По мере упрочения позиций Патриаршей Церкви взгляды ее иерархов на то, каким образом должно приниматься в общение бывшее обновленческое духовенство, постепенно лишь ужесточались 28 . Между тем, Совет по делам Русской Православной Церкви был заинтересован в скорейшей и “беззвучной” “ликвидации” обновленческого раскола. Поэтому публичное покаяние как правило требовали лишь у обновленческих лидеров, а рядовое духовенство могло каяться келейно перед епископом Патриаршей Церкви. В епархиях, где обновленцы составляли меньшинство, как, например, на Орловщине, так и происходило, и обновленческие приходы постепенно вливались в Патриаршие епархии. Но совсем иначе обстояло дело в Средней Азии, где фактически не было епархии Патриаршей Церкви, а обновленцы составляли подавляющее большинство. Поэтому сюда в апреле 1944 г. патриархом Сергием со специальной миссией был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын). Главной его задачей была “ликвидация обновленчества” в республиках Средней Азии. Ему предстояло принять покаяние от бывшего обновленческого духовенства, заново освятить обновленческие храмы, заложить основы нормальной епархиальной жизни и епархиального управления, сгладив при этом далеко не простые отношения между бывшими обновленцами и “не­при­миримыми тихоновцами” 29 . Напряжение между обеими церковными ориентациями накануне приезда архиепископа Алексия достигло своего апогея и принимало иногда смешные формы. Как писал местный уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, “представители и того и другого течения наняли для архиепископа квартиры, приглашая его друг перед другом; встречали его на вокзале каждая группа со своим автомобилем” 30 . Слухи о миссии архиепископа Алексия, о его “весьма строгом и суровом” нраве сильно нервировали обновленческое духовенство. Но архиепископ Алексий (Палицын) действовал вполне самостоятельно, не считаясь ни с нажимом обновленцев, ни со стремлением священников Патриаршей Церкви окончательно тех дискредитировать. Прежде всего он принял публичное покаяние от лидера среднеазиатских обновленцев протоиерея Григория Брицкого, ставшего после отъезда архиепископа Сергия (Ларина) временно исполняющим обязанности управляющего епархией 31 .

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами» 414 . Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Однако по получении сообщения от архиеп. Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил свое решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ 587 от 11 окт.1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова. 13 октября о. Николай был пострижен в монашество с именем Григорий (решение митр. Сергия), в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (возведенный 10 октября в сан архиепископа) и ожидавший прибытия прот. Николая в течение 3 недель в Ульяновске, архиепископы Рязанский Алексий (Сергеев) и Куйбышевский Алексий (Палицын), который постригал. По пострижении он сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого «очень растроганный», как он писал, «избранный и нареченный» иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «Ваше Блаженство, Богомудрые Архипастыри! Волею Божию и Вашим избранием я, недостойный, возвожусь на высокую степень архиерейства. Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась, и, не умея быть праздным, я уже занялся подытоживанием всей моей прежней религиозно-просветительной работы. И вдруг, неожиданно, я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней». В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Так на Архиерейском Соборе отметили великую значимость веры православной и Русской Православной Церкви в сплочении народа во время тяжелейшей борьбы со смертельным врагом. Заслуги Русской Православной Церкви перед народом и страной в годы Великой Отечественной войны были высоко отмечены и советским правительством. Многие церковнослужители были награждены государственными наградами. Уже в октябре 1944 года в Москве, в торжественной обстановке в Совете по делам Русской Православной Церкви, были вручены медали «За оборону Москвы» митрополиту Николаю и 12 протоиереям – за все дела и средства помощи святому делу борьбы с фашизмом. Медалью за «Оборону Москвы» были награждены также архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын) и епископ Кировоградский Сергий (Ларин), отсутствующие в это время в Москве. Выступая на церемонии вручения наград, председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов дал высокую и точную оценку деятельности духовенства в годы Великой Отечественной войны. Он сказал: «В своих речах, проповедях и обращениях к верующей части населения епископат и духовенство Патриаршей Православной Русской Церкви укрепляли веру в победу, вселяли дух мужества, призывали к патриотическим подвигам в труде, в деле укрепления обороны страны и, в частности, в деле защиты Москвы – славной столицы нашей Родины…» А в своем обращении к получившим награды пастырям митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отметил, что «эти награды побудят духовенство… с еще большим рвением отдаться делу возбуждения в пасомых духа любви к Родине и готовности отдать ей свои силы» . Это было не единственное награждение московского духовенства медалью «За оборону Москвы». 4 января 1945 года медаль «За оборону Москвы» была вручена протоиереям И.И. Сарычеву, К.А. Алексееву и А.П. Смирнову, который от имени награжденных сказал: «Медаль “За оборону Москвы” на своей обратной стороне имеет надпись “За нашу советскую Родину”. Наша Родина – это святыня сердца. Еще в 1851 году поэт Никитин в своем патриотическом стихотворении, посвященном Родине, говорил:

http://pravoslavie.ru/74836.html

29 сент. 1942 г. указом митр. Сергия определен быть епископом Ульяновским, 11 окт. назначен еп. Саратовским. 13 окт. во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска Куйбышевским архиеп. Алексием (Палицыным) пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Хиротонию Г., состоявшуюся на следующий день, возглавил митр. Сергий. 15 окт. возведен в сан архиепископа во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане. 5 нояб. прибыл в Саратов, до сер. 1943 г. также временно управлял Астраханской епархией. 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом «архиепископ Саратовский и Сталинградский». 14 июля награжден правом ношения креста на клобуке. Начало архипастырского служения Г. выпало на тяжелое время военных испытаний. Саратов подвергался массированным бомбардировкам, сопровождавшимся большими жертвами и разрушениями. В этих условиях стараниями Г. происходило возрождение церковной жизни. Количество действовавших храмов в Саратовской и Сталинградской епархиях в 1943-1944 гг. увеличилось с 4 до 22; в мае 1944 г. Г. добился разрешения на открытие в Саратове богословско-пастырских курсов. Поддерживая призывы митр. Сергия, архиепископ постоянно выступал с патриотическими проповедями и воззваниями, организовал в храмах епархии сбор пожертвований в Фонд обороны и на помощь пострадавшим от бомбежек; к 1944 г. Саратовская и Сталинградская епархии внесли в Фонд обороны более 2 млн р. За активную церковно-патриотическую работу Г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945). 3 сент. 1943 г. вызван в Москву. После встречи Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия с И. В. Сталиным участвовал в предварительном совещании архиереев по подготовке Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г. , на к-ром Г. представил составленное им «Обращение ко всем христианам мира». 12 сент. во время литургии и интронизации Патриарха Сергия в московском Богоявленском соборе произнес приветственное слово от лица епископата. В тот же день совместно с Горьковским архиеп. Сергием (Гришиным) работал над выпуском 1 «Журнала Московской Патриархии» . 1 окт. по поручению Патриарха подготовил проекты организации духовных школ и положения о правосл. богословском ин-те и богословско-пастырских курсах, одобренные 22 окт. Свящ. Синодом. 17 окт.- 29 нояб. 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 дек. 1943 до 15 февр. 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией, где присоединил к РПЦ общины, перешедшие из обновленчества.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Войска, явившияся с разных концев России под Москву и находившияся под начальством князей Пожарскаго и Трубецкого, мало, очевидно, возлагали надежды на свои силы и искусство, но болыпе всего искали помощи у своей Одигитрии – чудотворной копии с иконы Казанския Божией Матери, находившейся при полках. «Тогда убо все российское воинство от различных градов российския земли подвижеся к нему, т. е. ко граду Москве, говорится в Прологе под 22 октября, еже паки того от онех (т. е. Ляхов) восприяти. Егда же собрашаса благочестивии воеводы и все христолюбивое воинство, тогда совет сотвориша первые, еже молити о сем всещедраго Бога и пречистую Его Матеръ Пресвятую Богородицу на помощь призвати. И заповедаша всему воинству и сущым с ними, православному народу, тридневный пост сотворити и тако приступити ко граду. И убо российскому воинству постящуся, благий и человеколюбивый Бог наш, видя обращение людей своих, кающихся, вскоре милосердие показа» 15 Далее в Прологе рассказывается, что в это время „некоему греченину Баласонскаго града Арсению именем“ т. е. бывшему архиепископу елассонскому и демоникскому 16 , прибывшему в Россию с патриархом Иеремиею, „внезапу“ явился препод. Сергий Радонежский и сказал: «Се Господь Бог услыша молитву раб своих, и молитв ради всенепорочныя Матере своея Владычицы нашея Богородицы и присподевы Марии, и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с ними же и аз ходатай бых: заутра град сей предаст Господь Бог в руцу православных христиан и врагов ваших низложит». «Пронесеся же вскоре, замечается в Прологе, видение сие в слухи благочестивых воевод и всего православнаго российского воинства» 17 . «Заутра же, говорит свидетель описываемых событий и непосредственный мужественный участник в них, знаменитый келарь Авраамий Палицын, 121 года, октября в 22 день, на память иже во святых отца нашего Аверкия, епископа иерапольскаго, чудотворца, воеводы град Китай приступом взяли, по словеси святаго Сергия чудотворца, и много в нем Литвы и Немец побили, оставших же в Кремль выгнали, и обретоша много чанов и наполов плоти человеческия солены и под стропами много трупу человеческаго, и седоша в Китае христолюбивое воинство, врагом же большую тесноту сотвориша, еретицы же до конца изнемогоша, но, ждуще изручения, крепляхуся. Во граде же Кремле в осаде Поляки и Литва, и Немцы и русские изменники, гладом зело стесняеми, люте умирающе“ 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

утвержден Патриаршим Местоблюстителем архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем). 8 апреля 1926 г. был избран членом Карело-Мурманской комиссии Государственного русского географического общества. Осенью 1927 г. участвовал в организации Временного Ленинградского епархиального совета, и с ноября того же года вошел в его состав. 11 июня 1930 г. прот. Н. Чуков был вновь арестован по «делу академика Платонова» («Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России»). Девять месяцев провел в ДПЗ – Доме предварительного заключения. После ходатайства младшей дочери Веры, ездившей в Москву на прием к Енукидзе, и последовавшего после этого звонка из ГПУ митр. Сергию, подтвердившему, что «он ходатайствует за прот. Н. Чукова», освобожден «за недоказанностью обвинения» в ночь с 14 на 15 марта 1931 г. 27 апреля 1932 г. указом митр. Сергия был награжден правом служения литургии с отверстыми царскими вратами. 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР выслан из Ленинграда в Саратов, где в течение года безуспешно пытался найти работу. В мае 1936 г. по приглашению приходского совета и с разрешения митр. Сергия возглавил причт церкви Сошествия Св. Духа. В марте 1937 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В 1939 г. овдовел. Во время пребывания в саратовской ссылке активно занимался литературной деятельностью, составлял и редактировал очерк «Мои воспоминания» в 6 ч. и др. 3 янв. 1942 г. получил предложение митр. Сергия об архиерействе, но отказался, сославшись на возможные проблемы с гражданскими властями из-за бывших судимостей и арестов, а также на желание посвятить остаток жизни своим детям. В середине 1942 г., узнав о гибели двух сыновей Бориса и Александра и дочери Веры во время блокады Ленинграда, послал телеграмму митр. Сергию с просьбой благословить принятие монашества. 29 сент. 1942 г. указом митр. Сергия определен быть епископом Ульяновским, 11 окт. назначен еп. Саратовским. 13 окт. во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска Куйбышевским архиеп. Алексием (Палицыным) пострижен в монашество с именем в честь сщмч.

http://bogoslov.ru/person/482393

Алексий (Кузнецов) с 20.03.1917 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 1918 г. еп. Сарапульский (правящий); с 1927 г. в сане архиепископа; в 1931–1932 и в 1935 гг. временно управ. Свердловской епархии; с 22.11.1933 архиеп. Пензенский; с 27.03.1934 архиеп. Тобольский; с 14.05.1934 архиеп. Сарапульский, но в управ. вступил с 22.10.1935; в дек. 1937 г. арестован; расстрелян 9.01.1939. Алексий (Кутепов) 1.12.1988 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии; с 30.12.1988 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский (с 30.01.1991 Алмаатинский и Семипалатинский). Алексий (Орлов) 3.06.1923 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Самарской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; с 1924 г. после покаяния еп. Курганский; с 16.09.1937 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 11.02.1931 еп. Енотаевский; с 5.06.1931 еп. Сызранский; с 24.08.1931 еп. Омский; с 11.08.1933 в сане архиепископа; с авг. 1935 г. епархией не управ. Алексий (Палицын) 28.03.1926 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1941 г. архиеп. Волоколамский; с 1942 г. архиеп. Куйбышевский и Сызранский; † 8.04.1952. Алексий (Пантелеев) 6.02.1927 хирот. во еп. Сан-Францисского; позднее еп. Аляскинский; с 1947 г. архиеп. Омский и Тарский (Омский и Тюменский); † 4.09.1948. Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Именно ввиду почитания святых Петра, Алексия и Ионы кафедра предстоятелей Русской Церкви именовалась «престолом Московских чудотворцев». Как игумена земли Русской и «всея Руси чудотворца» чтили в Московском государстве преподобного Сергия Радонежского († 1392), чей духовный авторитет в восприятии народа Божия был наивысшим по отношению ко всем русским подвижникам во Христе. Поддерживая великого князя Димитрия Иоанновича, преподобный примирял с ним удельных князей и благословил его самого на самоотверженное сопротивление могущественному беклярбеку и темнику Золотой Орды Мамаю в 1380 году на Куликовом поле. Подвижничество Сергия уже при жизни ознаменовалось чудесами, но посмертные его чудотворения – и исцеления, и вразумления, и спасение от бедствий и военных напастей – поистине неисчерпаемы. В Древней Руси их летопись была начата еще в середине XV века Пахомием Логофетом и велась вплоть до XVII столетия (Авраамий Палицын, Симон Азарьин). Здесь важно отметить, что преподобный Сергий наряду со святителями Леонтием и Петром в договоре, заключенном в марте 1448 года между Василием II и Дмитрием Шемякой, указан как небесный гарант достигнутого князьями мира. Казалось бы, странно, что таинственным собеседником святителей и содельником преподобного Сергия в рассказе «Степенной книги» выступает преподобный Варлаам Хутынский, новгородский святой, никакого отношения ни к московской истории, ни к делам московских князей не имевший. Он умер в 1192 году, задолго до образования Московского княжества. Однако некоторые его посмертные чудеса прочно связывают его почитание с Москвой. В 1410 году по молитвам к нему исцелился младший брат Великого Московского князя Василия I Дмитриевича Константин. В 1460 году у гроба преподобного в Хутынском монастыре чудесно ожил умерший было Григорий Тумгень, постельничий Великого Московского князя Василия Темного. В память об этом чуде при кремлевском храме Рождества Иоанна Предтечи в 1461 году был устроен придел, освященный в честь Варлаама. Посмертные чудеса преподобного Варлаама Хутынского прочно связывают его почитание с Москвой

http://pravoslavie.ru/138043.html

Алексий (Кононов), обн. архиепископ 308, 420, 649–650 Алексий (Копытов), обн. архиепископ 420, 504, 650–651 Алексий (Майеранов), обн. епископ 651 Алексий (Марков), обн. архиепископ 419, 651–652 Алексий (Мечев), прав., Московский 320, 363, 373 Алексий (Мигулин), обн. архиепископ 531, 599, 652–653, 1016 Алексий (Микулин), обн. архиепископ 586, 588, 652–653, 1016 Алексий (Михайлов), обн. епископ 420, 654 Алексий (Орлов), архиепископ, свмч. 654–655 Алексий (Палицын), архиепископ 577, 596, 1017 Алексий (Покровский), обн. архиепископ 655–656 Алексий (Рождественский), обн. епископ 419, 656 Алексий (Сергиев), архиепископ 692, 1017 Алексий (Симанский). архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епрахией см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий (Щербаков), обн. архиепископ 657 Алексий I (Симанский). патриарх Московский и всея Руси 42, 46, 59–63, 130, 132, 133, 230–236, 238, 477, 478, 577, 599, 600, 611, 645, 712, 874, 934, 965, 983, 1016 Алексий I, патриарх см. Алексий (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ 336 Алексий, епископ Елисаветградский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алексий, епископ Тираспольский 256 Алексий, епископ Ямбургский см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ, арестованный в Киеве см. Алексий (Готовцев), епископ Алексий, митрополит Казанский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алсуфьев (Олсуфьев Дмитрий Андреевич), граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Альбинский Александр, священник 668 Альбинский Иоанн см. Иоанн (Альбинский), обн. архиепископ Амвросий (Либин), епископ 577 Амвросий (Нагорский или Нечерский), обн. епископ 658 Амвросий (Райне), обн. епископ 565, 658, 854 Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии 479, 490 Амвросий. Католикос-Патриарх всея Грузии см. Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии Амвросий. Лужский см. Амвросий (Либин), епископ Амвросий, обн. епископ 659 Анания 124 Ананьев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Анастасий (Грибановский) , митрополит, председатель Карловацкого Синода 92

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010