Куда я пойду? скажет он тогда. Ты, Господи, имеешь глаголы жизни вечной ( Ин.6:68 ). Ради красоты, правды и истины небесной, ради этой жемчужины драгоценной, он готов продать все, что имел, чтобы купить ее ( Мф.13:45–46 ). Вот, цель и жертва, вот сущность аскетизма. Люди религии земного счастья и благополучия работают и жертвуют ради тленного венца, ради чечевичной похлебки, люди истиной живой религии работают и приносят жертвы ради достижения высших ценностей (1Кор.9:25). Враги аскетизма, ссылающиеся на слова Господа ( Мф.25:31–46 ), особенно восстают против отшельников. Но недруги аскетизма смешивают в одно то, чего нельзя смешивать, т.е. мнимый эгоизм отшельников и их пользу человечеству. Что истинные отшельники менее всего думают о себе, о своем спасении, а идут в пустыню безмолвия только снедаемые любовью к Богу, об этом нам свидетельствуют все великие подвижники. Общение с Богом, святые переживания, огонь священной любви, вот что тянет их к подвигу аскетизма. Ужели эгоист тот, что испытывает радость и наслаждение при созерцании красоты природы и искусства, или переживает сладость научной работы? Еще более нельзя назвать эгоистом того, кто созерцает красоту Лика Божественного, кто любит Бога и тоскует по нему. Точно также нельзя упрекнуть отшельников и в отсутствии любви к ближним. Припомните св. Серафима Саровского , который всем говорил: «радость ты моя», который действительно любил людей и всячески помогал им. Еще большой вопрос, кто больше может любить людей, отшельник, или человек мира сего. Исаак Сирин говорит, что «не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей. Мы, сыны века сего, любим хвастаться любовью к человечеству. Но при любви к человечеству отдельный человек теряется, забывается. Бывает, что любящий человечество ненавидит отдельных людей (доктор в «Братьях Карамазовых)». Христианская любовь, которою живут отшельники, требует любить и добрых и злых, прекрасных и отвратительных, всех, кто носит образ человека. Приносят ли отшельники пользу человечеству? Приносят своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Не следует давать книг, написанных варварским не изящным языком. Этим можно отбить охоту к чтению. Хорошо было бы, если бы в известные дни все ученики собирались в школьный зал для слушания какой-либо выдающейся книги или статьи религиозного содержания. Пусть читает или сам законоучитель, или по его поручению лучший чтец из старших классов. Такое чтение может сопровождаться духовным пением. Чтения эти могли бы служить иногда и ответом со стороны о. законоучителя на те или иные запросы, которыми общество живет в данное время и которыми иногда увлекаются и воспитанники гимназий особенно старших классов. На этих чтениях воспитанникам давалось бы положительное руководящее знание религиозно-нравственных истин, так сказать, надежное оружие духовное, имея в руках которое, гимназисты и сами могли бы давать ответ всякому вопрошающему о их уповании, а главное – были бы менее склонны увлекаться всяким ветром учения. Я не говорю здесь о должной постановке классного преподавания Закона Божия, как самого первого и ближайшего условия воспитания в учащихся христианской настроенности. Это понятно само собой. Преподавание должно быть сердечно, просто, чуждо всякой вычурности, туманности, искренне; но простота не должна переходить в так называемую вульгарность, оскорбительно для такого предмета преподавания, как 3акон Божий. 3десь нужно душу питомцев взять в руки, завладеть их сердцем. Нужно, чтобы дети плакали и молились за уроком 3акона Божия. Я никогда не забуду, как детки первого класса плакали, когда им передавал историю об Иосифе, а второго – при рассказе притчи о блудном сыне, а также о страданиях Христовых. Из урока Закона Божия не следует, конечно, делать какого-то застенка для пытки учеников. Было бы странно, если бы законоучитель вздумал, например, браниться с учениками за уроком Закона Божьего, или издеваться над их недостатками. Хорошо, если ученики после урока доверчиво и благоговейно примут благословение батюшки. Уроки Закона Божия должны начинаться и кончаться молитвой, которую ученики читают по очереди в переднем углу пред классной иконой. Греха не было бы, если бы и все вообще уроки так начинались и кончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Между тем, они то и составляли главную военную силу государства. С другой стороны, при таком свободном переходе крестьян с одного места на другое, не было возможности собирать с полной точностью и определенностью государственные подати. Эти подати разложены были в ту пору не по душам, а по волостям. И бывали случаи, что вследствие «права перехода» некоторые волости оказывались без людей и некому было платить подати. Вот почему Московские великие князья давно уже пытались ограничить крестьянское право свободного перехода от одного помещика к другому. Борис Годунов совершенно воспретил такой переход под страхом суровых взысканий в 1597 году. « Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», говорили крестьяне по этому поводу. С этого времени в течение двух с половиною веков крестьяне находились в полной зависимости от помещиков, родились и умирали крепостными, т.е. были собственностью помещика, который был не только полным хозяином их времени и труда, но и имел право продавать и покупать их с землею. Как помещик должен поступать с крестьянами, что можно было от них требовать и чего нельзя – закона на это не было, а была добрая воля помещика. А так как эта воля не у всех и не всегда оказывалась доброю, так как помещики чаще всего искали только собственной выгоды, то в их отношениях к крепостным людям открылся широкий путь к произволу, тяжелому для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния. Государи наши старались облегчить положение крепостных и оградить их от злоупотреблений со стороны помещиков. Но указы прежних Государей только ограничивали крепостное право, но не уничтожали его. Крепостной человек по прежнему был не свободен во многих отношениях: величина оброка зависела вполне от помещика; его воля определяла часто и занятия оброчного на отхожих промыслах; барщинный мужик распахивал барскую землю в таком количестве, какое назначит барин-помещик; барщинный мужик обязан был доставить на барский двор полотна, кур, яиц, ягод и других припасов столько, сколько прикажет барин; по указанию барина работал крепостной на барской фабрике или заводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вознесемте и мы теплое моление за упокой души праведника земли Российской, да умирит Господь по молитвам его жизнь нашу, полную греха, злобы и зависти, да не до конца прогневается на нас Господь Наш и даст нам прежде конца покаяние. Аминь. 22. Речь, сказанная при погребении преподавателя женского Епарх. училища Ивана Александровича Алешинцева Была пора, когда труд учительства несли рабы, и звание учителя считалось таким же низшим и позорным, как звание раба. То было в темные времена язычества. С пришествием Христа Спасителя на землю, все изменилось. «Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину», сказал Христос. 3вание учителя Спаситель мира поднимает в своем Божественном Лице на недосягаемую высоту. Это звание учителя Он передал своим ученикам и возвысил его, сказав: «вы – свет миру, вы соль земли». Верные завету Божественного Учителя, апостолы Христовы в учительстве грешного мира полагали весь смысл своей жизни и отдали душу свою за истину Христова Евангелия. «Учитель», «наставник» в мире христианском уже стали почетными именами, хотя отношение человечества к несущим труд учительства во многом остается еще прежнее. До сих пор, если еще и не считают учителей за рабов, то все же, всегда и всюду, раздаются нарекания и укоризны против учителей и, не разбираясь и не вникая, им легко доверяют. 3десь мгла язычества еще не рассеялась. А что сказать об обеспечении современных учителей? Если его и не называют нищенским, то единственно разве только по деликатности... Но пусть положение учителя по-прежнему нищенское, зато неприметная для глаза, внутренняя, сердечная работа учителя велика и высока. Она кладется в основание развития духа человеческого, подлежащего воспитанию и образованию. А это значение наставничества ни с чем несравнимо. Только в плодах постигается наставничество, только в них оно находит для себя позднюю, но верную и справедливую оценку и награду. Нужно ли говорить, что почивший в своей личности воплощал идеал учителя. К нему вполне относятся слова Спасителя: «вы соль земли, вы свет миру». В условиях своего скромного дела, для своей малой школьной семьи он был именно таковым. Внимательно присматриваясь, следя и зная запросы ума и сердца воспитываемых им, почивший умел на уроках своих живо, сердечно, проникновенно делиться с учащимися тем светом доброго и полезного учения, которым он сам так ярко горел. Отличаясь сам искреннею религиозностью, богобоязненностью, кротостью и чуткостью душевной, он соль своего нравственного совершенства умелой и щедрой рукой рассыпал в юные впечатлительные души тех, кого он назидал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Оно имеет великих защитников на небе. Кто те двадцать четыре старца, о которых говорится в Апокалипсисе и которые служат у престола Царя небесного припадая? Мы, иноки, знаем, кто они. Повторяю: не страшны нам нападки на нас греховного и злобного мира. Пусть они говорят и пишут, что угодно. Если правду говорят, надо исправиться, а нет, – не обращать внимания. Господь наш Иисус Христос больше нашего перенес всякого рода обвинений и хулы: «Он и ядца, и винопийца, брат мытарем, богохульник» и мн. др. говорили книжники и фарисеи… И что же? Разве от этого умалился хоть сколько-нибудь лик Божественного Учителя? Христос вчера и днесь, той же и во веки. Не поблекнет от злоречия людского и слава монашества, если мы сами, иноки, своею жизнью не затмим свои лики преподобнические! 3. Смысл человеческой жизни 1 Смысл нашей жизни объяснили нам святые ангелы в ту великую ночь, когда родился на земле, Христос, Спаситель мира, и когда они огласили небо и землю своею новою, доселе неслыханною песнею: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эта хвалебная песнь ангельская проливает яркий свет на то, чем жив человек, зачем, для чего он живет на земле, где и в чем его спасение. Прямой и ближайший смысл песни ангельской таков: Ангелы воздают славу-хвалу Всевышнему за то, что чрез воплощение Сына Божия дан мир земле, и открылась любовь Божия к человеку. Назначение всего созданного мира есть слава Божия ( Кол.1:16 ). Мир видимый и невидимый, как создание Божие, должен проявить, обнаружить присносущную силу и Божество Творца своего ( Рим. 1:20 ). Если небеса проповедуют краше слов славу Божию ( Пс.18:2 ), если даже бездушная тварь полна славы Божией ( Пс.103:24 ), если каждая былинка полевая говорит о премудрости и благости своего Создателя, то не тем ли более мир разумно-свободных существ должен благословлять и хвалить совершенства Творца вселенной ( Пс.102:20–22 ). В высотах небесных непрестанно воспевают Бога святые Ангелы, победную песнь поющие, вопиюще, взывающе и глаголюще; на земле сознательно-свободным выразителем хвалы и славы Божией должен быть человек, малым чим умаленный от Ангелов ( Пс.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Подсказанный человеку диаволом эгоизм («сами будете, как Боги, откроются глаза ваши, и вы сами будете знать добро и зло») неизбежно породил дружбу с миром: похоть очей и похоть плоти. А дружба с миром есть вражда против Бога ( Иак.4:4 ). Тот же эгоизм, проведенный в жизнь, в человеческие отношения, сделал то, что человек для человека стал волком (Homo homini lupus est). Мы знаем, что уже в семье Адама брат убивает брата. Говорят только раз стоит пролить кровь человека, а там уж и потоки этой крови перестанут быть страшными. А что такое история народов, как не систематическое истребление друг друга? Земля упитана кровью людскою. Кажется, чем дальше люди живут в этом кровавом упражнении, тем больше и больше научаются только лишь убивать и убивать. А внутри, а в душе человека-эгоиста целый ад, целая геенна, попаляющий и сжигающий всего человека без остатка огонь страстей и пороков. Поистине, несть мира в костех моих от лица грех моих: с Богом вражда, кругом бедствия, внутри полное расстройство, стихии угрожают, как бы в отмщение за то, что по воле человека тварь покорилась суете и тлению ( Рим.8:20–21 ), диавол всюду ходит, как рыкающий лев, ища все новых и новых жертв ( 1Пет.5:8 ). При таких условиях нормальная жизнь невозможна. Без мира, без примирения не мыслимо развитие царства Божия, царства истины и добра, – царства мира и духовной радости прежде всего ( Рим.14:17 ). Вот почему начало новой эры человеческой жизни, начало христианства, отмечается в ангельской песни, как начало мирной жизни на земле: и на земли мир. Этот мир принес на землю Воплотившийся Начальник мира. Своею крестною смертью Он примирил нас с Богом ( Рим.5:10 ), примирил Небо с землею ( Кол.1:20 ), Своим учением и дарованною нам за Его крестную жертву благодатью Св. Духа. Он производит в сознании и сердце человека ту святую перемену, которая на языке св. Церкви называется возрождением, обновлением, отложением прежнего образа жизни человека ветхого и облечением в человека нового ( Еф.4:22,24 ). И вот этот-то новый человек, примиренный с Богом, и становится носителем и обладателем царствия Божия которое есть праведность, мир и радость во Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

С жизнью хотел справиться. Жизнь остановить хотел! И вот превратился в развалину и душой, и телом. А жизнь идёт себе мимо, всё по-прежнему молодая, смелая, торжествующая. Кабы можно начать жить сначала. Вернуть молодость. Сбросить всё, все грехи свои. Эх, размечтался!.. Нет уж! Где уж нам! Пиши! Там ждут... Кассо, Маклаков, Барк, гр. Витте... Экзарх Грузии 8 В Тифлисе умирает экзарх Грузии Алексий 9 . Врачи признали положение больного безнадёжным: у него в последнем градусе горловая чахотка. Я прочёл телеграмму о тяжких страданиях больного, и так ясно вспомнилось мне далёкое прошлое. Я был учеником умирающего экзарха, когда он был простым священником о. Алексеем Молчановым и преподавал закон Божий третьей казанской гимназии. И мне трудно связать эти детские впечатления от властного, бодрого, быстрого в своих движениях «батюшки Алексея» с умирающим стариком-экзархом. He знаю, сколько было тогда Молчанову лет, когда я учился в первых классах казанской гимназии, но на вид ему можно было дать лет 40. О. Алексей Молчанов – личность замечательная. И мне хотелось бы вспомнить далёкое прошлое именно теперь, пока ещё он жив, чтобы многие, осуждающие его по газетным слухам и сплетням, перестали это делать. О. Алексей – настоящий пастырь и замечательный педагог. Он, не расспрашивая, каким-то внутренним чутьём знал всегда, что делается в душе ученика. Я лично испытал силу и значение этого понимания на себе. Перейдя в московскую гимназию и потом вращаясь в среде духовенства и высшего, и низшего, я часто вспоминал о. Алексея, и эти воспоминания с величайшею яркостью подчёркивали для меня, него не хватает пастырям и чем может быть священник, когда он на своём месте... Как сейчас помню один факт. Я очень рано стал интересоваться «религиозными вопросами» и очень рано, как и большинство гимназистов, «усомнился». Ещё до поступления в гимназию я, например, написал письмо Иоанну Кронштадтскому о своём сомнении в таинстве причащения, просил ответить, но ответа не получил... 10 Во втором классе я уже жил совершенно «раздвоенной» жизнью. Умом не верил, душой от религии оторваться не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Мысль св. Киприна в таком случае будет: если не исповедающий христианской веры может находить оправдание своего греха в том, что он не знает еще Бога, то христианин нечем не может оправдываться, если согрешит, так как он знает Бога. Итак, ясно, что в данном месте нет никакого указания на то, что христианину совсем не могут быть прощены смертные грехи. Если бы такую именно мысль имел в уме св. Киприан, то он, наверное, яснее бы выразил ее, или скорее, вовсе бы не выразил подобной мысли; это можно думать, по крайней мере, на основании того, что нельзя навязывать ему того вывода, какой получается, если к «delinquere» присоединить «in Deum», – именно, что христианину не может быть прощен вообще никакой грех . Что касается, далее другого места (in Testimon.), – то на основании его, в сущности, трудно сделать какое-либо определенное заключение. Слова, приведенные там, конечно, можно понимать и так, как будто бы св. Киприан желает выразить в них свой взгляд на церковное благочиние: но такое понимание не необходимо. Эти слова служат в данном месте введением к нескольким изречениям св. Писания, в которых выражается, правда, непрощаемость известных грехов, – именно, это те места, в которых Господь говорит о хуле на Святого Духа ( Мф.12:32 ; Мк.3:2829 ); к ним Киприан присоединяет только лишь еще: аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу; аще же Господеви согрешит, кто помолится о Нем? 1025 ( 1Цар.2:25 ). Если св. Киприан приводит эти же места позднее 1026 , когда он явно держался уже снисходительного взгляда, затем, чтобы представить более тяжелую ответственность отрекшихся от Господа, а вовсе не затем, чтобы доказать окончательную невозможность для них воссоединения с церковью; то с той же целью мог употребить он эти места и ранее. Заключать далее из того, что св. Киприан глубоко уважал своего учителя Тертуллиана , о том, что он разделял взгляд последнего на церковное благочиние, – было бы слишком много; известно, что во многих и других пунктах он не соглашался с Тертуллианом .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Когда вновь избранный и рукоположенный епископ законным образом вступал на свободную кафедру, он должен был сообщить об этом епископам других церквей, чтобы получить от них признание себя в новом достоинстве. Согласие епископов других церквей на избрание нового епископа составляло, по Киприану, важное доказательство правильности и законности этого избрания 663 . Вот почему, когда в Риме, при законном епископе Корнелие появился другой епископ Новациан, – то и он, и Корнелий старались привлечь на свою сторону других епископов 664 . Вот почему также приверженцы карфагенского лжеепископа Фортуната так домогались признания его законности со стороны Корнелия 665 , – и мы знаем, в какое сильное возбуждение по этому поводу пришел св. Киприан, когда увидел в Корнелие некоторое малодушие, некоторую склонность поверить врагам его 666 . Но если признание вновь избранного епископа епископами других церквей составляло такое важное условие законности выбора, то является вопрос, на чем должны были основывать свое согласие на этот выбор те епископы, которые не присутствовали при выборе. Ответственность за поставление нового епископа падала в этом случае на епископов, присутствовавших при поставлении, и только по доверию к последним признавали нового епископа и все другие епископы. 667 Такое именно употребление сделал св. Киприан из отправленного им в Рим посольства, которое имело целью собрать там сведения о Корнелие, обратившись за этим к епископам, совершившим посвящение Корнелия, свидетельству которых св. Киприан придавал особенное значение 668 . Наконец, из творений св. Киприана мы узнаем о некоторых особенных условиях, соблюдавшихся при выборе нового епископа. Так, тот считался недостойным избрания, кто сам и усиленно домогался епископского звания, и хотел сделаться епископом при помощи сильных и влиятельных лиц. Кажется, что в ту пору избираемые епископы часто отклоняли выбор и только по принуждению народа давали свое согласие на занятие епископской кафедры, – поступок, который восхваляет св. Киприан в Корнелие, а Понтий в самом Киприане, как доказательство высшего смирения и особенного достоинства 669 . Было также правилом, чтобы епископы выбирались из пресвитеров. Так, Корнелий до епископства был пресвитером, как и сам Киприан; равным образом лжеучители – Новациан, Фортунат, Максим были также пресвитерами перед своим возвышением в епископы 670 . Кроме всего этого, кандидат епископства должен был быть зрелых лет 671 . Только при соблюдении всех указанных условий избранный и поставленный епископ есть, по Киприану, законный епископ, – и только к такому относится все, что говорится в творениях св. Киприана о высоком достоинстве пастыря церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Киприана от его жизни значило бы то же, что довольствоваться слабой фотографией там, где есть возможность наблюдать живой предмет действительности. Вот почему мы должны, прежде всего, познакомиться с личностью святителя, с его пастырской деятельностью, а потом уже указать принципиальную сторону его практической деятельности посредством изложения его учения о церкви. Наконец, учение св. Киприана о церкви есть дальнейшее раскрытие этого предмета в святоотеческой литературе первых трех веков; поэтому в заключении мы должны указать историческое положение св. Киприана в ряду других церковных писателей, трудившихся еще ранее св. отца в раскрытии понятия о церкви, определить его важность, как отца и учителя своего времени; само собою понятно также, что мы должны сопоставить учение св. Киприана о церкви со вселенским учением об этом предмете, как оно выразилось на вселенских соборах. Жизнь и пастырская деятельность святого Киприана Первый период жизни св. Киприана до гонения Декия Полное имя святителя – Фасций Цецилий Киприан. Временем рождения его следует признать конец II-ro или начало III-ro века, а родиной город Карфаген 63 . Родители его были язычники и, надо думать, принадлежали к числу богатых и знатных граждан карфагенских, а потому и сыну своему дали образование, сообразно с его происхождением. Известно, что в молодости Киприан изучил все свободные науки, особенно, так называемые, изящные 64 . Успехи в красноречии доставили ему место учителя риторики в карфагенском училище и, кроме того, дали ему возможность нередко, в качестве адвоката, защищать подсудимых 65 . Как ритор и адвокат, он вполне усвоил себе римскую образованность тогдашнего времени, а безукоризненное отправление им своих обязанностей доставляло ему и громкую известность, и немалое богатство. Таким образом, внешнее положение Киприана было обставлено настолько благоприятно, что он имел возможность вести жизнь полную удовольствий 66 . Заурядный человек так и стал бы жить. Но то был Киприан. Несмотря на все свое богатство, несмотря даже на свое обширное образование, он скоро почувствовал недовольство своей жизнью; со дня на день возраставшие в нем высшие потребности духа и полное бессилие язычества дать этим потребностям удовлетворение еще более увеличивали это недовольство в Киприане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010