Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все это наше карпаторусское население с великим терпением и болью сердца переносило, ожидая своего спасения именно от Москвы. А что это правда, то это уже тем доказано, что когда границы Советского Союза оказались на наших Карпатах, то наши юноши и девушки – интеллигенция и простой народ – крестьянство массами бежали в Советский Союз. Вопрос: Почему наш народ не бежал раньше за Карпаты к галичанам в Польше? А именно потому, что наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких, украинствующих. Наш народ – русский, русин, Руси-сын. Наши матери не рождали нерусских сыновей. Наша русскость не вчерашняя, наша русскость не моложе Карпат... Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной Армии. Но эта радость молниеносно была убита в нашем народе вестью, что наша Карпатская Русь, под названием Закарпатская Украина, войдет в состав Чехословацкой Республики. Оказывается, что мечты наших предков остались только мечтами и для нас. Но, наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь великого, родного нам Советского Союза, и не в коем случае не в каком-либо чужом государстве. Чаша нашего терпения переполнена: довольно игрались нами наши недруги, бросая нас из рук в руки. ВОЛЯ КАРПАТОРУССКОГО НАШЕГО НАРОДА – ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпаторусскую Советскую Республику от Ясиня до Попрада и от Ужока до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза. B Мукачеве дня 18 ноября 1944 года. Игумен Феофан Сабов, заместитель епископа и администратор Православной Мукачевско-Пряшевской епархии. Архимандрит Алексий Каболюк, настоятель Св. Н. монастыря. Протоиерей Димитрий Беляков, член Высшего Духовного суда епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Покровском соборе действовал православный интернат, о котором и много лет спустя вспоминали православные ученики Хустской гимназии. Учился в этом интернате и знаменитый мемуарист-изянин Федор Антонович Сабов, принесший родному краю много добра при своей ответственной работе в области на больших должностях: «Время было голодное. И дети вынуждены были с голоду воровать с огорода при церкви редиску, лук. Жили в основном зимой. Доходили дети пешком с Изы в гимназию и из окрестных сел. Преподобный спасал детей тем, что приютил их в интернате. Здесь скрывались от всех бед, были и дети с Тячевщины. Здесь была горячая пища, было где переночевать, и это было спасением для бедных детей, учеников гимназии в Хусте. Зимой, осенью было тяжело, шли босиком. Нельзя было опаздывать. Плата была мизерна. Давали солому на постели и простыню сверху. Кабалюк был душа-человек: на проказников смотрел по-отцовски, по-Божьему, излучал доброту и радость – святой человек. Агриппина, экономка, пожаловалась на воров. Святой вышел и стал гоняться с палкой вокруг церкви, но не мог догнать. Тогда по его команде дали звонок на вход и каждому входящему у дверей по-отечески – по гузице (по попе) палкой легонько давал – любя. Была мораль в интернате: нехорошо воровать, ведь вы могли попросить, и вам бы дали. Так святой заботился о православных дениях, которые росли в страшной нищете, в отличие от униатов, которым помогал богатый Рим. Преподобный очень радел об обращении униатов в истинное христианство. Многих ему удалось просветить светом Христовым. Но упорных, проклятых в своей гордыне, исповедник Христов гнал с позором от себя без всякого снисхождения. Карпаторусское Православие притягивало к себе праведников отовсюду. Такой светильник Церкви, как знаменитый епископ Аверкий (Таушев) , специально приехал из Болгарии в Подкарпатскую Русь, чтобы на этой святой земле принести монашеские обеты. 17 мая 1931 года он был пострижен с именем Аверкий в изском Свято-Николаевском монастыре, и владыка Серафим (Иванович) назначает его заместителем секретаря епархии. После этого он продолжительное время служил в Ужгороде, в Покровском храме-памятнике русским воинам, погибшим за освобождение Карпатской Руси и Сербии во время Первой мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собрание закончилось пением молитвы Божией Матери «Достойно есть». Этот великий день в праздник Преображения Господня, когда православные в первый раз собрались во главе с епископом Досифеям, означал начало новой жизни для карпаторусского православного народа, ибо в этот день после страшного, более чем двухсотлетнего тяжелого духовного ига, обид и обмана, не говоря уже о политическом порабощении, он почувствовал себя освобожденным и в духовном смысле. В этот день положено начало организации Восточно-Православной Карпаторусской Церкви. После окончания торжества, попрощавшись друг с другом, православные делегаты разошлись в разные стороны нашей Карпатской Руси, неся в своей душе и сердце духовную радость, которой они приобщились от этого великого православного торжества». Но если в Изе и окрестных селах уже давно не было ни одного униата и народ торжествовал, то в родных местах преподобного Алексия дело обстояло иначе униаты там сохранили свое влияние. Поэтому подвижник жаждал просветить Гуцульщину, он отвоевал землю под православный храм в Великом Бычкове. Началось строительство, объединившее и сплотившее православную общину еще больше, но из-за происков униатов власти отобрали землю. Святой ушел оттуда. Он стал служить в Потоках, где на горе поставил крест и там молился. Униаты были еще слишком сильны в этих местах. К этим скорбям присоединилась еще более великая скорбь – в 1922 году у святого умерла мать. Она для него была всегда настоящим духовным другом, поддерживающим на тяжком крестном пути. Ее благочестие и терпение с детства сформировали душу будущего подвижника. Бог даровал ей великую радость встретить своего самого дорогого сына живым и невредимым после нескольких лет полной неизвестности, когда он был в России во время Мировой войны и войны Гражданской. Ее похороны были необычайно величественными и торжественными. Мать великого проповедника проводили к Богу все православные села Ясиня. Село исповедников, Иза, построило мужской монастырь в честь великого святителя и чудотворца Николая, где тут же избрали главою монашеского общежития преподобного Алексия, но святой отказался, и игуменом обители стал отец Матфей (Вакаров). Монастырь впоследствии был переведен в лесистые горы на окраинные земли села, рядом с кладбищем, где хоронили многих мучеников за веру в общей могиле во время террора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Царь, презрев все страхи и опасения окружающих, приехал во Львов, чтобы встретиться со своим народом, и архиепископ Холмский Евлогий говорил удивительные слова о том, что русский державный двуглавый орел теперь вьет гнездо на Карпатских горах. Архиепископ Холмский Евлогий, впоследствии управляющий приходами РПЦ за границей, по благословению святого Патриарха Тихона во время визита царя-страстотерпца Николая II во Львов в 1915 году во всеуслышание напомнил об одном случае, о чем впоследствии написал в своих воспоминаниях: «По окончании молебствия я поднес Государю Почаевскую икону Божией Матери со словами – „Пусть эта святая икона напомнит Вам о посещении Вами Юго-Западного края вместе с Вашим покойным Родителем, еще в бытность Вашу Наследником-Цесаревичем, когда множество галичан прорвали пограничный кордон, чтобы видеть Русского Царя. Покойный Государь заметил их и обратился к ним с такими знаменательными словами: „Я знаю вас, я помню вас, я не забуду вас“. Эти слова, – сказал я, – теперь находят свое осуществление в лице Вашего Величества“» (см.: Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М. 1994. С. 249). Золотой крест русский царь назначил в награду преподобному Алексию за великий подвиг русина-исповедника. Велико было счастье народа, увидевшего воочию своего русского царя, – слезы счастья заливали лица многих, и никто не хотел думать, что царская Россия может уйти с многострадальной коренной земли Руси, и уж никто не мог предположить, что православная Россия вскоре будет растоптана грязными сапогами дезертиров. Сотни тысяч, а потом и миллионы русских солдат и офицеров положат свои жизни за православных русинов и сербов, но и сами русины клали свои жизни за величие России, за Святую Русь. В Западной Галичине был схвачен и расстрелян православный священник Максим Сандович – русин из карпатского племени Лемков. После первого залпа священномученик продолжал стоять невредимым. После второго залпа святой простер руку и, истово осенив всех и себя широким крестом, произнес громким, звучным голосом: «Пусть вовеки живет Святое Православие, пусть вовеки живет русский народ!» Взбешенный ротмистр подскочил к святому и, крикнув не своим голосом: «Сгинь, собака!», выстрелил ему трижды в лицо из револьвера.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это, конечно, далеко не все исцеления и чудеса. Но именно перечисленные выше особенно характерны. Поучительно видеть, как нечистые духи мучаются, не вынося святости великого Карпаторусского старца. Был свидетелем, как это проявилось в девочке 8–9 лет, привезенной родными с Гуцульщины специально к мощам и до приближения к ним не подававшей никаких признаков обитания в себе беса. Как только монах пригнул ей голову к мощам, то раздался мучительный нечеловеческий крик «Печё! Печё!» – демон был опален невещественным огнем Божией благодати. Очень многие бесноватые, привозимые родными, получали исцеление или облегчение в своей душевной болезни. Благодать, исходящую от мощей Карпаторусского светоча, видели издалека и шли на нее даже животные. Так, однажды подстреленный кем-то нечаянно или умышленно пастушеский пес приполз на брюхе через лес в монастырь за исцелением и, быстро вылечившись, остался служить святому. За свою масть он получил имя Билый. Пес относился к породе, название которой полностью звучит как «венгерская пастушья собака», и был очень красив. Очень похожая порода распространена также в Альпах и Сербии. Это центральноевропейский альпийско-карпатский вариант овчарки, выведенный еще в древние времена, до прихода венгров. Такого замечательного, красивого, породистого, доброго и в то же время исполнительного пса-сторожа, как «ничейного», неоднократно пытались увезти с собой различные люди. Пес спокойно давал себя забрать, но через некоторое время неизменно опять появлялся в монастыре и опять добровольно продолжал свое послушание святому. При этом расстояние, горы и долины, великолепные условия содержания у забравших его людей все это не имело для преданной собачьей души никакого значения. Так не только люди, но и животные воздавали славу святому, который был непримирим ко злу и исцелял и покрывал целый край благодатью истинной веры еще в своей земной жизни. После обретения мощей возник один миф, – миф о насильственной смерти святого. Случилось это из-за того, что в ротовой полости была обнаружена ртуть. Некоторые тогда связали его смерть со смертью греко-католического бискупа, случившейся за месяц до преставления преподобного Алексия. Это произошло в результате несчастного случая, за которым стояли советские спецслужбы. В результате сделали умозаключение, что преподобного отравили, дабы обезглавить народ, лишив его духовных лидеров. Вспомнив слова святого «Не убили меня мадьяры, так убьют коммунисты», заманчиво было бы, поняв это буквально, принять факт мученичества от безбожной власти. Но опрос последних свидетелей предсмертной болезни и кончины преподобного, а также хорошо проанализированные различные факты в своей совокупности, в том числе специальное расследование братии Свято-Николаевского монастыря, – все это позволяет уверенно опровергнуть созданный миф о насильственной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой был строителем Покровского (позднее, после перехода в РПЦ, Благовещенского) кафедрального собора, первый камень в основание которого был заложен в 1925 году, на праздник Благовещения. Слово «собор» означает, прежде всего, собрание верных, и именование храма собором говорит о том, что он предназначен служить для особо значительного собрания верующих быть духовным центром округи. Предыстория создания собора так раз и связана с тем, что на этом месте еще при Австро-Венгрии впервые стали собираться гонимые православные. Именно здесь в 1905 году состоялось первое тайное собрание православных, на котором было решено устроить молитвенные дома в двух селах – Изе и Великих Лучках. Здесь же в 1906 представители тридцати православных общин края определили отправить преподобного Алексия в Россию, чтобы решить вопрос о православном священнике. Именно здесь позднее решили направить его и на Святую Гору Афон, где он принял Православие и где ему была вручена «Акафистная» икона Божией Матери. Собрания православных, большинство которых были исповедниками веры Христовой, а некоторые и святыми (преподобный Алексий), освятили это дивное место. Ведь на православных соборах не люди, а Дух Святый решает вопросы пребывания Церкви Христовой в этом грешном мире. У Бога все промыслительно – поэтому, еще задолго до закладки здания, эта земля в Хусте уже стала святой, служа местом церковных соборов, дабы в грядущем здесь поднялся величественный храм-собор в честь Покрова Божией Матери. За историей каждого святого места стоит неповторимая судьба человека, и место будущего собора неразрывно связано с судьбой Михаила Палканинца, вдовца – старинного друга преподобного Алексия, который много помогал ему, укрывая, оберегая, сопровождая святого в его великом служении страждущему народу. Этот житель Хуста принял Православие всей душой и очень помог святому Алексию организовать гонимую православную церковь в Карпатской Руси. Он пошел на великую жертву – отдал свой дом в Хусте для тайных православных соборов, а в то тяжкое время это могло быть равносильно тому, что он сам себе подписал смертный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг: 6.9 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Угорський греко-католицький про русин. 1912. 25 мая. С. 2. Гонения православной веры. Слава Богу нашему и честь Марморош-Сиготским страдальцам 1914–1934 гг. Мукачево, 1934. С. 4. Бескидский. Как мадьярское правительство и униаты подготовляли Марморошский процесс//Православный русский календарь. Владимирово на Словенску, 1930. С. 58–59. о. (Кабалюка) на суде угроруссов//Почаевский листок. 1914. 15 января. С. 7–8. Закарпатской Руси//Наша Родина: Календарь на 1921 год. Springfield, Vt. USA: Русскаго сиротскаго приюта, 1920. С. 15. Из православной веры в Южно-карпатской Руси//Православный русский календарь на 1930 г. Владимирова, 1929. С. 63. Халус П. Кабалюк – непохитний захисник закарпатського православ’я//Християнська Родина. 1996. 19 грудня. С. 5. Закарпатський П. Православна Церква на 1948. 5. С. 146–157. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 24 марта 2019, 21:15 Из статьи узнала, что мой дед священник с. Ново-Барово Колочавин Василий участвовал в суде в качестве обвиняемого и освобожденного за отсутствием доказательств. Спасибо за статью и успешних дальнейших Юлия 11 ноября 2011, 21:00 Благодаря статье узнала о своем прадеде - Илии Пирчак. Большое спасибо автору. Юрий Данилец 15 мая 2010, 13:43 Уважаемая Татьяна. к сожаления, я не имею больше материалов об этом человеке Татьяна Гутник 20 апреля 2010, 22:06 Пирчак бил осужден на 2 года и 6 месяцев 3 марта 1914 года.Какая его дальнейшая судьба,его семьи? Юрий Данилец 20 августа 2009, 19:00 Архимандрит Алексей (Кабалюк) причислен к лику святых с именем Алексия Карпаторусского. Его мощи находятся в Свято-Николаевском монастыре в с.Иза Хустского района Закарпатской области. Частички мощей находятся в многих храмах Закарпатья и далеко за его рубежами. Наталья 30 июня 2009, 14:30 насколько я знаю Алексий (Кабалюк) причислен к лику святых и сейчас это святитель Алексий Карпатский. Рака с частицей его мощей лежит в кафедральном соборе г. Ужгорода. Еще по теме истории православия на Закарпатье есть книга Василия Пронина. Иван Иванович 17 июня 2009, 21:24 Важная проблема. желаю автору успешного продолжения изысканий Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30790.html

Главные святыни обители: Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих. К конце 1925 г. в обители возвели храм и первые кельи; накануне закрытия монастырь имел храмы Рождества Пресвятой Богородицы и св. прор. Илии, колокольню, множество корпусов; после закрытия часть комплекса построек, переданного школе-интернату, была разрушена, часть – переделана. В 1991-1995 гг. в обители построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2001-2002 гг. одно из помещений бывшего интерната переделано в храм св. равноап. княгини Ольги с колокольней. Монастырь также имеет часовни св. прор. Илии и всех святых земли Русской. Источник: сайт монастыря История Рождество-Богородичной обители в селе Липча гораздо менее древняя и драматическая, чем история Грушевского, Угольского и Мукачевского монастырей. Основание ее относится к приснопамятному 1924 году, заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадалного народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь. Обитель, духовными наставниками которой стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, а основательницей - монахиня Параскева (в миру - Юлиана Прокоп), сыгравшие важную роль в Карпатском возрождении, очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь. Еще в юном возрасте Господь вложил в сердце будущей игумении благочестивый помысл стать на монашеский путь, и она вместе с соподвижницами основала в горах православную общину. Девушки собирались тайно, читали молитвенное правило, придерживались церковных Уставов и по сути никому не мешали, но, узнав о существовании общины, венгерские жандармы выследили ее и разорили ее, а девушек подвергли жестоким пыткам. Однако это не сломило духа юных исповедниц истинной веры, которые держались твердо и безкомпромиссно. Они вновь и вновь собирались на молитву в укромных местах, презирая опасность. А когда Закарпатье перешло в состав Словакии, девушки обрели возможность воплотить свои сокровенные желания, и уже в 1923 году Юлиана Прокоп становится невестой Христовой, к чему с детства стремилась ее боголюбивая душа. Монашеский постриг совершает игумен Амфилохий (Кемень). Принятие лика Ангельского с именем Параскевы становится началом нового этапа в ее жизни. Ее героическая боголюбивая душа жаждала подвига, теперь уже созидательного.

http://sobory.ru/article/?object=26553

В день Святого Пророка Божия Илии он при большом стечении православного народа совершил Божественную литургию. После богослужения он собрал представителей православных сел в церковный дом села Изы и подробно изложил им решение Священного архиерейского Собора Сербской Православной Церкви касательно Православной Церкви в Карпатской Руси. На следующий же день после дня пророка Илии он вынужден был поехать в Прагу, в Министерство вероисповедания, чтобы решить вопрос об организации Карпаторусской православной епархии. Министерство вероисповедания встретило владыку Досифея не очень вежливо, и между ними произошло столкновение. Дело в том, что епископу Досифею были поставлены тяжелые условия, на основании которых он должен был действовать в Подкарпатской Руси, а именно: не рукополагать в священный сан лиц без высшего богословского образования, выстроить для себя новые церкви, а те, которыми пользовались до этого времени, возвратить грекокатоликам, построить церковные школы, обзавестись церковным и школьным инвентарем 17 . Владыка Досифей выслушал требования чехословацкого правительства и ответил, что все это он передаст в Священный синод Сербской Православной Церкви, так как сам он этот важный вопрос решить не может, потому что является только лишь делегатом от Сербской Православной Церкви. После этого он возвратился в Подкарпатскую Русь и старался использовать свое кратковременное пребывание для блага Православной Церкви. Чтобы поддерживать дух населения, он постарался побывать почти во всех православных общинах Марморошской, Мукачевской и Бережковской жуп 18 , где его с великой радостью встретил наш православный народ. Несмотря на то что ему строго было запрещено рукополагать лиц без высшего богословского образования, он решил нарушить это запрещение ввиду недостачи православного духовенства. Поэтому 1 (14) августа 1921 года он рукоположил в селе Великие Лучки в иеродиакона монаха Пантелеимона (Кундрю); в этот же день владыка «окрестил 14 детей в возрасте от 8 до 13 лет. Кроме того, он присоединил к Святому Православию первого из униатских священников отца Михаила Мейгеша и трех учителей народных школ» 19 , после чего он поехал в село Изу – центр Святого Православия в Закарпатье, где 5 (18) августа того же года освятил новоустроенную для монашества церковь в честь святителя Николая (о монашестве ниже), и за Божественной литургией в тот же день возвел иеромонаха Алексия (Кабалюка) в сан игумена новоустроенного Свято-Николаевского монастыря и рукоположил в сан иеродиакона монаха Евфимия (Прокопа).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010