«Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает»; и далее: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:2, 6 ). Всякий грех ведет к тому, чтобы отлучить человека от Христа и отторгнуть его от общения с Телом Христовым. Уже одного этого ответа достаточно на вышеприведенное возражение. Но продолжим наш разбор 2Кор.5:17 . Когда Апостол говорит: «Древнее прошло: теперь все новое», к кому обращается он? Припомним, что каждая глава обоих посланий к Коринфянам свидетельствует, что «деяния» нашего ветхого естества, прежние похоти, привычки, даже прежнее поклонения идолам многими членами церкви во времена Апостолов «не были отложены», однако, ап. Павел в этих посланиях обращается, безусловно, ко всем Коринфским христианам, как членам Тела (т.е. Церкви) Христова. Апостол здесь же противопоставляет одних христиан другим: одних как живущих, а других как не живущих во Христе; но говорит о том, что присуще всем вообще христианам, истинным или только носящим имя христианина, и тех и других он противопоставляет язычникам. 3 Также сомнительно, правильно ли баптисты понимают слова: «Кто во Христе – тот новая тварь». Этот текст не во всех переводах Св. Писания приводится одинаково и не всеми одинаково понимается. Древнейший латинский перевод передает греческий текст так: «Если кто во Христе новая тварь, то древнее прошло: теперь все новое («Si qua ergo in Christo nova ereatura, vetera transierunt: ecce facta sunt omnia nova»). Некоторые толкователи священного текста, согласно толкованию св.св. отцов, в греческом выражении: «στε ε τις ν Χιστ αιν τσις», τις согласуют с τσις и переводят эти слова так: «Если кто есть во Христе новая тварь, то древнее (αχαα – не ветхое, что требовало бы παλαι) прошло (ποσλϑεν) теперь все новое». Этот перевод имеет то преимущество, что при нем не допускается такого вольного обращение с священным текстом, как постановка знака препинание после Χιστ, добавление двух личных глаголов, составление из двух слов αιν τσις отдельного выражения, не имеющего ни собственного подлежащего ни сказуемого («новая тварь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:13–15 ). Я кратко резюмирую то, что сказал раньше. Человечество может быть спасено только Крестом Христовым, без него оно погибнет, погибнет навсегда, как обезглавленный труп, потому что чрез Крест Христов Бог дал людям всё, дав им Главу, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который не стыдится называть нас Своими братьями ( Евр.2:2 ; Рим.8:29 ); если же мы братья Христу, то Его Отец есть и нам Отец. Итак, чрез Крест Христов Бог становится нашим Отцом Небесным. Затем, чрез Крест Христов Бог возвращает человечество к жизни, освобождая его от того, так сказать, духовного паралича, в котором оно находилось благодаря господству в нём греха, чтобы люди отдали себя на служение друг другу. Наконец, чрез Крест Христов люди могут освободиться от своего эгоизма, который убивает их и разрушает общественный организм, и помогает им вступить в жизнь любви, которая, как жизнь божественная, оживляет всё человечество и каждого в отдельности человека. Чтобы иллюстрировать свою мысль о той противоположности, какая существует между жизнью людей, не знающих Креста Христова, и тех, которые усвоили его себе, живут по его указаниям, другими словами, между жизнью эгоистической и жизнью христианской любви, я приведу два исторических примера. На заре истории люди пытались создать без Бога огромную башню, которая служила бы им на земле связью, это знаменитая Вавилонская Башня. Вот, красноречивый пример попытки создать без Бога солидарность между людьми, над чем так усердно работают социалисты. Какой же получился результат? Каждый работал сообразно со своими собственными понятиями, независимо, а посему не замедлил проявиться эгоизм, а с ним и разложение в среде работников, так как у них не было одного общего плана; возникли разногласия и то единство, та гармония, о которой мечтали люди, потерпела полное поражение; люди разделились, перестали понимать друг друга, возникли разные языки, как следствие духовного разъединения, и в результате явилось смешение и рассеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Говоря кратко, Крест Христов даёт нам всё, потому что он даёт нам отечески любящего нас Бога: благодаря греху мы лишились Отца – Бога; но совершенная святость Иисуса Христа и Его умилостивительная смерть за нас возвратила нам Его. Эта мысль ясно символизируется тем разрывом завесы, о котором говорит евангелист Матфей. Завеса, отделявшая святая Святых от Святилища, указывала народу на то, что Бог отделен от него грехом: никто не мог приблизиться к завесе, не очистив себя предварительно жертвой, никто, кроме первосвященника, и то один раз в год, не мог войти за завесу во Святая Святых. Но когда Господь наш Иисус Христос испустил на Голгофе последний вздох, завеса разодралась посредине сверху донизу, преграда устранена. Бог из Святого Святых вышел к людям, Отец возвращён человечеству. С этого момента Бог не видит более человечество, покрытое грехом: Он созерцает его в Своём возлюбленном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе, как бы отожествлённым с Ним, чистым, святым, невинным, как и Сам Сын. «Во Христе Иисусе Господе нашем, – говорит ап. Павел, – мы имеем дерзновение и надёжный доступ (к Богу) чрез веру в Него» ( Еф.3:12 ). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче». Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Теперь войдём в более подробное рассмотрение содержания того дара, который даёт Бог в распятом Сыне Своём Господе нашем Иисусе Христе. Этот дар так велик, что трудно выразить в простой речи все богатое его содержание. Выражаясь просто, мы можем сказать, что Крест Христов, возвращая нам в Иисусе Христе Бога, как Отца, в то же время возвращает нам мир, жизнь и свободу. Итак, прежде всего о мире. Несомненен тот универсальный факт, что в человеке есть особая нравственная сила, называемая совестью, и что человек, совершив преступление, когда станет лицом к лицу пред этой силой, испытывает душевные терзания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Говорят также социалисты о служении ближнему, о любви к ближнему, но не хотят понять того, что без связующего начала, без центрального объекта поклонения и преданности, каким в христианстве является Святая Троица, этой любви не бывает, так как каждый человек по своей природе склонен искать прежде всего своих личных интересов, и от этого не свободны, конечно, и социалисты. Но все меняется, если в центре человеческих страстей является Крест Христов и под сенью его объединяется всё человечество; образ мира совершенно изменился бы, если бы все люди: богатые и бедные, мудрые и невежды, хозяева и рабочие, взирая на распятого на кресте Господа, согласились бы каждый в отдельности умереть для себя, чтобы жить для других. Тот организм, члены которого каждый в отдельности ставят центром всего самих себя, живут только для самих себя, забывая о других, осуждён на смерть; организм живёт и развивается настолько, насколько члены его живут не для себя, а для тела. Но в общественном организме это возможно только в том случае, когда каждый в отдельности член его, подражая примеру своего Спасителя, решится умереть для своей собственной жизни, подчиниться своему Главе, Господу нашему Иисусу Христу, войти во внутреннее, теснейшее, таинственное единение с Ним, а чрез Него и с другими членами. Пусть социалисты не боятся этой единой Главы: это не светский владыка, это распятый на кресте Господь наш Иисус Христос, Который подал нам высочайший пример смерти «ради братий своих». В том общественном организме, который образовало на земле христианство и который есть единая, святая, соборная и апостольская Церковь Христова, Глава служит не самому себе, но «телу». Он отдаёт Себя прежде всего на служение «членам», и если требует от членов повиновения и сотрудничества Себе, то только для того, чтобы ещё полнее отдать Себя на служение членам и сохранить тело. «Вы знаете, – говорит Иисус Христос Своим ученикам, – что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

д. Обращение тоже, что возвращение к Богу, и половина псалмов полна выражениями, указывающими на это состояние души: «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (63:2) и др. Итак, мы находим, что учение об обращении проникает все содержание одной из важнейших книг Ветхого Завета. Ни один псалом не может быть уяснен или понят без него. Итак, если бы Спаситель хотел просто направить Никодима искать чистого сердца, то целесообразно ли было, чтобы Он выразил такую старую истину такими новыми словами? И когда Никодим, по-видимому, искренно желавший научиться истинам нового учение, попросил разъяснения, то Спаситель в ответ только увеличил затруднение в понимании Его слов, соединив с Духом воду, как необходимый элемент для рождения свыше. В обращении нет другой тайны, кроме той, которая соединяется с действием одного духа на другой, – Духа Божие на душу человека. Но с возрождением, если оно действительно состоит в сообщении человеку нового естества Спасителя, что бы совлечься нам ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ), что бы умертвить в нас ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ), связана непостижимая тайна, ибо оно есть таинственное насаждение того обновленного и святого естества, которое служит семенем святой жизни для души и тела. Но некоторые толковали это место, как исключающее Крещение водою. Они утверждали, что Спаситель, употребляя слово «вода», на самом деле не подразумевал ничего подобного. Они утверждают, что Спаситель, говоря: «Если человек не родится от воды и Духа», подразумевал: «Если человек не родится от очищающего Духа», «Духа, действующего подобно воде». Конечно при таком способе истолкования, словам Воплощенной Премудрости можно придать, какой угодно смысл. Подобное толкование покажется просто чудовищным, когда мы припомним, что в следующих стихах этой главы мы видим постоянное упоминание о Крещении и воде, как внешнем элементе его. Два стиха, следующие за окончанием беседы с Никодимом, читаются так: «После сего пришел Иисус с учениками своими в землю Иудейскую, и там жил с ними и крестил. А Иоанн тоже крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды и приходили туда и крестились» (22–23 ст.). Какое поразительное замечание св. Апостола: Св. Дух как бы с нарочитой целью вдохновил Апостола включить эти слова, в которых заключается такое неоспоримое указание на вещественную воду, тотчас вслед за беседой с Никодимом, чтобы предохранить Христовых «малых сих» от того ложного толкования, которое придают этим словам социниане, арминиане, баптисты и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Да, Иисус Христос воистину воскрес! Нет ни одного исторического события, факта, более твердо и ясно установленного. И какия неизмеримо высокия последствия воскресение Христа имеет для всей христианской религии во всей ея совокупности. Если Иисус Христос воскрес, то следовательно Он есть Сын Божий, как об этом Он многократно говорил; учение, принесенное Им на землю, есть истинное учение, так как это учение не человека, а Богочеловека; св. Евангелие есть единственное правило истинной веры и благочестия; христианская религия есть единственная истинная религия, а св. Церковь Христова единственный ковчег спасения. Но, умножая в нас веру, воскресение Иисуса Христа укрепляет в нас надежду на будущую блаженную жизнь. В самом деле, чтó питает в нас надежду на то, что обещание вечных благ в будущей жизни, которое Господу благоугодно было нам дать, непременно исполнится? Конечно, уверенность во всемогуществе и благости Господа нашего Иисуса Христа. Но между этими благами самое высшее блого это – наше собственное будущее воскресение. Как же мы можем сомневаться в том, что Господь воскресит нас, если Он воскресил Самого Себя? Как мы можем сомневаться в Его благом намерении дать нам это воскресение, если Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день ( Иоан. 6, 54 ). То же подтверждает и св. ап. Павел: Он уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3, 21 ). Наконец, третий плод Воскресения Христова это – усиление в нас усердия к подвигам благочестивой жизни. Воскресение Иисуса Христа научает нас, что и мы сами должны духовно воскреснуть для жизни благоугодной и святой. Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения зная то, что ветхий наш человек распят с Ним; чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Далее Апостол говорит о своем призвании быть орудием Божиим для распространения во все концы вселенной познания тайны, скрытой от веков и родов. Он именует себя: «узником Иисуса Христа за вас язычников». Он потерпел заключение в темницу, т.е. не только за проповедь о Христе, но за то, что проповедывал принятие язычников, на равных правах с иудеями, в Церковь Христову. И таково было смотрение Божия, явленное ему в особенном откровении: «домостроительство благодати Божией данной мне для вас, потому что им через откровение возвещена тайна». «Тайна Христова, которая не была возвещена прежним поколением сынов человеческих, как ныне открыта». (Гл.3:1–5). Естественно возникает вопрос: что это такое, чему Апостол дает высокое наименование «Тайны Христовой»? Воплощение ли это, или искупление, или предопределение некоторых отдельных личностей, совершенно независимо от них самих, для вечного спасения? Апостол объясняет нам: «тайна эта заключается в том, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, посредством благовествования». (Гл. 3: 6). Далее Апостол указывает на Божия благоволение к нему, проявленное в том, что Он сделал его хранителем подобной тайны: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сие, – благовествовать язычникам не исследимое богатство Христово, и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, (создавшем все Иисус Христом)» (Гл. 3, 8,9). Полагаю, что именно по – этому некоторые приходят к мысли, что в этих трех главах должна быть какая-то более сокровенная тайна, как напр.: Церкви невидимой – в видимой, предопределение (избрание) к жизни, известных только Богу немногих, живущих среди видимой общины или церкви, наружная (внешний) печать или знак которой не служат порукою (залогом) полученной благодати. Но до сих пор Св. Павел не обронил ни малейшего намека на то, что таково было значение подразумеваемое им. Вся цепь (связь, ход) его доказательств (толкований) говорит против такого истолкования его слов, ибо до сих пор он прилагал высокие термины благодати к многочисленным смешанным обществам людей, рассматриваемым не как праведные и грешные, благочестивые или нечестивые, но как евреи и язычники, когда то составлявшие два общества (народа) разделенных и враждующих между собою, а теперь соединенных в одно таинственное братство во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Далее Апостол говорит, что всякое различие между двумя этими группами человечества уничтожено: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно»... " упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением». Это, очевидно, означает то, что закон заповедей поддерживал разделение между избранным народом Божиим и остальным родом человеческим; а так как все, составлявшее исключительную принадлежность иудейства, было уничтожено жертвою Христа, то вместе с тем было уничтожено и различие, или вражда, которые они долженствовали поддерживать. И Он уничтожил это: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека» и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста... и пришед благовествовал мир вам, дальним и близким». (Гл. 2, 14–17). Спрашивается: в каком смысле язычники были «далеко» от Бога, а евреи «близки» к Нему? Очевидно, не как разумные создание Его, ибо все одинаково получили от Него бытие, и будут нелицеприятно судимы Им... Очевидно, также и не в нравственном отношении, не как верные исполнители заповедей Божиих, ибо в то время, когда развращение господствовало среди иудеев, имя Божия также хулилось среди язычников. Только в отношении божественного домостроительства о спасении могли язычники быть «дальними», а евреи «близкими»: им даны были обетование о Спасителе, они владели законом и заповедями, и все это делало их людьми близкими к Богу. Но все это теперь кончилось: «чрез Него, и те и другие, имеем доступ к Отцу в одном Духе». Остальная часть послание полна тех же самых обобщающих выражений. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божия Духом». (Гл. 2, 18–22). Итак, мы видим, что все сказанное Апостолом до сих пор о спасении благодатью относилось ко всему видимому обществу, состояло ли оно из евреев или из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Далее, условие вступление в Царствие Божие были провозглашены ап. Петром в день Пятидесятницы в таких словах: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа, во оставление грехов». На протяжении всей книги «Деяние св. Апостолов», когда только дело идет о Царстве Божием, всегда ясно упоминается о Крещении, как служащем входом в него. Нигде во всех Деяниях мы не находим упоминание ни единым словом о рождении от воды и духа, как о входе в это Царство. Обстоятельство достойное особого внимания, так как оно ясно доказывает что то, что Иисус Христос в беседе с Никодимом называет рождением свыше, рождением опт воды и Духа, и что служит неизбежным условием вступление в Его Царство и есть именно крещение, иначе пришлось бы допустить крайне нечестивое предположение, что Спаситель за очень короткое время забыл то, что Он называл условием вступление в Его Царство и что Сам же и, Его Апостолы предали забвению, когда настало время на самом деле принимать в это Царство. Некоторых соблазняет соединение двух совершенно противоположных предметов воды и Духа в учении Спасителя о возрождении. Что общего у третьей Ипостаси Св. Троицы с предметом, хотя текучим и прозрачным, но все же материальным? Посему они склонны признавать крещение Св. Духом, а крещение водою, считают только назидательным обрядом. Это разделение «воды» и «Духа», это противоположение крещение водою крещению Духом защищают люди совершенно непонимающие самых простых выражений Св. Писание относительно различных действий Св. Духа. Предполагают, что так как Св. Дух есть Дух, то и действие Его может быть только духовное или моральное, т.-е. действие на душу или разум человека. Но что говорит Св. Писание? Первое действие Св. Духа, упоминаемое в Слове Божием, находим во 2-м стихе 1-й главы Библии : «Дух Божий носился над водою». Можем ли мы назвать это действием только духовным? Ближайшее упоминание о действии Св. Духа, которое можно назвать духовным, находится в книге Быmue VI, 3 , «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемому человеками». Здесь имеется в виду действие Св. Духа на совесть человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Духа, подобно тому, как ранее излил его на Апостолов. Господь Бог не мог совершить это для того, чтобы отменить свое собственное установление о крещении, или лишить благодати действие (троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына и Св. Духа»), с которым Он Сам соединил внутреннюю благодать. Повеление о крещении, которое Сын Божий дал Своим ученикам, есть вечный закон и отменению он не подлежит. Каждый взрослый человек, принимающий крещение, должен был ранее испытать на себе некоторое действие Св. Духа, прежде чем он научится веровать во Христа и исповедывать Его ( 1Кор.12:3 ), но только крещением он прививается к Телу Христову. 5. Далее баптисты в своем отрицании крещения младенцев ссылаются на следующие слова Господа нашего И. Христа: «Овцы мои слушают гласа Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век, и никто не похитит их из руки Моей» ( Ин.10:27, 28 ). Из этого места баптисты выводят, что так как многие, получившие крещение в младенческом возрасте, не идут во след Христу, и насколько известно, умирают во грехе и, таким образом, лишаются жизни вечной, поэтому они никогда не были привиты ко Христу крещением. В ответ, мы спросим баптистов: кого подразумевает в этом тексте Господь под именем «овец своих?» Подразумевает – ли Он под именем «овец своих» тех самых, которых Он называет ветвями Лозы – Себя Самого ( Ин.15 )? Если таков смысл Его слов, то мы должны, под словами «овцы», понимать членов Церкви Его и в притче о «Пастыре и овцах» видеть то страшное разграничение, которое так точно и выразительно приведено Господом в притче о «Лозе и ветвях ее», поясняющее, что только те, будут ли они «овцами», или «ветвями», действительно, спасутся, кто живет в Нем. Если Господь представляет, что Он действительно и делает, окончательное спасение ветвей зависящим от их жизни на Лозе, и если «ветви» одной притчи равнозначущи «овцам» другой, тогда, несомненно, спасение овец зависит от их пребывание в стаде Христовой благодати. Если лица, подразумеваемые в обоих уподоблениях, одни и те же, то здравый смысл требует, чтобы мы одному уподоблению присвоили ограничение, находимое нами в другом. А то, что «пребывание в стаде» подразумевается как условие спасения, принадлежности к Христу, хотя оно и не выражено, явствует также из другой притчи, изображающей пред нами любовь Христа к людям своим, под теми же образами «пастыря» и «овец». Это притча об «овце погибшей», представляющая пример овец, не пребывающих в стаде, заблудившихся и случайно не спасенных добрым Пастырем, хотя Он и искал их. «Как вам кажется? Если бы у кого было стадо овец, и одна из них заблудилась; не оставит ли он девяносто девять в горах, и не пойдет ли искать заблудившейся? И ежели случится найти ее, то, истинно говорю вам, будет радоваться о ней более, нежели о девяносто девяти не заблудившихся» ( Мф.18:12 и 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010