Понятно, при таких условиях человек не мог продолжать выполнение своего высокого земного назначения, и развитие царства добра на земле было задержано; потребовалось внесение в мир новых божественных начал, которые бы снова водворили на земле всеобщее братство людей и самую природу человека привели бы в первобытное нормальное состояние, так чтобы человек снова мог дружными силами приняться за устройство царства Божия, царства добра, божественной истины и красоты. Эту высочайшую задачу восстановления нормального бытия человека и объединения рода человеческого в одну великую братскую семью и взял на Себя Спаситель всех людей, Господь наш И. Христос. И прежде всего, чтобы исправить падшего человека, нужно было пустить новый луч с неба в запутавшееся и потемнённое его сознание, нужно было просветить новым откровением ум человека – этот главный двигатель его жизни. И вот, является на земле Слово Божие, как новое, еще не бывалое откровение Божества человеку, спасает человеческую мысль от тьмы неведения, заблуждения и всякого рода лжи и возводит её до познания высочайших тайн мировых. Нужно было снова поднять, на подобающую высоту нравственность человека, исправить падшую волю человека, направить её на прежнее русло жизни богоподобной. И вот, является высочайшее и чистейшее нравственное учение Евангельское и совершеннейшее воплощение его в лице Богочеловека – Христа, как вечного идеала человеческой нравственности. Но откровение высочайшей истины и совершеннейшей нравственности не составляло ещё полного восстановления падшего человека. Нужно было исправить самый поврежденный организм его, восстановить в нём прежнее нормальное соотношение его сил и способностей, даровать ему внутренний мир, ту внутреннюю гармонию души, которая составляет первое и необходимое условие истино-духовного совершенства и счастия человека; наконец, нужно было внести этот мир в отношения людей друг к другу, указать им, что только дружные усилия всего человечества могут создать на земле истинный рай, царство Божие, и постепенно возводить человека к высшему духовному совершенству – богоподобию. И все это достигнуто беспримерной Голгофской жертвой. Крест Христов уничтожил, убил всякую вражду не только в человеке, но и во всём мире. Наконец, чтобы человек действительно способен был воспользоваться всем тем, что сделано было для него Христом, – чтобы он мог снова окрылиться и подняться выше этой разбитой и грешной жизни, – нужно было вдунуть в него дыхание новой жизни. Акт этого вдуновения новой жизни в лице человека, акт воссоздания падшего человека и совершился через ниспослание на землю Св. Духа и продолжает совершаться над искупленным человеком посредством сообщения ему благодатных даров в христианских таинствах. Таким образом, христианство явилось в мире, как восстановление нормального бытия человека и всеобщего братства людей, как таких условий, без которых не возможно никакое духовное совершенство человека, его счастье, даже сама жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Так как свободная деятельность человека выражается тремя способами: мыслию и желанием, словом и беседою, наконец, самим делом, то и грехи наши имеют три главных вида: грехи мысли, слова и дела. Грехи мысли – это все нечистые помыслы и желания, которые преступны уже потому только, что портят душу и делают ее богопротивною, а главным образом потому, что от худых мыслей и желаний весьма часто происходят худые слова и дела. Вторая группа грехов – это худые и гнилые слова, как-то: все виды лжи и обмана, напрасная божба и безрассудная клятва, пересуды и злоречия на счет ближнего, все лжесвидетельства и клятвы, все соблазнительные шутки и срамословие. Сюда же относятся грехи слова·печатнаго, когда то, что грешно произносить устами, пишется и печатается на бумаге. К этому же роду грехов следует отнести и те случаи, когда мы из видов самолюбия или своекорыстия не хотим знать истину или обнаружить ложь – клевету. Наконец, третий вид грехов – это самые порочные дела. Но если бы мы вздумали исчислить их поимённо, то, думаю, не хватило бы ни чисел, ни слов. Заметим только, что одни из грехов этого рода направлены прямо против Бога 4 , другие – против ближнего 5 , третьи – против самого грешника 6 . Конечно, не все перечисленные, грехи бывают в каждом человеке. Обыкновенно одна какая-либо страсть берет перевес над другими и господствует в человеке. Но всё же нельзя быть с одним каким-либо грехом и пороком по произволу. Как праведник носит в себе начало и семя всех добродетелей, так и каждый грешник носит в себе семя всех пороков. Вот почему, напр., человек гордый бывает вместе и завистлив, и мстителен, и жесток; человек скупой является и притеснителем, лживым и низким; плотоугодник бывает и клятвопреступен, и лицемерен, и расточителен. Впрочем, не все грешники стоят на одной степени развращения. Здесь, как в добродетели, наблюдается известная постепенность. Когда человек предается по временам разным порокам, или одному какому-либо, но без особенного расположения ко греху, не забывая по временам, а иногда и часто, даже каяться, хотя и без заметных плодов покаянных, такой человек стоит еще на первой ступени греха. Когда же худые дела обращаются в навык, порок или страсть, когда дела эти становятся постоянным правилом жизни грешника, не заглушая, впрочем, вовсе желания исправиться и перестать грешить, такое состояние грешника может быть названо второю ступенью греха. Третья степень – когда развращение доходит до того, что грешник, ослепленный грехом, почитает его для себя делом необходимым, совершенно забывает закон и страх Божий, грешит нераскаянно, с намерением всегда остаться в таком состоянии. В этом состоянии особенно ясно сказывается связь греховного человеческого мира с демонским царством. Этою связью объясняется то заклятие, то очарование, которому подвергается порочный человек ( Мф.12:45 ). Вот почему об Иуде, страдавшем пороком сребролюбия, сказано, что в него вошел сатана ( Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вот, Иуда, наконец, в Гефсиманском саду во главе шайки врагов Христовых. Он хорошо знал то место, где и сам часто бывал со Иисусом. Сюда он и привёл врагов, с которыми заранее условился: кого я поцелую, той и есть, возьмите Его, и ведите сохранно. К измене он прибавил еще и наглую лесть. Он подошел к Иисусу Христу и сказал: радуйся, Равви, и поцеловал Его 83 . Господь терпеливо допустил Иуду к своему лицу и терпеливо снёс целование предателя. Он только сказал ему: «друг, зачем ты здесь? Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» Это последнее слово, которым Спаситель обменялся с предателем. Но сколько любви, сколько задушевности было в этом вопросе! Но и эта небесная ласка не тронула ни сердца, ни совести Иуды. На спасительный вопрос ответа не последовало. Иуда заметил проницательный взгляд Спасителя и в страхе отошёл, чтобы скрыться в толпе, которую он привёл. Злодеи подошли, возложили свои преступные руки на Иисуса и взяли Его. Сатанинское дело сделано. Учитель в руках книжников. В награду за диавольскую службу сатана сейчас же поспешил покончить и с самим предателем. Мы знаем, что враги Христовы успевают в продолжение одной ночи с четверга на пятницу сделать два незаконных, и по месту и времени, собрания, выслушать лжесвидетелей, произнести над Иисусом смертный приговор и предать осужденного Пилату на распятие. Иуда узнал, увидел, что Иисуса осудили на позорную смерть. Как громовой удар раздаётся эта весть в душе Иудиной. Разродившись предательством, покончив с своим позорным делом, ненужный более сатане, который чрез Иуду достиг уже своего, предатель почувствовал теперь в своей душе какую-то пустоту. Душа сделалась как бы праздною и доступною чувству забытого, нарушеннаого долга. И какой ужасный голос раздаётся в этой пустоте душевной! Всё доброе, на время забытое, но когда-то не чуждое и преступной душе Иуды, теперь ясно вспоминается, теснится в сердце, давит и разрывает на части это злополучное сердце. Иуда одно видит, одно слышит: смерть Учителя! Для него нет более стыда и скрытности, все рассчеты, самая страсть исчезла, как адское привидение, осталась одна неумолимая совесть с её страшными мучениями. Иуда спешит к первосвященникам и старейшинам в храм, кидает им проклятые 30 сребренников и говорит: согрешил я, предав кровь неповинною. Но признание это не помогло ему. Первосвященники встретили его с презрением и отвечали ему с холодною усмешкою: «что нам до того? Сам смотри». О, я хорошо вижу, думает Иуда в отчаянии, чего стоит подобное мне чудовище: око за око, кровь за кровь, говорит сам закон 84 . И шед, удавися. Повесился, вероятно, в месте сокровенном, взобрался, должно быть, высоко над пропастью, так что когда низринулся с своей виселицы, или же когда хищные птицы быстро расклевали его, или же просто когда быстро разложился под палящими лучами южного солнца и лопнул от вздутия живота, то разселось чрево его, и выпали все внутренности его ( Деян.1:18 ). Конец достойный Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Если знание истин христианской религии есть необходимое условие доброго направления мыслей человека, его миросозерцания, то еще необходимее это знание для его нравственной деятельности. Святая истина, что человек, как образ и подобие Бога, предназначен к нравственному совершенству ( Мф.5:48 ; 1Сол.4:1 ; Еф.2:10 ). Всякая нравственная деятельность должна утверждаться на известных началах или убеждениях. И чем эти начала прочнее и выше, тем устойчивее и совершеннее и наша нравственность, и наоборот. Но где нам найти такие прочные начала или правила для нашей нравственной деятельности, где та скала, стоя на которой, мы могли бы считать себя всегда безопасными, где тот путь, идя по которому, мы могли бы самым наивернейшим образом достигнуть предуказанной нам цели, не уклоняясь ни направо, ни налево? «Аз есмь путь, и истина, и живот» ( Ин.14:6 ), слышим мы из уст нашего Небесного Учителя. Так, только христианство освещает нам путь нашей земной жизни, только оно может дать самое надежное руководство для нашей нравственной деятельности. Только христианство научает нас, что в жилах всех людей течет одна и та же кровь, что все они братья и должны быть связаны между собой одним законом любви, что мы должны заботиться не о своем благе, но о благе других, что жизнь наша должна быть служением и самопожертвованием для других, что самолюбие есть коренной порок людей, а самоотвержение, любовь – коренная добродетель. Только христианство дает нам точное указание на повреждённое состояние нравственной природы человека и требует, чтобы он исправился, сознал свои недостатки, получил отвращение к ним и твердо решился навсегда разстаться с ними. Только христианство требует от человека борьбы с самим собой, уничтожения в себе зла и полного нравственного перерождения, – требует и, с своей стороны, предлагает для этого падшему человеку свою благодатную помощь. А если так, то разве можно безнаказанно не знать нравственных предписаний христианской религии, разве можно жить, не зная правил жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Так глубоко яд греха проник все существо диавола. Как впервые возникла эта основная злая воля – это сокровенная тайна. И только Слово Божие дает нам некоторые указания на эту тайну. Грех диавола, за который он подпал вечному осуждению, есть гордость ( 1Тим.3:6 ; Сир.10:15 ). Есть предположение, что гордость эта и состояла в том, что он не захотел поклониться Сыну Божию при введении Первородного во вселенную, не смотря на повеление «да поклонятся Ему все ангелы Божии» ( Евр.1:6 ). Диавол, занимавший до падения исключительно высокое положение в мире чистых духов, мог подумать, что вводимый во вселенную Сын Божий не выше его, и потому мог не поклониться Ему. Но вероятнее гордость диавола выразилась в том, что он возгордился высотою своего положения и захотел стать для мира богом, заменить собою Бога для мира, пользоваться божескою честию и славою в мире, почему и отказался повиноваться Богу и дерзко восстал против Него. Вместе с собою он увлек путем клеветы в свое нечестие и часть подчинённых ему ангелов и вместе с ними был низвержен с высоты небесной: «Я видел сатану, говорит И. Христос, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ). Небо, жилище ангелов и место высшего откровения Божия, не могло быть теперь местом пребывания сатаны. По низвержении с неба, не имея возможности среди его обитателей распространять свое царство, падшие духи направили свои усилия на то, чтобы сеять зло среди людей, развращать их, обольщать и направлять их деятельность против Бога, против царства Божия. И вот, по обольщению диавола совершилось грехопадение первых людей: завистию диаволею смерть в мир вниде ( Прем.2:24 ). И с тех пор, кто грешит, тот ставит себя в зависимость от диавола, роднит себя с царством зла и тёмной силой адской, и тени этой мрачной силы падают тогда на нашу душу. Всяк, творяй грех, от диавола есть ( 1Ин.3:8 ). Спаситель заметил однажды иудеям, что нераскаянный грешник до того подвергается влиянию злого духа, что этот последний обитает в нём, как в своём доме, и не только сам обитает, но и приводит за собою для обитания иных лютейших духов ( Мф.12:4345 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

А что исполнение седьмой заповеди возможно и во внебрачном состоянии, это подтверждается многими неоспоримыми фактами. Мы уже видели, что в церкви христианской всегда существовал (есть и теперь) класс девственников и девственниц, ради служения Богу посвятивших себя на всегдашнее безбрачие. А наши святители, которых народ так чтит именно за их непорочное житие? Ведь если бы в их жизни было что-либо зазорное, то это никак не утаилось бы: они живут в городах среди общества, жизнь их открыта и всем известна. Найдутся, без сомнения, и в обществе такие лица, которые, не покидая мира и занимаясь мирскими делами, всю жизнь проводят целомудренно и девственно; а другие остаются невинными до самой женитьбы, иногда до 30 и более лет, и, однако, те и другие остаются целы и живы, ни с ума не сходят, ни болезни от сего какой-либо не подвергаются. Говорят, в молодые годы, в пору полного развития телесного организма, когда чувствуется полнота и даже избыток здоровья, – плотская страсть бывает до того порывиста и стремительна, что человек будто уже не может владеть собою, что воздержание в эту пору жизни в высшей степени мучительно, тяжело. Конечно, тяжело; с этим нельзя не согласиться; только неправда, будто в этом случае уже совсем невозможна борьба с чувственными влечениями. Напротив, и в самые молодые годы, когда организм человека, так сказать, пышет здоровьем, – есть возможность, есть и средство погасить в себе огонь плотской страсти: для этого нужно распять свою плоть со страстьми и похотьми. Средство это испытанное, верное, могучее. Мы постараемся описать это средство. Прежде всего нужно проникнуться мыслию, что вам предстоит борьба, и при том борьба жестокая, требующая от вас и неослабной бдительности над собою, полной внимательности к своим внутренним состояниям, и неизбежных лишений и страданий, а главное – усердной и неослабной молитвы. С таким мысленастроением можно смело и решительно начинать борьбу. К этому присоедините живое сознание важности седьмой заповеди и страшной ответственности за нарушение её. Припомните, как жестоко наказывается плотский грех не только по отношению к личности самого развратника, но и по отношению к его потомству. Сознавши всё это, старайтесь зорко следить за всеми движениями вашей души, гоните прочь от себя всякий худой образ, всякую нечистую мысль, всякое скверное желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вопросы эти своего рода Дамоклов меч для человека. «Есть такие вопросы, не разрешив которых и умирать не хочется», говорил когда-то Пирогов 1 . Без решения вопросов о Боге, мире и человеке дальнейшее движение человеческого знания даже и невозможно, по крайней мере, безплодно. Без решения этих коренных вопросов бытия все остается не решенным и темным, и самой жизни недостает ее начала, твёрдого основания и разумного направления. Напротив, если на все эти вопросы дан будет точный ответ, то и наш земной путь будет освещен тем светом, который, указывая нам на наш конец, научит нас, в каком направлении мы должны вести нашу жизнь. Скажем более: нет неизбежной необходимости для человека владеть всеми научными познаниями физической природы, быть, напр., глубоким математиком, великим естествоведом или философом но преступно, не простительно для каждаго не знать, зачем я нахожусь на земле, я, который рано или поздно должен ее покинуть; для какой цели я существую, куда должен я направлять мои труды, и каким законам я должен следовать в жизни, чтобы цель этой последней была достигнута наилучшим образом. Все это повторяем, такия знания, без которых изучение всех других наук не имело бы особенной цены, а наши земные труды и заботы не имели бы разумной цели и основания. Представьте себе такого путешественника, который шел бы наудачу, не зная, не давая себе отчета, откуда и куда он идет, путешественника без всякой определенной цели. Пожалуй, мы затруднились бы назвать такого странного человека нормальным. Но ведь такое состояние как раз похоже на состояние человека, который не только не хочет дать себе никакого отчета о своей жизни – её начале и конечной цели, но и не заботится узнать обо всём этом. Конечно, на белом свете найдется не мало таких людей, для которых религиозные вопросы не представляют особого интереса, но для людей серьёзных и внимательных, которые чувствуют и понимают себя и желают жить по-человечески, для таких людей всегда будет существовать непреодолимая потребность знать и изучать религию, знать, как она решает вопросы бытия, и свою жизнь располагать и сообразовать с теми убеждениями, которыя приобретаются путем разумного и усердного изучения истин религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

То же нужно сказать и о знатном, влиятельном положении людей безнравственных, особенно если они облечены при этом широкою общественною властью. Если для человека нравственно-развитого такое общественное положение даёт больше средств и возможности для дел нравственно-добрых, то для безнравственного властелина земли широкая власть общественная является поводом и средством к обнаружению в самых широких размерах его безобразного поведения. Припомните преступную вереницу царей иудейских – Иродов, или Римских императоров: Калигулу, который казнил людей просто для своего удовольствия и при этом сожалел, что человечество не имеет одну только голову, чтобы отрубить ее разом, – Нерона, Домициана, Декия, Диоклетиана, этих извергов, мучителей ни в чём неповинных и беззащитных христиан; или тяжелые времена нашего крепостного права, когда самодур помещик до смерти порол своих крестьян, или собаками травил дворовых мальчиков потому только, что в преступных руках его находилась власть над всеми этими, подчиненными ему, существами. Часто приходится слышать, что будто бы власть портит людей. Нам думается, что в данном случае виновата не власть, а бессовестность, нравственная распущенность человека, злоупотребляющего данною ему властью. Физическая сила, не управляемая ни разумом, ни доброй волей, подобна урагану, без всякого разбора уничтожающему всё встречающееся на пути. Возьмите героев М. Горького: ведь все это разрушители, представители какой то дикой стихийной силы. Вот они: Зобар, вонзивший в грудь красавицы Радды нож; старый солдат Данила, отец Радды, сунувший тот же нож в спину Зобара как раз против сердца; озверевший сапожник Орлов, который хотел бы раздробить всю землю в пыль, или собрать шайку товарищей и жидов и всех до одного перебить, передушить; дядя Артём, угрюмый чудовищный силач, как большой зверь, страшного кулака которого все так боятся, и который, как кот, знает одно только из немногих доступных ему желаний... и т. д. всё в этом роде. Даже лучшие, так сказать, центральные герои Горького, напр., Фома Гордеев и Илья Лунев, натуры богато одаренные, люди сильной воли, и те «до нутра» проникнуты гордостью, злобой и какой-то стихийной мстительностью и ненавистью. Так, Фома Гордеев разбивает целый караван баржей и после этого остаётся совершенно спокойным, хотя эта затея стоила нескольких человеческих жизней; он издевается над целой компанией, пускает её по Волге на подрубленном плоту и, злорадствуя, просит эту компанию кланяться ракам. Одержимый тем же стихийным чувством злобы Илья Лунев душит старикаменялу, и когда потом он увидел памятник убитого им старика, то не почувствовал к нему ничего, кроме острой, жгучей ненависти и... только плюнул на могилу. Все эти фотографии, снятые мастерской рукой Горького очевидно с натуры, говорят об одном, что физическая сила и самая твёрдая воля, не согретые любовью к Богу и человеку, превращаются в грубую разрушительную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Отношение Правления ТДС с препровождением документов Н.М.Троицкого было заслушано, в числе прочих, на заседании Совета КДА 17 августа 1900 г., после чего бывший тобольский семинарист получил допуск к вступительным экзаменам в одну из известнейших духовных академий Российской империи. На поверочных испытаниях он набрал достаточно высокий " средний балл " - 19,37, в соответствии с которым был признан достойным к поступлению в КДА и зачислен на казённое содержание студентом в состав первого курса. Испытывая очевидную симпатию к общественным дисциплинам и не находя в себе, по-видимому, особого призвания к миссионерским трудам в инородческой среде, Н.М.Троицкий изъявил желание изучать гражданскую историю ( " общую " и " русскую " ), а также греческий и немецкий языки. Однако на первых порах учёба в академии давалась Николаю Михайловичу непросто, причиной чего, помимо прочего, являлось его болезненное состояние, которое в свою очередь, возможно, стало следствием непростой адаптации к условиям жизни в чужом городе. Как явствует из протоколов Совета КДА, в 1901 г. он не успел подать в срок курсовое сочинение " по русской гражданской истории " , в связи с чем перевод Н.М.Троицкого на второй курс был отсрочен и разрешён лишь 2 октября означенного года после ликвидации задолженности. Похожая история повторилась и в 1902 г., когда он не подал в установленный срок сочинение " по общей церковной истории " . Однако в следующем году Н.М.Троицкий преодолел эти трудности и без проблем был переведён на четвёртый курс. Постепенно войдя в ритм казанской жизни, Николай Михайлович начал, помимо учёбы, живо интересоваться и её общественными проблемами. Как человек, хорошо знакомый с бытом простого народа и, в силу своей социальной близости к нему, никогда не чуравшийся представителей " низших классов " общества, он быстро сошёлся здесь с близкими по духу людьми. Уже в скором времени после своего приезда в Казань Н.М.Троицкий активно включился в деятельность известной просветительно-благотворительной организации - " Казанского Общества Трезвости " (КОТ), которым бессменно руководил казначей и типограф Императорского Казанского Университета (ИКУ) А.Т.Соловьёв ( см. статью Трезвая политика ). " Деятельность общества, - признавал он весной 1904 г. в прошении на имя ректора КДА, епископа Чистопольского Алексия (в миру - А.В.Молчанова), - мне весьма симпатична и хорошо известна, так как в продолжение четырёх лет я принимал в ней непосредственное участие, отправляя обязанности псаломщика в служении всенощных богослужений в Ночлежном приюте и ведя по воскресным и праздничным дням религиозно-нравственные собеседования в Чайно-Столовой - Учреждениях общества Трезвости " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Николаевской, в Новой слободе, церкви протоиерея В.И. Кедрова: Прот. В. Кедров Свящ. Н. Беневоленский Пименовской, в Старых Воротниках, церкви протоиерея М.П. Ласточника: А.И. Зимина А.П. Баранова Покровской, в Кудрине, церкви протоиерея Г.И. Истомина: От причта Спиридоновской, на Спиридоновке, церкви протоиерея Н.П. Любимова: От причта Христорождественской, в Палашах, церкви протоиерея Д.Н. Ренского: Свящ. Н. Величкин Феодоро-Студийской, на Никитской, церкви священника В.А. Модестова: От причта Никитского сорока II-ro отд. Алексиевской, на Глинищах, церкви протоиерея Н.Н. Строганова: Прот. Н.Н. Строганов —27— 135. Благовещенской, на Тверской, церкви священника А.М. Соболева: Свящ. А.М. Соболев С.А. Печатнов Ив. Ив. Мишин Вознесенской, на Б. Никитской, церкви протоиерея Н. Делекторского: B. Кондратьев Воскресенской, на Успенском Вражке, церкви священника Н.А. Поспелова: Свящ. Н. Поспелов Георгиевской, на Красной Горке, церкви настоятеля: От причта От неизвестного Космо-Дамианской, в Шубине, церкви священника П. Постникова: Н.А. Михайлов Нозгин Параскевиевской, в Охотном ряду, церкви протоиерея С.М. Маркова: Прот. С.М. Марков C. Сибиряков Ф. Германова Лобачев Свящ. Н.С. Недумов Т.Д. Прохоров Вас. Михеев Москов. Город. Кредит. Общество А. Бычков Псаломщик Молчанов Сергиевской, на Дмитровке, церкви священника С.И. Лебедева: От неизвестного Спасской, на Песках, церкви священника Н.И. Луневского: Свящ. Н.И. Луневский в фонд воспитанников LIV академич. курса Свящ. Н.П. Соколов Учитель Епарх. Филар. ж. Училища Соколов Диакон Вл. Руднев Псаломщик В. Делекторский Псаломщик И. Другов Татианинской, в Университете, церкви протоиерея Н. Боголюбского: От неизвестного Успенской, на Вражке, церкви священника А.П. Поройкова: Свящ. А.П. Поройков М.А. Пономарев Н и к и т с к о г о сорока III-ro отд. Александро-Невской, в убежище увечных воинов, церкви священника И.И. Смирнова: Свящ. И.И. Смирнов Благовещенской, в Петровском парке, церкви протоиерея П.В. Сперанского: Купец В.К. Быков Ив. Мих. Михайлов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010