. т. I стр. 114. А известно, что А.В. Горский, как учёный, сам отличался величайшею усидчивостью в занятиях. 33  Корректуру перевода при Св. Синоде держал член Синода протопресвитер В.Б. Бажанов († 1883), весьма тщательно относившийся к столь важному делу. 34  См. указанное место в Душеполезном Чтении за 1892 г. ч. III, стр. 364, и далее. Некоторые из случаев, которые мы теперь хотим указать, отчасти известны в печати, а некоторые совершенно не известны ещё в печати и нами впервые обнародуются. 38  Что святитель Филарет посылает эту записку, по напечатании её, и другим членам Синода, о сем см. Письма м. Филарета к архиепископу Алексию, стр. 190. Москва, 1883. Изд. преосв. Саввы, архиепископа Тверского. 41  Т. е. члены переводного Комитета, учреждённого при МДА в 1858 году и имевшего в своём составе ректора Академии (архимандрита Сергия), и профессоров протоиереев П.С. Делицына († 1863) и А.В. Горского († 1875). 43  И Св. Синод согласился с предложением святителя Московского комитету, учреждённому при МДА. И доселе в русском переводе Евангелия в Мк.4:11 мы читаем (по Синодскому изданию) так, как предложено было святителем Филаретом. 44   Мк.1:1 . Первоначальное производство перевода Евангелия от Марка в переводном комитете, учреждённом при МДА, было поручено А.В. Горскому, но над редакцией перевода трудились обще, все члены комитета. 45  Опять это предложение, принятое комитетом Московским академическим, принято и доселе читаться и в изданиях Св. Синода. 48  Под светскими ближе всего разумеется тогдашний обер-прокурор Св. Синода граф А.П. Толстой, о чём см. там же. 57  Novum Testamentum graece. Textum ad Fidem codicum, versionum et Patrum recensuit et lectionis varietatem, adjecit Dr. I.I. Griesbach Ed. 2 – da. T. I–II. Halae Saxonum et Londini, 1796–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

9 ноября 1962 года Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси, исполнилось 85 лет. Правительство СССР отметило эту дату изданием указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении Патриарха орденом Трудового Красного Знамени. «В связи с 85-летием со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Алексия и отмечая его большую патриотическую деятельность в борьбе за мир наградить Патриарха Московского и всея Руси орденом Трудового Красного Знамени. Председатель През[идиума] Верх[овного] Сов[ета] СССР Л. Брежнев. Секретарь През[идиума] Верх[овного] Сов[ета] СССР М. Георгадзе. Москва, Кремль, 8 ноября 1962 года». Это был уже третий орден, получаемый Патриархом. Одновременно Председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев прислал Патриарху поздравление: «От имени Советского правительства и от себя лично поздравляю Вас с награждением орденом Трудового Красного Знамени в связи с 85-летием со дня Вашего рождения. Ваша патриотическая деятельность в борьбе за мир во всем мире высоко оценивается Советским правительством и общественностью всего мира. Желаю Вам доброго здоровья и новых успехов в этой Вашей благородной деятельности. Хрущев. Председатель Совета министров СССР. 8 ноября 1962 года, Москва, Кремль». 30 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре состоялись торжества, посвященные 85-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Подробное описание этих торжеств помещено в первом номере Ж[урнала] М[осковской] П[атриархии] за 1963 год. Краткое представление о них могут дать следующие абзацы: «По окончании богослужения в актовом зале Московской духовной академии начался торжественный акт, посвященный высокому юбиляру... За столом президиума, по обе стороны от Святейшего Патриарха, сели иерархи Р[усской] П[равославной] Ц[еркви], главы и представители братских православных и инославных церквей, представитель Совета по Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] при Совете министров СССР. В своих речах выступавшие, говоря о многолетней разносторонней деятельности маститого иерарха, отмечали его глубокую преданность Церкви, которая в сочетании с природными ниспосланными от Бога дарованиями принесли благие плоды не только для Р[усской] П[равославной] Ц[еркви], но и для Вселенского православия и всего христианского мира. Всеобщее признание, говорили они, находит энергичная деятельность Святейшего Патриарха Алексия в деле защиты и укрепления мира на земле...

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010