Эти вопросы уже частично поднимались в предисловии, но тем не менее эта проблема настолько важна, что к ней приходится возвращаться снова и снова. Легенды и неточности окружают и рождение, и кончину святого, и даже его имя в миру, но самым проблемным моментом в биографии является, безусловно, освобождение святого из тюрьмы во время Первой мировой войны и его пребывание в России. Преподобный Алексий не любил рассказывать об этом периоде своей жизни. Главная проблема в том, что из его скупых воспоминаний можно понять, что его освободили венгерские революционеры, и об этом пишет митрополит Евлогий, а вот что было с ним в России потом, известно почти исключительно со слов родни. Единственным документом, посвященным этому периоду его жизни, являются воспоминания митрополита Евлогия. Однако в них содержится неточная информация, поскольку он вспоминал об этом много лет спустя так, например Второй Мараморош-Сиготский процесс он относит к 1910–1911 годам, хотя на самом деле он шел с конца 1913 до весны 1914 года. Также какую-то карпаторусскую монахиню он называет сестрой святого Алексия Василисой, хотя реальная его сестра Василиса вышла замуж; также, по его словам, монахинь жандармы силой загнали в ледяное озеро (а не в реку, как на самом деле) и т.п. Поэтому его воспоминаниям не всегда можно доверять. Тем не менее мы здесь приведем выдержку из его воспоминаний, посвященную ситуации в Карпатской Руси, святому Алексию и его сподвижникам, а также непосредственно пребыванию святого в России (с. 235–236). «В последние годы перед войной в Карпатской Руси и в Галиции стало пробуждаться стремление вернуться к вере своих отцов, то есть к Православию. Русское правительство и общество довольно равнодушно относилось к этому тяготению к России и к Православию наших западных братьев. В то время как при австрийском Генеральном штабе, при участии митрополита Андрее (Шептицкого), лихорадочно работали над отторжением Малороссии от России и созданием сепаратистского украинского движения, мы ничего не делали для поддержания галицко-русских деятелей; и только отдельные лица, во главе с графом Бобринским и его немногими единомышленниками, горячо взялись за эту работу, встречая ироническое и порою прямо враждебное к себе отношение в наших либеральных, не только общественных, но и правительственных кругах. Поэтому поневоле нам приходилось вести свою работу кустарно и даже до некоторой степени конспиративно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слыша дивные, полные любви и веры слова святого, исповедники заплакали от переполненной скорбями души. Они умились сердцем, уповая на Бога перед неумолимым жестоким судом, готовым вынести им суровый приговор. Слыша рыдания, судья зазвонил в колокольчик, и вскоре в наступившей тишине раздались новые слова святого исповедника: «Все равно, как закончится дело, мы успокоимся и если придется страдать, мы пострадаем за святое дело. Я прошел три части света, был в Америке, когда услышал, что мои верники попали в беду, я вернулся, вернула меня любовь к Родине. Если страдает стадо, и пастырю там место между страдающими... Там, на небесах, знают, что в наших сердцах только желание удовлетворить нашу духовную жизнь», В этот день 3 марта 1914 года вынесли приговор тридцати двум православным. Самый малый срок заключения (и сопутствующих издевательств) был 5 месяцев и самый маленький штраф – 50 крон. Большинство же получили более года тюрьмы и около 150 крон штрафа. Главный подсудимый – преподобный Алексий, Карпаторусский исповедник, был приговорен к 4 годам и 6 месяцам тюрьмы, а также к уплате 100 крон штрафа. Так окончился печально знаменитый Второй Мараморош-Сиготский процесс над православными русинами, или «Дело 94-х». Почти две трети из них пришлось отпустить за недостатком улик, как и раньше, ведь сначала подсудимых было почти две сотни. Власти совершили злодеяние, потому что чувствовали безнаказанность. Но иной суд у людей, и иной суд у Бога. Вскоре страшная Божья кара обрушилась на Австро-Венгрию. Чаша долготерпения Божьего переполнилась из-за мучений невинных русинов, и дни антиславянской империи были сочтены. На террор ответили террором: тем же летом в Сараево серб убил австрийского эрцгерцога. Так свершился суд Божий над Австро-Венгрией. После войны распалась эта неправедная тюрьма народов и славяне получили возможность создать свои собственные государства. России было очень трудно на германском фронте, но в борьбе с Австрией за Карпатскую Русь было по-иному. Австрийская армия наполовину состояла из славян, и многие их них при любом возможном случае сдавались в плен, не желая воевать против русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Покойный Митрополит Дорофей (Филипп), предстоятель Автокефальной Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, был русином из Мараморыша. С юности он подвизался в Изском Свято-Николаевском монастыре, будучи родом из ближайшего села Нанково. В бытность свою студентом МДА он защитил кандидатскую диссертацию «Введение унии в Закарпатье в XVII-XVIII веках». В этой добросовестной работе видно, сколько героических усилий прикладывал народ, чтобы сначала не дать надеть, а впоследствии сбросить это ненавистное духовное ярмо. Показано здесь также, с какой жестокостью и лукавством вводилась уния. Дух святых над Сербией. М., 1999. – В книге можно узнать из судеб разных святых, сколь много Сербская Церковь дала как Подкарпатскои Руси, так и Руси в целом. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни, М., 1994. – Эти воспоминания дают очень много сведений о том, в какой духовной атмосфере происходило обучение, постриг и рукоположение преподобного Алексия в Холмской Руси. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1982. – На с. 218–220 говорится как о массовом исходе людей в Карпаты из империи, так и о героическом сопротивлении карпатских племен Риму, который не мог смириться с таким положением дел. История Словакии. М., 2003. – Здесь очень много и подробно говорится о сопротивлении карпатских народов, включая, естественно, православных русинов, католической Австрии. Карпато-Дунайские земли в Средние века. Кишинев, 1975. – Здесь в статье П.Раткоша «Характер „первого“ и „второго“ крепостничества в истории Словакии» приводятся интереснейшие сведения: Великая Моравия отвоевала у болгарского царя Бориса часть Потисья и владела этими землями от 881 до 896 года. Войдя в 881 году в состав державы, эти земли получили название «Некрещеная Моравия». В то же время Парижский кодекс 3212 (можно найти в Византийском временнике) сообщает, что именно в 881–882 годах был крещен народ «рос». Напомним, что именно в 880 году в Риме было признано славянское богослужение и даже самые ожесточенные противники святого Мефодия вынуждены были на время примириться с его авторитетом. Сохранилось «письмо римского папы Uoahha VIII от 23 мая 881 года с похвалой Мефодию Моравскому за ревностное исповедание христианской веры»; см. ниже книгу Е.В. Ухановой, где приводится это письмо в списке XI века (с. 87). Поэтому именно к 881–882 годам, как мы видим, были созданы все условия для окончательного поголовного крещения русинов в Потисье. Таким образом, народное предание о том, что подкарпатские русины были крещены святыми братьями, подтверждается письменными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Террор против православного духовенства в России значительно превосходил австро-венгерский террор. Эта была война со Святой Русью изнутри – по воле тех же немцев, истреблявших православных русинов в Галичине тысячами, расстреливая на ходу; потом добившихся смуты в Петрограде, падения династии Романовых, а затем пославших Ленина в запломбированном вагоне из Германии в Россию для еще большего усиления смуты. Святой, не боявшийся мадьяр, боялся теперь русских безбожников-антихристиан, поддерживаемых немцами. В этом же, 1919 году, когда власть красных в Киеве и в центре России окончательно установилась, а по решению Сен-Жерменского договора Подкарпатская Русь определилась как составная часть Чехословакии, святому сказали: «Ну ты, австрияк! Иди домой!» Выдали необходимые документы, и святой отправился на родину. В марте 1919 года он был уже в Изе. Новая жизнь Брату преподобного Алексия, Юрию, вернули арестованные церковные ценности из Марамарош-Сигота. Евангелие, Чашу, книги – все, что было конфисковано. Святыни были положены в сундук, а тот выслан в Ясиня. Мир стремительно менялся. Россия погибала в пламени Гражданской войны, но Австро-Венгрия погибала быстрее и бесповоротнее: жертва России не была напрасной – впервые за многие века славяне получили свободу. До сих пор православная Сербия свято чтит память русского царя Николая II и с ним память миллионов русских воинов. И все же поражение России было страшным ударом для православного мира. Тут же ряд поместных Православных Церквей перешел на римско-григорианский церковный календарь, и православные праздники стали праздновать в одно время с католическими. Тогда же возникло экуменическое движение. Произошел раскол в самой Русской Церкви на отечественную и зарубежную, обновленческий раскол в России и уничтожение большинства православных святынь с верующим народом заодно. В этом лютом вихре стояли непоколебимо Сербия и Карпатская Русь, но смута стремилась добраться и сюда. Закарпатье вошло в состав Чехословакии – Бог полностью воздал чехам за пламенную защиту православных русинов против Австро-Венгерского судилища и террора. А подчинялась Карпатская Русь в церковном отношении Сербии. Поэтому сербского епископа Досифея – предстоятеля Карпаторусской Церкви не допускала на Русь чехословацкая власть, желающая, чтобы в Чехословакии была «своя» церковь . Но все же пока невиданный расцвет православной веры сиял всеми красками на многострадальной Карпатской Руси. Прошла оккупация Мараморыша румынами, пала Венгерская советская республика и началась мирная жизнь в славянском государстве – Чехословакии, где все силы православные русины бросили на укрепление завоеванной кровью истинной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что мы видим? Русин-угрин Георгий с родными братьями оказались самыми приближёнными к равноапостольному князю Владимиру. Чем они могли заслужить доверие? Надо учесть, что братья пришли в Киев уже христианами, поскольку русины к тому времени сто лет как были крещены. Они могли находиться среди советников, когда Владимир Святославич выбирал веру для Руси. Так что пригласить их из Угорской Карпатской Руси киевский князь мог и для выбора веры, и для самого крещения киевских полян. - Крещения? - А кто, по-вашему, крестил весь народ? Не сам же князь! И не пара иереев-греков. Требовались сотни священников, певчих, учителей, умевших читать по-церковнославянски. Откуда их было взять, как не из Карпатской Руси и древней Македонии, входивших в то время в состав православного Болгарского царства? И что символично - после участия в Крещении закарпатские русины вместе с Борисом и Глебом, князьями Ростова и Мурома, удостоились стать первыми святыми единой тогда Древней Руси. Третий брат, Моисей Угрин, ведь тоже прославлен в лике святых. Сначала он скрывался у Предиславы - сестры Бориса и Глеба, но когда Святополк Окаянный вместе с польским королём Болеславом занял киевский престол, то был схвачен и в оковах отправлен в Ляшскую землю. Пять лет Моисей томился в польской тюрьме, молился, дав обет стать монахом. И Господь послал избавление. В Польше случился рокош, мятеж то есть, и удалось бежать из тюрьмы. Моисей вернулся в Киев и поступил в только что созданную Киево-Печерскую лавру. Когда будете в Киеве, зайдите в Ближние пещеры - там лежат его нетленные мощи. - Значит, братьев Угриных вы считаете своими русинскими святыми? - Они включены в Собор Карпаторусских святых, который установлен решением Священного Синода УПЦ в 2006 году. - Сколько всего святых в Соборе? - За тысячу лет святость явили тысячи русин, но самых известных - двенадцать. По датам их смерти можно изучать новейшую историю нашего подкарпатского православия. Священномученик Максим Горлицкий, расстрелянный австрийцами, - 1914. Исповедник Досифей (Васич) - 1945. Преподобный Алексий (Кабалюк) - 1947. Из нынешних - преподобный Иов Угольский, скончавшийся в 1985 году. В молодости он дважды пешком ходил на Афон, был молитвенником. В 1939 году после оккупации Подкарпатской Руси Венгрией решил эмигрировать в Россию, но там советские власти его арестовали как шпиона и дали 25 лет лагерей. В 1942-м из тюрьмы отправили на фронт, причём определили не в русскую армию, а в чехословацкую бригаду генерала Людвика Свободы. После войны он принял сан и дал нам пример подлинной святой жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Тем не менее, несмотря на все противодействия, канонизация вылилась в огромное народное торжество. По приходам Мукачево-Ужгородской епархии и епархии Хустской, в которой и происходило грандиозное празднество, священниками было заранее объявлено народу после воскресной литургии о месте и дате его проведения. В областной прессе были даны объявления. Русинские национальные организации оказали свою информационную поддержку. Семнадцать владык участвовало в торжестве, в том числе и из других Поместных Церквей. Сам митрополит Владимир открыл этот религиозно-национальный праздник всей Святой Руси Карпатской, в котором участвовало, по данным милиции, тридцать три тысячи человек. Опять Свято-Николаевский монастырь стал духовным карпаторусским центром, как это было при Сербской Церкви. Братия усиленно готовила все необходимое, украшала храм и землю вокруг. К высокому обширному крыльцу храма справа и слева были приделаны красивые каменные лестницы с перилами. Колонны, поддерживающие портик с изображением святителя и чудотворца Николая, обернули цветной бумогой, и спиралевидно закрученные ее разноцветные ленты создавали праздничное настроение. Множество цветов было высажено, все побелено, покрашено – дни и ночи шла неустанная подготовка; тяжелый, но радостный труд! Жители Изы и Нанкова, ближайших сел, священник села Нанкова отец Иоанн (Юрина) помогали чем могли. Так, отец Иоанн привозил дивные высокие, бордово-красные осенние цветы в багажнике своей легковой машины. Они удивительно украсили осеннюю землю монастыря. Утро 21 октября выдалось холодным и сумрачным. На случай дождя заранее был сооружен большой навес прямо перед крыльцом главного входа в храм. Уже за час до прихода блаженнейшего Владимира стало собираться множество народа. Особенно был замечателен момент, когда неожиданно выглянувшее солнце осветило поднявшееся по главной лестнице духовенство и засияло радостно в разноцветных ризах. Было и телевидение из Ужгорода – у митрополита Владимира брали интервью. Множество фотоаппаратов блистало вспышками. Прочитано было упомянутое уже краткое житие. Наряду с мощами особо чествовалась икона «Акафистная-Предвозвестительница» – благословение всей Руси Карпатской, дар Святой Горы Афон, принесенный святым Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подлинным апостолом и духовным вождем своего народа в это время явился недавно прославленный в лике святых преподобный Алексий Карпаторусский исповедник (в миру Александр Иванович Кабалюк). С 1905 года началась его активная проповедь среди карпато-русского народа за возвращение к отеческой православной вере. Православное движение охватывало все большее число жителей Закарпатья, и в 1907 году на собрании активистов этого движения в с. Ильницы было решено направить Александра на святую Афонскую Гору, чтобы он привез оттуда святыни для укрепления духа верующих. На следующий год Александр, побывав перед этим в Иерусалиме, прибыл в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Как оказалось, в обители подвизался монах Вячеслав, русин из с. Березова, который и познакомил Александра с игуменом монастыря архимандритом Мисаилом. Архимандрит Мисаил, выслушав рассказ о православном движении в Карпатской Руси, собрал Собор Старцев монастыря, на котором 8 июля 1908 года было решено торжественно присоединить Александра Кабалюка к Православной Церкви. Причастившись Св. Таин, Александр получил из рук архимандрита Мисаила икону Божией Матери " Акафистная " со словами " Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы " . На обратной стороне иконы было написано: " Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших " . Второй раз преподобный Алексий посетил Афон в 1910 году уже в сане иеромонаха с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого его приезда на Святую Гору была замена его российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на Родину. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря Архимандрит Мисаил радушно принял его, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на служение иеромонаха Алексия во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь. В день Крещения Господня в 1911 году Архимандрит Мисаил проводил его в дальний путь, снабдив сопроводительным письмом к Вселенскому Патриарху, тремя комплектами облачений, иконами, церковными книгами и золотой чашей для совершения св. евхаристии.(Житие преподобного Алексия Карпаторусского, исповедника. 2001. Хуст. С. 9-15.) Таким образом, Святая Афонская Гора имела самое непосредственное отношение к возрождению Православия на карпатской земле. Ярким примером тому является Послание карпато-русскому народу от Святой Горы Афонской, подписанное игуменами Свято-Пантелеимоновского русского монастыря, Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов - архимандритами Мисаилом, Митрофаном и Иоанном. Вот его текст: " Утверждайтесь в Святой Православной вере! Бережно храните дарованное вам туне неоцененное сокровище! Проникайтесь духом православным! Очищайте обряды восточные от западной порчи, которой засорили их латиняне! ... Вас называют греко-католиками, а на Великом входе за литургией поминают " православными " . Почему же вас, русских, именуют греко-католиками? Потому что вы приняли веру от греков.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Что же, те, кто неуспел вслед за отцом Максимом Сандовичем войти в лоно Святой Православной Церкви, приняли " крещение кровью " . Однако геноцид не смог остановить возрождение Православия в среде лемков. В 1918 году в селе Флоринка была провозглашена " Русская Народная республика лемков " . Этот факт тщательно скрывается " мазепинской " пропагандой. В1924-30 г.г., теперь уже в условиях польских репрессий, 50 тысяч лемков перешло в Православие. В тот же период в Галиции в Православие перешло 68 приходов, более ста тридцати тысяч человек. (Николаев К.Н. Восточный обряд, Париж, 1950). Перенесемся на Подкарпатскую Русь. В статье " Апостол Карпатской Руси " речь идет о великом карпаторусском святом архимандрите Алексии (Кабалюке). Публикуя тогда эту статью, авторы имели целью приоткрыть занавес молчания об этом святом. Теперь же пришел черед рассказать о нем не только как о молитвеннике и аскете, но и как о духовно-политическом вожде карпатороссов. В 1944 году Кабалюк становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, который состоялся 18 ноября 1944 года в Мукачево. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые иобщественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину, которое подписали: игумен Феофан Сабов, заместитель епископа и администратор Мукачевско-Пряшевской епархии; архимандрит Алексий Кабалюк, настоятель Свято-Никольского монастыря; протоиерей Димитрий Беляков, член Высшего Духовного суда епархии; священник Иоанн Кополович, секретарь епархиального управления; профессор Петр Васильевич Линтур. В этом послании говорилось: " Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика. Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архимандрит Алексий (Кабалюк) Преподобный Алексий Карпатский По возвращении на родину о. Алексий вскоре отправился, но с большими затруднениями, тщательно укрываясь, в Сремские Карловцы к патриарху Лукиану , который весьма ласково принял его. С патриархом иером. Алексий объяснялся на мадьярском языке. Патриарх внимательно выслушал о. Алексия и изъявил желание охотно оказать помощь, но, предупредил, что ему известно — власти не хотят допустить организации Право­славной Церкови в Угорской Руси, опасаясь влияния России на русинов. «Однако я не отказываю Вам в своей помощи, — добавил патриарх. - Если Вы у себя на Родине действительно для всех свой человек, да к тому еще и иеромонах, то и действуйте во славу Божию. Поезжайте в Мишкольц к протоиерею Гавриилу Мотылю, помощником которого отныне становитесь Вы». Возвращаясь домой, о. Алексий заехал в Мишкольц к упомянутому протоиерею и получил от не­го удостоверение, в котором говорилось, что он является помощником прот. Гавриила, с местожительством в Ясине. Получив этот документ, он прибыл в Мукачево, а после и в с. Великие Лучки, где тайно совер­шил богослужения, на которые собирались ревнители Право­славия из окружающих сел. Неописуемая радость объя­ла исповедников св. Православия, что Господь сподобил их дождаться православного священника и выслушать право­славную литургию. Но в то же время, они глубоко скорбели душой о том, что дело Божие должно было совершаться в глубо­кой тайне и под страхом наказания. Из Великих Лучок преподобный отправился в Хуст, но при переходе из одного места на другое, всякий раз жандар­мы задерживали его и под конвоем отправляли в родное село. На требование верующих, он вторично приехал в Вел. Лучки, но здесь было приказано жандармам аресто­вать его и пешком отвести в Мукачевскую тюрьму. В народе поднялось волнение с требованием — отпустить его на сво­боду, власти, несколько дней продержав, отвели исповедника опять же в родное село.

http://drevo-info.ru/articles/18067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010