Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Из блокадной жизни архимандрита Доримедонта (Чемоданова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов; 1871–1950) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который до самой смерти нес послушание «гробового» монаха при мощах преподобного Сергия. Да этого – с 1929 года и до конца войны – он жил в Ленинграде у племянника, по праздникам сослужил митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Случай, о котором пойдёт здесь речь, произошёл в голодные годы блокадного Ленинграда... У отца Доримедонта (Чемоданова) был исключительной доброты племянник Иван Михайлович, который работал поваром при госпитале в блокадном Ленинграде и по мере сил помогал голодавшим блокадникам. Однажды на набережной Невы он увидел бежавшую к воде молодую женщину. Он успел ее остановить, и та в слезах объяснила, что не может больше смотреть на своих умирающих от голода малолетних детей. Иван Михайлович утешил ее и пообещал помогать. Иван Михайлович увидел бежавшую к воде молодую женщину и успел ее остановить Вскоре отец Доримедонт и его племянник подверглись серьезному искушению. Через своего дядю Иван Михайлович передал буханку хлеба голодавшему митрополиту Алексию. Оказалось, что за батюшкой следили, и во время передачи отца Доримедонта арестовали и, определив в отряд смертников, отправили копать заградительные траншеи. В это время произошло чудо. Спасенную Иваном Михайловичем женщину с детьми нашел потерявший их муж и отец семейства, который оказался генералом. Дом, где жила его семья, попал под бомбежку, и генерал долго не мог найти свою родню. Когда долгожданная встреча состоялась, женщина рассказала, что они с детьми остались живы лишь благодаря Ивану Михайловичу. Генерал в знак благодарности предложил любую помощь. Племянник поведал о положении дел отца Доримедонта. Вмешательство генерала помогло батюшке избежать расстрела. После войны митрополит Алексий, став священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, предложил отцу Доримедонту с Иваном Михайловичем перейти в обитель. Архимандрит Доримедонт отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре. Был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада. В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена останки подвижника были перенесены на Северное городское кладбище. Рейтинг: 10 Голосов: 656 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 мая 2022, 11:06 Слава Богу за всё! Спасибо за статью! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146038.html

Ю.П.Ковеленов передал Святейшему Патриарху Алексию диплом и символический знак Премии, и, вместе с этим, торжественно вручил Предстоятелю Орден Мира, I степени, как истинному миротворцу России. Святейшему Патриарху были также вручены два сертификата об увековечении имени кавалера ордена «Меценаты столетия» на территории комплексов «Добрый ангел мира» в городах Новозыбков (Брянской обл.) и Фролово (Ростовской обл.). По поручению жителей города Новозыбков, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II был передан мешочек с землей комплекса «Добрый ангел мира» в городе Новозыбков. Святейший Патриарх Алексий сердечно поблагодарил представителей российской общественности за высокую оценку его вклада в дело мира. «По Промыслу Божию, с момента возглавления мною Русской Православной Церкви, на мою долю выпала задача возрождения Церкви, подвергнутой репрессиям в течение 70 лет, возрождения духа народа, нравственных и духовных основ жизни людей, - сказал Святейший Патриарх Алексий. - Не я один, но с помощью многих моих помощников, общественности, все вместе мы многое смогли сделать. На Всемирных Русских Соборах сегодня затрагиваются самые актуальные проблемы современности, самые болевые точки. Там же и намечаются пути преодоления проблем. Еще не все из намеченного сделано. На протяжении нескольких лет ведется непростая дискуссия с Министерством образования по вопросу введения в учебную программу факультативно, по желанию детей и родителей, Основ православной культуры. По моему убеждению, каждый культурный человек должен знать основы и историю своей культуры. В процессах глобализации Россия должна сохранить свою индивидуальность и традиции, язык, культуру и отеческую веру. Я благодарен вам за переданные знаки. Эти награды - высокая оценка деятельности всей Русской Православной Церкви, которая на протяжение всей истории была со своим народом и в радостях, и в бедах. Так было, и так будет всегда». 23 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/21464.html

III. стр. 179 – письмо от 31 декабря 1857 года. 1293 Митр. Григорий, как сообщает сам Филарет архим. Антонию, возвратил ему «официальное о сем отношение, непоказанное никому другому». Письма Антонию т. IV, стр. 137. 1295 Там же; ср. письмо м. Филарета к синодальному обер-прокурору, А. П. Толстому. Собр. мн. и отз. т. IV, стр. 306. 1298 Собран. мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 562–563. Теже самые мысли м. Филарет высказывает и в письме к преосвящ. Алексию, написанном не много спустя после записки. См. Письма к Алексию, стр. 257. 1304 Собран. мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 641–642. В то же время по поводу этих ответов преосвящ. Иннокентия м. Филарет писал частным образом синодальному обер-прокурору Ахматову: «преосвященный Иннокентий по своему духу и подвигам есть муж апостольский, но, осмеливаюсь сказать, Иркутская семинария не довольно доставила ему пособий для суждения о предметах канонических и исторических строго осторожного». Письма Высоч. Особ. ч. II, стр. 265. 1309 У нас была под руками копия этой записки в рукописи Библ. студ. казан. дух. акад. В сокращенном виде, с опущением наиболее резких выражений относительно православной церкви и иерархии, она напечатана в журнале «Истина» (кн. 70, стр. 1–57) под заглавием: «Записка о свободе русских обрядовых толков». В рассматриваемой записке просительным пунктам единоверцев, представляющих условия организации церкви всестарообрядской (отдельно эти пункты напечатаны также в Чтен. Общ. истор. и древн. 1870 г. кн. 2, отд. V, стр. 143––146 – под заглавием: «Правила единоверцев об учреждении в России старообрядческой иерархии»), предшествует обширное введение, «исполненное, по выражению м. Филарета (Собр. мн. и отз. т. V, ч. 2, стр. 633), превратными истолкованиями учений и исторических событий и оскорбительными суждениями о православной церкви, иерархии и правительстве». 1310 Прошения Екатеринбургских и Московских единоверцев мало рознятся между собою и с заключительными пунктами всеподданейшей записки. Этими прошениями мы пользовались также в рукописи Биб.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Обращение Межрегионального союза национально–культурных объединений кряшен к патриарху Алексию II и президенту Владимиру Путину Другую не менее важную тему поднимает " Время Новостей " в материале Кирилла Василенко " Младшие братья по вере. Патриархия просит признать кряшен отдельным народом " . В статье автор приводит достаточно большой этнографический материал о кряшенах и о самой сути давнего конфликта, который, как полагает автор, казался практически разрешенным, если бы не жесткая позиция по отношению к этому вопросу президента Татарстана Ментимера Шаймиева. Как известно, Межрегиональный Союз национально–культурных объединений кряшен, борющийся за этническое самоопределение этого небольшого народа, проживающего в Татарстане, обратился к президенту России и Патриарху Алексию II, (напомним, что по вероисповеданию кряшены являются православными) с просьбой содействовать в получении кряшенами статуса отдельного народа. В обращение к Патриарху, переданному в " Интерфаксе " , сообщалось об открытых призывах в адрес кряшен отвергать православие и принимать ислам. В этой связи кряшены выражают надежду на то, что молитвы Патриарха, а также его мнение и голос " в защиту святого права выбора веры позволят окончательно восстановить статус кряшен как самостоятельного народа в семье других братских народов России " . Такая ситуация, свидетельствуют авторы письма, не изменилась даже после заявления Алексия II, в котором он " обратил внимание на далекий от нормы уровень межнациональных и межрелигиозных отношений в республике Татарстан " , сообщается на сайте NEWSru.com. Служба коммуникации Московской патриархии заявила, что поддерживает желание кряшен обрести независимый национальный статус, а также и о том, что промедление властей в этом вопросе является ошибкой. Весьма вероятно, что вмешательство в этот конфликт РПЦ, приведет к дальнейшему обострению конфликта. СМ.ТАКЖЕ авторы: Александр Петров ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 28.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 8 /Русофобия " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_6211.html

   Но мир этим не был достигнут, и в 1373 г. патриарх принужден был послать на Русь по тому же делу нового апокрисиария, иеромонаха Киприана. Этот апокрисиарий так повел дело, что еще при жизни св. Алексия сам был поставлен митр. Киевским и всея Руси. Как Киприан, будучи славянином по происхождению, попал в число патриарших чиновников, это объясняется вероятно его происхождением из знатной болгарской фамилии Цамвлаков, некоторые члены которой занимали при КПльском дворе высокие должности. А каким образом он очутился на кафедре русской митрополии при живом митрополите, это уже объясняется его личными дипломатическими способностями и излишне гибким моральным поведением КПльской патриархии.    Прибыв на Русь и сообразив все наличные обстоятельства порученного его разбору дела, Киприан нашел возможным сам добиться русской митрополии с помощью противников Москвы. Он сразу же повел предательскую политику по отношению к митр. Алексию, а для того, чтобы его коварные замыслы не обнаружились раньше времени, отослал от себя в КПль данного ему патриархом сотоварища. Митр. Алексий сам было хотел поехать в КПль для оправданий, но Киприан отклонил его от этого намерения, обещая с своей стороны привлечь к нему милости патриарха. Из Москвы Киприан, одаренный митрополитом, переехал для продолжения своей «миротворческой» миссии в Литву. В среде литовских князей он встретил самую горячую вражду к митр. Алексию и желание отделиться от него, а если можно, то и захватить в свои руки принадлежавшую ему церковную власть над всей Русью. Киприан не замедлил принять сторону Ольгерда, вошел в его доверие и был облюбован им, как наилучший конкурент московскому митрополиту. Составился план: обвинить и низложить митр. Алексия, а на его место возвести Киприана с тем, чтобы он и фактически был Киевским, т. е. жил в Киеве или в Литве и отсюда управлял всей Русью. Сам же Киприан был и автором грамоты, с которой он отправился к патриарху; здесь возводились тяжкие обвинения на митрополита московского и, с легкой руки Казимира, повторялась угроза достать на Литву митрополита у латинской церкви, если не будет поставлен Киприан. Патриарх Филофей и вообще греки того времени не склонны были признавать принцип параллелизма между независимостью церковной и политической, по их тогдашним отношениям к церквам сербской и болгарской, но Филофей уже раз допустил с своей точки зрения непоследовательность, учредив Галицкую митрополию, и теперь не имел оснований восставать против требований Литвы. Патриарх мог утешить себя в данном случае только тем, что единство митрополии имело восстановиться и под властью литовского кандидата. Дело устроилось при преемнике Филофея — патриархе Макарии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

За заслуги Патриарха перед столицей Новгородчины ему было присвоено звание ‘Почетный гражданин Великого Новгорода’. Этого звания он был удостоен за большой вклад в духовное и нравственное возрождение Новгородской земли. 16 августа. ПРАВМИР. В Великом Новгороде установят памятник покойному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Торжественная церемония открытия памятника запланирована на начало сентября, сообщает Интерфакс-Религия. За заслуги Патриарха перед столицей Новгородчины ему было присвоено звание «Почетный гражданин Великого Новгорода». Этого звания он был удостоен за большой вклад в духовное и нравственное возрождение Новгородской земли. До избрания патриархом Алексий II с 1986 по 1990 годы возглавлял Ленинградскую и Новгородскую епархию и много сделал для возвращения древнейшей в России Новгородской епархии самостоятельности. Он лично подписывал акты о передаче епархии древнейшего православного храма России — Софийского собора и других значимых святынь, в том числе Покровского собора, который стал в 1989 году вторым действующим храмом Великого Новгорода. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-velikom-novogorode-u...

1. Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией. 2. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии. 3. За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки. 4. При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения. 5. Считать яко не бывшими, до дополнительного рассмотрения дела, прещения или административно-дисциплинарные меры в адрес священнослужителей, если таковые имели место или воспоследуют в связи с подписанием обращений к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси или организацией подписания таковых обращений.   ЖУРНАЛ 8 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о включении в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая расширение сферы ответственности и возросшую роль Финансово-хозяйственного управления в осуществлении многообразной управленческой, проектной, строительной, хозяйственной деятельности в общецерковном масштабе, ввести в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата — с последующим утверждением этого решения на очередном Архиерейском Соборе.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом Раменский быть архимандриту Алексию (Турикову), секретарю Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Глава Финляндской Православной Церкви архиепископ Герман (Аав) 28 апреля 1960 г. отправил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I письмо, в котором сообщал об утверждении при богословском факультете Университета города Хельсинки специального православного научно-исследовательского института. Фактором, тормозящим открытие, стало отсутствие необходимой научной литературы, и архиепископ просит священноначалие Русской Православной Церкви оказать содействие в приобретении необходимых книг, «в частности, из области церковной истории, догматического богословия и канонического права, литургические тексты, специальные исследования по отдельным важным вопросам и научно-богословские периодические издания (на русском и греческом языках, а также на разных западноевропейских языках)» . В качестве результата оказания помощи владыка Герман привел развитие православной науки и «достижение возвышенной цели Святой Церкви» . Святейший Патриарх Алексий I рассмотрение данного вопроса поручил ректору Московской Духовной Академии протоиерею Константину Ружицкому, который 8 мая подготовил докладную записку. В ней предлагалось: 1. Создать особый денежный фонд для приобретения и дальнейшего копирования редких, но необходимых книг и пособий для их дальнейшей передачи в Университет Хельсинки. 2. Часть книг можно заимствовать из библиотек Московской и Ленинградской Духовных Академий. 3. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры мало используется ее насельниками, поэтому некоторые книги можно будет из нее взять . На основании данной докладной записки архиепископу Герману 25 мая 1960 г. было отправлено письмо: «Специальная комиссия в Московской Духовной Академии занята выделением возможных богословских книг из библиотек Московской и Ленинградской Духовных Академий и Лаврской библиотеки, после чего последует передача этих книг в адрес, указанный Вашим Высокопреосвященством» . В январе 1961 г. последовал обмен письмами между Объединенным комитетом христианских студенческих организаций Финляндии и Московской Патриархией с целью развития дружеских отношений между студентами разных стран в духе христианской любви . Из данной переписки становится видна заинтересованность финской христианской молодежи в жизни христианской молодежи Советского Союза, особенно это касалось учащихся духовных школ. В письме от 18 января 1961 г. прямо говорится: «Мы очень интересуемся жизнью, учебой, студенческим делом, социальными и прочими условиями студентов Московской и Ленинградской духовных академий и просим написать нам о них. В свою очередь мы расскажем о жизни и деятельности студентов нашей страны» . Интересно, что в Объединенный комитет, помимо преобладающего числа финских лютеран, входили и православные граждане Финляндии, членом Комитета был заместитель председателя Союза православных студентов, секретарь приходского совета Покровской общины Андрей Саарло .

http://bogoslov.ru/article/5697574

В ответ на это предложение преосвященный Савва в тот же день 9-го числа отвечал г. прокурору Московской Синодальной конторы: «Ваше Сиятельство, Милостивый Государь! Вследствие почтенного письма Вашего от 6-го сентября за 1597, имею честь препроводить к Вашему Сиятельству составленного и изданного мною Указателя для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) Ризницы: 1) на русском языке 50 экземпляров и 2) на французском – 10». 13-го числа преосвященный Савва обратился в Синод с прошением следующего содержания: «В ноябре прошедшего 1894 г. успешно совершено было в Москве оперативное лечение катаракты моего левого глаза. Ныне такого же лечения требует мой правый глаз, – для чего мне необходимо снова отправиться в Москву. Посему почтительнейше испрашиваю разрешение Святейшего Синода отправиться для изъясненной надобности в Москву на 28 дней». 17-го числа преосвященным Саввою получено было письмо, из Сергиева Посада, от ректора Московской духовной Академии архимандрита Лаврентия 516 , следующего содержания: «Приношу Вашему Высокопреосвященству глубокую, сыновнюю благодарность за благословение и книгу «Письма Митрополита Филарета к Архиепископу Алексию». Помолитесь о мне Богу: Вы, по опыту знаете, как трудно место, на которое угодно было Владыке меня поставить, но теперь оно еще труднее стало, а я немощен был и стал еще немощнее. Прошу Вашего благословения и целую Вашу архипастырскую руку». 18-го числа преосвященный Савва получил из Москвы от прокурора Московской Синодальной конторы князя А.А. Ширинского-Шихматова письмо следующего содержания: «Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять глубокую мою признательность за пожертвованные Вами в Синодальную Ризницу шестьдесят экземпляров составленного и изданного Вашим Высокопреосвященством Указателя этой ризницы, каковые экземпляры мною получены при письме Вашем от 9-го сего сентября за 479». 24-го числа писала преосвященному Савве председательница Археологического Общества графиня П.С. Уварова следующее: «Позвольте мне обеспокоить Вас вопросом касательно Муромского древнего Рождественского собора, в котором насколько я знаю, Вы некоторое время служили. Будьте добры сообщить, были ли его внутренние стены облицованы древними фресками и что Вы знаете об их уничтожении? Ныне поднимается вопрос об их восстановлении, но я решительно не могу дать себе отчета, возможно ль надеяться найти их следы, хотя мне помнится, что граф сообщал мне о существовавших фресках. Ответ Ваш покорнейше прошу направить на мое имя в г. Муром, в село Карачарово, где нахожусь я. Поручаю себя молитвам Вашим и прошу принят уверение· глубокого уважения и преданности».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3. Епископом Красногорским, викарием Московской епархии быть епископу Иринарху, освободив его от управления Пермской и Соликамской епархией. 4. Преосвященным Пермским и Соликамским быть митрополиту Мефодию, освободив его от управления Астанайской и Алма-Атинской епархией и выразив ему благодарность за понесенные труды. 5. Преосвященным Астанайским и Алма-Атинским быть архиепископу Александру, освободив его от управления Костромской и Галичской епархией и выразив ему благодарность за многолетнее служение на кафедре. Благословить Преосвященному архиепископу Александру временное исполнение обязанностей Председателя Отдела по делам молодежи. 6. Преосвященным Костромским и Галичским быть архиепископу Орехово-Зуевскому Алексию, викарию Московской епархии, освободив его от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, с сохранением за ним должности председателя Синодальной Богослужебной комиссии. 7. Председателем Синодальной комиссии по делам монастырей быть викарию Московской епархии архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.   ЖУРНАЛ 6 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании Синодального отдела по тюремному служению. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями. 2. Председателем Синодального отдела по тюремному служению назначить епископа Красногорского Иринарха. 3. На следующем заседании Священного Синода принять положение о Синодальном отделе по тюремному служению.   ЖУРНАЛ 7 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании Патриаршего совета по культуре. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать под председательством Патриарха Московского и всея Руси Патриарший совет по культуре, в компетенцию которого включить вопросы диалога и взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1106470.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010