4 июля. В 9-й день, 23 мая, служил литургию м[итрополит] Иоанн и говорил речь. В 20-й день я служил литургию и панихиду по почившем уже в Ленинграде, в Никольском соборе. В 40-й день был в Саратове и служил там, а в Москве служил м[итрополит] Алексий, речь говорил а[рхиепископ] Куйбышевский Алексий Палицын. Все описание смерти и похорон Святейшего помещено в 6 «Журнала Московской Патриархии»; кроме того, этому событию, как и вообще лицу Патриарха, будет посвящен особый сборник. Не пишу здесь о значении Патриарха Сергия для Русской Церкви. Об этом будет много сказано в печати. Лично ко мне он всегда относился с вниманием и уважением, и он же призвал меня и к святительскому служению. Да будет ему вечная память! 21–22 мая я служил у А. П. Старка в церкви Николы в Кузнецах, а 24–25 мая – у прот[оиерея] Цветкова в церкви Ильи Пророка в Сокольниках. За эти дни вечером часто ужинали в гостинице вместе с м[итрополитом] Алексием. В один из таких вечеров он спросил меня, не пойду ли я в Ленинград Псковским с временным управлением Ленинг[радской] еп[архией] и жительством в Ленинграде, так как ему Карпов предлагает перебраться в Москву для ближайшего управления делами Церкви. Я ответил согласием. Но думал, что это дело еще не близкого будущего и сам раздумывал об устройстве в Саратове Бо[гословско]-паст[ырских] курсов, только что разрешенных. Однако случилось иначе. 22 мая, в Николин день, нас пригласил к себе на именинный обед о. Н. Ф. Колчицкий. Были: м[итрополит] Алексий, м[итрополит] Иоанн, архим[андрит] Иоанн, семья отца Николая и я. М[итрополит] Николай обещал, но не приехал. Речь зашла о моем скором отъезде в Саратов и об открытии курсов. Кто-то (кажется, архим[андрит] Иоанн или отец Николай) заметил вскользь: «А Вы все-таки хотите в Саратов ехать?». «Ну да, конечно», – ответил я, чувствуя, что вопрос заключает в себе известный намек. Тогда м[итрополит] Алексий (кажется) уже прямо сказал: «Кажется, Вам придется ехать в Ленинград. Вы назначаетесь Псковским с управлением Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями». М[итрополит] Иоанн и Колчицкий добавили, что в дальнейшем, кажется, и митрополитом Ленинградским.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

51 Келарь Аврамий Палицын в Троиц. летоп. стр. 258, говорит: «и видев же архиепископ и иже с ним, яко желаемого не получиши, и взем на руце свои чудотв. икону Богородицы, юже написа Петр митрополит, а Троицкий Келарь старец Аврамий взем образ великих Чудотворцев Петра, и Алексия и Ионы и принесоша пред Государыню.» Тоже в той грамоте о избрании, Госуд. грамот. 1, 625, сказано: «воздвигше честные кресты и чудотв. иконы Богородицы и чудотворцев Московских.» В Костромском Кафедральном Успенском соборе, на паперти в стенном письме, на картине, представляющей воцарение Михаила Феодоровича с Феодоровскою иконою, изображено лицо в облачении белого духовенства, и заметно, это – соборный протоиерей, каковым в то время был Алексий, упоминаемый в этом сане 1585 года в сентябре, в январе и марте 1614. Описан. того собора, напечат. 1837, стр. 66, 70, 72. В грамоте о избрании Михаила Феодоровича Госуд. грам., 624, сказано: «и молиша безпрестанно от третьего часа дни и до девятого.» У Аврамия Палицына, в Троиц. летоп. стр. 258: «моляше Государыню мног час.» 52 Выражения сии взяты из той грамоты о избрании Госуд. грам. 1, 625, только сокращенно. В том же почти смысле они помещены и у Аврамия Палицына в Троиц. летописце. 53 В той грамоте о избрании, Госуд. грам. 1, 627, сказано: «окрест церкви, и по всему монастырю и за монастырь православное Христианство с женами и детьми, плач и рыдательный глас и вопль мног испущаху и от горести сердца жены ссущих своих младенцев на землю с слезным рыданием пометаху у Государя Михаила Феодоровича милости просяще». До такой высокой степени даже простый Русский народ желал видеть Михаила Романова на царском престоле! Не лишним здесь будет рассмотреть ход этой народной к нему приверженности. Она видна и из того, что при избрании его 21 февраля 1613 года в Москве, ни один голос не возвысился в пользу кого-нибудь другого, хотя в эту пору многие были искатели царского достоинства, как об этом повестствует Летописец, напечатанный во Времени. Импер. Общ. Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

554 ...156-го году... – Приведена дата начала написания Жития – 1648 г. Далее в чудесах приведены даты 1649, 1650, 1651 гг. А в настоящем чуде упоминается 1654 год. 556 ...от инока Романа Базлова... – Некий Родион Базлов был троицким монастырским слугой (под 1629 г. записан его вклад в Троице-Сергиев монастырь «мерин... в цену за 7 рублев»: Вкладная книга... С. 246); среди сотников стрелецких в «Сказании Авраамия Палицына» назван Рахманин Базлов (с. 214) вместе с Томилой Ягановым. 557 ...Никонову церковъ... – Храм над гробом Никона Радонежского пристроен к южному фасаду Троицкого собора в 1548 г. 558 ...случися мн побесдовати... з государевым ключником с Никоном Протопоповым... – Этот «самовидец», принимавший донских казаков «в государеве двор», оставил богатые вклады в ризной казне монастыря; они записаны под 1662 и 1665 гг. (см.: Вкладная книга... С. 218–219). 559 ...Петром Головинымъ... дворянинъ государевъ, емуже имя Петръ Головин. – Воевода Петр Головин в 1640-е гг. был направлен в отдаленные земли Сибири; сохранились письменные отчеты, челобитные с жалобами на жестокое обращение Головина с местным якутским населением и со спутниками по экспедиции. В монастырских документах и книгах посещение Головина не отражено. 560 ...архимариту Андреяну... келарю Симону, и казначю Калиннику... – Здесь названы монастырские власти, в которые Симон Азарьин входил в качестве келаря: «Андреян, взят от Пречистые Богородицы с Толги 148 (1640)-го августа в 1 день. Был в архимандричестве 15 лет и 7месяцев, преставися во 164 (1656)-м году марта в 1 день»; «164 (1656)-го году марта в день дал вкладу бывшей казначей старец Калинник...» – цитируются записи Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря (с. 15 и 186). 561 в посещении, де, преподобного инока Никодима с Олексемъ митрополитом вмсте обртеся... в Кожеозерскомъ монастыр... – Это прямая ссылка на Житие Никодима Кожеозерского, в котором записано видение Никодиму преподобного Дионисия с Алексием митрополитом. 562 ...обители Троицкой слуга, именем Федоръ Каменев... – Его имя записано под 1630 и 1639 гг. в монастырской Вкладной книге (с. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Вот оно главное в Суворове –  исполнение основной Божией заповеди –люблю своего ближнего, как самого себя! Веками в основе деятельности устроителей и защитников России лежала именно эта Евангельская мудрость:  «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». И именно эту заповедь Суворов не нарушил ни разу.   Велик вклад Русской Православной Церкви в мобилизацию народов России на борьбу с наполеоновским нашествием и победное завершение Отечественной войны 1812 года. Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу и оказала решающее воздействие на его сплочение и подъем на всенародную борьбу с французскими захватчиками.   «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына» , - призвал народы России Государь.   Наполеон не интересовался историей России и не знал упомянутых героев Земли Русской, но уже после первых ожесточенных боев он поинтересовался, о ком же говорил Александр I своем обращении. Нам можно лишь догадываться, о чем подумал великий император, когда получил необходимые разъяснения.   Всплеск патриотизма был небывалый. Простое и ясное обращение к самому главному идеалу русского народа, Богу и правде, не могло не найти отклика в солдатских сердцах. Русские воины сражались так, что вызывали искреннее изумление и уважение у противника. Наполеону принадлежат слова, что в Бородинском сражении французы заслужили победу, а русские заслужили право быть непобедимыми. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением оккупантам, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.   Ведомые в бой такими полководцами, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Скобелев, Федор Ушаков, благословляемые Святителем Алексием, Игуменом земли русской Сергием Радонежским, Патриархом Гермогеном, призываемые к сражению за Землю Русскую такими самодержцами России, как Петр I, Екатерина II, Александр I, неизменно имея перед собой на поле боя пример мужества и героизма офицерского состава, жертвенного служения военного священства, могли ли русские солдаты и матросы вести себя иначе, чем  это было во все века, – мужественно, героически, самоотверженно,  «не щадя живота своего»?   Конечно же, нет! А подготовлено это было и предопределено все историей России и Русской Православной Церкви.  

http://ruskline.ru/opp/2022/03/15/pravos...

Береговые жители, предполагая у подвижника богатство, задумали ограбить его. Старец, предугадав намерение приближавшихся к келье, обратился с молитвой к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали кружиться около кельи. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?». Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Подвижник молитвой разрешил их от невидимых уз. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили прощения. Преподобный, наставив их никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. Преподобный был утешен радостным видением Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, явившись ему, сказала: «Мужайся, крепись, Господь с тобою; напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися " » и, подав трость и чётки, стала невидима. Царь Михаил Феодорович в беседе с соловецким старцем Александром Булатниковым, впоследствии преемником знаменитого келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, выразив свою скорбь, что не имеет по себе наследника, прибавил: «Кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?». «Есть, Государь, – отвечал старец, – в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог». Преподобный Елеазар был вызван в Москву. В первой же беседе царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая царя, сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании исполнения. По молитве благочестивого старца Господь утешил царя, даровав ему сына Алексия (1629 год). Впоследствии Алексий Михайлович, вступив на царство, пожелал видеть Елеазара, предсказавшего его рождение. Елеазар уже дряхлым старцем, исполняя желание царя, представился ему и был милостиво принят. Иеросхимонах Иисус, в мире Иоанн, был священником в Москве и духовником царя Петра I. Благоговейное священнослужение его привлекало в церковь многих посетителей. Двери в дом его всегда были открыты для меньшей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородица с св. апостолами Петром и Иоанном; слышен был им голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом и пребудет в ней всегда великое множество иноков. Так, народ, вельможи и князья спешили к преп. Сергию принять от него благословение и просить его о себе молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему в дар наперсный крест и послание. Митрополит Московский и всей России Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим он отклонил от себя это назначение. „Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил“,– сказал он при этом назначении святителю. Преп. Сергий скончался в преклонных летах – на 78-ом году. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 80 лет нетленные мощи св. Сергия были открыты, и над самым гробом его воздвигнут св. храм. Заслуги Троице-Сергиевой лавры для России Троице-Сергиева лавра оказала большие и особенные заслуги для России. Это было во времена самозванцев. Так, она выдержала шестнадцатимесячную осаду от поляков под начальством Сапеги и Лисовского. У поляков, осаждавших лавру, было 80000 войска, а защищали ее около 3000 монахов и поселян. Неприятели громили стены лавры пушками, под башни делали подкопы. Кроме того, внутри нее открылась болезнь (цинга) от недостатка пищи и свежей воды. Но св. Сергий спас свою обитель, и поляки не могли выгнать из обители „седачих грачей“, как Сапега называл старцев монахов. После же осады архимандрит лавры Дионисий вместе с келарем Авраамием Палицыным писал и рассылал во все русские города воззвания о спасении отечества от врагов. Одно из этих воззваний, прочитанное протоиереем в соборе в Нижнем Новгороде, возбудило Минина собрать ополчение для спасения отечества. Когда же это ополчение из Нижнего двинулось к Москве, то Авраамий отправился в ополчение, чтобы лично воодушевлять ополченцев. Когда казаки, бывшие в ополчении, стали требовать денег за свои труды и грозили в противном случае оставить ополчение, то из Троицкой лавры были посланы им дорогие, низанные жемчугом облачения; но казаки постыдились взять эти облачения и обещали защищать Церковь и отечество даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 630 . Систематически назначал незарегистрированных «священников в несуществующие общины» даже после запрета со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 631 . Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией «послал в гор Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви». Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, еп. Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул «Ульяновский и Мелекесский» и не может допустить, чтобы титул «не соответствовал обстановке» из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 632 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 633 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). «Назначенные» последним служители культа установили «постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел, и под их руководством уполномоченные» предъявляли «настойчивые требования об ускорении открытия церквей» 634 . На Урале священников «в несуществующие церкви» посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 635 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский) . Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 636 . А еп. Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих «в районах области» все более росла 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1944-1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников Систематически назначал незарегистрированных " священников в несуществующие общины " даже после запрета со стороны уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией " послал в гор[од] Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви " . Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, епископ Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул " Ульяновский и Мелекесский " и не может допустить, чтобы титул " не соответствовал обстановке " из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). " Назначенные " последним служители культа установили " постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел и под их руководством уполномоченные " предъявляли " настойчивые требования об ускорении открытия церквей " На Урале священников " в несуществующие церкви " посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский). Последний выдал указы 4-5 незарегистрированным священникам А епископ Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих " в районах области " все более росла

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Соловецкой обители кончил свои дни знаменитый протопоп Благовещенского собора, Сильвестр – руководитель Иоанна Грозного в его молодости и автор Домостроя. Интересно отметить, что тот самый воевода Мещеринов, который взял монастырь во время бунта, сам впоследствии был сослан в обитель за жестокость над иноками и расхищение монастырского имущества. Последний атаман запорожских казаков Колишевский, просидевший в каземате более 20 лет и умерший столетним старцем, два графа Толстых (отец и сын), Тамбовский епископ Игнатий, полковник Ганнибал и мн. др. Из числа иноков, принявших пострижение в Соловецкой обители и прославившихся впоследствии, были: патриарх Иосиф, Никон, Исидор, архиепископ Новгородский и, наконец, укажем на великого патриота и защитника земли русской, келаря Троице-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына. Соловецкий монастырь создал и крупный экономический центр. Его образцовое хозяйство призвано было удовлетворять все отрасли промышленности северного края: рыболовство, тюлений и олений промысел, скотоводство, сельское хозяйство. В нем были заводы: кирпичный, смологонный, кожевенный, свечной, мастерские всевозможные; свои пароходы, свой док, лесопилка, электрическая станция. «Это наше царство», говорили крестьяне-богомольцы, и говорили справедливо. В этом-то крестьянском царстве они и учились у иноков порядку, трудолюбию, а главное – охоте и умению работать не кое-как, а хорошо, прочно. Со всех концов собирался крестьянский люд и нес, и прилагал свои знания на пользу монастырю, а сам учился самому главному – спасению души и получению жизни вечной. Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Кандидатом в митрополиты на место св. Алексея у вел. кн. Дмитрия Ивановича был архимандрит его придворного Спасского монастыря Михаил, называвшийся Митяем. Этот Михаил-Митяй, только мелькнувший в ряду наших церковно-исторических деятелей, ибо кафедру митрополии ему не суждено было занять, представлял собою, по уверению летописей, человека необыкновенного и феноменально замечательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

«Возвращаем вам», отвечали они: «возвращаем все принадлежащее дому живоначальной Троицы. Готовы терпеть многочисленныя скорби и бедствия: не оставим дела нашего: рады биться до изнеможения сил за град престольный и за веру православную». Деяние патриарха Гермогена, деяния архимандрита Дионисия, подвиги келаря Авраамия Палицына непосредственно сопряжены с подвигами Минина и Пожарского. Убедимся еще и в том, что без веры нет ни истинной чести, ни славы, ни любви к отечеству 15 . 1 Слова эти принадлежат И.У. Полимпсестову и заимствованы нами из прекрасной статьи его под заглавием: «Мать св. Церковь и мы русские люди», помещенной в журнале «Странник», за 1891 год в февральской книге. Из этой статьи г. Полимпсестова мы заимствуем несколько страниц. 2 Настоящая статья и следующие три заимствованы нами из старинных книг, составленных Сергием Глинкою и озаглавленных: «Русские анекдоты или повествование о народных добродетелях россиян древних и новых времен». Москва. 1822 г. Ч. I. 3 Поучение это входило в состав древних царских чинов, венчавшихся на царство, при чем оно не было, так сказать, личным поучением иерарха, предстоятеля Церкви Коронуемому, а составляло существенную часть самого чиноположения и имело здесь такое же значение, как и церковные молитвы. Оно повторялось при всех царских древнерусских коронованиях. Это был голос самой Церкви, дышавший священною важностью и говоривший свойственным ей языком («Древне-русск. памятники священ. венчания Царей на царство» Е.В. Барсова . Москва. 1883 г. стр. XXIX). С. Глинка рассматривает поучение по списку «Древн. российск. Вивлиофики» VII ч. Издатель. 5 Составлено по сочинениям: «Св. Благоверн. В. Кн. Моск. Даниил, основатель Москов. Даниилова монастыря», сочин. архимандр. Дионисия, – Москва, 1897 года; «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев Всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», соч. А. Невского, – Москва, 1894 г., и «О святых московских митрополитах Петре и Алексии и о славном Мамаевом побоище», соч. Ап. Н. Майкова,– Спб. 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010