В стратегическом отношении город Перемышль на Сяне был самым важным боевым участком для австро-венгерской армии. Это была лучшая австрийская крепость против России. Отступая к Сяну, солдаты пылали неугасимой местью к галицко-русскому поселению. Поэтому для арестованных не было пощады. 15 сентября 1914 года на группу арестованных, состоящую из 46 человек, набросились мадьярские гонведы. Перевязанных веревками людей они загнали с улицы Дворского в угол улицы Семирадского, и тут наступил бесовский погром, какого древний город не знал в своей богатой в горе истории: били и секли саблями гонведы-уланы, кололи штыками пехотинцы, били кулаками и камнями евреи, били и свои братья-украинцы чем попало. Улица наполнилась отчаянными стонами и криками. Девушка-гимназистка пала на колени перед статуей, находившейся в углу улицы, и подняла вверх руки: „Божья Мати, спаси нас!“ Внезапно к девушке подбежал мадьяр и со всего размаха ударил ее револьвером по голове, а затем выстрелил из него прямо в ее чело. Как подкошенная она упала на землю. Выстрел в девушку был сигналом к кровавой расправе прочих арестованных. Началась стрельба. Брызги крови и мозга летели на мостовую и на соседние стены домов. Из тел изрубленных людей образовалась сплошная масса размозженного мяса. В этой адской бойне были убиты...» (далее следует поименный список жертв из 45 человек. – Г.Рачук). Из главы «Терезин» «И вот 3 сентября 1914 года все казематы, тюремные вязницы и темницы, все конюшни с лошадиным гноем, все коридоры и сырые подвалы наполнились изгнанниками, уроженцами Карпатской Руси. Тысячи галицких невольников загнали немцы в холодные стены, закрыли железными дверьми. Лютые, как тигры, ключники и профосы надзирали за ними. Вооруженные солдаты стояли на сторожевых местах, у ворот, дверей и решеток. Началась тяжелая неволя. Интеллигентные и простые люди должны были совершенно бесплатно весь день отрабатывать всякие черные работы не только в самой крепости, но и в городе, чистить улицы, каналы, уборные в заразных лазаретах, трудиться в огородах и в поле. В крепость было два входа. На каждом шагу стояли заставы. Бежать было немыслимо. В гнездах вшей, в гное бесчисленных ран и болячек необходимо было вести непрерывную борьбу с болезнями, которые путем проникновения в здоровый организм болезнетворных микроорганизмов могли охватить всю крепость. Все же тысячная громада узников, почти наполовину перемешенная с интеллигенцией, при деятельной поддержке чехов, особенно двух чешек, Анны Лаубе и Юлии Куглер, в скором времени завела в своих тюрьмах лад и порядок, справилась с насекомыми, установила часы для мойки и стирки белья, зоготовила из досок нары – короче говоря, старалась всячески завести образцовую чистоту». Из главы «Талергоф»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Историческое и культурно-этнографическое понятие Русского Запада охватывает преимущественно те древнерусские земли, которые на протяжении веков были под властью католиков и где происходило введение унии или прямая католическая агрессия. Другая часть древнерусских православных земель попала также под гонения протестантов и турок-мусульман. Эти земли издревле населены русинами, которые в настоящее время являются самыми прямыми потомками единого древнерусского народа, которые остались на древних местах своего, проживания, в то время как остальные отошли на восток. Полоса этих земель протянулась вдоль этнографической восточнославянской границы, от побережья Балтики до современной Румынии. Так, в Ливонии под властью Ливонского ордена жило многочисленное русское население и даже города там носили русские названия, переиначенные на немецкий лад подобно «Вольмеру» – Владимиру. Эти земли пытался освободить еще Иван Грозный во время Ливонской войны, что вызвало в Ливонии гонения на православных. Практически весь восток современной Польши принадлежит к Русскому Западу. Одна из областей до сих пор носит выразительное название «Подляшье», то есть область «под ляхами» – ляхами-поляками завоеванная. Там до сих пор к названиям некоторых населенных пунктов присоединено это слово – известна Бяла-Подлясска, Белосток, Холм (польск. Хелм), Люблин, Жешув, Перемышль (польск. Пшемысль), Ярослав – старинные русские города, находящиеся ныне в границах Польши, где теперь древнерусский народ полностью или частично ассимилирован. На крайнем юге Польши этнографическая граница издавна проходила по реке Дунайцу. Сразу после Второй мировой войны русины отсюда во множестве были депортированы в Силезию – на запад Польши для скорейшей ассимиляции. Это изгнание известно под именем операции «Висла». Основная часть древнерусских земель в пределах Польши носит название Холмская Русь или Холмщина. Холм славится древней иконой Божией Матери – хранительницей Православия и русинов в этих землях. Ее, как и Почаевскую икону, спускают с иконостаса на лентах для поклонения. На крайнем юго-востоке Польши расположена Лемковщина, названная так по особой этнографической группе карпатских русинов – лемкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как страшное оскорбление восприняли униаты случившееся, и однажды ночью запылал огромный храм, куда их не пустили. Со страшным гудением рвалось пламя, и далеко разлетались куски кровли, но неизреченной милостью Божьей иконостас храма остался невредимым. С огромным торжеством прошло двадцатилетие Второго Марамарош-Сиготского процесса. Но власти, на которые влиял Рим, поступили подобно Австро-Венгерским властям – в Хусте над изянами в 1934 году опять состоялось судилище из-за православных книг, которые они получали из-за границы. Чехословакия не имела возможности осуществлять такой террор, как ранее Австро-Венгрия, зато она могла, подчиняясь Риму, открыто поддерживать униатов против православных, что и делала. Святой, будучи духовным вождем православных, их знаменем, участвовал в политической жизни края. Он встречался и с Бенешем министром иностранных дел Чехословакии, и с президентом Масариком. Оба они считались «отцами нации», но это были политики, а его особенно тянуло к людям церковным. Он общался со священномучеником Гораздом; известно фото, где они стоят вместе. Неоднократно подвижник говорил с Сербским Патриархом Димитрием о делах Карпаторусской Церкви, когда был в Сербии и дружил со всеми сербскими владыками, вместе с которыми боролся за победу Православия на своей многострадальной родине. В святом самой яркой чертой была доброта. Сам живя в бедности, он помогал людям из последней возможности – всем, чем только мог, как родной отец любимым детям. Он всегда вел себя очень скромно и тихо, но когда дело касалось веры, то подвижник весь зажигался, и невозможно было тогда противиться ему. Выглядел он в эти минуты величественно и грозно, подобно святителю Николаю. Однажды он кротко беседовал с униатами, убеждая принять Православие, – те стали лукавить, и тогда глаза святого налились таким огнем, голос обрел такую силу, что испуганные униаты в страхе выбежали из помещения без оглядки, как будто их настиг гром небесный. Светоч Православия едва не пострадал во время Карпатской Украины вместе с другими православными. В последний день перед приходом мадьяр в Хусте весной 1939 года галичане-украинцы, захватившие Мараморыш и установившие здесь фашистский режим, провозгласили Карпатскую Украину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, преподобие отче Алексие, преславный исповедниче Христов и молитвенниче о душах наших. Кондак 7 Хотяй Преблагий Господь явити в тебе новый сосуд благодати Своея, посла тя к многострадальному народу нашему просвещения ради и освящения Таинствами церковными, ихже усердно выну совершал еси, поя Богу: Аллилуия. Икос 7 Нового тя исповедника показа Господь Бог, егда нечестивии невинного тя связаша и ведоша во узилище. Людие же православнии, видящее сие, великия скорби исполнишася, вопиюще ти таковая: Радуйся, за веру Христову узы и темничное заключение мужественне претерпевый; радуйся, яко святым мучеником тем последовал еси. Радуйся, яко исповедничеству их подражал еси; радуйся, яко терпением твоим диавола победил еси. Радуйся, проповедию твоею на горах Карпатских апостолу Андрею Первозванному уподобивыйся; радуйся, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла славный подражателю. Радуйся, преподобие отче Алексие, преславный исповедниче Христов и молитвенниче о душах наших. Кондак 8 Странствие земное славно прошел еси, отче преблаженне, слово истины Христовой людем возвещая и к покаянию всех призывая, да покаявшеся во гресех своих, чистым сердцем воспоют Христу Богу: Аллилуия. Икос 8 Весь сердечною любовию к Богу и людем пламенея, не пощадил еси телесных и душевных сил твоих для проповеди слова Божия и возрождения веры православныя в народе нашем. Мы же, благодарни суще, во умилении сердца взываем ти сице: Радуйся, преподобие отче Алексие, светильниче Православия; радуйся, угодниче Христов, преподобия и правды исполненный. Радуйся, к возрождению православной веры велию ревность имевый; радуйся, к лику преподобноисповедников приобщивыйся. Радуйся, пастырю добрый, душу свою за овцы твоя положити готовый; радуйся, паству твою от волков лютых ограждавый. Радуйся, преподобие отче Алексие, преславный исповедниче Христов и молитвенниче о душах наших. Кондак 9 Всякия скорби и беды претерпел еси от нечестивых, отче многострадальне, но ничтоже возможе разлучити тя от любве Божия. Вся же напасти претерпевая благодатию Христовою, непрестанно воспевал еси Ему: Аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При вторжении венгров и ковар на Средний Дунай Мараморыш не был затронут и дольше всех остальных карпаторусских княжеств сохранял независимость. Этому способствовали защищенность горами со всех сторон, так что сюда можно было попасть извне лишь тремя-четырьмя путями, и уникальный внутренний рельеф – сложный лабиринт из множества горных хребтов, покрытых густыми лесами, в котором любой завоеватель чувствовал себя неуверенно. Лишь в XIV веке здесь утверждается венгерская власть, не желающие подчиняться католикам славяне и румыны Мараморыша переходят горы и в 1359–1360 годах основывают Молдавию, новую православную державу. Мараморыш в составе Венгрии был самой большой территориальной единицей и при захвание остальных частей Венгрии Австрией и Турцией в начале XVI века вошел в состав Трансильвании, активно участвуя во всех войнах трансильванских князей с Австрией. Многочисленные монастыри, в особенности древние обители Грушевская и Угольская, ставшие епархиальными центрами, всегда были могучими духовными твердынями народа, поддерживающими связь с православным миром от Москвы до Балкан. При насильственном введении унии именно в Мараморыше укрылись последние православные епископы, которые отсюда управляли в начале XVIII века огромными территориями Прикарпатья, Трансильвании, Венгрии и Словакии, оставшимися без окормления православных архипастырей. В Карпатской Руси известен своеобразный «мараморышский» менталитет – бунтарский в отношении властей и консервативный в отношениях традиций. Народ здесь держался Православия до последней возможности, постоянно поднимая восстания. Отсюда же, с Мараморыша, началось и возрождение Православия. Карпаты стали той стеной, к которой поставили народ православный, чтобы отнять у него его величайшее сокровище – святую веру: вобрать народ в себя, а непокорных казнить. От репрессий бежали семьями, бежали и в одиночку. Тогда и заселились самые суровые горы в Карпатах непокорными, отчаянными людьми, не приемлющими рабства. Эти горстки храбрецов спускались с лесистых склонов – сражались, мстили за поругание веры, за лютые казни. Их отлавливали, как диких звереи, по горам и казнили по-зверски, но племя не умирало: новые и новые люди бежали в горы, ближе к небу, куда вытесняли непокорный земным антихристовым властям народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий же день, 6 (19) августа, в день Преображения Господня, он отслужил торжественную Божественную литургию, за которой рукоположил монаха Ефрема (Иваняса) в иеродиакона 20 . После Божественной литургии, на которой присутствовало большое число православных Закарпатья, в том же храме Святителя Николая было открыто церковное собрание, которое состояло из 179 делегатов от 63 православных общин 21 (см. протокол, прилож. No 3, ч. VI), представляющих 14 587 православных семейств (приблизительно 60 тыс. душ). На этом собрании владыка Досифей был избран и признан всеми делегатами православных общин Карпаторусским епископом 22 . Собрание приняло устав Автокефальной Карпаторусской Православной Церкви. «Этот устав обеспечивал Карпаторусской Православной Церкви полную автономию под покровительством Сербской Православной Церкви. Карпаторусский епископ избирается народом и духовенством. Он должен быть уроженцем Карпатской Руси. Карпаторусский епископ заседает как член в архиерейском соборе Сербской Православной Церкви. Священники избираются народом 23 . Этот устав был подписан избранным комитетом из двенадцати человек и вручен епископу Досифею, чтобы он его преподнес в Святейший Синод Сербской Православной Церкви на утверждение. 24 Необходимо заметить, что этот Устав был утвержден Священным синодом Сербской Православной Церкви в 1921 году и передан епископу Досифею, чтобы он вручил его чехословацкому правительству, которое не согласилось его подписать, так как приготовляло протест против юрисдикции Сербской Церкви в Карпатской Руси, выдвинув своего кандидата, Савватия (о котором ниже). Епископ Досифей предложил иеромонахам Амфилохию и Матфею ехать в Югославию для получения высшего богословского образования, а делегатам советовал посылать лучших своих сыновей в сербские духовные семинарии для подготовки в священнослужители 25 . В конце собрания было решено послать телеграммы сербскому Патриарху Димитрию, Священному синоду Сербской Православной Церкви, президенту Чехословацкой Республики Т.Г. Масарику и сербскому послу в Праге д-ру Джоричу, в которых выразить глубокую благодарность за поддержку, оказанную Православной Церкви в Подкарпатской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было чудом – впервые древнейшая русская (и славянская) епархия обрела наконец своего первого местночтимого святого – святого Карпаторусского. И произошло это в границах государства, в котором само слово «Карпаторусский» находится под строжайшим негласным запретом. Именно поэтому всенародно прославленный Карпаторусский исповедник на иконе был изображен с подписью «Преподобный Алексий Карпатский». Прославление состоялось во многом благодаря прямой воле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, лично выразившего желание ускорить процесс канонизации в разговоре с митрополитом Киевским и всея Украины блаженнейшим Владимиром. До этого разговора определенные силы (понятно какие) делали все от них зависящее, чтобы процесс канонизации затянулся на неопределенно долгий срок. Так что в целом, если считать началом обретение мощей, процесс канонизации занял менее трех полных лет. Но опять же враги Православия нашли и здесь чем уязвить православных. Несмотря на просьбы духовенства епархии и верующих, канонизацию организовали не до, а после визита в страну папы Римского Иоанна-Павла II, чтобы не омрачать настроение великому понтифику (жрецу). Зато греко-католики к приезду папы прославили того самого греко-католического бискупа, что погиб за месяц до преставления Карпаторусского исповедника в том же 1947 году, – как священномученика от советской (читай русской, московской) власти. Житие было составлено наскоро, без серьезного исследования, формально (некоторые люди, приехавшие на торжество, после чтения жития на канонизации даже спрашивали по простоте своей: «А за что его прославили?», не найдя ответа в самом житии). В основном оно состоит из дат и фактов биографии. Детство и юность описаны общими стандартными фразами. К родственникам преподобного составитель жития не счел нужным обратиться. По их дословному выражению, житие получилось «пусте». И это, к сожалению, было неизбежным, так как полное житие подняло бы слишком много острейших религиозно-национальных вопросов, решать которые Украина не в состоянии без ущерба для своей русоненавистнической официальной доктрины, оправдывающей пресловутую самостийность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русофильское движение в Галиции и Карпатской Руси явило несколько энергичных деятелей (О.Наумович, Добрянский, Дудыкевич, Глушкевич, Бендесюк)... Имело оно и своих подвижников. Карпаторусский крестьянин Алексий Кабалюк – один из тех, кто всей душой стремился к возвращению в лоно Православной Церкви. Он побывал на Афоне, там принял Православие, пришел оттуда ко мне в Холм, и я направил его в Яблочинский монастырь, где его постригли в монашество и где я рукоположил его в священный сан. Снабдив отца Алексее богослужебными книгами и церковной утварью, мы послали его на родину (в Угорскую Русь) в качестве миссионера Православия; на его призыв стали откликаться его земляки; некоторых из них он присылал в Яблочинский монастырь, где они и приуготовлялись, по его примеру, к деятельности пионеров Православия в Карпатской Руси. Иеромонах Стефан шутя называл их «камергерами», потому что они приехали в белом одеении; это были кроткие, серьезные люди, красивой внешности; монахи из них вышли примерные. Я был в Житомире, когда неожиданно явился ко мне отец Алексий Кабалюк. Изможденный, измученный, с гноящейся раной во всю грудь... Оказалось, что, выпущенный из тюрьмы революционерами, он бросился на вокзал и забился в пустой вагон товарного поезда, уходившего на Украину. (В то время австрийцы собирали дань с самостийной Украины и направляли к нам пустые товарные поезда, которые возвращались в Галицию, нагруженные продуктами.) Где-то ночью, на остановке, удостоверившись, что австрийская граница позади, он выскочил и добрался до Житомира. Я послал его к доктору. Опасаясь встречи на Волыни с австрийцами, я отправил его в Киев, где его поместили для лечения в больницу Киево-Печерской Лавры». Террор против русинов во время первой мировой войны корни фашизма В настоящее время издана потрясающая книга В.Р. Ваврика «Терезин и Талергоф» (проект Кирилла Фролова, написавшего к нему обширное историческое введение), посвященная этим преступлениям против человечества. Кроме того, в 1964 году был издан огромный труд П.С. Гардого «Военные преступления Габсбургской монархии 1914–1917 годов»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После освобождения русскими войсками выяснилось, что преподобный в совершенстве говорил на русском литературном языке. Для местного народа в то время это было редкостью. Солдаты удивлялись: «Как дедушка хорошо по-русски говорит!» Об удивительном старце срочно доложили самому генералу Петрову, и тот захотел видеть необычного монаха. Состоялся доверительный разговор, из которого генерал понял, что говорит, по сути дела, с духовным вождем целого народа. Будучи не только патриотом, но и христианином, он не мог остаться равнодушным при встрече с преподобным, едва опять чуть не принявшим мученическую кончину за Православие и русскость. О том, насколько этот разговор был доверительным и богопромыслительным, можно понять, зная, каким человеком был генерал Петров. Вскоре, в монастыре в Домбоках, откуда впоследствии преподобный Алексий Карпаторусский переселился в райские обители, личность русского воина раскрылась в своей полноте и силе, в изначальной глубине. В монастыре была чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», огромная и прекрасная. Принесена она была из Иерусалима схиигуменом Серапионом, старцем святой жизни. Приказав солдатам оставить его в храме одного, попросив запереть двери изнутри, генерал опустился на колени перед Матерью Божией и стал благодарить за спасение от гибели в этой страшной войне, где погибли миллионы, где честного воина могли оклеветать, пытать и расстрелять по доносу. Горячие слезы лились из очей отважного русского воина, встретившего на Святой Карпатской Руси Божью Матерь, с несказанной любовью и добротой глядящую на освободителя. Схимонахиня Ольга, постриженница преподобного, была свидетельницей этой огненной молитвы-благодарности. Потом, когда генерал встал и ушел, она увидела, что коврик перед чудотворной иконой весь омочен и согрет слезами. И этот человек принял решение отправить преподобного на специальном самолете прямо в Москву, к самому Сталину, чтобы тот из первых рук узнал всю правду о древнем крае и его русском православном народе. Преподобный Алексий находился по-прежнему в Хусте, где исполнял обязанности настоятеля. Из Мукачева за ним была отправлена машина, чтобы отвезти его на аэродром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть Карпатороссы: «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР» Об одном забытом юбилее 17.12.2021 1696 Время на чтение 7 минут Фото: Из сети Интернет В нынешнем году совершенно незаметно для СМИ прошёл юбилей – 20-летие со дня прославления в лике святых схиархимандрита Алексия (Кабалюка) (1877-1947), апостола Карпатской Руси, почитаемого православным миром под именем Алексий Карпаторусский. Памятная дата – хороший повод вспомнить не только о выдающемся исповеднике веры Христовой, но и о трагической судьбе карпатороссов – русин – этноса, которому властями «демократической» Украины запрещено таковым именоваться. Всё, что содержит в себе корень «рус», будь то малоросс, великоросс, карпаторосс – всё, что напоминает об исторической единой Руси, украинскими властями воспринимается как угроза своему существованию, угроза существованию их Анти-России. Кстати будет вспомнить и о нашумевшей статье Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Путин, показав, что «современная Украина – целиком и полностью детище советской эпохи», замечает: «Отдельно скажу о судьбе Подкарпатской Руси, которая после распада Австро-Венгрии оказалась в Чехословакии. Значительную часть местных жителей составляли русины…». Дальнейшее высказывание Путина содержит явно отрицательную коннотацию факта обмана ожидания людей властями и говорит как об исторической несправедливости по отношению к братскому этносу: «Об этом сейчас мало вспоминают, но после освобождения Закарпатья советскими войсками съезд православного населения края высказался за включение Подкарпатской Руси в РСФСР или непосредственно в СССР – на правах отдельной Карпаторусской республики. Но это мнение людей проигнорировали. И летом 1945 года было объявлено – как писала газета «Правда» – об историческом акте воссоединения Закарпатской Украины «со своей издавней родиной – Украиной». Закарпатская Русь была переименована в Закарпатскую Украину. Именно схиархимандрит Алексий (Кабалюк) в 1944 году стал духовным вождём и инициатором проведения упомянутого Православного съезда в Мукачеве. Съезд состоялся 18 ноября 1944 года. На нём присутствовали видные представители карпаторусского духовенства, учёные и общественные деятели. Было принято обращение к маршалу Сталину с просьбой включить Карпатскую Русь в состав Советского Союза как самостоятельную Карпаторусскую Советскую Республику. Помимо этого большая группа священнослужителей, участников съезда, обратилась к Священному синоду Русской Православной Церкви с просьбой о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии на канонических основаниях из Сербской православной церкви в состав Московской патриархии. В Москву была направлена делегация русинов, которую возглавил карпаторусский лингвист и общественный деятель Георгий Геровский, автор масштабного труда «Язык Подкарпатской Руси»…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/17/ka...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010