также краткое резюме этой ключевой работы: idem. La tradition manuscrite de la liturgie de saint Jean Chrysostome (VIII–XII siècles), Eucharisties d’Orient et d’Occident (Conférences Saint–Serge: l er Semaine liturgique de l’lnstitut Saint–Serge). P., 1970. Vol. 2. (Lex Orandi; 46), 109–138. 9 Например, в известном Евхологии Севастьянова – РГБ. ф. 270. 474, X–XI вв. Fol. 24v–25 – и др. 10 Кроме комплекта из четырех особых молитв в чине литургии свт. Василия, заменяющих собой обычные, лишь еще одна может использоваться в том же качестве – это молитва , происходящая из Палестины или Египта, которая в небольшом числе списков (в настоящее время известны только две таких рукописи) заменяет собой молитву «Никтоже достоин» (Желтов. 2007. С. 298–300). 12 Taft R. F. The Communion, Thanksgiving and Concluding Rites (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. VI). R., 2008. (Orientalia Christiana Analecta; 281), 142–203. 13 См.: Zheltov М. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13 th –14 th centuries), Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the Second International Congress of the Society of Oriental Liturgies, Rome, 17–21 September 2008/B. Groen, S. Hawkes–Teeples, S. Alexopoulos, eds. Leuven, 2012. (Eastern Christian Studies; 12), 293–309. 20 Греч. оригинал первой не выявлен; второй: ν πλθει μαρτιν μεμολυσμνον μη με ξουδενση, Δσποτα Κριε Θες ημν. 23 ГИМ. Хлуд. 117, XIII в.; ГИМ. Син. греч. 484 [защитные листы], рубеж XIII– XIV вв.; ГИМ. Увар. 46, 1–я пол. XIV в. 29 Желтов. 2010, 35–36, 40–41. См. также: Пентковский А. М. Рецепция константинопольского чинопоследования брака в Южной Италии, на Балканах и на Руси в X–XIV веках, Россия – Италия: Этико-культурные ценности в истории. Материалы международной научной конференции (Москва, 29–30 октября 2009 г.)/М. Г. Талалай, ред. М., 2011, 109–121. 31 См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001, 188, 207–208. 34 См.: Слива Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Священник Н. А. Модестов Христорождественской, в Палашах, церкви, священника Н. Величкина: Священник Н. Величкин Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, церкви, священника А. Н. Воскресенского: Священник А. Н. Воскресенский Никитского сорока, 2-го отделения. О. Благочинного, протоиерея кафедрального Христа Спасителя собора, М. И. Соболева: Протоиерей М. И. Соболев Архитектор Поздеев Алексиевской, на Глинищах, церкви, протоиерея А. К. Гиляревского: К. Н. О. Благовещенской, на Тверской ул., церкви, священника А. М. Соболева: С. А. Печатнов И. И. Мишин Богородице-Рождественской, в Столешниках, церкви, протоиерея М. В. Модестова: Протоиерей М. В. Модестов Московское Городское Кредитное Общество А. Ф. Бычков Вознесенской, на Большой Никитской, церкви, протоиерея А. С. Горского: B. Кондратьев Вознесенской, на Успенском Вражке, ц. свящ. Н. А. Поспелова: Н. М. Андреева Георгиевской, на Красной Горке, ц., свящ. Н. А. Скворцов От причта и прихожан церкви В. А. Дегтярев Ф. Д. Хлебников Серебряникова Космо-Дамианской, в Шубине, церкви, священника С. Н. Лебедева: Церковный староста И. Т. Комов А. М. Михайлов А. И. Чуксина Залесский Параскевиевской, в Охотном ряду, церкви, протоиерея С. М. Маркова: Протоиерей С. М. Марков Унжин-Егоров Сергиевской, на Большой Дмитровке, церкви, священника С. И. Лебедева: Священник С. И. Лебедев Спасской, на Песках, церкви, священника Н. И. Луневского: Свящ. Н. И. Луневский Свящ. Н. П. Соколов Татианинской, в Университете, церкви, протоиерея Н. А. Елеонского: Протоиерей Н. А. Елеонский Успенской, на Вражке, церкви, свящ. А. П. Поройкова: Г. Смирнов Свящ. А. П. Поройков Никитского сорока, 3-го отделения: О. Благочинного, свящ. Богородице-Рождественской, на Малой Дмитровке, церкви, Н. С. Виноградова: Свящ. Н. С. Виноградов Благовещенской, в Петровском Парке, церкви, священника П. В. Сперанского: И. М. Михайлов Г. А. Афанасьев Знаменской, за Петровскими воротами, церкви, священника Н. Н. Пшеничникова: Священник Н. Н. Пшеничников А. Соколов Е. И. Копман И. Т. Шорыгин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обстановка и распорядки, при которых в церкви и вне ее происходило прочитывание душеспасительных книг, помогали тому же сближению их в одну общую группу божественных писаний, «яже достоин чести». Такое объединение происходило особенно успешно по монастырям, где в точности соблюдались богослужебные и дисциплинарные предписания относительно переписки и чтения книг. Как известно, и по уставу, приписываемому патр. Алексию, и по типику иерусалимскому, слушание божественных книг происходило, во-первых, за утренним богослужением или на часах, т. е. за такими службами, которые отпевались иногда и вне церкви по кельям без священника. Во вторых, чтение тех же статей продолжалось и во время трапезования братии, и, наконец, предоставлялось ей, как келейное занятие в свободные часы. Не соединяясь с божественной литургией оно, во всех трех случаях, было священнодействием, сопровождалось молитвословиями, и совершалось по определенному чину. В церкви чтение обыкновенно имело место на утрени по первой кафизме, по второй кафизме и по третьей песни (Устав патр. Алексия). Когда же бывали четыре чтения, обыкновенно из житий и пролога, они распределялись так: по первой кафизме – одно, по второй кафизме – другое, по третьей песни – третье и по шестой песни – четвертое. Кроме того, на литиях, при исхождении в притвор читались оглашения св. Феодора Студита (устав патр. Алексия). Своим содержанием тесно примыкая к священным песнопениям, или службам и применяясь к церковной памяти того или другого дня или времени, все эти чтения составляли как бы дополнительную, но неразрывную, часть самого богослужебного чина. Так на утрени в обычные дни назначались жития и похвальные слова воспоминаемым святым, представлявшие собой, как давно было замечено, распространенные формы кондака и икоса. Установление общецерковной памяти святого было также маловозможно без наличного жития и похвального слова, как и без службы. Чтение учительных книг во время трапезования, составляло в общежительных монастырях наравне с принятием пищи как бы часть общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ СТУДИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Студит (греч. Αλξιος Στουδτης; + 1043 ), патриарх Константинопольский (с 12 или 15 декабря 1025) Монах , затем игумен Студийского монастыря . Преподнес находившемуся на смертном одре Василию II (+ 15.12.1025) главную студийскую реликвию - главу Иоанна Предтечи , за что благодарный император передал ему столичную кафедру, вдовствовавшую после кончины патриарха Евстафия ; поставление нового патриарха провел имп. поверенный протонотарий Иоанн в день кончины Василия. Демонстрируя согласие с имп. Константином VIII (1025-1028), Алексий Студит инициировал принятие в июле 1026 года соборного определения (Τμος συνοδικς) " Против врагов Православия и василевса " , подтвержденного императорской новеллой. В период своего патриаршества Алексий Студит занимался разрешением споров афонских монастырей, осудил практику передачи монастырей частным лицам (ноябрь 1027) и запретил обращения клириков и монахов в светский суд (январь 1028). Алексий Студит известен как крупный знаток в области брачного права, по вопросам которого сохранилось несколько изданных при нем постановлений, в частности брак между лицами в седьмой степени родства был признан незаконным, но не подлежащим обязательному расторжению (синодальное решение от 17 апреля 1038). Когда перед смертью Константина VIII встал вопрос о браке его 50-летней дочери Зои и избранного в престолонаследники Романа Аргира , человека женатого и состоявшего в дальнем родстве с императором, патриарх нашел способ разрешить этот казус, определив восьмую степень родства, при которой заключение брака дозволялось (утраченное синодальное постановление от 8/9 ноября 1028). В благодарность Роман III Аргир (1028-1034) распорядился ежегодно отпускать на нужды Великой церкви 80 литр (более 25 кг) золота. После кончины Романа Алексий Студит уже на другой день благословил брак Зои с Михаилом IV , за что получил 50 литр золота и столько же - для клира Св. Софии.

http://drevo-info.ru/articles/13680010.h...

Сомнительное с канонической точки зрения поставление патриарха стало поводом для протеста недовольных им митрополитов ( 1037 ), которых поддерживал стремившийся к патриаршему трону временщик Иоанн Орфанотроф, брат императора. Алексий Студит согласился оставить патриарший престол при условии низложения всех поставленных им епископов и отлучения трех императоров, венчанных им на царство; ввиду неисполнимости этих требований дело было закрыто. В апреле 1042 года патриарх сыграл активную роль в столичном восстании против имп. Михаила V (1041-1042): незадолго до этого Алексий Студит был низложен и выслан в Пиперудский монастырь по обвинению в заговоре, но с началом восстания вернулся в Константинополь , потребовал низложения императора и венчал на царство сестру Зои Феодору . Когда же к власти пришел Константин IX Мономах (1042-1055), вступивший в брак с 64-летней Зоей, Алексий Студит уклонился от личного участия в заключении третьего брака императрицы, но на другой день венчал ее мужа на царство. Вскоре после смерти патриарха принадлежавшие ему сокровища (25 кентинариев, т. е. ок. 800 кг золота), хранившиеся в основанном им монастыре, были найдены и конфискованы в казну. Не исключено, что эти деньги Константин IX истратил на постройку новых храмов и монастырей. В 1034 году Алексий Студит на свои средства основал на берегу Босфора близ Константинополя монастырь в честь Успения Богоматери, известный под именем " кир Алексия» (το κυρο Αλεξου). Для него Алексий Студит составил богослужебный и дисциплинарный устав, основываясь на традициях Студийского монастыря ( Студийский устав ). Этот т. н. Студийско-Алексиевский Типикон известен лишь по нескольким славянским спискам; его первый древнерусский перевод был выполнен в конце 1060-х - первой половины 1070-х годов для Киево-Печерского монастыря , откуда был заимствован другими русскими обителями. Алексий Студит поставил на Русь митр. Феопемпта (упоминается в 1039/40). Патриарх Алексий Студит скончался 20 февраля 1043 года. Сочинения

http://drevo-info.ru/articles/13680010.h...

Типикон патриарха Алексия Студита Этот типикон был создан на основе студийских текстов в 1034–1043 годах для общежительного монастыря Успения Пресвятой Богородицы, основанного патриархом Алексием Студитом (1025–1043) в Константинополе, и состоял из двух частей: собственно богослужебной, регламентировавшей службы годового подвижного и неподвижного кругов богослужения, и ктиторской, которая определяла устроение монашеской жизни. Характерной особенностью Типикона патриарха Алексия Студита было следование практике Студийского монастыря, что во многом было обусловлено особым отношением создателя монастыря – постриженника, экклесиарха и игумена Студийской обители – к этой традиции. Основным источником богослужебной части Типикона патриарха Алексия Студита являлся Студийский синаксарь в версии второй половины X века. Этот источник использовался практически без изменений; в случае существенных отклонений от студийской богослужебной практики в монастыре патриарха Алексия Студита (например, в Великий Четверг или в случае храмовых праздников) в текст были внесены специально отмеченные изменения. Ктиторская часть Типикона патриарха Алексия Студита представляла собой сложный компилятивный текст, в основе которого лежали различные тексты студийского происхождения. Первый раздел ктиторской части содержал предписания, касающиеся распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез, а также статьи о распределении пищи на монашеских трапезах в течение года. При ее составлении были использованы студийские Главы о трапезах и Главы о распределении пищи. Второй раздел ктиторской части был посвящен описанию монашеской жизни, в его основе лежали Монашеские заповеди . В третьем, заключительном разделе ктиторской части, представляющем собой распространенную и дополненную редакцию Студийских богослужебных глав , рассматривались различные вопросы, связанные с особенностями совершения богослужения. Составленный на основании текстов студийского происхождения, Типикон патриарха Алексия Студита является не только уникальным источником для изучения студийского богослужения и студийской традиции в целом, но и наиболее ранним полным византийским ктиторским типиконом, содержащим богослужебную и ктиторскую части. Однако греческий текст этого типикона не сохранился, и единственным источником для его изучения является древнерусский перевод, выполненный в Киево-Печерском монастыре в конце 60-х – начале 70-х годов XI века. Этот перевод известен в русской литургической и церковно-исторической науке как Студийский или Студийско-Алексиевский Константинопольские и палестинские элементы в студийском богослужении

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

165 Фудель С. И . У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Вып. 2. — Франкфурт, 1979, с. 219. 166 Об этом см. главу «Икона и иноки» в моей книге «Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки». — М., 1995. 167 См. Козаржевский А. Ч . Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. — М., 1985, глава «Новый Завет в свете археологических открытий». 168 См. Успенский Л. А . Богословие иконы Православной Церкви. — Париж, 1989. 169 Grabar A . L’iconoclasme byzantin. — Paris, 1984, p. 20. 170 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 21. 171 Преп. Феодор Студит. Послание 247. Виссариону//Послания. Т.2. М., 2003, с. 376. 172 Преп. Феодор Студит. Послание 71. Императорам Михаилу и Феофилу//Послания. Т.2. М., 2003, с. 161. 173 Преп. Феодор Студит. Послание 201. Фаддею//Послания. Т.2. М., 2003, с. 328. 174 Преп. Феодор Студит. Послание 84. Иоанну Грамматику//Послания. Т.2. М., 2003, сс. 185–186. 175 Св. Григорий Палама. Омилия 11. О честном и животворящем Кресте.//Беседы М., 1994, т.1. с. 119. 176 преп. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон//Символ. N.18. дек.1987. Париж. с. 251–252. 177 Там же, с. 22. 178 Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 7. — Казань, 1891, с. 293. 179 Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии. 180 Потебня А. А . Мысль и язык// Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976, с. 147. 181 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах, с. 230. 182 Рерих Е . Письма. Т. 1. Минск, 1992, с. 225. 183 отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. — Париж, 1989, с. 57. 184 Фудель С. И. У стен Церкви, с. 375. 185 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с. 189. 186 Кстати замечу, что обращение к священнику «святой отец» не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. 187 Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетья 1914–1922.//Минувшее. Исторический альманах. XI. — М. — СПб., 1992, с. 194.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

79 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 234–235, 272–276. 80 Пентковский А. М Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80. 81 Количество тропарей каждого канона не указывается. 82 Ср. окончание паннихис в Евергетидском Уставе. 83 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 84 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248. 85 Протоиерей К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313. 86 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 87 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80. 88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. 89 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в конце XI века около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2я половина XII века). 90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 128–129. 91 Основан Варфоломеем Симерийским, возобновившем Мессинский монастырь, в Калабрии в начале XII века. 92 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 129. 93 Дмитриевский А. А . Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912. 94 Пентковский А. М Студийский устав… С. 69–80. 95 Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 168–169. 96 Устав М., 1610. Л. 185 об. 97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192. 98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об. 99 Скабалланович М. Пятидесятница. С. 169–170. 100 Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας ομοον καθ λα. [б. г.]. 101 Проскинитарием называется особо устроенное для праздничной иконы место в храме. (Ср. с аналоем). 102 Афонская особенность богослужения. Почти за каждой вечерней поется молебный канон Богородице. 103 На Афоне в храмах имеется множество светильников, и существует сложная система возжжения свечей на них во время богослужения. Хорос – металлический обруч диаметром чуть меньше купола храма, на который ставятся свечи разного размера. В определенные моменты службы хорос для придания торжественности богослужению раскачивается.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Сведениями, весьма тщательно собранными г. Мансветовым , об исторической судьбе студийского монастыря и о его первых замечательных настоятелях с указанием их литературных трудов автор начинает рассмотрение истории Церковного Устава уже в его полных записях и, в частности, истории студийского церковного устава. Для знакомства с «внутренней стороной студийского быта» г. Мансветов снова обращается к кратким записям церковного устава: к ποτπωσις-у Феодора Студита и Διατπωσις-у Афанасия Афонского , анализирует их, обставляя богатой эрудицией и весьма обстоятельными, иногда, обширными примечаниями (стр. 112–116), присоединяет к ним извлечения литургического характера из катихизических поучений Феодора Студита (стр. 100) и, по всем этим данным, всеми силами старается «прояснить судьбу принятых здесь церковных порядков». Но всего этого оказывается мало для данной цели. Г. Мансветов тогда решается привлечь сюда, в качестве представителя богослужебной практики, XI запись церковного устава патриарха Алексия. (стр. 114), студийские типиконы Греческой Церкви, насколько они известны ему по книге г. Тоскани, и, негласно, даже все студийские уставы в славянском переводе. Уже перечисления всех этих данных, принадлежащих разным эпохам, связанных по своему происхождению с именами известных определенных лиц, живших в различных концах Европы, не объединенных даже единством цели, достаточно для того, чтобы мы могли сказать, что изображенная в настоящей главе историческая судьба церковных порядков в обители студийской не чужда весьма крупных погрешностей. Частнее, если мы припомним, что мы выше сказали об изданиях записей Феодора Студита и преподобного Афанасия Афонского , то само собой становится ясным, что анализ этих записей имеет крупные ошибки, хотя и не но вине г. Мансветова , и если бы мы стали исправлять их в настоящий раз, то нам пришлось бы этот анализ сделать заново, на что мы не имеем в настоящем нашем положении времени. Далее, переход от устава патриарха Алексия XI в. к известным студийским греческим уставам еще легок и возможен, если, конечно, не принимать в соображение их западное происхождение, но на пути от этих последних к студийским типиконам в славянском переводе стоят весьма важные и нелегкие вопросы: какой устав приняла от Греческой византийской Церкви наша Русская Церковь ? Почему преподобному Феодосию потребовался новый устав, когда он устроял свой общежительный монастырь, и каким образом он получил его, другими словами, как помирить, по-видимому, разноречивые свидетельства одного и того же писателя, Нестора летописца, об этом искании Церковного Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Типичным отличием студийского синаксаря могли бы служить местные памяти и праздники. Но замечательно, что в полных студийских уставах этих памятей сохранилось очень немного, гораздо менее, чем сколько их было в студийском Церковном быту и домашнем студийском синаксаре; эта цифра даже стоит много ниже указаний Феодора Студита , о которых у нас была речь в предшествующей главе. Нужно прибавить к этому, что полные студийские уставы прошли особую редакцию под пером патриарха Алексия, который значительно сгладил следы студийского элемента в синаксаре, чтобы тем легче применить его к употреблению в своём монастыре и согласить с практикой Великой церкви. Из этих местно-студийских памятей им были удержаны следующие: 1 сентября свв. мучеников Ермогена, Евода и Каллиста, мощи которых находились в Студийском монастыре. 16. – Евиота Студийского. 11 ноября с особой торжественностью по обычаю Студийского монастыря справляется день памяти Феодора Студита , а память свв. Мины, Виктора и Викентия переносится на 10 ноября. 12 – Попразднство святого отца. 22 – Память Фаддея Студийского. 7 декабря память в море утопших братий наших. 26 января перенесение мощей Феодора Студита и брата его Иосифа Солунского. 15 июля – Иосифа Солунского. Замечательно, что эта цифра местных памятей последовательно выдерживается в дальнейших списках студийского устава и миней. Значительное число их выпадает на долю месяцеслова при Нанианском апостоле, о котором сообщает сведения Мингарелли (Mingarelli codices Naniani Но он, к сожалению, ограничился только немногими выписками из этого месяцеслова и указал следующие памяти: 20 июня – Студия патрикия, основателя монастыря, 17 февраля – семнадцати Болгар, пострадавших в Сирии и 26 января – перенесение мощей Феодора и Иосифа Студитов. Из дальнейших прибавлений местного характера следует назвать день освящения главного храма в монастыре патриарха Алексия 14 августа 1034 года (Синодальные уставы день поновления притвора Предтечи под 23 июля (Устав Вот, собственно говоря, всё, что есть местно-студийского в дошедших до нас его славянских уставах; другие отличительные признаки относятся уже к области обряда, и будут объяснены нами в своём месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010