Разгулов В.М., Фролов К А. Апостол Карпатской Руси. Берегово, 2001. – Здесь, кроме биографических сведений о святом Алексии, находим много информации о самой Подкарпатской Руси, о ее церковных, культурных и политических деятелях. Славяне и их соседи. Выпуск 8. М.: Наука, 1998. – Здесь особенно интересны статьи А.В. Ратобыльской «Имперская идее на венгерской почве (конец X–XI век)», с. 57–63, где говорится о судьбе православного князя-венгра Антония (Айтоня), который был лишен власти и убит с помощью католического духовенства края и его ненависти к Православию; М.К. Юрасова «Элементы имперского мышления у венгров в IX веке», с. 12–18. Словарь карпатоукраинского торуньского говора (уникальная работа, изданная крошечным тиражом профессиональными лингвистами). Сова Петр. Прошлое Ужгорода. Ужгород: типография «Школьная помощь», 1937. – Здесь много сказано о борьбе куруцев – противников Австрии и участии в этом движении православного народа. Трубачев О.Н. Infoarica в Северном Причерноморье. М.: Наука, 1999. – Упоминается здесь и этническая территория Подкарпатской Руси в связи с открытиями автором индоарийского этноса в Европе. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М.: Наука, 2003. – Олег Николаевич здесь убедительно доказывает, что правосточные славяне изначально жили в Карпатах, достигая на юге Баната (с. 367 и др.). Кроме того, он считает прародиной всех славян наравне с Паннонией также и Потисье (с. 9). Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. – В этой работе есть непредвзятый взгляд на славянскую историю, в частности на происхождение славян; приводится и оценивается ряд важных первоисточников для изучения деятельности святых братьев. Фейсах Иосиф. Православие в Подкарпатской Руси после Первой мировой войны. (Машинопись.) Курсовое сочинение по кафедре истории русской церкви МДА, 1980. – Здесь в самом конце приложения к сочинению даны мемуары святого Алексия, охватывающие центральный момент его жизни принятие Православия, служение, подвиг исповедничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, отче благосердый, о спасении многих поревновавый; радуйся, не своих си, но ближнего искавый. Радуйся, непоколебимый столпе апостольских преданий; радуйся, Христова стада добрый наставниче. Радуйся, преподобие отче Алексие, преславный исповедниче Христов и молитвенниче о душах наших. Кондак 5 Боготечная звезда, путеводившая иногда волхвы к Богомладенцу Христу, в Вифлееме рожденному, приведет я во святый град Иерусалим, поклонения и молитвы ради. Ты же, славя Бога за велию сию милость, воспевал еси Спасителю нашему: Аллилуия. Икос 5 Видевше братия Афонския Пантелеимоновския обители твою святую ревность о вере истинней, давша ти икону Божией Матери «Акафистную», да будет тебе и народу твоему Заступницею и Покровительницею во всем. Сего ради зовем ти: Радуйся, на Святую Гору Афонскую удел Божией Матери пришедый; радуйся, братиею Пантелеимоновския обители радостно сретенный. Радуйся, тамо ко Святей Православней Церкви приобщивыйся; радуйся, яко сего ради желание сердца твоего исполнися. Радуйся, яко от братии Афонския во благословение земли нашей икона Богородицы «Акафистная» даровася; радуйся, яко с сею иконою и многими православными святынями во отечество свое возвративыйся. Радуйся, преподобие отче Алексие, преславный исповедниче Христов и молитвенниче о душах наших. Кондак 6 Проповедником православной веры и благочестия до скончания земного жития твоего был еси, преподобие, помощи во всем у Царицы Небесныя непрестанно прося, моляся пред чудотворною Ее иконою «Акафистною», пред нею же и мы сподобляемся воспевати: Аллилуя. Икос 6 Возсия сугубая благодать Божия в тебе, отче Алексие, по рукоположении тя во иеромонаха для совершения Таинств церковных. Сего ради зело возрадовашеся людие земли Карпатския, зовущия ти: Радуйся, Ангельский образ приявый; радуйся, к Небесным Силам причтенный. Радуйся, по приятии Ангельского образа благодати священства сподобивыйся; радуйся, Таинств церковных совершителю благоговейный. Радуйся, Святейшия Трапезы предстоятелю умиленный; радуйся, за народ твой ходатаю пред Богом неустанный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же самое время в центре Европы на руинах Австро-Венгерской империи появились малые славянские государства, среди них и русинское со странным, но святым названием – Подкарпатская Русь. Русины времен «весны народов» пели песни О. Духновича (позднее они стали русинскими гимнами): «Подкарпатськии русины, оставьте глубокий сон…» и «Я русин был, есмь и буду, я родился русином…». В XX веке русины удостоверили свою автохтонность на южных склонах Карпат (что зафиксировано мирным Сен-Жерменским соглашением 1919 года), войдя в состав нового европейского демократического государства Чехословакии с правом автономии. В 1921 году на Подкарпатской Руси образована Карпаторусскя Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата. В 1938 году Подкарпатская Русь получила официальный статус автономии в составе теперь уже федеративной Чехословацкой Республики. В ноябре 1938-го и в начале 1939 года по приказу из Берлина галичские сечевики, как бывшие граждане Польши, в австрийской военной форме перешли границу и осуществили переворот на меньшей части территории Подкарпатской Руси, незаконно переименовав ее в Карпатскую Украину с центром в Хусте. Большая часть Подкарпатской Руси с исторической своей столицей Ужгород была оккупирована мадьярскими войсками. Вся же территория Подкарпатской Руси была освобождена только в ноябре 1944 года советскими войсками. После войны автоматически возобновился статус независимости Подкарпатской Руси в составе Чехословакии. Однако Сталин, по совету Мехлиса и Хрущева, территорию Подкарпатской Руси, как удобный военный плацдарм для экспансии в Европу, решил присоединить к Советскому Союзу. К тому же и русины не были против того, чтобы войти в состав большого славянского государства, чтобы свой статус независимой республики сохранить при поддержке братьев – восточных славян. Полномочные делегации от русинов – церковная (архимандрит Алексий (Кабалюк) – ныне канонизированный как святой карпаторусский-русинский) и светская – в ноябре 1944 года посетили Москву, где оставили высшему руководству Советского Союза письмо-меморандум. В нем была изложена позиция русинов о том, что они, понимая неизбежность присоединения их к Союзу, просили, однако, чтобы Подкарпатскую Русь присоединили к Советскому Союзу как отдельную Карпаторусскую республику. Документ этот официально на Украине ныне уже опубликован.

http://pravoslavie.ru/560.html

Подобным образом произошел массовый переход униатов-русинов в Православие в кон. XIX- нач. XX вв. в Северной Америке, куда они в то время массово эмигрировали. К этому их тоже привело отождествление своей русскости с православным вероисповеданием. Об этом свидетельствует следующий факт: когда община святого праведного Алексия Товта порвала со своим католическим священноначалием и стала искать общения с русским епископом (« пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися! »), то послала своего представителя Ивана Млинаря к епископу Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. «На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: " Так, як его в школе научили " , т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства. Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир объяснил посланцу карпаторусской общины , " что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской... " и не допустил его до Святого Причастия. Млинарь писал из Сан-Франциско : " Якой же мы... веры? Нас учили и вы (униатское духовенство - К.Ф. ) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,... а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене (посылает - К.Ф. ) до православного епископа... Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал! " ... Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Товту письмо, не хочет ли тот присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии. После этого о. Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру сам и, " узнавши, что Владыка той - Русской православной веры, просил его о принятии, разом с Минеаполлиским приходом, в православную прадедскую веру " Те же мотивы привели и к массовому обращению русинов из униатства в Православие в нач. XX в. в Галиции и Карпатской Руси трудами преподобного Алексия Карпаторусского (Кабалюка) (1877-1947 гг.) и священномученика Максима Горлицкого (Сандовича) (1882-1914 гг.).

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

Они говорят ему: «Там находятся только те, кто много потрудился в обители». И сколько ни просил, его не пустили внутрь. Тут он проснулся: Монахи легко разгадали смысл видения: сад - это место вечного упокоения монахов Русского Пантелеймонова монастыря. Двое, стоявшие у врат, - священномученик Ермолай и его ученик великомученик Пантелеймон, а то, что немца не пускали внутрь обители, означало, что сей великий святой уготовил места в небесной обители только тем монахам, которые потрудились в его обители земной. Вот такая удивительная история немца-лютеранина. Удивительная и не удивительная. Потому что, наверно, много подобных историй знал Афон за свое двухтысячелетнее прошлое. Нечего ходить далеко: всего за два года перед тем как произошла эта история, в Пантелеймоновом монастыре, здесь же «паче снега убелился» другой человек. Русский паломник из Австро-Венгрии Александр Иванович Кабалюк. Это был униат, специально прибывший в обитель целителя для присоединения к православию. Вот как кратко написал об этом событии журнал Пантелеймонова монастыря «Душеполезный собеседник»: «8 июля торжественно состоялось присоединение угро-русина униата Александра Кабалюка к православию. Присоединение совершил сам настоятель монастыря отец архимандрит Мисаил. На Божественной литургии в свое время новоприсоединившийся был приобщен Святых Таин Тела и Крови Христовых «во оставление грехов и в жизнь вечную со святыми». 13 июля он выехал с Афона на родину». Вот такая краткая справка. А что за этим? А за этим долгая жизнь, проповедь, исповедничество. Этого человека впоследствии назовут апостолом Карпатской земли. Скоро уже, в 1910 году, примет Александр священный сан. Затем - вынужденное бегство в Америку, где он проповедует среди диаспоры русинов возвращение на родину, фактически на Голгофу. Он был схвачен, брошен австрийскими властями в тюрьму, затем, после освобождения, - долгая борьба за православие. Собор 1944 года в Мукачеве, инициатором и вдохновителем которого был архимандрит Алексий (Кабалюк), вынес решение о присоединении карпаторусской православной церкви к РПЦ МП.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=175...

И мне кажется, вот эта истовость западных украинцев, их умение и желание стоять за веру — это свидетельствует о том, что в них, пусть не всегда осознанно, но живет опыт борьбы за свою свободу. Ведь подавляющее большинство западных украинцев — потомки православных. Тех, кого пытались склонить к униатству. А кого, как мы видим, и склонили. Способы были разные: от прямых угроз до дешевого шантажа. Улица Русская, Львов Вот, например, улица Русская в центре старого города. Историческая, между прочим, улица. Правильнее ее было бы назвать «Православная»: это исторический квартал православных во Львове, которых во времена Унии называли только и исключительно русскими. Видели фильмы про еврейские гетто? Вот, примерно в таких условиях православные тогда и жили: свидетельствовать о своей вере они могли открыто только в пределах этой улицы. Во всем остальном городе это было запрещено под страхом смерти. Вот, например, священнику нужно сходить и причастить человека. На груди у него Святые Дары — он идет с ними по городу. Но, только скрывая их, чтобы никто на него не набросился. Раньше-то, когда люди видели, что идет священник и несет Святые Дары, они вставали на колени, встречая Христа, перед ним должны были нести свечу. Так вот, православный священник тайком должен был пройти к православному христианину на улицу Русскую, чтобы его навестить или причастить. И только там, на улице Русской, православные имели право свидетельствовать о своей вере. — Отец Маркиан, а бывают ли случаи возвращения униатов в Православие? — Да, бывают. Но возвращение домой, назовем это так, было бы просто массовым, если бы сами мы, православные, имели хоть чуточку той любви к другим, ближним и Богу, которую имел, например, наш великий святой — преподобный Алексий Карпаторусский, живший и подвизавшийся на Карпатской Руси в прошлом веке. Сколько людей вернулось в Православную Церковь, видя в этом пастыре действительный пример следования Христу! Селами, деревнями шли в Православие — по доброй воле, видя добрый пример.

http://pravoslavie.ru/66855.html

Скромность святого не могла заслонить его святости, и в июне 1923 года епископ Досифей, впоследствии священномученик, возвел святого исповедника веры Христовой в сан архимандрита и назначил председателем Духовной консистории в городе Хусте – главном городе православного Марамороша, а также настоятелем прихода сего города. В Покровский собор, построенный преподобным, светильник Руси Карпатской поместил «Акафистную» икону Божьей Матери – Благословение Закарпатья, где и поныне укрепляет русинов Благодатная Предвозвестительница. В этом же году произошел и савватийский раскол. Савватийский раскол возник в 1923 году из-за того, что Константинопольским Патриархом был поставлен Архиепископом Пражским и всея Чехословакии (включая и Подкарпатскую Русь) Савватий (Врабец), вместо законного Пражского святителя Горазда и законного Карпаторусского святителя Досифея. Правительство Чехословакии поддерживает раскольника и разрешает ему рукополагать, чего не разрешает святому Досифею, опутав его множеством трудноисполнимых условий. Этим в кратчайшее время решается катастрофическая проблема нехватки православного духовенства в крае, так как владыка Савватий за год с небольшим рукоположил несколько десятков человек. К 1924 году святой Досифей воссоединяет большинство рукоположенного Савватием духовенства в своей юрисдикции. Однако раскол задерживает переход русинов из унии в Православие и позволяет унии продержаться в Подкарпатской Руси до конца Второй мировой войны. Савватийский раскол также продержался до самого присоединения к РПЦ, но число его последователей к этому времени было незначительно. Принятое сербами у себя, с подачи печальника русинов, владыки Евлогия, так называемое Временное церковное управление, самопровозгласило себя синодом Русской Православной Церкви За границей, пытаясь устранить от законной власти владыку Евлогия, назначенного самим Патриархом Тихоном, священномучеником, управляющим всеми приходами Русской Православной Церкви За границей. Но этого мало: воздав злом за добро владыке Евлогию, пожалевшему епископов, стесненных в Константинополе под властью турок, епископы отплатили полной мерой и приютившим их сербам: глава Синода митрополит Антоний (Храповицкий) вместо законного сербского архипастыря содействовал поставлению на всю Подкарпатскую Русь епископом Савватия – ставленника чехословацкого правительства. Ничем не укорили владыку Антония великоду шные сербы, полагая, что он сделал это по неведению, а не со зла, но, как бы то ни было, вместо владыки Досифея, впоследствии священномученика, был незаконно поставлен Савватий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вообще, чем ближе я подъезжал к Карпатам, тем больше видел рабства. Тогда я расправлял крылья воображения, и душа моя спускалась к равнинам моей отчизны, где человеческое достоинство высоко держит свою голову даже в самой низкой хижине. О горный край! Неужто твои кручи для того и вздымаются так высоко, чтоб еще сильнее бросилась в глаза согбенность твоих обитателей?» (первая страница «Путевых записок», с 427–428 вышеуказанного издания). Поп Димитрий. Русинськый Синонимчиный словарь. Ужгород, 2001. Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2000 (по одноименному изданию Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1877; греч., церк.-слав., рус. яз.). 28-е правило IV Вселенского Собора говорит о древнейшей русской епархии, которая может быть приурочена только к Карпатам (с. 243–250; см. также об этом: Рачук Г. Грушевская Святыня. Обитель в честь Архангела Божия Михаила, Архистратига Небесных Сил Безплотных. Древнейший монастырь Закарпатья. М., 2006; Ужгород, 2007. С. 4–8; Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря) М.: Паломник, 2008 С. 5–9). В 2005 году Mykaчebckqй монастырь выпустил фундаментальный труд архимандрита Василия Пронина под названием «История Православной Церкви на Закарпатье», на основе его ценнейшей кандидатской диссертации в МДА «История Мукачевской епархии с древнейших времен до Первой мировой войны 1914 года». 22-й параграф своего труда (с. 48) он специально посвящает ранним данным о христианстве на Подкарпатской Руси: «Выше говорилось о св. апостолах, проповедь которых доходила до Карпат. Со времени перенесения Константином столицы империи на Балканский полуостров церковное влияние усилилось. Дакский епископ Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.); Месопотамский епископ Андрей, будучи заточен во Фракии, доходил до Дуная и в Дакии проповедовал слово Господне и приобрел многих последователей веры Христовой; св. Никита [Ремизианский. – Г.Рачук] обратил жителей Дакии в христианство и учредил два епископства: Argensem et Muclovuensem, последнее Миклувицкое для русских; св. Мартин, славянин по происхождению [св. Мартин Турский. – Г.Рачук], жил в IV веке у подошвы Паннонской горы. [Ссылка на: Шкирпан И. Записки по истории Подкарпатской Руси. Мукачево, с. 10]».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Черная доля постигла село Катериничи уезда Рудки. Солдаты выгнали всех жителей села, мужчин и женщин в поле и кололи их штыками. Крестьянку Марию Зазулю, мать троих детей, раздели донага и катали ее по стернище. Две женщины умерли от колотых ран. Мария Плугарь от побоев родила преждевременно дитя. Солдаты насиловали женщин без стыда и стеснения, сожгли церковь , читальню, кооперативную лавку и хозяйские постройки, грабили и убивали людей. Чем быстрее и ближе к Карпатам отступали австрийские бригады, тем сильнее овладевал ими страх перед приближавшимся противником, тем лютее закипала месть в их сердцах. На одного Станислава Загурского, доктора прав, аудитора, то есть военного судью, к сожалению славянина-поляка, падает более ста смертных приговоров. Эта темная душонка на основании показаний одного лишь свидетеля повесил 10 крестьян из Синеводска Скольского уезда: Михаила и Петра Коваля, Федора Федишина, Ивана Матешина и Ивана Тишевского. Тела несчастных жертв бросили душегубы в болото, где они пролежали с сентября 1914 до марта 1915 года. Староста Стрыйского уезда С. Н. Андреев велел вынести трупы из болота и похоронить по православному обряду. (Далее в этом отрывке уже говорится о терроре в Подкарпатской Руси, но тогда было более распространено название «Угорская Русь». Через упомянутое ниже село Лавочное проходят все поезда по маршрутам от Москвы через Киев на Ужгород, Белград, Прагу, Скопье, Загреб. – Г.Рачук.) В селе Лавочном на одной из вершин Карпатских гор австрийцы поставили страшную виселицу больших размеров для устрашения народа. Сколько крестьянских голов повисло на ней, трудно сказать. Среди погибших были Михаил Жолобович из станицы Козовой и Федор Коростевич из станицы Оравы. Эту виселицу смастерил по приказу военного суда арестованный крестьянин Юрий Волкупович, которого забрало судилище в Мукачево. Как очевидец он рассказывал, что в Мукачево военный суд ежедневно приговаривал к смерти от 20 до 25 человек. Русинов вешали и расстреливали цыгане и евреи за городом, а их тела выбрасывали в ямы и рвы». Из главы «Бешеный погром в Перемышле 28 »

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Ясиня преподобный служил в доме, превращенном в храм, так как в его родном селе православных было мало, а униатов много из-за близкого соседства с Галичиной. Этот дом-храм был первой православной церковью в селе. Подвижник не уставал просвещать народ родной Гуцульщины. Ядро православной общины в селе составили его родственники. Основание карпаторусской церкви и борьба за ее признание В труде иеромонаха Сергия (Цьоки), посвященном возрождению Православия и монашества в крае, об этом эпохальном событии говорится так: «1 декабря 1920 года Святой Синод Сербской Церкви собрался на внеочередное заседание, на котором было решено послать в Карпатскую Русь епископа Досифея, который уже был хорошо знаком с положением дел в этой области. Накануне дня Святого Пророка Илии (1921 года) он был уже в селе Изе. Несмотря на то что это был простой рабочий день, в Изу стеклось такое количество православного народа, что уже к десяти часам дня Иза была переполнена, как бы на какой-нибудь престольный праздник, и все желали видеть и получить благословение своего православного епископа. Очевидцы говорят, что не было и, наверно, не будет такой радости, какая наблюдалась в это время у православного населения Закарпатья. «Первым делом епископа, после его прибытия, было совершение благодарственного молебна Богу за Его великую милость – за то, что Он Своим промыслом снова восстановил в Закарпатье подавленное католицизмом Православие. Отслужив молебен в сослужении карпаторусского православного духовенства, владыка Досифей несколько раз говорил народу проповеди. В первой он сказал: «Я принес вам от Сербского священного архиерейского Собора благую весть, что Сербская Православная Церковь приняла Карпаторусскую Православную Церковь под свое покровительство, пообещав вам оказать свою помощь, пришлет вам в скором времени постоянного православного епископа, будет принимать из Карпатской Руси благочестивых юношей в богословские школы для подготовки в будущие священнослужители, рукоположив их, направит к вам, чтобы трудились на ниве Святого Православия» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010