Никон отдал без всякого прекословия, и мантия и посох отправлены были в Москву с одним ферапонтовским иеромонахом, а сами архимандрит Иосиф и полковник Шепелев с стрельцами остались жить при Никоне для охраны его впредь до государева указа . Одновременно с тем, как происходило низложение Никона, делались распоряжения об изъятии из-под его власти всех трех монастырей, которыми он владел прежде. На другой же день после словесного над ним приговора, т. е. 6 декабря, уже послана была в Иверский монастырь царская грамота архимандриту Филофею и наместнику Паисию, чтобы они не слушались ни в чем поставленного Никоном строителя, старца Евфимия, и не давали ему никакой воли ни в монастырской казне, ни в монастырских вотчинах, равно как и никому другому, если еще кого пришлет Никон, а сами заведовали всем впредь до государева указа и чтобы теперь же оба прибыли в Москву, взяв с собою старца Филагрия с товарищи, которых прислал Никон в Иверский монастырь под начало. А 12 декабря, когда был прочитан и письменный приговор над Никоном, от патриархов и всего Собора с соизволения государя последовал приказ новоспасскому келарю Варлааму да подьячему Авдию Федорову, чтобы они ехали в Крестный монастырь и сделали там подробную перепись всего имущества, монастырского и церковного, всей братии и службников, всех монастырских вотчин и прочих владений и, переписав, приказали ведать всем этим местному архимандриту, келарю, казначею и соборным старцам впредь до указа государева, а отнюдь не слушаться тех, кого будет присылать Никон; чтобы выслали в Москву из Крестного монастыря старца Евстратия и других, битых Никоном и сосланных туда из Воскресенского монастыря, и чтобы допросили иноков, службников и крестьян, которые по приказу Никона были биты кнутьем, или какими пытками пытаны, или у кого руки и ноги ломаны, и взяли у тех людей сказки за руками их духовных отцов, и скоро прислали в Москву. Такое же распоряжение сделано было и относительно Воскресенского монастыря . Патриархи, судившие вместе с Собором и осудившие Никона, сочли долгом уведомить об этом двух других патриархов, не присутствовавших на Соборе.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матвеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бтдно, иже кому гнев царьский понести. – Ср.: Пр. 16:14; 19: 12; 20:2. ...все мое видел от приставов, яко же от первых, тако и ныне. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нем сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексеевич Шепелев (см.: Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третим – Самойло Шайсупов (о нем см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отец ваш Небесный щедр есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с вестью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государыне царице во всю сороковицу и Канон пел... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Светлой недели, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовом монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стаю... – Царевич Алексей Алексеевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привез – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627 – 1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653 – 1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь этот день Никон провел у себя на архангельском подворье и старался быть спокойным, занявшись чтением любимых им толкований Златоуста на послания ап. Павла. Но злобный Сергий и тут не хотел оставить в покое злополучного патриарха. Сняв с себя камилавку и нахально развалившись на скамье против Никона, он всячески старался досадить ему насмешками и издевательствами. «Сергий, сказал наконец выведенный из терпения патриарх, перестань лаять на нас как наученный этому пес». Но Сергий не унимался. За вечерним богослужением в церкви подворья монахи Никона по-прежнему поминали его патриархом. Сергий поднял шум по этому поводу, но монахи его не слушались. Это был последний день, проведенный Никоном в Москве, накануне отправления его в далекую ссылку. На следующий день, 13 декабря, рано утром явился к Никону царский окольничий Родион Стрешнев. Царь послал с ним бывшему собинному другу денег, шуб собольих и лисьих на далекий путь и просит у него благословения себе и своему семейству. Эта просьба царя ясно показывала, как он был непоследователен в своих отношениях к опальному патриарху. Допустив осуждение Никона на соборе и сам явившись его обвинителем, он начал теперь жалеть Никона и сомневаться в законности его низложения. Благочестивый и совестливый Алексей Михайлович, прося у Никона благословения, становился в противоречие с соборным приговором. Это двойственность в отношениях царя к опальному патриарху можно наблюдать во все последующее время ссылки Никона. Недовольный царем Никон на отрез отказался от его даров и не согласился дать ему благословение, не смотря на усиленные просьбы царского посла. «Если бы благоверный царь желал от нас благословения, то не оказал бы нам такой немилости», говорил огорченный патриарх. Тотчас по уходе царского посла пришел к Никону стрелецкий полковник Аггей Шепелев с заявлением, что по указу его царского величества он должен немедленно препроводить патриарха в назначенное ему место ссылки – Ферапонтов монастырь. Пока полковник ходил распорядиться насчет лошадей для опального патриарха, к Никону явились посланники от вселенских патриархов и собора с приказанием возвратить клобук и панагию, которые хотя и были сняты с него накануне, но не были окончательно отобраны «страха ради всенародного». Никон беспрекословно приказал монахам выдать просимое. Между тем полковник успел добыть лошадей для Никона: они были приведены из царской конюшни и поспешно запряжены в возок Никона, в котором патриарх приехал из Воскресенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

— Господи! Верую, что хлеб есть Тело Твое! И тотчас кусок кровоточащего мяса стал по виду обычным хлебом. После причащения два старца-скитянина, поблагодарив Бога за чудо, сказали своему собрату, обретшему веру: — Бог знает, что люди не могут употреблять сырое мясо, и поэтому Он прикрыл Свое Тело видом хлеба, а Кровь видом вина. Святые отцы I Вселенского Собора, следуя точному смыслу Священного Писания, сообразуясь со Священным Преданием и подкрепляясь в своей вере общеизвестными чудесами, указали христианам, с каким душевным расположением необходимо приступать к Святому Причащению: «На божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего воскресения» 17 . Что происходит, если человек приступает к святой чаше, не имея истинной веры? Если он делает это злонамеренно, на него обрушивается гнев Божий; если без злого умысла — Господь различными способами вразумляет его. Расскажем об одном из таких случаев. В XIX веке Россию захлестнули волны так называемых либерализма и гуманизма, однако государственная власть в это время еще строго следила за тем, чтобы православные граждане империи хотя бы раз в год приступали к причастию. Причем элемент принуждения в этой заботе правительства о спасении своих подданных иногда граничил с кощунством. Однажды в Великий пост воспитанников Пажеского корпуса стройными шеренгами вели в храме к святой чаше. Дмитрий Шепелев, юноша, просвещенный «передовыми» идеями того времени, поделился с шагавшим рядом с ним товарищем своим мнением о происходящем: хоть его и заставляют причащаться, он всё равно не верит в то, что в чаше — Тело и Кровь Христовы. С таким настроением Дмитрий и принял Святые Дары. Однако во рту вместо хлеба и вина он ощутил вкус мяса, и холодный скепсис его ума мгновенно улетучился под напором ледяного ужаса, охватившего неверующую душу. Онемев, Дмитрий застыл перед священником не в силах проглотить Частицу. Священник заметил, что с юношей произошло нечто необычное, и попросил его войти в алтарь. Здесь, придя немного в себя, с Частицей во рту Дмитрий покаялся в своем сомнении и только после этого смог проглотить преподанные ему Святые Дары.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

В обоих посланиях своеобразно реализовалась характерная для древнерусской деловой письменности традиция приложений и дополнений 274 . Так, в русле традиции в непринуждённой манере добавлять к уже законченному письму забытые сведения, краткие замечания и выносить их за границу основного текста находится приложение в послании Никона царю 1667 г. После выражения, напоминающего народную поговорку, которым завершается послание. Никон делает две приписки; «Конец, а терпению нашему Святый Богъ дасть венец. Аминь. Агй Шепелев, что взял запасу с Москвы, то все себ побрал, я не имал ничово, ей, тако. О бумаге и о чернилах, Господа ради, никово не истяжи – своя с Москвы. А инова никакова дла не писано никуда, яко тако истина есть» 2, л. 184), Письмо Никона 1671 года завершают три приписки; первая – в русле рассмотренной выше традиции: «Свидетельствую своею бедною рукою и страхом Божиим. Аминь. О писме, великий государь, не покручинься, Господа ради, что худо и не исправлено. То и черное и белое, у себя иного не оставил, а се мало вижу». Второе добавление относится к другой традиции приложений, когда завершающий совет выносится за концовку поучительного послания духовного лица: «Богъ Отецъ о имени Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, молитву приемлет и просимое дает, яко же свидетельствует слова истина: „Аще, – рече, – чего просите о имени Моем от Отца Моего, дасть вамъ“ ( Ин. 16:23 ). Сего ради и аз о имени Христа Бога и святаго ради Рождества Его прошу. Не премолчи о нашемъ к тебе, великому государю, прошении, да не в суд ти будет писание се и прошение наше». Наставление, которым завершается послание Никона, вероятно, для большей выразительности, дидактического и эмоционального воздействия на адресата дано в виде евангельской цитаты. Заключительная фраза – традиционна для эпистолярного жанра и представляет собой рифмованную конструкцию, к которой патриарх Никон прибегает часто в посланиях к современникам 275 : «Здравъ буди и насъ, сирыхъ, во царствии своемъ не 7, л. 203).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Но замечательнее всех вкладов того времени, следующий: «1733 года, Июня в 20 день, принял я Оптина монастыря иеромонах Иосаф, да слуга Артемий Лаврентьев, приняли мы у калужанина посадского человека, у Филимона Пантелеева сына Мельникова, которое прислано сукно, на ряски, за поминовение Его Императорского Величества 16 43 аршина, которое послано от капитана Шепелева». Дальнейшая история обители, до 1750 года, вообще мало известна. Из вкладной книги узнаем, между прочим, что в 1741 г. началось строение деревянной колокольни, 1750-й год ознаменовался важным для Пустыни событием, – заложением нового соборного храма. Первый собор, воздвигнутый еще в 1689 году, по недостатку внешних пособий, пришел с течением времени в такой упадок, что в нем с трудом совершалось богослужение. Поддержка храма, как мы уже видели, составляла главную заботливость настоятелей. Наконец, Господь призрел на их усердие и немощь: в 1750 году, (как значится во всех позднейших описях), начато сооружение и ныне существующего каменного соборного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами, от южной стороны – преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, с северной – великомученика Феодора Стратилата. Главным деятелем в этом благом деле является незабвенный по своему благочестию и усердию к православной церкви вельможа, обер-гофмаршал Дмитрий Андреевич Шепелев 17 , сын того стольника Андрея Петровича Шепелева, который, как мы видели, принимал деятельное участие в построении первого соборного храма в 1689 году и в восстановлении обители в 1727 году. Подробности построения храма неизвестны. К сожалению, мы даже не можем назвать настоятеля, который, без сомнения, подъял немалые труды при совершении этого богоугодного дела. Строение продолжалось не более 9 лет. В 1759 году храм уже был готов вчерне, и в том же году освящен предел Пафнутия Боровского чудотворца в теплой трапезе, при Иларионе, епископе Сарском и Подонском; но внутренность главного храма оставалась неотделанной до 1768 г., чему причиной была ранняя кончина храмоздателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

паче всякого убийцы и душегубца пристав зело зело и не даст никому милостыни подати, аще прежде сам ударен будет, то и милостыню отимет, и хотящаго милостыню подать обещестит и уранит; а что емлет з городов и из монастырей нас, то сам себе емлет и в дом свой отсылает всякие запасы. А сам безпрестана со псами за заецы. И конюшей двор псарником сотворил. И кричит часто в голосы за собаки, и в литавры бьет часто. Как ты, великий царю, разсудишь? А двор конюшей от святых ворот 20 сажен. А на святых воротех две церкви. К тем я, грешной, прихожу и слышати того беснования не могу. Сего ради возвещаю ти, яко тако истина есть. А ино злодейство ево оставим писать. Аще время придет, возвестим. всесовершен без всякого умаления, и зело ми ругается, сложася с приставом. Аще годно есть тебе, великому царю, да будет терплю во имя Господне, зане писано есть: бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет Конец, а терпению нашему святый Бог даст венец. Аминь. Агей Шепелев, что взял запасу с Москвы, то все себе побрал, я не имал ничово, ей, тако. О бумаге и о чернилах. Господа ради, никово не истяжи – своя с Москвы. А инова никакова дела не писано никуда, яко тако истина есть. Примечания Л. 175 Седяи во тьме и сени смертней, окованый нищетою и железы... – Ср.: Пс. 106:10 . «Бог ны посланники последния яви...» ...Не срамля твое благородие сия пишу. – Ср.: 1Кор. 4:9 – 14 . Якоже и инде той же апостол крепце похвалюсь о немощех моих ... Благоволю и яз в немощех моих и злостраданиих... – Ср.: 2Кор. 12:5, 9, 10 . ...елико внешний наш человек озлобляет, толико внутренний обновляется. – Ср.: 2Кор. 4:16 . ...якоже богословнейший Григорий глаголет: «Ратник есть слуху преумножение слово» – Г ригорий Богослов, Назианзин (IV в. н. э), ранневизантийский церковный деятель и мыслитель, проповедник и поэт. Слова, процитированные патриархом Никоном как принадлежащие Григорию Богослову , ярко выражают одну из ключевых идей ранневизантийской литературы – идею молчания. Григорий Назианзин хотел воздать Богу как абсолютному бытию «безмолвствующее славословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У Яновского показано 4 сына: Корнилий, Василий, Феодор, 5-ти лет, и Леонтий, Феодор и есть то лицо, которому судьба готовила в будущем Александро-Невскую архимандрию 44 . Таким образом, годом рождения архимандрита Феодосия следует считать 1674-ый или 1675-ый год, а мирское его имя было Феодор Михайлович Яновский. О старших братьях архимандрита Феодосия сведений не имеется. Младший брат Леонтий, бывший моложе архимандрита Феодосия на 4 года, служил впоследствии в Рязанском драгунском полку, а потом был драгуном Смоленского гарнизона 45 . Ему, по ходатайству архимандрита Феодосия, отданы были, вместе с Феодосием, в 1719-м году, описные деревни в Мещовском уезде, в Недоходовском стану, село Ольха да деревня Воробьевка с пустошьми, по переписным книгам 19 дворов. В 1725-м году, когда звезда архимандрита Феодосия, вознесшая его на архиепископство Новгородское, закатилась и он был лишен сана, все эти деревни были отписаны на Ее Императорское Величество. 26-го сентября 1725-го года гофмаршал Шепелев просил Государыню о наделении его «Федосовым и его брата Леонтия Яновского» недвижимым имуществом 46 . В 1720-м году архимандрит Феодосий ходатайствовал о высылке Леонтия Яновского в Петербург 47 . Этот вызов один из биографов архимандрита Феодосия объясняет получением Феодосием для своих родных деревень 48 . В Петербург Леонтий Яновский – по-видимому, в 1722-м году – получил назначение комиссаром вотчин приписного к Александро-Невскому Боровенского Монастыря 49 . В июле 1724-го года он еще состоял в должности, а в документе от 22-го января 1726-го года он упоминается уже умершим 50 . В документе от 22-го января 1726-го года упоминается Андрей, сын умершего комиссара Леонтия Яновского, племянник архимандрита Феодосия 51 . Другой его племянник, сын старшего брата Василия, учился во Франции. Келейный архиепископа Феодосия иеродиакон Александр в письме; к Герасиму Семенову в Москву в бытность архиепископа Феодосия в Москве, от 4-го февраля 1723-го года, писал: «за архиерейские письма, посылаемыя к Афанасию Васильевичу Яновскому, деньги отцу честнейшему Феофилу Крулику отдаем из казны без умедления по прежнему вашему письму на его архиерейский счет, и ныне присланная рекомендация до него в Галлию отправится верно вскоре» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архимандрит Геннадий , на Левенговских заводах. Священник Тимофей Стадник , с. Ново-Бахмутовки. Священник Константин Щеголев , с. Андреевки, Бахмутовского уезда. Священник Феодор Базилевский , с. Григорьевки. Священник , с. Давидовки. В поселке Попасная с вященник Дрогожинский был приговорен к смерти за проповедь, в которой указал, что Иулиан Отступник перед смертию сказал: «Ты победил, Галилеянин». В этом большевики усмотрели намек на себя. Жестоким истязаниям в Попасной подвергся Красовский , в Переездной – священник Булахов , в Лисичанске – Шепелев . В одно короткое время в Кубанской области было убито 43 священника и в пределах небольшой части Ставропольской епархии убито 52 священника , 4 диакона , 3 псаломщика и 1 ктитор . В селе Серпевском Ставропольской губернии в июне 1918 г. военным комиссаром села убит священник Патрыкин за то, что будто бы он уговаривал жителей не платить красногвардейцам 90 тысяч рублей контрибуции. Священник Александр Подольский был убит за то, что служил молебен казакам перед выступлением против большевиков (станица Владимировская Кубанской области). Но, прежде чем его убить, его долго водили по станице, глумились и били, а потом зарубили за селом на свалочном месте. Один из прихожан, пришедший его похоронить, был тут же убит пьяными красногвардейцами. Священник села Соломенского Ставропольской губернии Григорий Дмитриевский , выведенный большевиками за село на казнь, просил дать ему помолиться перед смертью. Он опустился на колени и молился вслух, осыпаемый насмешками и требованиями скоре кончать молитву. Не дождавшись конца молитвы, большевики бросились на него, коленопреклоненного, с шашками, и отрубили ему сначала нос и уши, а потом голову. Священник Мария-Магдалинского монастыря Кубанской области Григорий Никольский 27 июня 1918 г. после литургии, за которой он приобщал молящихся, был взят красногвардейцами, выведен за ограду монастыря и там убит выстрелом из револьвера в рот, который его заставляли открыть при криках: «И мы тебя приобщим».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

– Да водка подорожает – какая разница! Извините, ребята – помните, была горбачевская система, когда не было водки? Бесполезно. «Пили, пьем и будем пить!» – девиз многих местных жителей. Молодежь распивает пиво прямо у памятника героям Великой Отечественной, в результате чего весь парк у монумента завален стеклотарой. Мужики же предпочитают пить еще советскую классику – портвейн " Три семерки " . – Вот видите, старшее поколение берет водочку, винцо. – А давайте мне две! – Вот даже две. – А лицо не покажу, а то вы меня скомпрометируете на старости лет. – Вот так, да! По рабоче-крестьянски отдыхаем. А как вы думаете – для чего же это все построено? Чтобы пивка попить, культурно отдохнуть. По рабоче-крестьянски, не по богатому». (Из репортажа телекомпании ТВ-Центр из поселка им. Цурюпы Московской области от 19.10.2009, 20:30. Полную расшифровку репортажа и видео см. на сайте: http://www.tvc.ru). Протокол приходского собрания церкви села Лужков от 11/24 марта 1918 г.//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 54. Л. 13. Копия приговора Московского революционного трибунала по делу священника Николая Скобеева от 20 февраля 1919 г.//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 54. Л. 2. Рапорт протоиерея Александра Воскресенского Святейшему Патриарху Тихону об аресте и последующих событиях//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 300б. Л. 32. Заявление духовенства г. Рузы о необоснованности наложения на них налога 16 апреля 1918 г.//Там же. Л. 11. Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель. 3-е изд. М., 2007. С. 34. Это свидетельство подтверждается разбираемым далее делом из фонда Московского революционного трибунала. См. о нем: Мануил (Лемешевский), митр. Каталог русских архиереев-обновленцев//«Обновленческий раскол» (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М., 2002. С. 758. Идея, правда, реализована так и не была, см.: Шепелев Н. Коломенские монастыри//Коломенский Альманах. М., 2001. Вып. 5. С. 409. Сладков К., свящ. Из церковной истории Коломны периода гонений на веру//Московские епархиальные ведомости. 2005. 1-2 (электронная версия: http://vedomosti.meparh.ru/2005_1_2/10.htm).

http://bogoslov.ru/article/1549891

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010