В течение долгого времени кремлёвские руководители отмалчивались – были растеряны и не знали, как реагировать. Нельзя же было открыто выступить против собственной идеи и политики «борьбы за мир». Выяснилось, однако, что можно. В апреле 1984 г. Громыко в Будапеште обрушился на тех, кто, выступая за разоружение, «утрачивает классовый подход». Это был первый случай откровенного выпада против миролюбивых настроений в Восточной Европе 318 . А на зимней сессии Верховного Совета 27 ноября 1984 г. было объявлено об увеличении военных расходов с 17 миллиардов рублей до 19. Цифры сами по себе не имели существенного значения, так как подлинные размеры советского военного бюджета были скрыты в бесчисленных статьях государственных расходов. Значение, однако, имел сам факт заявления Советского Союза об увеличении расходов на оборону. Он должен был предостеречь западные страны от вывода оружия в космос; им также давалось понять, что силой, экономическим давлением или ограничениями в торговле не удастся склонить Советский Союз к уступкам 319 . Теперь все знают, что реальная цифра расходов Советского Союза на оборону была в несколько раз выше тех 17, 19, 20 миллиардов, что оглашались в газетах. Но считалось, что точная величина была неизвестна никому. Сам Михаил Горбачёв, представляя впервые полную цифру военного бюджета, сетовал, что сделать это было очень трудно, так как расходы были разбросаны по бюджетам самых разных министерств. Между тем существовала «точка», в которой все военные финансы собирались воедино и уже отсюда переправлялись подрядчикам – оборонным заводам. Это было так называемое Парковое отделение Госбанка (Паркбанк). Разведслужбы Запада, ежегодно публиковавшие прикидочные цифры советских военных трат, выводимые по косвенным данным, так и не узнали о его истинной роли. Что неудивительно, ибо о его существовании знали не более полусотни человек. Даже в Центральном финансовом управлении (ЦФУ) Министерства обороны, которому подчинялся Паркбанк, только несколько руководителей были осведомлены о том, чем занимается «2-й отдел управления спецработ» – так назывался Паркбанк в структуре ЦФУ. Секретность дополнялась тем, что находился он в здании, стоящем впритык к «Аквариуму» – Главному разведывательному управлению Министерства обороны 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Вельтмахт одер нидерганг» («Мировое господство или крах») – лозунг, которым Гитлер оправдывал собственную агрессивную политику. Если мировое господство недостижимо, говорил он, то он, как Самсон в Газе, предпочитает умереть в катастрофе. «Если мы будем не в состоянии покорить мир, – заявил Гитлер в 1934 году, – мы должны втянуть полмира в уничтожение вместе с собой» 311 . «Жертвы будут огромны... Нам придётся отказаться от многого из того, что было ценным для нас и сегодня кажется невосполнимым. Города превратятся в руины, замечательные памятники архитектуры исчезнут навсегда. Это время не пощадит нашу священную землю. Но я не страшусь этого» 312 . Кто-то скажет: это сравнение кощунственное! Приношу извинения. Тогда обратимся к «первоисточнику». 13 июля 1921 г. московская «Правда», повторяя более раннее обещание Троцкого «перед уходом хлопнуть дверью на весь мир», писала: «...тем, кто нас заменит, придётся строить на развалинах, среди мёртвой тишины кладбища». И лишь Горбачёву удалось добиться того, чего не сумели сделать Андропов и Черненко – удаления американских ракет «Першинг» из Западной Европы – в обмен на удаление СС-20 из Восточной. В 1977 г. была проведена очередная Всемирная конференция («Религиозные деятели за прочный мир, безопасность и справедливые отношения между народами». Москва, 6–10 июля 1977 г.). Она проходила уже без участия владыки Никодима. Очередной миротворческий конгресс 1982 г. состоялся уже после кончины митрополита (1978 г.). Уже были введены советские войска в Афганистан (1979 г.), в Польше было объявлено военное положение. Как писал в мемуарах Эдвард Терек, однажды по прямому проводу ему позвонил Брежнев и без излишней дипломатии прошамкал: – У тебя-я-я контра-а-а. Надо взять за морду. Мы поможем. Легко сказать – «взять»! Кого? Легко сказать – «контра». Это рабочие-то? То, что происходило в Польше, мы называли контрреволюцией. И наводили тень на плетень. Это была типичная, хоть и без моря крови, революция. И случилось то, что рано или поздно должно было случиться. В отличие от российского орла, у польского – одна голова. Повёрнута она в сторону Запада 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Евгений Евтушенко принадлежал к «непоротому» поколению; сложнее было тем, кто был надломлен в 1930-х годах. Евгений Евтушенко о Дмитрии Шостаковиче. Он был непримирим в своих личных беседах к конъюнктурщине, трусости, подхалимству так же откровенно, как и был добр и нежен ко всему талантливому. К сожалению, насколько мне нравились эти его суждения в узком кругу, настолько не нравились многие его статьи, доклады. Это были пустые восхваления партии, социалистического реализма. Практически это не было написано Шостаковичем, а лишь подписано им. Я однажды упрекнул за это Дмитрия Дмитриевича. Он был человек совестливый, беспощадный к себе и признал, что я прав, но грустно объяснил: «Однажды когда-то я подписался под словами, которых не думал, и с той поры что-то со мной произошло – я стал равнодушен к подписанным мной словам. Но зато в музыке я ни разу не подписал ни одной ноты, о которой бы я не думал... Может быть, мне хотя бы за это простится...» 282 Молодому поколению, подраставшему в годы горбачёвской «гласности» и отмены цензуры, трудно представить ту атмосферу психоза, которая нагнеталась в стране в августе 1968 г. В автобиографической книге «Бодался телёнок с дубом» А.И. Солженицын так пишет об этом. Считая наших не окончательными безумцами, я думал, они на оккупацию не пойдут. В ста метрах от моей дачи сутки за сутками лились по шоссе на юг танки, грузовики, спецмашины – я считал, что наши только пугают, манёвры. А они – вступили и успешно раздавили, значит, по понятиям XX века, оказались правы . Эти дни – 21, 22 августа, были для меня ключевые. Нет, не будем прятаться за фатум: главные направления своей жизни всё-таки выбираем мы сами. Свою судьбу я снова сам выбирал в эти дни. Сердце хотело одного – написать коротко, видоизменить Герцена: стыдно быть советским ! В этих трёх словах – весь вывод из Чехословакии, да вывод из наших всех пятидесяти лет! Бумага сразу сложилась. Подошвы горели – бежать, ехать. И уже машину я заводил (ручкой). Я так думал: разные знаменитости, вроде академика Капицы, вроде Шостаковича, ищут со мною встреч, приглашают к себе, ухаживают за мной, но мне даже и не почётна, а тошна эта салонная лескотня – неглубокая, ни к чему не ведущая, пустой перевод времени. А ну-ка, на машине быстро их объеду – ещё Леонтовича, а тот с Сахаровым близок (я с Сахаровым ещё не был знаком в те дни), ещё Ростроповича (он в прошлом году в Рязани вихрем налетел на меня, знакомясь, а со второго свидания звал к себе жить), да и к Твардовскому же, наконец, – и перед каждым положу свой трёхфразовый текст, свой трёхсловный вывод: стыдно быть советским! И – довольно юлить! – вот выбор вашей жизни – подписываете или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Мог ли владыка Никодим предположить, что в декабре 1989 г. КПСС и КПЧ дадут тождественную оценку вводу войск пяти государств Варшавского договора на территорию Чехословакии в 1968 г.? («Эта акция явилась вмешательством во внутренние дела ЧССР, несовместимым с нормами отношений между суверенными государствами»). Что в конце 1980-х – начале 1990-х годов в Чехословакии произойдёт «бархатная революция» («глазик за глазик, зубик за зубик») и главой государства станет бывший политзаключённый Вацлав Гавел? Что в Прагу из Мюнхена переберётся радиостанция «Свобода»? Милослав Петрусек, декан факультета политических наук Карлова университета, президент Чешского социологического общества, опубликовал интересное исследование самиздата в Чехословакии. В 1969–1989 гг. в самиздате в ЧССР выходило более 80 журналов (средний тираж 132 экземпляра), было напечатано несколько сотен литературных произведений. Изданием и распространением занималось 5% населения страны. С властями существовал негласный уговор. «Тоталитарный режим» требовал лишь соблюдения некоторых условных формальностей. Например, писать на титульном листе: «Для друзей размножил в количестве 7 экземпляров Вацлав Гавел». А за печатание тиража журнала Гавел уже не отвечал. Самиздат создал его авторам политическую рекламу, что сказалось в «бархатную революцию» 1989 г. – интеллектуалы, вовлечённые в самиздат, сразу заняли важные государственные посты 297 . ... 15 июля 1992 г. в пражскую резиденцию Вацлава Гавела позвонил Борис Ельцин. Российский президент сообщил, что в архивах КПСС обнаружены документы чрезвычайной важности, проливающие свет на августовские события 1968 г. На следующий же день в Прагу прибыл специальный представитель Ельцина и передал их Вацлаву Гавелу. Среди них оказалось и так называемое «пригласительное письмо». Речь идёт о письме, существование которого его авторы отрицали с самого августа 1968-го и на которое, в свою очередь, ссылались инициаторы вторжения во главе с Брежневым (но письма не публиковали). Поскольку письмо оставалось неизвестным, и не нашлось ни в каких подборках документов, переданных новому руководству Чехословакии сначала Горбачёвым и уже потом – Ельциным, очень многие считали этот документ мифическим. Оказалось, однако, что это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С годами владыке Никодиму всё труднее было осуществлять руководство этим движением, и он остался лишь на посту почётного президента ХМК. А в руководящие структуры ХМК был внедрён тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко, он же «Антонов»). Эту агентурную кличку можно обнаружить в отчётах КГБ ещё 1967 г., в которых, в частности сказано, что «Антонов» вместе с другими агентами, будучи на заседаниях исполкома и Центрального комитета Всемирного совета Церквей, в пику западным Церквам «требовал обсуждения положения негров в США» 294 . И теперь этот старый, проверенный и опытный кадр был брошен на фронт борьбы за мир: надувать щеки в президиуме ХМК. Вот выдержка из отчёта, который начальник четвёртого отдела полковник В. Тимошевский направил руководству КГБ СССР. Год 1985-й: «В ВНР на заседании рабочего комитета ХМК (Международная религиозная организация »Христианская мирная конференция») направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров» с заданием осуществить подготовку 6-го конгресса ХМК в приемлемом для нас плане. Решением рабочего комитета определён состав ряда руководящих органов, куда будет продвинута наша агентура " 295 . Но вся эта мышиная возня продолжалась уже после кончины владыки Никодима. Через 20 лет после Пражской весны в одной лишь Чехословакии стояло больше советских дивизий, чем США имели во всей Европе; в ГДР было размещено больше советских дивизий, чем их было во всей американской армии; на Кольском полуострове против трёх норвежских лёгких пехотных батальонов были выдвинуты три советские дивизии, флот и дивизия морской пехоты 296 . В недолгий период горбачёвского правления начали «сыпаться» восточноевропейские режимы. Предчувствуя это, «пражские миротворцы» разбегались, как крысы с тонущего ХМК-овского корабля, попутно «приватизируя» миротворчские фонды. О том, как разворовывалась собственность ХМК, мог бы поведать Филарет (Денисенко) (на Украине его нынче кличут «Филя-анафема»), но тайну сию он унесёт с собой в могилу: закон мафии – омерта (обет молчания).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1990. 12. С. 2). По просьбе Святейшего Патриарха российскими властями Рождество Христово было объявлено выходным днем, и в 1991 г., впервые после 20-х гг., в этот праздник граждане России не принуждались к работе. Трагические события происходили в стране 19-22 авг. 1991 г. Часть руководителей гос-ва, недовольных политикой реформ, предприняла попытку свергнуть Президента СССР М. С. Горбачёва, образовав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Эта попытка окончилась провалом, следствием чего был запрет КПСС и падение коммунистического режима. «В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г.,- писал 23 авг. в своем Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх.- Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!» (ЖМП. 1991. 10. С. 3). Выступления Первосвятителя по самым острым проблемам общественной жизни с высоких христ. позиций сделали его в сознании нашего народа духовным лидером России. В кон. сент.- нач. окт. 1993 г. Российское гос-во пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате к-рого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Гос. Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом мон-ре при посредничестве священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, к-рые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, но все-таки не случилось худшего - полномасштабной гражданской войны.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Абсолютно верно. Само же Министерство образования, как я говорила в своем выступлении на пленарном заседании, в 1992-м году допустило «мунитов» в школу. Секту под руководством лидера Сан Мён Муна (подробнее об этой организации см. здесь: http://www.k-istine.ru/sects/moon/moon_about.htm ) Протоиерей Алексий Касатиков. Кстати, извините, не только Министерство образования. Как же их не допустить, когда Горбачёв лично встречался с Сан Мён Муном в Кремлевском Дворце съездов. И с другим не менее известным сектантом Шри Чин Моем неспроста имел не раз встречи, в том числе и в Москве. Толерантность тоже счет любит. Верейкина О.В. И Раиса Максимовна получает чек на 100 тысяч долларов. Шпаков А.Э. Коллеги, можно ремарку? Я продолжу тему базовых потребностей, в которых нуждается каждый человек. Их две, на самом деле, основные потребности - любовь и смысл, осмысленность. Есть и такой дар как фактор свободы. Любовь и смысл обретаются через свободу и за это приходится платить. Это вещь сложная, ответственная, болезненная. Как действуют абсолютно все секты? Причем не только эти драматические случаи, которые мы обсуждаем, где есть насилие. Но существует вокруг нас и масса других квазикультовых организаций. Например, коммерческие культы типа «Орифлейм» - организации многоуровневого маркетинга, multi-level marketing, MLM. В православии, к сожалению, также и в исламе существуют квазисекты, когда харизматический батюшка или некий имам и вокруг них круг верующих, заглядывающих в рот. Они дают квазисмысл и квазилюбовь, подмену истинных любви и смысла, забирая при этом личную свободу. Это общая технология. Давайте понимать, что мы в законах это всё не пропишем. Ни один закон это не формализует на сто процентов. Когда есть такие драматические моменты, где есть насилие - сексуальное, физическое и так далее, мы это подводим под другие статьи Уголовного кодекса. Но там, где этого нет, сложно что-либо сделать... Приведу простой пример. Человек работает в коммерческой организации, распространяя какой-то товар.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/14/...

Большое значение в этом плане будет иметь и принятие общесоюзного законодательного акта о религиозных организациях в СССР, подготовляемого по поручению ЦК КПСС, работа над которым находится сейчас на стадии завершения. Проект закона рассмотрен Советами Министров союзных республик, заинтересованными министерствами и ведомствами, в основном получил одобрение и в ближайшее время будет представлен Совету Министров СССР. Реализация его положений будет способствовать укреплению законности и усилению контроля за религиозной обстановкой в стране, успешному противодействию попыткам враждебных сил использовать религию для идеологических диверсий, дальнейшему повышению международного авторитета СССР и приобщению к советскому политическому, правовому опыту в области религии и церкви социалистических и развивающихся стран. Председатель Совета по делам религий при СМ СССР К. Харчев ГАРФ. Ф. Р.–6991. Оп. 5. Д. 3263. Л. 52–58. Нормативно-правовые акты и официальные документы государственных органов и учреждений 1985–1990 гг. 1988 г., апрель. – Записка К.М. Харчева Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачёву с предложением о встрече с Патриархом Пименом От Русской Православной Церкви во встрече могли бы принять участие Патриарх Московский и всея Руси Пимен и пять постоянных членов Синода: митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Ленинградский и Новгородский Алексий, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Мин ский и Белорусский Филарет. От Совета по делам религий при Совете министров СССР – председатель Совета К.М. Харчев. По нашему мнению, Горбачеву было бы целесообразно войти в зал приема, где его уже ожидают патриарх и члены Синода. Председатель Совета по делам религий представит религиозных деятелей. Обращаясь к присутствующим: «Уважаемый Патриарх Пимен, уважаемые митрополиты», Горбачев мог бы сказать, что получил письмо патриарха и признателен за него. «Встреча эта необычна. И потому, что впервые (после более 40 лет) мы в таком вот составе встречаемся для обсуждения вопросов жизнедеятельности церкви в со циалистическом обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При чтении «Подписантов» и многих других текстов Евтушенко возникает мысль о маразме их автора. Это слово использует Станислав Куняев, характеризуя «шедевры» Евтушенко, оставшиеся за пределами нашей статьи. Но это тот маразм, который стал во многом уже нашей жизненной реальностью. Евтушенко, обладавший чутьём не только идти в ногу с политическим временем, но и периодически опережать его, в постсоветские десятилетия транслирует ценности, доминирующие в мире либерально-глобалистской повестки. Вот и в «Подписантах» автор, возводя на классический пьедестал недостойные, незначительные личности, сетует: Нет у Вигдоровой Фриды Нобелевской премии с.123] Фрида, как известно, к тому времени уже давно находилась в мире ином. Но самим посылом, где, по сути, определялись главные «параметры» личности нобелиата, Евтушенко попал в десятку. Назовём имена лауреатов, среди которых один «достойнее» – то есть хуже – другого: Барак Обама, Альберт Гор, Генри Кииссинджер, Светлана Алексиевич, Дмитрий Муратов. И, конечно, Евтушенко не мог не сказать о таком нобелиате, как первый президент Советского Союза. В стихотворении «Горбачёв в Оклахоме» (1995) этот великий государственный преступник, приведший страну к геополитической катастрофе, обрекший на страдание и смерть миллионы сограждан, характеризуется автором по либеральным лекалам: «…он спас нас всех,//а внуков и подавно»; «…он – автор карты будущего века» с. 130]. По этим же лекалам написаны практически все тексты постсоветского времени. В них Евтушенко примитивные штампы либеральной публицистики облекает в стихотворную форму. Встречаются, конечно, частные «оригинальности», «изюминки», но, думаем, лучше бы их не было, ибо таким образом поэт по-разному подставляется, оголяется, демонстрируя и без того беспредельно низкий интеллектуально-духовный уровень и космическую несоразмерность изображаемого и реального. Например, в стихотворении «Спецкурс по Пушкину в Нью-Йорке» (1996) Евтушенко, следуя давней леволиберальной традиции, делает ударение на кровной нерусскости Пушкина (поэт по этническому происхождению был на 1/8 нерусским) и называет его «нашим эфиопом» с. 194]. Если бы стихотворец читал хотя бы Достоевского, не говоря уже о русских «правых» авторах XIX-XXI веков, он бы знал, что в традициях отечественной мысли национальность определяется не кровной, а духовно-религиозной, культурной принадлежностью человека (может быть, тогда бы Евтушенко не подчёркивал постоянно, что в его жилах не течёт еврейская кровь). А для понимания Пушкина нужно читать хотя бы статьи Ивана Ильина и книги Валентина Непомнящего.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/11/evgeni...

То есть сегодня такая судьба, я думаю, была бы невозможна. Но тогда раз Патриарх сразу взял меня именно с этими функциями, то для епископата стало понятно: наш человек, пусть работает. Рассказ девятый, Как не выбирать становиться миссионером Патриарх начал брать с собой в поездки. Для меня это был важный психологический перелом: я человек очень домашний, семейный и тихий. Даже в студенческие годы я не странничал, а домоседничал. Но благодаря поездкам с Патриархом у меня стала исчезать эта своеобразная агорафобия — боязнь переполненных вокзалов, очередей за билетами. Ведь тогда, в начале 90-х купить билет — это была проблема. На всю Москву лишь три точки продажи билетов на самолет, и их покупка — это история целого дня. Кстати, Патриарх тогда летал в обычных самолетах Аэрофлота в обычном эконом-классе. Ну, максимум, ему брали два места, чтобы уж локтем его никто не толкал… Были случаи, когда пассажиры подсаживались к Патриарху Алексию поговорить… Тогда была в моде так называемая народная дипломатия. Горбачёв, когда ехал в США, брал с собой митрополитов, артистов, учёных, чтобы они общались с общественностью. Чтобы не только глава МИДа беседовал со своим омологом, а чтобы люди открывались друг другу и понимали, что у нас нет никакой заточки в кармане, и мы просто хотим жить вместе со всем человечеством. Патриарх Алексей, как человек в этом участвовавший, решил реализовать аналогичный проект. Например, несколько поездок в нашу группу входил отец Иоанн Вавилов, внук академика Вавилова. Это было шоком для новосибирских академиков: внук Вавилова — и священник! Были у нас помимо собственно патриаршей программы и свои пресс-конференции, лекции, встречи. Местные ректора университетов и архиереи, стали приглядываться ко мне и приглашать: «Приезжай отдельно — ещё какую-нибудь лекцию прочитаешь». Первые самостоятельные выезды — в Севастополь, Минск, Тбилиси… Но казалось, что эти лишь случайности, эпизоды… А вот всерьез поломало мою жизнь приглашение в город Ноябрьск (это Ямал, Крайний Север). Сто тысяч жителей, большинство с университетским образованием. Там вообще в ту пору ни одного священника не было, зато уже постоянно жили шесть протестантских миссионеров. Представители городской администрации, услышав меня на  Рождественских чтениях , позвали с лекциями в Ноябрьск.

http://pravmir.ru/dvenadcat-rasskazov-pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010