Крест Христов есть доказательство бесконечной любви к нам Бога, и несчастно то сердце, которое остаётся бесчувственным пред ним. Это сердце каменное… Но если Крест Христов приводит нас к вере в любовь к нам Бога, то он в то же время обязывает нас верить в Его абсолютную святость, т. е. в Его глубокое отвращение ко злу или, другими словами, в Его бесконечное отрицание греха. Бог любит грешника, но питает в тоже время отвращение ко греху, который убивает грешника; в Боге бесконечная любовь к грешнику сопровождается бесконечной ненавистью ко греху – это обратная сторона медали. Но каким образом Крест доказывает божественную святость? Тем фактом, что Иисус Христос , будучи Богом, приобщился плоти и крови человеческой, сделался действительным человеком, не переставая быть Богом и, будучи святым и праведным, приняв на себя грехи всего мира, Сам сделался грехом ради нас. «Его, не знавшего греха, Бог ради нас сделал грехом (μαρταν ποησεν), чтобы мы сделались в Нём праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Так бесконечно Он возлюбил нас, так дорого было для Него наше спасение, т. е. избавление нас от греха, оправдание нас пред Богом, исцеление нашей души. Мы за грехи наши по суду вечной правды должны были умереть, но Он желал, чтобы мы жили; мы были у Отца нашего Небесного чадами гнева, – Он пожелал выразить нам Его любовь и облагодатствовать нас дарами Св. Духа, исходящего от Отца; мы были под клятвой, но Он желал преклонить к нам милосердие Небесного Отца и низвести на нас Его божественное благословение, – и Он принимает на Себя нашу клятву, наше осуждение, нашу смерть... Бог сделал Его жертвой за наши грехи. «Он язвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – Втор.21:23 ), дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам заслужить обещанного Духа верой» ( Гал.3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Луки: «взошло и засохло, ибо не имело влаги» ( Лк.8:6 ). Семя должно сохранять. Оно должно, по словам ап. Иоанна, пребывать в человеке и от этого зависит все. «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин.2:24 ). Наконец, самым решительным опровержением возражения баптистов служит следующее соображение. Ссылаясь на то, что апостолы Петр и Иаков говорят только о новом рождении посредством одного только слова, баптисты отвергают возрождение крещением. Но если так, то почему же сами Апостолы представляют, или, по крайней мере, предполагают, что это новое рождение уже совершилось у всех тех, кому они пишут? Множество выражений в посланиях этих Апостолов решительно свидетельствуют о том факте, что многие из тех, кому писали Апостолы, не были духовно настроенными христианами, иногда даже не нравственными в христианском смысле людьми; и, однако, ап. Петр смотрит на «новое рождение» тех, кому он писал, как на уже совершившийся факт и на этом он основывает свои увещания «отложить всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть, и всякое злословие» (2:1) и умоляет всех этих «новорожденных» удерживаться от всех похотей плотских и даже доходит до того, что говорит: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (4:15). Подобно сему поступает и ап. Иаков. Он, очевидно, был уверен, что все те, к кому он обращается со своим словом, уже возрождены и на факте, что они снова родились, он основывает некоторые практические увещания. Потому, «отложивши всякую нечистоту и остаток злобы (1:21), в кротости приимите насаждаемое слово, могущее спасти души ваши». «Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя» (1:22). Пусть баптисты внимательно прочитают эти два послания и обратят внимание на характер делаемых в них предостережений, а также и на то, какие нравственные качества предполагаются в тех, к кому Апостолы обращались со своими увещаниями, и тогда скажут: можно ли допустить, чтобы Апостолы ни разу не обратились к подобным людям с увещаниями снова возродиться, если бы они не знали, что эти люди уже возрождены чрез таинство, установленное их Божественным Учителем для этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Можно ли после этого говорить, что христианская мораль уничтожает человеческую личность? Напротив она сообщает человеку полноту бытия, указывает ему в Лице Господа нашего Иисуса Христа живой идеал совершенства, благодатными дарами Св. Духа окрыляет его в достижении этого идеала, отношения его к людям и даже к бездушной природе проникает любовью и заботливостью и всей, вообще, жизни человека сообщает глубокий смысл и значение, рассматривая ее, как подготовительную ступень к бесконечной жизни на небе в общении с Богом. Ев. Иоанн, описывая будущее блаженство праведных говорит, что они «узрят лице Бога и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будут царствовать во веки веков» ( Откр.22:4–5 ). Правда, и последователь морали эгоизма и чувственных наслаждений может порой казаться нам счастливым и прекрасным в своей дикой красоте, которую сообщают ему его могучие страсти; но кто не знает, как непорочна и скоропроходяща эта красота. Ее можно сравнить с прекрасным пурпуровым закатом солнца; но все же это закат, это конец прекрасного дня, за которым наступит ночь, а с ней увянет красота и исчезнет слава. Вот, где скрывается причина того пессимизма, того отчаяния, которым болеет большинство наших современников. Человек, поставив целью своей жизни счастье здесь на земле, наслаждение во всех его видах, скоро приходит к убеждению, что он глубоко заблуждается: он замечает, что чувства его ослабевают, способности теряют свою остроту и приближается страшный призрак смерти, готовый поглотить его. И чем больше он наслаждался в жизни, чем большим счастьем он был окружен, тем тяжелее для него расставаться с ним и тем ужаснее представляется ему могила, пусть даже за этой могилой и нет ничего, как в том усиливаются убедить себя последователи морали гедонизма, вопреки ясному свидетельству своей совести. Но, вот пред нами христианин, строгий последователь морали Господа Нашего Иисуса Христа. Посмотрите, какой это светлый, жизнерадостный образ! Жизнь его подобна величественной реке, которая течет в океан, обогащаясь и расширяясь в своем течении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

На пространстве апостольских посланий мы видим, что многие христианские общины допускали грубые заблуждение в действиях своих, другие, подобно Галатам далеко уклонились от здравого учения, многие отдельные личности были: «непокорны, пустословы и обманщики, развращающие целые дома, уча чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит.1:10, 11 ). И, однако, это развращение нигде Апостолом не приписывалось лишению благодати, но всегда злоупотреблению и небрежному отношению к ней христиан. Коринфяне в очень несовершенной степени очистились от безнравственности своего языческого состояние, но как Апостол увещевает их? «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете ли что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор.16:19 ). Это ясно говорит, что греховность Коринфян происходила не от лишение их благодати Богом, но от собственного их злоупотребления ею. Галатам «прельщенным», по словам ап. Павла, «не покоряться истине», он все же пишет: «Все вы сыны Божии, по вере во Христа Иисуса», «ибо все вы во Христе крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26, 27 ). Все обращения и увешания возможны и делаются понятными при одном условии, что все получившие Св. Таинство Крещение приводились в состояние примирения с Богом, сделавшись участниками даров Св. Духа, которые должны были совершенствовать в течение всей своей дальнейшей жизни. На основании этих примеров и несомненного существования крещения младенцев в первые века христианства, православная церковь признает, что крещение младенцев дает им возрождение, и учит чад своих молиться перед совершением его, чтобы младенец родился снова и соделался наследником вечного спасения, а после Крещения воздавать благодарение за то, что Господу угодно было возродить младенца Духом Своим Святым и принять его, как чадо свое по усыновлению. Здесь уместно будет рассмотреть, в каком смысле Апостол применяет ко всем христианам, к которым он обращается с своими посланиями, наименование «святые» (γιοι) и «верные» или «верующие» (πιστο).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Нельзя отрицать того, что первые христиане Иерусалима сложили свои имения в одно общее имущество. Но каков был характер этой коммуны? Была ли она добровольная или принудительная? Рассматривалась ли она как учреждение, которое необходимо вызывалось самою сущностью христианства? Не была ли она результатом временного и исключительного положения вещей? Вот, существенно важные вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы узнать истинное значение «коммуны» первых христиан Иерусалима. «Эта коммуна была чисто добровольная и рассматривалась, как учреждение временное». Остановимся на словах ап. Петра, с которыми он обратился к Анании, упрекая его в сокрытии части из проданного своего имущества. «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было и приобретённое продажей не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём, ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Как видно из приведённых слов, ап. Пётр не обвиняет Ананию в том, что он забыл закон Бога, что он нарушил заповедь христианскую; он не упрекает Ананию в том, что тот совершил кражу в ущерб интересам коммуны. Единственная вина, которую вменяет ап. Пётр Анании, это то, что он оказался лицемером и лжецом. Из приведённых слов ап. Петра с ясностью следует, что Анания имел полное право не продавать своего имущества, а продав его, вырученные деньги удержать у себя. Итак, какое же социалисты имеют основание утверждать, что Апостолы изгнали из Иерусалимской общины христиан частную собственность и сделали обязательным коммунизм? Никакого. Для того чтобы сделаться членом Иерусалимской Церкви, не нужно было лишаться своего имущества, достаточно было принять крещение и исполнять заповеди Евангелия. Когда Иудеи, слыша проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы, спросили его и других Апостолов: «что нам делать, мужи и братья», апостол Пётр отвечал: «покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но во всех таких выражениях осуждается не богатство само по себе, а то злое употребление, которое из него делают богатые. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк.6:24–25 ) «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». ( Мф.19:24 ). Но каковы те богачи, которые подпали божественному осуждению? Осуждается ли богатый только за то, что он богат? Вот, в чём главный вопрос. У верующего христианина не может быть никакого сомнения на этот счёт. Осуждение относится только к злому богачу, который надеется только на своё богатство 4 , который гордится своим богатством, который проводит свою жизнь в роскоши и праздности и отказывает нищему в крупицах, падающих с праздничного его стола 5 , к тому, который обременяет людей непосильными тяжестями 6 , к тому, который, имея в изобилии пищу и одежду, отказывает «брату своему», нагому и голодному, в помощи 7 , к тому, который, позабыв про свою бессмертную душу, живёт только для того, чтобы собирать тленное богатство 8 , к тому, чьё богатство можно сравнить с тернием, которое заглушает доброе семя и делает его бесплодным ( Мф.13:22 ), словом, к богачу, к которому будут относиться следующие грозные слова Спасителя: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я и вы не дали Мне есть, жаждал и вы не напоили Меня, был странником и не приняли Меня; был наг и не одели Меня болен и в темнице и не посетили Меня» ( Мф.25:41–43 ). Итак, Евангелие не осуждает богатых только за то, что они богаты. Святые жёны, которые следовали за Иисусом Христом, были богаты, потому что они служили Спасителю и Его апостолам своим имением ( Лк.8:2–3 ); Никодим и Иосиф Аримафейский были богаты ( Мф.27:57 : Ин.3:1 ) и, однако, Иисус Христос за это не осуждал их. Не достаточно вырвать из Евангелия отдельные тексты, чтобы обосновать на них разные свои предположения, необходимо взять их в контексте речи, сопоставить с предыдущими и последующими; всякое другое толкование священного текста будет произвольным и опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но до сих пор мы еще носим бремя естественного рождение – плоть, в которой мы родились. Но если мы будем жить согласно с тем, во что мы возродились, если мы будем идти по пути указанному нам при возрождении, мы день ото дня будем внутренно обновляться. 7 Далее, согласно с этим в другом месте говорит блаженный Августин : «если мы, родившись от Бога, будем жить в Том, Кто явился, чтобы отъять грехи наши, т.е. во Христе; если мы не будем согрешать, то чрез это наш внутренний человек будет обновляться день ото дня. Но, так как мы рождены от того человека, через которого вошел в мир грех и грехом смерть, итак, как смерть перешла на всех людей, то мы не безгрешны, так как еще не освободились от немощи его, и это будет продолжаться до тех пор, пока благодать возрождения не исцелит всю немощь нашу, происходящую от того, что мы родились от первого Адама, и побуждающую нас ко греху. Следовательно, поскольку мы прикрепляемся к Богу верою, надеждою и любовию и подражаем Ему, мы не грешны (нет в нас греха) и мы – сыны Божии. Но пока, вследствие бренности плоти еще неизмененной смертью, неочищенной воскресением, греховные и низменные побуждения возникают внутри нас – мы грешим. Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя и истины нет в нас. Итак, одно состояние – жизнь по новому человеку и другое – остатки старого». 8 Из приведенных соображений становится ясным, что ап. Иоанн все время заботился не о том, чтобы те, кому он писал, помышляли, были ли они когда нибудь во Христе, но о том, продолжали ли они пребывать в Нем? Чтобы убедиться в этом, достаточно остановиться вниманием на следующих текстах: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» ( 1Ин.2:6 ). «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает (μνω) в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце» (2:24). «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает (27)». «Итак, дети, пребывайте в Нем» (28). «Всякий пребывающий в Нем не согрешает» (3, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но Дух Св. хочет, чтобы христиане ненавидели грехи блуда и любодеяния, потому что они были привиты к Телу Христову. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6: 19, 20 ). Представим себе, что некоторый баптист имеет блудного сына, непокорного, пьяницу и развращенного, который поэтому самому не удостоен принятия в общину чрез баптистское крещение. Что он может сказать такому сыну, убеждая его оставить свое греховное поведение? Не ответит ли сын на все убеждения отца такими словами: «ты сам лишил меня средств бороться с моими порочными наклонностями: ты удалил меня от благодати возрождения, от привития ко Христу, Источнику святости. Зачем ты указываешь мне на Христа и Его заповеди? Он чужой мне так же, как и всякому язычнику и еврею? И отец должен остаться безответным. Но если мы допустим, что сын был крещен во младенчестве и крещение его было тем, чем оно является по учению ап. Павла ( Рим.6:3, 4 ; Гал.3:27 ; Кор.6:15; 12:13, 17) т.е действительным привитием к Телу Христову, то как ужасна тогда ответственность его за грехи и не только его, но его родителей, наставников, которые не наставляли в вере и благочестии и в свое время не указали ему на всю греховность его поведения. Величайшая тяжесть грехов против целомудрия заключается в том, что они оскверняют Тело Христово, те самые члены, которые принадлежат Ему, а не нам. И для того, чтобы эта истина сделалась побудительной для блудников причиной оставить свое порочное поведение, нужно привести их к сознанию, что они христиане, что во младенчестве они на самом деле сделались участниками благодати чрез совершение над ними Таинства. Когда представишь себе опустошение, производимые этим родом греха в рядах православных христиан, особенно юношей, то невольно спрашиваешь себя, как могут священнослужители Церкви Христовой считать себя неповинными в «крови человеческой», если они не обличают его, не казнят его в поучениях, обращаемых ими к своей пастве? И какой могут родители дать ответ Богу за души детей своих, если они не учат их, что они члены Христовы, и потому самые тела их должны быть соблюдаемы в чистоте и святости, как находящиеся в общении с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но каково было отношение к праву частной собственности того закона, который Спаситель пришёл исполнить? «Не кради. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» ( Исх. 20:13–17 ). Вот, каким образом Десятословие выражается относительно частной собственности и это всегда должно иметь в виду при решении вопроса об отношении Иисуса Христа к частной собственности. Действительно, частная собственность не только признаётся и охраняется заповедью не красть, но эта собственность так неприкосновенна, так священна, что одно простое желание того, что принадлежит нашему ближнему, составляет преступление в очах Божиих. В виду этой основной заповеди мог ли Спаситель, Который сказал, что Он пришёл исполнить Ветхозаветный Закон, видеть это исполнение в коммунизме? Конечно, нет, потому что частная собственность лежала в основе еврейских законов и коммунизм отрицался ими. Уничтожение частной собственности было бы равносильно уничтожению Ветхозаветного Закона в его существенной части – Десятословии. Это было бы формальным опровержением заповедей Иеговы; но ещё раз повторяем, Иисус Христос пришёл на землю не уничтожить Ветхозаветный Закон, а исполнить. Итак, очевидно, что если Спаситель сохранял молчание относительно частной собственности, как это говорят социалисты, то это молчание, после того, что мы сказали, должно быть рассматриваемо, как торжественное подтверждение приведённых заповедей Десятословия. К тому же выводу мы придём, установив евангельское учение о собственности путём изъяснения некоторых евангельских текстов. Иисус Христос заповедал творить милостыню; Он многократно говорил, что Царство Небесное наследует тот, кто с любовью уделяет бедным из своего богатства, которым наградил его Отец Небесный. Любовь – вот, главная добродетель, по учению Евангелия 13 . Нужно намеренно закрыть глаза для того, чтобы не заметить, что Евангельское учение о милостыне, основанное на заповеди о любви к ближним, не совместимо с коммунизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Но проанализируем, с помощью Евангелия, чудеса Иисуса Христа. Источник чудотворной силы в Иисусе Христе есть Сам Иисус Христос . Все чудотворцы, которые предшествовали Иисусу Христу или следовали за Ним, обладали силою творить чудеса отчасти, временным образом и для одной определённой цели. Один только Иисус Христос обладал этой силой безгранично и беспредельно. Она составляет отличительное свойство Его божественной природы, что подтверждается общей верой бесчисленных свидетелей Его чудес. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Эти слова означают, что сила, которой обладает Иисус Христос, совершенна, безусловна и безгранична во времени и пространстве, что ничто не выходит из пределов Его всемогущества ни на небе, ни на земле, что ничто не может исчерпать Его божественного всемогущества. Иисус Христос, как Сын Божий, всё получил от Своего Отца, Который прежде всех веков сообщил Сыну Свою божественную природу со всеми её свойствами, которые делают Его абсолютным совершенством. Всемогущество Отца есть, следовательно, всемогущество и Сына; и как в Отце оно безгранично, так, равным образом, и в Сыне. Эту истину подтвердил Сам Иисус Христос сими словами: «Всё, что творит Отец, то и Сын творит также, ибо как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:19–21 ). Как Богочеловек, Иисус Христос человеческое естество, воспринятое Им в Свою божественную ипостась, соделал орудием Своей беспредельной благости и всемогущества, которыми Он, как Слово Отчее, обладает от вечности. Какое богатство любви Бога к людям открывается в этом обстоятельстве! Всемогущество Бога сокрыто, так сказать, под бренной оболочкой человеческой плоти; всё в этом смертном теле ставит нас в соприкосновение с бесконечным всемогуществом Иисуса Христа, которое открывает для человечества неиссякаемый источник бесчисленных благодеяний. Господь Иисус Христос расточал Свои чудеса верующим в Него с такой щедростью, что иногда казалось, что Он замечал совершенное Им чудо после того, как оно уже стало совершившимся фактом. «Кто прикоснулся ко Мне, – спрашивает Он учеников – прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, изшедшую из Меня» ( Лк.8:45–46 ). Народ, следовавший за Господом, так именно и был убеждён, что стоит только прикоснуться к Иисусу Христу или обратить на себя Его взор, чтобы получить желаемое исцеление. Народ верил во всемогущее действие Его голоса, телодвижения, Его взгляда, одежды и даже Его тени. Вот, почему к Иисусу Христу стекались толпы из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, чтобы послушать Его и исцелиться от болезней своих ( Лк.6:17–18 ). За Ним следовали толпы народа в городах и сёлах, где обыкновенно к Его приходу собирали больных и немощных; Его не оставляли в покое ни на море, ни в полях, ни на вершинах гор, ни даже в глубине пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010