В первый же год войны правосл. храмы Москвы передали в Фонд обороны более 3 млн р., церкви Горького - более 4 млн р., церкви г. Куйбышева - более 2 млн р. Широкую патриотическую работу проводили возрождающиеся правосл. мон-ри, где нередко устраивались госпитали и детские дома. Проявляя заботу о детях воинов, сражавшихся на фронтах, правосл. Церковь объявила сбор средств во всех действовавших храмах в особый Фонд помощи детям, Московская Патриархия первой сдала 1 млн р. Всего за годы войны Московской Патриархией, духовенством и верующими было собрано более 300 млн р. без учета пожертвованных ценностей и вещей. В 1942-1944 гг. во мн. республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 дек. 1942 г. митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, к-рые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Помимо этого правосл. верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их областей, напр., духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тыс. р. на строительство сибирской эскадрильи «За Родину». Архиерейский Собор 1943 г. Члены Свящ. Синода 1-й сессии 1943 г. Сидят: митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Стоят: архиеп. Куйбышевский Алексий (Палицын), архиеп. Горьковский Сергий (Гришин), архиеп. Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Ярославский Иоанн (Соколов), прот. Николай Колчицкий Архиерейский Собор 1943 г. Члены Свящ. Синода 1-й сессии 1943 г. Сидят: митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Патриарший Местоблюститель митр.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов. 16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев: 1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский), 2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский), 3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич), 4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров), 5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий), 6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын), 7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин), 8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов), 9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев), 10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов), 11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко), 12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров), 13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков), 14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов), 15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов). А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли… Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Совет по делам РПЦ соответствующим образом проинструктировал своих уполномоченных на местах: не препятствовать распаду обновленчества, но способствовать переходу обновленческого духовенства в Патриаршую Церковь . Такую инструкцию получил и уполномоченный по Узбекистану А. И. Степанов, с которым архиепископ Алексий (Палицын) познакомился сразу по прибытии в Ташкент. После знакомства с уполномоченным командированный архиерей стал присматриваться к церковной жизни в Ташкенте. В своём рапорте Патриарху он указывал, что к нему начали приходить заштатные православные священники, просто верующие, из провинции приезжали обновленцы. Посетителей интересовал вопрос открытия храмов в Ташкенте и в других городах Средней Азии, заштатные священники просили мест для служения . Сложившуюся ситуацию архиепископ Алексий обрисовал следующим образом: «Предо мною стоял громадный город, лишённый православного храма, стояли православные люди, жаждущие и ждущие храма, стояли ряды заштатных священников и, наконец, стояли три конспиративные точки в городе, где совершались литургии православными священниками. Три заштатных иерея, проживающих в городе, — Брынских Александр, Осипов Алексей и Дацюк Трофим как бы разделили город на участки и образовали свои приходы и по ночам совершали в домах богослужения. У каждого из них имелись свои антиминсы» . Архиепископ Алексий отметил, что Ташкент являлся «цитаделью обновленчества», т. к. от него по всей Средней Азии «шли все нити», рассылались распоряжения по организации и управлению обновленческой структурой. К архиепископу явились местные обновленческие лидеры — протоиереи Григорий Брицкий и Иоанн Лозовой. В рапорте он описал одного из них: «Протоиерей Григорий Брицкий — главарь обновленчества, авторитет. Ему теперь 75 лет. Одарённый от природы недюжинным умом, сильной волей, администратор по призванию, даёт тон всему среднеазиатскому обновленчеству. Он готов принести покаяние, хотя в первые минуты и возразил против освящения храма: “Что же, разве какая нечистота была у меня?” — “Каноническая”, — возразил я» .

http://bogoslov.ru/article/6175403

20 ноября 1943 г. Патриарх Сергий в Елоховском соборе объявил в проповеди народу о примирении Русской и Грузинской Церквей, а 22 ноября написал об этом Председателю Совнаркома, ввиду его «сочувственного отношения к нуждам Православной Церкви» и «интереса к ее судьбам». Московский Патриарх, указав в качестве главной причины былого разделения на «наш великодержавный шовинизм», сообщил Сталину-Джугашвили о выяснившемся «полном согласии в вере и верности церковному преданию» с Грузинским Католикосом и о том, что «радость богомольцев, как русских, таки грузин, была общая, трудно описуемая!» 671 О том, что предварительным условием примирения был отказ Грузинской Церкви от общения с обновленцами, Патриарх Сергий «вождю народов» писать не стал, но у того были и свои осведомители о церковных делах. В завершение грузинской темы можно еще коснуться судьбы главного закавказского обновленца «протопресвитера с жезлом» Иоанна Лозового. В 1937 г. он, как и многие другие клирики, был арестован за «антисоветскую деятельность» и приговорен к 10 годам лагерей. В 1943 г. поличному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) Лозовой (фигурирующий в литературе еще как Лозовский 672 ) был освобожден, но возвращаться в Грузию побоялся и нашел прибежище в Ульяновске у «св. и бл. Первоиерарха» Александра Введенского (не зря тот в 1925 г. отзывался о нем как о лучшем держателе «знамени святого обновления»). Через некоторое время Введенский отправил Лозового в качестве своего личного эмиссара в Ташкент (Средняя Азия в тот момент оставалась одним из немногих мест преобладания обновленчества). Но в начале 1944 г., видя, что обновленчество клонится к закату, «протопресвитер» Иоанн своему «Первоиерарху» изменил и начал зондировать почву о возможности почетного возвращения в юрисдикцию Московской Патриархии 673 . Командированный в Ташкент принимать покаяние у обновленцев архиепископ Алексий (Палицын), однако, столкнулся в вопросе о возвращении Лозового в лоно Православной Церкви с серьезным затруднением: «протопресвитер» оказался второбрачным, и по канонам оставлять его в священном сане не следовало. В связи с этой проблемой Лозовой дал архиепископу Алексию письменное разъяснение: «Брак мой был гражданский. Католикос Патриарх Христофор благословил брак, ныне здравствующий Католикос Каллистрат также знает мое второбрачие, тем не менее оно не препятствовало нашему каноническому общению. Вместе с Католикосом в течение 10 лет я находился в общении» 674 . Ради облегчения преодоления раскола в Средней Азии архиепископ Алексий в марте 1944 г. временно принял Лозового в священном сане, но окончательное решение вопроса о нем оставил Патриарху 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 .11(05.12).1920–1922: Иннокентий Бобцов 15(28).11.1923–09(22).12.1925: Борис Рукин 26 .03 (08.04).1926–1928: Алексий Палицын 1928–1933: 22 .11(05.12).1933–23.03(05.04).1934: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 23 .03(05.04).1934–1937: Димитрий Добросердов, паки 1937–1941: 1941–1942: Сергий Гришин 18(31).05.1942– 13(26).02.1943: Варфоломей Городцов 24 .01(06.02).1943–11(24).08.1943: Димитрий Градусов 01(14).05.1944–31.12(13.01).1959: Макарий Даев Можайская (григ.) 09(22).12.1925–: Борис Рукин Димитриан –1935: 1935–1936: Иувеналий Зиберт 1936–1938: 1938–: Филарет Можайская (обн.) 1922–: Иннокентий Бобцов –08.1934: Николай Новосёлов 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Евстафий Сафран Моздокская (обн.) –22.02 (07.03). 1932: Василий Кожин Мозырьская (обн.) 06 .1935–23.07(05.08).1935: Сергий Добромыслов 1935–10.1935: Варлаам Покровский Мозырьская (укр·) 1941–1942: Григорий Бартошевич Мозырьско-Туровская (белор.) 13(26).03.1923–1928: Иоанн Пашин Молдавская (обн.) –1925: Николай 13(26).06.1925–1925: Гавриил Барский 30 .06(13.07).1925–03(16).02.1938: Гавриил Рогут Молотовская и Молотовская (обн.) см. Пермская и Пермская (обн.) Монреальская см. Канадская Монтовидеоская (обн.) 1924–1924: Николай Соловей (Соловейчик) Моршанская 06(19).08.1923–1928: Иоанн Георгиевский 08(21).09.1928–03.1933: Серапион Шеваляевский 08(21).03.1933–03(17).04.1935: Пётр Савельев 03(17).04.1935–27.01(09.02).1937: Павел Введенский 27 .01(09.02).1937–26.08(08.09).1937: Аполлос Ржаницын Моршанская (обн.) 16(29).10.1922–1928: Иоанн Моршанский 25 .10(07.11).1923–05(18).12.1924: Иоанн Ильин 1928–1933: 1933–1935: Александр Сахаров 05 .1935–09.1935: Александр Авдентов 1935–1936: Лазарь Любимов Московская (григ.) –1931: Борис Рукин. в. у. Виссарион Зорнин Московская (обн.) 1922–1923: Антонин Грановский 1924–1924: Александр Введенский , в. у. 03(16).10.1924–1927: Серафим Руженцев 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Вениамин Муратовский 27 .04(10.05).1930– 1933: Виталий Введенский 4 .1931–12(25).09.1931: Алексий Микулин, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

25 ноября. Наше наступление успешно продолжается. Это поднимает дух у всех. Слава Богу! Получил телеграмму и от м[итрополита] Алексия из Ленинграда: «Братски сердечно приветствую, радуюсь, помогай Господь вашему новому служению. М. А.». Вчера же ответил ему: «Приношу глубокую благодарность за приветствие и добрые пожелания. А. Г.» Вчера послал подробное письмо митрополиту Сергию о начале своей деятельности: о приеме в облсовете и горсовете, об их пожеланиях, своих предположениях, о кадрах и словесных заявлениях об открытии храмов. 27 ноября . Вчера был у Кутанина … поговорили об Ульяновске, где он бывал в 1932 [г.], о храме… какое количество народа в храме, есть ли молодежь? Как в селах? Говорил, что, конечно, очень многие сохранили веру и жаждут. На вопрос о кадрах, о курсах для молодежи («необходимо»). Теперь, если Церковь будет более свободна, то, конечно, надо, чтобы кадры были чище, «освободились от прежних недостатков». «Религиозное чувство очень сложно». Заговорили о войне. Шутя, говорил, что «начали молиться– и победы на фронте». Сообщил, что как-то ехал с товарищем, врачом, зав. военным госпиталем, помещающемся в здании бывшей духовной семинарии, и тот шутил: «Пожалуй, меня с госпиталем скоро попросят выселиться из здания– понадобится для семинарии» . По поводу нашего успешного продвижения на фронте сказал, что дух германской армии, очевидно, не выдержал четырехлетней войны, упал, и если теперь у союзников в Африке дела пойдут так же хорошо, то немцам конец… Но, возможно, что когда они будут видеть неизбежный конец, они предпримут химическую войну, ведь «немец – химик», пока же ни одна сторона не решается начать применение отравляющих веществ, так как это опасно обоим. Очевидно, у наших есть сведения об этом, потому что сейчас идут серьезные приготовления к возможности химического нападения (подготовка врачей на особых курсах и т. п.) . 6 декабря . Служил вчера и сегодня. С певчими плохо: поют неважно, торопливо, не видно управляющей регентской руки, к тому же пытаются петь нотное и очень неудачно... Много неблагочиния в служении – и от незнающего дьякона, и от незнающих иподьяконов, и от монахини-алтарницы, так что пришлось, например, сегодня перед «Святый Боже» кадить с пустым кадилом. Народу в алтаре много, а толку мало, приходится самому все показывать и раздваиваться, отсюда – волнение и плохая молитва. Говорил сегодня слово о религии как неистребимой потребности человеческого духа. Возможно, что для простецов было не по зубам, но много было и городской публики. Сегодня получил письмо от архиепископа Алексия Палицына из Куйбышева, которому на днях только послал письмо. Завязывается переписка с архиереями.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: «Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». Все встали и трижды пропели «Аксиос». Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Затем митрополит Сергий предложил избрать Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по одному архипастырю от каждой из трех групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. «Оставаться вне епархии всем архиереям, конечно, очень неудобно для епархий. Поэтому Синод собирается, смотря по делам, ежемесячно на неделю или две, после чего члены разъезжаются по епархиям, оставляя, может быть, кого-нибудь для текущих дел. По окончании полугодия уезжают одни временные члены и на место их вызываются другие, следующие по старшинству» 417 . Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) , а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Ярославский Иоанн (Соколов) . Полномочия нового Синода, судя по словам митрополита Сергия, отличались от полномочий того, который был учрежден определениями Поместного Собора 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Как бы то ни было, но монастырские ворота пока оставались запертыми и море человеческих голов волновалось и шумело лишь за стенами обители. Каких только типов, каких только костюмов не было в этой многотысячной толпе! Наверное, все русские губернии имели здесь своих представителей. При взгляде на эту толпу, на эти мелькавшие в ней расшитые сарафаны и своеобразные головные уборы, мне почему-то пришли на память слова поэта: Между тем в лавре началось давно уже священное торжество. В 8 часов утра 24-го числа, в Троицком соборе, о. наместником арх. Павлом совершена была заупокойная литургия с панихидою, за которыми обитель молитвенно помянула всех своих прежде отошедших братьев. Для такого поминовения составлен был особый синодик, в котором, начиная с родителей самого Угодника Божия, перечислен весь род его; все настоятели Сергиевой обители; жизнеописатели преподобного – иноки Епифаний и Пахомий; его блаженные сподвижники; иноки – воины Пересвет и Ослябя; Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов и др. После этого заупокойного богослужения состоялась встреча Московского крестного хода. – В три часа пополудни совершена была малая вечерня, после которой владыка-митрополит со всеми преосвященными и с многочисленным собором архимандритов и иеромонахов вышли на средину храма для молебного пения, при чем акафист преподобному Сергию читали но частям все архиереи. После молитвы, о. ризничий лавры подал Высокопр. Леонтию изданное им евангелие святителя Алексия и владыка, обратясь с амвона к народу с несколькими словами относительно значения этой книги, возложил ее на мощи преподобного. Воспроизведенное путем фототипии евангелие святителя Алексия представляет собою не только важный памятник древнерусской письменности, но вместе и великую святыню. По словам Высокопр. Леонтия в предисловии к изданию, «это – плод, подвига и снискания разума великого всероссийского святителя, который, в заботах об единомыслии в русской православной церкви, приложил свое глубокое знание греческого языка к тому, чтобы дать верующим наиболее точный перевод Нового Завета на язык общедоступный славяно-русскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010