Выписываем их в порядке появления сочинений из-под пера. – Известие об Авраамии Палицыне (Москвитянин 1841, V). Возражение против замечаний об осаде Троицкой Лавры (Москвит. 1842, VI). Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевой Лавры (Отдельное издание). Кирилл II, М. Киевский и всея России. О девственниках христианских до монашества (прибавления к творениям Св. Отцов 1843, I). О Св. Кирилле и Мефодии (Москв. 1843, III). Св. Петр М. Киевский и его исповедание веры. Памятники духовной литературы времен Вел. Кн. Ярослава (Приб. 1844 г. II). О походах русских на Сурож (Записки Одесск. Общ. истор. 1844, I). Жизнь Св. Василия Великого . О духовных училищах в Москве в XVIII стол. (Приб. 1845, III). Св. Иона м. Киевский. Петр Могила (Приб. 1846, IV). Краткая история собора Константинопольского III, вселенского VI (Христианск. чт. 1847, янв.–апр.) Внешнее состояние церкви Восточной в IX и XIII ст. (Христианское чт. 1848, I). Св. Алексий м. Киевский и всея России. Св. Киприан м. Киевский. О сношениях русской церкви с святогорскими обителями до XVIII стол. (Приб. 1848, VI). О митрополии русской в конце IX в. (Приб. 1850, IX). Жизнь св. Афанасия Александрийского . Послание к Василию архим. Печерскому XII ст. Отношение иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. (Приб. 1851, X). Фотий м. Киевский. Подвижники веры на востоке после падения империи Греческой. (Приб. 1852, XI). О том, совершал ли Господь И. Христос пасху иудейскую на последней вечери своей с учениками (Приб. 1853, XII). Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской. (Приб. 1854, XIII). Жизнь бл. Феодорита еп. Кирского (Приб. 1855, XIV). О древних канонах Св. Кириллу и Мефодию. О священнодействии венчания и помазания царей на царство (Приб. 1856, XV; 1882, XXIX). Митрополиты Московские Феодосий и Филипп (Приб. 1857, XVI). О древних словах на Св. Четыредесятницу (Приб. 1858, XVII). Максим Грек (Приб. 1859, XVIII). О славянском переводе Пятокнижия Моисеева, испр. в XV веке по еврейскому тексту (Приб. 1860, XIX). Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону (Приб. 1861, XX). Несколько сведений о Паисии Лигариде. О сане епископском в отношении к монашеству в церкви восточной (Приб. 1862, XXI). Св. Епифаний Кипрский (Приб. 1863 г. XXII) Притязания апологета австрийского священства (Приб. 1870, XXXIII). О соборе иерусалимском 1672 г. Образование канона Св. кн. Н. Завета (Приб. 1871, XXIV).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее опять идут всякие роды. На обороте 100 листа приводится род дьяка Макара Артемьева Полянского и с боку написано: „лета 54;зса (7201­1693 г.) маия в и день написаны в синодик сей за вклад церковный за весь год 12 печатных книг миней месячных служебных». На обороте 101 листа значится род Иродиона Большой бороды; на 103 листе роды: Гладышева, Свиаженина Феодора Уланова сына Молоствова, где значатся: боярин князь Феодор, схимник Сергий; на 104 род Баима Левашева; на обороте: род бобыля Коровьей Гривы 194 Ивана Овчинникова; на 105 р. Костромитина Даниила; на 106 р. деревни Малаго Ходяшева Ивана Носка; на 107 р. Ивана Болдыря; на 112 р. Ивана Ветлуженина. На обороте 112 листа значится: „р§3 (-1659) Свияжского монастыря слуги, которые побиты в полку с князем Семеном Пожарским от Крымского хана: князя Симеона, Елисея, Петра, Симона, Василия, Козмы, Евфимия, Феодора. На 117 листе значатся роды: старца Иакова Пансырева, Архимандрита Мисаила, Петра Рышка, Чебоксарина Иосифа Каловского; на 119-Козмодемьянца Василия Толмача, Казанца Аристова, Свияженина Каменева, Казанца Кондратия Котельникова. На 122-Казанцев Сухановых; на обороте 123 астраханца Комарова, на следующей: Вологжанина Леонтия Огородника, Свияженина Матюнина и Бестужева; на 126 листе роды Казанского Троицкого монастыря (?) хлебника Григория, Успенского Протопресвитера Андрея Аникиева; на обороте 129-род именитого человека Григория Дим. Строганова, а потом слуги-Никиты Мельникова; на обороте 132 л.-города Чебоксар гостинной сотни Феодора Игумнова; далее роды: астрах, подъячего Григория Буторова, секретаря конторы новокрещ. Ив. Никитинова, Действ. ст. сов. Иоанна Оболдуева. После большого промежутка, наполненного после, идет перечень (на 160–181 листах) братии монастыря (с небольшим перерывом). Потом на 182 сделан добавок братии (1722 года) и при конце киноварью написано: „в лето от создания мира зсда-1723 маия в 4 день». Братский помянник можно назвать одним из солиднейших. На листе 200 находится род старца Авраамия Палицына, потом род новокрещена Ильи Нагаева и многих старцев и в том числе Иоасафа Рогозина, Михаила Жиленова, Варлаама Бусыги, Афанасия Муромца, Мисаила Хворостинина, Филарета Балтина, Иакова Каменского, Иринарха Гнусы, Ионы Корелы, Феодорита Соловья, Варлаама Шилы, Феофила Теплыни, Макария Кобелева, Ипатия Нищаго, Иринарха Бурнаша, Гурия Маклакова, Казанца Ивана Молютина (232), Иосифа Шеймета, Гавриила Горшка, Емельяна Бортика, Фаддея Неупокоева, Григория Решета, Димитрия Теренина, Алексия Зеленого, попа Нечая, Салтыка с братиею, Василия Ластухи, Казанца Флора Красныя щеки, Филиппа Спорыша, Феодора Бороды из Ярославца, Макарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Для непосредственной организации дела в Москве архиеп. Григорий предложил Патриарху в ректоры института о.Д.И.Боголюбова, а в проректоры (по рекомендации митр. Николая) магистра богословия С.В.Савинского. Однако кандидатура прот.Д.И. Боголюбова была отведена Советом. «Архиепископы Алексий Палицын и Иоанн Соколов все время указывали на меня, как ректора, но мне не улыбалось оставить епархию и быть только ректором; и Патриарх как будто не склонялся к этому, предполагая какую-то другую ситуацию, в частности и относительно меня. По крайней мере он оставил без внимания усиленную просьбу прот.А.Н.Архангельского о назначении меня в Горький на место Гришина. Вообще-то, у архиереев какие-то особенные мнения обо мне, как кандидате на выдающиеся места: одни прочили в митрополиты Крутицкие, другие – в ректоры, наконец один – Дмитрий Ульяновский – тот уже прямо решил, что я буду Киевским. Только Патриарх упорно молчит и никаких намеков на чьи бы то ни было переводы, назначения не подает, не замещает пока вакансию постоянного члена Синода, освободившуюся со смертью Гришина», – писал Владыка в дневнике. Последняя попытка организации в Ленинграде миссионерского Православного Богословского института со статусом всероссийского была сделана Владыкой в 1929 г., когда после закрытия Высших Богословский курсов он через Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия возбудил перед властями этот вопрос. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии прот. Николая в Административном Отделе ВЦИК в Москве, одобрены, а разрешение на открытие получено. Однако открытие не состоялась из-за того, что прот. Николай в 1930 году в очередной раз был арестован и заключен в тюрьму на девять месяцев. К тому времени когда он был освобожден (в марте 1931 года) скончались профессора б. Высших Богословских курсов И.Д.Андреев, А.А.Дмитриевский, проф. прот. А.В.Петровский и принял мученическую кончину проф. прот. М.Чельцов. Открытие Богословского института не представлялось реальным.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Другие обновленческие священники приносили покаяние келейно, и в отношении них, как отмечал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, архиепископ Алексий действовал с большим тактом. Затем он предпринял меры по устройству епархиального управления. На время, пока в Среднюю Азию не прибудет правящий архиерей, им был создан Благочиннический совет, на который были возложены обязанности по временному управлению епархией. В него вошли пять священников; двое из них были обновленцами, присоединившимися к Патриаршей Церкви (в том числе и отец Григорий Брицкий), а также здесь были представлены и священники Патриаршей Церкви, известные ранее своей активной антиобновленческой проповедью. Очевидно, чтобы создать хоть какой-то перевес старых “тихоновских кадров” над бывшими обновленцами, в совет был введен священник из Казахстана 32 . Вместе с тем и бывшие обновленцы на этом этапе сохранили свое участие в управлении епархией. Как видим, архиепископу Алексию при устройстве епархиального управления приходилось считаться с сильными позициями обновленцев в Средней Азии. Определенное влияние на ситуацию в епархии бывшие обновленцы, в лице протоиерея Григория Брицкого, продолжали сохранять и при первом после воссоединения среднеазиатском архиерее — епископе Кирилле (Поспелове), прибывшем в Ташкент весной 1944 г. и остававшемся на кафедре до июня 1946 г. Лишь к концу этого срока ему удалось сместить протоиерея Григория Брицкого с должности настоятеля городского собора 33 . Окончательно восстановил контроль над церковной жизнью Средней Азии второй епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров). Его назначение на должность епархиального секретаря и настоятеля Покровского собора в Самарканде можно считать удачей архиепископа Алексия (Палицына). Архимандрит Гурий, убежденный сторонник Патриаршей Церкви, тогда с помощью самого архиепископа Алексия только что вышел на открытое служение после одиннадцати лет руководства нелегальным монастырем 34 . На Среднеазиатской кафедре он пребывал с августа 1946 г.

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

Есть добрая пословица: цыплят по осени считают. Мы не знаем, каковы будут наши дальнейшие отношения к Японии. Но бывает, что вчерашние враги сегодня становятся самыми искренними друзьями. Кто знает, быть может, японцы, узнавши нас чрез войну ближе, сделаются нашими друзьями не только политическими, но и духовными – по вере. Из истории мы знаем, что войны римлян весьма часто содействовали распространению христианства. Все может быть. Само, собой понятно, что влияние церкви на русское общество далеко не исчерпывается только что приведёнными историческими фактами. « Церковь наша», скажем словами одного русского иерарха, «всегда шла во главе народной жизни и имела живое и деятельное участие во всех исторических её судьбах». 38 Это влияние Церкви сказалось решительно на всех сторонах жизни русского народа. Церковь же, верим мы, спасёт русскую землю от того лихолетья, которое переживает она в данный момент своей многострадальной исторической жизни. Мы верим, что русская земля не оскудела ещё истинно-христианскими добродетелями и добрыми людьми, готовыми положить душу свою за благо и счастье родины. Найдутся и теперь смиренные и кроткие Алексии и Сергии, Филиппы упорные, Гермогены твёрдые, Палицыны и Дионисии. Найдутся и Минины, Пожарские, Сусанины. Быть не может, чтобы когда-нибудь врата адовы одолели церковь . Только бы нам самим не оказаться, вне церкви. К сожалению, в последнее время в обществе замечается всё более и более усиливающееся оскудение духа церковности и вместе с этим – очень заметное отчуждение от церкви и её жизни. Церковные установления и порядки все чаще и чаще пренебрегаются, церковно-религиозные обычаи всё меньше и меньше становятся нормою жизни, церковная дисциплина не выполняется, представители церкви – духовные пастыри не уважаются. Как результат этого пренебрежения церковностью являеття развращение общественных нравов. Не говорим уже о возмутительном поведении явных врагов церкви, – вообще в жизни не замечается той строгости нравственной, какая проповедуется и требуется церковию от её членов, даже хуже, – жизнь нравственная и согласная с требованиями церкви нередко прямо подвергается различного рода насмешкам, искреннее благочестие объявляется ханжеством, целомудрие и воздержание – насилием (едва не самоубийством) собственной природы, строгая исполнительность – стремлением подслужиться и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Изображение И. часто включалось в композиции икон, прославляющих Московских святых. Вероятно, наиболее распространенным был извод с изображением 3 святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия и И. О формировании особого почитания этих Московских святителей сразу после прославления И. может свидетельствовать приведенная выше вкладная надпись на саккосе свт. Макария 1549 г. Подобного извода иконы писали уже в сер.- 3-й четв. XVI в.: согласно описи Коломны 1577/78 г., такая икона находилась в киоте в правой части местного ряда иконостаса коломенского Успенского собора (Города Др. Руси XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002. С. 5). Почитание 3 Московских святителей укоренилось в церковном быту к кон. XVI в.: в 1592 г. в пораженный моровым поветрием Псков была отправлена из Москвы вода с их мощей (Псковская 1-я летопись//Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 114). В эпоху Смуты покровителями Москвы и рус. воинства считаются именно 3 Московских святителя, в т. ч. И.: им, а также прп. Сергию Радонежскому молились рус. воины под командованием М. В. Скопина-Шуйского перед битвой с гетманом Р. Ружинским у Александровской слободы в нояб. 1609 г. (ПСРЛ. Т. 34. С. 252), что было возможно только при широком распространении икон подобного извода. Икона 3 Московских святителей участвовала 14 марта 1613 г. в крестном ходе в костромской Ипатиевский мон-рь для «умоления» Михаила Феодоровича Романова взойти на царский трон (Сказание Авраамия Палицына/Под ред. Л. в. Черепнина. М.; Л., 1955. С. 233); такая икона показана среди образов во время крестного хода при встрече царя Михаила Феодоровича с матерью инокиней Марфой Ивановной летом 1613 г. в иллюстрациях «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича» 1672-1673 гг. (Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство царя Михаила Феодоровича. М., 1856. Рис. 6; Три века: Россия от Смуты до нашего времени: Ист. сб./Под ред. В. В. Каллаша. М., 1912. С. 225). Подобная икона была в московском Успенском соборе у раки свт.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Ионе; о времени ж уничтожения ее неизвестно; впрочем из достоверных сведений видно, что она в царствование Михаила Феодоровича еще существовала. Впоследствии времени она обращена в подворье Троицкой Лавры, а в начале нынешнего столетия все ее строения сломаны, вместе с церковью Богоявления Господня, которая первоначально построена в 1460; потом была дважды перестраиваема: в 1480 и наконец 1751 годах. Вторая церковь этой обители была во имя св. Сергия Радонежского. Монастырь этот памятен по трех важным случаям: а) в 1679 году царь Феодор Алексиевич повелел поместить здесь школу для обучения греческому языку и вверил оную надзору русского иеромонаха Тимофея, бывшего долгое время в Палестине; училище это зародыш нынешней Славяно-Греко-Латинской Академии – находилось здесь под особенным попечением царя и патриарха Иоакима, лично посещавших оное около 6 лет, и по присоединении к нему таковой же школы заведенной боярином Ртищевым в бывшем Андреевском монастыре, переведен в Заиконоспаский. б) В 1610 году, в смутное время России, когда москвитяне бедствовали от ужасной дороговизны съестных припасов, увеличиваемой с умыслом торговцами, из Богоявленского монастыря, по распоряжению архимандрита Троицкой Лавры св. Дионисия и келаря Авраамия Палицына, дважды вывозимо было на торги значительное количество хлеба, для продажи бедным по низшей цене. в) В этой обители последовало первоначальное избрание на престол всея Руси царя Михаила Феодоровича. АФАНАСЬЕВСКИЙ, муж. существовавший в Москве, в Кремле, между ворот Флоровских (ныне Спаския) и подворья Крутицкого. Время основания этой обители относится к XV веку; уничтожена же она также давно. В 1514 году некто, Юрий Бобынин, построил здесь каменную церковь св. Афанасия Александрийского , вероятно, вместо бывшей деревянной. – Впоследствии обитель эта обращена в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря, которое потом (кажется, в XVIII веке) сломано для распространения площади против Вознесенского монастыря. МИРОНОСИЦКИЙ, на НИКОЛЬСКОМ КРЕСТЦЕ, муж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Л. 107. Роды: Фаддеа Иоанновича Плещеева, Симеона Головина, Феодора Зайцева Бердюкина, Телепневъ; скорописью вписано: род боярыни Праскови Емельяновы дочери…… Л. 108. Род Путила Михайловича. Л. 108 об. Род Ирины Иоанновны жены Басмановы. Л. 109. Род Стефана Пешкова. Род Иоанна Павловича Матюшкина. Л. 109 об. Род Афанасиа Голищева. Род села Ильинского крестьянина Иякова Стефанова сына Клочкова. Л. 110. Род Никиты Димитриевича Воробина. Род Ивана Федоровича Шеховских. Л. 111. Роды: Андреа Петровича Клешнина, Гориныхъ, Василиа Огарина, Шетневъ, Хвостов. Л. 111 об. Роды: Владимира Борзова, князя Федора Федоровича Волконскаго, Ивана Остудина. Л. 112. Род государева стряпчего Федора Васильева сына Ильича Борщова. Род христианина Михаила Павлова сына деревни Крюкова. Л. 112 об. Род столника князя Феодула Феодоровича Волконскова. Л. 113. Род Петра Воекова. Род Симеона Иоанновича Языкова. Л. 113 об. Род Василиа Языкова. Род Алексиа Федоровича Поленова. Род Наума Михайловича Плещеева. Л. 114. Род Иоанна Пантелеевича Шетнева. Л. 114 об. Род Василиа Шетнева. Род Василиа Афтономова Высоцкаго. Между строк мелким полууставом вписано: род Автономовыхъ, и Высоцких род Евдокии Афтономовы. Л. 115. Роды: Аминевъ, Смирного Побединского, Обрезковъ, Акима Зайцева. Л. 116. Род Никифора Федоровича Толстого. Л 116 об. Род Болховских. Род Феофановых и Волковых. Род Кикиных. Л. 117. Роды: Иоанна Протасова, пана Заредскаго, Богдана Снагина, Янышевъ, Сушковыхъ, Иоанна Сербина, Евлашковых. Л. 118. Роды: Селивестровых, Иоанна Осокина, Малышкиныхъ, Василиа Жидовиновых. Л. 119. Роды: Григориа Пушкина, фабрищика Ивана Сметанина. Л. 119 об. Помянник без означения родов (имена князей и княгинь). Л. 120. Род диака Евфима Родионовича Юрева. Род Луки Лукиановича Захарьина. Л. 120 об. Род степеннаго ключника Ивана Васильевича Титова. Род Палицына (скорописью). Л. 121. Роды: Никифора Нерыбина, Симеона Дюкина, Петра Тимофеева сына Чирикова. Л. 122. Род Гигориа да Василиа Махаиловых детей Волъкова. Л. 122 об. Роды: Чичаговыхъ, Ельчаниновыхъ, Симеона Турченинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

л. 311 об. Мес. того же 20, обретение честных мощей иже в святых отца нашего Алексиа, нового чюдотворца, митр. святейшаго киевьскаго всея Руси. л. 336 об. Мес. того же, 23, обретение честных мощей иже в святых отца нашего Левонтиа, епископа ростовьскаго, новаго чюдотворца. л. 357 об. В тойже день, св. препод. мученика Никиты переславьскаго столпника. л. 362 об. Мес. тогоже 28, преставление св. Игнатия епископа ростовскаго. л. 368 об. Мес. июня 2, св. Иоанна новаго. л. 384 об. Мес. тогоже 9, препод. отца нашего Кирила игумена белозерьскаго. л. 402 об. Мес. июлиа 15, св. мученит Кирика и Улиты. В тойже день успение Апостолам равнаго В. Князя Владимера, нареченьнаго в св. крещении Василей. л. 409. Мес. тогоже 24, св. мученици Христины. В тойже день праведных страстотерпець, боголюбивых князей рускых обою брату по плоти, Бориса и Глеба, в св. крещении нареченных Роман и Давид. Паремии см. 116 на копце. л. 426 об. Мес. августа 24, принесение честных мощей иже в святых отца нашего Петра митрополита, новаго чюдотворца, русскаго. Краегранесие канона см. 590. л. 441. Мес. тогоже 26, Сретение преч. иконы Владимерьскыя. На обор. первого порожнего листа скорописью: Сию книгу Трефолой отдати после Варлама Палицына к Рожеству Христову (в Дмитров?). В 1558 г. Василий Палицин дал вкладу в Серг. монастырь свою вотчину в Дмитровском уезде с тем, чтобы родителей его «Ульяна и Софью пожаловати написати в вечной сенаник, а его постричи в черньцы и келыо дати». Вотчинная книга 1642 г. грамота 41. 621. (147.) Трефолог русским Святым. полууст., XVI века, в четверть, 299 листов. За исключением опущенных пяти служб февраля 11, июня 9, июля 15 и 24, и августа 26, список сей сходен с предыд. 620. На первом порожнем листе другим почерком: Книга Трефолой Судцкой. См. 552. 622. (1191.) Трефолог русским Святым, полууст., второй полов. XVI века, в лист, 280 листов. л. 1. Сказание главизнам в настоящей сей книзе. Вслед за оглавлением, состоящим из 20 глав, приложен канон пресв. Богородици, творение кир Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову Коей вверена прав. Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его в Кострому о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийский престол. «Челом бити благоверной государыне Марфе Иоанновне и баговерному государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина – Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-Нового монастыря архимандрита Иосифа и Троице-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского; от царского же сигклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотвордев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось 665 . В следующий день, 15 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный Феодоровский образ Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града, и быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь Живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства, и от христоименитого народа Российской державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича царем и Государем на Московское государство и над прочими государствами Российской державы и чтобы благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010