Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. – о. П.Г.) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, – заповедал ему смиренный авва» . Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид. Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

http://pravoslavie.ru/31420.html

Итак, с Божиею помощью, возобновленье Оптиной пустыни началось с возвращения из Белевского Преображенского монастыря в распоряжение Строителя пустыни части церковного и монастырского имущества. Между тем, за время подчинения Оптиной пустыни Белевскому Преображенскому монастырю монастырское строение: ограда, кельи и скотный двор были разобраны и перевезены в Белев; – при этом оптинцы довольствовались содержанием из средств Белевского монастыря в течении двух лет. Естественно, при возврате имущества восстановленной Оптиной Пустыни между ею и Белевским Архимандритом Тихоном возникли некоторые недоразумения хозяйственного характера. Принимавший непосредственное участье в возобновлении Оптиной Пустыни стольник Андрей Петрович Шепелев, изъявивший Св. Синоду готовность снабжать пустынь всем необходимым, написал 18 Мая 1727 года Белевскому Архимандриту письмо следующего содержанья. О. Архимандрит Тихон, спасайся в милости Божьей и в праведных твоих молитвах. Послал я к твоему благословению Иеромонаха Леонтия и человека своего Ивана Монастырева и приказал твоего благословения просить, дабы ты по своему обещанию Казельской Пустыни Оптина монастыря, отдал достальную церковную утварь, т. е. образы, ризницу и посуду, медные котлы и железные и деревянную посуду; святыя ворота, кельи, строительную, хлебню, гостинную келью, амбары, скотския дворки, лошадей, коров, пчелы, хлеб, деньги привесныя и золотой крест и серги серебряныя и протча, что есть взятая монастырская; пожалуй прикажи все привезть, неудержав, как ты у меня в доме обещал, что все отдашь, взятая монастырская и с оградою, а только прислал: медных две сковородки, противень, горшок, да оловянной посуды – два блюда и три миски и то чрез многие письма и посылки. С своей стороны Оптинские иеромонахи Леонтий и Сергий с братиею и сам вкладчик стольник Андрей Петрович Шепелев да лейб-гвардии Преображенского полка капитан-лейтенант Никита Андреевич Шепелев, да Козельский воевода Григорий Аввакумович с товарищами подали 26 Июня 1727 года челобитную преосвященному Леониду, Архиепископу Сарскому и Полонскому на Архимандрита Тихона о возвращении тех вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, тогда как восточные патриархи одобряли и утверждали пастырские труды Никона, сам виновник и совершитель этих трудов томился уже в заточении. V. Заточение патриарха Никона 920 Рано утром, 13 декабря, на другой день по низложению Никона, приходит к нему стрелецкий полковник Аггей Шепелев, и объявляет осуждённому патриарху, что ему поведано немедленно отправиться в Ферапонтов монастырь в сопровождении отряда стрельцов. «Готов есмь, – отвечал Никон полковнику, – твори, что ти повелено, и что хощеши». Шепелев вышел из келий патриарших. Затем являются к Никону посланник от вселенских патриархов и всего освящённого собора. «Вселенские патриархи и весь освящённый собор требуют у тебя клобука и панагии, который сняты вчера с тебя, и отданы твоему монаху Марку», – сказали они Никону. Никон беспрекословно исполнил требование собора, сказав только при этом: «Воля Господня да будет!» Шепелев снова явился к патриарху, и объявил, что уже всё готово к его отправлению. Никон хотел немедленно отправиться, но ему велели несколько подождать. В кремле собралось множество народа, желавшего проститься со своим первосвятителем. Правительство начало опасаться возмущения, обыкновенного в тогдашнее время. Боялись, однако же, употребить и строгие меры, чтобы удалить народ из кремля. Поэтому, прибегли к хитрости. Приказано было стрельцам распустить в собравшемся народе слух, что Никон будет отправляться через Спасские ворота и по Сретенской улице. Между тем, в тоже время, отдан был другой приказ – обходиться с народом кротко и ласково. Простодушные поверили этому слуху, и влекомые желанием проститься со своим патриархом, поспешили выйти из кремля в китай-город. Теперь, когда народ удалился из кремля, Никон в сопровождении ближайших к себе людей, духовных и светских, вышел из своих келий, и сел в приготовленные для него сани. Их окружили 4 отряда стрельцов по 50 человек с каждой стороны. Поезд с поспешностью отправился на Каменный мост, и потом в Арбатские ворота, называемые иначе Смоленскими, и наконец, за Земляной город. Никто из встречавшихся не смел приблизиться к Никону; стрельцы всех отгоняли; иноки и светские люди, которые провожали Никона, окружены были также со всех сторон отрядами стрельцов. Вопли и рыдания спутников Никона оглашали воздух. Никон, твёрдый духом утешал их словом Божиим и писаниями св. отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

193. Pag. 1095 и 1096. 194. Pag. 1083 и 1084. 195. Pag. 1085. 196. Pag. 1089. 197.  Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). 198.  Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33. 19). 199.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). 200.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 201. Pag. 1093 и 1094. 202. Pag. 1085 и 1086. 203. Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, 8 мая. 204. Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20. 205. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 206. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 207. Алфавитный патерик. 208. Алфавитный патерик. 209. Алфавитный патерик. 300. Алфавитный патерик. 301. Алфавитный патерик. 302. Алфавитный патерик. 303. Алфавитный патерик. 304. Алфавитный патерик. Пролог, апреля в 3 день. — Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее с ним изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны. 305.  …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 306. Patrolog. pag. 751. 307. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 308. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 309. Исаак Сирский. Слово 55. Достопамятные сказания. 310. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 311. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 312. Patroloqiae pag. 1030. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но Никон ничего не принял и велел возвратить царю. Стрешнев сказал еще Никону, что царь просит у него благословения себе, царице и всему своему дому. Никон отвечал: «Если бы благоверный царь желал от нас благословения, он бы не явил нам такой немилости» — и благословения царю не дал. Пришли затем посланные от патриархов и всего Собора взять у Никона его клобук и панагию, врученные вчера его монаху Марку, и Никон велел отдать, а архиереи передали тот клобук и панагию в соборную церковь, в патриаршую казну. Пришел, наконец, от царя полковник Аггей Шепелев и сказал Никону, что назначен провожать его в Ферапонтов монастырь и что велено немедленно отправляться в путь. В Кремле собралось множество народа, но между собравшимися пустили слух, что Никон поедет из Кремля в Спасские ворота по Сретенке, и, когда народ отхлынул в Китай-город, чтобы там удобнее видеть проезд Никона, его быстро повезли из Кремля в Арбатские ворота на Каменный мост. Двести стрельцов с своими начальниками сопровождали поезд за самый Земляной город, а отсюда поехал провожать Никона только полковник Шепелев с пятьюдесятью стрельцами. С Никоном отправились из Москвы в Ферапонтов монастырь два иеромонаха, два иеродиакона, один монах и два человека-бельца, а патриархи и Собор с соизволения государя велели ехать вслед за Никоном нижегородскому печерскому архимандриту Иосифу и как в дороге, так и по приезде в монастырь строго наблюдать, чтобы Никону никакого оскорбления никто не чинил, а сам Никон никаких писем не писал и никуда не посылал. К 21 декабря Никон прибыл с своими спутниками в Ферапонтов монастырь еще до рассвета и встречен был одним лишь игуменом, который и отвел ему для помещения две больничные кельи, так как все прочие кельи монастыря повреждены были незадолго пред тем случившимся пожаром. С наступлением утра к Никону явились сопутствовавшие ему архимандрит Иосиф и полковник Шепелев и объявили, что по указу царскому и благословению патриархов и собора они должны взять от него, Никона, архиерейскую мантию и посох.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

Вследствие этого прошения сделано было консисториею свидетельство, по которому оказалось: 1) Трапеза при соборной церкви в вышину до свода 3 3 / 4 аршина, свод низкий, почти плоский, 2) в длину 5 сажень 1 аршин, в ширину 4 сажени. На каковом пространстве устроено 2 придела: а) во имя святителя Николая и б) во имя святителя Тихона, из коих каждый придел занимает 4 3 / 4 аршина, в длину и 4 1 / 2 аршина в ширину, пространство между придельными алтарями 2 аршина. 3) Стены трапезы шириною около 1 1 / 2 аршина вообще ветхи и много трещин, а юго-восточный угол совсем от стены отсел; из чего очевидно, что бут под соборною трапезою не прочен. 4) Крыша железная, но ветха. 5) Паперть при трапезе деревянная, совершенно ветха. По надлежащем освидетельствовании, преосвященный Николай вошел с донесением в Святейший Синод, представив чертежи с планами на таковое устройство, вместе с планом церкви настоящего вида, а также и смету составленную калужским губернским архитектором. Строитель Геронтий в то же время донес рапортом, что полковник Шепелев, для перестройки двух приделов уже доставил кирпича 200 т., бутового камня 114 сажень и подряжено сделать кирпича 400 т., а для окон железные решетки. И вручил ему, строителю Геронтию, для выдачи мастеровым людям на первый случай 2000 рублей с тем, что Шепелев все надлежащие материалы обязуется доставить своевременно. По получении разрешения, приступили к перестройке, которая и окончена благополучно, под личным наблюдением о. строителя. И новоустроенные приделы освящены: во имя святителя Николая – самим преосвященным Николаем в 1850 году 29 октября (причем, казначей обители, иеромонах Ефрем, награжден набедренником), а в 1853 году июня 16 освящен придел во имя преподобного Тихона, Калужского чудотворца, преосвященным Григорием, нынешним епископом калужским. 6) В 1839 году в пруде, примыкающем к монастырю с южной стороны, устроена новая плотина. 7) В 1840 году, вместо старой деревянной, тесной и ветхой трапезы, выстроена новая, каменная, с выходами, на сумму, пожертвованную той же пустыни иеромонахом Антонием Бочковым из с.-петербургских граждан.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1724 году Оптина пустынь была закрыта, а братия переведена в Белёвский Преображенский монастырь. Однако благодаря хлопотам как иеромонахов упраздненной обители, так и их козельских покровителей, в особенности стольника Андрея Шепелева, сына его Никиты, капитан-лейтенанта лейб-гвардии Преображенского полка, и козельского воеводы Григория Ардашева, монастырь был восстановлен летом 1727 года. Но что же увидела братия на месте своего монастыря, возвратившись из Белёва? Совсем пустое место, на котором лишь Введенский храм стоял, да и у него протекала кровля... Ведь при закрытии всё, даже ограда, разобрано было и увезено. Лошадь, корова, заготовленное сено, зерно, а также церковная утварь и книги и многое другое – все осталось в Белёве, и возвратить это не представлялось возможным. Но «крайне скудное положение обители тронуло сердца окрестных бояр, и, как видно из вкладной книги, довольно значительные лица приняли участие в судьбе ее, каковы, например, генерал-майор и гофмаршал Дмитрий Андреевич Шепелев – пожаловал в обитель годовую пропорцию хлеба; брат его, лейб-гвардии Семёновского полка майор Степан Андреевич Шепелев (на церковную утварь), – пять рублей; князь И.М. Черкасский, генерал-майор Н.М. Желябужский, тайный советник Беклемишев, полковники П.Д. Бестужев-Рюмин и Кошелев, лейб-гвардии лейтенант Чичерин, коллежский прокурор Камынин, заводчики братья Пётр, Александр и Григорий Баташевы и многие “всякого чина люди” способствовали обновлению обители по мере своих средств и усердия, жертвуя кто деньгами на церковь , кто хлебом на прокормление братии» 14 . Шли годы. Общими трудами братии и жертвователей Оптина пустынь строилась. По описи 1762 года в ней значатся соборная каменная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Пафнутия Боровского и великомученика Феодора Стратилата. Службы долгое время шли в приделе преподобного Пафнутия, так как главный храм и другой придел внутри не были отделаны. Деревянная колокольня «на столпах», на ней пять колоколов (построена в 1761 году). Трое ворот, деревянная ограда, келия игумена и три келии для братии, хлебня, конный двор, амбар и два сарая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта история упоминалась в литературе еще до появления воспоминаний Пурлевского: Н. А. Некрасовым в «Отрывках из путевых записок графа Гаранского» (1853), А. И. Герценом в заметке «По части помещичьего псолюбия» (1860). Однако именно рассказ Пурлевского стал источником аналогичного эпизода в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880). Там его рассказывает Иван Карамазов в беседе с Алешей (кн. V, гл. «Бунт»), ссылаясь на то, что прочитал его «в одном из сборников наших древностей, в „Архиве“, в „Старине“, что ли». Финал трагического происшествия у Достоевского иной: «Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велел раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его!“ — командует генерал. „Беги, беги!“ — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его!“ — вопит генерал и бросает на него стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14. С. 221). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Упомянуты следующие лица: братья Баташевы — Андрей Родионович (1728–1799) и Иван Родионович (1741–1821) и генерал-лейтенант Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771–1841). Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Анна на шее — орден Святой Анны 2й степени, которым награждались за успехи в гражданской службе. Антики — предметы старины. Антики — предметы старины. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. Кяхта, город в Забайкалье, на русско-китайской границе; до середины XIX был единственным перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Через Кяхту шли основные поставки чая. То есть из Вереи, уездного города в Московской губернии.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Так. в челобитных царю Алексею Михайловичу 5 ноября 1670 г. казачьего головы Трошки Мезенцова и поповского старосты Введенского пола Михаилиша Июдина на воеводу Дорофея Сонцова, что воевода читал всяких чинов людям «воровскую» отписку о Степане Разине, говорилось и о том, что «богаотметъник, де, изъменик тебе, великому государю, далекой казак Стенька, де, Разин с товарыщи всяких чинов людей приводит крест целовать блаженьныя памяти сыну твоему, а нашему великому государю, благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю всеа Великня и Мальм и Белыя Росии, и бывшему потриярху Никану, только, де вывезем помещиков да в городех воевод и приказных людей, а черных, де, людей он, Стенька, не ворошит» – РГАДА, ф. 210 (Разрядный приказ. Приказной стол), д. 655, л. 62, 63. а На обороте первого столбца (л. 118а об.) запись об адресате Великому государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодер Б в ркп. слово дважды. В-Г Слова между строк. 11. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (конец марта) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 2, я. 14 – 17. Столбец из четырех сставов. Писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута» типаДианова 1997, (1664, 1666). 318 (1665, 1666). Время составления документа определяется по упомянутым в нем датам. (л. 14) Государю царю и великому князю Алексею Михэйловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Богомолец твой, государев, смиренный Никон патриарх , Бога моля, челом бью. В прошлом, государь, во 175 (1666)-м году сослан я, богомолец твой, в Ферапонтов монастырь. А в приставех был за мною Агей Шепелев. И он, Агей Шепелев, везучи меня, многие мне напасти делал. И о томе к тебе, великому государю, преже сего писано. И, привезши, посадил меня в болнишные кельишка. И я в тех кельишках с угару и со всякия а нужды едва смертию не скончался. И того же, государь, году по твоему, великого государя, указу прислан на Агеево место пристав Стефан Наумов. И, будучи он, Стефан, присылал ко мне сотника Тихона Лабутина да Спаса Нового монастыря бывшаго архимандрита Иосифа, чтоб мне к тебе, государю, отписать со благословениемъ а ты, де, великий государь, меня пожалуешь в мои монастыри и всякую милость, якоже и Бог, сотворишь со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он молил Бога так: “Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе, открой мне об этой тайне, чтобы я не пребывал в заблуждении по причине неверия.” Также и старцы, придя в свои хижины, молили Бога в течение всей недели об этой тайне и говорили: “Господи Иисусе Христе! Открой об этой тайне старцу, чтоб он не пребывал в неверии и не погубил своего труда.” И послушал их Бог . По прошествии недели они пришли в церковь , сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на Святой Трапезе, тогда увидели эти три старца Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на Святой Трапезе, то сошел с Неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал Младенца, Кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: “Господи! Верую, что хлеб есть Тело Твое!” И немедленно мясо в его руке оказалось хлебом, по обычаю Таинства. Он причастился, прославя Бога. Старцы сказали ему: “Бог вещает, что люди не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Свое Тело видом хлеба, а Кровь – видом вина.” Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 52. 15). 910. Юноша, допустивший неверие в Святые Тайны, во время причащения ощутил во рту мясо; исповедав свой грех, он пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны См. также: Неверие . Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост , когда воспитанники приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше – Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Святые Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010