И те, кто порицают это сыновство, наносят оскорбление величию Божию: Господь установил таинство крещения, чтобы чрез него люди делались сынами Божиими по благодати. При крещении они дают обет быть исполнителями Его святой воли; отрицающие же сыновство чрез крещение лишают Бога права на эту покорность людей Его воле. В Св. Писании мы имеем много примеров, где различные степени состояния людей называются одним и тем же именем. Возьмем выражение «Царство Божие» – «Царство Небесное». Они в Новом Завете употребляются в трех различных значениях: во-первых в том, какое придается ему в притче о «Неводе " и других притчах, приведенных в 13 главе евангелиста Матфея, где под Царством Небесным разумеется Церковь Христова на земле, заключающая в себе и хорошее и дурное, и праведных, и злых. Затем, Царство Божия бывает в сердце человека: это «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). К этому Царству должна приводить людей Церковь или Царство благодати и, действительно, приводит тех, кто повинуется ей и исполняет ее повеления. Наконец, есть еще Царство Божия – это Царство славы, которое откроется при втором пришествии на землю И. Христа ( 2Тим.4:1 ), к которому первые два момента благодатного состояния христиан служат подготовительной ступенью. В таком же смысле, т.е. в смысле различного благодатного состояния христиан, должно понимать и следующие тексты послания ап. Павла: «Мы умерли для греха: как же нам еще жить в нем?» ( Рим.6:2 ). Но чрез несколько стихов той же главы ап. Павел призывает христиан умереть для греха: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:11, 12 ). В действительности никакого противоречия между приведенными текстами не существует, так как в первом случае разумеется смерть греху в купели крещения (ст. 3), во втором случае Апостол призывает христиан к борьбе с последствиями первородного греха, остающимися в человеке и после крещения, в течение всей последующей за крещением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и тоже дело: так мы многие составляем одно тело о Христе, а порознь один для другого члены». Далее, в 1Кор.12 , мы видим, что Апостол увещевает Коринфян быть братолюбивыми, милосердными, снисходительными к слабостям друг друга и с почтением относиться даже к тем, кто стоит ниже в дарах духовных. На каком же именно основании требует он от них всего этого? На том, что все кому он пишет, суть члены Христа, ибо он начинает увещание свои словами: «Одним Духом все мы крестились в одно тело». Он иллюстрирует это взаимной связью членов человеческого тела и заключает словами: «И вы Тело Христово, а порознь члены». Отсюда легко сделать вывод, что если мы хотим приложить к себе эти наставления в добродетели и стараться поступать согласно им, то это будет возможно в таком только случае, если мы веруем, что как мы, так и окружающие нас крестившиеся христиане одинаково все привиты ко Христу. Мы, конечно, не думаем утверждать, что вера в привитие ко Христу чрез Крещение есть единственная побудительная причина для развития и упражнения себя в христианских добродетелях. Несомненно, что любовь к своему Спасителю побуждает исполнять христианские заповеди многих христиан, которые или по недостатку религиозного воспитания, или по предубеждению, не уясняют себе учение о Церкви, как Теле Христа; но все же мы находим, что Апостол выставляет рассматриваемый нами догмат, как особенный побудительный повод, стоящий гораздо выше всех остальных. Приведем еще один пример, который по нашему мнению, является весьма убедительным. Св. Дух предписывает христианам чистоту телесную и душевную, напоминая им, что самые тела их суть члены Христа: «Разве вы не знаете, что тела ваши члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Заметим, что Апостол не говорит здесь, что греха нецеломудрия должно избегать по несоответствию его учению христианской веры; также не повелевает он людям убегать подобных грехов по причине унижения, в которое они погружают душу и тело человека, и гнева Божия, который они непременно навлекут на грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Иисус Христос всегда творил чудеса Своим именем и своей собственной силой: в силу предвечного рождения от Отца, Он получил и всемогущество Отца, которое принадлежит Ему так же существенно и полно, как принадлежит Ему и самая божественная природа. Это вполне подтверждают и евангельские повествования о чудесах Господа. Чтобы превратить воду в вино в Кане, Иисус Христос повелевает наполнить сосуды водой, и потом говорит спокойно и просто «почерпните и несите к распорядителю пира» ( Ин.2:8 ); чтобы утихомирить ветры и успокоить море, Ему достаточно было сказать: «перестаньте»; чтобы изгнать бесов, Ему достаточно было только приказать им выйти из человека. Если однажды Иисус Христос взял землю, смешанную со Своей слюной, чтобы помазать глаза слепорождённого, то это Он сделал для того, чтобы призвать бездушную природу к участию в деле освящения человеческих душ. Чтобы воскресить сына Наинской вдовы, Он только прикасается ко гробу и говорит юноше: «юноша, тебе говорю: восстань!» Наконец, чтобы вызвать из гроба четверодневного Лазаря, Он громко возглашает: «Лазарь, гряди вон!» Поистине, ничего подобного не было прежде во Израиле. Достоин особого замечания также и тот факт, что Господь Иисус Христос, сообщая Своим ученикам власть и могущество творить чудеса, повелевает им творить их Его именем ( Мк.16:17 ), чтобы творить их так же скоро и просто, как Он. Апостолы, оставаясь верными повелению Господа, пред совершением чуда ясно показывали, что они действуют не сами от себя, но во имя Христа, силой, ниспосланной им свыше. Ап. Пётр пред исцелением хромого, обращаясь к нему, говорит: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку поднял; и вдруг укрепились его ступени и колена, и, вскочив, стал и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» ( Деян.3:6–8 ). В другой раз тот же ап. Пётр при одинаковых обстоятельствах исцелил расслабленного Енея: «Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Итак, здесь мы видим общество христиан, многие из которых впали в то же самое духовное состояние, в каком находятся многие из современных нам христиан. Они отпали от благодати в том смысле, что они перестали надеяться на одного только Спасителя Своего, и для них требовалось торжественное напоминание, что делая дела плоти, подобные прелюбодеянию, блуду, колдовству, ненависти, ссорам, зависти, разврату, сластолюбию, убийству, пьянству и т. п., они пожнут вечную погибель. Таковы были Галатийские христиане. И, однако, Апостол всех ясно называет причастниками благодати, и в частности благодати крещения. «Все вы сыны Божии по вере (δι πστεως – верою, посредством веры) в Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (ср. Рим.6:3, 4 ); нет уже Иудея, ни язычника; нет раба ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно (т.е. Тело) во Христе Иисусе ( Гал.3:26–28 ). Далее, в начале следующей главы (ст. 3–4) мы находим намек на Евреев и язычников, которые прежде до Христа находились в разделении, а теперь составляют одно во Христе Иисусе. «Мы (Евреи), доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы (Галатийские язычники) сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего; Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын». Заметим, как ясно и решительно говорит Апостол: «вы все сыны Божии«, »ты уже не раб, но сын». Достойно примечание также то, что язычники сделаны сынами (ст. 4, 6) ранее, чем получили Святого Духа. И это потому, что установленное привитие ко Христу они получили в таинстве крещения, а дары Св. Духа подаются в таинстве миропомазание, которое следует за крещением. Два следующие стиха (4, 8–9) имеют весьма близкое отношение к предмету нашего настоящего исследования. В них Апостол противопоставляет настоящее состояние Галатийских христиан прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Итак, из этих рассуждений мы выводим заключение о полной неосновательности мнение баптистов, что существует какое-то различие между современною и Апостольскою Церковью, и что способ обращения к христианам Апостолов не применим теперь к членам Церкви, большинство которых крещено во младенчестве. Мы теперь рассмотрели, более или менее подробно все послание ап. Павла к церквам, или христианским общинам. Каждое из этих посланий представляет собою свидетельство о широком распространении благодати Нового Завета, при посредстве Церкви. В каждом человеке Апостол предполагает обильно излиянные дары Св. Духа. Содержащиеся в посланиях наставления могут, во всей полноте своей, прилагаться к христианам настоящего времени, при одном только условии, что все они возрождены Крещением, как об этом учит вселенская Церковь и, следовательно, все они являются ответственными за полученную благодать. И, на самом деле, это учение о всеобщем распространении благодати, и вытекающая из него ответственность всех христиан, не только подразумевается, но ясно подтверждается многими местами Св. Писания. Мы позволим себе, рискуя быть обвиненными в повторении, привести некоторые из них; «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте, скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Пусть читатель припомнит, что это послание обращается ко «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.12:3, 5 ). «Разве вы не знаете что вы храм Божий?» «Храм Божий свят, а этот храм – вы». «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, которого вы имеете от Бога?» ( 1Кор.3:16, 17, 6:15, 19 ). «Каждый имеет свое дарование от Бога» (7:7). «Каждому дается проявление Духа на пользу» (12:7). «Все мы одним Духом крестились в одно Тело». «И вы Тело Христово, а порознь члены» (27). «Мы же как споспешники (Его), умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». «Вы храм Бога живого» ( 2Кор. 6: 1, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Итак, мы видим, что Бог пребывает среди Израильтян в самое мрачное время их изменчивой и полной падений истории, и это было пребывание действительное, хотя и невидимое, которое продолжалось в течение многих веков. И, однако, это пребывание Бога не изменило нравственного характера тех, среди которых оно утвердилось; оно не побудило их быть добродетельными и праведными. Бог поистине и на самом деле находился среди народа Израильского и, однако, они могли не верить Ему и даже оскорблять Его присутствие. Достойно внимание то обстоятельство, что когда Бог угрожает строжайшим наказанием сынам Израилевым и Иудиным, как блудницам, изменившим данным Ему брачным обетам, Он называет их «Оголива» – «Мое святилище в ней» ( Иез.23:4 ). По причине этого пребывание Бога среди Израильтян, весь народ Израильский «свят», конечно не в том высоком смысле, что он был свободен от грехов. Этот самый народ, называемый в некоторых местах «святым Господу» (перед Господом) в других называется «жестоковыйным» и «необрезанным в сердцах и ушах своих». Евреи могли быть «праведны», или «святы» только в смысле «посвящения Богу», как «избранные для служения Ему»: истинно и верно ли они Ему служили, это совершенно другое дело. Должно также заметить, что это значение «святый», как «посвященный», «отделенный», «избранный», есть почти единственное значение, в котором это слово и родственный ему глагол «освящать» употребляются во всем Ветхом Завете. Оно встречается в первый раз в книге Бытия 2:3, где оно, очевидно, значит просто: «отделение» или «посвящение». И благословил Бог седьмой день и освятил его. Также мы видим в книгах Исхода, Левита и Числ, что понятие: «освятить», «посвятить» и «святой», прилагаются к сосудам скинии, мясу жертв, фактически, – ко всему, что так или иначе избрано для служения Богу. Особенно эти выражения прилагаются к священнослужителям, Аарону и сыновьям его, без всякого дальнейшего отношения ко внутренней жизни их. Так, в Исходе 29, 37, 43: «Семь дней очищай жертвенник и будет жертвенник святыня великая, все прикасающееся к жертвеннику освятится. (Сравн. Мф.17:19 : «жертвенник освящающий дар»). «Там буду открываться сынам Израилевым и освятится место сие Славою Моею». " И освящу скинию собрание и жертвенник, и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Каждая секта стремится жить самостоятельно, обособленно, жить сама по себе, чтобы в своей замкнутой среде осуществить свои религиозные идеалы. Отсюда секта характеризуется, как нечто самовольное, мятежное, обособленное. Немецкая евангелическая конференция в Эйзенахе (в 1855 г.) следующим образом определяет понятие секты. Под сектами, которые вызывают общие церковные мероприятия, разумеются все общества, которые по свойственному им учению и управлению, или же в силу своего отделения от церковного учения и управления, не находятся в согласии относительно учения и управления с открытой признанной в Германии Вестфальским миром Церковью и отреклись от вероисповедания этой Церкви 1 . В древней христианской Церкви согласно с апостольским словоупотреблением ( 1Кор.11:19 ; Гал.5:20 ; 2Пет.2:1 ) уклонения от общепринятого учения назывались ересями (αρεσις от αρω), что означает выбор, произвольное принятие определённых пунктов учения, вне совокупной связи их с остальным учением и ложное толкование их, тогда как схизма (σχσμα от σχζω раскалывание) обозначает церковный раскол ( 1Кор.1:10; 12:25; 11:18 ), возникший из-за церковного устройства, обрядов или дисциплины. Между прочим, раскол прямо ведёт к ереси и обратно. Возникновение ересей в Церкви началось очень рано: оно современно первым провозвестникам истин Евангелия – св. апостолам. Борьба с сектантством – это удел Церкви, предсказанный ей Господом во время Его земной жизни и многократно повторенный св. апостолами. Когда Господь предостерегал Своих последователей от лжепророков ( Мф.24:11 ; Мк.13:22 ), которые внесут в общество христиан многие соблазны, то кого другого Он разумел, как не еретиков, проповедников разных сектантских заблуждений, возбуждающих соблазны в Церкви, которых в другом месте ( Ин.10:12 ) Он назвал хищными волками, врывающимися в стадо ( Церковь ) и похищающими из него овец. Апостол Павел предостерегает пресвитеров Ефесской церкви от тех же хищных волков, проповедников еретических заблуждений, в следующих трогательных словах: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею, ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28–30 ). О том же предупреждали христиан и другие апостолы (см. 2Пет.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Какая же это смерть? Это таинственная смерть, которая совершается чрез единение со Христом в Его смерти, чтобы силою Его Воскресшего каждый человек крестившийся и сделавшийся причастником благодати Божией мог действительно и на самом деле умертвить грех и освободиться от него. Апостол говорит не о той смерти для греха, которая была свойственна ему и некоторым избранным, но о смерти общей для всех Римлян, и для каждого истинного члена видимой церкви. Он не предполагает, да и нельзя было предполагать, что все те, к кому он писал, на самом деле умерли для греха, или что грех не царствовал или не мог царствовать в некоторых из них; по крайней мере, он и до сих пор царствует во многих чрез крещение принятых в видимую Церковь , между тем как рассуждение апостола одинаково касается всех получивших крещение. Все и каждый из них мертвы для греха, однако, не все из них умерли для греха, или грех умер для них или в них. И показав Римлянам, что эта смерть не должна быть только обещанием отречься от греха, Апостол объясняет им, что они в Крещении получают от Бога противоядие, которым яд греха можно легко ослабить и даже совсем удалить, подобно тому, можно сказать, как ослабляется и излечивается обыкновенная телесная болезнь, когда найдено отлично действующее против нее лекарство, если только люди будут искать его, во время принимать и сохранять воздержание, предписываемое врачом при употреблении его. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». С какою же целью должны они были почитать себя такими? «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу как оживших из мертвых и члены ваши Богу в орудие праведности» (6:11–10). Крещение есть «смерть для греха» в том смысле, что оно соединяет крещаемого со Христом в Его «смерти для греха», и делает его участником воскресшей жизни Христа; но действительно ли умерщвляется грех в каждом отдельном крещенном человеке настолько, что он возненавидит его и окончательно освободится от его власти, это другое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Какой проповедник Евангелия стал бы так научать людей, если бы в таинстве Евхаристии были только хлеб и вино? Вопрос. Апостол Павел не дает ли основания утверждать, что он признавал в таинстве Евхаристии присутствие действительного Тела и действительной Крови Иисуса Христа? Ответ. В ст. 27 он говорит: «кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Вопрос. Какой следует вывод из этих слов? Ответ. Тот, что ап. Павел верил в действительное присутствие в таинстве Евхаристии Тела и Крови Господа. Каким образом он мог назвать чашу чашею Господа, если она содержит в себе только вино? В чем заключалось бы то недостоинство, о котором он говорит, если бы в таинстве Евхаристии были только хлеб и вино? Каким образом тот, кто причащался бы недостойно, мог быть повинным в Теле и Крови Господа, если Тело и Кровь Господа не присутствуют в таинстве Евхаристии? Вопрос. Что должно заметить относительно слов: «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей» (ст. 28)? Ответ. То, что в таинстве Евхаристии есть нечто большее, чем хлеб и вино; в противном случае, зачем это испытание прежде принятия его? Вопрос. Что говорит ап. Павел в следующем (29) стихе? Ответ. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем». Вопрос. Что должно заметить относительно этих слов? Ответ. Каким образом человек может быть виновным против Тела и Крови Господа, вкушая немного хлеба и вина в таинстве Евхаристии, как учат штундисты? Почему он, не рассуждающий о Теле Господнем, наказывается осуждением на вечное мучение, если в таинстве Евхаристии не присутствует Тело Господа? Так как оно не присутствует, то и не может быть ни оскорблено, ни унижено. Если в таинстве Евхаристии, как учит Православная Церковь , действительно, присутствуют Тело и Кровь Господа, то слова ап. Павла понятны и исполнены глубокого смысла, но с точки зрения штундистов они совершенно лишены смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Какой удивительно наглядный прообраз той реки божественной жизни, которая вытекает из подножия Голгоского Креста, которая должна покрыть всю землю и поглотить в своих волнах самое смерть! После того, как первые люди пали и грех стал господствовать в мире, поток божественной жизни на земле начал постепенно высыхать. И это вполне естественно, так как люди удалились от Бога, Источника чистой, святой и праведной жизни. То, в чем люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искуства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии (2, 13), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которыя не могли удержать «воды», и которыя горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привел нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос , пригвожденный за нас ко Кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасает нас от вечной смерти. Кто жаждет, говорит Христос, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7, 37–38 ). Всякий пиющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Иоан. 4, 13–14 ). Но какую же жизнь подает нам Иисус Христос с высоты Своего Голгоского Креста? Это Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец ( Иоан. 10, 15 ). Он, Единородный Сын Божий воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем ея, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос , Которого ап. Павел называет духом животворящим ( 1Кор. 15. 45 ), снова открыл нам источник божественной жизни и по Своей безконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдет этот поток все будет там живо. Это – жизнь чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства. И залог этой жизни здесь на земле есть Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которыя подаются нам в Святом Таинстве Евхаристии... Братие, приступите-же со страхом Божиим и верою к этому источнику божественной жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010