В Жировичском монастыре прошла монашеская конференция «Преподобный Феодор Студит — игумен общежительного монастыря» 25 июня 2017 г. 13:33 По благословению митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, в Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре 22-23 июня 2017 года прошла монашеская конференция «Преподобный Феодор Студит — игумен общежительного монастыря». Организаторами конференции выступили Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата и Успенский Жировичский монастырь. Президиум возглавил митрополит Минский и Заславский Павел. В состав президиума вошли: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенского Жировичского монастыря, ректор Минской духовной семинарии; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви; архимандрит Сергий (Брич), управляющий делами Минской экзархии; архимандрит Алексий (Мандзирис), игумен монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон). В конференции приняли участие игумены, игумении и монашествующие белорусских монастырей, а также игумения Георгиевского женского монастыря Пятигорской епархии Варвара (Шурыгина) и игумения Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово Антония (Минина), которые представляли на конференции Синодальный отдел по делам монастырей и монашеству Русской Православной Церкви. С приветственным словом к участникам собрания обратился митрополит Минский и Заславский Павел. На пленарном заседании с докладами выступили: В продолжение конференции состоялся круглый стол, на котором обсуждались актуальные вопросы современной монастырской и монашеской жизни. Желая узнать мнение игуменов и игумений относительно организационных вопросов, связанных с проведением монашеских конференций, в дни проведения собрания сотрудники Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата провели анонимный опрос руководителей белорусских монастырей. В анкете предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных с возможным выбором тем конференций, именами докладчиков, а также высказать пожелания и замечания. Итоговый документ и доклады конференции будут опубликованы на сайте Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата «Монастырский хронограф» . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4942119.ht...

  Забияко А.П.  Сакральное//Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2/гл. ред. и сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 186; Его же. Святое//Энциклопедия эпистемологии и философии науки/под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009. – С. 839–840.   Куракин Д.Ю.  Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и ее значение для «сильной программы» культурсоциологии//Социологическое обозрение. Т. 10. 2011. С. 41–70.   Феодор Студит . Первое опровержение иконоборцев, 13//  Прп. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит . О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар: Текст, 2006. С. 104. Также см.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе: В 2 т. Т. 1. – СПб.: СПДА, 1907. С. 129.  Полная цитата: «Итак, без всякого сомнения, если презирающий изображение Креста оказывает презрение Христу, то тем более отвергающий икону Христову направляет отвержение на Христа. Таким образом терпящий мучения за то и другое есть истинный мученик, и еще более за икону; ибо то есть знак, а эта – образ Христов» ( Феодор Студит . Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах//Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 76).  Об этом говорится в 99 статье Свода Уставов о предупреждении и пресечении преступлений (Изд. 1890 г.), входившего в том 14 Свода законов Российской империи. Также см.: Ст. 107, 1820 Мая 27 (28289)//Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Второго Отдела Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876. Подробнее о дореволюционной практике защиты священного см.:  Немыченков В.И.  Церковные каноны и гражданские законы о Священном//  http://pravoslavie.ru/67821.html  Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.:  http://www.patriarchia.ru/db/text/173887 .

http://pravoslavie.ru/133133.html

20 Мансветов И.Д. Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки//Прибавления к творениям святых отцов. 1884. Ч. 34. С. 165. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 141–142. 21 Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1813–1824 (ТФС. Т. 2. С. 853–860). Английский перевод с комментарием см.: Timothy Miller. Testament of Theodore the Studite for the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople//BMFD. Series Dumbarton Oaks Studies 35. Harvard University Press. Washington, DC. 2000. P. 67–83 (copied 17. 04. 2010). Русский перевод с комментариями см.: Завещание преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского//ПСТСО. Т. 6 . С. 504–512. 27 Таковых в доступном издании девять, а именно: слово на поклонение Честного и Животворящего Креста среди Четыредесятницы, в навечерие Светов, во святую и великую неделю Пасхи, на Успение святой Владычицы нашей Богородицы, на собор небесных чинов, на рождество святого пророка Предтечи Крестителя, на усекновение священной главы великого Крестителя Христова и Предтечи, в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа, в честь славного и святого апостола Христова Варфоломея, – см.: Theod. Stud. Oratio 2–10//PG. T. 99. Col. 691– 801 (ТФС. Т. 2. С. 94–151; ПСТСО. Т. 6 . С. 367–431). Кроме этого, перу прп. Феодора исследователи приписывают (см.: Владимир (Иким), митрополит. Предисловие к третьему тому Творений преподобного Феодора Студита //ПСТСО. T. 7. С. 25–27) следующие слова на церковные праздники: слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы (ПСТСО. Т. 7. С. 895903), на третье обретение Честной главы святого Предтечи (ПСТСО. Т. 7. С.904–907), на Субботу Акафиста (ПСТСО. Т. 7. С. 925–930). 28 К ним относят: похвальное слово Св. Арсению анахорету, огласительное надгробное слово в честь матери и надгробное слово в честь своего духовного отца Платона – см.: Theod. Stud. Oratio 11–13//PG. T. 99. Col. 804–901 (ТФС. Т. 2. С. 151–199; ПСТСО. Т. 6 . С. 432–477), слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана (ПСТСО. Т. 7. С. 908–918).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

По мысли преподобного, избрание игумена братией — это узы, связывающие братию с игуменом в Боге: со стороны братии это выражается в доверии избираемому игумену заботы о спасении собственной души, а со стороны игумена — в принятии этого избрания и возложении на себя обязанности и ответственности хранить монашеское предание и отвечать перед Богом за спасение вверенных ему душ. Избрание игумена, таким образом, осуществляется через двойной обет, который связывает игумена и братию едиными узами и становится правовым актом: со стороны монахов это обет послушания игумену, а со стороны игумена — обет сохранения верности учению Церкви и монашеской науке (согласно 126 Новелле Юстиниана и Номоканону Фотия, вошедшими как условие избрания игумена практически во все монашеские уставы). Именно акт избрания, согласно установлениям преп. Феодора, придаёт каноническую силу власти игумена и обеспечивает посредством взаимных обетов сохранение монашеского предания, законоположенного основателями монашеской традиции. Как уже говорилось выше (в разделе, посвящённом источникам монашеского права) для Руси особое значение имел «Типикон» Константинопольского патриарха Алексия Студита, который был в употреблении уже в Киево-Печерской Лавре, а затем был введён во всех общежительных монастырях на Руси. Устав Алексия Студита можно назвать главным русским монашеским и богослужебным уставом. Кроме того, греческий оригинал устава Алексия Студита не сохранился, поэтому славянский перевод является самым ранним памятником, свидетельствующим об установлениях Студийского монастыря. С этим уставом мы можем познакомиться по прекрасному критическому изданию, выполненному А. Пентковским . На с. 392-394 указанного издания описывается чин избрания игумена в обители, который воспроизводит, по всей видимости принятую практику всех монастырей Студийской традиции. Процитируем здесь самые характерные отрывки : «Подобает убо и о поставлении игумена изрещи нам, аще и последи о нем слово сотворим… Внегдаубо игумен от сего жития отшед, на вечныяприиде села, тогда… по три дни [братия] общую молитву же и пост сотворивше, тепле Божество да умолят, яко достойнаго явити и пастырское поручити правление.

http://pravoslavie.ru/55435.html

3. О дне и дате произнесения поучения Трудность определения того, по какому поводу было сказано то или иное из включенных в цикл поучений, констатировалась еще В. А. Чаговцом 16 и связана с тем, что в этих текстах отсутствуют прямые упоминания событий, отмечавшихся Церковью в соответствующие дни. Причина такого отсутствия – достаточно необычного для традиционной церковной проповеди – была обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами. Согласно Уставу патриарха Алексия Студита (большинство исследователей полагают, что именно этот вариант Студийского устава был введен преподобным Феодосием в киево-печерской обители) 17 частью ежедневного монастырского богослужения было чтение посвященных событию дня поучений преп. Феодора Студита , других отцов Церкви, житий святых. Например, в нашем конкретном случае на Цветной неделе читалось Слово св. Андрея Критского . 18 Именно эти чтения и выполняли основную богословско-огласительную функцию. Видимо, поэтому преподобный Феодосий в своих игуменских наставлениях, завершавших заутреню, литургию или вечерню, уже не говорил напрямую о теме дня, но касался ее опосредованным образом – поучал братию, используя или цитаты из читавшихся в этот день на службе текстов Священного Писания , или соответствующие реминисценции. Таким образом, реальные дни произнесения поучений, вошедших в цикл, можно определить только по косвенным признакам – прежде всего путем соотнесения их содержания и сопутствующих цитат из Евангелия и Апостола с годичным порядком богослужебных чтений Церкви. В нашем случае уже из первых слов поучения очевидны два обстоятельства. Связанность этого тона с конкретным событием – окончанием поста, поскольку преп. Феодосий благодарит братию за то, что все его наставления, сказанные «в начале святаго пощения сего», были исполнены. Обстоятельства эти заставляют предположить, что в данном случае перед нами либо пасхальное поучение, либо сказанная по случаю окончания поста Четыредесятницы проповедь , которая могла быть приурочена к Цветной неделе. (Вот, кстати говоря, как начинается «Слово в неделю Ваий» у преп. Феодора Студита : «Отцы мои, братия и чада! Наступил радостный день, ибо постное время уже кончилось, и благословенны вы от Господа, что перенесли изнурение и зной воздержания, напряженное бдение, усиленное псалмопение, тяжкие труды для наших нужд...»). 19

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

11 ноября служба Феодору Студийскому имеет праздничный характер и справляется с большой торжественностью. С 8 ноября начинают чести житие преп. отца (лист 91 оборот) нашего и исповедника Феодора игумена Студийского и полагается, «пороз от всего весь день». Служба святых Ореста, Мины, Виктора и Викентия, положенная по уставу на 11 число, переносится на 10-е. Служба Феодору Студиту излагается отдельно. На вечерне после входа – «Свете Тихий» и три чтения. На утрене по первой кафизме ипакои и читается «завет (завещание) преп. отца»; на второй кафизме – другой ипакои, исполняемый «по херономии», чтется житие и устав св. отца, степенна, прокимен, евангелие и два канона; Климента творение (Климента Студита) и Феофана (начертанного). По 3-й песни читается 1-я половина Послания игумена Навкратия о смерти Феодора Студита , а по 6-й вторая его половина. По 9-й песни «поюще светилен, идут в притвор св. Алексия (этот притвор находился в монастыре Успенском, и таким образом мы имеем в данном случае дело с практикой монастыря Алексеева) свещами предыдущема и поюще ту хвалите Господа»... В Студийском монастыре на хвалитных ходили к раке преп. Феодора, точно так же как и накануне на вечерне на «сподоби Господи». В монастыре Алексеевом, как говорится в уставе, вместо того «на сподоби Господи и на утрене на хвалите Господа в притвор св. Алексия подобает братии ходити». И тот и другой выход возникли в связи с обрядом литии и выродились из заупокойных выходов, которые имели место в это время службы, как видно из описания панихид в субботу мясопустную и пред пятидесятницей. В позднейших студийских уставах многих подробностей этой службы не записано. 5 декабря преп. Савве Освященному служба средняя и положен «пороз часам, кланянию и ручных дел до обеда» (102 оборот). 7 декабря справлялась служба по утопших в море братиях, посланных на службу в день преп. отца (т.е. во время Феодора Студита ). На утрене читается «оглашение св. отца и о умертвии реченые братия изложено»; канон братий – творение св. отца. Кроме того, положены некоторые стихи заупокойные. В Алексиевом монастыре служба правилась Амвросию Медиоланскому и таким образом местно-студийская память мало-помалу приходила в забвение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Традиции Студийского монастыря оказали большое влияние на формирование монашеской и общецерковной жизни древней Руси. В те годы, когда Студийским монастырём управлял преподобный Феодор, здесь был составлен Студийский монастырский устав, который первоначально имел лишь местное значение. Обитель насчитывала тогда в своих стенах около 1000 иноков, и согласно уставу для каждого из насельников указывались его ежедневные послушания. В деле упорядочения монашеской жизни Православного Востока преподобный Феодор был продолжателем традиций святителя Василия Великого . По оценке одного из западных исследователей, «все правила Афона, Студийского монастыря и других монастырей Востока от V до IX века опираются на правила святителя Василия Великого (Однако) устав эпитимий, столь необходимый в монастыре, не имеет в творениях святителя Василия той подробности, которую позже сообщили ему другие законодатели: Иоанн Постник , святой Онисифор и особенно святой Феодор Студит » 39 . Постепенно правилами Студийского монастыря стали руководствоваться многие другие монастыри Востока, поскольку преподобный Феодор Студит усовершенствовал общежительный (киновийный) устав применительно к условиям своего времени. «Преподобный Феодор Студит в своём уставе объединил монастырскую практику Константинополя и Иерусалима, установил внутреннюю связь между киновиями Византии и Святой земли, создал до известной степени общий типик для всего греко-восточного монашества» 40 , – отмечал один из русских авторов в начале ХХ столетия. В течение нескольких десятилетий после кончины преподобного Феодора Студита (826) в его уставе не было значительных изменений. Константинопольский патриарх Мефодий (842–846) одобрил и утвердил этот устав, а его преемник патриарх Игнатий (846–877) основал на Принцевых островах несколько монастырей на началах Студийского устава 41 . В дальнейшем Студийский устав, дополненный и видоизменённый в некоторых деталях, вошёл в общее употребление в Константинопольской Церкви и в зависевших от неё церковных областях. Это произошло в годы правления патриарха Константинопольского Алексия IV Студита (1025–1043), который был призван на патриарший престол с должности экклезиарха (главного блюстителя храма) Студийского монастыря 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, и история иерусалимского богослужебного устава, и история константинопольского богослужебного устава разделяется на два периода, причем основные параметры второго периода для этих двух уставов совпадают. Если представить полученные результаты в виде таблицы, то эта таблица имеет следующий вид: Период/Параметр Константинополь, доиконоборческий период Иерусалим, ранний (до 1009 года) период Константинополь, послеиконоборческий период Иерусалим, поздний (после 1009 года) период Месяцеслов Лекционарная система Евхологические тексты 5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует сопоставить Иерусалимский типикон с Типиконом патриарха Алексия Студита, в основе богослужебной части которого лежит Студийский синаксарь, то есть богослужебный устав Студийского монастыря. Эти типиконы обладают совпадающими базовыми параметрами (месяцеслов, лекционарная система и евхологические тексты) константинопольского происхождения (И2=К2). Константинопольское происхождение Типикона патриарха Алексия Студита и соответственно Студийского синаксаря не вызывает каких-либо сомнений, однако формирование Студийского синаксаря относится к середине IX века, а в этот период иерусалимский богослужебный устав еще имел параметры типа И1, а не И2=К2. Следовательно, Иерусалимский типикон, известный также под поздним названием «Устав лавры Саввы Освященного», вторичен по отношению к Студийскому синаксарю и представляет собой адаптацию последнего к обычаям палестинских киновий, произведенную, вероятно, в X столетии. Именно поэтому Никон Черногорец в последней трети XI века смог указать только два существенных различия между иерусалимскими и студийскими типиконами: во-первых, всенощные бдения в воскресные и праздничные дни, во-вторых, особое окончание праздничной или воскресной утрени в иерусалимской традиции (связанное с пением Великого славословия ), при котором утренние стихиры на стиховне присоединялись к стихирам на хвалите, тогда как в студийской традиции структура заключительной части утрени в воскресные, праздничные и непраздничные дни была Однако эти различия не затрагивали ни один из трех базовых параметров богослужебного устава и поэтому не имели принципиального 6. Выводы

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СТУДИТ [греч. Αλξιος Στουδτης] († 20.02.1043), Патриарх К-польский (с 12 или 15.12.1025). Монах, затем игумен Студийского мон-ря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II († 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи, за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины Патриарха Евстафия ; поставление нового Патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), А. С. инициировал принятие в июле 1026 г. соборного определения (Τμος συνοδικς) «Против врагов Православия и василевса», подтвержденного имп. новеллой. В период своего Патриаршества А. С. занимался разрешением споров афонских мон-рей, осудил практику передачи мон-рей частным лицам (нояб. 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (янв. 1028). А. С. известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам к-рого сохранилось неск. изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в 7-й степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апр. 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира, человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, Патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив 8-ю степень родства, при к-рой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 нояб. 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой ц. (храма Св. Софии К-польской) 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа А. С. уже на др. день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии. Сомнительное с канонической т. зр. поставление Патриарха стало поводом для протеста недовольных им митрополитов (1037), к-рых поддерживал стремившийся к Патриаршему трону временщик Иоанн Орфанотроф, брат императора.

http://pravenc.ru/text/64708.html

Это совершенно нехарактерно для древних монашеских уставов как Востока, так и Запада, где внимание уделяется организации духовной жизни братии через детальное регламентирование внешней деятельности. Однако канцелярский язык соборного постановления послужил примирению враждующих течений афонского монашества и дал возможность в полную силу развиться деятельности одного из главных устроителей иноческой жизни на Афоне – преподобному Афанасию. Под соборными правилами подписались все почитаемые игумены Святой Горы, включая преподобного Афанасия и главных его противников – прота Афанасия и монаха Павла. Заканчивается же устав одобрением императорского посланника Ефимия – «монаха благоустроенного монастыря Студийского» . Выбор легата именно из этого монастыря подтверждает значимость Студийской обители для Византии Средних веков. Действительно, ее устав, оставленный преподобным исповедником Феодором Студитом, настолько почитался среди монашества, что стал образцом для многих обителей не только Константинополя и соседних областей, но и других стран, принимающих Православие по греческому обряду. Сам студийский устав сохранился до нашего времени в разных редакциях, особенно известны из них две: анонимная «Ипотипосис» и устав патриарха Алексия Студита. О прямой преемственности их от преподобного Феодора свидетельствуют сходные слова их предписаний. В первом, анонимном, источнике подчеркивается подходящий для разбираемой здесь темы момент: «Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времен предания, и одни из них управляются и ведутся в Царство Небесное одними уставами, другие – другими. Одно из всех есть предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не мы одни, но и многие из лучших монастырей избрали его как совершеннейшее, устраняющее излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, приклонили себя к послушанию, чтобы предать его письменно в непреходящую память родам». Подобно этому, на авторство преподобного Феодора указывается в самом заглавии устава патриарха Алексия Студита.

http://pravoslavie.ru/31541.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010