Но тем, кто есть свет в Господе, очень решительно говорят: «Никто да не обольщает вас пустыми словами; ибо за это приходит гнев Божий на сынов противление». (Гл. 5, 6, 8). Те самые, которые увещеваются следовать Божьему велению, как возлюбленные чада (ст. 1), увещеваются «не обольщаться, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. И хотя, в одном смысле, все Ефесские христиане были светом в Господе, однако, у некоторых из них, этот свет мог быть недействительным, ибо они не поступали согласно с ним. Некоторые, по-видимому, впали в сон, который мог окончиться смертью , и Апостол старается пробудить их такими словами: «встань спящий и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Гл. 5:14). Он повелевает этим святым: «не участвовать в бесплодных делах тьмы», а в другом: «не упиваться вином, от которого бывает распутство». (Гл. 5: 11, 18). В последующих стихах этой главы (21–33) Апостол внушает Ефесянам повиноваться друг другу: «повинуясь друг другу в страхе Божием». Затем Апостол переходит к описанию союза Христа с Его Церковью, как головы с членами, чтобы подтвердить этим обязанности взаимного повиновение и любви в каждом отдельном семействе. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви и Он же Спаситель Тела». И также относительно обязанностей мужей к женам: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Здесь мы видим Церковь очищенную «единым Крещением, чтобы ей быть невестою Христа, которую Он питает и возлюбил как Тело Свое. И мы все получили это единое Крещение и стали «членами Тела Его, от плоти Его и от костей Его». Этот таинственный союз Христа с Церковью Его символизируется низшим мистическим союзом, которым муж соединен с женою: «и прилепится к жене своей и будут двое – одна плоть» и в силу которого каждый муж должен любить свою жену, как самого себя, а жена должна бояться своего мужа. Можно ли было бы возлагать на супругов такие обязанности их по отношению друг к другу, если бы они не были прежде всего едино во Христе Иисусе и причастниками благодати Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Об этих людях, действительно, должно сказать, что они водимы Духом Божиим, так как только Дух Божий может приводить волю человека в полное согласие с волею Бога (см. Рим.8:26–27 ; 1Кор.12:1–11 и др.). Но заключать, на основании приведенных слов, что те, которые не водятся Духом Божиим, которые не любят своих врагов, не благословляют проклинающих их и проч. , никогда не были чрез крещение привиты ко Христу и не были, таким образом, чадами Божиими по усыновлению, было бы явным извращением Св. Писания. Наконец, сыновством в самой высокой и последней степени будет то, которое окажется после Страшного Суда: «когда праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» ( Мф.13: 43 ). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресение из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресение» ( Лк.20: 35–36 ). Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Апок.21:7 ). Означенные степени сыновства людей Богу соединены между собою тем, что они указывают на некоторую постепенность в духовном росте человека, обозначая тем ступени духовного восхождения, которые должен пройти человек, стремящийся к Богу. Человек рождается для того, чтобы чрез благодать крещения вступить в завет благодати, т.е. в завет со Христом и чрез это сделаться чадом Божиим, членом Св. Церкви Христовой. И это необходимо для того, чтобы он мог быть сыном Божиим, во всем исполняющим волю Отца своего Небесного, что в свою очередь необходимо для того, чтобы впоследствии при всеобщем воскресении мертвых восстать прославленным сыном Божиим. Итак, сыновство, о котором ап. Павел говорит в Рим.8:14 («все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»), нисколько не отрицает сыновства первых двух степеней, а, следовательно, и таинства крещения, чрез которое люди делаются сынами Божиими по благодати. Мы видели, что ап. Павел признал даже низшую степень сыновства (сыновства по творению), исходя из той мысли, что душа человека, как существа сотворенного Богом, будет всегда стремиться к своему Творцу и искать Его ( Деян.17:27 ), тем более должно быть признаваемо сыновство чрез благодать крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Он обладал чудесным и необыкновенным могуществом; но Он никогда не употреблял его в Свою личную пользу, а всегда в пользу других; Он, Который чудесно напитал тысячи людей хлебом, отказался претворить камни в хлебы, чтобы утолить Свой голод; Он, Который исцелял больных, воскрешал умерших, ничего не предпринял для того, чтобы облегчить Свои крестные страдания и освободить Себя от смерти. «Сын Человеческий, – говорил Он, – не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих... Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:26–28 ). Как это не похоже на животную мораль социалистов. Пред нами не человек – животное, дышащее завистью и злобой к себе подобным, но кроткий Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира, Который один, как закланный за мир, может снять печати с книги жизни ( Откр.5:5 ). Какой переворот эта мораль должна была произвести в понятиях современного человечества, проникнутого эгоизмом и чувственностью? В земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа было много случаев, когда Ему представлялся великий соблазн сделаться могущественным владыкой мира, царем, народным вождем, и проч. Но из всех этих обстоятельств Он поистине с царским величием выходил победителем морали гедонизма. Так, однажды диавол показал Ему все царства земли и обещал отдать их Ему, если Он поклонится ему. В другой раз, после чудесного насыщения народа, Его хотели провозгласить царем. Какой прекрасный случай блестящим образом устроить на земле свои дела, достигнув высокого царского положения! Конечно, ни один из социалистов, которые любят льстить черни, чтобы вернее достигнуть собственных интересов, не преминул бы воспользоваться подобным случаем. Но Господь оставляет толпу, удаляется на гору, чтобы там в молитве к Своему Отцу Небесному еще более укрепить Свой дух в борьбе с «князем мира» и его соблазнами. Наконец, в Гефсимании был сделан со стороны врага нашего спасения последний и самый сильный приступ соблазна на Господа Нашего Иисуса Христа, когда диавол хотел устрашить Его перспективой страшных физических страданий и еще больших страданий нравственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Он, превративший воду в вино, испытывает жажду и просит у самарянки напиться. Он, Который так обильно изливал великие благодеяния на людей, получает от них клевету, насмешки, жестокие издевательства и, наконец, самую позорную смерть. При этом Он не мстит врагам Своим и не наказывает их, как это сделал пророк Елисей ( 4Цар.2 ), за обиды их. Он платит им любовью. Когда ученики просили Его позволить им низвести небесный огонь на самарийский город, Он ответил им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:55–56 ). Наконец, Он, одного слова Которого достаточно было для того, чтобы двенадцать легионов ангелов были посланы Ему на помощь, добровольно отдаёт Себя в руки Своих врагов, терпит страшные мучения, и умирает на Кресте. Ничего подобного ни прежде, ни после Иисуса Христа мир не видел. Обладая божественным всемогуществом, Иисус Христос всё делал для других и ничего для Себя. Если однажды Он и проклял смоковницу, которая тотчас засохла, то это Он сделал для назидания Своих учеников, а не для наказания невинного деревца за то, что оно не дало Ему никакого плода в минуту голода. Из сказанного нами следует с полною очевидностью, что если Господь Иисус Христос превосходит всех самых величайших чудотворцев Своим всемогуществом, то Он не менее превосходит их и теми нравственными мотивами, по которым Он применял его к страждущему человечеству. Если мы обратимся к актам чудотворения, совершённым великими ветхозаветными чудотворцами, то не можем не заметить, что пред совершением чуда святые мужи испытывают некоторое замешательство, соединённое с колебанием, а самые чудеса их не лишены некоторой сценичной обстановки. Моисей колеблется явиться к фараону без своего брата Аарона, и всякий раз, когда он должен был предстать пред фараоном, он ожидает нового повеления Божия. «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон брат твой будет твоим пророком; ты будешь говорить ему всё, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Он сделал тебя богачом, как мог сделать тебя и бедным. Он может утопить тебя в море несчастья. Если он не сделал этого с тобой, то это потому, что Он даёт тебе возможность заслужить Его милосердие. Те богатства, которые Он дал тебе, Он может отнять их у тебя; но Он оставляет их тебе для того, чтобы ты мог послужить ими Его промыслительным целям. Думать, что богатство принадлежит тебе вместе с правом пользоваться им по своей воле и совершенно свободно, это значит не быть признательным Тому, Кто тебе его дал. Природа и религия одинаково научают нас тому, в какой зависимости мы находимся от Бога в этом отношении» 36 . Итак, вот основная мысль св. Златоуста: богатство, естественные способности, самая жизнь человека принадлежит Богу. Человек не в праве произвольно пользоваться благами, которыми наградило его Провидение. Он должен помогать страждущим своим братьям, он должен считаться с нуждами социальной жизни. Собственность в христианском её понимании не есть право только самому пользоваться и злоупотреблять предметами, которые составляют её. Что можно сказать против этого здравого и согласного с духом христианства учения. Разве в настоящее время не отрицается то определение собственности, которое даётся ей римским законом (jus utendi et abutendi), как несогласное с правилами морали, с требованиями справедливости и с принципами естественного права. Богатые, по мысли св. Златоуста, призваны служить целям Провидения, богатство налагает на них обязанность помогать бедным. Но если богатый, как говорит св. Златоуст, обязан благотворить, то отсюда прямой вывод, что богатство не противно закону Божию, и частная собственность вполне законна. Далее, каким образом милостыня могла бы заслужить награду, если бы тот, кто подаёт милостыню не был бы собственником того, что он подаёт? Наконец, следует указать ещё и на то, что св. Златоуст для своей (43-й) беседы на первое послание к Коринфянам взял текст: «в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Они украсили Его терновым венцом, плевали Ему в лицо, ударяли по щеке, били веревками и, наконец, пригвоздили ко Кресту, – и Бог допустил сделать все это, Он оставался в продолжение всего этого времени безмолвным. Какое красноречивое, торжественное безмолвие: оно говорит больше, чем все рассуждения мира! Когда в человеке любовь бывает очень сильна, она обыкновенно молчит, не высказывается в словах, но в безмолвии своём она тем более сильна и деятельна. Так было и с божественной любовью Бога-Отца. То безмолвие, которым Он окружил предсмертную агонию на Кресте Своего возлюбленного Сына, когда и одного слова Его было достаточно для того, чтобы обратить в ничтожество мучителей, весь род человеческий, всю землю, которая совершила это страшное преступление, – было поразительным доказательством Его бесконечной любви. Пусть родители, которые пережили предсмертную агонию своего единственного сына и которые в этот момент желали отдать все, чтобы он остался жив, попытаются измерить тайну Голгофской любви: это бездна, над которой в изумлении можно склониться, но дно которой нельзя увидеть... «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:8–10 ). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были уже грешниками» ( Рим.5:8 ). Если эти строки попадутся на глаза человеку скорбящему, подавленному унижением и тоской, впадшему в состояние отчаяния, потому что он считает себя одиноким, всеми забытым, даже Самим Богом, пусть он посмотрит на Крест Христов, пусть он вдумается в то, что на этом Кресте возлюбленный Сын Небесного Отца, в Котором Он положил Своё благоволение, пролил за людей Свою драгоценную Кровь и испустил на нем Свой дух, – и если душа этого человека чиста и праведна, он услышит, как из глубины её раздаётся голос: «ободрись, возрадуйся: Тот, Кто любит тебя, есть Сам Бог , всемогущий и бесконечно милосердный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Орлиный взор евангелиста Иоанна видит все секты выходящими из одного общего источника: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ). Дух заблуждения может принимать различные образцы: то он ходит, как лев рыкающий, ища кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), то он принимает вид ангела светла ( 2Кор.11:13:14 ). Должно также помнить, что и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). То обстоятельство, что члены известной сектантской общины в данное время исповедуют Христа, пришедшего во плоти, не служит ещё доказательством, что дух антихриста чужд им, что они водятся духом истины... История Церкви знает много сект, которые начинали с открытого признания Христа, пришедшего во плоти, и, однако, оканчивали тем, что отвергали Бога явльшегося во плоти ( 1Тим.3:16 ). Объясняется это тем, что основные принципы каждой секты, проведённые в логическом порядке до своих крайних выводов, всегда приводят к отрицанию догмата воплощения. Мы разумеем, конечно, те секты, которые, как, например, наши штундисты, хлысты и др., prima facia признают догмат воплощения. Итак, если будет установлено, что учение данной секты в конечных своих выводах приводит к отрицанию Христа, пришедшего во плоти, то этим ясно будет доказано и то, что секта водится духом антихриста. Это положение мы и примем за критерий, при рассмотрении известных нам сект. Всё христианство заключается в одном универсальном факте: «Слово плоть бысть». Этими словами свят. Иоанна ( Ин.1:14 ) выражена вся сущность евангельского учения. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», – спрашивает Господь Своих учеников. «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф.16:13–16 ). Это исповедание ап. Петра не было результатом рассудочного соображения, но оно возникло по вере, которая, не отдавая себе отчёта, как она к этому приходит, всею душой привязывается к богочеловеческой личности Христа, подобно тому, как грудной ребенок к груди и взору матери. Естественный разум никогда не может понять факта воплощения, почему и ответ Господа Петру был следующий: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). В христианстве всё зависит от того, как человек относится к Личности Искупителя, т. е. видит ли он в Нём Единородного Сына Божия, единосущного Отцу, или нет. Кто не верит факту воплощения Бога, тот не христианин. Церковь утверждается на исповедании: «Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Кто уклоняется от этого исповедания, хотя бы в самой незначительной степени, тот переходит на сторону противника Христа (антихриста), водится духом заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ответ. Господь Иисус Христос совершил чудеса в доказательство Своего Божественного посланничества и истинности Своего учения. Об этом говорит Он Сам: «Если Я не творю дел Отца Моего не верьте Мне; а если творю, то когда не верите мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин.10:37, 38 ). Посылая Своих учеников на проповедь , Иисус Христос говорит им: «Уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Ап. Павел говорит: «Как мы избежим воздаяния, вознерадевши о толиком спасении, которое быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» ( Евр.2:3–4 ). А посему Православная Церковь , распространение и утверждение которой сопровождалось и сопровождается многоразличными чудесами, есть истинная Церковь Христова, потому что Всемогущая десница Божия для утверждения ложных учений не являет чудес. Вопрос. Общество штундистов может ли указать на чудеса со своей стороны, как на доказательства того, что оно составляет истинную Церковь Христову? Ответ. Нет, ни одному штундисту не удавалось совершить чудо, не смотря на многочисленные попытки их в этом отношении. Вопрос. Что должно заключить из всего вышесказанного о святости Церкви? Ответ. Так как в Православной Церкви человек учением ее и таинствами освящается, то посему в ней же он и получает спасение; если же в Православной Церкви можно спастись, следовательно, она есть истинная Церковь Христова, и другой истинной Церкви Христовой не может быть, так как Христос основал не две или три, а одну истинную Церковь . «Один Господь, одна вера, одно крещение” (Εф.4:5); «Одно стадо и Один Пастырь» ( Ин.10:16 ): чада Церкви должны быть едино, как едино суть Иисус Христос и Его Отец ( Ин.10:30 ); мы многие составляем одно тело во Христе ( Рим.12:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ответ. Из этих слов штундисты могут ясно видеть, насколько ложно их утверждение, что Св. Церковь Христова через икопопочитание впала в идолопоклонство: Церковь всегда будет находиться в повиновении заповедям Бога и никогда не отступит от Него, а посему и впасть в заблуждение не может. Устами пророка Иезекииля Бог говорит: «они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их      … И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и поставлю среди них святилище Мое на веки» (37:24, 26). Спросим теперь штундистов: Церковь , впавшая в идолопоклонство, может ли ходить в заповедях Бога и соблюдать уставы Его? Бог может ли с такою Церковью заключить вечный завет мира? Можно ли допустить даже в мыслях, чтобы в Церкви, которая по словам штундистов, впала в идолопоклонство и исполнена множества суеверий, Бог поставил святилище Свое на веки? в) Новозаветное учение о непогрешимости Церкви Вопрос. Что должно заметить о доказательствах непогрешимости Церкви из Нового Завета? Ответ. Они столь многочисленны и столь ясно раскрывают эту истину, что исключают всякое сомнение в ней. Вопрос. Что должно заметить о словах Господа Иисуса Христа: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 )? Ответ. Мог ли всеблагий Бог , Который пришел на землю научить людей истине и спасти их чрез веру в сию истину, дать такую заповедь, если бы Церковь , которую Он основал, преподавала чадам своим ложное учение? Иисус Христос приведенными словами не повелевает ли Своим последователям верить этому ложному учению, под страхом быть язычником и мытарем, для которых нет спасения? Такое предположение не есть ли хула на всеблагого Господа нашего Иисуса Христа? Однако штундисты именно так убеждены. Отвергая непогрешимость учащей Церкви, они этим самым утверждают, что Спаситель заповедал Своим последователям верить лжи, так как, по их мнению, Церковь , вскоре после того, как Спаситель оставил сей мир, впала в заблуждения. Вопрос. Что должно заметить о словах Спасителя, сказанных в лице Его Апостолов пастырям Церкви: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ответ. Они утверждают, что разум есть истолкователь божественного Откровения, заключающегося в Св. Писании, и что посему должно признавать из него только то, что разум может ясно понять. Вопрос. Что должно заметить об этом? Ответ. Прежде всего, не должно забывать, что Бог бесконечно премудр и всемогущ, а люди существа ограниченные; Бог может открыть нам истины, которые мы не можем постигнуть своим разумом, и в которых для нас ясно одно только то, что они даны нам премудрым Богом: таковы, напр., единство и троичность Лиц в Боге, творение мира, воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы и другие. «Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто изследовал?» ( Прем.9:16 ). Но разум может ли быть нашим руководителем в том, что он не может понять? Какая самонадеянность ограниченного человеческого разума стремиться постигнуть глубины премудрости и всемогущества Божия! Какое страшное нечестие со стороны человека сказать Богу, что он будет верить только тому, что может понять, и что он по одному только слову Бога не поварит ни одной истине! Вопрос. Разум человеческий не склонен ли к заблуждениям? Ответ. Раскройте историю человечества и посмотрите на идолов древнего Египта и Рима, войдите в языческие школы, где все управляется разумом, – и вы убедитесь, что нет ничего постыдного, нечестивого, чему бы не учил разум, уклонившийся с пути истины (см. Еф.4:18–19 ). Итак, разум, как склонный к заблуждениям, не может быть руководителем в деле веры, которая исключает всякое сомнение. Вопрос. Что можно еще возразить против разума, как главного руководителя в деле веры? Ответ. Умы людей так же различны, как их лица; посему под руководством разума могло бы образоваться бесконечное число религий. Посмотрите, сколько существует противоположных мнений в медицине, в земледелии и пр. Если так дело обстоит в науках, то не будет ли царить такое же разногласие в религии, если разум будет в ней главным руководителем? Не будем ли мы иметь столько религий, сколько людей?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010