По отшествии убо онаго Иродиона, абае прииде от Царя солдатских полков начальник Аггей Шепелев, и рече блаженному Никону, яко Царское Величество повелевает тебе итти на уготованное тебе место, еже есть в Ферапонтов монастырь, без всякаго закоснения; нам же по его, Царскаго Величества, указу велено тебе до онаго места проводити со всяким хранением. Он же отвещав рече: яко готов есмь, и что ти повелено и еже хощеши твори. Вопроси же его Аггей, яко иматъ ли мски, на чем ему итти? Святейший же Патриарх отвеща, яко не имам, тогда отыде той Аггей от блаженнаго Никона. Посем же приидоша от Вселенских Патриархов и от всего Собора нецыи ко блаженному Никону глаголюще: прислаша убо нас к тебе Свяйшие Вселенстии Патриархи и весь освященный Собор, яко клобук и панагию, яже вчера от тебе бысть взята, и сущему с тобою стоящу монаху отдано, се паки повелеша взяти от тебе и принести пред себе; Святейший же Патриарх обоя повеле отдати без всякаго закоснения и рече: воля Господня да будет; и тако тии вземше отыдоша. Посем же предпомянутый полковник Аггей вскоре прииде, ведый с собою кони и мски и впрягше с великою скоростию, посадиша блаженнаго Никона в его сани, в них же прежде из обители приеде; народи же Московскаго Государства слышавше сия, начаху собиратися в Кремль, яко да видят пастыря своего неправедное отгнание от овец паствы своея. Сие же вниде во уши Царевы, яко рече, народи собираются в Кремль, тогда умыслиша сице: приидоша убо мнози от воин не яко с яростию или отгнанием, но с тихостию глаголаху народу, яко рече, Никон Патриарх поедет из Кремля во Спасския вороты и по Сретенской стогне града. Народи же слышавше сия поидоша из Кремля во град Китай, ожидавше тамо его. Егда же видевше воины, яко народи из Кремля вне изыдоша, тогда абие с великою борзостию повезоша блаженнаго Никона из Кремля на Каменной мост и оттоле в Арбацкия ворота, именуемыя Смоленския, даже и за самый земляный град; провождающе же его из града царевым повелением полковников стрелецких четверо, имеюще с собою 200 стрельцов; сущии же со блаженным Никоном от священномонахов и монахов, иже восхотеша с ним итти, також и иныя от мирских мнозии, провождающе его из града со слезами и с воплем велиим; тех убо всех оные воины окруживше окрест, и уже в средину ту, никому же даяху внити; и тако полковники и воины проводивше его за земляной город и поклоншеся ему возвратишася во град. Со блаженным же Никоном пойде в приставниках преждепомянутый Аггей Шепелев, имея при себе воинов пятьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Строго и жестоко было заточение Никона в первые годы пребывания в Ферапонтовом монастыре. Правда, добродушный царь Алексей Михайлович, желая получить благословение от Никона, которого не получил при отправлении его в заточение, повелел Шепелеву оказывать осуждённому патриарху снисхождение, и приготовлять для него стол из царских сокровищ. Но гневный Никон, не подавая царю благословения, не хотел вкушать и трапезы от царских яств. Он предпочёл ей общую монастырскую братскую трапезу. Шепелев неоднократно упрашивал Никона принять «пищу от милости царскаго величества» и нередко томил его голодом, не позволяя ходить за общую братскую трапезу; но непреклонный Никон отвечал всегда: «Аще ми и умрети, но не сотворю сего». Шепелев писал об этом Государю, и, вместо ответа, получил позволение возвратиться в Москву, взяв с собой и печорского архимандрита Иосифа. Это было спустя месяц после заточения Никона. И вот, на смену их прибыли из Москвы новоспасский архимандрит Иосиф и дворянин Стефан Лаврентьев сын Наумов. Жестокость заключения Никона увеличилась. Новый приставник его не только не стал позволять никому из посторонних приходить к Никону, но и никого не допускал подходить близко к его келье. Келья, где жил Никон, была в самой стене монастырской. Окна её обращены были к большой дороге, которая проходила тогда подле самой стены. Наумов приказал забить окна крепкими железными решётками. Самую дорогу перевёл на другое место, отдалённое от монастырской стены. К дверям кельи, выходившим на открытый монастырский двор, приставлена была крепкая стража, которая наблюдала за всеми входившими и выходившими через эти двери. Такой же караул стоял и под окнами Никоновой кельи. Стража сопровождала Никона и его иноков при всех их входах и выходах. Самые переходы их из кельи в церковь совершались в сопровождении караула. Но Никон терпеливый, говорит Шушерин, не роптал на свою горестную участь, и за всё благодарил Господа, молясь за самых врагов своих: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». Ни бедность, ни теснота, ни унижение не могли поколебать в нём твёрдого духа: без малодушия переносил свои страдания. Он постоянно носил на себе железные вериги, и маленький серебряный ковчег со св. дарами 928 . В таком расположении духа, и с таким напутствием, он всегда был истинным воином Иисуса Христа, облечённым во все оружия Божии против слабостей плоти и искушений духа. Неутомимо деятельный, он не хотел оставаться праздным и в тесноте заточения 929 . Очищая ум и сердце смиреной молитвой к Богу и покаянием, он тело своё изнурял постоянными трудами. Он сам носил дрова для своей кельи, ходил за водой на озеро и готовил пищу для своей братии, которая прибыла сюда разделять с ним скорби заточения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Деньги с оброчных статей за 1725 и 1726 год часть собирал Иеромонах Леонтий и употреблял в зажилое жалованье себе и братству порядно, а полученные от Замятиных за 2 года 40 руб. употреблены на общие монастырские расходы, в силу указа о совокуплении обоих монастырей. Итак, Оптина Пустынь оказалась, по возобновлении, без всяких средств, почти на пустом поле. Но это время было пережито Пустынью, и надежда на Бога не покидала братию. В наступавшем 1727 году оставался в виду только доход за землю 20 р., с огородов 6 р., с сенокосов до 32 р. и с перевоза (который, как видно, никто у казны в оброк не брал, и он остался в распоряжении Пустыни) около 7 руб., затем – мирское подаяние. Пособие обители, хотя и небольшое, явилось в скором времени. Указом 28 Апр. 1727 года, мельницы отданы правительством обратно монастырям, по принадлежности. 6 Мая 1727 года скончалась Имп. Екатерина I и 7 Мая воцарился Государь Петр II. Царствование Петра II было непродолжительно. 19 Января 1730 г. он скончался и на престол вступила Императрица Анна Иоанновна. Строитель Авраамий С 1731 году положение обители постепенно начинает улучшаться. Строитель пустыни, Иеромонах Авраамий, (управлял Пустынью до 1760 г.) внес во вкладную книгу обычное воззвание вкладчикам: «на иконостас, понеже вельми ветх, а в приделе пр. Пафнутия за ветхостию и служить не можно; иконостас весь опал и на святом престоле одежда истлела; а также и ограда вновь строилася вами укладчиками.... малое число. Многие окрестные бояре, как видно из вкладной книги, оказали усердие к обители. Генерал-майор и гофмаршал Дмитрий Андр. Шепелев – пожертвовал в обитель годовую пропорцию хлеба, брат его лейб-гвардии Семеновского полка майор Степан Андреевич Шепелев – на церковную утварь 5 р., князь И М. Черкасский, генерал-майор Н. М. Желябужский, тайный советник Беклемишев, полковник П. Д. Бестужев-Рюмин и Кошелев, лейб-гвардии лейтенант Чичерин, коллежский прокурор Камынин, заводчики братья Петр, Александр и Григорий Баташевы и др. Значительная задержка в развитии пустыни произведена после имянного указа Императрицы, в силу коего 10 июня 1734 г. Св. Синод предписал не постригать в монашество никого, никаких чинов, кроме вдовых священников и диаконов и отставных солдат… «с архиереев бран будет штраф за каждого вновь постриженного человека по 500 руб., а монастырские власти, по лишении чинов своих и монашества, посыланы будут в вечную тягчайшую работу в ссылку в те места, куда тяжко виновных указами ссылать повелено, а движимое их персональное имение, все без остатку взято будет в казну».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Хочу напомнить слова князя Александра Невского, он говорил: " Не пущу псов на землю Русскую " — и не пустил, — сказал Вячеслав Бутусов. — Я преклоняюсь перед его храбростью и призываю нас всех принимать те испытания, которые нам предстоят и уже происходят. Сила духа позволяет нашему народу смелее смотреть в будущее». Вице-президент Императорского монетного двора Александр Шепелев вручил медали, созданные к 350-летию императора Петра I, меценату Грачье Погосяну, иконописцам Дмитрию Мироненко и Дарии Джемс-Леви, Николаю Бурову, Сергею Дебижеву и Вячеславу Бутусову. Сергею Дебижеву и Вячеславу Бутусову были также вручены дипломы участников фестиваля и сувенирные тарелки от ИФЗ, а остальным награжденным — грамоты епископа Назария. Владыке Назарию Александр Шепелев вручил комплект медалей с изображениями фрагментов жития святителя Николая Чудотворца. Сергею Дебижеву был вручен специальный подарок от Заксобрания Санкт-Петербурга. Фильм Сергея Дебижева «Святой архипелаг» снимался в течение двух лет, в съемках приняли активное участие наместник и братия обители. В фильме подняты глубокие философские вопросы: что есть духовная жизнь человека, как вера в Бога влияет на жизнь людей, какое отражение религиозная традиция находит в современном мире. Музыку к фильму написал известный рок-музыкант, певец и композитор Вячеслав Бутусов. Фильм завоевал гран-при Московского международного кинофестиваля, а также международных кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел». «Невский благовест» — уникальный культурно-просветительский кинофорум, в котором принимают участие все традиционные христианские конфессии. Впервые фестиваль прошел в 2007 году. С самого основания главными принципами были отсутствие конкурсного показа и свободный вход на все мероприятия. Программа включает как киноработы религиозного содержания, так и фильмы, рассказывающие о проблемах современной жизни, в числе которых социальная адаптация людей с ограниченными возможностями, борьба с наркоманией и алкоголизмом, утрата нравственных и культурных ориентиров у молодежи.

http://radonezh.ru/2022/12/07/v-sankt-pe...

б) Скончалась 1812 года, декабря 20. с) Похоронена 24 числа. 12) Между Соборной и Успенской церквами отдельно стоит памятник над могилою обновителя сей обители, отца игумена Геронтия, устроенный усердием благотворительницы обители, с.-петербургской почетной гражданки Евдокии Терентьевны Лесниковой. Памятник этот состоит из чугунной четырехсторонней пирамиды с главкою и крестом: рельефный фигуры по сторонам, карнизы, глава и крест позлащены. Весь памятник обнесен чугунною же решеткою. Надписи на нем: а) Здесь погребено тело в Бозе почившего здешней пустыни отца игумена Геронтия, скончавшегося 1857 года, июля 6 дня, от роду 57 лет; в монашество поступил в 1828 году; родом из московских граждан, по фамилии Васильев. б) Управлял обителью 20 лет, обновил ее постройкою церкви, трапезы и келий, исходатайствовал от казны для обители землю. В родовой усыпальнице гг. Шепелевых, в склепе, что под приделом св. Николая чудотворца, надписи на чугунных плитах, коими вымощен пол склепа (будущей церкви во имя Воскресения Христова) указывают место погребения следующих лиц из рода гг. Шепелевых: 1) Евдокия Михайловна Шепелева. 2) Иван Дмитриевич Шепелев, скончался 1812 года, августа 20 дна. 3) Елисавета Петровна Шепелева, скончалась 1833 года, сентября 1 дня. 4) Прасковья Александровна Глебова, скончалась 1852 года, марта 14 дня. 5) Николай Иванович Шепелев, скончался 1859 года, декабря 14 дня. 7) Александра Ивановна Шепелева, скончалась 1825 года, октября 15 дня. Малолетние дети: 8) Евдокия, Варвара, Екатерина, Дмитрий, Николай Ивановичи Шепелевы. 9) Андрей Константинович Костич. 10) Анна Дмитриевна Глебова, скончалась 1806 года. 11) Александр Иванович Глебов, скончался 1837 года, февраля 8 дня. 12) Иван Александрович Глебов, скончался 1839 года, февраля 4 дня. 13) Николай Иванович Жуков, скончался 1847 года, июня 23 дня. 14) Девица Параскева Николаевна Жукова, родилась 1825 года, 10 мая, скончалась 1854 года, 1 августа. Читать далее Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни/Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Отзыв, по обычаю, сдержанный, но превосходно характеризующий ту особенную черту преосвященного Парфения, которая и к нему привлекала сердца знавших его людей, и его самого влекла к сердечному общению с ними и к переписке. О преосвященном Парфении среди многочисленного духовенства Владимирской епархии сохранилась масса характерных рассказов, эпизодов, разного рода воспоминаний. Рассказывали такой случай из его учительской поры. Однажды Чертков был у Нарышкиной, в доме которой воспитывался и был своим человеком. К Нарышкиной приехал полковник Шепелев, только что получивший полк. В разговоре Шепелев сказал Нарышкиной, что у него нет хорошего адъютанта. «Да вот тебе адъютант», – ответила Нарышкина, указывая на молодого Черткова. «Помилуй, матушка, он совсем архиереем смотрит!» Возможно, эти слова косвенно подействовали на Черткова при решении принять монашество. Преосвященный Парфений – это гордость духовенства Владимирской епархии. Пожилые и престарелые священники, учившиеся при владыке Парфении и рукоположенные им, гордились тем, что служение начали при нем. Нужно отметить, что архиепископ Парфений неокончивших семинарский курс очень редко посвящал в сан священника. Святитель Парфений был истинным благодетелем сирот бедного духовенства и всячески старался облегчить участь несчастных то устройством к месту, то пожертвованиями. Прослужив в одной Владимирской епархии 28 лет, он оставил о себе поистине «вечную память» среди духовенства этой епархии. Труды: Слова: В день празднования иконы Знамения Пресвятой Богородицы. – М., 1813; В день празднования иконы Всех скорбящих Радость. – М., 1812; При погребении архиепископа Августина. – М., 1819; В Великий Пяток. – М., 1819; На выбор судей. – М., 1827. Речь в Библейском обществе и письмо к президенту его в Отчете за 1821 год. – СПб., 1822. Литература: Орлов В. Высокопреосвященный Парфений Чертков , бывший архиепископ Владимирский, впоследствии Воронежский. Его биография и неизданные доселе проповеди. – Владимир, 1882. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 89–91; т. 5. – С. 470–471, 690, 691, 814, 834; т. 9. – С. 90, 207, 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

священник Дионисий Долженко , Настоятель Михаило-Архангельского храма г.Бирск Уфимской и Стерлитамакской епархии И.А.Адливанкин , Руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, психолог, г.Москва Е.С.Вишневский , Помощник президента Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, г.Москва Р.М.Гарипов , Президент регионального общественного фонда " Возрождение " , г.Уфа, республика Башкортостан А.В.Желобанов , Специалист по биологической обратной связи, психолог, сотрудник Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г.Москва Н.В.Каклюгин , Аспирант государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, врач-психиатр, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г.Москва И.П.Клименко , Член Координационного совета Общероссийской общественной организации " Союз борьбы за народную трезвость " , заместитель председателя Всероссийского православного братства " Трезвение " , г.Москва Ф.В.Кондратьев , Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, д.м.н., заслуженный врач Российской Федерации, г.Москва И.Я. Медведева , Директор Института демографической безопасности, детский психолог, публицист, г. Москва А.В.Недоступ , Председатель Исполнительного комитета Общества православных врачей России, д.м.н., проф., г.Москва А.А.Пикалов , Начальник управления некоммерческого партнерства " Антинаркотический региональный комитет " , г.Новый Уренгой В.Б.Радин , Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, г.Москва В.М.Романюк , Директор реабилитационного отделения для подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, " Чайка " Министерства социальной защиты населения Московской области, г.Егорьевск И.Г.Шепелев , Член общественной организации " Родительский комитет " Вера, Надежда, Любовь " " при Душепопечительском православном центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, г.Москва

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/31/...

530 . Чернышев Феодор Петрович – Хлеботорговец – По избранию – Мирянин от Пензенской епархии – 63 – Низшее образование – Саранск, Пензенской епархии. 531 . Чернявский Василий Антонович – Священник, законоучитель Платовской гимназии в Новочеркасске – По избранию – Клирик от Донской епархии – 35 – Духовная Академия – Новочеркасск. 532 . Четвериков Сергий Иоаннович – Протоиерей, законоучитель Петровского Полтавского корпуса – По избранию – Клирик от Полтавской епархии – 50 – Кандидат богословия – Полтава. 533 . Шавельский Георгий Иоаннович – Протопресвитер военного и морского духовенства, Товарищ Председателя Священного Собора, член Соборного Совета, избран в члены Высшего Церковного Совета – По должности – 46 – Магистр богословия – Петроград. 534 . Шарин Иоанн Сергиевич – Священник Покровской церкви г. Барнаула – По избранию – Клирик от Томской епархии – 38 – Духовная семинария – Барнаул. 535 . Шарко Марк Никифорович – Казак Кубанского войска – По избранию – от Ставропольской епархии – 35 – Грамотный – Станица Курганская, Кубанской области. 536 . Шахов Николай Михайлович – Земледелец – Закупщик кооперативного общества – По избранию – Мирянин от Уральского викариатства – 34 – 0дноклассное училище Мин. Нар. Просвещ. – Ст. Шипова, Уральской области. 537 . Шеин Василий Павлович – Член Государственной Думы IV созыва, Секретарь Священного Собора, член Соборного Совета – Член Предсоборного Совета – Училище Правоведения и Университет – С. Шеино, Новосильского у., Тульской епархии. 538 . Шелутинский Николай Иванович – Секретарь Гродненской Духовной Консистории – По избранию – Мирянин от Гродненской епархии – 53 – Кандидат богословия – Москва. (Временно). 539 . Шендрик Степан Иванович – Крестьянин – По избранию – Мирянин от Подольской епархии – 41 – Одноклассное училище Мин. Нар. Просвещения – М. Мясниковка, Ольгопольского у., Подольской епархии. 540 . Шепелев Василий Григорьевич – Крестьянин – По избранию – Мирянин от Владивостокской епархии – 63 – Начальное училище – С. Шкотово, Приморской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И как я, богомолец твой, в прошлом, во 175 (1666)-м, году прислан в Ферапонтов монастырь, а для береженья со мною прислан полковник Агей Шепелев, а с ним салдацкие начальные люди и с стрельцы. И они, государь, пили и ели все Ферапонтова монастыря. И на перемену, государь, Агею прислан Степан Наумов, а с ним сотник стрелецкой з денщиком да дватцать человеке стрель//(л. 122) цов Яковлева приказу Соловцова. И они, государь, пили и ели все Ферапонтова же монастыря. А что, государь, к нему, Степану, из ыных монастырей каких хлебных и съестных запасов и присылано, и то он, Степан, все отсылал в поместье свое. И на перемену, государь, Яковлева приказу Соловцова сотнику и стрельцам присланы были сотник же да дватцать человек Стрельцов Иванова приказу Полтава. И те стрельцы обедали и ужынали з братьею в трапезе хлеб и пищу брацкую же, да на завтроки и на паужины имали себе из трапезы на осмь человек на день по хлебу брацкому же. И на перемену, государь, тем стрельцом присланы были стрельцы Васильева приказу Бухвостова дватцать же человек. И они по тому же пили и ели в Ферапонтове монастыре хлеб и пищу брацкую же. И в прошлом же, государь, во 179 (1671)-м году в июне месяце по твоему, великого государя, указу прислан в Ферапонтов монастырь на перемену Степану Наумову стольник князь Самойло Шайсупов. И к нему, князь Самойлу, берут с приезду ево и по се число ис трапезы по два хлеба брацких на день, и харчь, и рыбу, когда какая лучится, и квас берут с погреба брацкой по вся же дни. А на перемену, государь, Васильева приказу Бухвостова стрельцам присланы были стрельцы Семенова приказу Писарева-Скорнякова дватцать же человек. И они, стрельцы, пили и ели хлеб и пищу брацкую же против прежних стрельцов февраля по первое число 180 (1672)-го году. А вспоможение, государь, Ферапонтову монастырю в те хлебные и в харчевые запасы из ыных монастырей в те годы ниоткуды не бывало. И февраля, государь, с перваго числа московских стрельцов Иларион Лопухин да приказу Тайных дел подьячей Артемей Степанов, как они приезжали от тебя, великого государя, ко мне, богомольцу твоему, с твоею, государскою, и по твоему, великого государя, указу велели стольнику князь Самойлу и сотнику стрелецкому и стрельцом хлебные запасы помесечно присылать ис Кирилова монастыря, а харчевые запасы стрельцом велели и есть, покупаючи на твои, государевы, кормовые денги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Черепнин Л.В. Сословно-представительная монархия и генезис абсолютизма в России.// Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторических исследований. Теоретические проблемы истории феодализма. Сборник статей. М., 1981, с. 219-235. Черепнин Л.В. Тема государства в русской публицистике XVII века.//Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. Сборник статей. М., 1976, с. 175-179. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в 15-17 веках с образования централизованного государства до реформ при Петре I. М., 1954. Чичерин Б.Н. Ещё о сельской общине. Ответ г-ну Беляеву. Б м. И г. (Из «Русского Вестника). (Шифры ГПИБ:А21 2/96 211). Чичерин Б.Н. История политических учений Б.Чичерина. М, 1869-1902. ч. 1-5. (Шифры ГПИБ: МБ/Ч-72; А6 3/33). Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866. (Шифры ГПИБ: МБ/Ч-72; 18 4/27; А6 8/55; Г8 3/69; 38/218; К76/7/127). Чичерин Б.Н. Обзор исторического развития сельской общины в России. М, 1856. (Шифры ГПИБ: А21 2 all/96; ;413 6/232). Чичерин Б.Н. Русское дворянство. Б м. И г. (Шифры ГПИБ: 17 7/51). Что такое Земский Собор? Издание Н.М.Лагова. СПб., 1905. (Шифры РГБ: А 281/206; А 284/151). Шапошник В.В. Деятельность Митрополита Макария и церковно-политические события в России 40-х - 50-х годов XVI века. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский Государственный Университет. СПб, 1998. (Шифр ГПИБ: Ав68/1955). Шапошник В.В. Митрополит Макарий как политический деятель в исторической литературе.//Макарьевские чтения. Вып. 3. Ч. 1. Можайск, 1995, с. 48. Шапошник В.В. Церковно-Государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. Шапошников Л. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996. Шашков С.С. Опыт Законодательных Соборов в России.//Дело. 1870, 5, с. 1. Шепелев И.С. Вопросы государственного устройства и классовые противоречия в первом Земском ополчении.//Сборник научных трудов Пятигорского педагогического института. Вып. 2. Пятигорск, 1948.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010