Одновременно началась мощная атака на правосл. приходы Русской Церкви на Украине со стороны греко-католич. структур, легализованных после встречи Горбачёва с папой Римским Иоанном Павлом II 1 дек. 1989 г. В результате действий греко-католиков были практически разгромлены 3 правосл. епархии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. В сер. янв. 1990 г. ОВЦС провел переговоры с представителями Римско-католической Церкви о нормализации отношений между православными и католиками вост. обряда на Зап. Украине. Был совместно выработан ряд рекомендаций, к-рые, однако, не соблюдались униатами на местах, а уже в марте представители греко-католиков отказались от участия в согласительной комиссии. В этих условиях важным достижением церковной дипломатии была консолидация позиции правосл. Церквей в отношении греко-католич. агрессии на Украине: в сент. 1990 г. полную поддержку позиции Русской Церкви выразили К-польский патриарх Димитрий I , Александрийский патриарх Парфений III , Иерусалимский патриарх Диодор I, Грузинский патриарх Илия II, главы Польской, Чехословацкой Православных Церквей, Православной Церкви в Америке. Важным было и заявление Конференции европейских Церквей, выразивших сожаление в связи с трагическими событиями по захвату правосл. храмов на Зап. Украине. Католич. и греко-католич. экспансия еще долгие годы оставалась причиной межконфессионального напряжения на Украине. В 2002 г. без предварительного информирования РПЦ на Украине были учреждены новые католич. епархии (Одесско-Симферопольская и Харьковско-Запорожская), тогда же появился греко-католич. «Донецко-Харьковский экзархат», а руководство Украинской греко-католич. Церкви заявило о планах переезда из Львова в Киев и учреждения там «патриаршей кафедры». В заявлении патриарха Алексия II и Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. говорилось: «Жители Юга и Востока Украины всегда твердо стояли за православную веру. Попытки латинизировать их или насадить унию неизменно терпели крах… данный регион никогда не имел греко-католическую иерархию». Действия Римской курии ясно свидетельствовали «о стратегическом намерении Ватикана продолжать экспансию на Восток любой ценой и любыми средствами», игнорируя «позиции нашей Церкви по вопросам прозелитизма и разделения сфер пастырской ответственности». В заявлении ОВЦС от 30 июля 2002 г. Ватикан предупреждался о «серьезном уроне отношениям между двумя Церквами», который наносят его действия на Украине (ЦиВр. 2002. 3(20). С. 11-20).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Закрыть itemscope itemtype="" > Генерал Андрей Дунаев: Лучшая служба на свете - Богу 21.11.2018 542 Время на чтение 8 минут Бывший глава МВД России всегда носил православный крест и помогал Патриарху Алексию II В яркой биографии Анд­рея Фёдоровича Дунаева много самых разнообразных фактов. Он прошёл большой путь на милицейской службе. Руководил боевой группой МВД по возвращению М.Горбачёва из Фороса. Стал первым министром МВД новой России. А в 1993 году возглавил защиту Белого дома при его штурме. Был заключённым в Лефортове. Гораздо менее известно об участии Дунаева в церковной жизни. А ведь он был одним из руководителей Клуба православных предпринимателей, созданного по благословению Патриарха Алексия II. Занимался строительством православных храмов. О том, какую роль в его жизни играет вера, чем запомнилась работа с Патриархом, какую пользу принесла она Русской Православной Церкви и её прихожанам, генерал рассказал нашим корреспондентам. Господь услышал молитвы мамы - Андрей Фёдорович, вы родились в 1939 году в СССР - стране, где человека с крестиком на груди явно не жаловали. Молиться, а тем более ходить в церковь было просто небезопасно, особенно для молодого человека, желающего достичь в жизни каких-то высот... - Так я ведь в деревне родился. Алёшкино - это Ульяновская область. У меня был очень набожный дед, он меня и крестил. Да и мама, когда было трудно, молилась денно и нощно. А трудным, насколько мне запомнилось, детство было всегда. - Какую-то молитву тех лет могли бы припомнить? - На всю жизнь врезалась в память такая картина. Ночь. Мы, дети, спим на полу как раз под образами. Нас на тот момент в семье четверо было, двое старших умерли во время войны от голода, я был младшим. Вдруг услышал сквозь сон горячий шёпот. Открываю глаза и вижу: мама стоит на коленях и отчаянно молится. Всхлипы, слёзы текут по щекам... Но о чём она просит Бога? Да забрать всех нас к себе поскорее. А почему? Так ведь война-то с фашистами закончилась, но жизнь сытнее не стала. Да и с правопорядком беда: ка­кието фронтовики, воротившись домой, самовольно отобрали у нас землю - 10 соток, на которых наша семья выращивала картофель. Мама поняла, что в следующем году нам, детям, уже точно не выжить. Не желала для нас мучительной смерти, вот и просила Бога проявить милосердие.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/21/ge...

Г. отрицал свое участие в избиении активистов в 1918 г. и не признал себя виновным в антисоветской и антиколхозной деятельности. 23 марта 1930 г. осужден Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Нижегородском крае на 3 года ИТЛ и отправлен в Вишерский лагерь. Освобожден в 1932 г. С 1933 г. служил псаломщиком в церкви с. Скоробогатова Ковернинского р-на Горьковского края. 31 дек. 1934 г. арестован по обвинению в том, что, «будучи антисоветски настроенным, вел антисоветскую работу по развалу колхозов». 3 янв. 1935 г. направлен в УНКВД по Горьковскому краю, 15 янв. возвращен обратно для дополнительного следствия в распоряжение Ковернинского райотдела НКВД и вновь помещен в районную КПЗ. 21 янв. вторично отослан в Горький и помещен в городскую тюрьму. 17 марта особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки в Казахскую АССР. В мае 1935 г. прибыл по этапу в с. Щербакты Восточно-Казахстанской обл. 20 нояб. 1937 г. арестован по делу архиеп. Агапита (Борзаковского) , обвинен в том, что состоял членом «церковно-сектантской контрреволюционной группы под руководством Борзаковского» и вел «контрреволюционную пропаганду». Виновным себя не признал, заявил, что как верующий общался со священнослужителями и участвовал в богослужениях, но ни в какой контрреволюционной группе не состоял. 25 нояб. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственном деле в подготовленных к канонизации материалах значилось, что Г. имел сан диакона.) Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Ед. хр. 7879; Д. П-17617; П-8704; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 01657. В. В. Королёва, игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик

http://pravenc.ru/text/166597.html

В итоге под занавес 1989 года Синод принял решение о созыве внеочередного Архиерейского Собора, посвящённого именно украинским бедам. И он состоялся в два последних дня января 1990-го. Страдалец Пимен председательствовал на нём. Перед самой смертью ему, а потом точно так же перед самой смертью и его преемнику пришлось расхлёбывать пересоленный и переперченный украинский борщ. На Соборе открыто прозвучало, что после предательской встречи Горбачёва с папой Иоанном-Павлом Войтылой украинская раскольничья церковь обрела законный статус и пошла в решительное наступление. Униатский архиепископ Владимир (Стернюк), доселе действовавший нелегально, вышел из подполья и требовал возвращения униатам всех храмов по состоянию на 1939 год, и местная власть поддерживала его, поскольку к власти уже пришли националистически настроенные политики. На требование Патриарха Пимена пресечь узаконивание раскольников на Украине генсек Горбачёв ответить не соизволил. В президиуме Собора между Патриархом Пименом и митрополитом Алексием сидел с недовольным видом Христораднов. Отделись Украинская Церковь, ему же меньше хлопот будет, вероятно, размышлял он, слушая взволнованные речи архиереев. Собор выработал обращение к правителям СССР и Украины с просьбой «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». Горбачёву была направлена особая телеграмма с требованием вмешаться, хотя ясно было, что Михаилу Сергеевичу это до фонаря, ведь он отрадно кивал, хлопая влюблёнными глазами, только когда к нему обращались с просьбами лидеры «прогрессивного человечества». А папа Войтыла, являвшийся для генсека новым Ганди, только рад был раздувать на Украине национализм.

http://pravoslavie.ru/57900.html

И вот теперь, в праздник Покрова Богородицы 1990 года Патриарх Алексий II добился разрешения совершить здесь первую после революции Божественную литургию. Началась борьба за возвращение собора, в 1991 году Святейший добьётся того, что Василий Блаженный станет считаться в совместном пользовании Церкви и Государственного исторического музея. В те октябрьские дни президент СССР Горбачёв и Верховный Совет издали, наконец, закон о свободе совести и религиозных организациях, в разработке которого Святейший принимал самое деятельное участие и как Предстоятель Церкви, и как народный депутат, коим он по-прежнему оставался, несмотря на своё резко ухудшившееся отношение к участию религиозных деятелей в политике. Вопрос о свободе совести — понятие, возникшее в Европе во времена Реформации, когда нужно было закрепить право не быть католиком. Французы во время своей так называемой «Великой буржуазной революции» шагнули дальше, заявив в Декларации прав человека и гражданина от 1789 года, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Слова «даже религиозные» здесь весьма красноречивы. С тех пор все законы о свободе совести являлись уступкой, которую безбожные правительства делали верующим гражданам. В СССР такого закона не было вообще. В 1918 году большевики приняли декрет об отделении Церкви от государства и — баста. И вот, наконец, через семьдесят два года атеистическая власть снизошла, признала, что Русская Православная Церковь может иметь правовую основу для своей деятельности и правоспособность юридического лица, что граждане имеют право «на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии». Отныне можно было, не опасаясь новых гонений, «единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии». Родителям разрешалось «воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии». Нельзя теперь было принуждать кого-либо «к исповеданию или к отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях». Отныне гражданин вправе был в официальных документах указывать или не указывать, как он относится к религии и какую религию исповедует.

http://pravoslavie.ru/57900.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 23 августа 1991 года 17.08.2011 1527 Время на чтение 3 минуты От редакции. В ближайшую пятницу, 19 августа, исполняется 20 лет со дня т.н. «августовского путча», предпринятого Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), состоящего из членов ЦК КПСС, правительства СССР , армии и КГБ, стремившихся по официальной версии к отстранению М.С.Горбачёва с поста президента СССР и смене проводимого им курса. Однако на деле путч привел лишь к торжеству т.н. «демократических сил», возглавляемых Б.Н.Ельциным, окончательной утрате Компартией своей власти, усилению власти региональных лидеров и ускорению распада СССР, завершившегося его ликвидацией в декабре того же года. В связи с этими трагическими событиями Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил 23 августа 1991 года с Посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Поскольку в момент появления Послания не существовало интернета, мы републикуем данный документ в виду его исторической важности. Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри, боголюбивые иноки, инокини и все верные чада нашей Святой Церкви! В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился, Промыслом Божиим, период нашей истории, начатый в 1917 году. В то уже далекое время нашу землю обагрила кровь, началось великое разделение и братоубийственная война, завершившаяся торжеством властителей, которые сами о себе свидетельствовали как о людях и политиках " нового типа " . Их новизна была в отвержении всех абсолютных нравственных начал, в забвении духовных истоков и смысла человеческого существования, в уверенности в том, что ни перед Богом, ни перед людьми они никогда не понесут ответственности за свои деяния. Последнюю чреду из них - надеюсь, что уже последнюю,- мы видели в дни переворота. Переворота, который не мог завершиться их успехом хотя бы потому, что был начат, как бы в надругание над всеми святынями нашего Отечества, в день, когда Церковь празднует великий праздник Преображения Господня. Ныне же Россия может сказать им слова, которые некогда Иосиф обратил ко своим братьям: вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть (Быт. 50, 20). То, что теперь есть,- это наступающее через десятилетия действительное прекращение гражданской войны в нашем исстрадавшемся от идеологических разделений обществе: отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России. Она попыталась вновь силой навязать себя народу, но народом же была ненасильственно отвергнута.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/18/...

Благодатный Огонь Благодатный Огонь Благодатный Огонь и полемика вокруг него Фотографии Благодатного Огня Свидетельства очевидцев 11 апреля 2015 г. скрыть способы оплаты Комментарии Мария 23 апреля 2021, 02:21 Тоже хотелось бы чтобы поставили Камеры, армянский священник говорит что мы неправильно понимаем - огонь зажигается людьми непосредственно от неугасаемой лампады. И действительно, что там происходит Мы не видим и сходит всегда в 2 - как по заказу Надежда 18 апреля 2017, 20:01 Я не была у Гроба Господня и не видела чуда схождения Благодатного Огня,но я верю,что это так.Христос Воскресе! Дмитирй 16 апреля 2017, 11:20 Андрею... Схождение Благодатного огня это прежде всего вопрос Веры! Если вы не верите, то никакие камеры не помогут. Можно все камерами обставить, но это не поможет. Все равно найдутся те кто будут говорить это монтаж, мол Огонь ненастоящий и пр. В Евангелии от Марка напомню есть такие слова: " Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем " . Сошел бы Иисус с Креста, и что? Они бы уверовали!? Нет. Также и тут Андрей 15 апреля 2017, 17:56 Много лет смотрю трансляцию схождения огня и всегда встаёт вопрос на который никто из тех кто верит в нерукотворную природу огня не хочет и не может ответить , почему нельзя поставить веб-камеру непосредственно в месте появления огня и заснять и показать людям , это же сразу заставит замолчать тех кто считает что огонь имеет самое банальное происхождение -от зажигалки , но нет не снимут и не покажут . Все ответы на этот вопрос сводятся к обвинениям в святотатстве за постановку такого вопроса или же отвечают в стиле Горбачёва много , красивыми словами и о чём угодно кроме сути вопроса... людмила 13 апреля 2015, 21:59 я дважды была свидетелем этого чуда по другому это не назовешь и чтобы они не писали и какие бы доводы не приводили все это чушь тот трепет в душе что я испытала у ГРОБА ГОСПОДНЯ я до самой смерти не забуду что-то такое творилось в душе мне хотелось кричать рыдать я готова была взлететь прошдо 10 лет и когда я кому-то рассказываю у меня снова и снова такое ощещение как будто я снова у ГРОБА ГОСПОДНЯ и никто в жизни мне не докажет что это обман спаси вас ГОСПОДИ всех

http://pravoslavie.ru/30100.html

И что примечательно, несмотря на реально имевшие место быть негативные явления и процессы в позднем брежневском и постбрежневском СССР, и на оголтелую 6-летнюю чисто геббельсовскую антисоветскую пропаганду катастроечников всех сортов и мастей (от ельцинско-сахаровской либдемшизы до новоявленных " русских монархистов " и " национал-патритов " в союзных республиках), на референдуме 17 марта 1991 года 76% советских граждан проголосовало ЗА сохранение Союза. И РСФСР, и Украина, и Белоруссия, и Азербайджан, и Средняя Азия- все были ЗА сохранение Союзного Государства. Только прибалты, молдаване, грузины и армяне выступили в роли отщепенцев и не стали проводить референдум. Вот их и надо было попросить с вещами на выход (баба с возу- кобыле легче), а все остальные республики не хотели выходить из состава Союза. Очевидно, что команда ликвидаторов абсолютно не ожидала такого исхода референдума, полагая, что после усиленной 6-летней накачки населения антисоветской пропагандой большинство проголосует против сохранения Союза. Именно поэтому им и пришлось на ходу срочно придумывать новый сценарий, который бы позволил бы им " обнулить " результаты мартовского референдума и сделать его " как бы не бывшим " . Отсюда и вся эта трагикомедия и фарс " Трёх дней в августе " с якобы " арестом Горбачёва в Форосе " и " недопутчем " ГКЧП, имевшие единственной целью сделать " Героем дня " и единственным победителем ЕБН, что, увы, им блестяще удалось при полном преступном попустительстве и бездействии, если не прямом пособничестве, КГБ. 138. феномен И.В.Сталина " Благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, а не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны... не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. " апостол Иоанн Богослов, из сегодняшнего церковного чтения

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/st...

Наконец, празднование 1000-летия Крещения Руси дало Церкви возможность ввозить в страну, издавать и переиздавать духовную литературу, в первую очередь - Библию, богослужебные книги, жития святых... О «перестройке» тогдашней власти можно сказать словами евангельской притчи: «Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут» (Лк. 5: 36-38). Власть не менялась, потому что не была способна к переменам, но менялись люди, в том числе - власть имущие. Помню наши встречи с Горбачёвым, визит Рейгана в Даниловский монастырь; помню и то движение навстречу друг другу, которое совершалось между Церковью и, нет, не столько государством, сколько представителями этого государства. Уверен, что многие советские лидеры и деятели высших и средних государственных эшелонов не были убеждёнными атеистами. При первой же возможности, когда им за это уже не грозили партийные взыскания, - они поворачивались к Церкви лицом и нередко входили в неё, становясь полноправными христианами. Помню, как годы спустя, после церемонии открытия мемориала на Прохоровском поле, в кулуарах прозвучало благодарение Богу и Священноначалию за то, что вчерашние гонители Церкви нередко становятся её чадами и не на словах, но на деле доказывают искренность своих убеждений. Не знаю, многие ли сегодня помнят, что накануне распада Советского Союза был проведён общесоюзный референдум, на котором абсолютное большинство жителей огромной страны высказались за сохранение единого государства. Но их воля была беззастенчиво попрана, и распад державы был совершён предельно узким кругом политических деятелей, почуявших запах личной власти в меньшем, но суверенном государстве. К слову, республиканские политические и экономические элиты в тот момент меньше всего думали о народе: ведь «на местах» предстоял «великий передел» собственности и власти - собственно, в это и вылилась «перестройка» старой системы, потерявшая с годами и доверие народа, и романтический ореол первых лет. Теперь, когда время достаточно далеко отстранило от нас события двадцатилетней давности, мы понимаем, что Чернобыльская ката­строфа с её трагическими последствиями не без оснований казалась предвестницей грядущих исторических потрясений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Простите, если что не так. Андрей Горбачев 30 июня 2014, 02:29 Уважаемый Виктор, совершенно согласен с Вами в том, что трудности вопросов, связанных с имяславием, до сей поры не получили еще полного богословского разрешения. Тем не менее, крайняя степень этого направления (изложенная, в частности, иеросхим. Антонием Булатовичем) достаточно ясна и получила справедливую оценку церковных властей и отдельных богословов. Именно эту позицию я имею ввиду в своей статье. К сожалению, я несколько затрудняюсь в ответах на Ваши комментарии ввиду некоторой противоречивости их содержания, но попытаюсь выделить в них несколько тем. Xenia 28 июня 2014, 01:12 Будем молить Бога и верить, что крещение, покаяние и причастие и добрые дела в нашей земной жизни помогут нам обрести Царство Небесное, что Бог и Его Сын- Спас Иисус Христос помилуют нас,если мы по своей земной немощи не распознаем эту печать. Мое сердце чует,что события на Украине приближают эти времена слишком близко и уже очень четко видно кто стоит за этим. К сожалению, мало кто готов слышать и слушать и поддержать, хотя и возразить не могут, но печать, которая вживляется в тело и заменит паспорт и деньги уже есть и уже применяется на животных и даже людях. Автор этого законопроекта- Барак Обама, который намерен к 2017 году " обеспечить " все население США микрочипами. Это тоже магия и странное совпадение или пора все-таки выходить из иллюзий, что это еще не то и не с нами...?! р.Б. Виктор 28 июня 2014, 00:12 Андрею Горбачёву: Ваша статья полностью расходится со словами св. Иоанна Кронштадтского: " Имя Господа есть Сам Господь — Дух везде сый и все наполняющий... " Глеб 26 июня 2014, 23:43 Как прокомментировать такие слова Господа Иисуса Христа (От Иоанна святое благовествование. Глава 17.) 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Мне борьба с Имяславием напоминает борьбу с Иконопочитанием. Последняя обернулась торжеством Православия. Может быть нас ожидает еще одно торжество Православия?

http://pravoslavie.ru/71730.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010