Мануил (Лемешевский), еп. (закл.) Евсевий (Гроздов), еп. Николай (Ярушевич), еп. Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.) Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.) ЛИПЕЦКАЯ Уар (Шмарин), еп. МОСКОВСКАЯ и Коломенская Викариатства: Богородское Бронницкое Верейское Волоколамское и Юрьевское Дмитровское Егорьевское Звенигородское Коломенское Можайское Орехово-Зуевское Подольское Сергиевское Серпуховское Вдовствующая с 1925 г. Платон (Руднев), еп. (закл.) Иоанн (Василевский), еп. Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.) Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.) Серафим (Звездинский), еп. (удалён из еп.) Вдовствующая Филипп (Гумилевский), еп. Феодосий (Ганецкий), еп. Алексий (Палицын), еп. (закл.) Никита (Делекторский), еп. Вдовствующая Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.) Сергий (Гришин), еп. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская Викариатства: Ардатовское Арзамасское Балахнинское Ветлужское Городецкое Керженское Лукояновское Лысковское Макарьевское Павловское Печерское Сергачевское Сергий (Страгородский), митр. Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.) Михаил (Кудрявцев), еп . Вдовствующая Николай (Голубев), еп. Неофит (Коробов), еп. Павел (Волков), еп. (неопред.) Серафим (Юшков), еп. (неопред.) Александр (Щукин), еп. Вдовствующая Александр (Похвалинский), еп. Григорий (Козлов), еп. (закл.) Петр (Савельев), еп. НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская Викариатства: Боровичское Валдайское Демянское Кирилловское (Чере­по­вецкое) Маловишерское Старорусское Тихвинское Устюжинское Хутынское Череповецкое Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.) Никита (Стягов), еп. Иосиф (Невский), еп. (закл., неопред.) Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.) Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?) Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или Серафим (Велицкий), еп. (неопред.) Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.) Антоний (Демянский), еп. (неопред.) Феодор (Яцковский), еп. (закл.?) Алексий (Симанский), архиеп. Макарий (Опоцкий), еп. (закл.) НОВОСИБИРСКАЯ Никифор (Осташевский), еп. ОЛОНЕЦКАЯ и Петрозаводская Викариатство: Каргопольское Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Мы глубоко благодарны за исполненное любви послание 90 Вашего Блаженства, в ответ на которое один из нас теперь прибыл в Москву, дабы заверить Русскую Церковь и Русский Народ в нашем сердечном единении с ними. Мы хотим уведомить Ваше Блаженство о нашем великом желании приветствовать здесь, в Лондоне, в скором времени делегацию от Святой Русской Церкви, которая, если, как мы верим, будет, уверяем Вас, приветствуема с радостью и усердием. Наконец, испрашивая Ваших молитв и молитв Вашего Народа для нас самих и для нашей Англиканской Церкви, молимся да почиет благословение Всемогущего Бога на вашем Блаженстве и на Церкви, Вашему попечению вверенной. Пребываем Вашего Блаженства верные и любящие во Христе Братья. Вильям Кантуар 91 Кирилл Ибор 92 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 500. Л. 6. Копия. Делопроизводственный перевод с английского. 24. Заявление митрополита Московского и Коломенского Сергия И. В. Сталину о решении Собора архиереев Русской Православной Церкви присвоить Сергию титул патриарха и избрании новых членов Синода 9 сентября 1943 г. г. Москва Председателю Совнаркома Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину Собор архиереев Русской Православной Церкви, собравшийся по моему вызову в Москве по вышеуказанному адресу, своим единогласным решением 8-го сего сентября постановил: 1) присвоить мне, как Главе Русской Православной Церкви, титул «Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и 2) избрать членами состоящего при Московском Патриархе Священного Синода митрополитов Ленинградского Алексия Симанского и Киевского Николая Ярушевича и Архиепископов Горьковского и Арзамасского Сергия Гришина, Красноярского Луку Воино-Ясенецкого, Куйбышевского Алексия Палицына и Ярославского Иоанна Соколова , о чем имею долг донести Правительству СССР к сведению. Сергий Митрополит Московский и Коломенский АП РФ. Ф. З. Оп. 60. Д. 4. Л. 18. Подлинник. 25. Телеграмма обновленческих священнослужителей Средне-Азиатской епархии И. В. Сталину с поздравлением по случаю военных успехов Красной Армии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он отдал дань памяти таким выдающимся деятелям национально-освободительного движения, как Мераб Костава, Зураб Чавчавадзе, Георгий Чантурия, Акакий Бакрадзе и, конечно, Звиад Гамсахурдиа. Когда в 2007 году из Грозного в Грузию привезли для перезахоронения в Пантеоне писателей и общественных деятелей на горе Мтацминда прах первого президента Грузии, Его Святейшество лично служил панихиду. По субботам в Сионском соборе собираются одетые в траур женщины. Эго матери, потерявшие детей. Если бы не Церковь и не внимание патриарха, их жизнь закончилась бы тогда, когда они простились с сыновьями. Но патриарх направил их по пути спасения и духовного возрождения. В Тбилиси более 800 матерей героически погибших сыновей, их объединяет общая боль и скорбь. Как сказал Его Святейшество: «Такое единение скорбящих матерей происходит впервые за двадцативековую историю христианства – это бессловесная проповедь православной веры». Группа скорбящих матерей стала инициатором многих благотворительных акций. Особенно важно отметить их работу в открытом при патриархии Доме милосердия (основан в 1994 году), где готовят еду для сотен нуждающихся и оказывают бесплатную медицинскую помощь. В 1917 году после восстановления автокефалии Грузинской Церкви избранный на Соборе в Тифлисе Католикос-Патриарх Кирион III сразу же начал широко информировать православный и неправославный мир об истинном положении Грузинской Церкви. Он выразил желание наладить дружественные отношения с Русской Церковью, однако 29 декабря 1917 года Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон призвал грузинских архипастырей Кириона, Полоцкого и Витебского, Леонида Гурийско-Мингрельского, Георгия Имеретинского, Антония Горийского и Пирра Алавердского соблюсти требования церковных канонов, прибыть на Всероссийский Священный собор, отказаться от своих заблуждений и «предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд Всероссийского Собора». Общение между двумя Церквами было разорвано, и разрыв длился 25 лет. И только 31 октября 1943 года евхаристическое общение между Церквами было восстановлено. Документ о признании Русской Церковью автокефалии Грузинской Церкви был подписан патриархом Сергием и членами Синода; митрополитами Ленинградским Алексием (Симанским), Киевским Николаем (Ярушевичем) , архиепископами Казанским Андреем (Комаровым), Куйбышевским Алексием (Палицыным) и Сарапульским Иоанном (Братолюбовым).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После отъезда Ларина функции управляющего обновленческой Среднеазиатской епархией принял на себя «архиепископ» Анатолий Синицын, попытавшийся в «сущем сане» перейти в Патриаршую Церковь. Священный Синод от 9 декабря 1943 г. отказал Синицыну по причине того, что все рукоположения были получены им от обновленческих «епископов», поэтому принять его можно только в звании мирянина с возможностью дальнейшего православного рукоположения. В феврале 1944 г. Патриарх Сергий принял решение направить в Ташкент для устройства церковной жизни архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына), по словам ташкентского уполномоченного, «весьма строгого и сурового» и с особыми полномочиями от Патриарха . Архиепископ Алексий 7 марта 1944 г. выехал из города Куйбышева в Ташкент, куда прибыл 12 марта без всяких уведомлений. Согласно его отчёту на имя уже следующего Патриарха Алексия, в Ташкенте он разместился на нейтральной квартире, хотя помещение для проживания ему готовилось одновременно и православными, и обновленцами . Слева направо: архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архимандрит Гурий (Егоров), настоятель Александро-Невского храма протоиерей Григорий Брицкий. Ташкент. 1944. В Узбекистане из числа действовавших на тот момент церквей восемь были обновленческими, и лишь две принадлежали Патриаршей Церкви — Георгиевский молитвенный дом в Самарканде и кладбищенская часовня в Фергане . В Ташкенте, где проживало немалое количество православных людей, в это время не было ни одного православного храма. В городе действовала только одна обновленческая церковь — Александро-Невский храм, расположенный на Боткинском кладбище, настоятелем которого являлся протоиерей Григорий Брицкий. Сторонники Патриаршей Церкви после закрытия в 1939 г. последнего в Ташкенте православного храма Преподобного Сергия устроили алтарь в кладбищенской часовне в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенной недалеко от Александро-Невского храма. В 1940 г. местные власти закрыли и часовню. Образованный в 1943 г.

http://bogoslov.ru/article/6175403

Саратовского. Литургия началась в 10 часов; храм, временный Патриарший Казанский собор на ул. Водников,15, освященный из польского костела, был полон народу. Служило 4 архиерея. После литургии, хиротонии и молебна еп. Григорий вышел пятым. Вечером за ужином митр. Сергий говорил о желательности возобновления издания ЖМП, указывая на еп. Григория как редактора, и переводе его для этого поближе к Москве, например, в Орехово-Зуево. Владыка знал о прежней деятельности еп. Григория в качестве многолетнего сотрудника Олонецких Губернских и Епархиальных Ведомостей и редактора печатного органа Карельского братства – еженедельной газеты «Олонецкая неделя». 15 окт. еп. Григорий был возведен в сан архиепископа согласно указу 594 от 15 окт. 1942 г. «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». В удостоверительной грамоте от 15 октября 1942 г. епископу Богоспасаемого города Саратова митрополит Сергий поручал управление патриаршими православными приходами Саратовской области. Подпись к фотографии слева направо: епископ  Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко),  Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын),  архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). Ульяновск  14 октября 1942 г. Архиепископ Григорий вступил на Саратовскую кафедру 5 ноября 1942 года, за всенощным бдением на праздник в честь иконы «Всех Скорбящих Радости». Так же, как и прот. Н.Чуков (1870–1955), в «одиннадцатый час» своей жизни в 1942 г. вышли на служение, получив благодать архиерейства, вдовый протоиерей Сергий Городцев, в монашестве Варфоломей (1866–1956), и заслуженный вятский прот. Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 гг.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Так пришлось сразу окунуться в дела Патриархии. Я уже достаточно отстал от канцелярии вообще, но пришлось постепенно втягиваться и понемногу ориентироваться. Поместился я во втором этаже – сначала в комнате, что над парадной, а потом на противоположном конце, рядом с кабинетом Колчицкого, где о. архимандрит Иоанн (Разумов) заботливо обставил меня удобствами: Туда провели потом даже радио, что для меня было особенно удобно, так как иначе, не имея часов, я не знал времени и боялся запоздать к завтраку, который, по принятому у Патриарха обычаю, подавался в 9 ч[асов] утра (обед – в 3 ч[аса] и ужин – в 9 ч[асов] вечера). После завтрака, с 10 ч[асов] до 2–3 ч[асов], я обычно принимал посетителейи наблюдал за ходом работы канцелярии, а вечером брал у Патриарха рассмотренные им бумаги с резолюциями и подготовлял их к исполнению в канцелярии на следующий день. 20-го окт[ября] начиналась сессия Синода. Съезжались архиереи. Приехали: Ленинградский м[итрополит] Алексий (19-го) с прот[оиереем] П. П. Тарасовым, потом Куйбышевский Алексий Палицын. Не было известий от Ярославского Иоанна и Красноярского Луки. Так без них и началась сессия Синода. Ярославский приехал уже несколько дней спустя, а арх[иепископ] Лука и совсем не приехал, написав потом Патриарху письмо, в котором говорил, что ему неудобно так часто и надолго оставлять Госпиталь, которым он, как хирург, заведует, и чтобы вообще на будущее время его назначали для присутствования в Синоде преимущественно на летние сессии и на возможно более отдаленные сроки... За ужином и завтраком (без посторонних архиереев) Патриарх говорил, что архиеп[ископ] Лука, видимо, разочарован и обиделся, что во время приезда (в конце сентября) английских гостей (архиеп[ископа] Йоркского с двумя священниками) он не участвовал в их встрече и приеме («не показали»…) и потому сначала говорил о желании перебраться поближе к Москве, а потом отказался от этого, хотя и Патриарх предлагал ему и Наркомздрав был готов перевести его … Из более или менее важных дел, бывших на рассмотрении Синода или вообще обсуждавшихся во время моего пребывания в Патриархии (до 29 н[оя]б[ря]) были: дела американские, вопрос о возможности возвращения Церкви помещений нашей миссии в Иерусалиме, вопрос о типографии, о свечном заводе, о принятии из обновления еп[ископа] Михаила Постникова, ярославского митр[ополита] Корнилия с несколькими протоиереями, московского обновленческого духовенства, ташкентского еп[ископа] Сергия Ларина, алма-атинского Анатолия и др. Как сказал Г. Г. Карпов, председатель Совета, обновленцам «дана директива» о присоединении к Патриарху. Но приезжал А. И. Введенский и старался затормозить это движение, был он и в Совете, где я случайно с ним встретился. Что дальше будет, трудно сказать, но: 1) ему не разрешили остаться в Москве, и 2) мне– Зайцев, а Патриарху– Карпов говорили, что нельзя ли как-нибудь устроить «мост» для Введенского, чтобы дать ему возможность «ликвидироваться»... Патриарха это серьезно взволновало и обеспокоило.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

19 июля 1922 г. был утвержден новый состав Московского обновленческого ЕУ под рук. Антонина, за к-рым было закреплено руководство Московской епархией (ВССПРЦ. 1922. 6/7. С. 22). Обновленческую К. к. также занимали Александр Введенский (1923-1924), Софроний Иванцов (1944-1946). 1944-1977 гг. 4 марта 1942 г. Киевский и Галицкий митр. Николай (Ярушевич) получил от митр. Сергия (Страгородского) полномочия по временному управлению приходами Московской епархии, к-рые раньше имел Куйбышевский архиеп. Алексий (Палицын) ( Сурков. 2012. С. 488); в документе от 17 апр. 1942 г. митр. Николай упомянут как «временно управляющий делами Патриархии в Москве». Секретарем Московской Патриархии являлся прот. Сергий Даев, настоятель Ризоположенской ц. на Донской ул. 14 мая 1944 г. состоялась его хиротония во епископа Можайского, викария Московской епархии (см. Макарий (Даев) ). Основной задачей еп. Макария являлось замещение митр. Николая во время его отсутствия в епархии (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 73. Л. 5). В отчетах уполномоченного Совета по делам РПЦ отмечалось, что еп. Макарий стал заместителем и помощником митр. Николая по управлению Московской епархией. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Крутицкое подворье. Фотография. 1943–1944 гг. Указом патриарха Сергия от 7 окт. 1943 г. за митр. Николаем было закреплено управление приходами в Московской обл., управление приходами Москвы патриарх Сергий принял на себя. 28 янв. 1944 г. Синод утвердил следующее предложение патриарха Сергия: «Нуждаясь в постоянной архипастырской помощи по управлению Московской Патриархией и идя навстречу желанию преосвященного Николая (Ярушевича), митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины, предлагаю перевести его на кафедру митрополита Крутицкого с сохранением за ним внешних отличий, присвоенных издревле Киевской кафедре, и с поручением ему, в качестве моего наместника, управления всей Московской епархией на правах епархиального архиерея, за исключением духовенства и приходов г. Москвы, остающихся в моем непосредственном управлении» (цит.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 гг. и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 г. об однобрачности епископов и как введшего в своё время Собор 1923 г. в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с жёнами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у неё нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Всё сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причём это был старый архиерей ещё дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта... Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевёл епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 г., когда воссоединение обновленцев всё-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приёма епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа и стал православным архиереем, занимал поочерёдно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 г. в сане архиепископа Ярославского и Ростовского) " 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

2. Собравшиеся архиереи аннулируют решения обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов и признают покойного Патриарха Тихона в сущем сане. 3. Затем они лишают сана Митрополита Александра за незаконное восприятие сана Первоиерарха и как нарушившего постановление Собора 1923 года об однобрачности епископов и как введшего в свое время Собор 1923 года в заблуждение, в результате чего последовало постановление о лишении сана Патриарха Тихона. 4. Обновленческий Собор архиереев приносит покаяние за себя и за своих предшественников и воссоединяется с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. 5. Все обновленческие епископы принимаются в сущем сане. Неженатые и те, которые изъявят согласие расстаться с женами, разумеется, по обоюдному согласию со своими супругами, также получают кафедры. Те епископы, которые останутся в женатом состоянии, принимаются в сущем сане, им разрешается ношение панагии, но с пожизненным запрещением в священнослужении. Это соглашение было одобрено Митрополитом Сергием. Гражданская власть также заявила, что у нее нет возражений, и дала согласие выдать обновленческим архиереям пропуска для проезда в Москву. Все сорвалось из-за непредвиденного обстоятельства. Текст этого соглашения был разослан совершенно конфиденциально всем обновленческим архиереям. Однако совершенно неожиданно один из них (причем это был старый архиерей еще дореволюционного поставления Митрополит Ярославский Корнилий) переслал текст этого проекта… Кому бы вы думали? Введенскому. Первоиерарх тотчас перевел епископа Сергия в Ташкент. Сразу же проект заглох. Весной 1944 года, когда воссоединение обновленцев все-таки произошло (на гораздо менее благоприятных условиях), Сергий Ларин тут же поспешил поднести Патриархии Среднеазиатскую епархию (90 приходов) на серебряном блюде. Для приема епархии из Москвы был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий Палицын, о котором речь шла уже выше. Сергий Ларин был затребован в Москву, принят в сане простого монаха, а через два месяца был вновь рукоположен в диакона, пресвитера и епископа — и стал православным архиереем, занимая поочередно Одесскую, Ростовскую, Вятскую и Ярославскую кафедры. (Умер в сентябре 1967 года в сане архиепископа Ярославского и Ростовского.)

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

42 Собр. Л. Ник. IV. 48. 63. –„Тое же зимы промежу говенья февраля во 12, в пяток, в завтренную годину, преставился Прв. Алексий Митрополит всея России, в старости честне и глубоце, был в Митрополитех лет 24, и положен бысть на Москве, в церкви Св. Ар. Михаила честного его чуда, иже сам созда обчий монастырь». Примеч. к V т. Карамзина стр. 8 и 9. 61 Стоглавый собор ставит Рублева в образец иконописцам; и доныне образа, писанные в стиле Андрея Рублева, слывут рублевыми, т. е. ценными – редкими, а известная под его именем иконы, отмеченные позднейшими подписями, высоко ценятся любителями. Пам. Мос Древ. Снегирева, стр. XXI. 66 Св. Дионисий Архимандрит Троицкий и Авраамий Палицын, пользовавшиеся всеобщим уважением, рассылали по всем концам России грамоты, в которых убеждали «постоять за благочестие и отечество крепко и мужественно. Дионисий и Авраамий объявили на лобном месте царем России Михаила Федоровича и собирали «в Богоявленском на Белом городе» верноподданические подписи. В почетном посольстве в Кострому, для призвания царя на престол находился Авраамий. Истор. опис. Троицкой Лавры гл. VI стр. 93–114. 71 Пахомий писатель жития пр. Сергия, Троицкой обители дает название Лавры: следовательно, и тогда было уже распространено это название. В начале XV в. окончательно утвердилось за Троицкой обителью название Лавры. 75 Кроме Варсанофия, 9 настоятелей Андроникова монастыря, отличавшиеся благочестивою жизнью и духовным просвещением, удостоены Епископского сана: Митрофан из Архимандритов Андр. мон. был рукоположен в Епископа Коломенского; Симеон – в Еписк. Суздальского; Сергий – в Еп. Рязанского; Симеон Милюков – в Архиеписк. Смоленского; Никифор – Митр. Астраханского; Авраамий III Митр. Белгородский; AbpaaмuйIV. М Рязанский, Иосиф III Еп. Воронежский и Сильвестр– Старогородский. 88 Список Архимандритов Сим. мон. в Истории Р. Иерархии-неполный. Полный хранится в монастыре, пополненный на основании дарственных грамот. 90 В таком печальном положении Симонов оказался после 1771 года, без настоятеля и монашествующих, когда свирепствовала в Москве моровая язва, от которой люди гибли тысячами. Настоятель и братия были переведены в Новоспасский монастырь, но там все и погибли. Симонов же обращен был в карантин для больных. Описание Новоспасского монастыря. 1821 г. стр. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010