Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Зуев († май 1918, Пермская губ.), мч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик церкви в с. Дивья Пермского у. Пермской губ. Расстрелян красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Ист.: Пермские ЕВ. 1919. 1, 2. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 113; Королёв. Исповедники. С. 9. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ДИМИТРИЙ Иванович Ильинский (1894-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860, Новгородская губ.- после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик. Муз. образование получил в Придворной певческой капелле в С.-Петербурге. В 1884-1897 гг. преподаватель церковного пения в Подольской ДС в г. Каменец-Подольске, руководитель хоров (архиерейского, семинарского, жен. уч-ща). Возглавлял класс пения на педагогических курсах. Записал волынские и подольские церковные напевы, а также образцы церковного чтения, услышанного им в храмах Новгородской, Владимирской, С.-Петербургской, Киевской, Волынской епархий. Исследовал принципы распевного чтения и вслед за Д. Н. Соловьёвым дифференцировал его виды (рассказный и псалмодический речитатив), дал детальную характеристику особенностей чтения церковно- и священнослужителями различных богослужебных текстов - псалмов, молитв, тропарей, кондаков, стихир, канона, паремий, ектений, Апостола, Евангелия, возгласов, акафистов. Автор хоровых аранжировок подольских и волынских напевов. Одним из учеников Б. был Н. Д. Леонтович , изучавший под его руководством теорию и историю музыки, гармонию, певч. искусство. В 1897 г. Б. передал Леонтовичу руководство семинарским хором. Соч.: Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычнаго древне-церковнаго чтения.../При содействии и участии свящ. И. Лебедева. М., 1891; Сб. церк. напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частью Волынской епархиях. Вильно, 1894; По поводу предполагаемого издания «Певца-лирника» (Южнорусского)//Подольские ЕВ. 1894. 17 дек.; Об устройстве певческих хоров при церквях Подольской епархии//Там же. 1895. 30 сент. Лит.: Ibahob В. Ф. Богданов Ю. О.//Мистецтво Украïни: Ehцukлoneдiя. К., 1995. Т. 1. С. 218. Е. Ю. Шевчук, В. Ф. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций

http://pravenc.ru/text/149453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Димитрий Ильинский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Иванович Ильинский (21.10.1894, с. Новорождествено Бронницкого у. Московской губ.- 17.02.1938, Москва (?)), мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик. Из семьи псаломщика. Окончил сельскую школу и 2 класса ДУ. С 1914 г. служил псаломщиком в храме во имя Иоанна Предтечи с. Новорождествена; пользовался большим уважением прихожан. После революции Д. было предложено уйти из храма и работать в сельсовете, но он отказался. Вместе со священнослужителями и прихожанами активно противодействовал попыткам закрыть храм. 4 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности». Проходил по следственному делу вместе со сщмч. Василием Озерецковским , мц. Ольгой Евдокимовой . Был заключен в Таганскую тюрьму. Виновным в предъявленном обвинении себя не признал. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам ИТЛ; скончался в заключении, погребен в безвестной могиле. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 20 апр. 2005 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-67406. Лит.: ЖНИР. Февр. С. 143-145; ЖНИР: Моск. Доп. Т. 4. С. 28-31. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/178097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА Александровна Масленникова (10.07.1874, Калуга - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой в 1934-1937 гг. служил Калужский и Боровский архиеп. сщмч. Августин (Беляев), помогала в храме. 29 окт. 1937 г. О. вместе с архиеп. Августином, архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым), прот. сщмч. Иоанном Сперанским, псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым, Николаем Смирновым, Аполлоном Бабичевым , членом церковного совета мч. Михаилом Арефьевым, мученицами Феоктистой Ченцовой и Анной Остроглазовой была арестована по обвинению в участии в контрреволюционной церковно-монархической орг-ции. На допросе О. не признала себя виновной и никого не оговорила. 19 нояб. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Калужской обл. приговорила О. к 8 годам ИТЛ. Скончалась в заключении (точное место смерти неизвестно). Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 414. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2578369.html

8. предистория Позиция РПЦ в дни существования Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) некоторое время не была ясна обще-ственности из-за довольно продолжительного молчания. Когда российский президент Б. Н. Ельцин обратился через вице-президента А. В. Руцкого к Патриарху, тот заверил его устно о своей поддержке. Выпущенное 20.08.1991 г. «Заявление» Патриарха Алексия II не являлось горячим воз-званием в поддержку Горбачёва и Ельцина, а представляло осторожно сформулированный призыв избежать гражданской войны и воздержаться от пролития крови. В «Заявлении» говорилось также о необходимости услышать голос Горбачёва, удерживаемого в Крыму. В ночь с 20 на 21 августа Предстоятель составил «Обращение», в котором он настоятельно просил соотечественников прекратить начавшееся кровопролитие. Подав-ляющее большинство духовенства занимало выжидательную позицию, хо-тя среди защитников Белого Дома находилось несколько священников и монахинь. Впоследствии в адрес МП звучали упреки в том, что во время путча она была слишком пассивной, а некоторые из её иерархов (митро-полит Киевский Филарет, митрополит Волоколамский Питирим и др.) в той или иной степени симпатизировали ГКЧП. Митр. Питирима даже упрекали в том, что он, по некоторым сведениям, встречался с членом ГКЧП министром внутренних дел СССР Б. К. Пуго . Когда ГКЧП потерпел поражение, то Патриарх встал на сторону по-бедителей и уже 22 августа послал приветственную телеграмму в адрес президента РСФСР Б. Н. Ельцина с пожеланием «крепости сил и помощи Божией в несении ответственного президентского служения России и её народу» , а на следующий день обратился с «Посланием архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви», в котором заявил: «Коммунистическая идеология, как мы убеж-дены, никогда более уже не будет государственной в России. Она попыта-лась вновь силой навязать себя народу, но народом же была ненасиль-ственно отвергнута» . К. М. Харчев, знавший тайны отношений государства и РПЦ, дал исчерпывающую характеристику политического момента того времени, говоря о том, что морального авторитета у государства, которое строил Горбачёв, не стало, оно оказалось вынужденным идти и занимать его у Церкви, которая, почувствовав, что без неё обойтись нельзя, начала дик-товать свои условия, в первую очередь – материальные. Он отмечал: «Вы хоть раз слышали, чтобы церковь осудила растаскивание государства, «грабительскую приватизацию», денационализацию и развал предприя-тий? А распад СССР? Нет, она все это освятила и получила за это свою часть… А (Совет по делам религий – прим. авт.) потому и ликвидировали: это был контрольный орган, который не давал воровать… Когда идет приватизация, зачем тут контроль какого-то совета? И государство отка-залось от этого контроля, чтобы… дать церкви то, что она просила взамен своего благословения» .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/so...

о. Николай Савченко ещё весной 14-го года скакал с жовтно-блакитным флажком по улицам Петрограда, так что его " осуждение российской спецоперации " абсолютно закономерно. Кстати, он служит прекрасным примером того, что антисоветизм является разновидностью русофобии. Много лет он с пеной у рта проклинал Сталина и Советский Союз, а потом начал активно защищать и агрессивно поддерживать укронацистских бандеровцев, захвативших власть на Украине в феврале 2014 года. Что и требовалось доказать. Все они одним миром мазаны, что тамошние укропы-бандерлоги, что здешние доморощенные бело-коричневые " монархисты " и власовцы. 34. Ответ на 29, Потомок подданных Императора Николая II: короткометражное кино Самый короткометражный, но содержательный документально-художественный фильм. Я тут еще после просмотра последнего Бесогона вспомнил короткие репортажи, о то как Путин с Шойгу на козлов охотились. Наши ответы Economist " у. 33. Ответ на 32, р.Б.Алексий: Нам ненавистны тиранов короны, Цепи народа-страдальца мы чтим. Кровью народной залитые троны Кровью мы наших врагов обагрим! Месть беспощадная всем супостатам! Всем паразитам трудящихся масс! Мщенье и смерть всем царям-плутократам! Близок победы торжественный час... Гимн красного майдана... майданутым в всех времен, конечно, не до покаяния... Профессиональный монархист. Научился ловко спекулировать " кровью наших врагов " . Да вот жизнь расставляет всё по своим местам. Это " монархист " Закатов и вместе с ним " раб Божий " на стороне майданутых. Вместе, кстати, с душевным другом Закатова о. Николаем Савченко, которого " Благодатный огонь " назвал в числе священников, осудивших российскую Военную спецоперацию на Украине. Так и вылезает из " монархистов " их суть. 32. Ответ на 28, Потомок подданных Императора Николая II: Сталин и Ельцин - те основные преступники, по вине которых сейчас так страдает народ Украины. Один - как большевик-сатанист с их Брестским миром. Другой - как автор Б. Пущи... Народы, отдельные люди страдают по своим грехам, а в руководители даются им Промыслом Божиим те, кого они заслуживают.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/28/go...

Разработанное архиепископом Кириллом «Положение о экзархатах Московского Патриархата» было внесено в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». При этом Собор упразднил зарубежные экзархаты, подчинив девять зарубежных епархий Патриарху и Синоду. Таким было последнее важное деяние Святейшего Патриарха Пимена . Впереди у него оставалось мучительное угасание и рождение в жизнь вечную. Он принял Русскую Православную Церковь не в руинах, как Патриарх Сергий (Страгородский), но, всё же, изрядно измотанную за время хрущёвской гриппозной оттепели, а оставлял её, хотя и в состоянии смуты, вызванной украинской самостийщиной, но окрепшей, имеющей более одиннадцати тысяч приходов. Патриарх Пимен и митрополит Алексий на прославлении блаженной Ксении Петербургской Для митрополита Алексия его первый Патриарший год начался с того, что он весь январь почти ежедневно служил в храмах северной столицы, Новгородской и Таллинской епархий, о чём свидетельствуют его записи, по-прежнему вносимые бисерным почерком с немецкой педантичностью. Он мечтал вернуть Церкви два огромных питерских храма — Исаакиевский и Казанский соборы. Оба они оставались музеями. В Исаакии с потолка свисал маятник Фуко, наглядно показывающий посетителям, как вращается планета Земля, а в Казанском по-прежнему размещался музей истории религии и атеизма. В праздничный день Рождества Христова 7 января 1990 года по распоряжению Гидаспова митрополиту Алексию разрешили отслужить в Казанском соборе молебен и литию. В конце января он участвовал в Архиерейском Соборе, а по сути дела, руководил им. В феврале, марте и апреле вновь очень много служил в Таллине, в городе на Неве, в Пюхтице, в Новгороде. Он будто спешил как можно больше отслужить здесь, в огромной своей Северо-Западной епархии, поскольку при всех обстоятельствах душою-то чуял грядущую великую перемену в жизни. Ему предстояло взять патриарший жезл в эпоху глобальных перемен, сопоставимых с теми, что свершались, когда Патриархом стал Тихон. Падали все дальние и ближние бастионы империи, созданной Лениным и Сталиным, откалывались европейские союзники — ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария, прибалтийские республики, Закавказье. Скоро и сам великий и могучий Советский Союз рассыплется на составляющие. Третий съезд народных депутатов, состоявшийся в марте, избрал Горбачёва первым и последним президентом СССР и отменил однопартийную систему. Но для СССР это уже было как мёртвому припарки. Да и для политической карьеры Горбачёва тоже, президентом ему предстояло пробыть полтора года.

http://pravoslavie.ru/57900.html

15 марта 1990-го на съезде народных депутатов СССР выбрали президента Союза – Горбачёва. На всенародные выборы Михаил Сергеевич не пошёл – по официальной версии, из экономии, ограничился депутатским голосованием. Не хватало ни времени, ни денег. Тот день не стал для Михаила Сергеевича триумфальным: даже старенькие ламповые телевизоры передавали ощущение депрессии, растворённое в воздухе Дворца Съездов. Когда Ельцину удалось добиться всенародных выборов президента России – это считалось очередным чувствительным поражением Горбачёва. Статус президента СССР поблек рядом с всенародно избранным президентом РСФСР. Для него Ельцин был серьёзной угрозой даже в качестве Председателя Верховного Совета Российской Федерации. Перестройщик пытался защищаться: либеральная общественность бранила Горбачёва за «консервативный крен»: Кремль попытался усилить МВД и приструнить телевидение. И всё-таки Михаилу Сергеевичу не удавалось создать действенную систему управления: партийную вертикаль он сломал, а новой не построил. У него оставалось одно – мировое признание. На Родине ему, по большому счёту, не на кого и не на что было опереться. С 1987 года ощущалось потепление в отношении советского государства к Церкви и верующим. Религиозность уже не воспринималась как отсталость – по крайней мере, не было такой пропагандистской установки, хотя атавизмы богоборчества сохранялись. Важным знаком в общественной жизни стало появление духовенства в депутатском корпусе на Первом Съезде советов, за которым следили миллионы телезрителей. Митрополит Питирим стал одним из всесоюзно известных идеологов перемен, с его образом многие связывали ностальгию по истинной России, по Руси православной, по утраченному благолепию. Ельцин, как и некоторые другие кандидаты (Рыжков, Бакатин, Жириновский) давал понять, что продолжит линию на сближение с верующими. Но этот вопрос не выпячивали, не политизировали – да оно и к лучшему. Но через месяц, 10 июля, на инаугурации Ельцина Святейший Патриарх Алексий II осенит первого президента крестным знамением.

http://pravmir.ru/pervyiy-prezident-ross...

31 окт. 1932 г. И. был арестован по обвинению «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти», заключен в тюрьму Брянска. Виновным себя не признал, все обвинения категорически отверг. 15 марта 1933 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Западной обл. к ссылке в Северный край на 5 лет. По возвращении из ссылки направлен служить в Калугу, в Никольский храм на Козинке. Был возведен в сан архимандрита. Осенью 1937 г. арестован по обвинению «в активной контрреволюционной деятельности» вместе с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) и группой духовенства Калуги. На следствии И. подтвердил свои высказывания, что советская власть «несправедливо проводит репрессии в отношении... духовенства» и «в результате ее политики по всему Советскому Союзу закрылись церкви». Но при этом отказался признавать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других. 19 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу вместе с архиеп. Августином, прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Аполлоном Бабичевым и членом церковного совета Михаилом Арефьевым . Казнен вместе с ними, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1810. Л. 129 об.- 130; Ф. 903. Оп. 1. Д. 304. Л. 25 об.- 26; Д. 339; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 3; Ф. 214. Опт.-367; Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-13244, П-14030. Ист.: Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004. С. 88-89, 109, 424; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 312, 337, 490, 546, 552, 589. Лит.: Из бездны небытия: Кн. памяти репрессированных калужан. Калуга, 1993. Т. 1. С. 441; Дамаскин. Кн. 5. С. 365, 405-407, 414; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 475-477; Оптина пуст.: Годы гонений: Жития новомучеников и исповедников/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1. С. 23-29; Запальский Г. М. Не стоит село без праведника...: Подвижники Мещовского края. М., 2007. С. 154-168; Братия Оптиной пуст. в период гонений: Новые док-ты//Оптинский альм. 2007. Вып. 1. С. 78-79, 105; Кизяев О. Сиропитатель-мученик//Правосл. христианин. 2008. 7. С. 35-37; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма преподобноисп. Рафаила/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008. С. 89-94.

http://pravenc.ru/text/577952.html

Больше года уже прошло после предсказанного Чазовым срока, состояние Предстоятеля с каждым днём ухудшалось, и уже было очевидно, что в 1990 году предстоят выборы нового Патриарха. Митрополит Алексий, безусловно, являлся самым ярким и наилучшим соискателем Патриаршего престола. За годы своего архиерейского служения он сделал благих дел больше, чем кто бы то ни было, его более других уважали и внутри страны, и в мире, причём, не только православном и не только христианском. Весь его облик, природа и поведение выявляли в нём богоизбранность. И, тем не менее, он нисколько не лукавил, говоря, что в 1990 году не рассчитывал, что его изберут Патриархом, поскольку волею обстоятельств чаша весов склонялась в пользу соискателей украинцев — митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко ). Только потому, что возникла тяжелейшая обстановка на Украине, грозившая отпадением Украинской Церкви от Московского Патриархата, а архиерей, имевший украинское происхождение, мог исправить ситуацию. Однако Патриаршие выборы 1990 года вновь показали людям, что Господня воля всегда выше и неизмеримо сильнее любых человеческих обстоятельств! Итак, к началу 1990 года положение на Украине стало главной бедой Русской Православной Церкви. Пытаясь как-то уладить дело, Синод пошёл на разработку нового положения об Украинском и Белорусском Экзархатах, которое давало бы им больше автономии и финансовой независимости, разрешало иметь собственный Синод. Положение взялся разрабатывать новый председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Кирилл (Гундяев) , сменивший на этом посту митрополита Филарета (Вахромеева). Но к январю 1990 года раскол на Украине разлился во всю ширь. Сказывался сговор Горбачёва с Римским папой, ведь раскольники получили поддержку не у кого-нибудь, а у человека, возглавляющего советскую империю! Митрополит Филарет (Денисенко) ничего не мог поделать, да он и не имел к себе ни капли уважения в собственном Экзархате, поскольку, как пишет в своей книге «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997» В. И. Петрушко , то была «личность откровенно коррумпированная и безнравственная. Ни для кого на Украине не было секретом, что митрополит открыто попирал монашеский обет безбрачия, сожительствуя с некоей Евгенией Родионовой». Эта властная женщина, дочь высокопоставленного украинского советского чиновника, с юности являлась его незаконной супругой. Денисенко был при ней подкаблучником, и в народе Евгению Петровну именовали “владычицей Киевской и всея Украины”. Одиозная личность Экзарха Украины немало способствовала дискредитации Русской Православной Церкви и ее Украинского Экзархата. Митрополит Филарет, управлявший Киевской митрополией грубо и деспотично, стал причиной ухода из юрисдикции Московского Патриархата множества клириков и мирян, не желавших более испытывать на себе произвол первоиерарха Украинской Церкви».

http://pravoslavie.ru/57900.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010