Через четыре дня, 8 сентября 1943 года, в том самом здании в Чистом переулке состоялось заседание Архиерейского Собора, первого после 1918 года. «В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-­Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора» 3 . Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!»  Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

14 октября 1942 года там же был хиротнисан во епископа Саратовского. Хиротонию совершили: Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). 15 октября епископ Григорий был возведён в сан архиепископа согласно указу 594 от 15 октября 1942 года «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». С 8 июля 1943 года — архиепископ Саратовский и Сталинградский. В 1942—1943 годы, одновременно, временно управлял Астраханской епархией; при возрождении Тамбовской епархии некоторое время окормлял первые открытые в ней приходы. Участник Архиерейского собора 1943 года и Поместного собора 1945 года. С 26 мая 1944 года — архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, с 28 июля 1944 года — также Олонецкой епархией. С 7 сентября 1945 года — митрополит Ленинградский и Новгородский; кроме того, временно управлял Псковской (1945—1949 и вторично 1949—1954) и Олонецкой епархиями (1944—1947 и вторично 1949—1954). С 1945 также управлял русскими общинами и монастырями в Финляндии. В 1946 году управлял также Эстонской епархией. В 1954 году был освобождён от управления Псковской епархией и приходами и монастырями в Финляндии. Председатель Учебного комитета В 1943 году по поручению митрополита Сергия (Страгородского) подготовил проект воссоздания духовного среднего и высшего образования. Председатель Учебного Комитета при Священном Синоде с его возрождения в апреле 1946 до кончины. Был инициатором и главной движущей силой восстановления деятельности Ленинградских духовных школ. Патриарх Алексий II (сам учившийся в этих школах в бытность митрополита Григория правящим архиереем) в 2005 вспоминал о его деятельности: «В возрожденные духовные Академию и Семинарию в послевоенные годы он сумел привлечь кандидатов и магистров богословия дореволюционной духовной школы, которых знал и с которыми работал на ниве богословского образования и тем обеспечил преемство богословского образования в Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич) (1875–1938), архиепископ. Родился в семье крестьянина, впоследствии священника. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Определен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 1903 г. преподаватель Устюжского духовного училища. В 1904 г. принял монашество. В том же году рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. В 1906 г. преподаватель Ярославской духовной семинарии. Увлекался социал-демократическими идеями, стал писать статьи в партийную газету, выступал с революционными речами перед семинаристами, за что административно выслан в г. Вологду. Два года находился без определенных занятий. С 1908 г. член Урмийской духовной миссии в Персии. С 1909 г. преподаватель Томской духовной семинарии. С июля 1911 г. смотритель Лысковского духовного училища. С 1912 г. иеромонах, благочинный уездных монастырей Московской епархии. Архимандрит, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне (1913–1916). Во время Первой мировой войны работал в госпитале. Епископ Дмитровский (1916–1917), Сарапульский (1917–1918), Слободской (1918–1919). Временно управлял Вятской епархией (1918–1919). С 1919 г. епископ Сарапульский и Елабужский. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. С 1924–1927 гг. арестовывался трижды. Временно управлял Екатеринбургской епархией (1931–1932). В феврале 1932 г. арестован и постановлением Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ. В мае 1933 г. амнистирован. Архиепископ Пензенский (1933–1934), Тобольский (1934), Сарапульский (1935–1937) и временно управляющий Свердловской епархией (1935). В ноябре 1938 г. постановлением Тройки УНКВД по Удмуртской АССР приговорен к высшей мере. Расстрелян 18 ноября 1939 г. в городе Ижевске. Алексий (Палицын Василий Михайлович) (1881–1952), архиепископ. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1903). Иеромонах (1914). В 1914–1917 гг. состоял насельником Донского монастыря в Москве. Архимандрит (1919). Настоятель Донского монастыря (1922–1924). В 1923 г. арестован и на 3 месяца выслан из Москвы. В 1924 г. вновь арестован и осужден на 3 года ссылки в Сибирь. Отбывал ссылку в Нарымском крае. В 1925 г. освобожден после пересмотра дела. Епископ Можайский, викарий Московской епархии (1926). В 1926 г. арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере особого назначения, после чего выслан на 3 года в Сибирь. В 1941–1942 гг. архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. В 1941 г. временно управляющий Московской епархией в период эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск. 1942–1952 гг. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. Награжден медалью «За оборону Москвы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского. Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев. В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев). К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_П...

В 1931 г. протоколом заседания Мособлисполкома церковь решено было закрыть. Есть, однако, и свидетельства, что она была закрыта по распоряжению ВЦИК от 1932 г. Тогдашнего настоятеля храма, священника отца Петра (Вележева) арестовали и продержали три года в тюрьме. После Великой Отечественной войны в храме размещалась топливная лаборатория НИИ гражданской авиации - был разобран верхний ярус колокольни, утрачена глава храма, по сторонам трапезной сделаны кирпичные пристройки. Полностью было утрачено оформление интерьера. К концу 1970-х - началу 1980-х гг. некоторые проемы были расширены, на фасадах наблюдалось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, часть деталей фасадного декора была потеряна. Реставрационные работы на памятнике велись в конце 1980-х - начале 1990-х гг. объединением «Росреставрация». Автор проекта - архитектор С.А. Киселев. В ходе реставрации были уничтожены поздние пристройки, восстановлены верхний ярус и завершение колокольни, глава храма, а также растесанные оконные проемы и детали фасадного декора. В 1992 г. постановлением правительства храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, начался сбор средств на ее восстановление. 6 декабря 1993 г. храм был освящен. За зиму 1994 г. были заменены кровли и установлен купол и крест. http://uspenie.strogino.ru/frame/hrami/ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе, Подъёлки тож. По писцовым книгам Московского уезда, Горетова стана 1584 г. значится: «за Елизарием Ивановичем Благово в вотчине, что прежде было пустошь, что была деревня Подъёлки». В 1622 г. она продана дьяку Михаилу Данилову Андреем Палицыным. При дьяке Данилове пустошь Подъелки стала деревнею, в ней находился двор с деловыми людьми. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Михаила Архангела и св. Алексия чудотворца была построена в деревне Подъелках каменная около 1629 г. при владельце Михаиле Данилове, отчего деревня и получила название по церкви Покровское-Подъелки. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1629 г. написано: «Новоприбылая церковь Покров Святой Богородицы, да в приделах Чудо-Архистратига Михаила да Алексея чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки; дани положено 10 денег, по наказу гривна; того же села Покровского с ружного попа дани взято впервые».

http://sobory.ru/article/?object=03261

На стр. 43-й: новгородских собственно Преподобных: Варлаама, Антония, Саввы, Михаила, Ефрема, Александра, Зосимы, Саватия, Антония, Александра, Варлаама, Нила, ефрема, Антония, Ксенофонта, Арсения, Никандра, Арсения, Германа, Мартирия, Аркадия, Пахомия, Никодима, Дамияна, Сергия, германа, Макария, Корнилия, Васиана, Ионы, Никандра, Феофила. На стр. 45-й: Род Царицы Марьи Ильиничны. На стр. 46-й: иноков и инокинь, 56 имен. В том числе инокинь 9-ть, Архимандрит Кирилл, отшельник Никодим, четыре Священника: Саватий, Вениамин, Иоанн, Пимен, Игумен Авраамий, Священнодиакон Феодосий (вероятно знаемых, с которыми сожительствовал в Анзерском скиту). На 48-й стр.: Род Св. Патриарха Никона , 23 имен мужских, а именно: Священноиерея Мирона. Священноиерея Иоанна 2 -ды. 16 младенцев. женские имена: Анастасии. Саввы. Лукиана. Андрея. Григория. Василия. Евстафия. Гавриила. Гавриила. Самоила. Герасима. Алексия. Михаила. Окт. 11. Мины. Окт. 24. Иоанна. Феодота. Симеона. Тарасия. Петра. Климента. Кирилла. Климента. Анны. Параскев 2-ды. Июля 17-го. Мариамии. Пелагии. Марины. Матроны. На 51 стр. запись позднейшая: Род Болярина Хитрова, с следующим предисловием: «Род Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матфеевича, зовомого Иова Хитрова. Во 186 (1678) году сей монастырь Живоносного Христова Воскресения, что на Истре реке, Болярин и Дворецкой и Оружейничий Б. М. променил того же монастыря к вотчине к деревне Талице, в Московском Уезде, в Горетове стану, купленые свои вотчинные пустоши: пустошь Палицыно, два жеребья пустоши Шевелевы, а Воравино тож, на речке на Талице, пустошь Боранцово, пустошь Буханово, пустошь Морево, а в тех пустошах четвертны наши 165 четеи с осминою и с полуосминою в поле, а в дву по тому ж, на вотчинную их монастырскую, но малую землю 50 четей. На Блево болото и за тот вклад поминок роду его.» На обороте 54 стр. род Государыни Благоверной Царевны Крестового Дьяка Иоанна Корнильева Шушерина. Род Дьяка Артемия Богданова сына Возницына. Род Иосифа старца, Патриархова келейника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Область за областью отторгается от России на юге и севере. Польша хочет нам дать своего царя… Мы сами, изнуренные безначалием и междуусобием, начинаем думать, что и для прекращения домашней крамолы и соперничества, и для отклонения внешних браней, нет другого лучшего средства, как возвести на престол России одного из потомков Ягеллоновых. Уже в московских храмах возглашается имя Владислава... Уже пол-России за ним... «Но иноземной ли, насильственно поставленной главе быть в мире с русским сердцем? Разноверцу ли возсесть на престоле св. Владимира, украшаться бармами Мономаха»? Так мыслили те, в коих еще не подавлен был дух русский смутами отечественными и кознями иноземными. «Станем за святую Русь, за дом Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но освободим отечество»! воскликнул истинный сын отечества на берегах Волги. И глас его, как глас архангела воскресителя, пробуждает умы и сердца помертвевшие. Инок Палицын, гражданин Минин, боярин Пожарский, – как бы самим небом избранные представители всех сословий, – восстают на брань противу врагов, собирают ополчение, и грядут освободить из рук врагов сердце отечества – Москву. «Рать священная, коей подобной не было ни прежде, ни после 8 »! «Сославшись с Казанью», (будем говорить дале языком нашей летописи и сказаний современников, чтобы устранить от себя всякую мысль о преднамеренной подтасовке фактов), упомянутые ратоборцы русской земли – князь Димитрий Михайлович Пожарский и гражданин Кузьма Минин, пригласили к себе в помощь для похода на освобождение Москвы и казанское ополчение, которое, из глубокого почтения к местной святыне, прославившейся уже многими чудесами в Казани, и, с целью поставить самое ополчение под покровительство Божией Матери, взяло с собою в тот поход копию с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. «Принесоша же ис Казани, читаем мы о походе казанцев под Москву в 1612 году в Никоновой летописи, образ Пречистые Богородицы, список с Казанские иконы 9 »; все же служивые люди (вместе с князем Трубецким) пойдоша пешие, тойже Заруцкой с казаками встретил на конех, казаки же служивых людей лаяху и поносяху; они же в великой ужасти быша от них, чаяху такова же убоиства на себя, как на Прокофья (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Пока эта контрреволюционная гнездо существует здесь, в рабочий поселок не будет существовать " .      " Монахини, препятствующие культурному развитию подрастающего поколения и выиграть симпатии жителей не только в стенах монастыря, но и далеко за ее стенами».     8 сентября 1928 г. появилась статья в газете Воронеж, " Коммуна " , призывая к монастырю, чтобы превратиться в рабочих квартирах, а церковь - в клубе. Он призвал к " решающей битве " с контрреволюционными заявлениями монахинь и их лидеров, о. Иоанна.     После ареста епископа Алексия (купить) и смерти протоиерея Александра Палицына в конце 1928 года Владыка Алексий назначен о. Иоанна епархиальный декана, а в марте 1929 года он был фактическим руководителем Воронежской епархии. Статьи в прессе появились атеист требует его ареста. 4 марта заместитель начальника полиции Подкопаев направил «совершенно секретно» сообщение в ОГПУ сказал, что о. Джон проводил агитацию против советской власти.     В пять часов 1 мая 1929 года, когда атеисты пришли сломать крест на куполе церкви, настоятельницей монастыря Девичьем умер. Это совпадение поразило многих в городе. Позже власти обвинили отца. Иоанна, утверждая, что ее смерть наступила в результате гонений на Церковь. Захоронение игуменьи состоялась 4 мая, и после похорон отца. Иоанн благословил всех и посоветовал остальные монахини и прихожане монастыря провести вместе. 6 мая (19) о. Иоанн был арестован, а 21 мая он был допрошен. 4 июля Агент Викторов состоит обвинительное заключение, в котором мы читаем: " Получив руководством монахинь бывшего монастыря Девичьем, [о. Иоанн] Каменский, чтобы стать специально почитаемых " пастор " , получил для себя портрет " старица " Theoctista Михайловна, которая хорошо известна среди истерический элемент, и стали занимать себя в изгнание бесноватого, и другие подобные махинации. Благодаря распространению слухов монахинями, что Каменский был «святой», он начал приобретать большим авторитетом среди истерических элементов и в целом среди antisovietically склонны верующих.

http://pravicon.com/info-2456

поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове) . После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. 25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Постригал его архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын); по пострижении, он сказал речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости, и который, по свидетельству Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого растроганный иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «…Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась... И вдруг я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней».В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни. Но вот печальные события в судьбе моих детей тяжелым ударом отозвались в моем сердце, и я почувствовал в этом голос Божий, подтверждающий призыв меня к новому служению Господу…» 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского, а 15 октября владыка Григорий был возведен в сан архиепископа «во внимание к свыше 45 - летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно - приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». На момент хиротонии епископа Григория в пределах СССР находилось 15 епископов. С начала войны до сентября 1943 года, число правящих архиереев увеличилось с двух до двадцати. Среди тех, кто был хиротонисан в эти годы - три старца на восьмом десятке лет. Так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 году получили благодать архиерейства и вышли на служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866-1956), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869-1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 г.. Все они знали, на что идут, знали, что такое НКВД, знали, что с именно с этим ведомством им придется иметь дело – однако же пошли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010