На следующее утро пришел к Никону окольничий Родион Стрешнев и, подавая посланные ему от царя деньги и одежды собольи и лисьи, говорил: «царское величество велел тебе это вручить, так как ты отправляешься в далекий путь». Никон отвечал «возврати все это пославшему тебя; Никон ничего этого не требует». Стрешнев уговаривал Никона принять посланное ему, чтобы не увеличить царского гнева, но Никон остался непреклонным и присланного ему не принял. За тем Стрешнев продолжал: «великий государь велел мне испросить у тебя благословение его царскому величеству, государыне царице и всему царскому семейству». – Никон: «если бы великий государь желал от меня благословения, то не поступил бы он так со мною немилостиво». Стрешнев как ни просил об этом Никона, но безуспешно и возвратился к царю с донесением, что Никон присланного ничего не принял и благословения не дал 364 . После Стрешнева скоро явился к Никону полковник Аггей Шепелев с объявлением приказания: «царское величество – говорил он Никону – приказал тебе без всякого замедления ехать в Ферапонтов монастырь и мне проводить тебя до Места». – «Я готов» – отвечал Никон. Сборы и приготовления к отъезду были не долги; повозка была подана. Народ, узнав об отправлении Никона, стал стекаться в Кремль. Чтобы отвлечь стечение народа из места, где назначено было ехать Никону, приказано было стрельцам, чтобы они говорили народу, что патриарх Никон поедет из Кремля в Спасские ворота по Сретенской улице. Услыхав это, народ бросился из Кремля в Китай город и там ожидал проезда Никона; но тем временем, Никона посадили в сани и, окружив сильным конвоем, под командою стрелецкого полковника, с поспешностью повезли из Кремля на Старокаменный мост в Арбацкие, иначе называемые Смоленские ворота, в Земляной город, в, Дмитровские ворота по Дмитровской дороге. В Земляном городе выстроена была тысяча стрельцов вооруженных, которые при выезде Никона за черту города вернулись в Москву. Монахи и мирские, следовавшие за Никоном, проводили его до Сущевой слободы, и здесь с ним простились. Прощание уже тут было последнее и весьма трогательное. Во избежание смуты, которая при этом могла случиться, массы народа были отвлечены от того места, где провезли Никона. Некоторые из монастырской братии последовали с Никоном в Ферапонтов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Общий вид Оптиной пустыни. Гравюра. 2-я пол. XIX в. В Смутное время монастырь, очевидно, был разорен вместе с Козельском, но вскоре восстановлен. В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» П. М. Строева под 1625 г. значится 1-й известный настоятель - игум. Сергий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 584). В писцовых книгах 1629-1631 гг. упоминается «государево, царево и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии богомолье монастырь Оптин Макарьевы пустыни» ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 80). К этому времени в обители стояли деревянные Введенская ц. и 6 келий. В 1680 г. грамотой царя Феодора Алексеевича О. п. были пожалованы 7 посадских мест в Козельске «под огороды» (Там же. С. 82-84). Судя по наиболее ранней сохранившейся вкладной книге, начатой в 70-х гг. XVII в., вкладчиками обители были царевна София (пожертвовала 20 р.), цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич (10 пудов меди), царица Прасковья Феодоровна (2 тафты на ризы), а также окольничий И. А. Желябужский, стольники А. П. и И. П. Шепелевы, настоятели окрестных мон-рей и др. (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-326). В 1689 г. началось возведение каменной Введенской ц., завершенное в нач. XVIII в. В это время обитель получала доходы от речной мельницы, рыбных ловель, перевоза через р. Жиздру, огородов, сенных покосов - всего 100 р. в год. У мон-ря имелись скотный двор с лошадьми и коровами и пасека. В 1704 г. мельница, рыбные ловли и перевоз на основании указов имп. Петра I поступили в распоряжение казны, что пошатнуло благосостояние монастыря (впосл. возвращены). В 1717 г. игум. Леонид обратился к вкладчикам с воззванием, в к-ром сообщал, что «святая церковь отгнила кровлею, и ограда опала, и кельи развалилися» ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 32). В 1724 г. О. п. как «малобратственная» обитель была упразднена и приписана к белёвскому в честь Преображения Господня монастырю . Введенскую ц. обратили в приходскую, братию перевели в Белёв, деревянные постройки разобрали и вместе с церковной утварью отвезли туда же. Но уже 8 июня 1726 г. указом Синода по прошению А. П. Шепелева и др. благотворителей О. п. была восстановлена, насельники вернулись. В последующие годы вкладчиками обители, не имевшей своих вотчин и крестьян, были генерал-майор и обер-гофмаршал Д. А. Шепелев, генерал-майор Н. М. Желябужский и др. Небольшой доход приносили речная мельница, рыбная ловля, перевоз через р. Жиздру, луга, а также принадлежащая мон-рю часовня в Козельске. В 1741-1761 гг. возводилась деревянная колокольня, в 1769 г. построена каменная; велось строительство нового Введенского собора. В 1764 г. О. п. была определена заштатным мон-рем, ближайшие десятилетия стали периодом упадка обители.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Эта ложа, куда входили члены правящих родов России, управлялась из Берлина. Найденный мною документ – подлинное обращение членов княжеской ложи к своим иноземным начальникам, в котором они просят их покровительства : «Досточтимый мастер и досточтимые братья Великой национальной ложи Германии... Благодаря милости Великого Архитектора Вселенной мы познали счастье открыть в Москве 2 марта 1776 ложу справедливую и совершенную под названием Озирис. Мы получили акты о трех первых градусах, снабженные печатью ложи Аполлона, для нашего досточтимого мастера князя Трубецкого, который уже получил их от досточтимого брата барона Рейхеля. Мы надеемся, что вы не откажете нам в вашей братской дружбе. Направляем вам имена членов, которые составляют ложу Озирис, и наш адрес. Просим вас прислать нам список лож, которые работают под вашим руководством... и не отказать нам быть ведомыми светом вашей высшей науки Королевского Ордена Германии. Князь Николай Трубецкой (мастер); Харитон Чеботарев (секретарь); Сергей Салтыков (первый надзиратель); князь Алексей Черкасский (казначей); Михаил Пушкин (мастер церемоний); Михаил Рахманов (второй надзиратель)». К обращению приложен список членов ложи, который сам по себе о многом говорит. Список членов ложи «Озирис» в Москве 1. Князь Николай Трубецкой Мастер ложи 2. Князь Григорий Долгоруков Заместители мастера 3. Князь Григорий Щербатов 4. Князь Василий Долгоруков Первый надзиратель 5. Сергей Салтыков 6. Михаил Рахманов Второй надзиратель 7. Михаил Херасков Ораторы 8. Василий Майков 9. Семен Десницкий 10. Алексей Шепелев Секретари 11. Харитон Чеботарев Казначей 13. Князь Александр Трубецкой Мастера церемоний 14. Михаил Пушкин 15. Василий Аргамаков Первый привратник 16. Князь Федор Гагарин Второй привратник 17. Александр Гурьев 18. Князь Василий Сибирский 19. Сергей Плещеев 20. Князь Владимир Щербатов 21. Князь Николай Козловский 22. Степан Колычев 23. Князь Сергей Голицын 24. Петр Салтыков 25. Николай Колычев 26. Князь Николай Трубецкой 27. Матвей Афонин

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/02/...

Между тем братия Ферапонтова монастыря, озадаченные неожиданным прибытием знаменитого заточника с многочисленной свитой и конвоем, была со своей стороны озабочена вопросом о том, на какие средства их небогатый монастырь будет содержать такое множество гостей, явившихся в обитель неожиданно, как снег на голову. В наказе, который привез с собой Иосиф, сказано было неопределенно: «пищу и покой давать ему Никону по его потребе». В тот же день игумен Афанасий с братией пишут челобитную государю: «по твоему указу прислан к нам, богомольцам твоим, в Ферапонтов монастырь бывший патриарх Никон монах, а указу нам, богомольцам твоим, твоего великого государя нет, какова пища ему давать. А монастырь, государь у нас бедный и скудный и погорел без остатку и келейным покоем стеснение великое. И хлеба, государь, у нас недорода: вызяб весь. А крестьян, государь, твоего государева жалования за Ферапонтовым монастырем триста двадцать один двор и то в разных городах. И о том, государь, о келейных покоях и о пище что ты, великий государь, укажешь?» 20 . Эта челобитная вместе с отпиской Иосифа была получена в Москве 27 декабря. Государь внял жалобам ферапонтовских монахов и привлек к расходам на содержание Никона соседний богатый Килилло-белозерский монастырь. 5 января был послан в Кириллов указ монастырским властям посылать в Ферапонтов монастырь на содержание Никона все необходимые припасы и все, чего потребует находившийся при Никоне пристав 21 . Среди тяжелых обстоятельств довелось Никону проводить святки 1666 года. На первых же порах он испытал все неудобства своего нового положения. Пристав Шепелев относился к опальному патриарху со всей строгостью, которую он простирал и на лиц, приближенный к Никону. Не только сам патриарх, но и вся его свита содержались под строгим караулом. Пищу ему приносили из монастырской трапезы ту самую, какая полагалась для всей братии. Шушерин сообщает, что по царскому указу велено было готовить особый стол для Никона на царский счет, но патриарх, не смотря на все просьбы пристава, отказался от этой царской милости, говоря: «хотя бы мне пришлось умереть, не соглашусь на это» 22 . В первое время заточения Никон чувствовал себя больным. От ушиба головы, поученного в дороге, он долго страдал головной болью, которая еще более усиливалась от безвыходного заключения в темной и угарной келье. Впоследствии он писал царю, жалуясь на пристава Шепелева: «он везя меня, многие напасти мне делал и привезши посадил меня в больничные кельишки, и я в них с угару и нужды едва не умер» 23 . В это время Никон чествовал себя так плохо, что у него появлялась мысль о смерти, и он написал письмо в Воскресенский монастырь к строителю старцу Сергию с просьбой исходатайствовать у царя позволение, в случае его смерти, похоронить его в Воскресенском монастыре 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Оскорбленный до глубины души и выведенный из терпения Никон, указывая на снятые с него драгоценные патриаршеские украшения, укоризненно сказал патриархам: «возьмите себе и разделите; достанется вам жемчугу золотников по 5 или 6, да золотых по 10; ведь вы данники турок, бродяги всюду ходящие за милостынею; так было бы чем заплатить дань Султану...». Архиерейская же мантия и первосвятительский жезл оставлены были Никону, «страха ради народного». Садясь и сани Никон с глубоким вздохом сказал самому себе: «Никон, Никон! вот за что все это тебе: – не говори правды, не теряй дружбы; если бы ты устраивал у себя богатые вечери и с ними угощался, то, верно, это с тобой не случилось бы...». В сопровождении отряда стрельцов и двух архимандритов Никона отвезли на подворье. Здесь он искал единственного утешения в чтении святоотеческих писаний; но невежественный и грубый архимандрит Сергий своими дерзостями и насмешками отравлял и это последнее утешение несчастного патриарха... Терпеливо выслушивал насмешки и дерзости Сергия, Никон предрек ему лишение сана, что, действительно, потом и сбылось. 103 Вскоре на подворье к Никону явился боярин Стрешнев, посланный от государя с разными съестными припасами и дорогими одеждами на дорогу. Он от имени царя просил у Никона благословения царю и его дому. Никон не принял подарков и отказал в благословении. Разгневанный этим отказом государь приказать немедленно исполнить над Никоном определение собора, – именно отвезти его в заточение в Ферапонтов-Белозерский монастырь. Ссылка патриарха Никона в заточение На другой день по низложении Никона (13 декабря) явился к нему стрелецкий полковник Шепелев с государевым приказанием немедленно отправиться в Ферапонтов монастырь. «Готов есмь; твори, что ти повелено и что хощеши», отвечал Никон. Между тем народ узнал о случившемся и во множестве собрался в Кремль проститься с несчастным своим архипастырем. Стали опасаться народного возмущения, и потому прибегли к обману: – распустили в народе слух, что патриарха повезут чрез Спасские ворота по Сретенской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

63-е слово Никона Черногорца приведено патриархом не до конца – в нем опущено последнее предложение «Не сребролюбен имуще нрав, но доволни сущими, иже возшедый на третие небо и слышав неизглаголанныя глаголы, Павел, божественый апостол, яве вопиет» (Кормчая 1653, 209). Кроме того, «текст перевода» Никон разрывает вставкой из псалма (См. выше: Пс. 110:7 – 8 ). Л. 180 ...и аще и мало что от преданных святыми апостолы и отцы убавить или приложить, трикраты проклят. – Патриарх Никон напоминает царю текст «Деяния» VII Вселенского собора, который читается на литургии в неделю Православия. Ср.: «Неправе святых учителей Божия церкве божественныя гласы восприемлющим, и яве и явственно в них благодатию Святаго Духа реченная инако толковати же и превращати покушающымся – анафема трижды» (Триодь 1656, 215 об.; текст «Предисловия соборного святаго и Вселенскаго Седмаго собора» на л. 207 – 221). « Не приемляй глагол Моих ... судит ему в день судный». – Ин. 12:48 . «Аминь, глаголю вам никтоже есть, иже оставил есть дом ... мнози же будут первии последнии, и последнии перви». – Мк. 10:20 – 31 . А что клобуки снял со жемчюхи и иной дали, ничтоже мне о жемчюге том попечение – поминаю Владыки Христа тернов венец и радуюсь. – Патриарх Никон вспоминает о событиях 13 декабря 1666 г. В этот день утром к готовящемуся к отъезду в Ферапонтов монастырь Никону пришли послы от вселенских патриархов и всего Собора забрать у него клобук и панагию, снятые с него на последнем соборном заседании 12 декабря; как свидетельствуют документы «дела» патриарха Никона и в «Известии» о Никоне описывает Иоанн Шушерин, после прочтения соборного приговора вселенские патриархи сняли с Никона черный клобук с херувимом, жемчужным крестом и панагию, а возложили простой клобук, взяв его у присутствовавшего там монаха-грека – СГГД 4, 182 – 186 Гиббенст 2, 1093 – 1099; Дело 1897, 438 – 453 Шушерин 1997, 134 – 135, 141. «Блажени изгнани правды ради... яко мзда ваша многа есть на небеси». – Мф. 5:10 – 12 . Л. 181 Мантию архимандрит со Агеем ис кельи з гвоздя взяли и костыль, коим старость свою подпирал... от Своих Ему риз, и наг на суде... – Патриарх Никон вспоминает, как в первый день по прибытии в Ферапонтов монастырь 21 декабря 1666 г. в его келью пришли полковник Аггей Шепелев и архимандрит нижегородского Печерского монастыря Иосиф, которые по царскому указу сопровождали осужденного патриарха в ссылку, и забрали архиерейскую мантию и посох: Никон, как свидетельствовали сами очевидцы этих событий в своих докладах царю, отдал вещи «без всякого прекословия». Мантию и посох архимандрит тотчас отправил в Москву – Дело 1897, 313 – 314 Николаевский 1886, 11; Бриллиантов 1899, 143. Никон сравнивает себя с осужденным Христом, который, согласно Евангелию от Матфея, в претории был раздет, облачен в багряницу, на голову ему был возложен терновый венец, а в правую руку дана трость ( Мф. 27:28 – 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да ты же, великий государь, присылал свое жалование с Родионом Матфеевичем Стрешневым... и то твое не принял... – См.: 2. Примечания. Л. 181. ...прелюто бо есть и воистину бдно, иже кому гнвъ царьский понести. – Ср.: Притч. 16:14; 19:12; 20:2 . ...все злое видл от приставов, яко же от первых, тако и нын. – За время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре при нём сменились три пристава: первым был полковник Аггей Алексевич Шепелев (см.: 2. Примечания. Л. 181), вторым – Степан Лаврентьевич Наумов (см.: 1. Примечания. Л. 14), третьим – Самойло Шайсупов (о нём см. ниже: Примечания. Л. 199). Л. 197 «Будете, – рече, – щедри, яко же и Отецъ вашъ Небесный щедръ есть». – Лк. 6:36 . ...прислал Ивана Обрасцова с милостивым своим указом. – См.: 3. Примечания. Л. 55. Л. 198 ...присылал Родиона Матфеевича Стрешнева с встью... великие княгини Марии Ильичны не стало... – О Р.М. Стрешневе см.: 2. Примечания. Л. 181. Царица Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, скончалась 3 марта 1669 г. А по государын цариц во всю сороковицу и Канонъ плъ... – В течение сорока дней после кончины по умершему правят сороковицу – совершают поминовение, читают заупокойные молитвы и иные молитвословия на каждый день. И после Поста и Свтлой недли, по твоему, государеву, правили в монастыре сороковицу. – Сороковой день после смерти царицы Марии Ильиничны совпал с праздником Пасхи – 11 апреля 1669 г., поэтому по указу царя панихидную службу в Ферапонтовой монастыре совершали через неделю, после Светлой седмицы. Л. 199 ...сына твоего, государева, а нашего государя царевича и великого князя Алексия Алексиевича не стало... – Царевич Алексей Алексевич скончался 17 января 1670 г. А как переменил князь Самойло... – 12 июня 1671 г. на смену приставу С. Наумову в Ферапонтов монастырь прибыл стольник князь Самойло Никитич Шайсупов с 20 новыми стрельцами и сотником, но указа об облегчении участи опального патриарха не привёз – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 1, л. 189; ч. 2, л. 35; Барсков 1912, 113, Шушерин 1997, 235. С.Н. Шайсупов в 1627–1629 гг. патриарший стольник, с 1629 г. стряпчий, стольник с 1636 г. до 1676 г. – Указатель 1853, 470. В 1653–1654 гг. С.Н. Шайсупов был воеводой в Карпове – Барсуков 1902, 95, 596.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Ср.: «Неправ святыхъ учителей Божия церкве божественныя гласы восприемлющим, и яв и явственно в них благодатию Святаго Духа реченная инако толковати же и превращати покушающымся – анафема трижды» (Триодь 1656, 215об.: текст «Предисловия соборного святаго и Вселенскаго Седмаго собора» на л. 207–221). «Не приемляй глаголъ Моих...судит ему в день судный». – Ин. 12:48 . «Аминь, глаголю вам никтоже есть, иже оставил есть домъ... мнози же будут первии послднии, и послднии перви». – Мк. 10:20–31 . А что клобукъ снял со жемчюхи и иной дали, ничтоже мн о жемчюге томъ попечение – поминаю Владыки Христа тернов венецъ и радуюсь – Патриарх Никон вспоминает о событиях 13 декабря 1666 г. В этот день утром к готовящемуся к отъезду в Ферапонтов монастырь Никону пришли послы от вселенских патриархов и всего Собора забрать у него клобук и панагию, снятые с него на последнем соборном заседании 12 декабря; как свидетельствуют документы «дела» патриарха Никона и в «Известии» о Никоне описывает Иоанн Шушерин, после прочтения соборного приговора вселенские патриархи сняли с Никона чёрный клобук с херувимом, жемчужным крестом и панагию, а возложили простой клобук, взяв его у присутствовавшего там монаха-грека –СГГД 4, 182–186 53); Гиббенет 2, 1093–1099; Дело 1897, 438–453 123); Шушерин 1997, 134–135, 141. «Блажени изгнани правды ради, яко мзда ваша много есть на небеси». – Мф. 5:10–12 . Л. 181 Мантию архимандрит со Агем ис кльи з гвоздя взяли и костыль, коим старость свою подпирал... от Своих Ему риз, и наг на суд... – Патриарх Никон вспоминает, как в первый день по прибытии в Ферапонтов монастырь 21 декабря 1666 г. в его келью пришли полковник Аггей Шепелев и архимандрит нижегородского Печерского монастыря Иосиф, которые по царскому указу сопровождали осуждённого патриарха в ссылку, и забрали архиерейскую мантию и посох: Никон, как свидетельствовали сами очевидцы этих событий в своих докладах царю, отдал вещи «без всякого прекословия». Мантию и посох архимандрит тотчас отправил в Москву – Дело 1897, 313–314 77); Николаевский 1886, 11; Бриллиантов 1899, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

 Цит. по: Дьяченко Г .,прот.Полный церковнославянский словарь. Репринт. воспроизведение изд. 1900 . М., 2001. С. XI.  Шишков А.С. О любви к Отечеству//Язык наш — поводырь наш в рай или в ад. СПб., 2001 С.115—116.  Шацило В. П. Значение церковнославянского языка в жизни русского народа и необходимость его сохранения и изучения/Дипломная работа. Иваново, 2003. С. 14.  Шишков А.С. Славянский и русский язык— един//Язык наш — поводырь нашв рай или в ад. СП6, 2001. С 162—173.  Ильин И.А. Наши задачи, Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—1954 гг. В 2-х т. т. 2. М., 1992. С. 95—104, 118—122.  Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 58.  Шишков А.С. Наше родословие. Единственный путь к познанию разума//Славянорусский корнеслов. Язык наш — дерево жизни на земле и отец наречий иных. СП6., 2002. С. 237.  Цит. по: Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СП6., 2001 С. 145.  Дворкин А .Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования, Издание З-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород, 2002. С. 52.  Овладеть этим сокровищем не только путем практическим (клиросного чтения и пения), но и теоретическим (методом историко-филологического анализа) — задача первостепенной важности. Одна из первых попыток такого рода предпринята в издании: Маршева Л. И. Шестопсалмие: учебно-лингвистический анализ (издание Сретенского монастыря). М. 2003.  Ремнева М.Л. Древнерусский и церковнославянский //Древние языки в системе университетского образования. Исследование и преподавание. М., 2001. С. 237—238.  Григорьев АВ. К вопросу о коннотативном компоненте значения старославянского слова//Древние языки в системе университетского образования. Исследования и преподавание. М.. 2001. С. 110. Комментарии ( 1): Сергей Шепелев 19 ноября 2014г. 14:52 По своему возвышенному характеру, по своей силе и звучности церковнославянский язык является наиболее совершенным средством для выражения религиозных настроений православного русского человека. Высшие стремления духа, отрешенные от земного и направленные к небесному, чистому и вечному, получают наиболее соответствующее выражение в этом языке, далеком от всего обычного, житейского..

http://bogoslov.ru/article/4297089

Никон сравнивает себя с осуждённым Христом, который, согласно Евангелию от Матфея, в претории был раздет, облачён в багряницу, на голову ему был возложен терновый венец, а в правую руку дана трость ( Мф. 27:28–29 ). «Хотящему судитись с тобою и ризу твою взяти, не возбрани ему и срачицу» ... – Мф. 5:40 . Лишение слуг, пищи и пития, и прочих – поминаю Лазаря убогого и Иова многострадального и веселюсь... и жаждущаго капли единой, иже и не получи... – Упоминание о персонажах библейской истории – нищем Лазаре, богатом человеке ( Лк. 16:19–31 ) и страдальце Иове ( Иов 1–42 ) – необходимо патриарху Никону для того, чтобы провести параллель между двумя ситуациями: ему современной и библейской. Названные имена значимы и несут определённую смысловую нагрузку; качественные характеристики, сопровождающие имена, – «убогий», «многострадальный», «жаждущий» – фокусируют внимание адресата прежде всего на телесных недугах и неудобствах, причинённых ими (в отличие от душевных переживаний и нравственных страданий, на которые сделан упор в книге Иова и евангельской притче); а чтобы усилить сходство ситуаций, патриарх Никон кратко характеризует условия своего пребывания в Ферапонтовом монастыре. А что ты, великий царю, присылал ко мн в час, в он же во изгнание мя повезли, окольничева своего Иродиона Стрешнева... и я ему сказал ждать суда Божия. – Патриарх Никон вспоминает о том, как 13 декабря, на следующий день после оглашения соборного приговора о ссылке Никона в Ферапонтов монастырь, окольничий Родион Матвеевич Стрешнев принёс к нему в келью от царя деньги на дорогу, одежду, меха и просил благословения для царя и его семьи. Патриарх присланного не взял и в благословении отказал. Сцена встречи патриарха с царским посланником подробно описана И. Шушериным – Шушерин 1997, 139–140; Барсков 1912, 110; Николаевский 1886, 5. О Р.М. Стрешневе см.: 9. Примечания. Л. 254. ...какь прислан на перемену Агю Шепелеву Степан Наумов... – Аггей Алексеевич Шепелев в 1658–1668 гг. дворянин московский, царский постельничий в 1676 г., думный генерал в 1686 г.: умер в 1688 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010