Если бы мы жили во времена до христианские и веровали бы, что предвечное Слово, Единородный Сын Божий имеет воплотиться, чтобы основать новое Царство, мы сказали бы, что Спаситель непременно создаст безгрешное царство, совершенную Церковь в смысле чистоты и святости всех ее членов. Но из уст Самого Великого Главы Церкви мы слышим предсказание о том, каково будет состояние Его Церкви, и как эти предсказание разнятся от того, что мы могли бы ожидать. Вместо того, чтобы быть царством чистой правды, Церковь Его – это поле, где плевелы смешались с пшеницею: «Царствие Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» ( Мф.13: 24, 25 ). Далее Спаситель в той же главе (ст. 47–48) сравнивает его с неводом, заброшенным в море и наполнившимся хорошими и худыми рыбами. И чтобы не дать людям основание думать, что все это описание только внешнего порядка вещей, только внешней и видимой Церкви, И. Христос употребляет другой символ, подтверждающий тоже смешанное состояние членов Церкви, рассматриваемой, как таинственное Тело Его: «Я есмь Истинная Виноградная Лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую ветвь у Меня, не приносящую плода, Он отсекает... кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет» ( Ин.15:1–6 ). Эта Церковь была основана Господом нашим И. Христом, и вера, и благочестие, дотоле никогда не виденные миром, начали расти и процветать на земле. Сошел Дух Святый и соединил людей в Тело Христово. Но едва только Церковь утвердилась на земле, как слова о ней Спасителя сбылись: плевелы примешались к пшенице, невод собрал рыб разного рода, Лоза имела ветви, из которых некоторые приносили плоды, другие были бесплодны, а некоторые засохли. И все это было не только во время процветания и сравнительного спокойствия Церкви, но во времена гонений, когда вера в Господа нашего И. Христа горела пламенем. Доказательства этого находятся в посланиях Апостолов, и особенно у ап. Павла. Из его посланий мы почерпаем глубокое знакомство с положением и характером Церкви первых веков, и это вполне понятно, так как многие из них были написаны к церквам им самим насажденным и окруженным его заботами, таковы два послания к Коринфянам, послания: к Галатам, Ефессянам, Филиппийцам и Фессалоникийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если мир находится в столь печальном положении, то это не потому, что он христианский, а потому, что он недостаточно христианский. Если Церковь Христова не победила ещё зла на земле, если члены её иногда не в состоянии бывают остановить шествие его (т. е. зла), то это потому, что они недостаточно усвоили силу Креста Христова. Христианин часто бывает похож на того путешественника, который поставил себе целью достигнуть вершины горы; но, поднимаясь в гору, он встретил красивое и удобное место, остановился там и забыл о цели своего путешествия. Или ещё другое сравнение. Христиане иногда бывают похожи на тех богомольцев, которые, придя в храм, чтобы помолиться Богу, ослеплённые блеском передней части храма, вместо того, чтобы продолжать идти вперёд, вглубь храма, остановились на пороге, считая достаточным для себя то, что они увидели. То, что препятствует нам спастись, – это наш недостаток веры в Господа нашего Иисуса Христа и наше греховное отношение к святым Его заповедям. Мы не в надлежащей полноте берём то, что даёт нам Крест Христов, а равно не отдаём того, что он от нас требует. Другими словами: нам недостаёт веры в силу и значение Креста Христова, а равно недостаёт повиновения заповедям распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Вот те две основные идеи, на которых я хотел бы подробнее остановиться. В глубине человеческого сердца есть врождённое недоверие к заповедям Божиим, которое парализует религиозные убеждения души человека. В силу этого недоверия первые люди подпали искушению от диавола, так как не захотели верить любви к ним Творца; то же недоверие к заповедям Божиим мы находим и в самих себе. У древа познания добра и зла Бог сказал человеку: «Повинуйся, и всё, что Я имею, – твоё, и самая божественная жизнь принадлежит тебе». У подножия Креста Христова Отец Небесный говорит человеку: «Возьми то, что Я дал тебе, а Я даю тебе всё, отдавая тебе Себя во Христе». Но в глубине нашего сердца другой голос говорит нам: «Не верь. Это обман твоего воображения. Бог не может до такой степени любить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если фараон скажет вам: сделайте знамение или чудо, то ты скажи Аарону, брату твоему: возьми жезл твой и брось на землю пред рабами его: он сделается змеем» ( Исх.7:1–2:9 ). Величайшее чудо, совершенное пророком Илией, воскрешение сына сарептской вдовы, происходило при следующей обстановке. «Заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель и воззвал ко Господу и сказал: Господи Боже мой! Неужели ты и вдове, у который я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? И простёршись над отроком трижды, он воззвал ко Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него, и он ожил» ( 3Цар.17:17–22 ). Того же колебания, которое мы видели в Моисее и Илии, не чужд был и пророк Елисей, что видно из библейского повествования о воскрешении сына сонамитянки ( 4Цар.4 ). Ничего подобного мы не видим в чудесных действиях Иисуса Христа: Он творил величайшие Свои чудеса или одним словом Своим или одним движением. Его чудесные действия были просты и совершались Им без всякого усилия. Эта именно простота, которая характеризует чудесные действия Христа, приводила в удивление народ, и он в благоговейном страхе восклицал: ничего подобного не было в Израиле. Всё это невольно приводит на память слова Св. Писания, относящиеся к предвечному Слову Отца: «Той рече и быша, той повеле и создашася. Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:9:6 ). Должно также заметить, что в противоположность ветхозаветным пророкам и чудотворцам Господь Иисус Христос не сотворил ни одного чуда, о котором Он сказал бы, что творит во имя Божие. Если в двух случаях ( Ин.11–12 гл.) Иисус Христос пред совершением чуда обращается с молитвой к Своему Отцу, то это Он делает для того, чтобы показать присутствующим Своё единство с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Естественно, возникает вопрос: почему Спаситель в Своих последних словах, сказанных на земле, соединил два совершенно различных действия, как «веровать» и «креститься»: одно, сознательное действие бессмертного человеческого духа, познающего своего Спасителя и добровольно подчиняющего себя Его святым заповедям, другое, по внешнему своему виду, есть простое омовение бренной плоти? Это недоумение увеличивается, если мы припомним, что Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы отменить религию образов и символов и дать религию истины и правды. Зачем же было Ему ставить символ, если это только символ, как то утверждают протестанты, в основу Своего духовного учения? И это Он делает не только теперь пред Своим вознесением на небо, но и раньше Иисус Христос всегда указывал на крещение, как на необходимое условие вступления в Его царство. Однажды старейшина еврейского народа, Никодим, просил Иисуса Христа объяснить ему сущность Его учения. Спаситель благоволил открыть Никодиму главную «тайну» Своего царства – новое рождение. «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше (νωθεν) не может увидеть царствия Божия» ( Ин.3:3 ). В чем же состоит это новое рождение? Есть ли это действие чисто духовное, как думают духовные христиане, т. е. действие Духа Божия на нашу душу, независимое от какой бы то ни было формы, обряда, стихии внешнего мира, – действие вполне исчерпывающееся тем таинственным нравственным переворотом в жизни человека, как это утверждают духовные христиане, по которому нечестивые – делаются благочестивыми и христиане только по имени – истинными христианами? Достойно особого внимания, что Иисус Христос это новое рождение соединяет с водою: " истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). И тоже самое крещение водою, как мы видели, дает как последнюю заповедь Своим ученикам, которые должны были строить Его царство на земле. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ефес.2:21, 22 ). «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог , ибо храм Божий свят, а этот храм вы» ( 1Кор.3:14, 17 ). В главе 5:12, он говорит о «внутренних» и «внешних», подразумевая под первыми всю вообще Церковь , а под последними – язычников, и убеждает их извергнуть из среды своей (отлучить) некоего великого грешника. В главе 6:11: «вы омылись, освятились, оправдались Именем Господа нашего И. Христа, и Духом Бога нашего». Далее в ст. 15: «разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? Еще: далее: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа?» Еще: «вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою». Далее в главе 8:12 Апостол считает самого немощного между ними, до такой степени дорогим членом Христа, что согрешить против него то же, что согрешить против Христа. В начале 10-й гл. он настаивает на замечательном сходстве между крещением во Христа всего общества Коринфян и «крещением» всего народа Израильского в Моисея «во облаке и в море». Он делает это с тою практической целью, чтобы предостеречь новообращенных Коринфян, что великие блага, соединяющиеся с избранием их и особенные права, даваемые им искуплением, суть также условны, как и у Израильтян. Точно также, как Бог привел всех Израильтян, в положение сравнительной свободы и спасение, посредством перехода их через Чермное море, привел Он и всех Коринфян в соответственное состояние спасения посредством Крещения их; но так как первые, по причине своих грехов, не достигли цели, к которой вело их избавление, то вторые должны остерегаться, чтобы самим не пасть через подобное же неверие ( 2Кор. 6:1 ; Евр.3: 4 ; passim, Иуд. 5 ). Сравнение делается между всем народом Израильским и тем как он воспользовался присвоенными ему общими правами, с одной стороны, и всей Коринфской церковью и тем, как она воспользовалась или злоупотребляла своими преимуществами с другой стороны. Подобно тому, как переход через Чермное море, сделал всех (взрослых и младенцев) Израильтян участниками в общем избавлении от рабства, так и христианское Крещение, иначе аналогия не выдерживалась бы, сделало Коринфян участниками общей им всем благодати во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Завета? Чрез обрезание, совершавшееся над каждым в восьмой день. Так постановил Бог вначале, когда избрал Евреев в лице их праотца Авраама. «Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... Да будет у вас обрезан весь мужеский пол... осьми дней от рождения, да будет у вас обрезан всякий младенец мужеского пола... и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» ( Быт.17:9, 10, 12:13 ). И это было в силе до тех пор, пока не пришла «полнота» времен, и пока не явился на землю Сын Божий и обрезание не было заменено крещением. VI. Апостольское учение о благодати крещения А) по I-мy посланию к Коринфянам Закон Моисеев был временным. Он должен был «прейти», потерять свое значение, когда явился Тот, о Котором свидетельствовали все символы его и в Ком они все получили свое исполнение. Когда пришла «полнота времени», Иисус Христос, Семя обетования, Второй Адам, явился на землю. Он пришел для того, чтобы установить новый порядок, Царство Божия. Он пришел не для того только, чтобы основать религию, или совершить искупление, но чтобы основать Царство, Царем которого долженствовал быть Сам Он. И это Царство долженствовало быть особым Царством: оно долженствовало быть Церковью, обществом людей верующих в Него и крестившихся в Тело Его Оно должно не только иметь Его Царем своим, поучаться от Него, как от пророка своего, получать через Него примирение с Богом, как через своего первосвященника, но главное, и выше всего, оно должно быть чудесным образом соединено с Ним союзом таким родственным и тесным, что ему соответствует только то единство, какое существует между членами человеческого тела и главою его, или между лозою и ветвями, составляющими часть ее. Он же, Царь этого нового Царства, Глава этого нового Тела, был никто иной, как Единородный Сын Божий. Для основание этого царства было совершено самое изумительное чудо, когда-либо виденное миром: Бог соделался человеком, не переставая быть Богом, – человечество было принято на Себя Богом. Какова же долженствовала быть сущность этого нового Царства, учрежденного Христом? Если бы нам был известен один только тот факт, что это Царство учредил Сын Божий, мы могли бы сказать, что оно долженствовало бы быть состоянием добра без всякой примеси зла, что оно должно быть земным раем, что никакая скверна не может войти в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Задача настоящего очерка заключается не в том, чтобы показать превосходство чудес Господа нашего Иисуса Христа над ложными чудесами или чудесами, производимыми силой диавола. Сам Иисус Христос очень ясно засвидетельствовал, что Его чудеса не имеют ничего общего с чудесами, производимыми силою Веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:22–30 ) для того, чтобы наши слабые доказательства сделались в этом случае совершенно излишними. В самом деле, что может быть общего между обилием чудесных дел, совершенных Иисусом Христом, светлых, как лучи солнца, простых, как всемогущество, благодетельных, как любовь, угодных Богу, как фимиам чистой святой молитвы, с так называемыми ложными чудесами, творимыми силой диавола, нечистыми как по способу, так и по цели совершения их, противоречивыми, зловредными, и которые не превышают законов природы, вложенных в творения? Задача наша раскрыть божественное превосходство чудес Иисуса Христа над чудесами даже истинными, совершенными святыми мужами, по силе, данной им Богом. Божественный Промысл, пекущийся о спасении рода человеческого, никогда не оставлял людей без дара чудотворения ни прежде, ни после Иисуса Христа: в Ветхом Завете мы знаем великих чудотворцев: Моисея, Илию, Елисея; в Новом Завете мы видим бесчисленный сонм чудотворцев, которые, после апостола Петра и до нашего времени воскрешали мёртвых, возвращали зрение слепым, слух глухим, разрешали язык немых и укрепляли члены расслабленных. Сам Иисус Христос предсказал, что верующий в Него будет творить чудеса большие, чем Он: «истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит: потому что Я к Отцу Моему иду» ( Ин.14:12 ). Однако эти слова не должно понимать в том смысле, что чудеса святых мужей равны и даже превосходят Его божественные чудеса. Смысл приведённых слов тот, что все чудеса, совершенные св. мужами, как прежде, так и после Иисуса Христа, принадлежали Ему, потому что творились во имя Его: одни (в Ветхом Завете), чтобы приготовить людей к принятию Его, другие (в Новом Завете), чтобы устроить на земле Царство Божие – святую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста» ( Еф.1:22, 23; 2:13, 16 ). «Разумение тайны Христовой, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело» ( Еф.3:4, 6 ), «потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:30 ). «Не держась Главы, от которой все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Эта «присущность» (φ σνδεσμος) в теле Христа считается ап. Павлом конечною и венчающею благодатью искупления: всевозможные духовные и вечные блага и духовное родство с Богом и ближними суммируются в ней ( Еф.1–3 гл.гл.; Кол.1–2 гл.гл.). Это начальная благодать: все крещенные предполагаются общниками ее, и она дается для того, чтобы действием своим предохранять их от совершения грехов и утверждать в исполнении христианских обязанностей и в добродетельной жизни. Если христианин предостерегается от впадения в грехи своего прежнего языческого состояния, то этим предполагается, что однажды уже сделался членом Христа ( 1Кор.6:15 ). Отсюда – побуждение к христианским добродетелям: смирению, миролюбию, прощению, долготерпению и дружелюбию ( Рим.12:3, 4, 5 ; Кол.3:15 ; 1Кор.12:27 ), а также к тому, чтобы он был хорошим мужем ( Еф.5:25 ) и правдивым членом христианской общины ( Еф.4:25 ). Теперь мы пришли к вопросу: чему соответствует состояние, обозначаемое выражением «во Христе»? Самый факт соединение со Христом Крещением предполагает, что мы прежде находились в каком-то другом состоянии, противном нашему пребыванию «во Христе». Нам не трудно разрешить это. Выражение «во Христе» соответствует выражению «в Адаме» ( Рим.5:12–21 ; 1Кор.15:21, 22 ; Еф.4:11–32 ; Кол.3:9–11 ). Аналогия между Адамом и Христом помогает нам усвоить истину таинственного сообщения естества Второго Адама тем, кто пребывает в Нем. Мы согрешаем, потому что мы действительно причастники плотского и духовного существа первого Адама; но и наше единение со Христом, как оно изображается в Св. Писании Н.Завета, указывает на действительное, хотя и таинственное, сообщение нам Его естества; напр.: мы называемся «членами Тела, плоти и костей Его» ( Еф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И он тотчас встал» ( Деян.9:34 ). Так же скоро и просто было совершено ап. Петром чудо воскрешения Тавифы ( Деян.9 ). Величие и простота чудес, совершенных ап. Петром, были так поразительны, что, казалось, творит их Сам Иисус Христос. Это вполне согласно с задачей христианства: святые Апостолы и основанная ими Церковь являются продолжателями на земле дела Иисуса Христа – спасения людей; с ними Он обещал пребыть до скончания века ( Мф.28:20 ) и знаком сего пребывания Христа с Его Церковью служит дар чудотворений, которым обладают праведники ( Мк.16:17–18 ). Однако несправедливо было бы думать, что Иисус Христос творил чудеса с единственной целью удовлетворить влечение Своего любвеобильного сердца и показать Свою доброту. Цель чудес Иисуса Христа заключалась также и в том, чтобы доказать истинность Его учения и Его божественного посланничества. Если Иисус Христос и не говорил каждый раз после совершения чуда: «Я творю чудеса, верьте Моему слову», то ещё не значит, что Он не имел и в намерении доказать Своими чудесами истину Своего учения. Господь Иисус Христос, для Которого не было ничего сокровенного, знал здравую народную логику, которая сама собой, без всякого постороннего внушения, сделает истинное заключение из Его столь многочисленных и благодетельных чудес. Прекрасным доказательством этого служит ответ слепорождённого фарисеям: «Это и удивительно, что вы не знаете откуда Он, а Он отверз мне очи: но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает: от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Ин.9:30–33 ). Таково суждение здравого народного смысла! Однако, Господь Иисус Христос и Сам ясно указывает на Свои чудеса, как на доказательство истинности Своего учения и Своего божественного посланничества, и делает это всякий раз, когда Ему предстояло утверждать в этой истине колеблющиеся умы Своих слушателей, или обличать неверие Своих учёных противников-книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

И посему Иисус Христос мог быть вторым Адамом , мог сообщить человечеству или части его Свое безгрешное чистое естество, которое сделалось источником новой жизни, разрушившим смерть, унаследованную от растленного грехом естества первого Адама не естественным путем, а совершенно сверхестественно. Если это так, то естество Господа нашего Иисуса Христа должно быть таково, чтобы оно могло быть сообщено людям, могло, так сказать, быть разлитым среди «братий Христа». Что естество Иисуса Христа по воскресении обладало именно этим свойством, мы находим ясное тому подтверждение в 1Кор.15:45 : «Первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (т. е. сообщающий, дарующий жизнь). Что же разумеется под словами «дух животворящий»? Конечно, не только то, что Иисус Христос сообщает людям веру и знание истин христианского учения; если бы только это, то Иисус Христос не был бы вторым Адамом . Адам сообщил своим потомкам не только знание веры, но и свое естество. Тот же св. ап. Павел дает вполне определенное разъяснение этих слов. Иисус Христос имел плоть во всех отношениях подобную нашей, кроме греховной скверны. Эта плоть была пригвождена ко кресту, по воскресении ученики осязали ее, потому что Сам Иисус Христос предложил им осязать Его и при этом сказал: «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ) Каким же образом Иисус Христос, как второй Адам, сделался «духом» и не просто духом, но духом животворящим (πνεμα ζωοποιον)? Это значит, что Тело Его по всемогуществу Божию получило не только свойства духа, но что вся Его богочеловеческая природа сделалась разливающею жизнь – животворящею. Что таков смысл рассматриваемого текста, видно из того, что он следует за словами: «есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). Ап. Павел говорит о той перемене, которая произойдет с нашими воскресшими телами. В ответ на вопрос; «как воскреснут мертвые и в каком теле приидут» ( 1Кор.15:35 ), он приглашает рассмотреть разницу между посеянным зерном и выросшим из него растением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010