В том же смысле ап. Павел в одном случае называет христиан безквасными ( 1Кор.5:7 ), и в другом призывает их очистить старую закваску, чтобы жить в безквасии чистоты и истины (там же ст. 8). Итак, из того, что в Церкви Христовой, которая в Св. Писании уподобляется то «неводу», в котором оказалось и доброе и худое, то большому дому, в котором есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим.2:20 ), – есть христиане водимые Духом Божиим, которые суть Сыны Божии, не следует, что у Бога не может быть других сынов. И, действительно, мы видели, что у Бога есть сыны по творению, сыны есть по благодати усыновления и т. д. И как одно сыновство по творению не дает человеку права спасения без таинства крещения, потому что Иисус Христос ясно сказал: «кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мр.16:16 ), так ровно и сыновство чрез возрождение Духом Божиим не может быть христианином достигнуто без таинств и прежде всего без таинств крещения и миропомазания, так как по установленному Господом нашим И. Христом порядку в Его Церкви, чрез эти таинства человек вступает в лоно Церкви Христовой и становится членом Ее. 2. Во 2Кор.5:17 мы находим слова: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло; теперь все новое». На основании этих слов, баптисты делают заключение, что если христианин окончательно не освободится от грехов своего прежнего (до крещения) состояния, если он не имеет в себе совершенно новых чувств, желаний и привязанностей, он не есть и никогда не был привит ко Христу, и что по тем же самым соображениям крещение младенцев бесполезно и в нем нет нужды. На это должно ответить прежде всего то, что быть привитым ко Христу и пребывать в Нем (т.е. жить согласно Его заповедям) не одно и то же. Мы имеем полное учение о привитии ко Христу, единении с Ним и о последствиях этого единения в притче Господа о «Лозе и ветвях». Здесь Спаситель открывает ту важную истину, что человек может быть привит к Нему и все-таки остаться бесплодным, не принести плодов святости и добра в этой жизни и подвергнуться окончательному осуждению в будущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вавилонская Башня и до сих пор остаётся синонимом беспорядка и смешения. Несколькими веками позже Ученики Иисуса Христа, соединённые в Иерусалимской Горнице в день Пятидесятницы, получили Св. Духа. Они обратились к народу с проповедью о Христе и их понимали люди, говорящие на разных языках, потому что Св. Дух слил их умы и сердца воедино. Утром их было всего сто двадцать, а к вечеру стало более трёх тысяч; и число верующих во Христа с каждым днём все увеличивалось. У всех верующих было одно сердце и одна душа, все они жили, как одна семья, как дети одного Небесного Отца. И люди, видя, как они любят друг друга, шли к ним толпами, чтобы присоединиться к их святому обществу. Как могло произойти подобное чудо? Это вполне понятно; люди уверовали в Христа Распятого, они приняли Его в свои сердца, они усвоили себе Его крестные страдания, они, так сказать, прошли чрез Крест Христов и получили Св. Духа, т. е. Самого Бога, Который и произвёл в их сердце любовь, мир, жизнь, и возвратил им свободу. Вавилон – символ человечества без Бога: Пятидесятница – символ того же человечества, возрождённого Богом. Для того, чтобы из Вавилона перейти в удел Божий, нужно пройти чрез Крест Христов, умереть вместе с Христом для жизни эгоистической, греховной, чтобы и воскреснуть с Ним для жизни любви, – жизни святой. III «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). «Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. Иисус Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). Ап. Павел в послании к Римлянам закончив (в XI гл.) описание тех бесконечных благ, которые Бог излил на людей чрез Иисуса Христа «Распятого», переходит к практической части своего послания, говоря: «Итак, умоляю вас братия, милосердием Божиим; представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему, И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; – владычество его – владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:2–7, 9–10, 13–14 ). Страшные звери, которых видел пророк Даниил, означают царства, которые будут следовать одно за другим. Но не узнаем ли мы в образе того страшного зверя, который все сокрушает, терзает и попирает ногами, царства социалистов, основанного на морали эгоизма и наслаждения, где люди, дыша злобой и ненавистью друг против друга, будут терзать один другого, упиваясь человеческой кровью? Да, это неизбежно будет, если мораль социалистов когда-либо восторжествует. Видение «Сына Человеческого» указывает на новую эру и на новое человечество, в основе морали которого будет лежать закон любви и самоотречения. Эта мораль была возвещена и применена во всей полноте Тем, на Кого Пилат, указывая взбешенной от злобы толпе сказал: «Ессе ното!». Явление Его миру было тихим веянием нежного и успокаивающего ветерка после страшного урагана, благодетельным лучом солнца после бури, легким, пропитанным благоуханием дыханием весны после сырой и холодной зимы. Господь наш Иисус Христос мог бы, если бы пожелал, проводить жизнь богатого и знатного вельможи и пользоваться всеми благами мира для Своего удовольствия. Разве Он не имел божественной славы и всемогущества до Своего пришествия на землю? Разве не им все сотворено и не Он содержит все в своей власти? И, однако, Он этого не сделал: наслаждаться благами мира одному, наслаждаться ими по чувству эгоизма, это было противно Его божественной воле, и Он отказался от всех благ мира для того, чтобы разделить их с людьми. Он, будучи Богом, «обнищал ради вас, дабы все обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушлив даже до смерти и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Апостол Павел не дал ли повеления Коринфянам и Галатам ( 1Кор.16:1–3 ), делать сбор милостыни для бедных в первый день недели? Ответ. Он дал такое повеление; но он 1) не отменяет этим повелением празднования субботы и 2) не устанавливает праздновать воскресный день: он не говорит, что верующие должны в этот день собираться на общественную молитву, должны святить этот день вместо субботы; он повелевает только, чтобы верующие в этот день откладывали нечто из своего имущества в пользу бедных святых, т.е. христиан. Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что штундисты не находят в Св. Писании текста, который давал бы им основание праздновать воскресный день: они отменили празднование субботы и стали праздновать воскресный день, не имея на то ясных оснований в Св. Писании, – в этом случае они поступают по свидетельству Св. Предания. Между тем штундисты почитают грехом заниматься житейскими делами в воскресный день, и тех христиан, которые празднуют субботу вместо воскресного дня, считают заблудшими с истинного пути. Итак, должно заключить, что Св. Писание не научает нас всем истинам, необходимым для спасения, и что посему оно не может быть единственным источником вероучения, и что необходим другой источник, который есть Св. Предание. X. Об истинной Церкви Христовой 1) Понятие о церкви Вопрос. Где находится истинное учение христианской веры? Ответ. В Церкви Христовой. Вопрос. Что есть Церковь ? Ответ. Церковь есть соединение во едино тело, глава которого Христос и которое одушевляется св. Духом, как ангелов и отшедших к Богу праведников и всех скончавшихся в вере и покаянии, так и пребывающих на земле христиан, содержащих правую Христову веру и неизменно сохраняющих установления Господни. В таком смысле понимает слово – Церковь ап. Павел, когда говорит о Христе, что Бог «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющая все во всем»! ( Еф.1:20–23 ; сн. ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. В чем заключается особое преимущество Церкви в отношении распространения истин учения хрнстианского? Ответ. В том, что учение ее доступно всем – как простым, так и мудрецам. Везде, где существует Церковь Христова, есть пастыри и учители ее, потому что стадо не может существовать без пастырей и учение их доступно пониманию их пасомых. Это есть путь, – «идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся». Но нельзя того же сказать про Библию: самые просвещенные умы не согласны между собою в изъяснении ее, и до изобретения книгопечатания, в продолжение четырнадцати столетий, она совершенно не была доступна пониманию народа, и в настоящее время она не может служить источником вероучения для тех, кто не умеет читать. Вопрос. Церковь Христова не называется ли вселенскою в том смысле, что учение ее могут принимать все народы? Ответ. Точно так. Евангелист Иоанн в Откровении (7:9) говорит, что он видел стоящими пред престолом и пред Агнцем великое множество людей, которого никто не мог перечесть из всех племен, и колен, и народов и языков. В псалме 2:8 Бог говорит Сыну Своему: «проси у Меня и дам народы в наследие Тебе». В псалме 21:28 говорится: «вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников». В псалме 71:8, 11 говорится: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему». В Нов. Завете Церковь называется городом, стоящим наверху горы, светом, который не должен быть скрываем ( Мф.5:14–15 ), и Иисус Христос повелевает Апостолам учить все народы. Учение Церкви – доступно для всех, так как и сама Церковь видима для всех; но никто не может сказать того же про Библию, так как невозможно было, действительно, дать ее в руки каждому человеку в продолжение слишком большого периода времени (14-ть столетий) после основания Церкви Христовой. Вопрос. Но штундисты могут возразить: каким образом мы можем знать, что ваше изъяснение текстов, приведенных в доказательство непогрешимости Церкви, – истинно, что эти тексты действительно имеют тот смысл, какой вы даете им?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Докажите из Св. Писания, что истинная Церковь Христова не ограничивается никаким народом? Ответ. Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19 ). Этими словами Иисус Христос ясно указал, что истинная Церковь Его не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом. Вопрос. Секта штундистов имеет ли это свойство истинной Церкви Христовой? Ответ. Нет, она не имеет его ни в одном из трех указанных отношений: 1) штундисты не имеют внутреннего единения между собою, состоящего в единстве веры, нравственного учения и богослужения; они и не могут достигнуть этого единства, так как не только каждая их община, но даже каждый штундист изъясняет Св. Писание и верует по своему разумению; в одних общинах их празднуется первый день недели, в других –седьмой, в одних совершается омовение ног, в других оно не совершается, одни принимают все книги Св. Писания, другие некоторые отвергают; сегодня они отвергают то, что вчера признавали за истину. Итак, штундисты не имеют права сказать, что во всяком месте учение их есть одно и то же, или что оно не ограничивается местом; 2) секта штундистов насчитывает не более сорока лет своего существования: никто не может указать, что в продолжение 19-ти столетий, протекших от Рождества Христова до появления секты штундистов, было религиозное общество, которое так веровало бы, как веруют штундисты. Итак, общество штундистов ограничивается очень узкими пределами времени; 3) ограничиваясь пределами места и времени, секта штундистов по этому самому ограничивается и народом, так как то, что ограничивается местом и временем, очевидно, не может в одинаковой мере принадлежать всем народам. Секта штундистов в силу своего основного правила, по которому каждый штундист имеет право изъяснять Св. Писание по своему разумению и, таким образом, устроять свое спасение, способствует не объединению народов в истинах веры, а разъединению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Закончив наставление о вере словами: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (ст. 47), что делает Иисус Христос? Ответ. Он снова повторяет эти замечательные слова: «Я есмь хлеб жизни» (ст. 48). Вопрос. Иисус Христос показывает ли, что хлеб, который Он даст, превосходнее чудесной манны, а следовательно и обыкновенных хлеба и вина, которые составляют таинство штундистов? Ответ. Он говорит: «отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (ст. 49–50). Вопрос. В каких словах Иисус Христос яснее определяет сей хлеб? Ответ. Он говорит: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (ст. 51). Вопрос. Как поняли иудеи эти слова? Ответ. Иудеи стали спорить между собою, говоря: «как Он может дать вам есть Плоть Свою?» (ст. 52). Подобный вопрос предлагают в настоящее время штундисты: «как хлеб и вино могут преложиться в Тело и Кровь Господа?» – спрашивают они. Какая великая хула произносится этим вопросом на всемогущего Бога! Как Он произвел мир из ничего? ( Быт. 1 гл.). Как Он обратил жезл Аарона в змея? ( Исх.7:8–12 ). Как Он претворил воду в вино в Кане? ( Ин.2:1–10 ). Как Он напитал пять тысяч человек пятью хлебами? ( Ин.6:9–13 ). Вопрос. Если бы Иисус Христос имел намерение сказать, что то, что Он даст, есть обыкновенные хлеб и вино, то неужели Он, благий и премудрый, не сделал бы этого, видя неверие иудеев? Ответ. Он тогда объяснил бы, как это Он делал в других случаях, что слова Его не должны быть понимаемы буквально, но иносказательно; что Он желал сказать, что даст хлеб и вино, как воспоминание о Его смерти. Вопрос. Дает ли Иисус Христос подобное объяснение Своих слов? Ответ. Нет, Он повторяет ту же истину в выражениях более ясных и сильных: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (ст. 53). Вопрос. В других случаях, когда Иисус Христос предлагал учение в иносказательной речи, не делал ли Он непосредственно за сим объяснения, чтобы слова Его не были поняты ложно, и чтобы народ не был введен в заблуждение иносказательной речью, понимая буквально Его слова? Ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Иудейская Церковь не была ли невидима в продолжение некоторого времени и не сказал ли Бог пророку Илии, что в царстве израильском осталось семь тысяч невидимых праведников, которые не приклонили колен пред Ваалом? ( 3Цар.19:18 ). Ответ. Когда иудейская Церковь была невидима в царстве израильском, она находилась в цветущем состоянии в царстве иудейском (3Цар.), но общество штундистов не существовало ни в одном царстве в период своей измышленной невидимости, и никогда Бог не говорил, что Он оставил семь тысяч невидимых штундистов, чтобы они сохранили истинную веру в Него. Кроме сего, есть большое различие между Церковью Христианскою и церковью иудейскою, последней Бог никогда не обещал, что Он пребудет с нею во вся дни до скончания века, и что врата ада не одолеют ее. Вопрос. Приведите другие доказательства того, что истинная Церковь Христова должна быть всегда видима? Ответ. Если бы Церковь не была всегда видима, то невозможно было бы исполнить повеление Господа Нашего Иисуса Христа слушать Его Церковь и повиноваться ей ( Мф.18:17 ). Церковь состоит из пастырей и пасомых; первые наставляют вторых в вере и благочестии. Неужели все они могут быть невидимы. Проповедывание слова Божия, общественное богослужение, крещение, совершение других таинств, – все это может ли быть невидимым? Скопец, хлыст или иной какой-либо сектант не может ли на этом основании сказать, что его верования суть истинная религия, которая долгое время оставалась невидимой, но которая открылась миру в последнее время? Вопрос. Не говорит ли Св. Писание, что Церковь должна быть всегда видимой? Ответ. Иисус Христос повелел Апостолам идти научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:20 ); но проповедь и крещение суть такие действия, которые не могут быть невидимы: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы», – говорит пророк Исаия (2:2; ср. 1Тим.3:15 ). «Вы свет мира. Не может укрыться город, стояший на верху горы» ( Мф.5:14 ). Штундисты должны вырвать из Библии эти тексты, когда они говорят о невидимой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Как должно понимать слова Второзакония: “Не прибавляйте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавляйте от того?» (4:2). Ответ. Когда была дана эта заповедь, существовало в письменах только одно Пятокнижие Моисея. Эти слова, приведенные штундистом, доказывали бы, что он считает Пятокнижие Моисея достаточным для спасения. Но что тогда сказать о Пророках и Апостолах, которые прибавили остальные священные писания Ветхого и Нового Завета? Приведенною заповедью Бог запрещает не то, что будет прибавлено богодухновенными лицами, а то, что противоречит тому, что Он открыл людям. Во второй книге Паралипоменон (30:22, 23, 27) сказано, что, совершив праздник опресноков в семь дней по заповеди Бога, сыны Израиля решили праздновать другие семь дней и, хотя это было установление человеческое, молитва их взошла в святое жилище Бога. Сам Иисус Христос праздновал праздник обновления ( Ин.10:22 ), об установлении которого Иудою Маккавеем и братьями его упоминается в первой книге Маккавеев (4:59), и однако штундисты отвергают эту книгу, как бесполезную в деле спасения. Вопрос. Что должно заметить относительно слов евангелиста Иоанна: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (22:18). Ответ. Апокалипсис, хотя в ряду новозаветных книг помещен последним, был написан не последним: Иоанн написал свое Евангелие спустя несколько лет после того, как оставил остров Патмос, где он написал Апокалипсис. Итак, по смыслу, какой штундисты придают приведенным словам, сам св. Иоанн должен был первым подпасть этому наказанию. Очевидно, что он угрожает наказанием тем, кто изменит Апокалипсис прибавлением к нему чего-либо нового, или сокращением его. Св. Иоанн в конце своего евангелия (21:25) объявляет, что Иисус Христос сотворил многое другое, что не записано в священных книгах, и однако свидетели этих дел Иисуса Христа не подпали наказанию, о котором говорит св. Иоанн, за то, что проповедовали то, что видели и слышали, хотя все это и не было записано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Как пророчествует о сем пророк Иеремия? Ответ. «У священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение, сожигающим приношения и совергающем жертвы» (38:18). Вопрос. Что говорит о сем ап. Павел? Ответ. «Мы имеем жертвенник, от котораго не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Вопрос. Следуют ли штундисты сему учению Св. Писания о евхаристической жертве? Ответ. Нет; у них нет ни жертвенника, ни священников, ни жертвы, которые имеет истинная Церковь Христова. Вопрос. Евхаристическая жертва действительно ли есть жертва умилостивительная? Ответ. Она действительно есть умилостивительная жертва за живых и умерших. Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за живых? Ответ. В том смысле, что она достойно участвуюших в ней и ее причащающихся очищает от грехов, и вместе с сим чрез внутреннее их обшение и единение со Христом вносит в их природу зачаток новой во Христе жизни и делает их причастниками и наследниками жизни вечной. «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:56–57 ). Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за умерших? Ответ. Когда мы молимся за умерших, хотя бы они были и грешники, и приносим закланнаго за грехи наши Агнца, то за них и за себя умилостивляем человеколюбивого Бога – «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Вопрос. Крестная жертва не удовлетворила ли Божественное Правосудие за грехи людей? Ответ. Совершенно удовлетворила; но жертва крестная и евхаристическая есть одна и та же жертва. Вопрос. В таком случае не достаточно ли одной крестной жертвы? Зачем каждый день повторять одну и ту же жертву? Ответ. Заслуги и сила крестной жертвы бесконечны; но они должны быть усвоены верующими, усвоение же это может совершаться чрез известные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010