Я повторяю еще раз: не дай Бог, чтобы ситуация дошла до этого. В таком случае мы будем вынуждены предпринять конкретные меры в отношении конкретных государств. В данный момент я пока не могу сказать, что это будут за меры. — Господин Посол, я хочу вернуться к выступлению Святейшего Патриарха Алексия II на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы 2 октября нынешнего года. Его Святейшество подчеркнул, что «этот вопрос зачастую решают люди, которые никогда не были на Косовской земле и не видели своими глазами, чем является этот край для сербского народа». Кто должен участвовать в переговорном процессе? — Хотел бы выразить глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за эти слова и за его поддержку народа Сербии. Его Святейшество хорошо осведомлен о ситуации, которая сложилась в Косово. Он знает и о злодеяниях, чинимых албанской стороной, — о массовом уничтожении православных святынь, храмов, монастырей. К сожалению, их число достигает ныне более 150. Его Святейшество в своих обращениях выступает против любого насилия, он  ратует за сохранения культурного наследия, он добивается всяческой поддержки Православия. Позиция Предстоятеля Русской Православной Церкви всегда очень четкая и конкретная:  он призывает к диалогу, к переговорам, а не к конфронтации, он за гармонию в отношениях между людьми. Я рад, что у меня была возможность лично побеседовать с Патриархом Московским и всея Руси. Я также весьма благодарен Святейшему Патриарху Алексию за то, что он сказал в своем выступлении в Совете Европы. — Кто ныне ведет переговорный процесс?  — В настоящий момент переговоры ведет посредническая тройка (в эту  международную контактную группу, так называемую «тройку посредников», входят, как известно, представители от России, США и ЕС. Россию в «тройке» представляет Александр Боцан-Харченко, Соединенные Штаты — Фрэнк Визнер, Евросоюз — немецкий дипломат Вольфганг Ишингер — Ред.). Хочу выразить удовлетворение тем, как эта тройка работает. Представитель России А. Боцан-Харченко действительно владеет ситуацией и хорошо осведомлен обо всем, что происходит в Косове. И господин Визнер, и господин Ишингер в свое время побывали в Косово.

http://patriarchia.ru/db/text/332319.htm...

По последним данным, от XI по XIV век сохранилось 226 славянских ру­кописей «Нового Завета», в том числе Евангелий, полных и неполных, 133 списка. Кроме того, имеется немало рукописей библейского содер­жания XV-XVIII вв. 47 . В результате исследований обозначились четыре редакции древнеславянского перевода Новозаветных книг, одинаковые для Евангелия и Апостола 48 : 1) древнейшая югославянская, более или менее первоначальная Кирилло-Мефодиевская; 2) древняя русская, ведущая свое начало от южнославянских образ­цов века Симеонова; 3) русская XIV века, усвояемая святителю Московскому Алексию, и 4) русско-болгарская, содержащаяся в Библии 1499 года. Особую ценность для реконструкции первоначального греческого тек­ста Нового Завета имеет первая редакция. Анализ рукописных свидетельств этой редакции показывает, что образцом для древнего Кирилло-Мефодиевского перевода послужила антиохийско-константинопольская рецензия, в основе которой лежали лучшие греческие кодексы IV-X вв. Важнейшими представителями первой редакции являются: Зографское глаголическое четвероевангелие XI века 49 , Остромирово Евангелие 1056 – 1057 г. 50 , Охридский и Слепченский Апостолы XII века, Толковый Апостол 1220 го­да, Никольское четвероевангелие XIV века и Четвероевангелие и Апо­стол в пергаментной рукописи 1404 года и др. Вторая редакция, древнерусская, прослеживается преимущественно в литургических списках: Архангельское Евангелие (1092 г.), Румянцевское (1164 г.), Мстиславово (до 1117 г.), Юрьевское (1119–1128 гг.), Милятино (1260 г.) и др. Чрезвычайный интерес представляет третья редакция, усвояемая святителю Алексию. Заслуживает внимания самый повод, по которому первосвятитель русский предпринял свой труд перевода Нового Завета на сла­вяно-русский язык. Вместе с московскими князьями св. Алексий был ревностнейшим носителем великой мысли собирания Руси в единое все­российское государство с Москвою во главе. Сознавая, что могущественной опорой государственного единства является единство церковное, он дея­тельно заботился о расширении и укреплении влияния Московской мит­рополии. С самого начала своего святительского служения в сане митро­полита всероссийского св. Алексий должен был вести постоянную и упор­ную борьбу с юго-западными претендентами на русскую митрополию и ее епархии. В этой неустанной борьбе за сосредоточение в Москве власти как государственной, так и церковной у него возникает великая мысль освободить Русь и от книжно-литературного влияния юго-запада путем создания самостоятельной славяно-всероссийской или киево-московской редакции церковно-богослужебного текста Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылась выставка, посвященная Святейшему Патриарху Алексию II 01.10.2009 В Доме правительства РФ с 1 по 22 октября пройдет выставка " Патриарх возрождения " , посвященная 80-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В центре экспозиции - фотовыставка о жизни и деятельности почившего Предстоятеля, о его роли в возрождении Православия в России, сообщает сайт Издательского совета Московской Патриархии. " Открываемая выставка дает повод осмыслить путь, пройденный Россией и Церковью за годы Первосвятительского служения Патриарха Алексия, и, быть может, выделить главное в его многогранной деятельности " , - говорится в послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организаторам, участникам и гостям мероприятия. Святейший Патриарх Кирилл напомнил о восстановленных по благословению своего предшественника тысячах храмов и сотнях монастырей, о его усилиях по сохранению церковного единства, созиданию мира и общественного согласия. Как отмечается в послании, во многом благодаря служению Святейшего Патриарха Алексия II сегодня в обществе укрепляется сознание того, что только совместными усилиями Церкви, государства, общественных организаций, деятелей науки, образования и культуры можно добиться оздоровления морального климата в стране, оградить соотечественников и прежде всего молодежь " от нравственных соблазнов и пороков, вдохновить их идеалами созидательного служения во благо ближних " . На выставке будут представлены биографические материалы, отражающие жизненный путь, историческую роль и масштаб личности Святейшего Патриарха Алексия II: рабочие документы, книги, фотографии, личные вещи, иконы, святыни. Особый акцент планируется сделать на нравственном авторитете Предстоятеля, заслужившего любовь и признание российского народа. Один из разделов экспозиции посвящен истории Патриаршества на Руси. Он рассказывает о роли служения Патриархов и Митрополитов всея Руси в становлении и укреплении российского государства. В разделе " Православное искусство - XI-XXI " будет развернута экспозиция старинных и современных икон, произведений православных мастеров в жанрах мелкой пластики, мозаики, архитектуры, церковного убранства. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 01.10.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7241.html

Ответ Предстоятеля Русской Православной Церкви на открытое письмо 138 мусульманских богословов 15 апреля, 2008. Редакция " Правмира " В октябре 2007 года было обнародовано открытое письмо ряда ведущих мусульманских богословов из разных стран мира. Обратившись в числе 28 христианских духовных лидеров к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, авторы письма предложили активизировать диалог между двумя религиями. Предстоятель Русской Православной Церкви направил ответное послание, текст которого ниже приводится полностью. В октябре 2007 года было обнародовано открытое письмо ряда ведущих мусульманских богословов из разных стран мира. Обратившись в числе 28 христианских духовных лидеров к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, авторы письма предложили активизировать диалог между двумя религиями. Предстоятель Русской Православной Церкви направил ответное послание, текст которого ниже приводится полностью. Благодарю всех мусульманских религиозных лидеров и ученых, которые направили открытое письмо представителям христианских Церквей и организаций, включая и Предстоятеля Русской Православной Церкви. У христиан и мусульман есть немало схожих целей, для достижения которых мы можем объединить усилия. Однако такого объединения не произойдет, если прежде не будет внесена ясность в понимание религиозных ценностей друг друга. В связи с этим приветствую стремление мусульманского сообщества начать искренний и открытый диалог с представителями христианских Церквей на серьезном научно-интеллектуальном уровне. Сегодня христианство и ислам совершают весьма важное дело в мире. Они напоминают человечеству о существовании Бога, о духовном измерении человека и мира. Мы свидетельствуем о взаимосвязанности мира и справедливости, морали и закона, правды и любви. Как справедливо отмечается в письме, последователей христианства и ислама в первую очередь сближают заповеди о любви к Богу и любви к ближнему. При этом не думаю, что нам стоит определять некий минимум, который якобы фиксирует совпадения в нашей вере и богословски достаточен для религиозной жизни человека. Каждое вероучительное положение в христианстве и исламе нельзя рассматривать в отрыве от его уникального места в целостной богословской системе. Иначе происходит размывание собственной религиозной идентичности и возникает опасность движения по пути смешения вер. Поэтому более плодотворным видится путь изучения целостного вероучения каждой из сторон и их сравнения.

http://pravmir.ru/otvet-predstoyatelya-r...

Послание Константинопольского Патриарха Афинагора Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (версия для печати)/Православие.Ru Послание Константинопольского Патриарха Афинагора Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I Православие.Ru , 11 июня 2003 г. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси, во Христе Боге возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности Кир-Алексий! Ваше священное Блаженство братски во Господе лобзая, от всего сердца приветствуем. Мы получили братское письмо Вашего возлюбленного нами Блаженства от 11 июля прошлого года. С большим вниманием, вместе с нашим Священным Синодом, мы обсудили содержание этого письма в отношении Святейшей Православной Церкви в Польской республике. Обнаруженное Вашим Блаженством большое внимание к делам Польской Церкви и возникшая после Вашего письма уверенность, что настало время и для Святейшей Сестры - Русской Церкви обсудить вопрос об автокефалии Польской Церкви на основании святых канонов и существующей практики, вызывает благодарность к Богу и радость во всем православном мире. Радость эта понятна, потому что с признанием и Русской Церковью необходимости автокефалии Польской Церкви вполне осуществляется каноническое соучастие всех поместных Церквей. Но особенно испытывает радость наш Святейший Вселенский Престол. Он, вследствие своих исторических связей с этой церковной областью и благодаря особенному положению в системе Православных автокефальных Церквей, основанному на святых канонах и продолжительной практике Церкви, а также вследствие обязанности помогать находящимся в затруднении церковным областям, благословил в ноябре 1924 г. автокефалию Польской Православной Церкви, исполнившей все предусмотренные для этого святыми канонами условия. Мы верим, что Ваше Блаженство, с отличающим Вас духом любви Христовой, понимания и братского сотрудничества, а вместе с тем уважения к нашему Святейшему Апостольскому Престолу, примете во внимание, что Блаженнейший Архиепископ Варшавский и всей Польши и возлюбленный во Христе брат Дионисий уже 25 лет тому назад признан всеми Патриаршими и автокефальными Сестрами - Церквами как канонический Глава Польской Православной автокефальной Церкви. Он верно совершал святое свое служение, борясь за сохранение христианской своей паствы в православной вере и добродетели среди окружающих ее различных опасностей и вообще за преуспевание церковных дел в ней. Мы верим, что, принимая во внимание канонический строй, присоедините и Вы братскую свою любовь к Его Блаженству и приложите с своей стороны все силы, чтобы Его Блаженство мог продолжать плодотворное свое служение в Святейшей Сестре -Польской Церкви, число лет которой равно числу лет его архиепископства. Вашего желанного Блаженства возлюбленный во Христе брат, Константинопольский Патриарх Афинагор

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 199 2001 г. 24 ноября. – Письмо Константинопольского Патриарха Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 237 Ваше Блаженство, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, во Христе Боге зело возлюбленный и желанный брат и сослужитель нашей Мерности, господин Алексий, Ваше почитаемое Блаженство братски о Господе обнимаем и сладчайше приветствуем. Нам доставило радость Ваше письмо от 22 июня за 1974, которое с большим вниманием и добрым расположением мы прочитали как наедине, так и на заседании нашего Святого и Священного Синода. С особым удовлетворением отмечаем, что Вы не намереваетесь подробно рассматривать вопрос о законности упоминаемого в нем Патриаршего синодального томоса 1923 г. о провозглашении автономии Эстонской Православной Церкви, конечно, не потому, что имеем сомнения в его законности и действительности, но воспринимая это как указание на правильную, по существу, Вашу позицию, согласно которой нынешние проблемы должны решаться не столько на основании юридической оценки прошлых деяний, приводящей к раздорам, юридическим спорам и к чрезмерному законничеству, сколько на основании спасительных канонических принципов, возвещенных, благодаря просвещающему действию Святого Духа, в божественных и священных канонах и многовековом священном Предании нашей православной Церкви. Среди таких спасительных канонических принципов содержатся и те, применение коих по отношению к Эстонии согласовано обеими нашими Церквами в принятых по икономии решениях 1996 г. С тех пор путем постоянного обмена мнениями и собеседований в духе братского сотрудничества и взаимопонимания мы стараемся найти наилучшие возможные решения по многим и сложным вопросам, которые возникают из-за несовершенства человеческого естества и по вмешательству диавола, не желающего добра и не хотящего мирного улаживания человеческих и церковных дел. Воодушевленные апостольскими словами: «Только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» ( Флп. 3:13–14 ),– мы не обращаем внимания ни на многое неприятное, происшедшее ранее, ни на недоброжелательное отношение прессы, ни на человеческие ошибочные суждения, и, полагаясь на Ваше понимание, от всего сердца молимся Господу, чтобы не были обмануты Ваши и наши надежды, «что путем тесного взаимодействия двух наших Патриархатов и тщательного исполнения достигнутого ими соглашения 1996 г., в особенности второго его пункта, касающегося сотрудничества сторон в деле достижения равенства прав всех православных в Эстонии, включая право на имущество, все раздоры и нестроения в Эстонском Православии будут устранены» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аналогично, как и Тимбо, ведет себя иеродиакон Тихон Горбатенко, который бравирует якобы получаемыми от Вас непосредственно письмами и директивами и также вносит большую смуту в среду верующих людей своими некорректными выступлениями, всячески критикуя все проводимые нами мероприятия, козыряет тем, что он по моем вступлении в должность Управляющего округом меня еще не видел и ни разу не брал у меня благословения. Иеродиакон Тихон представляет собой человека, вся деятельность которого направлена не к созиданию, а наоборот, к разрушению достигнутого с большим трудом умиротворения в среде вверенной мне паствы. Было бы весьма полезно, если бы Вы, дорогой Григорий Иванович, также прислали бы для него небольшое внушение с предложением вести себя несколько корректнее по отношению к своему архипастырю и бывшему духовному отцу (о. Тихон был мною пострижен в монахи и рукоположен в сан иеродиакона). Пишу Вам об этом и прошу Вашего содействия, т. к. полагаю, что это будет много лучше и без всякого шума принесет свою пользу. Земно кланяюсь Святейшему Патриарху и любимой Москве. Бог благословит все Ваши благие дела. Духовно расположенный Ваш богомолец Архиепископ Нестор. 62 137 Святейшему Патриарху Алексию 18 августа 1946 г. г. Харбин Его Святейшеству Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество Всемилостивый Архипастырь и Святейший Отец. С чувством душевного трепета и сыновней покорности приношу вам свою сердечную благодарность за то доверие, которым Ваше Святейшество облекли мое недостоинство, назначив Экзархом Московской Патриархии по Восточной Азии с возведением в сан митрополита. 138 Ваш указ о преобразовании митрополичьего округа в Восточно-Азиатский Экзархат поистине является высоким актом отеческого Вашего попечения об утверждении авторитета Русской Православной Церкви здесь, за границей, на Дальнем Востоке. Указ получен в Харбине 8-го сего августа в 9 часов вечера накануне престольного в приделе нашей Обители Милосердия праздника в честь св. великомученика Пантелеймона и как раз в годовщину объявления войны с Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

См. работу митр. Никифора по укр. вопросу, с. 110–113, проповедь прот. А. Гоцопулоса, с. 9–14, книгу прот. А. Гоцопулоса, с. 55–60. Φειδς. ΣυνοδικΠρξη. Σ. 68, 70. πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχας λξιο, ρ. πρωτ. 1203/26.8.1992. (Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 1203 от 26.08.1992.) πιστολ Οκουμενικο Πατριρχου Βαρθολομαου πρς τν Πατριρχη Μσχα λξιο, ρ. πρωτ. 282/7.4.1997. (Письмо Вселенского Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию, прот. 282 от 7.04.1997.) Φειδς. ΣυνοδικΠρξη. Σ. 28. К. Деликанис. Патриаршие документы ΙΙΙ. С. 234–235. К. Деликанис. Патриаршие документы ΙΙΙ. С. 234–235. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 27–28. К . Деликанис. Патриаршие документы. ΙΙΙ. С . 231–234. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 38. Φειδς. Συνοδικ Πρξη. Σ. 71. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чувашии возведут морг за 41 миллион: что там будет находиться? Пол ТЦ в крови: бывший муж чуть не убил девушку В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/11/26/kratki...

  Адресаты письма не поименованы, но они, разумеется, представляют группу князей, по–прежнему состоящих в союзе с Москвой; они поощряются, в качестве «возлюбленных детей», хранить преданность митрополиту и патриарху. 4) Письмо епископу Алексию Новгородскому, представляющее собой не что иное, как суровую угрозу низложения на двух основаниях: епископ присвоил себе привилегию ношения полиставриона, который был пожалован его предшественнику Василию лишь в качестве личного поощрения, он не повинуется ни митрополиту, ни великому князю Московскому Дмитрию. В этом письме патриарх обращается к Алексию Новгородскому как к епископу, а не архиепископу, намекая, что у того нет преимуществ перед другими викарными епископами Киевской митрополии. Это письмо, должно быть, есть отклик на попытку новгородцев, которые вели ожесточенную борьбу с Ливонским орденом,   искать союза и помощи у Ольгерда, а не у Москвы, которая сама подвергалась нападениям литовских войск. 5) Торжественный акт анафемы против тех князей, которые во главе с тверским князем Михаилом Александровичем, объединились «с нечестивым Ольгердом» (προσετθησαν… τω ασεβε Οργελδω). Эти князья призываются раскаяться перед митрополитом, после чего они автоматически будут прощены и патриархом. 6) Особый акт об отлучения смоленского князя Святослава, которого митрополит Алексий уже «справедливо» предал анафеме (καλς και δικαως ποησας). Безоговорочная поддержка московской политики, содержащаяся в этих письмах, находится в противоречии с другим имеющимся в патриаршем реестре документом, который обнаруживает — в том же 1370 году и, возможно, в том же месяце июне — совершенно неожиданный образ действий Филофея. Речь идет о патриаршем акте, подготовленном канцелярией, — в реестре находится копия, — официально упраздняющем Литовскую митрополию, с последующим переводом литовского «епископа» в подчинение митрополиту Киевскому.   Однако в последний момент патриарх не подписал этот документ: архивист должен был исключить его из реестра и внести объяснительную запись в положенном месте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Велико было смирение отца Алексия. Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что?.. Я — убогий…» — говаривал он. Однажды, заставив духовную дочь вспомнить на исповеди, что она плохо говорила о своей родственнице и не придала этому значения, он сказал ей: «Помни, Лидия, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет». Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывая у него глубокое, искреннее смущение. По хлопотам чудовских сестер в 1920 году Святейший Патриарх Тихон удостоил батюшку награды — права ношения креста с украшениями. Священники и прихожане собрались вечером в храм, чтобы поздравить его. Отец Алексий, обычно улыбчивый, радостный, выглядел встревоженным и огорченным. После краткого молебна он обратился к народу с сокрушением, говоря о своем недостоинстве, и, заливаясь горькими слезами, просил прощения и поклонился в землю. Все увидели, что, принимая эту награду, он действительно чувствовал себя недостойным ее. Истинными духовными друзьями отца Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий. Отец Анатолий приезжавших к нему москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий». Отец Феодосий, приехав как-то в Москву, посетил маросейский храм. Был за богослужением, видел, как идут вереницы исповедников, как истово и долго проходит служба, подробно совершается поминовение, как много людей ожидает приема. И сказал отцу Алексию: «На все это дело, которое вы делаете один, у нас бы в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному это сверх сил. Господь вам помогает». Святейший Патриарх Тихон, который всегда считался с отзывом батюшки в случаях хиротонии, предложил ему взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но по условиям того времени вскоре были прекращены. Отношение духовенства к батюшке было весьма различно. Многие признавали его авторитет, часть пастырей была его духовными детьми и последователями, но немало было и тех, кто критиковал его.

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-alek...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010