В отличие от др. светских праздников К. д. имели частное значение и праздновались только в кругу лиц, имеющих отношение к ордену. Литургический аспект К. д. заключался в посещении кавалерами ордена богослужения в придворной или орденской церкви. Торжественное богослужение, непосредственно относящееся к К. д., включало Божественную литургию и молебен, в отдельных случаях ограничивалось только молебном, к-рый мог совершаться и в дворцовых помещениях. Светская часть мероприятий К. д. состояла из процессии с участием императора, имп. приема, трапезы. Кроме знаков ордена кавалеры в К. д. могли надевать также орденское одеяние - орденские статуты предписывают делать это в К. д. орденов св. ап. Андрея Первозванного, блгв. кн. Александра Невского, св. Анны и вмц. Екатерины. Празднование К. д. отменено с упразднением всех орденов Российской империи декретом 16 (29) декабря 1917 г. Лит.: Исторический очерк российских орденов и сборник основных орденских статутов. СПб., 1891; Кузнецов А. А. Ордена и медали России. М., 1985; Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991; Спасский И. Г. Иностранные и русские ордена до 1917 г. СПб., 1993; Агеева О. Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой//ОИ. 2006. 2 (март-апр.). С. 11-26. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/text/1319746.html

П. считал, что христианину прежде всего необходимо «очистить... внутреннее», тогда «и внешнее чисто будет», одевался в лохмотья, на голове носил грязную повязку, а на ногах - дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил П. рясу, он сначала пачкал ее в грязи, отрезал кусок полы или раздирал в неск. местах и только потом надевал, а подрясники и белье, в т. ч. подаренное родственниками, отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая жертвователей поименно (Там же. С. 42-44). Питался в разных обителях, в основном остатками с братского стола, смешивая в тарелке всю еду; то, что не съедал сразу, складывал в горшочек и прятал «про запас». Терпел насмешки, получал плевки, бывал неоднократно бит, но молился за обидчиков. Не любил, когда к нему обращались «отец» или «батюшка», называл себя «старичком-дурачком», а офиц. прошения подписывал «Паяций». К каждому встречному П. обращался «душечко» или «душко». Грехи, тайные намерения и помыслы собеседника «переводил на себя» и обличал, словно свои собственные. Согласно жизнеописанию, за такое смирение Господь прославил его дарами молитвы, прозорливости и исцелений, наделил сострадательной любовью к людям, к-рую преподобный скрывал под покровом юродства. Однажды иером. прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), служивший литургию во Введенской ц. Ближних пещер и причащавший прихожан, «даже отступил с Дарами в алтарь от страха»: лицо подходившего в Причастию П. «сияло неземным светом!». Духовник лавры иеросхим. Николай (Цариковский; 1829-1899) говорил, что П. «Богови приносит душевную жертву, а людям оказывает помощь человеческую» (Там же. С. 137). Преподобный предсказал голод в Самарской губ., убийство имп. Александра II Николаевича , скоропостижную смерть ген.-губернатора Юго-Западного края А. Р. Дрентельна (1820-1888) (это произошло на параде по случаю открытия в Киеве памятника гетману Б. Хмельницкому в июле 1888), кончину митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого), назначения наместника (1878-1884) архим. св. Илариона (Юшенова; † 18 янв. 1904) епископом Полтавским, свт. Иоанникия (Руднева) - митрополитом Киевским и др. события (Там же. С. 110-120). Лаврский наместник (1884-1892) архим. Иувеналий (Половцев) первоначально считал П. «авантюристом», но, когда убедился в его прозорливости, стал уважать преподобного и неизменно испрашивал его молитв. Архим. Иувеналию П. также предсказал архиерейское служение (Там же. С. 121-126). Своему племяннику А. Г. Яроцкому преподобный предрек рождение сына Василия. Старший брат блаженного старца Г. Г. Яроцкий настолько проникся его добродетельной жизнью, что незадолго до смерти по обету поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Мать святого до своей кончины лежала в больнице лаврской странноприимницы, и он ухаживал за ней, «как за малым ребенком, на руках выносил... на двор подышать чистым воздухом» (Там же. С. 128-132).

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Многочисленные гравюры и литографии с изображением П., изготовленные по заказам его почитателей, восходят к живописным портретам. Они относятся в основном к тому же изводу, что и акварель Полонского. Один из первых эстампов предназначался для кн. «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерския лавры иеросхимонаха Парфения» (1856). В первоначальных вариантах П. был изображен вполоборота вправо, потом появились «зеркальные» отображения; у подвижника длинные, ниже груди, волнистые темные волосы и борода средней величины с небольшой проседью. В коллекции офортов Л. М. Жемчужникова хранится гравированный портрет П. 1860 г. (пробный отпечаток - НБУВ, аналогичный офорт в ГИМ, см.: Госкаталог РФ. 8316336). Экземпляр законченной гравюры Жемчужникова с рукописным разрешением от 30 окт. 1861 г. и пометой «На цензуру» (ЧерМО; см.: Госкаталог РФ. 9002764) представляет старца вполоборота влево, с четками на правой руке (оттиск в ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. 5550389). К этой группе относятся также литографии кон. 50-х - 60-х гг. XIX в. мастерской В. Дарленга в С.-Петербурге (редакция Российской военной хроники), сер. XIX в. мастерской Ж. Лемерсье в Париже с факсимиле подписи П. («Буди Благословнъ, Преблагословенъ, и Треблагословенъ день Блarobщehiя Богородицы, Несомннной Моей Надежды, Отъ нын, 1845 рока, и До вка: Aллuлia, Неключимый рабъ, Cxuмo-Napehiй», фигура в «зеркальном» повороте, ЦАК МДА; экземпляр с кратким автографом - ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. 5550312), аналогичная литография 3-й четв. XIX в. (ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. 5550390) и др. В кон. XIX - нач. XX в. появились перегравировки А. С. Янова, В. Чеховского и др. в книгах с жизнеописанием П. и текстом его ежедневной молитвы (напр., издания А. А. Холмушина, А. Д. Ступина). Один из портретов П. находился в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68). Одно из ранних изображений П. в иконописи помещено в композиции «Собор Тульских святых» (иконография создана в 1987 мастером из Палеха В. Ф. Блиновым) - в левой группе в 6-м ряду снизу, 1-й от центра, в островерхом куколе. Икона находилась в верхнем Преображенском храме кафедрального собора Всех святых в Туле. В связи с прославлением в 1993 г. в лике местночтимых святых подвижников Китаевской и Голосеевской пустыней Киева (преподобные П., Досифей, Алексий (Шепелев), юродивый Феофил (Горенковский) и прп. Паисий (Яроцкий)) появились иконы «Собор новопрославленных Печерских святых» (Голосеевская пуст.). Пятеро подвижников показаны в рост на фоне Успенского собора Киево-Печерской лавры, П.- крайний слева, в полной схиме, голова покрыта куколем, в руках - Евангелие. У старца правильные черты лица, темные глаза, окладистая черная борода. Существуют единоличные поясные и ростовые иконы П., писанные на основе портретов (Китаевская пуст.).

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Обустройство Голосеевской пустыни продолжилось и после кончины владыки Филарета. Хозяйство Голосеевского хутора, принадлежащего Киево-Печерской Лавре, было большим и процветающим. С ноября 1895 года по 1917 год в Голосеевской пустыни жил духовный сын старца Парфения – ризничий и духовник Киево-Печерской Лавры – Алексий (Шепелев), будущий преподобный Алексий Голосеевекий. При нем Голосеевская пустынь стала резиденцией Киевских митрополитов. Духовный сын преподобного Парфения митрополит Иоанникий (Руднев), пришедший на Киевскую кафедру в 1891 году, решил разобрать уже ветхую к тому времени деревянную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и построить новую над могилой своего духовного отца. Однако до кончины высокопреосвященного Иоанникия (8 июня 1900 года) в 1900 году успели только разобрать церковь . К строительству новой, но уже каменной церкви (по проекгу архитектора Е. Ермакова) приступили только спустя 10 лет, при митрополите Флавиане (Городецком), пришедшем на Киевскую кафедру в 1903 году. Строительство этого храма, возможно, началось, и закончилось, не без влияния духовного отца Владыки Флавиана старца Алексия. В 1912 году новую, пяти купольную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» торжественно освятил наместник Лавры архимандрит Амвросий. Старец духовник Киево-Печерской Лавры преподобный Алексий скончался 11 марта 1917 года и был погребен у восточной стены нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». В период революции и Великой Отечественной войны большинство святынь в Голосеево было разрушено. Возрождение началось в начале девяностых годов XX века. В 1993 году, когда монастырь наконец-то вернули Церкви, от нет остался один митрополичий корпус, да и тот без окон и дверей. Пятнадцатого июня 1993 года начался новый отсчет в жизни обители: спустя почти семьдесят лет здесь была совершена первая литургия. С этого дня богослужения в Голосеево стали совершаться по воскресеньям и праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Все эти подвижники благочестия, прославленные в ХХ веке в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви, приняли участие в судьбе еще одного замечательного киевского старца - преподобного Алексия Голосеевского. Преподобный Алексий Голосеевский (в миру - Владимир Иванович Шепелев) родился на Пасху 1840 года в семье майора Киевского Арсенала. Он был девятым ребенком в семье. Его мать, Мария Казимировна, перешедшая в Православие из католичества отличалась особой набожностью и благочестием. За восемь лет до рождения мальчика святитель Антоний Воронежский ей предсказал, что у нее родится сын-калека, который будет Божиим слугой. Владимир родился немым. 12 лет благочестивая мать вымаливала у Бога исцеление отрока. Она посещала с ним киевских старцев и просила их молитв, раздавала руками мальчика много милостыни больным и заключенным. На Пасху 1853 года владыка Филарет исцелил Володю от немоты. Первыми словами исцеленного отрока стали слова «Воистину воскресе» - ответ на пасхальное приветствие святителя. По благословению владыки благодарная мать дала сына для дальнейшего воспитания в Киево-Печерскую Лавру, в которой будущий старец провел впоследствии 38 лет. Все заботы о его воспитании и образовании взял на себя владыка Филарет, благодаря этому, преподобный стал одним из образованнейших людей своего времени: он прекрасно знал как церковные так и светские науки. Но более всего преуспел в постижении науки из наук - монашества - и в исполнении главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему. Преподобный Парфений научил его молитвенному деланию, владыка Филарет - деятельному милосердию. Под мудрым руководством этих старцев и их послушный ученик преуспел в духовной жизни и сам стал старцем. Пройдя 16-летний послушнический искус, он был пострижен в монашество с именем Алексий - в честь преподобного Алексия, человека Божия, а затем· рукоположен в священнический сан. Главным послушанием, которое батюшка нес до смерти, стало духовничество. Претерпев клевету и гонение, старец был переведен сначала в Преображенскую, а затем - и в Голосеевскую Пустыни. В Голосеево преподобный прожил более 20 лет. Здесь в полной мере раскрылся его дар - старческого окормления людей. Киевские митрополиты, владыки, настоятели монастырей, монахи, дворяне, купцы, представители интеллигенции, студенты, мещане, крестьяне - все они находили в старце Алексии любящего и понимающего отца. За великое смирение преподобный удостоился от Бога дара прозорливости, рассуждения, исцелений. Но чаще всего к нему шли за утешением и любовью. Батюшка каждого человека называл «мое сокровище», и это были не просто слова: все люди были для батюшки бесценным сокровищем, и так он учил относиться к ближнему и своих духовных детей. Любвеобильного старца знали не только в Киеве и в Украине, но в самых отдаленных местах необъятной России, и отовсюду к нему спешили люди.

http://sobory.ru/article/?object=02896

1369 Оптинский подвижник игум. Антоний писал: «Те (христиане), которые без зазрения совести нарушают посты, за то беспрерывно хворают и, не дождавши своего века, умирают» (Письма, п. 135. С. 161). 1375 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 524 и 517; см также: Чинопоследование Таинства елеосвящения; 3-я стихира по канону. 1-й и 3-й тропари на освящение елея и в каноне, п. 9, 3; 4, 2; 6, 2, 7, 4. 1383 Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. Изд. 4-е. СПб., 1850. Ч. III, п. 16. С. 519. 1393 Иером. Алексий (Шепелев). Свет Печерский, 1918, 23. С. 369. Афонский старец Силуан писал: «Болезнь и бедность смиряют человека до конца» (см. Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 191) 1401 От продолжительного стояния у о. Антония еще в молодости открылись раны на ногах, никогда не заживавшие до самой смерти и причинявшие ему большие страдания (Жизнеописание игумена Антония. М., 1879). 1410 Игумен Антоний. Указ. соч. С. 140. «Через телесное злострадание – говорил о. Антоний – дарует Господь и преждебывших и настоящих грехов оставление и от будущих зол (бед) возбранение (будущим бедам препятствие)»//Жизнеописание настоятеля Малоярославского монастыря игум. Антония. М., 1870. С. 31. 1418 Жизнь миссионера отца Дамиана Вейстера//Радость христианина при чтении Библии как слова жизни. 1897, 7 кн. (июль). С. 73–75. 1421 Преп. Варсонофий Великий и Иоанн. Отв. 214; ср.: отв. 163, 167, 46. Оптинский подвижник иеросхм. Макарий пишет, что в болезни «довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и телесных трудов (подвижничества); но душевное благое устроение всегда надобно соблюдать и иметь попечение о исправлении его, сдерживая себя в болезни от раздражительности и неудовольствия на всех, понуждая себя к любви и смирению, как говорит об этом преп. Макарий Египетский в 1-м слове, гл. 13 и 14» (Письма к мир., п. 101. С. 206). 1425 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. T. V. С. 399–400. Преп. Варсонофий Вел. говорит: «Болезнь есть вразумление Божие и послужит нам к (духовному) преуспеванию, если будем (терпеть) и благодарить Бога» (Отв. 169).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

2-я пол. XIX в. (ГПИБ) С кон. XVIII в. в жизни обители наступил длительный период стабильности. Благодаря мудрой политике священноархимандритов Серапиона (Александровского) , Евгения (Болховитинова), Филарета (Амфитеатрова), наместников Антония (Смирницкого) , Авксентия (Галинского), Иоанна (Петина), Иувеналия (Половцева) , Сергия (Ланина) и др. процветало монастырское хозяйство, возрождалась истинно подвижническая жизнь. Среди именитых наместников XIX в.- архим. Антоний (Петрушевский; † 8 окт. 1912), погребенный с вост. стороны Богородице-Рождественской ц., и архим. Амвросий (Булгаков) . С открытием в 1911 г. Зверинецких пещер архим. Амвросий добился их передачи в ведение лавры. Во время первой мировой войны он инициировал деятельность по опеке над детьми погибших воинов. В 1918 г. удалился на покой из-за болезни глаз, но остался в лавре. Награжден набедренником, золотым наперсным крестом и красным крестом, орденами Анны 3, 2 и 1-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени, медалью за участие в Первой всеобщей переписи населения России в 1897 г. Был погребен на территории Дальних пещер рядом с могилой архим. Антония (Петрушевского). Почитаются лаврские старцы XIX - нач. ХХ в. Вассиан (Балашевич) , Феофил (Горенковский) , Парфений (Краснопевцев) , Паисий (Яроцкий) , Алексий (Шепелев) . В нач. ХХ в., когда Киевскую кафедру возглавил митр. Флавиан (Городецкий) , лавра стала крупным культурно-просветительским центром: была создана новая «Флавиановская» б-ка, открыто приходское уч-ще, в путеводителях по Киеву упоминается об организации т. н. Лаврского музея при ризнице Успенского собора. Типография выпускала ежегодно до 100 тыс. экз. книг и 130 тыс. листовок и брошюр, напечатанных гражданским шрифтом. Новый этап в жизни обители связан с началом первой мировой войной. В ряды действующей армии были призваны 316 лаврских послушников; 20 священников командированы на фронт для исполнения пастырских обязанностей. Для раненых воинов лавра предоставила свою больницу на 130 мест и выделила 13 корпусов для нужд военного ведомства, в Китаевской пуст.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В застенках томилось много священников. Их брали на мученье без возврата. Осталось трое: старик-протоиерей, его сын и Агафия. «Утром нас не будет в живых, отслужим о себе панихиду». — «И обо мне», — попросила матушка. «Ты уйдешь», — утешил священник. В той тюрьме существовала пытка под названием «машинка». Жертву вводили в комнату с двумя дверями. Одна вела на волю, другая в подвал, предстояло правильно выбрать. Неизвестно, одолела ли матушка испытание, толкнула ли счастливую дверь, но очутилась она на свободе. «Разрешителем от уз» матушка почитала апостола Петра и особо почитала его всю жизнь. Незадолго до Великой Отечественной войны пришла странница Агафия в богоспасаемый град Киев. Киевляне рассказывали мне, что люди помнили, как во время оккупации она многих из концлагеря вывела. Маленькая, незаметная, могла она проникнуть туда, куда другому вход был бы закрыт. Во время войны Печерскую святыню вернули Русской Православной Церкви, и архимандрит Кронид облек рабу Божию Агафию в малую схиму с именем Алипия в честь первого русского иконописца. Она всю жизнь сохраняла приверженность отцам Печерским: «Я — лаврская монахиня». Духовный отец благословил матушку подвизаться в дупле дерева по примеру древних подвижников. У подошвы ближних пещер стоял гигантский дуб, в котором отныне поселилась матушка Алипия. Претерпевая в древесной пещерке голод и холод ради Христа, протянула она живую ниточку к Святой Руси. Ничего своего она не имела. Приходил отец Кронид, приносил сухарей в мантии. Высыплет у дупла и уйдет — строгий был, поблажек не давал. Если трудно, благословлял читать сорок раз «Живый в помощи». «Как засыплет снегом — холодно, зуб на зуб не попадает, — вспоминала матушка. — Пойдешь к монахам, какой даст хлебца, а какой и выгонит». В сильные морозы ее пускал в сенцы схиигумен Агапит. «Согрелась? Теперь спасайся иди», — и она уходила. Когда архимандрит Кронид почил о Господе, схимонах Дамиан благословил матушку переселиться поближе к людям. Мать Алипия поселилась в земляной пещерке, жила на подаяние. И вот опять ее забрали в тюрьму. Памятью об этом узилище остался беззубый рот и согбенная спина. Выпустили матушку, когда уже разогнали твердыню Печерскую. Мать Алипия поселились на Демиевке (в тихом районе Киева, где была незакрытая церковь Воздвижения Креста Господня). Мальчишки дразнили ее, швыряли камнями, она же все терпела и молилась. А потом по благословению свыше перебралась в Голосеевский лес. Располагается он на окраине Киева, устроены были здесь лаврские скиты — пустыньки. Эти места освящены именами старца-девицы Досифея, благословившего на монашество преподобного Серафима, блаженных Паисия и Феофила. Здесь подвизался утешительный старец иеромонах Алексий (Шепелев), а также иеросхимонах Парфений Киевский . Поселилась матушка в заброшенном полуразрушенном домике и жила там до самой смерти, не имея ни прописки, ни паспорта. Милиция неоднократно пыталась «разо-браться» с матушкой, но Господь хранил ее, и выселить ее из Голосеева не удалось.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Вопросы для обсуждения. Что будет с человеком, если он несколько месяцев не мылся? Что значит поддерживать не только телесную, но и духовную чистоту? «Как после бани бывает чисто тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов» (старец Алексий (Шепелев)) . Вопрос для обсуждения. Всегда ли в здоровом теле здоровый дух? Может ли в больном теле быть здоровый дух? Пример — житие преподобномученицы Марии Гатчинской. Педагогу следует ознакомиться с житием и кратко пересказать его детям. Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт- Петербурге в семье купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а её сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев. Лидия училась в женской гимназии, но незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, показывали ее знаменитым отечественным докторам, возили за границу для консультаций с европейскими специалистами, но никто не смог ей помочь. Болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и в 1909 году по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям, она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и братья скончались и Лидия осталась жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомысленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой. Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

И к этому разряду людей принадлежал и митрополит Питирим. Тотчас после окончания курса в Духовной Академии, в 1883 году, молодой кандидат богословия П.В.Окнов принял и монашество. При каких обстоятельствах состоялся его иноческий постриг, я не знаю, но те сведения, какие сообщил мне почивший настоятель “Скита Пречистыя” Киевской епархии, схиигумен Серафим, рисуют картину иноческого пострижения молодого П.В.Окнова совсем необычными красками. Юноша П.В.Окнов был так изумительно красив, что даже его восприемный отец, известный своей подвижническою жизнью старец, иеросхимонах Алексий (Шепелев), скончавшийся 10 марта 1917 года, в Голосеевской Пустыни, близ Киева, отговаривал его от пострига, предрекая, что иночество явится для него чрезмерно тяжким крестным путем. Стройный, изящный, с женственными манерами и движениями, безгранично деликатный и превосходно воспитанный, робкий и застенчивый, юноша Окнов обращал на себя всеобщее внимание. Его огромные, задумчивые глаза, окаймленные ресницами, бросавшими тень на залитые ярким румянцем щеки, прелестный овал бледно-матового лица и великолепные черные кудри, свисавшие до самых плеч, точно просили кисти художника, чтобы быть запечатленными на полотне, как отражение расцвета нежной юности. “И зачем такому монастырь, – говорили в храме, – коли он и без монашества Ангел безгрешный; в чем ему каяться, горемычному”… То потрясающее впечатление, какое произвел иноческий постриг П.В.Окнова на присутствующих в храме, не только не изгладилось из памяти, а десятки лет спустя передавалось с мельчайшими подробностями, ставшими и мне известными лишь в 1917 году, после революции, когда обстоятельства привели меня в помянутый Скит. Первые годы его служения в иноческом сане были отданы педагогической деятельности в духовно-учебных заведениях. 16 августа того же 1883 года был назначен преподавателем в Киевскую Духовную Академию по догматическому богословию; впоследствии там же, как Рижский уроженец, свободно владевший немецким языком, преподавал и немецкий язык.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010