Ковчежец имяше Иуда и вметаемая ношаше, но и тать бе, замечает евангелист ( Ин.12:6 ). Низкая воровская душа приходо-расходчика Иуды сказалась особенно в В. Среду. Иисус Христос был в этот день в Вифании в дому Симона прокаженного, где было большое собрание, и была устроена вечеря. Тут был воскрешённый Иисусом Христом Лазарь, Марфа служила, а Мария, в чувстве глубокого сознания своих вольных и невольных грехов, в чувстве благодарности за возвращение к жизни брата Лазаря, в чувстве благоговейной любви ко Господу, а, может быть, и в предчувствии скорой разлуки с Божественным Учителем, выливает Ему на голову драгоценное миро, обливает слезами ноги и отирает волосами своей головы. Картина трогательная, умилительная! И вдруг раздается угрюмый жестокий ропот! То Иуде стало жаль чужого добра: «для чего бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать нищим?» Низкое сердце предателя не могло понять этого дела любви, оно, это сердце, скорбело лишь о том, что драгоценное миро не продано, целых 300 динариев не получено! А ведь из такой суммы можно было бы кое-что уделить и нищим, и в ящик Иуды могло кое-что перепасть... Св. евангелист Иоанн, хорошо знавший, конечно, Иуду, прямо говорит, что он в этом случае совсем не о нищих печаловался, а был попросту вор ( Ин.12:6 ). Святой порыв благоговейной веры и любви Марии был таким образом подвергнут жестокому осуждению и почти отрицанию, по меньшей мере, найден бесцельным, пустой тратой драгоценного мира. Надо было дать иную оценку её делу, надо было защитить Марию принципиально, чтобы мир на все времена знал, чей поступок выше – Марии, или лицемерного предателя. Надо было вскрыть гнойник преступного сердца у самого Иуды. «Оставьте её, точнее, оставь её, говорит Господь, что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала» ( Мк.14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Кроме четырех евангельских сказаний, в которых событие воскресения Иисуса Христа описано с такими подробностями, о нём говорят и все прочие апостольские писания. Особенного внимания заслуживает в этом случае свидетельство ап. Павла в посл. к Коринфянам. Совершенную подлинность этого послания признают сами противники христианства. Вот почему заключающееся в нём свидетельство так дорого для нас в борьбе с нашими врагами. Вот это место послания: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам; если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, т. е, что Христос умер за грехи наши, по писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати. Потом явился более нежели пяти стам братий в одно время, из которых большая часть до ныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу ( 1Кор.15:17 ). Здесь, в этом свидетельстве, есть всё, чего может требовать самая прихотливая критика: указание и на предание, и на живых свидетелей, и даже на свой личный опыт. Не менее сильны и убедительны и другие свидетельства. И прежде всего за истинность факта воскресения Иисуса Христа говорит несомненная действительность Его смерти. Что Иисус Христос действительно умер на кресте – эта истина вне всякого сомнения. Уже предшествующие обстоятельства должны были значительно подготовить смерть Божественного Страдальца, а именно: гефсиманская молитва до кровавого пота, бессонная ночь, влачение от судилища к судилищу, заушения, бичевания, биение тростию по голове и особенно шестичасовые страдания Распятого на кресте. Мыслимо ли, чтобы после всего этого, в ту минуту, когда Спаситель склонил на кресте главу Свою, – в Нем оставалась еще некоторая искра жизни, которая будто бы могла возгореться во гробе? Против такого предположения со всей силой восстают не только друзья Христовы – апостолы, но и враги Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Напротив, мятежное состояние духа человеческого, немиролюбивое, неуравновешенное, составляет не только великое несчастие человека, но и служит верным показателем того, что такая душа далече отстоит от спасения, что она служит пока лишь вместилищем греха, но не мира Христова, по оному слову пророка: несть мира в костех моих от лица грех моих. Братоубийца Каин всю свою жизнь дальнейшую провел трясыйся, в великом страхе за свою участь, с печатью мятущегося духа в лице. Саул, потерявший под влиянием духа зависти и злобы мир душевный, окончил жизнь свою самоубийством. Иуда предатель продал за тридесят сребреников не только Христа-Благодетеля и Спасителя, но и навеки потерял свой мир душевный и в отчаянии шед удавися. Всеисторически известные нам враги неба и вечности, враги Бога и Христа, вместе с утратою веры и надежды, навсегда теряли и свой покой душевный и с великою печалью оставляли мир сей. Типичным представителем подобного рода людей может быть указан Юлиан Отступник. И наш недавний покойник Лев Толстой так печально и уныло скитальцем окончил жизнь свою именно потому, что вместе с утратою веры во Христа – Сына Божия навеки должен был расстаться и с миром душевным, и вечным покоем во Христе. Как видите, утрата мира Христова вовсе не шутка. Во гневе на ближнего даже молиться нельзя. «Если ты, говорит Иисус Христос , принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Но мир Христов, христианская настроенность духа есть дар неба, дар Господа: «Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром». «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам», говорит Христос. Таким образом, мимо Христа, мимо христианства нельзя получить мира Христова. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, говорит Спаситель, и Я, только Я, упокою вас». Впрочем, Господь и от нас требует некоторых обязательств, если мы пожелаем стать людьми мира, сынами царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

«Ниневитяне, говорит Господь, восстанут на суд с с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф.7:41 ). Это историческое событие, это спасительное действие пророческой проповеди на сердца язычников было ведомо книжникам и фарисеям. Но пророк Иона был лишь прообразом Того, Кто изгоняет бесов, воскрешает мёртвых, Кто зовёт еврейский народ к спасению в царстве Мессии, Кто есть Сам Мессия Христос. Ниневитяне поверили проповеди Ионы и покаялись, а книжники и фарисеи не только отвергли проповедь Мессии Спасителя, но и надругались над Ним, публично, пред целым народом объявив Его другом и сообщником веельзевула, князя бесовского. Понятно, что ниневитяне должны осудить иудеев, в частности их вожаков, духовных руководителей – книжников и фарисеев. Но и это ещё не исчерпывает всей их преступности пред судом истории. «Царица южная, продолжает Господь, восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли (из южной Африки) послушать мудрости Соломоновой, и вот здесь больше Соломона» ( Мф.12:42 ). Здесь Сама воплощённая Премудрость Божия, здесь Само Слово Божие, ставшее плотию ( Ин.1:14 ). И однако это Слово не вмещается, по словам Спасителя, в них, т. е. в книжниках и фарисеях, потому что они не верит истине, не верят Тому, кто говорит истину, не понимают речи Его, даже не могут слушать слов Его, потому что стали детьми диавола, отца лжи и человекоубийцы ( Ин.8:37, 45, 43, 44 ). Только тот слушает слова Божии, кто от Бога (Ibid. 47 ст.). Таким образом, клеветники Христа и хулители Духа Святого осуждены не только судом Божиим, но и судом человеческим. Они находятся в самом ужасном нравственном состоянии по своей зависти и злобе, по своей закоренелой нераскаянности, по своей ожесточённой настроенности к Мессии Богу, Иисусу Христу. Господь как бы так говорит хулителям Св. Духа – книжникам и фарисеям. Вы видели моё чудо исцеления бесноватого; но вы отвергли его, сказав, что чудо это совершено не Моею силою, не силою Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Но ведь бесов то сего царства, как видите, Я все же изгоняю, т. е. расхищаю вещи из дома сильного. Как же Я могу сделать это, если прежде не свяжу сильного? А чтобы связать сего сильного, Я во всяком случае должен быть и есмь сильнее его. А если так, то Я не только не нуждаюсь в его помощи, но и надеяться то на его силу не могу, ибо не только не состою с ним в дружбе, напротив, расхищаю его вещи, его дом разоряю, значит, о какой-то помощи князя бесовского Мне тут не может быть и речи. И если вы, не смотря на это, продолжаете утверждать, что Я изгоняю бесов при помощи князя бесов, то вы поступаете и безумно, и бессовестно и делаете это не по неведению, а совершенно сознательно, притом с крайним упорством и бесстыдством. Вы отлично знаете, что князь бесовский есть исконный враг Божий, он не может по своему злобному настроению, по своей зависти и ненависти, работать вместе со Мною для царства Божия. Он не со Мною, против Меня, он не собирает вместе со Мною чад Божиих, напротив, он лишь всячески расточает их. Мы не можем вместе с ним делать одно дело – устроение царства Божия, ибо кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает. Зная всё это, вы всё же решаетесь настаивать на своём богохульном предположении о Моём союзе с сатаною. Но знайте: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Даже если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем. А вы похулили именно Духа Святого, ибо бесов Я изгоняю и совершаю другие чудеса Его лишь силою. Указав клеветникам на страшную тяжесть их настоящего греха, Господь переходит к объяснению причины, по которой книжники и фарисеи так нагло дерзнули думать и утверждать явную ложь и клевету на Иисуса Христа. Дерево, говорит Господь, познаётся по плоду. Книжники и фарисеи, как порождения ехиднины, каким именем назвал их еще Иоанн Креститель ( Мф.3:7 ), иначе и говорить не могут, как только злое, будучи сами злы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Но к сказанному следует добавить, что хула на Духа Святого и на Господа И. Христа не простится ни в сем веке, ни в будущем, человеку хулящему, т. е. пребывающему во грехе богохуления, а не хулившему и покаявшемуся, ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи 74 . Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). Даже так: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Но это не значит, что нам нужно оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать. Мы умерли для греха в крещении. Но мы должны быть соединёны со Христом и в Его воскресении, дабы не быть уже рабами греху, но ходить в обновлённой жизни ( Рим.5:20, 6:16 ). И Апостол Павел был прежде хулитель и гонитель и обидчик, но потом помилован, ибо поступал так по неведению, в неверии. Но когда коснулась его сердца благодать Господа И. Христа, Павел со всею силою веры и любви исповедал, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый, говорит о себе Павел, я ( 1Тим.1:1315 ). Значит, если грешник сохранил в себе нравственную возможность, покаяния и исправления, он будет прощён и помилован, яко несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Но когда человек станет отрицать, хулить и позорить самоочевидную истину веры христовой, отрицать упорно, против своей совести, вопреки здравому смыслу и очевидным фактам, отрицать и хулить с нахальством и злобою, чтобы только оправдать свой грех в глазах, окружающих, а Христа и Духа Святого всячески опорочить, унизить, – тогда хулитель явно предал себя сатане, не может покаяться и не может быть прощён, как нет и быть не может прощения диаволу ( Мф.25:41, 46 ). Нравственный облик Иуды предателя Иуда Искариотский, предатель Иисуса Христа, происходил из г. Кариота, который находился не в Галилее, откуда происходили прочие апостолы, но в Иудее. Личность предателя вместе и оригинальна и загадочна, ужасна и таинственна и возбуждает целый рой вопросов. И прежде всего поразительная противоположность Иуды с лицом Сына Человеческого ставит этот вопрос: почему, для чего Господь призвал Иуду к апостольству? Нельзя допустить, что-бы Иисус Христос, Сердцеведец, ошибся в нравственных качествах Иуды: Он знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке ( Ин.2:2425 ), Во всеведущем и проницательном Духе Богочеловека, как в ясном и чистом зеркале, не мог не отразиться и образ Иуды. И тем не менее Господь избрал Иуду Своим учеником и апостолом. Может быть, Христос намеренно сделал такой выбор, да сбудутся писания, 75 чтобы не кто другой, а именно ближайший ученик предал Его, и совершил неслыханное преступление? Архиепископ Херсонский Никанор действительно прямо говорит, что Христос призвал к апостольству Иуду именно для того, чтобы он был предателем, что по таинственному закону непостижимых судеб Божиих. Бог одних людей милует, других ожесточает, ибо от века знает все самые тайные пути сердца человеческого ( Рим.8:2930 ) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Но эта скорбь внутренняя человека-грешника проходит, когда он родится свыше и обновится своим духом в царстве Христовом, проходит, исчезает и заменяется такою радостию, которой уже никто и ничто не может отнять у него ( Ин.3:3 ; Еф.4:23 ; Ин.16:22 ). Состояние причастника царства Христова характеризуется прежде всего глубоким внутренним миром и высокою радостию о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Напротив, состояние людей обдуманного неверия, упорных и ожесточённых хулителей и отрицателей дела Иисусова, тем первее всего и характеризуется, что они лишены внутренней духовной чистоты и радости, полны самой ядучей зависти и злобы, погружены в такой непроницаемый мрак, который застилает для них всё светлое, высокое, идеальное, всё спасительное; в их преступном сердце еще здесь на земле царит та тьма кромешная, где возможны только плач и скрежет зубовный ( Мф.22:13 ; Ин.3:1920 ). Вот это именно состояние в своих клеветниках и хульниках отмечает Господь, когда говорит им: Если я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царствие Божие. Для хульников, для сердец упорных и нераскаянных, для душ, знающих и творящих одно злое, нет и быть не может чистых радостей царства Божия. Скорбь и теснота – вот неизменные спутники их мрачного бытия ( Рим.2:9 ). Но милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, Он всячески хочет помочь человеку-грешнику выйти из мрачного состояния греховности и его уму, его сознанию заботливо предлагает такие неотвратимые доводы, против которых может возражать или не слушать их тот, кто давно махнул рукой на всякую откровенную истину, кого, аще кто и из мертвых воскреснет, и это чудо милости Божией не тронет, не заставит уверовать. «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, спрашивает Господь своих клеветников, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его». Вы, как бы так Господь говорит клеветникам и хульникам своим, вы говорите, что Я изгоняю бесов силою князя бесовского, т. е. силою того сильного, в руках которого, по попущению Бржию, находится царство зла, царство зависти, злобы и лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Он требует от нас войны, не той войны, какую советуют нам современные устроители общественной жизни («в борьбе обретешь ты свое право»), нет, Господь требует войны с самим собою, с ветхим греховным человеком, живущим во удах наших со дней грехопадения и доселе. «От дней Иоанна Крестителя и доныне царство небесное силою берется, говорит Господь, и употребляющие усилие восхищают его». Тут все дело сводится к тому, чтобы очистить себя, душу свою от разного рода греховных привычек, ставших нашею второю природою. Если правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Конечно, не калечество, не изуродование своего тела предлагает нам Спаситель, а лишь отсечение эгоистических греховных навыков, но все же отсечение, самоотвержение, как бы ни было это тяжело для нашей греховной природы. Отвергнись, человек, себя, сбрось с себя тленную одежду ветхого человека и облекись в одежду Христову, возьми крест свой жизненный и иди за Христом. А Он, Господь твой, не далеко от тебя: мы Им живем и движемся. «Се стою у двери человеческого сердца, говорит Господь, и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Тогда, разумеется, и наступит в сердце человека-грешника мир Христов. Вот, этого мира я и желаю всем вам, братья псковичи. Аминь. 2. Ответ на приветствие о. архимандрита Никодима при вступлении Владыки в Крестовую церковь О. Архимандрит! В своем кратком слове Вы указали на то, что на нас, монашествующих, нападают; на нас иноков, клевещут; про нас говорят и даже часто пишут непотребное. Но стоит ли на это обращать внимание? Стоит ли волноваться по поводу клеветы даже в печати? Я сам – плохой монах, потому, что пришел к нему во единонадесятый час моей жизни; но я люблю монашество и готов всячески защищать его. Монах есть свеча, которая непрестанно горит тихим светом пред Богом, и никто не смеет угасить ее. Она горит, пока не угаснет. Пока существует мир, существует христианство, будет существовать и монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Потом, когда она со слезами обратилась от них назад, то увидела и Самого Господа, Которого сначала приняла за садовника, но скоро узнала Его по звуку голоса, когда знакомый голос назвал её по имени. Получив от Господа повеление немедленно идти к ученикам и сказать им о предстоящем Его вознесении на небо, Мария поспешно оставила гроб и отправилась к ним с этим поручением. На пути она встретилась с другими жёнами, и едва успела сообщить им новую весть о явлении ей Воскресшего, как вдруг Сам Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь!» Они пали к ногам Его. «Не бойтесь, сказал Он им, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Когда Мария Магдалина возвестила ученикам Господа, плачущим и рыдающим, – что Он воскрес и явился ей, они, услышав, что Он жив, и что она видела его Его, опять не поверили. Вот почему Господь признал за благо – явить Себя, как воскресшего, ученикам ещё в Иерусалиме, чтобы восстановить и оживить павший дух их. Так, в течение воскресного дня, Он явился Симону Петру, двум ученикам (Луке и Клеопе) на пути в Еммаус. Вечером внезапно явился в доме, в котором все ученики, кроме Фомы, заперлись из опасения от иудеев, и беседовал с ними. В следующий воскресный день снова явился уже всем одиннадцати (и Фоме), когда убедившийся Фома признал Его своим Господом Богом. Теперь, когда все апостолы удостоверились в истинности воскресения Христа на самом месте совершившегося факта, они, исполняя повеление Господа, отправились из Иерусалима в Галилею. Здесь Иисус Христос явился при озере Тивериадском семи из своих учеников, восстановил при этом Симона Петра, в его апостольском звании (от которого он трикраты с клятвою отвержеся) и вместе предсказал ему, какою смертию он прославит Бога. Наконец, Воскресший явился на горе в Галилее одиннадцати апостолам и более чем пятистам братий. После этого важнейшего явления, апостолы опять возвратились в Иерусалим и, согласно повелению Господа, собрались в четверг (40-й день по воскресении) на горе Елеонской, близ Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Приближалась Пасха, величайший Иудейский праздник, с которым соединялись священнейшие воспоминания о делах Божиих, явленных избранному из всех народов народу израильскому. По повелению Божию все мужчины обязаны были в этот день являться пред Господом. Иосиф и Мария отправились в Иерусалим и взяли с собою Иисуса, так как с Его возрастом связывалась уже обязанность исполнения закона и участия в богослужебных действиях и обычаях. По прошествии праздничных дней Иосиф и Мария отправились в обратный путь. Осмотревшись, они заметили, что Иисуса не было подле них. Поспешно возвратились они в Иерусалим и целых три дня искали Его, наконец, нашли в храме среди учителей. Все, что видел и слышал Иисус в храме, самый вид храма, его священные сосуды и его жертвы, чтение закона и пророков, где всё указывало на Него, на Мессию, – все это так подействовало на юную душу Иисуса, что Он не мог оторваться от храма и остался в нем. Он слушал здесь чтение и изъяснения св. Писания, и это был для него родной голос Его Отца, голос из Его небесного отечества, который указывал на Него, ибо на Нем имело сбыться сие Писание. Он слушал и беседовал здесь с учителями, которые оказывают юноше большое благоволение и удивляются Его разуму и Его ответам. И вот среди такой обстановки и в таком положении застают Иисуса Иосиф и Мария и тоже удивляются. Может быть, Мария думала даже, что Сын её лишь только увидит ее, с радостью бросится к ней на встречу. Но Иисус сидел спокойно. Вот почему она обращается к нему с этим упреком: «Сын мой, что ты сделал с нами? Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя». Иисус отвечает: «3ачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» В первый раз Иисус свидетельствует, что Бог – Отец Его, что Он – Сын Божий и что Он должен идти путем Божиим. Нигде в другом месте и искать Его не следовало как только в том, что принадлежит Отцу Его. К глубокому сожалению, современное духовное юношество рассуждает и поступает не так, как рассудил и заявил о Себе юноша – Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010