Архив Пн Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности 29 января 2009 г. 11:00 Одна из главных святынь Русской Православной Церкви, символ российских первосвятителей — посох митрополита Петра. Деревянный посох (XIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Дважды эта святыня из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Андрей Андреевич Золотов, профессор, занимавший пост заместителя министра культуры СССР (февраль 1990 по февраль 1992 года), советник главного редактора РИА «Новости» , заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств в интервью РИА «Новости» рассказал об уникальной акции — передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. — Андрей Андреевич, в 1990 году Вам выпала честь участвовать в передаче посоха митрополита Петра патриарху Алексию в день его интронизации. Расскажите, что это за посох и чем он так примечателен? — Это посох митрополита Петра, который он получил из рук патриарха Константинопольского Афанасия. После революции, как и многие церковные ценности, он попал в музеи Кремля, где и хранится по сей день, это ценный музейный экспонат. — Как он хранится? — Под стеклом, где поддерживается специальный температурный режим, как и положено храниться музейному экспонату. — В каких случаях посох выносился или передавался кому-либо из Оружейной Палаты? — Он никогда и никому не выдавался, в выставочных экспозициях не участвовал. По крайней мере мне неизвестно, чтобы он выносился до данного случая в 1990 году. Если бы традиция передачи посоха была, то Патриарх мог бы сослаться на это, однако ничего подобного не было. Речь шла об уникальной акции. — Значит, все было не просто? — Да, сложности были. В то время я был заместителем министра культуры Советского Союза (февраль 1990 по февраль 1992 года). На момент избрания митрополита Алексия Патриархом в моем ведении были музеи — Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени Пушкина, Эрмитаж, музеи Кремля и ряд других музеев, библиотека им. Ленина тоже. Министром в ту пору был Николай Николаевич Губенко.

http://patriarchia.ru/db/text/544357.htm...

Другой раз Господь открыл отцу Алексию день смерти Государя Александра II. 1 марта 1881 года отец Алексий совершал Божественную литургию в сослужении иеродиакона Тихона в пещерной церкви преподобного Антония. По совершении проскомидии перед покрытием дискоса и чаши покровцами взор отца Алексия остановился на частице, вынутой в честь Государя Александра II, – частица показалась ему не белой, какими были все прочие частицы, а светло-коричневой, как бы облитой вином. Тогда отец Алексий подзывает иеродиакона Тихона и, не говоря ему ничего о замеченном изменении частицы, спрашивает его, не облил ли он нечаянно при влитии вина в чашу частиц. Иеродиакон заявил, что он вина, при влитии его в чашу, не проливал. Когда же старец Алексий указал ему на частицу Государя и сказал, что она пропитана вином, иеродиакон, посмотревши на частицу, сказал, что он ничего особого в ней не видит и отцу Алексию просто показалось, что она в вине. Отец Алексий замолчал. Здесь же в алтаре случился в это время бывший тогда в лавре на покое игумен Мелхиседек (раньше – Московский протоиерей Михаил, кандидат Московской Духовной академии). Отец Алексий обращает и его внимание на частицу Государя. Игумен Мелхиседек посмотрел на частицу, но она и ему показалась вполне белой, как и прочие частицы, а потом он заявил отцу Алексию: «Это просто у вас в глазах что-то неладно, а частица ничем не отличается от других». К литургии пришел и иеросхимонах Исихий, духовный отец отца Алексия. Тогда отец Алексий подозвал к жертвеннику отца Исихия и показал ему частицу Государя, не говоря ничего о том, что сказали по поводу частицы иеродиакон Тихон и игумен Мелхиседек. Иеросхимонаху Исихию частица показалась не белой, а такой же, как и отцу Алексию казалась, – светло-коричневой. Он взял даже ее в руки, чтобы лучше рассмотреть. После осмотра частицы он заявил: «Это ее иеродиакон облил вином». В великом смущении и скорби отец Алексий кончал Божественную службу. Теперь он не сомневался, что частица не была облита вином, а это было Божие чудо, предзнаменующее какое-либо событие в жизни Государя Александра II. Этим событием оказалась смерть императора, который в этот именно день был убит в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Коммерсантъ " : " Отказываться от автономии зарубежная церковь не намерена " . Глава РПЦЗ митрополит Лавр сообщит об этом патриарху Алексию II. (Интервью с митрополитом Лавром (РПЦЗ)) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_9340.html 14 мая 2004 " Коммерсантъ " : " Отказываться от автономии зарубежная церковь не намерена " . Глава РПЦЗ митрополит Лавр сообщит об этом патриарху Алексию II. (Интервью с митрополитом Лавром (РПЦЗ)) Сегодня в Россию для переговоров с патриархом Алексием II прибывает глава Русской православной церкви за рубежом митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Это первый официальный визит главы Русской зарубежной церкви в Россию за 80-летнюю историю раскола двух частей Русской церкви. От встречи религиозных лидеров будет зависеть, какими темпами пойдет сближение Русской церкви. Своими прогнозами на этот счет митрополит ЛАВР поделился с корреспондентом Ъ ПАВЛОМ Ъ-КОРОБОВЫМ. – Как вы можете охарактеризовать начавшийся этап переговоров между Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) и Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ) – это начало слияния или всего лишь установление дипломатических отношений? – Предстоящий визит, как я надеюсь, станет началом предсоборного процесса, который приведет к разрешению вопросов и проблем, создавших преграды между разными частями Русской церкви вследствие трагедии 1917 года, и восстановлению молитвенно-евхаристического общения через взаимное покаяние в ошибках и заблуждениях, допущенных в тяжелые для церкви годы. – РПЦ наверняка собирается использовать влияние РПЦЗ среди зарубежной паствы в своем противостоянии с Константинопольским патриархатом. Вы сможете помочь в этом Алексию? – Нынешние действия Константинопольского патриархата не соответствуют каноническим порядкам и устройству православной церкви, а именно распространение своей юрисдикции на канонических территориях Русской церкви. Нужно добавить, что и Элладская церковь тоже не согласна с действиями Константинопольского патриархата, не говоря уже о других поместных церквах. Взаимоотношения православных церквей должны способствовать единству православия и всегда должны строиться на взаимном доброжелательстве и братской любви, а не на разного рода властолюбивых притязаниях.

http://religare.ru/2_9340_1_21.html

Документы Письмо епископа Сергиевского Василия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 11.05.2006 17:18 Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество! С великой скорбью, после молитв и долгих раздумий о значении недавних событий, произошедших в Сурожской епархии, пишу я Вам это письмо. Я прошу прощения за то, что оно написано по-английски, однако я не хотел, чтобы оно переводилось на русский язык до тех пор, пока Вы сами его не получите. Принимая свое выдвижение в качестве возможного преемника митрополита Антония, я ясно заявил, что буду стараться руководить епархией согласно его видению. В течение многих лет митрополит Антоний говорил, что трудится во благо «поместной» Православной Церкви Великобритании. Русская традиция была движущей силой православной веры в нашей стране, однако она должна была укорениться в реалиях местной культуры. В результате его усилий община из нескольких сотен человек, существовавшая в Лондоне в 1950-е годы, ко времени его смерти стала небольшой епархией с 30 приходами и евхаристическими общинами по всему Соединенному Королевству. Развитие епархии и ее постепенное вхождение в британский этос шли рука об руку с натурализацией в Британии русских эмигрантов «первой волны». Митрополит Антоний также настаивал на том, что наша епархия всегда открыта для православных христиан любой национальности, и в течение многих лет мы осознавали тот факт, что не являемся чисто «русской» общиной. Православная вера – для всех людей. Кстати сказать, большая часть наших клириков – англоязычные люди, и многие из них также выполняют светскую работу, чтобы поддержать свои семьи. Тем не менее, за последние десять в Британии произошли демографические изменения, полностью изменившие характер присутствия русской православной общины в нашей стране. До падения коммунизма в 1991 году в Сурожской епархии было не более 2 000 – 3 000 человек, для весомого большинства которых родным языком был английский. Но с тех пор в Британию приехали около 250 000 русскоязычных человек из бывшего Советского Союза. В одном только Лондоне их проживает приблизительно 100 000.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   21 травня 2009 р. 18:46 Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. О действенном и искусственном миссионерстве. [Ihmepb " ю] Патриархия.ru публикует интервью архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, возглавляющего Синодальный миссионерский отдел, данное сайту «Православие и мир» о миссии в современной России. 7 травня 2009 р. 15:24 Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? [Ihmepb " ю] Портал Патриархия.ru републикует интервью протоиерея Максима Козлова, профессора Московской духовной академии, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ, данное журналу «Нескучный сад» 5, 2009). 20 березня 2009 р. 13:24 Митрополит Климент: Вся деятельность Церкви направлена на спасение души конкретного человека [Ihmepb " ю] О финансовом положении Церкви в условиях экономического кризиса обозревателю «Известий» рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 29 2009 р. 11:00 Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности [Ihmepb " ю] Дважды святыня из Оружейной палаты передавалась в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Профессор А.А. Золотов в интервью РИА «Новости» рассказал о передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. 26 2009 р. 18:16 Протоиерей Владимир Воробьев: При Святейшем Патриархе Алексии Церковь заговорила полным голосом [Ihmepb " ю] Интервью с ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. 23 2009 р. 15:41 «Было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

поиск:   разделы   рассылка " Коммерсантъ " : " Отказываться от автономии зарубежная церковь не намерена " . Глава РПЦЗ митрополит Лавр сообщит об этом патриарху Алексию II. (Интервью с митрополитом Лавром (РПЦЗ)) Источник:  Сегодня в Россию для переговоров с патриархом Алексием II прибывает глава Русской православной церкви за рубежом митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Это первый официальный визит главы Русской зарубежной церкви в Россию за 80-летнюю историю раскола двух частей Русской церкви. От встречи религиозных лидеров будет зависеть, какими темпами пойдет сближение Русской церкви. Своими прогнозами на этот счет митрополит ЛАВР поделился с корреспондентом Ъ ПАВЛОМ Ъ-КОРОБОВЫМ. – Как вы можете охарактеризовать начавшийся этап переговоров между Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) и Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ) – это начало слияния или всего лишь установление дипломатических отношений? – Предстоящий визит, как я надеюсь, станет началом предсоборного процесса, который приведет к разрешению вопросов и проблем, создавших преграды между разными частями Русской церкви вследствие трагедии 1917 года, и восстановлению молитвенно-евхаристического общения через взаимное покаяние в ошибках и заблуждениях, допущенных в тяжелые для церкви годы. – РПЦ наверняка собирается использовать влияние РПЦЗ среди зарубежной паствы в своем противостоянии с Константинопольским патриархатом. Вы сможете помочь в этом Алексию? – Нынешние действия Константинопольского патриархата не соответствуют каноническим порядкам и устройству православной церкви, а именно распространение своей юрисдикции на канонических территориях Русской церкви. Нужно добавить, что и Элладская церковь тоже не согласна с действиями Константинопольского патриархата, не говоря уже о других поместных церквах. Взаимоотношения православных церквей должны способствовать единству православия и всегда должны строиться на взаимном доброжелательстве и братской любви, а не на разного рода властолюбивых притязаниях.

http://religare.ru/2_9340.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III. Царствование императора Александра II (1855–1867) Еще в начале 1852 года, когда святителю Московскому Филарету пошел семидесятый год от рождения, он писал ректору Московской Духовной Академии, архимандриту Алексию Ржаницыну , 1262 просившему у него проповеди для помещения в академическом журнале – Творения святых отцов, 1263 «пора вам, отец ректор, ожидать от меня более молчания, нежели слова». 1264 Иначе сказать, святитель Филарет, ссылаясь на свои телесные немощи, уже в конце царствования императора Николая Павловича как бы отказывался от продолжения проповеднической деятельности. Действительно, издавна удручаемый разного рода болезнями, особенно ощутительными при его природной слабости телесной, а между тем столько употребив сил на изумительную по напряжению энергии деятельность в предшествующее пол столетие, святитель Московский в праве был так писать, как писал к Алексию. К тому же и голос его, столь необходимый для надлежащего произнесения проповедей, стал мало по малу ослабевать и быть менее звонким, нежели прежде; речь его, от старости и от выпадения зубов, стала также менее внятною для слушателей. По этому святитель мало по малу приходил к сознанию необходимости заменять более или менее пространные поучительные слова более краткими речами, или беседами, или же письмами, которые по содержанию, тону и направления, у него нередко представляют собою почти то же, что проповедь, каковой характер носят на себе иногда и резолюции святителя, так как и при ослаблении телесных сил он до конца жизни сохранил всю бодрость духа, а с другой стороны, как архипастырь, и в старости не хотел оставить без назидания и паству свою и других лиц, искавших у него наставления или нуждавшихся в нем. Этим объясняется, с одной стороны, то, что за время царствования императора Александра II мы имеем от святителя Филарета гораздо меньше проповедей. Нежели за предшествующие царствования, а с другой, то, что в числе слов и речей его за это время, по их последнему изданию (1873–1885), помещены и некоторые письма его, особенно приветственные, к высочайшим особам. Но и к другим лицам многие письма его могут быть названы поучениями, только не по строгой форме проповеди составленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Документы Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 18.05.2006 13:51 События последних трех недель были весьма печальны для огромного количества людей, и я выражаю вам признательность за вашу стойкость. Ясно, что нужно ответить на ряд вопросов, которые люди задают по поводу текущей ситуации в Сурожской епархии и по поводу моих недавних действий. Также налицо серьезное беспокойство по поводу того, как вести себя в текущей ситуации, и требуются руководящие указания на этот счет. Они появятся в следующем письме.   Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату?  Я предпринял эти действия, потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее " нормальной " епархии за пределами России. То есть епархии, напрямую подчиненной Отделу внешних церковных связей (ОВЦС), первоочередной заботой которой будут недавно прибывшие из бывшего Советского Союза.  Однако митрополит Антоний никогда не намеревался создавать " нормальную " в этом смысле епархию. Его мечтой была епархия, которая была бы обращена к внешнему миру, которая была бы интегрирована в местную культуру и была бы способна нести истину Православия, " Благую Весть " Православия, народу той страны, в которой она находится. На самом деле, если бы он не работал над тем, чтобы создать такую епархию, ни один из нас не был бы сегодня частью Московского Патриархата.  Как я сказал в своем письме к Патриарху Алексию, епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании. Приходы в Дублине и в Манчестере уже были выведены из епархии и переданы под прямое руководство Москвы, для того чтобы они могли посвятить себя в первую очередь недавно прибывшим. Поэтому я предложил, что членам Сурожской епархии, которые преданы идее митрополита Антония, следует позволить идти тем же путем, что и та группа на континенте, которая наиболее близко соответствует Сурожской епархии: Экзархат русских православных приходов в Западной Европе, который существует с 1931 года и который также является – если не административно, то в плане традиции – частью Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Резолюция участников заседания, посвященного Концепции профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви Итоговое обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II участников заседания Круглого стола " Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма в Русской Православной Церкви " 31.01.2008 943 Время на чтение 19 минут Московское общество православных врачей Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Отделение наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Национальный научный центр наркологии Исх. N 388/04 от 15.01.2008 года Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Ваше Святейшество! 15 декабря 2007 года с 10:30 до 18:00 в конференц-зале Национального научного центра наркологии прошло заседание Круглого стола " Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви " . Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей (председатель - д.м.н., проф. А.В.Недоступ), научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель Центра - д.м.н., иеромонах Анатолий (Берестов)), Отделение наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (президент Академии - В.Г.Шевченко), Национальный научный центр наркологии (директор - Н.Н.Иванец). В его работе приняли участие врачи психиатры и наркологи из некоторых субъектов Российской Федерации, священнослужители Русской Православной Церкви и помогающие им светские специалисты, занимающиеся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением, посетители московских групп взаимопомощи " Анонимные Алкоголики (АА) " , " Анонимные Наркоманы (АН) " , " Анонимные Игроки " , а также представители средств массовой информации и сотрудники федеральных служб и ведомств, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных и общественных организаций, работающих в сфере профилактики алкоголизации и наркотизации населения, реабилитации и ресоциализации алкоголь- и наркозависимых лиц.

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/31/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010