Введенский А. По Средней Азии//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 9–10 (22–23). С. 12. Там же. С. 16. См.: «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. С. 768–769. См.: АТЕУ. Оп. 1 л/д. Д. 47. Л. 82. Цит. по: Дорофеев Р. Закат туркестанского обновленчества и миссия архиепископа Алексия (Палицына) 1943–1944 годов//Восток свыше. 2015. 2 (37). С. 62. См.: Назначения на архиерейские кафедры//Журнал Московской Патриархии. 1944. 9. С. 7. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 25. См.: Отчёт о командировке в Ташкент архиепископа Алексия (Палицына) Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (АТЕУ. Оп. 1 л/д. Д. 47. Л. 12–18); Заславский В. Б. Церковная смута в Туркестанской епархии. С. 241–245. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 23–24. См. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 46 См. Заславский В. Б. Церковная смута в Туркестанской епархии. С. 241–242. Там же. С. 242. Там же. Там же. Там же. С. 243. Там же. АТЕУ. Оп. 1 л/д. Д. 47. Л. 2 – 2 об. Там же. Л. 2 об. Иоанн (Вендланд), митр . Митрополит Гурий (Егоров). С. 126. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2. Л. 44. См.: Заславский В. Б. Церковная смута в Туркестанской епархии. С. 244. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 19–20. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 19–21.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6175403

И потомпоклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взятии ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благословил мя и повелел взятии ми. – Аз же, аще не и достоин сый, но обаче со страхом и радостию прикоснухся чудотворному образу и взях с древца, иже бы поткнено на том месте, идеж и в земли бе святая та и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты идох с иконою в близ сущую ту церковь святаго Николы, иж зовется Тульский» (Москвитянин, 1850 г. 21, отд. III, стр. 7–8, прим.). 16 Арсений, архиепископ елассонский (д.см. 1626 г.) некоторое время был прикомандирован к архангельскому Московскому собору для служения царских панихид, а потом занимал последовательно кафедры тверскую и кашинскую и суздальскую и тарусскую (См. нашу книгу: «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтсого Сумелийского монастыря. Киев. 1899, стр. 31–50). Рассказ о явлении пр. Сергия Радонежского арх. Арсению, записанный со слов ближайших людей к этому архиепископу см. там же, стр. 160–162; 169–172. 18 Авр. Палицын. Сказаниео осадеТроицкаго Сергиева монастыпя от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах. М. 1822, изд. 2, стр. 282–283. Труды Киевск. дух. Акад. T.I. 1905 г. 20 Авр. Палицын. Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, стр. 284–287. 26 В памятниках XVII столетия положение этого собора определяется так: «у Земскаго двора (приказу) на площади (Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. М. 1844, стр. 414). 30 Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича. М. 1844, стр. 141. 43 Чудотворн. Казан. Икона Божуй Матери, находящаяся в С.-Петербургском соборе. СПБ. 1896, изд. 5, стр. 17–21. 44 Факт непонятной путаницы в понимании исторической судьбы оригинала или явленной иконы Казансой Божией Матери и чудотворных копий с нея в Москве и Петербурге можно видеть в брошюре «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе». СПБ. 1896, изд.5. 45 Прав. Собеседн. 1850 г., ч. III, стр. 401; 1904 Июль-Август, стр. 260–282. Русск. Паломн. 1904, 47, стр. 810–812. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября.//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1-2. С. 188-219. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После освобождения Кремля от поляков всем бросились в глаза картины безобразий, которые натворили враги. «Что безумия сего безумнейший, - пишет Авраамий Палицын, - еже сотвориша окаянии лютори с треклятыми и богомерзкими отступники и прелагатаи с русскими изменники, видяху-бо церкви Божии осквернены и поруганы и скверных мотыл наполнены, святые же и поклоняемые образы Владыки Христа и Его Пречистыя Богоматери и всех святых разсечены и очеса извертаеми и всяку святыню до конца разорену и обругану злым поруганием, и множества трупа людей разсечены от человекоядец и в сосудах лежащих». Защита православия Русской Православной Церковью в период действия Лжедмитрия II и польских оккупантов. Русская церковь встала на защиту православия. Многие иерархи мужественно боролись против засилья католицизма. «Священных чин, - пишет Палицын, - потреблен бысть, и вси иерархи, право учащие, или в правде стоящие, видимо яко злодеи в узах не токмо от меньших, но и от первопрестольных». Во главе этого движения стоял патриарх Гермоген. Главная деятельность патриарха Гермогена была посвящена служению Василию Шуйскому и Отечеству в борьбе сначала с самозванцем, а затем с польским королём Сигизмундом. Но, служа Отечеству, Гермоген тем самым служил церкви, потому что за самозванцем и Сигизмундом стояли иезуиты с их замыслами ввести в Россию латинство или хотя бы унию. Когда мятежники, восставшие против Шуйского, бежали в Тушино, Гермоген пишет им воззвания. Вот одно из них: «Аз смиренный Гермоген воспоминаю вам прежде бывшим господаем и братием и всему священству и иноческому чину, и боярам, и окольничим, и дворянам..., бывшим православным христианом всякого чина и возраста и сана, ныне же, грех ради наших, сопротивно обретется, не ведаем как вас и называти, - оставивши бо свет во тьму отойдосте, отступившее от Бога к сатане прилепистеся, возненавидевшее правду, лжу возлюбисте, отпадши от соборныя и апостольския церкви, Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, крестьянския непогрешимыя надежи, и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы и прочих святых просиявших в России, и чуждившихся православных догмат святых вселенских седми соборов и невосхотевшим святительских настольник и нашего смирения благословения, и отступивших от Богом венчанного и святым елеом мазанного и в ото всего мира и от вас самех избранного царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси, туне или незначаючи, яко Вышний владеет царством человеческим и ему же хочет и дает; вы же забыв обещания православныя - крестьянский нашея веры, в нем же родихомся, в нем же крестихомся и вопитахомся и возрастахомся, и бывши во свободе и волею иноязычным поработившимся, преступивши крестное целование и клятву, еже стояти было за дом Пречистыя Богородицы и за Московское государство до крови и до смерти, сего не воспомянувше и преступившее клятву ко врагом креста Христова и к ложномнимому вашему от поляк именуемому царьку пристали...».

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

661 Почти все названные иерархи перешли в патриаршую Церковь , кроме первоиерарха Александра Введенского , митрополита Филарета (Яценко), пытавшегося воссоединиться с Патриархией, в чём ему было категорически отказано. Архиепископ Алексий (Микулин), бывш. Ферганский, проживал в Москве, занимался пчеловодством, умер вне общения с патриаршей Церковью. Архиепископ Серафим (Коровин), бывш. Кунгурский, принёс покаяние ещё в 1927 г. Архиепископ Алексий (Мигулин), бывш. Уфимский, после 1928 г. отошёл от церковных дел. Митрополит Тихон (Попов) в 1938–1943 гг. находился в заключении. Епископ Гавриил (Ольховик), бывш. Новоторжский, проживал и служил в г. Джелалабаде Киргизской ССР. О положении епископата Московской Патриархии говорит состав Собора 1943 г., на котором присутствовало только 19 епископов, находившихся на неоккупированных территориях. Часть из них была поставлена уже в период войны, некоторые перешли из обновленчества. 1. Митрополит Сергий (Страгородский) . 2. Митрополит Алексий (Симанский). 3. Митрополит Николай (Ярушевич) . 4. Архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , хиротонисан 12.05.1923 г., 1927–1943 гг. находился в ссылке. 5. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов), хиротонисан 01.08.1923 г., 1931–1943 гг. – в заключении, был возвращён из заключения перед открытием Собора. 6. Архиепископ Казанский Андрей (Комаров), хиротонисан 31.12.1923 г., после увольнения на покой в 1939–1941 гг. служил приходским священником. 7. Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), хиротонисан 28.03.1926 г., 1927–1941 гг. – в заключении. 8. Архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), хиротонисан 26.08.1926 г., 1936–1942 гг. – в заключении. 9. Архиепископ Горьковский Сергий (Гришин), хиротонисан 23.04.1927 г., 1936–1941 гг. – в заключении. 10. Архиепископ Ярославский Иоанн (Соколов) , хиротонисан 29.08.1928 г., в 1938 г. был арестован, при пересмотре дел после ареста Ежова был освобождён, до 1941 г. был на покое. 11. Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев), хиротонисан 20.05.1935 г., с 1938 г. – в расколе, с 1939 г. запрещён в священнослужении, в 1940 г. прощён и назначен епископом Тульским.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Момент в истории Русской Церкви был исторический. Правительство, допуская избрание патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся четыре дня спустя после беседы в Кремле – 8 сентября 1943 г. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов) , Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Палицын), Новосибирский Варфоломей (Городцов), Калининский Василий (Ратмиров), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), епископы Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятов) и Ульяновский Димитрий (Градусов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. Первоочередным делом Собора было избрание патриарха. Слово взял митрополит Алексий. «Уже давно среди нас, епископов – сказал он, – зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной Русской Церкви – Святейшим Патриархом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего местоблюстителя». Предложение было единодушно одобрено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1933–1934: Владимир Злобин 17(30).09.1934–08(21).02.1938: Александр Самонов Волоколамская 14(27).09.1909–1919: Феодор Поздеевский 14(27).09.1919–31.05(13.06).1928: Герман Ряшенцев 04(17).06.1928–1928: Питирим Крылов 1928–1931: 03 .1931–02(15).04.1931: Стефан Гнедовский 21 .06(04.07).1931–1931: Никифор Никольский 16(29).09.1931–20.04(03.05).1934: Иоанн Широков 1934–1936: 01 .1936–1936: Иоанн Соколов 19 .07(01.08).1936–27.04(10.05).1937: Иоанн Широков, паки 1937–1941: 1941–1942: Алексий Палицын Волчанская 1918–1919: Алексий Волынская см. Ровненская и Волынская Вольковская (обн.) Михаил Митрофанов Вольская 18(31).01.1909–25.08(07.09).1917: Досифей Протопопов 05(18).09.1917–1918(?): Иннокентий Кременский 01 .1918–1919: Герман Косолапов 26 .04(09.05).1920–1922: Иов Рогожин –1923: 1923–1928: Пётр Соколов Варлаам Пикалов, в. у. (?) 1925–01(14).06.1929: Григорий Козырев 08(21).06.1927–25.09(08.10).1928: Симеон Михайлов, в. у.(?) 03(16). 10.1928–30.09(13.10).1933: Андрей Комаров 18 .09(01.1 0).1931–24.06(07.07).1933: Иоанникий Попов, в. у. 11(24).08.1933–03(16).10.1935: Георгий Садковский 16(29).10.1935–01 (14).04.1936: Сергий Куминский Вольская (обн.) 30 .09(13.10).1922–25.02(10.03).1925: Михаил Постников 1925–1926: Николай Позднев 25 .02(10.03).1925–1928: Михаил Постников, в. у. 06 .1928–02.1930: Арсений Покровский 03 .1930–09.1930: Виктор Путята 09 .1930–05.1931: Арсений Покровский, паки 06(19).05.1931–17(30).11.1932: Алексий Марков Вороговская (сцв) 1924–1927: Василий Лебедев Воронежская 13(26).05.1913–27.12(09.01).1918: Тихон Никаноров 1918–1923: Тихон Василевский 1922–24.12(06.01).1925: Владимир Шимкович 12 .1925–02.1926: Пётр Зверев 1926–12.1926: Алексий Буй, в. у. 1927–1927: Нафанаил Троицкий, в. у. 1928–1928: Макарий Звездов, в. у. 01(14).02.1928–03.1928: Павел Гальковский, в. у. 24 .04(07.05).1929– 12(25). 11.1935: Захария Лобов 12(25).11.1935–10.1936: Пётр Соколов 31 .10(13.11).1935–10(23).01.1936: Александр Торопов, в. у. 1936–1944: 06(19).03.1944–13(26).05.1945: Иона Орлов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  В октябре 1941 г., когда епископат Российской Церкви состоял из 4 архиереев и возможность соборного избрания преемника казалась нереальной, Блаженнейший и решил составить завещание о преемстве, как этов свое время сделали Святейший патриарх Тихон, а затем Местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Вопрос о преемнике патриарха Сергия был давно известен его ближайшему окружению, а архиепископ Григорий узнал о существовании завещания Блаженнейшего во время своей поездки в Ульяновск на хиротонию. Он писал: «20 октября г.]. Днем заходил на квартиру о. А. П. Смирнова, где остановился Алексий Рязанский. Он заболел (грудная жаба). Завтракали. Много высказывались по поводу меня, выражали какие-то надежды, даже говорили о возможности каких-то перемен в завещании Блаженнейшего в связи с появлением меня в числе архиереев. Проскальзывает мысль о неудовлетворенности м[ итрополитом] Николаем Ярушевичем. Мои воспоминания всех интересуют и у многих раскрываются глаза на иные события и иных лиц… 27 октября. Вечером беседовал с о. Колчицким. Он рассказал что когда Блаженнейший был болен в Москве, он вызывал м[ итрополита] Алексия Симанского и сделал завещание о передаче власти ему, м[итрополиту] Алексию Во время пути с Блаженнейшим находились м[итрополит] Николай и арх[иепископ] Сергий Гришин и очень беспокоились, когда Сергий заболел. Говорили об епископате: плохо, никого выдающегося и вообще, и для замены местоблюстительски. Лучше других – Алексий Симанский, но и тому нужен какой-то помощник в вопросах глубоких (канонических, по сношениям с Церквами за границей и по управлению загран[ичными] церквами и епископатом). Из тех, что были при мне здесь, умнее других Алексий Палицын, но и тот не глубок и не широк; Стефан Проценко наивен, с лукавством, мелок… Алексий Сергеев " за бутылку вина все может сделать " , выразился Колчицкий» 3 ноября 1942 г. на обратном пути из Ульяновска в Саратов архиепископ вспоминал свои беседы с Блаженнейшим и рассказы бывшего там духовенства, в том числе о заграничных архиерееях , и записал в дневнике: «Таково положение в нашей Патриархии. Во всяком случае, надо желать, чтобы Блаженнейший еще пожил возможно долее, чтобы нынешнее положение нашей Церкви получило б ольшую усточивось и упрочилось: без него может быть труднее, п[отому] ч[то] заменить его вполне, по-видимому, сейчас, из наличного епископата некем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881–1952), архиепископ. В 1922–1924 гг. архимандрит, настоятель Донского монастыря в Москве. В 1924 г. арестован и выслан в Нарымский край. В 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, вскоре был арестован и до 1941 г. в лагерях и ссылках. С 1941 г. архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии, с 1942 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Алексий Зосимовский (Соловьев Федор Алексеевич; 1846–1928), преподобный, иеросхимонах. С 1867 г. диакон храма Святителя и чудотворца Николая в Толмачах. С 1895 г. иерей Успенского собора Московского Кремля, уволен из Успенского собора по собственному желанию и поступил в братию Зосимовой пустыни Московской епархии, иеромонах. Старчествовал, был духовником обители. В 1908 г. ушел в полузатвор. В 1916 г. ушел в полный затвор. В 1917 г. на выборах Патриарха вытянул жребий с именем митрополита Тихона. В 1919 г. пострижен в схиму. В 1923 г., после закрытия Зосимовой пустыни, переехал на жительство в г. Сергиев, где и скончался. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии; с 1921 г. епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. В 1922–1925 гг. в ссылке; с 1926 г. архиепископ Хутынский, викарий Новгородской епархии; с 1932 г. митрополит Старорусский, викарий Новгородской епархии; с 1933 г. митрополит Новгородский; потом Ленинградский; с 1943 г. митрополит Ленинградский и Новгородский; с 1944 г. Патриарший Местоблюститель. В 1945 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929–2008), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 г. Альбинский Иоанн Иванович († 1935), священник, обновленческий «архиепископ». До совращения в обновленческий раскол в 1922 г. был настоятелем Апостоло-Матфеевского храма в Петергофе. В 1922 г. «хиротонисан во еписокопа Подольского, викария Московской епархии», вскоре возведен в сан «архиепископа». В 1923 г. «архиепископ Владимирский», ушел на покой и проживал в Ленинграде, служил на Серафимовском кладбище, до 1934 г. в «Живой Церкви». Скончался в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Митрополит Алексий объявил формулу поминовения святейшего патриарха, которая звучала отныне так: «Святейшего Отца нашего Сергия, патриарха Московского и всея Руси». В общем воодушевлении члены Собора встали и пропели тропарь Святой Троице «Благословен еси, Христе Боже наш». Протодиакон произнес первое официальное публичное многолетие: «Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, избранному патриарху Московскому и всея Руси». Так свершилось главное дело Собора. Церковь обрела своего возглавителя. В тот же день был избран и Священный синод при патриархе, состоявший их трех постоянных и трех временных членов. Постоянными членами стали митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Временных членов предполагалось выбирать в порядке старшинства на полугодовые сессии от каждой из трех групп епархий: северо-восточной, центральной и южной. Первыми, кто был приглашен, стали архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Ярославский Иоанн (Соколов) . Одновременно Собор принял ряд важных церковно-общественных документов: декларацию об осуждении изменников веры и Отечества из числа духовенства и верующих, запятнавших себя предательством и сотрудничеством с оккупантами; обращение к советскому правительству с выражением благодарности за внимание к «нуждам Русской православной церкви» и благословение на труды правительства СССР; обращение ко всем христианам мира с призывом «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом». 12 сентября, в День памяти святого князя Александра Невского, покровителя земли Русской, в Богоявленском кафедральном соборе состоялась интронизация (возведение на престол) новоизбранного патриарха. Встреченный всем Собором епископов и представителями московского духовенства и паствы патриарх, приложившись к кресту, поднесенному кафедральным протоиереем, взошел на кафедру посередине храма. Протоиерей Колчицкий огласил Деяние Собора об избрании митрополита Сергия и о присвоении ему звания Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Весь сонм духовенства, а за ним и вся полная народу церковь провозгласили троекратное «Аксиос!». Митрополит Киевский Николай поднес патриарху куколь, тот возложил его на себя. Вслед за этим митрополит Ленинградский Алексий поднес Святейшему патриарший жезл. Протодиакон вновь возгласил многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В деятельности святителя Алексия трудно различить, где чисто церковная его работа, и где государственная. Но русский народ не осудил за это святителя; но Церковь русская не задумалась прославить его во святых. Так искони повелось на Руси: русские люди созидали царство Божие прежде всего, и это считали целью, а на царство земное, на наряд государственный они смотрели, как на средство для достижения цели, и старались, чтобы средство это было достойно и прилично для цели, было сильно и действенно. Кто хотел бы на Руси разделить Церковь от государства, тот уподобился бы человеку, который пожелал разделить в живом теле мясо и жилы от костей. Духовный образ святителя Алексия и с ним вместе ныне ублажаемых святителей Московских Петра и Ионы – это великое назидание в наши дни и прежде всего нам, пастырям Церкви. Совершенно верно то, что духовенству должно быть строжайше воспрещено всякое политиканство. Оно словом Божиим, присягой и долгом своего звания и ежедневной молитвой призвано приносит моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за вся, иже во власть суть ( 1Тим. 2:1–3 ). Посему для служителей русской Церкви, волей Царя ныне призванных к участию в Государственной Думе и в Государственном Совете, путь жизни, правило слова пастырского и образ поведения в жизни чисто государственной – совершенно ясны: они призваны поддерживать православную веру, власть Государя и жизненные интересы родного русского народа. Это – политика духовенства; это – его религиозный и патриотический долг; это – завет первоиерархов русских и угодников: святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, преподобного Сергия; это – заветы великих патриотов-страдальцев: Иова, в век незабвенного Гермогена и Авраамия Палицына. Память же лжепатриарха Игнатия проклята в народе... Посему всё, что не религиозно, не народно, не патриотично, – всё, что хотя бы косвенно склонно поддерживать такие течения жизни, которые действуют в подрыв и ослабление силы и чести православной Церкви, в умаление власти Царя, утверждающего эту власть свою на религиозно-нравственном христианском начале, а не на языческом правовом, и в подрыв силы, значения и прав русского народа в его царстве, – всё такое и все такие должны покинуть ряды служителей Церкви, уйти из её священной дружины, не смущать боголюбивого и царелюбивого народа русского своим предательством, изменой долгу, лицемерием, или хотя бы даже только попустительством злу. Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010