Выезжаем из лаврских ворот... А.П. Горбачёв начинает петь «Святый Боже...». Недалеко от могилы на кладбище снимают гроб. Архиепископ Питирим служит заупокойную литию. Ещё раз прощаются родные, близкие. Поют заупокойные молитвословия. Владыка Питирим просит подать землю... Мог ли я подумать 30-го декабря 1974 года – в день заседания Совета, что мне придётся для дорогого отца Алексия подать земельку в руки Владыки Питирима!.. Тело предаётся земле. Бережно опускают гроб. Слышны тревожные звуки падающей из протянувшихся рук свежей земли... Последняя лития. ...Фотография у высокой могилы, выросшей из венков. В 15 часов 45 минут провожавшие отца Алексия вернулись в Лавру. За поминальной трапезой с речами выступили архиепископ Владимир, архиепископ Филарет, доцент А.П. Горбачёв. Несколько слов сказал и я. Все речи и сейчас были исполнены глубоким чувством любви к почившему и соболезнования к живым. Даниил Андреевич сердечно поблагодарил за всё сделанное в память сына. Слова его: «А печаль остаётся печалью», – закончились отцовскими слезами. Вечная тебе память и мир твоей душе, дорогой наш отец Алексий! 23 января 1975 года – девятый день. К. Е. Скурат , однокурсник отца Алексия. Слова, которые не были сказаны мной... Дорогой отец Алексий, наш добрый друг и верный Божий служитель! Словно гром среди ясного неба поразила всех нас весть о Твоей скоропостижной кончине. Мы все, несомненно, глубоко верим, что Господь призывает к Себе человека в лучшую минуту духовной жизни, когда он стоит высоко на лестнице совершенства. И тем не менее, наш человеческий разум с трудом воспринимает Твоё от нас отшествие. Ты ушёл от нас в расцвете сил. А мы надеялись было, что ты ещё много-много лет будешь здесь на земле, держась знамя Христа Спасителя, ещё долго будешь продолжать служить верой и правдой нашей духовной школе и всему Святому Православию. Но Господь неведомыми для нас путями судил быть иначе и сегодня из верного служителя Божия алтаря на земле сделал Тебя служителем Небесного алтаря. Дорогой отец Алексий! Окружая сегодня с большой и преданной любовью Твоё бездыханное тело, нам не столько хочется говорить, сколько подойти поближе к Тебе, стать на колени и низко-низко поклониться Тебе за ту доброту, которую Ты щедро дарил к Тебе приходящим, за тот большой труд, который Ты за свой короткий век с истинно пастырским усердием понёс. Ты всю свою жизнь безраздельно отдал Христу Спасителю. Все свои силы посвятил на служение духовным школам, Русской Православной Церкви, русскому народу. Своим примерным трудом Ты за свои немногие лета земной жизни создал много богословских творений, достиг высоких богословских учёных степеней и высшего звания профессора Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Копился уникальный опыт, к-рый потом применялся в общецерковном масштабе. Митр. Ленинградский Алексий (Ридигер) совершает монашеский постриг. Успенский собор Пюхтицкого мон-ря. 28 авг. 1986 г. Митр. Ленинградский Алексий (Ридигер) совершает монашеский постриг. Успенский собор Пюхтицкого мон-ря. 28 авг. 1986 г. В юбилейный 1988 год произошел радикальный сдвиг во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, Церкви и об-ва. В сознании об-ва Церковь стала тем, чем она была в действительности со времени св. кн. Владимира - единственной духовной опорой гос. существования рус. народа. В апр. 1988 г. состоялась беседа Святейшего Патриарха Пимена и постоянных членов Свящ. Синода РПЦ с Горбачёвым, во встрече участвовал и митр. Ленинградский Алексий. Иерархами был поставлен ряд конкретных вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности правосл. Церкви. После этой встречи был открыт путь к широкому общенациональному празднованию Тысячелетия Крещения Руси, к-рое стало подлинным триумфом Церкви. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня 1988 г. 6 июня в Троицком соборе ТСЛ открылся Поместный Собор . На вечернем заседании Собора 7 июня с докладом о миротворческой деятельности Русской Церкви выступил А. В его докладе содержалось глубокое обоснование миротворческого служения Церкви, органически связанного с неизменной патриотической позицией Русской Церкви. На Соборе совершена была канонизация 9 святых, среди них блж. Ксении, часовня на могиле к-рой до ее прославления была восстановлена и освящена А. В кон. 80-х гг., в обстановке реально начавшихся перемен, авторитет А. вырос не только в церковных, но и в общественных кругах. В 1989 г. А. был избран народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья, членом правления к-рого он состоял. А. стал также членом Комитета по международным премиям мира. Участие в общественно-политической жизни принесло свой опыт: положительный и негативный. А. нередко вспоминал о парламенте как «месте, где у людей нет уважительного отношения друг к другу.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Антоний заявил, что он вполне согласен с мнением патриарха и что такое же мнение о переводе Ермогена из Жировицкого монастыря в другое место высказывал и Г.В. Ковалёв. Инспектор Г. Шкловский 31 июля 1969 г. (Материалы взяты из Национального архива Республики Беларусь, Ф. 136. Он. 1. Д. 66. Л. 166–167. Публикуются с небольшими сокращениями). Опытные московские батюшки на годы вперёд безошибочно предугадывали «продовольственную программу» страны по... фамилии очередного председателя Совета по делам религий. С 1943 г. его возглавлял многолетний сотрудник НКВД Г.Г. Карпов. И московские клирики радовались: на обеденном столе рыбка будет! В начале 1960-х годов Карпова сменил Куроедов, – значит, полакомимся нежным птичьим мясцом. В горбачёвскую эпоху Совет возглавил Харчев: разносолов не будет, но как-нибудь прохарчимся. Но в 1989 г. Харчева сняли, и духовенство забило тревогу: не пойти бы с сумой по миру! На Неопалимовский прислали... Христораднова! Был ещё один знак приближения тяжёлых времён. 9 мая 1985 г. в газете «Труд» появился жуткий снимок. На трибуне Кремлёвского Дворца съездов перед высшим советским руководством лежала... голова Горбачёва! Сам генсек стоял поодаль. (И это при том, что в народе его называли «меченым»!) Как выяснилось, при монтаже двух фотографий в суете со второго снимка забыли убрать голову генсека. ... Приближалось 1000-летие Крещения Руси, и «Старая площадь» не могла игнорировать этот факт. О том, как началась подготовка к этому юбилею, вспоминает Святейший Патриарх Алексий II. – Это была целиком инициатива Русской Православной Церкви, и когда мы осознали, что необходимо образовать комиссию по подготовке празднования 1000-летия крещения Руси, то обратились в Совет по делам религий. Нам в ответ было совершенно определённо сказано, что ни государство, ни деятели науки, ни общественность не будут принимать в этом участия. Что это внутренний церковный юбилей, который мы должны отмечать в рамках Церкви. Мы, образовав в 1983 г. комиссию, поставили вопрос о том, чтобы Церкви в качестве духовного и административного центра был передан один из московских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

До «перестройки» в СССР действовало 2 зарегистрированных религ. объединения буддистов: Иволгинский (Бурятия) и Агинский (Агинский Бурятский АО) дацаны. В 1988 г. буддийские общины были зарегистрированы в Калмыкии, Туве и Ленинграде. В 1991 г. из Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ, центр в Улан-Удэ) выделилось Объединение буддистов Калмыкии. Общее число буддийских общин в стране выросло до 16. По мере того как религ. орг-ции обретали права, они начинали отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с гос. властью, что наиболее ярко выразилось в процессе разработки и принятия нового закона о свободе совести и религ. орг-циях. По поручению Политбюро ЦК КПСС работа над законопроектом велась с нач. 1988 г. в Совете по делам религий, в созданных им комиссиях и рабочих группах с участием представителей религ. орг-ций. Однако в мае 1989 г. в результате аппаратной борьбы председатель Совета по делам религий Харчев был заменен Ю. Н. Христорадновым, а подготовленный проект закона о свободе совести отклонен идеологической комиссией ЦК КПСС за излишние уступки религ. орг-циям. Дальнейшая работа над законом проходила в Верховном Совете СССР. На его весенней сессии 1990 г. законопроект был рассмотрен и возвращен на доработку. Отказ депутатов принять представленный вариант закона был во многом обусловлен позицией религ. орг-ций, прежде всего РПЦ. В работе парламентской комиссии над этим законопроектом активно участвовал Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер), избранный народным депутатом СССР от Фонда милосердия и здоровья. Состоявшийся после кончины Патриарха Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор РПЦ 6-10 июня 1990 г. был первым в послевоенный период Собором, проходившим без вмешательства Совета по делам религий. Власти не оказывали влияния на процесс выборов нового Патриарха, к-рым был избран Ленинградский митр. Алексий. Большое внимание на Соборе уделялось вопросам взаимоотношений Церкви и гос-ва, в частности проекту закона о свободе совести. Законопроект предусматривал предоставление прав юридических лиц отдельным приходам, мон-рям, духовным учебным заведениям, управлениям и центрам, но не Церкви как единой, целостной религ. орг-ции. Собор указал на недопустимость подобного положения, фактически повторявшего дискриминационную в отношении Церкви позицию постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 г. Патриарх Алексий II довел до сведения Г. критическое отношение Церкви к проекту закона о религ. орг-циях, что способствовало достижению договоренности об участии представителей РПЦ и др. религ. объединений в дальнейшей работе над законопроектом.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Члены комиссии ездили и в Донской, и в Новоспасский монастыри, но в них исключалась возможность нового строительства. А Данилов монастырь, как говорил потом Куроедов, власти просто постеснялись нам предложить – в таком он был состоянии. Когда мы приехали в Данилов монастырь, в нём ещё находился детский приёмник МВД. Я был назначен председателем комиссии по приёму монастыря, по реставрации и строительству на его территории. Имевшая поначалу удручающий вид обитель за несколько лет обрела былой облик. И только находившийся рядом храм Воскресения Словущего, где ещё работала фабрика зонтов, был обезглавлен. Мы пригласили на заседание комиссии её директора и сообщили ему, что есть постановление правительства о том, что фабрика будет работать до 1987 г., и попросили его позволить нам привести внешний вид храма в надлежащее состояние. Через неделю директор фабрики сказал, что этот вопрос обсуждался на партийном комитете и было принято решение, что по идеологическим мотивам коллектив не может работать под крестами. Я спросил его: «А как же в Кремле в окружении крестов кремлёвских соборов проходят съезды партии? " . Он не ответил, но через неделю было получено согласие. В 1986 г. я послал Михаилу Сергеевичу Горбачёву письмо, в котором подчеркнул, что церковно-государственные отношения необходимо пересмотреть. Что у нас есть вопросы, за которые мы совместно отвечаем: нравственное здоровье общества, сохранение памятников и т. д. Но моё письмо не встретило понимания, хотя и было роздано всем членам Политбюро. Может быть, в результате этого письма я оказался на Ленинградской кафедре, потеряв пост управляющего делами Московской Патриархии. Только после встречи в 1987 г. Патриарха Пимена и членов Священного Синода с Горбачёвым, когда мы поставили перед ним порядка тридцати вопросов, начали изменяться отношения государства и Церкви и передаваться верующим храмы и монастыри. Празднование 1000-летия крещения Руси стало всеобщим праздником, в нём приняли участие и государство, и научные круги, и общественность.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

2, 3). Наша молодежь идет в Церковь не только с вопросами, но и со своими недугами, сомнениями и скорбями. Еще Пушкин писал в одном стихотворении, посвященном своим отроческим годам, что человек имеет борьбу с тремя демонами, которые расхищают его душу. Это демон гордости, демон жестокости и демон нечистоты. Как характерны эти свойства и для наших дней! Мы должны показать, что исцеление от этих недугов только в Боге, через Церковь. Как сказал известный великий философ Владимир Соловьев, цель жизни есть обожествление человечества через приближение ко Христу. Мы выражаем надежду, что Ваше первосвятительское служение будет ознаменовано еще большим укреплением братских отношений между русским и грузинским единоверными народами. Мы приняли в себя и привезли Вам любовь святой Иверии, благословение и покров Пресвятой Богородицы, уделом, Которой является наша страна. От лица Священного Синода нашей Церкви, духовенства и верующих Грузии сердечно поздравляю Вас, Ваше Святейшество, с восшествием на Московский Патриарший престол. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом. Служение Ваше да будет мирным и благословенным... С этими словами он вручил Алексию II образ святой равноапостольной Нины. Затем с приветствиями выступили представители братских Церквей — Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской, Болгарской. Произнеся ответное слово, Святейший вышел из храма на залитую июньским солнцем площадь и благословил всех верующих. Из Елоховского собора все отправились в Даниловский монастырь. Там, в патриаршей резиденции, состоялся торжественный приём. От государственных властей на нём присутствовали председатель Верховного Совета СССР Лукьянов и надзиратель по делам религий Христораднов. Разумеется, и Горбачёв, и летящий ему на смену Ельцин побрезговали. На следующий день наступили сороковины Патриарха Пимена, и Святейший совершил в Елоховском соборе литургию и панихиду. Затем он вместе с Патриархом Илией II и соборянами направился к тому, в чьём лице мы чтим всех, кто пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны.

http://pravoslavie.ru/57900.html

В 1924 г. был арестован настоятель подворья архим. Трифиллий (Смага), к-рый проходил по делу еп. Мануила (Лемешевского). Настоятелю удалось вернуться только в 1929 г. Но в авг. 1930 г. по сфабрикованному 1-му групповому делу в отношении монахов подворья о сокрытии ценностей были арестованы архим. Трифиллий (Смага), игум. Никон (Белокобыльский), архидиаконы Евмений (Хорольский), Софония (Гопко), а также неск. рядовых монахов обители, проживавших в городе на частных квартирах. Массовые аресты среди братии и прихожан подворья, имевшего очень сильную и сплоченную общину, прошли в 1932-1934 гг. в рамках 3 групповых дел. В февр.-марте 1932 г. по «делу церковно-монархической группы» проходили бывш. настоятель подворья иером. Иустин (Перебийнос) и неск. монахов и послушников. В нояб. 1932 г. были арестованы иподиаконы еп. Николая (Муравьёва-Уральского): Анатолий Клинге, Александр Ефимов, Петр Матвеев, Николай Лобов, Владимир Клименталь и др. Всем обвиняемым пытались приписать заговор с целью убийства И. В. Сталина, выбив у некоторых арестованных соответствующие «признательные показания». В 1933 г. начались аресты в рамках группового «Дела Братства защиты веры», по к-рому проходили еп. Николай (Муравьёв-Уральский), священники Константин Александров, Павел Тиманов, Николай Тихомиров и Сергий Поспелов, диак. Александр Коломеец-Пелак, иподиак. Александр Горбачёв, монахини Акилина (Зубкова) и Глафира (Воронина). Кроме духовных лиц были репрессированы мн. миряне, хористы подворья, среди них - регент хора В. Н. Виноградов, а также один из певчих, псаломщик Михаил Гундяев (впосл. священник, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ). Аресты братии и прихожан парализовали деятельность общины. В июле 1932 г. храм подворья сменил свой статус: из ставропигиального стал приходом епархиального подчинения. 25 авг. 1934 г. президиум Леноблисполкома принял решение о его закрытии и об использовании помещения под спортзал, утвержденное ВЦИК 14 дек. 23 янв. 1935 г., после безуспешных попыток общины обжаловать это решение, храм был закрыт, его здание передано Ленинградскому военному порту под спортзал. Решением исполкома Ленинградского горсовета от 3 июня 1991 г. храм был возвращен Церкви и по благословению Святейшего патриарха Алексия II передан Оптиной пустыни .

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

В конце второй мировой войны благодаря фронтовым успехам Красной армии увеличилось число сторонников перехода в юрисдикцию Московского Патриархата среди рус. эмигрантов. В 1945 г. миссия в Пекине воссоединилась с Патриаршей Церковью. Миссионеры, к-рые получили политическую и материальную поддержку со стороны СССР, надеялись на дальнейшее развитие Православия в Китае. Важнейшая роль, по мнению архиеп. Виктора (Святина), должна была быть отведена мон-рям: «Только через монастырь и возможно удовлетворить все нужды православного населения в Китае. При монастырях обязательно должна существовать всегда высшая миссионерская школа, в которой подготовлялись и воспитывались бы в строго православном церковном духе будущие пастыри и веропроповедники Китая». В июле 1950 г. архиеп. Виктор прибыл в Москву для участия в заседании Синода по вопросам Российской миссии в Китае. В докладе Синоду 20 июля архиеп. Виктор отмечал: «Период с 1918 по 1945 год - это период упадка дела миссии и время развития церковно-общественной чисто русской деятельности в Китае». Начальник миссии просил назначить нового молодого наместника в мон-рь, видя в этом залог развития церковно-воспитательной и миссионерской работы. Осенью 1950 г. архиеп. Виктор рукоположил во священников неск. китайцев - Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана и Иоанна Ло. К 1955 г. в Пекинской епархии насчитывалось уже 17 священников-китайцев. Во диаконов были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан. В рапорте патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) от 16 февр. 1951 г. архиеп. Виктор представил к хиротонии настоятеля Успенского кафедрального собора в Пекине архим. Василия (Шуана). Однако развитие Православия в Китае в сложившихся исторических условиях встретило множество препятствий, и в 1954 г. Советское правительство закрыло миссию в Пекине, а рус. духовенству вскоре предписало покинуть территорию Китая. Рядом с советским посольством в переделанном жилом доме был открыт Успенский храм Китайской автономной Православной Церкви , просуществовавший до 1964 г. ( Горбачёв, Манакова. 2013. С. 99). Территория П. м. была передана под посольство СССР. Летом 1956 г. все монастырские учреждения и предприятия (школа, типография, молочная ферма и проч.) были переданы кит. властям и позднее снесены при строительстве советского посольства. Монастырский корпус был приспособлен под хозблок посольства, в 1957 г. бывш. монастырский Успенский храм переоборудован под гараж, а храм Всех св. мучеников разрушен.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

В целом, здесь тот же феномен, что и «козыревщина» в российской внешней политике. Во времена Горбачёва и Ельцина у нас был такой министр иностранных дел, Андрей Козырев. Работа МИДа при нём походила на бесконечный праздник олигофренов. Над планетою тогда вставало солнце примирения и гармонии интересов разных стран. Россию с дружескими объятьями ожидали в прогрессивном цивилизованном сообществе, и вот-вот она должна была тоже «занять своё место», войти в число ведущих и влиятельнейших стран. Международные переговоры и соглашения были отданы в руки людей, обогащенных, во всех смыслах, благотворным влиянием Запада. Чем больше в результате такой дипломатии удавалось бы сделать по-западному, тем лучше считалось в плане цивилизования «совка». Это то же, что мы находим теперь. Либеральный поворот означает повторное обращение к перестроечной риторике, включая и насаждение блаженного, олигофренического видения современной внешней ситуации как лишённой опасностей и противоречий. Содержание публикации «Мы все в одной лодке» митр. Илариона вполне следует этому. Сноски: Константин Ремчуков входит в число собственников «Независимой газеты» и с 2007 г. является её главным редактором. Ранее активно работал в структурах «алюминиевого олигарха» Олега Дерипаски. Олегу Дерипаске принадлежит также крупный пакет акций журнала «Эксперт». Главный редактор «Эксперта» Валерий Фаддеев считается одним из идеологов либерального крыла «Единой России». Вместе с К. Ремчуковым он входит в руководство закрытого клуба «4 ноября». В сентябре-октябре 1993 г. возникло острое политическое противостояние между Кремлём и парламентом, закончившееся штурмом 4 октября здания Верховного совета, многочисленными жертвами и установлением режима единоличной власти Б. Ельцина. В последние дни перед кровопролитием Русская Православная Церковь выполняла роль посредника и примирителя конфликтующих сторон; при участии Патриарха Алексия II, митр. Кирилла, митр. Ювеналия проходили переговоры в московском Даниловом монастыре. Ходу переговоров чинились препятствия, сообщения церковных представителей замалчивались СМИ. Достигнутые договоренности в конечном итоге были нарушены.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

Горбачёвым, после чего Церковь получила право свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Духовные лица были допущены в учебные заведения, средства массовой информации и в места заключения. С этого года началось массовое открытие новых приходов: если в 1986 г. было открыто 10 храмов, в 1987 г. – 16, то в 1988 г. – 809, а в 1989 г. – 2039. В 1990 г. Русская Православная Церковь имела 8200 приходов и 74 епархии, 28 монастырей. В 1993 г. под управлением Московской Патриархии находилось 242 монастыря; из них около 100 – в Российской Федерации. По данным службы религиозной информации «Метафразис», в 1995 году в России насчитывалось около 8000 православных общин, объединённых в 117 епархий, 347 монастырей и монастырских подворий. Общее число православных составляло около 60 миллионов человек. Кроме того существует 7 епархий в дальнем зарубежье. Юрисдикция Русской Православной Церкви распространяется на лиц православного вероисповедания, проживающих на территории бывшего СССР, за исключением Грузии, православное население которой принадлежит к Грузинской Православной Церкви. В Русскую Православную Церковь входит ряд Церквей, которым Московский Патриархат предоставил автокефалию, то есть самостоятельность в делах внутреннего управления. Это Украинская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь. В юрисдикции Русской Православной Церкви находится также Японская Автономная Православная Церковь (около 100 приходов). Русская Православная Церковь на современном этапе Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для сравнения – в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году – 6893), около 480 монастырей (в 1980 – 18). Приведённые цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010