Молчанов овдовел. Принял монашество. Он был на должной высоте как законоучитель. Он встал на должную высоту и как монах. Он всё раздавал бедным, всем помогал, кому мог. Учил на свои средства молодёжь. Сам ходил в поношенной рясе, в заплатках. Такому человеку, да ещё больному, – он ещё в Казани часто жаловался на болезнь горла, – «карьера» не нужна. Молчанова назначили экзархом. Назначение было неожиданное, потому что архиеп. Алексий считался «опальным». И этой неожиданности было достаточно, чтобы поставить назначение его в связь с именем проходимца Григория Распутина! Неужели кому-нибудь кажется вероятным, что почти умирающий старик, всю жизнь отдавший на служение людям, во имя «карьеры» мог запятнать себя таким позором? Как говорят, сам Распутин утверждает, будто бы назначение Алексия на кафедру экзарха – его «дело». Я слишком хорошо знаю экзарха и слишком хорошо представляю Распутина, чтобы считаться даже с его собственными словами! Молчанов – большой человек, а Распутин, ко всем своим достоинствам, – большой Хлестаков, который очень любит похвалиться не только тем, что было, но и тем, чего не было. А общество готово верить всему, что связывают с именем «сибирского выходца». Но в данном случае внутренняя несообразность так очевидна, что большой грех возьмёт на свою душу тот, кто поверит клевете и осудит умирающего. Памяти друга 12 Скончался старообрядческий епископ Михаил. Внезапно постигла его тяжёлая душевная болезнь. Сестра не усмотрела за ним в вагоне. Он исчез на подмосковной станции. Через несколько дней его нашли на мостовой, без памяти, избитым, измученным, с переломленным ребром. Оказывается, накануне епископ Михаил в состоянии психического расстройства вошёл ночью в квартиру ломовых извозчиков, погасил лампу и хотел лечь на нары – извозчики приняло его за вора, избили и выбросили на улицу... Когда я читал это сообщение, было такое чувство, точно тебя бьют обухом по самому больному месту... Епископ Михаил – маленький, хрупкий, болезненный, воплощённая доброта, деликатность, чуткость – больной, измученный, забрёл в «подвальный этаж»... И его бьют, уродуют, ломают, потому что «приняли» за «вора»...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Те иерархи, которые поддерживали тесные отношения с Г. Распутиным и даже стремились пользоваться его протекцией: митрополит Питирим (Окнов), епископы Алексий (Дородницын), Алексий (Молчанов), Варнава (Накропин), Исидор (Колоколов), Палладий (Добронравов) - не оставили сколько-нибудь обстоятельных характеристик его личности, если не считать упоминавшегося выше официального отзыва епископа Алексия (Молчанова). Будучи, по сравнению с обличавшими Г. Распутина священнослужителями, людьми весьма сомнительной репутации, сторонники «старца» из числа духовенства тем не менее старались не афишировать свои контакты с Г. Распутиным, за исключением, быть может, епископа Варнавы (Накропина). Вообще обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на многочисленность лиц, так или иначе связанных с Г. Распутиным, просивших его покровительства, получавших от него протекцию и деньги, никто из них не высказывался в его защиту, как-будто считая заведомо предосудительным всякое упоминание о своем знакомстве с Г. Распутиным. В советской историографии вопрос о Г. Распутине как религиозной личности практически не рассматривался. Внимание советских историков было сосредоточено преимущественно на том, чтобы определить размеры власти Г. Распутина и степень его влияния на назначение министров и правительственную политику. И если М. Н. Покровскому и А. Я. Авреху это влияние представлялось едва ли не решающим, то Е. Д. Черменский и Г. З. Иоффе, напротив, считали его Наиболее взвешенно вопрос о политической роли Г. Распутина был изложен в работе В. С. Большое значение для советских историков имела и тема дискредитации российской монархии посредством подчеркивания действительных и мнимых пороков Г. Распутина, сведения о которых черпались из самых различных, подчас и весьма сомнительных Идеологическая предвзятость и политическая односторонность советской историографии, игнорировавшей тему религиозности Г. Распутина, не позволяли ей создать разностороннюю и объективную картину жизни и личности Г. Распутина и способствовали в 1990-е гг. появлению работ, в которых элементы исторического исследования призваны были обосновать разнообразные, подчас совершенно фантастические версии о Г. Распутине. Одной из таких версий стала содержащаяся в книгах А. Н. Боханова и О. А. Платонова версия о Г. Распутине как религиозном праведнике из народа, оказавшемся жертвой «клеветнического заговора»

http://sedmitza.ru/lib/text/429736/

683 Прав. исп. П. Вост. Ч. 3. Отв. на вопр. 4, 5 и 10. Все эти добродете­ли в своем месте будут подвергнуты детальному рассмотрению. 691 Творения. Т. IV. Кн. 1. СПб, 1898. С. 302. Ср.: Т. VII. Кн. 2. СПб., 1901. С. 477; Т. XII. Кн. 2. СПб., 1906. С. 923. 693 Проф. Светлов. «Опыт апологистич. изложения православно-христ. вероучения». Ч. II. Киев, 1898. С. 183. 696 Учение Шенкеля о грехе как результат победы чувственности над духом основательно опровергнуто в книге В. Велтистова «Грех, его происхождение, сущность и следствия». М., 1885. С. 64–85. 697 «Theologische Ethik». Bd. III, s. 1–107. Wittenberg, 1870. Критику теории Роте можно читать в сочинении Дорнера: «System der Christlichen Glaubens – lehre». Bd. II. Hft. 10, p. 82–87. 699 О значении библейского слова «плоть» см.: Herzog " " s «Preal-Encyclopadie». Leipzig. 1879, Bd. IV, p. 573–76; П. Левитов. «Тело и его судьба с христианской точки зрения». Христ. чтение, 1910. Май-июнь. С. 776–780. 700 Проф. о. П.Я. Светлов. «Христианское вероучение в апологетическом изложении». Т. II. Киев, 1912. С. 315. Всевозможные теории зла разобраны в специальном исследовании прот. Т.И. Буткевича «Зло, его сущность и происхождение». Харьков, 1897. 707 Преп. Авва Фалассий пишет: «Матерь всех пороков самолюбие... оно предшествует всем страстям. Три главные помысла похоти рождаются от страсти самолюбия: разумей здесь помыслы чревоугодия, тщеславия и сребролюбия, за которыми следуют все прочие страстные помыслы, только не все вместе». См.: Христ. чтение, 1822. Ч. VI. Кн. 6. С. 265 и 286. Ср.: Воскрес. чт. 1840–1841. 48. С. 448. 712 Прав. 5. Деяния вселенских соборов. Изд. Казанской дух. Академии. Т. VII. Казань, 1891. С. 304. 718 Архиепископа Алексия (Молчанова). «Хула на Духа Святаго». Правосл. собеседник, 1913. Апрель. С. 548. 731 Павел Левитов. «Наказание как осуществление справедливости». Вера и разум, 1905. 11. С. 371. 733 «Над телом вы властны делать, что хотите, – говорила мученица Лукия, – но дух наш принадлежит Христу; тело не оскверняется, где нет согласия воли и ума; а воли нашей вы никогда не можете привести в согласие на греховное действие; Бог смотрит на согласие воли, а не на телесное действие, производимое насилием» (Чет.-Мин., 13 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Например, епископ Самарский Константин писал: «Одной из существенных причин малоуспешного пастырского воздействия на жизнь прихожан служит способ содержания духовенства, живущего главным образом так называемыми доброхотными даяниями прихожан, а по выражению более точному и откровенному – платой за требы. Этот способ содержания духовенства, когда оно само бывает сборщиком с народа тех средств, какие на содержание духовенства дает народ, имеет то преимущество, что духовенство получает свое содержание при наименьшем обременении плательщиков, так как дело обходится здесь без всяких посредников между народом и духовенством. Но при этом экономическом преимуществе этот способ содержания духовенства настолько вреден в духовном отношении, что даже жалованье от правительства, когда правительство берет на себя посредство между плательщиком-народом и духовенством, является более желательным, чем существующий, будто бы апостольский, способ содержания пастырей Церкви и их сотрудников» 270 . Подобных же взглядов придерживался и епископ Смоленский Петр (Другое) 271 . Епископ Таврический Алексий (Молчанов) тоже пишет о необходимости перевода духовенства на жалованье от казны «для поднятия и усиления пастырской деятельности и для установления правильных отношений между пастырями и прихожанами» 272 . По мнению нижегородского преосвященного Назария (Кириллова), замена доброхотных даяний на государственное жалованье должна быть определена в целях возвышения пастырского авторитета 273 . «Забота клирика о своем материальном обеспечении, начиная с устройства домов для себя при самом поступлении в приход, постоянная, далее, материальная зависимость их от прихожан, разные унизительные для клириков поборы натурой и т.п., с одной стороны, охлаждают пастырские идеальные стремления и порывы, с другой – убивают искренность и сердечность в отношении прихожан к пастырям и роняют нравственный авторитет духовенства в глазах населения» 274 , – писал епископ Рязанский Аркадий (Карпинский). На способ обеспечения духовенства через некие фиксированные пожертвования указывал митрополит Московский Владимир (Богоявленский) : «Не говоря уже об унизительности этого способа получения вознаграждения, он служит причиной расстройства нормальных отношений между причтом и прихожанами» 275 , поэтому владыка высказывается за преимущество обеспечения духовенства через жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, может быть и в самом деле прав был тот французский безбожник 16 , который утверждал, что мир не прежде будет счастлив, пока не получит в нем всеобщего господства атеизм. Может быть, безбожие и есть тот могучий рычаг, который способен поднять род человеческий на высоту умственного и нравственного развития, и как личного, так и семейно-общественного благополучия. Посмотрим, таковы ли на самом деле плоды безбожия. «По плодам их узнаете их», – говорит Спаситель. «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» 17 . Эти слова Спасителя выражают собой вечную, непреложную истину и дают нам самые решительные основания для оценки практических результатов неверия для духовно-культурной жизни человечества. И прежде всего факты истории решительно говорят нам, что вся человеческая культура ведет свое начало из религии, что религия есть корень или источник всякого духовного развития человечества. «Религия, говорит Лютардт, есть материнское лоно, из которого вышла вся духовная жизнь человечества; вся высшая культура человеческого рода есть дочь религии» 18 . Сами имена «культ и культура» своим словопроизводством указывают на один общий для них религиозный источник. Представители религии, как известно, были вместе с тем, – носители и представители просвещения. Науки, законодательство, астрономия, историография были делом жрецов. Искусства выросли и развивались на служении религии. Величественные храмы и пагоды Индии, богатые колоннами храмы Греции, вздымающиеся к небесам соборы христианского мира, – все это красноречивые свидетели родственной связи искусства и религии. Живопись достигла своего высшего процветания в христианстве в качестве религиозной живописи. Тоже следует сказать и о скульптуре. Музыка всегда составляла и составляет необходимость религиозного культа. Конечно, в настоящее время культура идет своими собственными самостоятельными путями, и должна идти ими, как это и прилично взрослой дочери религии. Но все же, первоначальный жизненный очаг ее есть именно эта последняя. Ведь религия есть древнейшая форма жизни человеческой, о которой только мы знаем исторически. И чем дальше мы уходим вглубь истории, тем более памятники человеческого духа стоят в связи с религией. Религия, как согревающее солнце, есть движущая сила духовного развития человечества. Отнимите это солнце, удалите из жизни свет и теплоту, и жизнь, лишившись притока жизненных сил, замрет, и снова наступят времена грубого и дикого варварства. Жизнь без религии, жизнь без Бога, – жизнь «обезглавленная» 19 . Дух неверия и отрицания порождает опасный для культурной жизни человека дух страстей, господство грубой стихийной силы, служение земле и ее только интересам и, – само собой, – смерть и разложение духовой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Теперь судите сами; что было бы с миром, если бы в нем атеизм восторжествовал окончательно и все образованные общества приняли бы его, как истину. Если бы это случилось (чего на самом деле, конечно и быть никогда не может), то мир представлял бы следующую картину. Господствующая вера на земле, – неверие. Люди с детства воспитываются так, чтобы свои интересы, деятельность и надежды ограничивать землей, узким и невеселым миром осязаемой действительности. Из духовных сфер уже не падает на жизнь земную ни одного согревающего луча света. Все утешения, проистекавшие из мысли о бесконечной мудрости и благости, замерли. Всякие живые сношения с небом покончены. Люди должны трудиться и трудиться изо дня в день, – без утешений свыше и без чаяний в будущем. Ведь они знают, что со смертью , которая каждую минуту ходит по пятам за ними, все для них кончается и что детей их ожидает точно такое же безотрадное и бесцельное существование 42 . Как вы думаете, насколько продолжительно было бы подобное торжество атеизма? Мы уверены, что достаточно было бы только нескольких дней такого торжества безбожия, чтобы люди в ужасе отступили от той пропасти, в которую направляет оно судьбы человечества, Мы уверены, что люди, очнувшись, без оглядки побежали бы от него, как от страшного привидения, случайно посетившего бедную землю. Конечно, переживаемое нами мрачное время сомнения и неверия не может пройти бесследно; оно имеет много искушений и опасностей для веры, особенно для тех, кто еще не утвердился в ней. Но припомним, какое ужасное состояние, какую пробу веры должны были испытать первые ученики Христовы, когда их Божественный Наставник, поруганный и осмеянный, увенчанный тернием и всеми оставленный, был прегражден ко кресту и после позорной смерти крестной, был положен во гроб, прикрыт тяжелым камнем, запечатан печатью первосвященника, и как льстец и обманщик, даже мертвый, оставлен под охраной воинов. Поводимому, дело Иисуса было тогда проиграно, вся надежда учеников рушилась. Кажется, сам дьявол не мог пожелать в ту пору большего торжества, чем то, какого достигло неверие и нечестие врагов Христовых. Припомните: ближайший ученик Иисуса делается Его предателем; первосвященники и вожди народа Божия превращаются в злодеев и Христоубийц; возлюбленный Богом народ становится народом отверженным и богоненавистным. Ho вы знаете, что это торжество неверия и нечестия было лишь мнимым торжеством. Ибо предатель предал в сущности дьяволу свою душу; злобные начальники иудейские пригвоздили ко кресту собственное блаженство и остались с одной адской мукой; а безумный народ, испросивший кровь Праведника, предал себя лишь вечному рабству, стыду и погибели и на веки сделался предметом всеобщей ненависти и презрения. Так всегда кончается мнимое торжество неверия и нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

«Как лань стремится к потокам воды, – говорит св. пророк, так желает душа моя к Тебе, Боже. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» 3 . Как глаза ищут света и он естествен для них, так и душа человека ищет света вечной истины. Как в природе царит над всем закон притяжения, так и в мире духовном существует закон нравственного притяжения, исходящий от великого Солнца вселенной, от Бога. Как железо стремится к магниту, как реки изливаются в море, как камень притягивается к земле, так и душа притягивается к Богу, к своему Первоисточнику, и вечности, как своему отечеству. Притяжение предметов можно задержать, но нельзя уничтожить закона притяжения. Можно положить известную преграду стремлению души, но нельзя совсем уничтожить в сердце влечения к Богу 4 . «Лишить нас веры в Бога, – говорит один защитник ее, можно только с отнятием нашего духа, но пока дух отличает человека от всех других живых существ видимого мира, вера никак не может быть истреблена в человеке» 5 . He удивительно поэтому, что строгой системы атеизма мы не видим ни в древнем, ни в новом мире, так что если бы мы пожелали дать атеизму сражение в открытом научном поле, то мы не нашли бы пред собой врага, с которым бы можно было вести правильную войну 6 . Вместо философских и строго научных оснований и доказательств атеистических мнений, мы встретили бы здесь какие-то жалкие, отрывочные, лишенные всякого разумного основания, мнения и выходки против веры. Так, с издевательством нападают отрицатели на различные догматы христианской религии, особенно любят они накидываться на библейское учение о Промысле Божием, на чудеса евангельские, на святые мощи и т. д. Как например грубого и крайне обидного для чести человеческого разума возражения со стороны атеизма против истины бытия Божия, мы укажем на слова одного знаменитого астронома (Лапласа), который на вопрос: признает ли он существование Бога, ответил: при помощи телескопа я внимательно осмотрел все небо, но нигде не заметил там Бога. Но знаменитый астроном забыл, что никогда и ни в какую подзорную трубу, он не увидит также и своей собственной мысли, но которая, тем не менее, существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Является вопрос: что бы это значило, что до сих пор безбожники не сумеют доказать небытия Божия? Ответ на этот вопрос давно дан такими людьми 7 , ученый авторитет которых не подлежит сомнению: «небытия Божества, – говорят они, доказать нельзя, потому что для этого необходимо было бы полное, всецелое, абсолютное познание всего существующего, что очевидно невозможно». Поясним эту истину примером. Когда, например, два человека будут занесены на пустынный остров и один из них станет утверждать, что остров обитаем, или когда-то был обитаем, то чтобы оправдать это мнение достаточно открыть хотя бы один только след человеческой ноги на песке. Но если бы его спутник захотел доказать противное, то он должен был бы самым тщательным образом исследовать целый остров по всем направлениям, побывать в каждой местности и только после этого, если бы он нигде не открыл ни малейшего следа человеческого, был бы в праве сказать: этот остров необитаем. И чем больше остров, тем труднее конечно и его задача 8 . Точно также, чтобы твердо установить ту истину, что существует Бог , достаточно указать на один какой-либо след Творца, на небе ли то или на земле. Полевой цветок, древесный лист, чудное устройство человеческого глаза, звездное небо уже представляют это доказательство. Но если бы кто дерзнул утверждать, что во вселенной нет Бога, для этого он должен пройти все страны, проникнуть все глубины этого земного шара, перейти от звезды к звезде, исследовать все миры, спросить все времена… Но какое время и какое знание необходимо, чтобы достигнуть этой цели! Такое познание необходимо предполагает в познающем свойства именно Божественные. Другими словами, чтобы иметь возможность доказать небытие Бога, нужно знать все, нужно самому быть Богом 9 , но тогда все же был бы Бог. Вывод отсюда ясен: научный атеизм или атеизм теоретический, не возможен. К чести человеческого разума заметим, что среди истинных представителей науки, среди, – так сказать, – первых величин ее, мы не видим атеистов. Величайшие светила науки никогда не унижались до опровержения истины бытия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Надо еще принять во внимание, что к этому времени царица окончательно разочаровалась в нашем высшем обществе и все свои симпатии отдала простому народу. Естественно, что она сразу с особым интересом и доверием отнеслась к выходцу из этого народа, всё возраставшими по мере того, как она приглядывалась к новоявленному праведнику. В последнем для нее всё было ново: и наружный вид, и смелость, с которой он наставлял царя с царицей и критиковал вельмож, и загадочно-туманная речь, и дерзновенность его движений. Когда же он несколько раз, после оказавшихся бесплодными усилий врачей-профессоров, исцелил ее больного сына, она окончательно уверовала в его особое избранничество, увидев в нем посланного Господом для ее семьи святого человека. Если бы не оказалось ни одного распутинского сторонника, умевшего влиять на царицу и поддерживать ее веру в богоизбранничество Тобольского мужика, то и тогда царица не изменила бы своего отношения к Распутину: она была слишком независима в своих суждениях и настойчива в действиях. Но тут оказалась целая плеяда апологетов Распутина, всё крепче утверждавших царицу в ее вере. Тут были митрополиты Питирим и Макарий, целый сонм архиепископов и епископов, генералов, членов Государственного Совета, сенаторов, министров и прочих сановных лиц. Искренних почитателей Распутина было очень мало: Вырубова, Горловина и еще несколько женщин, – женщины легче поддавались его чарам. Из мужчин же я не решаюсь назвать ни одного, который бы искренно верил в его святость. Даже царский духовник, так горячо до 1914 г. отстаивавший Распутина, не был, думаю я, – искренним. Прочие же подмазывались к Распутину по явно корыстным побуждениям, надеясь при его поддержке сделать карьеру или получить иные блага. И они не ошибались: маленький (во всех отношениях) Томский архиепископ Макарий и опальный Владикавказский Питирим, – оба ничем не выделявшиеся, – при помощи Распутина выросли в митрополитов Московского и Петербургского; опальный Псковский епископ Алексий (Молчанов) сразу стал экзархом Грузии; неуч, полуграмотный архимандрит Варнава за три года вырос в Тобольского архиепископа; дававший Распутину приют в своей квартире, серенький кандидат богословия Даманский стал товарищем обер-прокурора Св. Синода, а затем сенатором и т. д. Это было в духовном ведомстве. Подобное же происходило и в других ведомствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Что бы ни думали и что бы ни говорили о молитве, но она в связи с верою есть могучая сила мировая. Все возможно верующему ( Мк.9:23 ). Наши прадеды были проще, чем мы, и они верили, что вера и молитва могут горы переставлять, и что такую силу веры и молитвы можно найти именно у отшельников, у аскетов ( Мф.21:21 ; 1Кор.13:2). Прокопий Устюжский молитвою отвратил от своего города гнев Божий (каменный град). Быть может, и теперь чьи-нибудь молитвы разгоняют и отвращают от нас грозные бури, готовые поразить нас. Чтобы понять, как могут труды и молитвенные подвиги аскетов влиять на нас, на мир, мы приведем несколько соображений. Мир есть единое целое, единый организм, все в нем связано между собою. Кто повышает свою жизнь, тот увеличивает общую сумму добра, и наоборот: кто падает, тот понижает с собою и других. Об этой мировой связи существ земных говорит и слово Божие ( Рим.8:19–22 ). Конечно, для людей «трезвых», все это покажется загадочным, сказочным, мистическим. Но жизнь еще сказочнее, еще чудеснее. А св. Евангелие полно таинственного и чудесного. Религия немыслима без мистики и путей таинственных. Говорят, наука не может поддержать этих соображений. Но наука почти не касалась еще занимающих нас вопросов. У неё много своей работы в области мира физического. Впрочем, за последнее время психология допускает, что возможна непосредственная передача мыслей и чувств от духа к духу, от сознания к сознанию. А ведь этот закон воздействия одной личности на другую непосредственно был давно знаком святым отшельникам и аскетам. Читайте жития святых и вы убедитесь в этом. На этом законе, конечно, и основана сила молитвенного общения отшельников с людьми. Да ведь это так и должно быть, ибо все мы едино во Христе ( Гал.3:28 ). 3начит, если и есть какая-либо преграда между нашими душами, то это только наше несовершенство. Когда станет понятной возможность «духовного зрения», тогда многое, что до сих пор отвергалось, станет истиною. Отвергают аскетизм часто во имя культуры, которая будто бы несовместима с аскетизмом и от которой мы отказаться не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010