И в связи с этим я поставил самый насущный и кардинальный вопрос о пересмотре устаревшего законодательства о религиозных объединениях» (с. 476). Горбачёв тогда не понял и не принял позиции управляющего делами Московской Патриархии, письмо А. было разослано всем членам Политбюро ЦК КПСС, одновременно Совет по делам религий указал, что поднимать такие вопросы не следует. Ответом властей на письмо, в полном соответствии со старыми традициями, было распоряжение отстранить А. от должности управляющего делами. После кончины митр. Ленинградского Антония (Мельникова) определением Свящ. Синода от 29 июля 1986 г. А. был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией, одновременно Синод уволил А. с должности управляющего делами Патриархии. 1 сент. 1986 г. А. был отстранен от руководства Пенсионным фондом, 16 окт. с него были сняты обязанности председателя Учебного комитета. Первые дни пребывания А. на Ленинградской кафедре ознаменовались молитвой у часовни на могиле блж. Ксении Петербургской , а через год, предвосхищая офиц. прославление блж. Ксении, А. совершил освящение часовни. От нового митрополита зависело, удастся ли в этом городе, где советский режим был особенно враждебен Церкви, устроить нормальную церковную жизнь в период начавшихся в стране перемен. «В первые месяцы,- вспоминает Первосвятитель,- я остро ощущал, что никто не признает Церкви, никто не замечает ее. И главное, что мне удалось сделать за четыре года,- это добиться того, что с Церковью стали считаться: положение в корне изменилось» (Патриарх. С. 16). А. добился возвращения Церкви части бывш. Иоанновского мон-ря на р. Карповке, в к-ром поселились сестры из Пюхтицкого мон-ря, приступившие к восстановлению обители. В масштабах не только Ленинграда и Ленинградской обл., но всего северо-запада России (под управлением Ленинградского митрополита были также Новгородская, Таллинская и Олонецкая епархии) осуществлялись попытки изменения статуса Церкви в об-ве, ставшие возможными в новых условиях.

http://pravenc.ru/text/64696.html

И вот теперь, в праздник Покрова Богородицы 1990 года Патриарх Алексий II добился разрешения совершить здесь первую после революции Божественную литургию. Началась борьба за возвращение собора, в 1991 году Святейший добьётся того, что Василий Блаженный станет считаться в совместном пользовании Церкви и Государственного исторического музея. В те октябрьские дни президент СССР Горбачёв и Верховный Совет издали, наконец, закон о свободе совести и религиозных организациях, в разработке которого Святейший принимал самое деятельное участие и как Предстоятель Церкви, и как народный депутат, коим он по-прежнему оставался, несмотря на своё резко ухудшившееся отношение к участию религиозных деятелей в политике. Вопрос о свободе совести — понятие, возникшее в Европе во времена Реформации, когда нужно было закрепить право не быть католиком. Французы во время своей так называемой «Великой буржуазной революции» шагнули дальше, заявив в Декларации прав человека и гражданина от 1789 года, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Слова «даже религиозные» здесь весьма красноречивы. С тех пор все законы о свободе совести являлись уступкой, которую безбожные правительства делали верующим гражданам. В СССР такого закона не было вообще. В 1918 году большевики приняли декрет об отделении Церкви от государства и — баста. И вот, наконец, через семьдесят два года атеистическая власть снизошла, признала, что Русская Православная Церковь может иметь правовую основу для своей деятельности и правоспособность юридического лица, что граждане имеют право «на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии». Отныне можно было, не опасаясь новых гонений, «единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии». Родителям разрешалось «воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии». Нельзя теперь было принуждать кого-либо «к исповеданию или к отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях». Отныне гражданин вправе был в официальных документах указывать или не указывать, как он относится к религии и какую религию исповедует.

http://pravoslavie.ru/57900.html

На территории совр. К. е. имелись след. обновленческие викариатства: Бугульминское, Буинское, Чистопольское, Мамадышское, Мензелинское, Спасское, Аксубаевское, Ибресинское. Вик-ства существовали формально, во главе нек-рых стояли благочинные, руководствовавшиеся правилами «кантонного самоуправления приходов» (правила были утверждены обновленческим епархиальным съездом в мае 1925). Обновленческие викариатства создавались в границах кантонов Татарской АССР, решение принималось на кантонном съезде обновленческих священников и мирян, желавших отделиться от правящего «архиерея» и подчиняться непосредственно обновленческому «первоиерарху». Обновленческой Казанской епархией управляли: Иоанникий (Дьячков; окт.-нояб. 1922; на кафедру не прибыл), Алексий (Баженов; 1923-1929, с 1924 «митрополит»), Иоанн (Миртов; управлял в 1929-1933 как «митрополит Нижегородский и Казанский»), «митрополит» Иерофей (Померанцев ; 1933-1938). Е. В. Липаков 1942-1988 гг. Определением Московской Патриархии от 14 авг. 1942 г. бывш. Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) был назначен архиепископом Казанским (приехал в Казань 26 авг. 1942). Было восстановлено епархиальное управление, но до янв. 1944 г., когда архиеп. Андрей был переведен в др. епархию, продолжали действовать лишь 2 храма: в Казани и в Мензелинске. По данным Совета народных комиссаров Татарской АССР, в 1942-1943 гг. православные передали на военные нужды: в Фонд обороны - 316 тыс. р. и 120 г золота на сумму 318 тыс. р., на танковую колонну - 390 тыс. р., на больных и раненых воинов - 148 тыс. р., в помощь пострадавшим городам - 70 тыс. р., на подарки бойцам Красной Армии - 16 тыс. р. В мае 1944 г. епископом Ульяновским и Мелекесским и одновременно управляющим Казанской епархией был назначен Иларий (Ильин). В связи с увеличением числа передаваемых Церкви храмов возникла необходимость в отдельном епископе для Казанской кафедры. Синодальным решением от 28 дек. 1945 г. бывш. обновленческому «митрополиту», настоятелю церкви в г. Грозный иером. Ермогену (Кожину) определено было стать епископом Казанским и Татарским (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 34). 18 февр. 1946 г. в Москве Ермоген (Кожин) был хиротонисан во епископа Казанского (в протоколах заседаний комиссии по созыву совещания предстоятелей автокефальных правосл. Церквей при Синоде РПЦ за февр.-март 1948 еп. Ермоген титуловался как «епископ Казанский и Татарский»). В мае 1948 г., при возведении в сан архиепископа, Ермоген имел титул «Казанский и Свияжский», в марте 1949 г. синодальным решением титул архиерея был изменен на «Казанский и Чистопольский» (ЖМП. 1948. 9. С. 40; ЖМП. 1949. 3. С. 6). В июле 1948 г. архиеп. Ермоген, к тому времени уже являвшийся ректором МДА, направил в Совет по делам РПЦ письмо с отказом от должности экзарха Московской Патриархии в Зап. Европе (для работы за рубежом Ермогена в 1947 рекомендовал Г. Г. Карпову уполномоченный по делам РПЦ по Татарской АССР Горбачёв).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Относительно имени 1-го русского митрополита единого мнения в источниках нет. Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) и ряд списков Устава кн. Владимира указывают на свт. Михаила , «родом Сирина». В других списках того же устава, «Книге степенной» (XVI в.), перечне «А се русьстии митрополити» в приложении к Комиссионному списку Новгородской I летописи 1-м Киевским митрополитом назван Леонт (Леонтий) . Отсюда можно заключить, что первоначальная рус. традиция имя 1-го Киевского митрополита не сохранила. Согласно греч. источникам - трактату «О перемещениях епископов» (в списках не позднее XIII в.) и Церковной истории Никифора Каллиста (нач. XIV в.), Русской Церковью после крещения руководил Феофилакт , переведенный из Севастии (визант. пров. Армения Вторая). Учреждение митрополии на Руси предполагало создание епископских кафедр, к-рые возникали в важнейших политических и адм. центрах страны. В ПВЛ епископы, выступавшие в качестве советников кн. Владимира, упомянуты во мн. ч.: «Се оумножишася разбоеве, и реша епископи Володимеру» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126). К первым епархиям, возникшим при жизни св. кн. Владимира, можно отнести Новгородскую, Белгородскую, Полоцкую, Черниговскую и, возможно, Переяславскую ( Poppe. 1968. S. 152-205; Idem. 1970. P. 165-217). Крещение Владимира и его дружины, населения городов и сельской округи стало началом длительного процесса приобщения Др. Руси к христ. вере. Политическими следствиями К. Р. стали идейно-культурная консолидация народов и племен, входивших в состав Древнерусского гос-ва, а также укрепление авторитета страны на международной арене. Важнейшим итогом принятия христианства явилось начало усвоения населением Руси принципиально новых этических категорий. К. Р. послужило толчком к распространению в стране грамотности и книгописания, возникновению целого ряда производств и ремесел (каменное зодчество, мозаика, иконопись и др.). 11-18 июля 1888 г. в Киеве состоялось торжественное празднование 900-летия К. Р. при участии гостей из правосл. стран, высокопоставленных лиц Российской империи, в т. ч. инициатора проведения юбилейных торжеств обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцева . 950-летие К. Р. праздновалось в русском зарубежье в 1938 г. В 1988 г. в СССР праздновали 1000-летие К. Р., торжество готовила РПЦ с нач. 80-х гг. XX в. Это событие ознаменовало отход гос-ва от политики атеизма и положило начало коренным изменениям в сфере государственно-церковных отношений и созданию благоприятных условий для деятельности РПЦ (см. М. С. Горбачёв; Пимен, патриарх всея Руси). 1020-летие К. Р. отмечалось в 2008 г. в июне-июле в Москве и в Киеве; в Белоруссии 23-25 окт. торжества возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 1025-летие К. Р. торжественно отмечалось в Киеве в 2013 г. при участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , Президента Украины В. Ф. Януковича и Президента России В. В. Путина .

http://pravenc.ru/text/2459053.html

С 1972 г. ведущим архитектором являлась Л. А. Белова. Под ее руководством велась реставрация Успенского собора, в 1975 г. и 1983-1985 гг. проводились археологические раскопки близ фасадов собора. В 70-х гг. близ монастыря предполагалось строительство нового комплекса Детского городка. Благодаря протесту архит. Беловой эти работы были прекращены, здание детского дома построено в Волоколамске. Сельская школа находилась в новом братском корпусе до 1989 г., когда была переведена в новое здание в с. Теряеве. В 1981-1989 гг. мон-рь являлся филиалом Московского областного краеведческого музея как историко-архитектурный музей-заповедник. В этот период часть икон из иконостаса Успенского собора вывезли на реставрацию в обл. музей. 1989-2011 гг. Первая после возрождения мон-ря Божественная литургия в ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 12 июня 1989 г. Первая после возрождения мон-ря Божественная литургия в ц. прп. Иосифа Волоцкого. Фотография. 12 июня 1989 г. 15 мая 1989 г. И. В. м. был возвращен РПЦ. Решение было принято Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в ответ на обращение народного депутата митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) , назначенного наместником возрождавшейся обители. 12 июля 1989 г. состоялись малое освящение надвратной ц. во имя апостолов Петра и Павла и 1-я литургия, 22 июля - освящение стен и зданий мон-ря. Первоначально богослужения совершались в надвратной церкви, затем - в ц. во имя прп. Иосифа Волоцкого в подклете Успенского собора. Мон-рь получил статус ставропигиального, и его священноархимандритом стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По инициативе митр. Питирима в И. В. м. велись реставрационные работы. Были отремонтированы новый братский корпус с трапезной, старый братский, певч. и казначейский корпуса, Воскресенская (Мироносицкая) башня. Противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы проводятся в Успенском соборе. В 2001 г. в ходе археологических исследований удалось раскрыть фундамент Успенского собора, сооруженного в 1484-1485 гг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

С самой Пасхи 1918 года здесь не проводилось никаких богослужений. Наконец, руководителей Церкви соблаговолил принять у себя руководитель государства. Сотрясал воздух своими словесами. В своей короткой ответной речи Патриарх подчеркнул самое важное, за что нужно бороться сейчас, в годину всеобщего обвала: — Мы видим свою задачу в расширении служения милосердия; в возрождении духовной культуры народа, его прекрасных обычаев и уклада жизни; в участии церковных представителей в общественной и государственной деятельности в пределах, дозволяемых церковными канонами и законами государства; в воспитании подлинного патриотизма; в участии в духовном воспитании подрастающего поколения. Мы не ослабим молитв и активных действий по сохранению и упрочению международного мира и мира внутри нашей страны. Мы продолжим исконную традицию Русской Православной Церкви по участию в сохранении и развитии национального, духовного, культурного и исторического самосознания наших народов. Церковь на протяжении всего своего бытия ревностно участвовала в создании нашего многонационального сообщества. И ныне мы считаем своим долгом помогать оздоровлению и плодотворному развитию жизни свободных и равноправных народов, составляющих общее Отечество. Он говорил о патриотизме, когда всякая сволочь на каждом углу без устали повторяла: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя», фразу, произнесённую когда-то давно английским «просветителем» Джонсоном, а затем облюбованную Львом Толстым в годы его либерального помешательства. В разгар перестройки «патриот» стало ругательством, синонимом слов «фашист», «сталинист», «душитель», «антиперестройщик». Святейший говорил разрушителю державы о сохранении и развитии нашего общего Отечества, а тем временем в Германии Горбачёва провозгласили почётным немцем и уже печатались его портреты с подписью: «Der Mann, der das größte Reich in der Welt zerstört» — «Человек, разрушивший самую большую империю в мире», и это при том, что СССР ещё существовал! Патриарх говорил о мире и милосердии тому, кто разжёг пожары межнациональных конфликтов, дав волю всевозможным «народным фронтам» проливать кровь своих соседей.

http://pravoslavie.ru/57900.html

Сегодня мы возлагаем венок из наших слёз. Верим, что Господь его упокоит, ибо этого он глубоко заслужил! Да сохранится о нём добрая память!» После 3-ей песни канона речь сказал сотрудник Церковно-археологического кабинета иеромонах Софроний (Дмитрук): «Ныне, когда скорбят школа, Церковь , семья, скорбим и мы – сотрудники Церковно-археологического кабинета. Не успела пройти ещё скорбь о кончине молодого профессора игумена Марка – Господь снова посетил нас. Мы потеряли родного отца: он скоро слышал всех, старался вложить в нас свой ум, эрудицию, любовь. Отец Алексий был не только образован, но и культурен. Каждая икона, каждая вещь кабинета прошла через его руки, установлена на своём месте. Церковно-археологический кабинет был его домом – здесь более всего он проявлял себя. Отец Алексий был и писателем: его лирические произведения и проза поражают нас. Каждый день он посвящал искусству. Более всего любил икону. Икона постигается по мере внутреннего совершенства, её можно только чувствовать – отец Алексий научал знать её. Он учил любить то, что нас окружает. Любой сотрудник был им утешен. Замечания делал он так, что нельзя было обидеться, ибо делал с любовью». В конце отпевания проститься с отцом Алексием вышли из алтаря митрополит Ювеналий, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Филарет, архиепископ Сергий, епископ Саратовский и Волгоградский Пимен, епископ Рязанский и Касимовский Симон. Простились также священнослужители, родные почившего, преподаватели, учащиеся, все. Архимандрит Иоанн (Маслов) прочитал разрешительную молитву. Духовенство высоко подняло гроб и с пением «Святый Боже...» под печальный перезвон колоколов обнесло вокруг в храме. При пении ирмосов канона преподобного Андрея Критского тело отца Алексия вынесли из храма к машине. Возле машины гроб был поставлен на приготовленное место и архиепископ Владимир совершил литию... В машине рядом с гробом: Даниил Андреевич Остапов, брат супруги почившего Борис, протоиерей А. Кравченко, профессор Б. А. Неюбов, доцент А.П. Горбачёв, доцент И.В. Воробьёв, священник Вадим Смирнов, пишущий эти строки и другие. На гробе лежит венок из живых цветов с надписью: «Досточтимому профессору отцу Алексию Остапову от архиепископа Рижского и Латвийского Леонида».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Церкви, талант организатора, отзывчивость и ответственность. В сер. 80-х гг., с приходом к власти в стране М. С. Горбачёва , обозначились перемены в политике руководства, в общественном мнении, изменялось и отношение к Церкви. Процесс этот шел очень медленно, власть Совета по делам религий хотя и ослабела, но все еще составляла основу государственно-церковных отношений. А. как управляющий делами Московской Патриархии, м. б. несколько острее др. архиереев, чувствовал насущную необходимость коренных изменений в этой сфере. Тогда он совершил поступок, к-рый стал поворотным в его судьбе,- 17 дек. 1985 г. А. направил письмо Горбачёву, в к-ром впервые поставил вопрос о перестройке государственно-церковных отношений. Суть позиции А. была им изложена в кн. «Православие в Эстонии»: «Моя позиция и тогда, и сегодня заключается в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Я считаю, что в дни Собора 1917-1918 гг. духовенство еще не было готово к реальному отделению Церкви от государства, что отразилось в документах, принятых на Соборе. Главный вопрос, который ставился в переговорах со светской властью, был вопрос о том, чтобы не отделять Церковь от государства, потому что многовековая тесная связь Церкви с государством создавала очень сильную инерцию. И в советский период Церковь также не была отделена от государства, а была им придавлена и вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви было полным, даже в такие сакральные области, как, скажем, можно или нельзя крестить, можно или нельзя венчать,- создавались возмутительные ограничения в совершении Таинств и богослужений. Общегосударственный террор зачастую усугублялся просто безобразными, экстремистскими выходками и запретами уполномоченных «местного уровня». Все это требовало немедленных перемен. Но я осознавал, что у Церкви и государства есть и общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Этому способствовала активная деятельность иностранных миссионеров при полном попустительстве гос. властей, отказавшихся от какой бы то ни было защиты традиц. религ. конфессий во время глубокого идеологического и культурного кризиса. Не находили должного отпора со стороны гос. органов и проявления религ. экстремизма, попытки использования религ. лозунгов для разжигания межнациональной розни, что являлось одним из следствий резкого ослабления самого гос-ва. В условиях падения собственного авторитета среди населения Г. искал поддержку у основных религ. конфессий. 13 марта 1991 г., перед референдумом о сохранении СССР как единого гос-ва, Г. встретился с инициативной группой глав и представителей Церквей и религ. объединений Советского Союза: Патриархом Алексием II, предстоятелями старообрядческих Церквей, председателями Всесоюзного Совета Церквей адвентистов седьмого дня и Совета Союза Евангельских христиан-баптистов, главами духовных управлений мусульман Европейской части СССР и Сибири, Ср. Азии и Казахстана, представителями Всесоюзного совета еврейских религ. орг-ций и Центрального духовного управления буддистов СССР. Инициативная группа поддержала усилия Г. по сохранению целостности СССР. В то же время РПЦ осуждала насильственные методы поддержания гос. целостности СССР. Патриарх Алексий II назвал большой политической ошибкой и грехом применение военной силы в Литве в янв. 1991 г. Во время событий 19-21 авг. 1991 г. в Москве РПЦ обратилась с призывом ко всему народу проявить выдержку и не допустить кровопролития. При этом правосл. Церковь поставила под сомнение законность ГКЧП и заявила о необходимости услышать голос отстраненного от власти Г. После благополучного разрешения ситуации Патриарх Алексий II в приветственной телеграмме выразил удовлетворение в связи с возвращением Г. к обязанностям Президента СССР. Провал попытки гос. переворота был воспринят правосл. Церковью как окончательное завершение исторического периода, начавшегося в 1917 г. Соч.: Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Банк был создан в 1978 г., в его штат принимались лучшие военные финансисты. До того оплата производства вооружений шла через Управление кассового исполнения бюджета Московского отделения Госбанка. Но видимо, способность его штатских руководителей держать язык за зубами оценивалась в военных кругах невысоко. И они добились создания своего карманного банка. Паркбанк с успехом выполнял свою задачу, скрывая военный бюджет так долго, как того хотели политики. С оглашением действительных военных расходов нужда в его сверхсекретной работе отпала. Но сверхсекретность сохранилась. Работники банка категорически отказывались отвечать на любые вопросы, ссылаясь на грозившую им уголовную ответственность за разглашение военной тайны. Да и само местонахождение банка и его телефоны держались в строжайшем секрете. В Паркбанке по-прежнему было что прятать. Но теперь, скорее, не от чужих, а от своих. Дело в том, что огромная военная машина, ассоциирующаяся только с расходами, имеет и свои доходы. В прежние времена – от военторгов, военных ателье, предприятий Минобороны. В нынешние – от различной коммерческой деятельности. Эти доходы не контролировались со стороны гражданской власти никем и никогда 321 . ... Когда шла подготовка к очередному миротворческому форуму, то его участников уже насмешливо называли «писники» (англ. peace – мир), а к одному из слов девиза конгресса добавляли приставку, убийственную по смыслу: «Религиозные деятели – за прочный мир, за разоружение и установление гос безопасности в Европе». В том, что это не просто игра слов, показало начало правления Горбачёва. «Минеральный секретарь» устраивает в Кремле миротворческую встречу с религиозными деятелями. Под бдительными взорами «шестёрок» из «девятки» (9-е управление КГБ – правительственная охрана) иерархи шествуют в зал заседаний. Рассадка свободная, но главы Церквей желают быть «в первых рядах». Среди них – армянский католикос Вазген I. Удобное кресло, хороший обзор... И откуда было знать первоиерарху, что он сел «не по чину» и что это место – «служебное»? Молодой наглый комитетчик в штатском, наклонившись к старцу, строго говорит: «Попрошу освободить!». – Возмущённый католикос: «Я – глава Армянской Апостольской Церкви!». – Гебист невозмутимо: «Да хоть папа римский! Я при исполнении! Это кресло – для сотрудников! "

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010