Вопрос. Какие священные изображения, которые имели быть во втором храме Иерусалимском, показал Бог в видении пророку Иезекиилю? Ответ. «Потом ввел меня в храм... от верху дверей как внутри храма, так и снаружи и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резныя изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальмы между двумя херувимами, и у каждаго херувима два лица, с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, и с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» ( Иез.41:1, 17–19 ). Вопрос. Докажите из Св. Писания, что Иисус Христос принял и утвердил священные изображения сего храма? Ответ. «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью... Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников». ( Мк.11:11, 15–17 ). Вопрос. Что должно заключить из приведенных слов? Ответ. «Осмотрев все» в храме, Иисус Христос, конечно, не мог не заметить бывших в нем священных изображений; удаляя из храма все, что оскверняло его, Он не только не повелел удалить бывшие в нем священные изображения, но словами: «Дом Мой» принял и утвердил их, как и все здание храма. Итак, если Иисус Христос выражал к храму с его священными изображениями столь глубокое почтение, то и мы, которым Апостол повелевает идти по следам Его ( 1Пет.2:21 ), должны почитать священные изображения – иконы. Вопрос. Апостолы почитали ли священные изображения, находившиеся в Иерусалимском храме? Ответ. Они ходили для молитвы и поклонения Богу в храме, где были и священные изображения ( Лк.24:53 : Деян.2:46; 5:12; 22:17–19; 24:11 ). Вопрос. Почему в Ветхом Завете не было изображений Бога в тех образах, в которых Он являлся ветхозаветным праведникам, напр., Аврааму ( Быт.18:1–10 ), Иакову ( Быт.32:25–30 ), Моисею ( Чис.12:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Каким образом Церковь есть свята, когда в ней есть нераскаянные грешники? Ответ. Грешники нераскаянные или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою. Вопрос. Докажите сие из Св. Писания? Ответ. Ап. Павел повелевает извергать из среды истинных последователей И. Христа, которые составляют Его Церковь , всякого нераскаянного грешника: «извергните развращеннаго из среды вас» ( 1Кор.5:13 ). Православная Церковь всегда соблюдала и соблюдает в настоящее время сию заповедь Апостола (см. Обряд анафематствования в неделю Православия). О невидимом действии Суда Божия тот же Апостол говорит: «твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедающий имя Господа» ( 2Тим.2:19 ). Итак, кто не отступает от неправды, невидимым действием Суда Божия отсекается от тела Церкви – и она сохраняется святою. Вопрос. Общество штундистов имеет ли освященных от Господа пастырей и учителей и может ли оно с этой стороны справедливо именоваться святым? Ответ. Нет, наставники штундистов суть обыкновенные мирские люди, не получившие благодати священства, а потому и божественной силы к совершению святых. Все обязанности их состоят в том, что они в собраниях штундистов читают Новый Завет и по своему ложному пониманию изъясняют его слушателям. Вопрос. Православная Церковь свята ли в своих пастырях? Ответ. Точно так: пастыри ее призываются к служению Самим Богом, Св. Духом освящаются в таинстве священства и получают божественную силу к совершению святых. Вопрос. Докажите из Св. Писания? Ответ. Ап. Павел говорит: «никто сам собою не приемлет этой чести (священства), но призываемый Богом как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую он приобрел Себе Кровью Своею» ( Деян.20 ,:28). Вопрос. Общество штундистов имеет ли благодатные средства (таинства) освящения человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Какими средствами усвояются заслуги крестной жертвы? Ответ. Эти средства суть таинства и преимущественно св. Евхаристия, молитва и добрые дела. Вопрос. Как мы должны смотреть в этом отношении на евхаристическую жертву? Ответ. Мы должны смотреть на эту жертву, как на особое средство, употребленное всемогущим Богом для усвоения нашим душам крестных заслуг Спасителя. Вопрос. Как учит об этом Св. Писание? Ответ. Сам Иисус Христос сказал: «если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:53, 54, 56–57 ). Вопрос. На каком основании в Православной Церкви за таинством причащения употребляются копие, лжица, губа? Ответ. На основании следующих слов ап. Павла: «всякигй раз, когда вы едите, хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Смерть же Господа на Голгофе предварялась событиями, при которых были употреблены копие и губа. Лжица, употребляемая для удобства верующих, напоминает слова пророка Исаии (6:6), а также знаменует Пресвятую Деву, когда ею (т. е. лжицею) подъемлется Небесный Хлеб. XIIΙ. Штунда есть ересь 1. Понятие о ереси Вопрос. Что есть ересь? Ответ. Ересь есть упорная преданность мнению отдельного лица, противному какому-либо догмату Церкви. Все еретики повинны в том, что предпочитают свое мнение учению вселенской Церкви, когда, напр., упорно утверждают, что известный текст Св. Писания имеет тот смысл, какой они дают ему, а не тот, какой дает ему вселенская Церковь . Вопрос. Все ли еретики основывают свое вероучение на св. Писании? Ответ. Все без исключения. Ариане отрицали божество Иисуса Христа на основании слов Ев. Инна: «Отец Мой более Меня» (14:28); Македаниане отрицали божество Св. Духа на основании следующих слов ап. Павла: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ); Манихеи усиливались доказать, что Иисус Христос принял только подобие человеческой плоти, сими словами ап. Павла: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» ( Флп.2:7 ); Несториане доказывали, что в Иисусе Христе два совершенно отдельных и самостоятельных лица (Бог и человек), сими словами ап. Павла: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ); Евтихиане приводили следуюшие слова: «И слово стало плотию» ( Ин.1:4 ), чтобы доказать, что в Иисусе Христе одно естество – человеческое; Пелагиане отвергали первородный грех и вместе с этим необходимость крещения младенцев на основании следующих слов пророка Иезекииля: «сын не понесет вины отца» (18:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Можно ли согласиться с теми, которые утверждают, что Тело Господа только пребывает с хлебом? Ответ. Нет; потому что Иисус Христос не говорит: в этом хлебе или с этим хлебом, или под этим хлебом, или в этом хлебе принятом с верою, или с этим хлебом, когда вы его примите, – есть Мое Тело; но Он ясно говорит: сие есть Тело Мое. То, что Иисус Христос держал в Своих пречистых руках, не могло быть в одно и то же время хлебом и Телом Его. Вопрос. Укажите в Св. Писании еще несколько примеров, где по слову Иисуса Христа тотчас совершалось чудо? Ответ. «Царедворец говорит Ему: «Господи, приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров» ( Ин.4:49–53 ; см. Мф.8:26 ; Мк.7:32–35 ). Вопрос. Что должно отвечать тем, которые спрашивают: «как возможно, чтобы хлеб претворился в Тело Господа»? Ответ. Их должно спросить: как Бог сотворил мир из ничего; как воды Египта превратились в кровь; как жезл Аарона превратился в змея; как вода на браке в Кане превратилась в вино? Вопрос. Каким образом Тело и Кровь Господа могут присутствовать под видом хлеба и вина? Ответ. Так же, как ангелы являлись праведникам в образе человека: говорили, ходили, ели, как бы они были настоящими людьми. Святый Дух явился в телесном образе голубя ( Лк.3:22 ), а в другой раз в виде огненных языков ( Деян.2:3 ). Вопрос. Каким образом Тело Иисуса Христа в одно и то же время может пребывать во многих местах? Ответ. Мы мало знаем свойства и совершенства прославленных тел; но мы знаем, что она не подобны телам смертным. Каким образом тело Спасителя прошло сквозь запертые двери? ( Ин.20:19, 26 ). Каким образом после вознесения, хотя Иисус Христос пребывает на небе, явился он ап. Павлу? ( 1Кор.15:8 ). Наконец, если всемогущество Божие не достаточно для того, чтобы одно и тоже Тело Господа в одно и то же время находилось во многих местах, то каким образом Иисус Христос насытил пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами ( Ин.5:10 ), и в другой раз – четыре тысячи – семью хлебами и несколькими малыми рыбами? ( Мк.8:1–9 ; Лк.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Находите ли вы те же доказательства в Новом Завете? Отвить. Нет; Иисус Христос не написал ни одной священной книги, и не дал повеления Своим ученикам писать священные книги. В послании к Евреям сказано: «в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:2 ). Иисус Христос не сказал Апостолам: «идите пишите библии для всех народов, а сказал: «идите научите все народы» ( Мф.28:18 ); Он не сказал: «кто читает, или кто слушает Св. Писание, тот слушает Меня», а говорит: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:6 ). Он не говорит: «кто не слушает Св. Писания», но «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопрос. Что говорит Св. Писание о трудности толкования текста священных книг? Ответ. Апостол Петр говорит, что в посланиях Апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочия Писания» ( 2Пет.3:16 ). Можно ли после этого допустить, что благий и премудрый Бог оставил людям, как единственный источник вероучения, Библию, которую люди невежественные и непостоянные, каких большинство между людьми, искажают к собственной погибели? В том же послании Апостол Петр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). А между тем штундисты говорят, что каждый легко может понимать Св. Писание и изъяснить его тексты! Вопрос. Какое доказательство того, что Библия не может служить единственным источником христианского вероучения, представляет нам история? Ответ. В первом веке, как мы видели, Библия не могла быть единственным источником вероучения, потому что она не была закончена; это было также невозможно в продолжении первых четырех столетий: священные книги существовали только в рукописях, которых было очень мало, а между тем в это время почти весь мир был обращен ко Христу. Далее, до изобретения книгопечатания (14 в.) Библия не могла быть единственным источником вероучения, так как весьма немногие могли читать, и даже большая часть из этих последних не могли иметь списков Библии по причине их большой стоимости. Итак, штундисты или должны признать, что в продолжении четырнадцати столетий христиане не имели истинной веры, так как Библия не могла быть у них единственным источником вероучения, или отказаться от своих мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Нет ли у других пророков предсказаний о непогрешимости Церкви? Ответ. Пророк Иезекииль говорит: «Они (священники) должны учить народ Мой отличать священное от несвященнаго и объяснять им, что нечисто и что чисто. При спорных делах они должны присутствовать в суде и по уставам Моим судить их» (44:23). Суд священников Бога Вышняго должен быть непогрешим, так как он согласен с волею Самого Бога. Вопрос. Что говорится в псалме 131-м? Ответ. «Избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (ст. 13–14). Но по словам ап. Павла ( 1Тим.3:15 ) жилище (дом) Господа есть Его Церковь . Итак, очевидно, что Церковь Христова чиста от всякого заблуждения и ошибок, в противном случае Бог никогда бы не избрал ее в жилище Себе. Вопрос. Что говорит прор. Исаия в 54:4? Ответ. «Не бойся, говорит Господь Церкви, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании». Но если бы, как утверждают штундисты, Церковь через иконопочитание погрешила – впала в идолопоклонство, то она оказалась бы поруганной (обесчещенной) и приведенные слова Господа в таком случае оказались бы ложными. Кто не отвратится от этого нечестивого предположения! Вопрос. Тот же пророк Исаия не дает ли более ясного доказательства непогрешимости Церкви? Ответ. Чрез пророка Исаию Господь говорит Церкви: «Я сделаю тебя величием на веки, радостию в роды родов» (60:15). Церковь имела ли бы это величие на веки, если бы, как утверждают штундисты, она, спустя несколько веков после основания ее Господом, впала в идолопоклонство? Немного далее тот же пророк говорит: «будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (ст. 18–20). Но можно ли было бы сказать о Церкви, если бы она могла погрешать или заблуждаться, что стены ее – спасение, что Сам всеправедный Господь будет ее вечным светом, что солнце ее не зайдет и луна ее не сокроется? Одно из двух: или Церковь неизменно чиста и непогрешима, или Бог устами пророка Исаии изрек о ней неправду. В 62:3 Бог через пророка Исаию говорит о Церкви: «Будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою – на длани Бога твоего»; в стихе 12-м той же главы Церковь названа городом взысканным и неоставленным. Мог ли всеведущий и всеправедный Бог так говорить о Своей Церкви, если бы она, как утверждают штундисты, могла впасть в идолопоклонство и суеверие?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Почему мы должны верить даже и в то, чего наш разум не может понять? Ответ. Потому, что большая часть откровенных истин выше нашего понимания, например, единство и троичность Лиц Божества, творение мира, воплощение Сына Божия и др. Эти истины не перестают быть истинными от того, что мы не постигаем их нашим разумом. Бог , Который есть бесконечно благ, не может нас вводить в заблуждение; Он, как бесконечно премудрый, не может ошибаться. Иисус Христос сказал ап. Фоме: «блаженны не видевшие, но веровавшие” ( Ин.20:29 ). Вопрос. Человек не может ли сам собою дойти до познания откровенных истин? Ответ. «Мы едва, – говорит Св. Писание, – можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» ( Прем.9:16 ). Вопрос. Обязаны ли мы верить всему тому, что Бог открыл людям? Ответ. Без сомнения: иначе мы оскорбили бы Бога, сомневаясь в истине Его слов. «Неверующий Богу, представляет Его лживым» ( 1Ин.5:10 ). Вопрос. Должны ли мы верить в И. Христа, равно как и в учение Его? Ответ. Конечно, потому что Бог заповедал, «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин.3:23 ). «Верующий в Сына, имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Об учении Своем Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); а евангелист Иоанн объясняет, что «неверующим уготовляется в будущей жизни та же участь, что и убийцам” ( Откр.21:8 ). Вопрос. Что составляет предмет веры православных христиан? Ответ. Все откровенные истины, содержащиеся в Св. Писании и Св. Предании. Вопрос. Когда штундистам указывают на то, что у них нет единства в вере, что у них нет двух общин, даже двух лиц, которые одинаково верили бы в откровенные истины, чем они обыкновенно оправдывают себя? Ответ. Они говорят, что нет необходимости, чтобы все одинаково верили во все откровенные истины; что они обязаны верить только в те истины, которые всеми ими признаются. Что же касается других откровенных истин, в которых они расходятся, то можно спастись, и не признавая их. Первые истины они называют главными, а вторые –неглавными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Приведите другие тексты, доказывающие ту же истину? Ответ. «Завещеваем вам, братия, – говорит, ап. Павел, – именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякаго брата, поступающаго безчинно, а не по преданию, которое приняло от нас» (2Фессал.3:6). «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1: 6 ). «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли его не как слово человеческое, но как слово Божие” (1Фессал.2:13). Вопрос. Как можно отличить истинное предание от ложного? Ответ. Так же легко, как легко отличить истинную Библию от ложной. В том и другом случае должно руководиться согласным всеобщим свидетельством христианской древности. Если вы верите, что лежащая пред вами Библия есть слово Божие на том основании, что этому всегда верила вся вселенская Церковь , то вы не должны не верить свидетельству той же Церкви об истине и божественности священных преданий. Истина преданий, засвидетельствованная вселенскою Церковью, так же тверда, непоколебима и божественна, как истинны подлинность и божественность Четвероевангелия. Вопрос. Что должно заметить относительно слов Спасителя: «Изследуйте писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» ( Ин.5:39 ). Ответ. Спаситель не сказал: «вы наверное найдете в Писаниях жизнь вечную». Далее Спаситель говорил о Писаниях Ветхого Завета, когда новозаветных Писаний еще не было, а потому, понимая слова Его в том смысле, что чрез одни Писания можно получить жизнь вечную, мы этим самим признали бы, что для спасения достаточно одних ветхозаветных Писаний, и что Писания Нового Завета в этом случае бесполезны. Апостол Павел говорит, что священные писания могут умудрить во спасение, что «все Писание богудухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:14–16 ); но он не говорит, что одно Св. Писание умудряет во спасение. Напр., книга Бытия, повествующая о творении видимого мира и человека, о заключении Богом союза с Авраамом, умудряет читающего ее во спасение. Но значит ли это, что она одна заключает в себе все религиозные истины, необходимые для спасения. Тот же Апостол хвалит Тимофея за то, что он прилежал к изучению священных писаний ( 2Тим.3:15 ), но Тимофей был епископом, и на обязанности его лежало не только читать Писания, но и изъяснять их верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Приведите примеры явлений Бога людям из Нового Завета? Ответ. Весь Новый Завет есть свидетельство о воплотившемся Сыне Божием, Втором Лице Пресвятой Троицы, Господе нашем Иисусе Христе, Который тридцать три с половиною года жил на земле, как человек; в человеческом виде являлся Он избранным людям и по вознесении Своем на небо ( Деян.7:55; 23:11 ). Бог Дух Святый в виде голубя открылся миру при крешении Господнем ( Лк.3:32 ). Вопрос. Имеем ли мы такие же основания для изображения ангелов и святых угодников Божиих? Ответ. Святые ангелы многократно являлись людям в Ветхом и Новом Завете ( Быт.16:7–8; 19:1 ; Ис.6:1–5 ; Мф.28: 5 ; Ин.20:12 и мн. др.); посему они и изображаются на иконах в тех видах, в каких они являлись людям. Святые угодники Божии некогда жили на земле; Церковь свято хранит их жизнеописания; после некоторых из них, напр., святых апостолов и учителей Церкви, остались для нас священные их письмена; нетленные мощи других почивают в святых храмах наших. Посему и изображать их вполне возможно. Вопрос. Не говорят ли штундисты, что у христиан не должно быть никаких священных изображений, так как чрез них они впадают в идолопоклонство? Ответ. Да, они говорят это, неправильно понимая те многочисленные места Св. Писания, которыми запрещается поклонение кумирам или идолам. Вопрос. Приведите те места Св. Писания, на которые штундисты чаще других ссылаются? Ответ. Так, они указывают на вторую заповедь Десятословия: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:4–5 ; см. также Втор.5:8 ). Вопрос. Что должно заметить относительно приведенных слов? Ответ. Ими запрещается поклонение и служение твари вместо Творца, единого истинного Бога, как это видно из предыдущих слов: «Я Господь Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (ст. 2). Вопрос. Запрещается ли сими словами и почитание св. икон?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Сами штундисты, когда они занимаются своими житейскими делами в субботу, т.е. седьмой день недели, остаются ли они верными Св. Писанию, как единственному источнику вероучения, и не следуют ли они свидетельству Св. Предания? Ответ. В этом случае они основываются только на свидетельствах Св. Предания. Занимаясь житейскими делами в субботу, они нарушают ясную заповедь Бога, об отмене которой нигде в Св. Писании ясно не говорится: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх.20:8 ). Вопрос. Празднование воскресного дня, как дня покоя, который должно посвящать Богу, ясно ли указывается в Св. Писании? Ответ. Нет; и однако штундисты празднование этого дня признают существенно необходимым для спасения. Сказать, что мы празднуем воскресный день, потому что в этот день Иисус Христос воскрес из мертвых, это значит сказать, что мы поступаем так не основываясь на Св. Писании. Равно можно утверждать, что мы должны праздновать четверг, потому что в этот день Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, совершив дело нашего спасения. Вопрос. Не сказано ли в Апокалипсисе (1:10), что Иоанн был в духе в день воскресный и не есть ли это доказательство из Св. Писания, что этот именно день в Новом Завете должно посвящать Богу? Ответ. Что св. Иоанн был в духе в день воскресный, это не подлежит сомнению; но отсюда никак не следует, что мы должны праздновать этот день. Говорит ли приведенный текст, что в этот день не должно заниматься житейскими делами, а также, что заповедь о праздновании субботы отменена? Вопрос. В деяниях сказано: «В первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними» (20:7). Эти слова не достаточно ли доказывают празднование воскресного дня? Ответ. Но этот текст отменяет ли празднование седьмого дня, т. е. субботы, и разрешает ли он штундистам в этот день заниматься житейскими делами? Конечно, нет. Следуя этому тексту, должно праздновать два дня: седьмой и первый. Приведенный текст не говорит, что Апостол проповедывал, или что веруюшие собирались в первый день каждой недели; он говорит о чрезвычайном собрании верующих в первый день недели и указывает причину этого собрания в том, что в следующий день Павел намеревался отправиться в путешествие. Известно, что Апостол Павел проповедывал каждую субботу в синагоге, убеждая иудеев и еллинов ( Деян.18:4 ), и нет ничего удивительного в том, что верующие собрались в первый день недели, так как они собирались для слушания проповеди и преломления хлеба каждый день ( Деян.2:24, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010