Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939), византолог, знаток древних и современный иностранных языков. В работе использовано более 150 источников Монастыри Множество византийских монастырей, живших по собственному особому уставу, регулировавшему жизнь монахов по желанию и воле его составителя Характер устава Разнообразие монастырского подвижничества, обусловливаемое тем, что в византийских монастырях IX–XIII веков не было одного общего для всех устава Общежительный устав (киновии) Эпоха IX–XIII веков была временем широкого распространения разнообразных уставов, особенно ктиторских. Редкий из ктиторов, построив монастырь, не обнаруживал стремления благоустроить и внутреннюю его жизнь сообразно со своими желаниями Известные уставы Иерусалимский – преподобного Саввы Освященного († 532) Студийский – преподобного Феодора Студита († 824) Афонские уставы: первый (971) – утвержден императором Иоанном Цимисхием второй – преподобного Афанасия Афонского († 1000) третий (1046) – по повелению императора Константина Мономаха Патриарха Алексия (1034–1043) для монастыря Успения Божией Матери. Содержит первую полную запись литургическо-дисциплинарной практики Студийского монастыря Святого Христодула (1091), для монастыря Иоанна Богослова на Патмосе Императрицы Ирины (1114), супруги Алексея I Комнина, для женского монастыря Богородицы Благодатной Святого Саввы Сербского (1169–1237), для афонского Хиландарского монастыря В основе многих других лежали три устава: 1) Иерусалимский преподобного Саввы Освященного, 2) Константинопольский преподобного Феодора Студита, 3) Афонский преподобного Афанасия. По содержанию уставы обыкновенно распадаются на две части: литургическую и дисциплинарную Устройство монастыря Тема Содержание Поучение Описание жизни После победы над иконоборческой ересью (842) по всей Византии поднялось уважение и стремление к монашеской жизни Вместе с торжеством иконопочитания произошло и восстановление монашества, которое для иконоборцев являлось также целью уничтожения

http://pravoslavie.ru/31621.html

Состоялось отпевание протоиерея Всеволода Чаплина Москва, 29 января 2020 г.      28 января 2020 года в храме преподобного Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа Московской городской епархии протопресвитер Владимир Диваков возглавил чин отпевания настоятеля прихода протоиерея Всеволода Чаплина, скоропостижно скончавшегося 26 января, на 52-м году жизни. сообщает Патриархия.ru . Его Высокопреподобию сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Александр Ганаба, настоятель Троицкого собора г. Подольска (Московская область); протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской городской епархии; протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова; духовенство г. Москвы. Перед началом отпевания протопресвитер Владимир Диваков огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Богослужебные песнопения исполнил хор храма преподобного Феодора Студита под управлением К.С. Мясоедова и М.М. Найдиной. В храме молились архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), председатель Союза православных граждан В.В. Лебедев, священнослужители, представители общественных организаций, родные и близкие, духовные чада и прихожане, друзья почившего пастыря. Протоиерей Всеволод Чаплин был погребен на Троекуровском кладбище г. Москвы. 29 января 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/127517.html

В писаниях преподобного Феодора Студийского не осталось описания данного им устава обители его. Сколько можно видеть из жизни и писаний Феодора Студита , он не был вводителем какого-либо нового устава, но только восстановителем древнего духа монашества. В смутные времена иконоборства монашество подвергалось тяжким гонениям: монахи были изгоняемы из обителей, обители предаваемы были разрушению, а потому прежний устав не мог уже сохраниться во всей полноте. Притом и самый дух иночества в некоторых более слабых членах, под влиянием духа мира, уклонялся от первоначальной строгости и чистоты. Феодор Студит старался, чтобы правила Василия Великого были соблюдаемы во всей строгости. Так как иногда в монастыри вторгались роскошь и любостяжание, то Феодор, в духе древних правил монашества, поставил, что никто из иноков не должен, иметь ничего собственного, даже иголки 259 . Пища, одежда – все должно быть общее и во всём простота и строгость 260 . Для монаха уже богатство, писал он к братии, если он будет имеь более трех мелких монет... Монах тот, кто стоит выше мира нищетою, кто не имеет ни одного сребреника 261 . Он изгонял всякую прислугу из монастыря 262 . Все службы и работы монастырские братия должны были исправлять сами. Каждому назначена была особая обязанность для удовлетворения нужд братского общества. Монахам запрещалось самовольно переходить из монастыря в монастырь 263 . Всякий инок должен был открывать игумену свои помыслы 264 . Надзирая сам за приложением общих правил монастырской жизни к частным обстоятельствам, Феодор Студит не имел и нужды писать устав для братии. Между тем слова Летописца и слова пр. Нестора в житии Феодосия показывают, что Феодосий получил письменный устав Студийского монастыря. До нас дошёл устав, который не задолго до Феодосия Патриархом Алексием, правившим Константинопольскою Церковью от 1025 до 1043 г., дан основанному им, Богородичному монастырю. Он надписывается так: Уставник рассмотряяй о брашне же и о питии мнихом, и о всяцем ином чину и о пребывании и в церкви и въсьде уставлен убо не по писанию в монастыри Студийстем преподобным Отцем нашим исповедником Феодором, предан же писанием от Альксия святаго и вселенского Патриарха в поставленнем им монастыри во имя Божественныя Матери 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

293. 238. Свт. Василий Великий. Письмо 71//Творения. – СПб., 1911, т. 3, 97. 239. Преподобный Феодор Студит. Послания. Послание 33. К Феодору монаху//Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, сс. 75—76, 80—81. 240. Мирно, но твердоhttp://www.rusprav.ru/2005/new/13.htm 241. Александр Елисеев. Монархические плаксы на фоне русского героизма//Русь православная. 2003, июльhttp://www.rusprav.ru/2003/7/rp73_16.htm. Ср.: «Если же попытаться определить тот политический режим, тот способ власти, который нужен нашей истерзанной „реформами“ Родине, исходя из тех политических реальностей, которые сегодня существуют, то я бы назвал его „православным сталинизмом“. И одним из важнейших его признаков должен быть стратегический союз русской государственной власти с Православной Церковью» (игумен Алексий Просвирнин. Монах и воин. Беседа с генералом Макашовым//Русь православная 1999, 1 (19)). Реакция Макашова: «Ну, если так, то и я – православный сталинист». 242. О том, как горе горькое—горе злющее с колдуном—вещуном поссорилось//Сергиев Посад. Православно—патриотический вестник. 16, 2001. 243. Киреевский И. Полное Собрание сочинение. М., 1911, т. 2, с. 101. 244. Степанов А. Союз Православных Братств перед выбором. 245. Священник Владимир Боголюбов. Маргиналы Христовы//Русь православная.http://www.rusprav.ru/2004/new/6.htm 246. " В слове соборный собор выражает идею собрания, не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком—либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения. Иными словами: выражает идею единства во множестве… Церковь кафолическая есть Церковь по всему, или по единству всех, Церковь свободного единодушия, единодушия полного " (Письмо к редактору " L’Union Chretienne " о значении слов " кафолический " и " соборный " по поводу речи иезуита отца Гагарина//Хомяков А. С. Сочинения богословския. Т.2. Прага, 1867, сс. 281—282). 247. Бердяев Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX века//Типы религиозной мысли в России.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

196. " Одна из служащих Введенского храма чисто по—женски выразила свои ощущения и чувства, которые вызвал у нее образ Божией Матери “Аз есмь с вами, и никтоже на вы”. Она произнесла такую фразу: “Наш храм посетило немало величественных, чудотворных икон Царицы Небесной, но перед этим образом мне почему—то хочется пасть ниц и умереть у Ее ног” " ( " Аз есмь с вами, и никтоже на вы " . Повествование о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Свято—Георгиевский женский монастырь [Черниговская обл., Козелецкий район, с. Даневка]. Киев, 2001. С. 7). 197. См. Православное обозрение М., 1876, т. 1. Март с. 610. 198. См. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004, с. 82 199. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице—Серигиева Лавра, 1900. с.179. 200. цит. по: иеромон. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. М., 1995, с. 508. 201. Так выражается Тертуллиан в связи с тем, что Бог не открыл нам дату конца – " чтобы полная тревоги вера испытывалась грозным ожиданием, всегда высматривая этот день и никогда не зная его, постоянно трепеща перед тем, на что постоянно надеется " (О душе. 33,11) 202. Древний Патерик. М., 1899, с. 84. 203. митр. Антоний Сурожский. Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала. Доклад на ежегодной епархиальной конференции//Русская мысль, 12.8.98. 204. ИеромонахДамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза. М., 1995, С. 776 205. см. Дублинский Г. Осторожно, неофит!//Сибирская православная газета. 2001, Тюмень, сентябрь. 206. преп. Феодор Студит по этой причине запрещал общение в пище даже с императором—иконоборцем (см. Преподобный Феодор Студит. Послания. Ч. 2. М., 2003, с. 27). 207. Трубецкой Е. Н. Религиозно—общественный идеал западного христианства. СПб., 2004, с. 85. 208. Протопресвитер Александр Шмеман. Церковь, мир, миссия. Мысли о Православии на Западе. М., 1996, сс. 12—13. 209. " Ибо кто откроет то, что Бог сокрыл? От кого следует узнавать? От Того, от Кого и не знать – самое безопасное " (Тертуллиан.

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Феодора Студийского (Вопр. 18 ibid. 135). Что разумеется здесь под канонами Феодора Студита ? В сочинениях преп. Феодора не говорится ничего о подобном случае, и этот вопрос не был предметом особого решения. Собор, вероятно, имеет в виду студийский устав, где записана особая статья о воздвижении креста, и этот обряд назначается совершать игумену. По уставу иерусалимскому, в самых древних его списках, воздвижение креста совершается „иереем”. Из 21 Нифонтова ответа видно, что оно у нас производилось не только игуменом, но и простыми священниками. Положительно решается вопрос в этом смысле митрополитом Киприаном. А по воздвижении честного креста, говорит он, во всякой церкви, по всей земле, где христиане живут, крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу честного и животворящего Креста (ibid. 237). Дионисий Суздальский (1382 г.), в своей грамоте Снетогорскому монастырю, не называя прямо устава студийского, ссылается на Феодора Студита в пользу общежития (ibid. 210). Феодор Ростовский (1455 г.) ссылается на студитов устав в своей покаянной грамоте по случаю разрешения им на сыр и мясо в богоявленский сочельник, случившийся в воскресение (ibid. 597). О значении этой ссылки скажем далее в отделе о постах, а здесь заметим только, что и в половине XV b. устав студийский не был у нас забыт и пользовался авторитетом. – Митрополит Фотий разрешает мирянам в среду преполовения есть мясо. Это снисходительное правило составляет отголосок студийской практики (ibid. 516). В Синодальной Кормчей 1283 г. статья о погребении надписывается: чин како погребати братии по уставу монастыря студейского (л. 611). Это та же самая статья, что читается в уставе патриарха Алексия под заглавием о погребении. (Издана нами в прилож. к соч. Митрополит Кипрский, с разночтениями из Синод. Кормчей XIII b.). Отголоски студ. устава слышатся и в первых печатных изданиях нашего типика. Так в предисловии правила церкви устав возводится, между прочим, к деятелю студийского монастыря, приводятся выдержки из студ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Уничтожение турками Византийской империи не привело к гибели христианской культуры, потому что остался народ — носитель этой культуры, которая продолжала жить во взаимодействии с духовной культурой других народов. Древняя Русь, как и другие государства, получившие духовное просвещение из Византии, бережно сохраняла византийское христианское наследие, неотъемлемой частью которого были духовные традиции Студийской обители. Студийский устав Традиции Студийского монастыря оказали большое влияние на формирование монашеской и общецерковной жизни древней Руси. В те годы, когда Студийским монастырём управлял преподобный Феодор, здесь был составлен Студийский монастырский устав, который первоначально имел лишь местное значение. Обитель насчитывала тогда в своих стенах около 1000 иноков, и согласно уставу для каждого из насельников указывались его ежедневные послушания. В деле упорядочения монашеской жизни Православного Востока преподобный Феодор был продолжателем традиций святителя Василия Великого. По оценке одного из западных исследователей, “все правила Афона, Студийского монастыря и других монастырей Востока от V до IX века опираются на правила святителя Василия Великого (Однако) устав эпитимий, столь необходимый в монастыре, не имеет в творениях святителя Василия той подробности, которую позже сообщили ему другие законодатели: Иоанн Постник, святой Онисифор и особенно святой Феодор Студит” 39 . Постепенно правилами Студийского монастыря стали руководствоваться многие другие монастыри Востока, поскольку преподобный Феодор Студит усовершенствовал общежительный (киновийный) устав применительно к условиям своего времени. “Преподобный Феодор Студит в своём уставе объединил монастырскую практику Константинополя и Иерусалима, установил внутреннюю связь между киновиями Византии и Святой земли, создал до известной степени общий типик для всего греко-восточного монашества” 40 , — отмечал один из русских авторов в начале ХХ столетия. В течение нескольких десятилетий после кончины преподобного Феодора Студита (826) в его уставе не было значительных изменений. Константинопольский патриарх Мефодий (842–846) одобрил и утвердил этот устав, а его преемник патриарх Игнатий (846–877) основал на Принцевых островах несколько монастырей на началах Студийского устава 41 . В дальнейшем Студийский устав, дополненный и видоизменённый в некоторых деталях, вошёл в общее употребление в Константинопольской Церкви и в зависевших от неё церковных областях. Это произошло в годы правления патриарха Константинопольского Алексия IV Студита (1025–1043), который был призван на патриарший престол с должности экклезиарха (главного блюстителя храма) Студийского монастыря 42 .

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

– Память Фаддея Студийского. Скиф по происхождению и раб, он, получив свободу, принял монашество в Студийском монастыре, за иконопочитание подвергся преследованию и умер мученической смертью (S. 29 col. 548. S. 43, col. 568). В письме к Навкратию преп. Феодор превозносит его до небес, называет агнцем Христовым (col. 1124), новым мучеником (col. 1182 – это из другого письма), святым и просит молитв за себя и за братию, называет его кровь миром, а останки – орудием освящения для прикасающихся к ним (Ер. ad Navcr. V, col. 1125). В какой день праздновалась его память при Феодоре, не видно, но в уставе патриарха Алексия она положена 22 ноября. – В славянском списке оглашений Феодора Студита упоминается о памяти Саввы Освященного, которая чествовалась бдением, а на другой день с таким же торжеством праздновали память Николая Чудотворца 83 . – Память св. Златоуста справлялась накануне дня памяти Ефрема Сирина (S. 42, col. 565), но в какое именно число месяца, не видно. По древним синаксарям, так же как в теперешних святцах, память перенесения мощей Св. Златоуста положена 27 января, а преп. Ефрема – 28 того же месяца. – В день памяти Антония Великого читалось в Студийском монастыре его жизнеописание. Об этой памяти упоминается, между прочим, в оглашении на пятницу мясопустной седмицы (S. 49, col. 576). Очень может быть, что в день первого произнесения этого слова, память преп. Антония, 17 января, приходилась в пятницу недели мясопустной или в ближайший к ней день. Празднование св. Антония ведёт начало из иерусалимской области и впервые вошло в устав палестинский. – Память 40 мучеников. О ней упоминается в 62 оглашении (S. 62, col. 590). – 14 мучеников в Болгарии, из христианских пленников, пострадавших за свою твёрдость в соблюдении Великого поста, Феодор Студит посвящает им целое слово (S. 63), говорит об этом обстоятельстве как о событии, недавно случившемся, но справлялась ли их память ежегодно, неизвестно 84 . – Праздник Благовещения. Феодор Студит называет его τν δεσποτικν ορτν πρτη (S. 64, col. 592).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Григория Синаита — сочинения Каллиста патриарха Константинопольского, 15) Изложение правил апостольских и отеческих по толкованиям Алексия диакона и законохранителя Аристина, 16) Св. Исаака Сирина аскетические творения, 17) Иосифа Вриения поучения с приложением послания Иоанна Папы Римского к Фотию архиепископу Константинопольскому, 18) Каллиста Катафигиота — О божественном соединении и житии зрительном, 19) Каноны на двунадесятые праздники в двух столбцах: в левом — старый их перевод, в правом — новый, 20) Лествица преподобного Иоанна Синайского, 21) Преподобного Макария Египетского поучения, 22) Преподобного Марка Постника — Слова нравственно-подвижнические, 23) Св. Марка Эфесского Слово об исхождении Св. Духа, против латинян, 24) Преподобного Никиты Стифата поучения, 25) Преподобного Петра Дамаскина творения, 26) Ответы православным о насилии католиков (об унии); автограф перевода старца Паисия с греческой книги, напечатанной в г. Халки в 1775 году, 27) " Рай " патриарха Константинопольского Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, 28) Сборник — выписки старца Паисия из Дионисия Ареопагита о крещении, из Максима Исповедника, из правил апостольских, из синтагмы Матвея Властаря, из правил Вселенских Соборов, из Иоанна Златоуста, из Феофилакта архиепископа болгарского о крещении, 29) Сборник — Дионисия Ареопагита о причащении, Иоанна Златоуста и Феодора Студита о том же, Дионисия Ареопагита послание, Феодорита Кирского о семидесяти седьминах, 30) Сборник — Обличительные слова на ересь Варлаама и Акиндина, Словеса избранные Симеоном магистром и логофетом, Василия Кессарийского и Феодора Студита, Молитва умилительная, 31) Сборник — Синодик в неделю православия, О семи Вселенских Соборах, Германа Патриарха слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, Иоанна Дамаскина слово на Преображение, на погребение Спасителя, на Успение Богоматери, на Благовещение, на Рождество Богородицы, — Епифания Кипрского — Похвала Пресвятой Богородице, 32) Сборник — Исихия пресвитера Иерусалимского поучение о молитве, Антония Великого о нраве человеческом, 33) Свет сущим во тьме — к обращающимся в православие латинянам, 34) Симеона Нового Богослова словеса, 35) его же — Словеса — беловой экземпляр, 36) Симеона Нового Богослова — Слово к отрекшимся, 37) Симеона Солунского Слово о священстве, 38) Страдания Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Период устава Студийского в богослужебной практике церкви Русской начался приблизительно около 1070 года, когда пр. Феодосием этот устав введен был в употребление в Киево-Печерской обители. Своим происхождением Студийский устав обязан пр. Феодору Студиту († 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в Константинополе еще в V столетии. 72 После смерти пр. Феодора до самого одиннадцатого века устав, преданный им, не был вполне изложен письменно и в большей части своей сохранялся устно. Первый, взявший на себя труд вполне изложить, на основании предания, Студийский устав, был патриарх константинопольский Алексий (1025–1043). Патриарх этот, бывший сначала иноком монастыря Студийского, достигши самой высшей ступени в лестнице церковной иерархии, изложил письменно и вполне Студийский устав для основанной им обители во имя Успения Богоматери в Царьграде. 73 Устав, написанный патр. Алексием, был принят и Студийским монастырем 74 и около 1070 г. из того или другого монастыря перенесен был к нам в Россию. Вполне категорически решить вопрос о том, из какого именно монастыря, – Студийского-ли, или монастыря Успения пр. Богородицы, основанного патр. Алексием, – был заимствован наш первый Студийский устав, невозможно; так как до нас не сохранился подлинный список устава, принятого пр. Феодосием. Но, основываясь на том обстоятельстве, что самый древний список Студийского устава XII–XIII века, сохранившийся до настоящего времени и принадлежавший прежде одному из Новгородских монастырей, 75 есть список устава, составленного патр. Алексием для основанного им монастыря, а также на том, что все последующие славянские списки этого устава принадлежат именно к этой категории, 76 – с вероятностью можно думать, что устав Студийский перешел к нам из монастыря Успения Богоматери, основанного патр. Алексием. Можно думать, что переводчик устава Студийского на славянский язык, желая иметь более верный список его, заимствовал его не у Студийского монастыря, который сам принял этот устав из чужих рук, – но из первоисточника, именно из монастыря Успения пр. Богородицы, основанного патр. Алексием, для которого он был письменно и вполне изложен этим последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010