Прослеживаются истоки богословской терминологии в античной философии — у Аристотеля и его комментаторов, у стоиков и в неоплатонизме, реализация у великих каппадокийцев в триадологии и перенесение ее на христологию прп. Максимом Исповедником, Леонтием Византийским, пресвитером Иоанном Грамматиком Кесарийским, свт. Софронием Иерусалимским и другими православными богословами. Прп. Анастасий Синаит проявляет строгую приверженность православной христологии, выраженной на Халкидонском Соборе. По мнению Синаита, христология еретиков противоречит святоотеческому преданию, и поэтому они подпадают под анафемы трех первых Вселенских Соборов. Святой отец активно использует наработки неохалкидонского богословия. Большая часть христологического учения прп. Иоанна Дамаскина, как и прп. Анастасия Синаита, имеет полемическую направленность. 6 марта 2024 Цикл статей доктора геолого-минералогических наук, ведущего научного сотрудника Ботанического института РАН Алексея Владимировича Гоманькова посвящён анализу взглядов святых отцов «золотого века» христианской письменности на продолжительность процесса сотворения мира, описанного в 1-й главе книги Бытия. Абсолютный, вселенский смысл каждого из «дней» Творения обуславливает неразрывную связь представлений о его продолжительности с общими взглядами данного автора на устройство мироздания в целом. В первой статье цикла рассматриваются взгляды прп. Ефрема Сирина, который считал земную поверхность плоской и накрытой сверху полусферическим небосводом. Первые три «дня» Творения, согласно прп. Ефрему, были обусловлены периодическими пульсациями «мирового света», сотворённого в первый «день» Творения (т. е. ещё до солнца). Последующим «дням», определявшимся уже движением солнца, можно (так же, как и первым трём «дням») приписать абсолютный смысл благодаря представлениям о плоской поверхности Земли. 23 февраля 2024 20 февраля 2024 14 февраля 2024 13 февраля 2024 5 февраля 2024 В статье аспиранта кафедры богословских дисциплин Сретенской духовной академии священника Димитрия Дегтярёва рассматривается использование термина «безбожник» (θεος) в апологетическом трактате «Евангельское приуготовление» по отношению к эллинской философии и ее представителям.

http://bogoslov.ru/topic/20541

Мужики из деревень высыпали на дорогу и на поля — спускать воду с полотна дороги и с переполненных полей. В Кёото же — по улицам, где мы проезжали, вода стояла во многих местах озером, и в домах был потоп: и стар, и мал, — старались выливать воду из домов, или убирали подмоченные вещи куда повыше; народ толпился особенно у мостов чрез переполненные канавы, — В церковном доме нас ждали, и было собрано несколько христиан. Церковный дом, за пять ен в месяц, очень просторный и удобный, с пустующим, от избытка помещения, вторым этажом, где может быть устроена со временем приличная Церковь; ныне молятся внизу, в одной из комнат. Кроме катихизатора Алексея Савабе с женой и двумя детьми, в церковном доме живет Марфа Одагири, мать Марка, что ныне в Катихизаторской школе.    Отслужили вечерню, причем пение было вполне правильное, хотя одноголосное; сказано поучение; узнано состояние Церкви. Всего крещено здесь семь, но христиан в Кёото 21, — все из других мест; из коренных жителей Кёото ныне есть крещенный только один молодой человек, да слушают учение человека три. На молитву в субботу и воскресенье собираются не более человек десяти. Словом, Церковь эта еще в самом зародыше, и поможет ли Господь ей возрасти — Ему Одному известно! — Другие здесь очень опередили нас: у конгрегационалов (Кумиайквай), у которых здесь великолепное учебное заведение, из жителей Кёото уже 500 христиан («а в Оосака», — прибавил при сем о. Оно, сам столь малоплодный в Оосака, — «у них 2000 христиан), у Ицциквай (пресвитериане и баптисты) тоже есть христиане, у католиков тоже много, хотя они не сказывают, сколько». -    Наши христиане просили здесь проповеди для язычников: обещано — по окончании Собора в Оосака; ныне же нам с о. Оно нужно очень торопиться, чтобы успеть взглянуть на другие Церкви, и поэтому мы по окончании разговора о состоянии Церкви, приняв заранее приготовленное угощение обедом со стороны христиан, распрощались с ними, и в одиннадцать часов ночи были уже в Оосака. Здесь я нашел письмо из Токио от о.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49406.html 14 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Размышления по поводу интервью профессора А.И. Осипова, посвященного 1600-летию преставления святителя Иоанна Златоуста Источник:  http://bogoslov.stack.net/Богослов Предлагаем комментарий профессора МДА протоиерея Максима Козлова, посвященный обсуждению вопроса о действенности церковных таинств и в особенности таинства священства. Как всегда, с большим вниманием и интересом прочитал я выступление Алексея Ильича Осипова. Не сомневаюсь, что для читателей сайта bogoslov.ru мнение уважаемого и заслуженного профессора Московской Духовной Академии о наследии святителя Иоанна Златоуста будет весьма полезно и актуально. Никоим образом не имею намерения вступать в полемику со старшим коллегой, лишь хотел бы к сказанному профессором добавить еще несколько – преимущественно святоотеческих – цитат и некоторых рассуждений на темы, которые затрагиваются Алексеем Ильичом в его интервью – прежде всего в той его части, где речь идет о церковных таинствах вообще и о таинстве священства в частности. Еще из фундаментальных курсов догматического богословия мы знаем, что для законного совершения таинств и их действенности требуются: 1) законно рукоположенный пресвитер или епископ, 2) законное, то есть по Богопреданному чину, священнодействие таинств. " Ибо, как мы видели, – а) Сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства вещество или видимый знак; б) Сам указал для каждого таинства определенный образ совершения его; и в) Сам определил, чтобы именно через этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святаго. Следовательно, тогда только каждое таинство и будет таинством и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением: это само собою очевидно. А так как совершение каждого таинства согласно с волею Господа Иисуса возможно только под условием, если совершители таинств, существа разумные и свободные, будут иметь внимание к тому, что и как они совершают, в и желание совершить священнодействие установленным образом: то естественно от пастырей Церкви, пресвитера и епископа, при совершении таинств требуется намерение совершить то или иное таинство по Богопреданному чину " (Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , с. 392).

http://religare.ru/2_49406_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕМАН Оливье (1921-2009), франц. правосл. богослов, историк, профессор, духовный писатель, публицист, общественно-религ. и экуменический деятель КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та «КНИГА О ВЕРЕ» рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви КОСТЕЛЬНИК Гавриил Федорович (1885-1948), протопр., богослов; инициатор воссоединения укр. греко-католиков с Православной Церковью КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539) ЛЕВ (XI в.), митр. Халкидонский (до 21 марта 1082 - нач. 1086, кон. 1094/нач. 1095-?), богослов, противник имп. Алексея I Комнина ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)

http://pravenc.ru/rubrics/122390_14.html

язык и математику. Несмотря на протесты Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) , выступавшего против нахождения в школе И. рус. дворян, в ней обучалось ок. 30 чел., в т. ч. князья Голицыны и Куракины, бояре и дворяне Апраксины, Головкины, Нарышкины, Мусины-Пушкины и др. В московской школе И. обучался дворянский сын А. Ю. Ладыженский, к-рый, выехав за границу, в 1710 г. перешел в католичество, в 1718 г. вступил в орден И. и в 1733 г. в Вильно был рукоположен в сан пресвитера. В 1735 г. он был арестован рус. войсками и заключен в Петропавловскую крепость в С.-Петербурге. После безрезультатных увещаний со стороны Святейшего Синода в 1737 г. Ладыженского приговорили к ссылке в Тобольск. В 1743 г. он был переведен в Н. Новгород, где в следующем году перешел в Православие, принял монашеский постриг с именем Александр и в 1756 г. скончался в нижегородском Благовещенском мон-ре. Петр I разрешил И. посещать католиков в Азове, Воронеже, С.-Петербурге, Архангельске, Казани и Астрахани, а также дозволил построить в 1707 г. каменную католич. ц. Св. Троицы в Немецкой слободе в Москве. Во время Северной войны в 1705 г. рус. войска сопровождал пресв.-иезуит Илия Броджо, служивший капелланом при фельдмаршале Г. Огильви и пользовавшийся расположением Петра I. В том же году царь сообщил, что ему известно о пребывании в Москве И. под видом католич. священников, «но так как эти славные мужи живут на пользу всем, с любовью обучают юношей и всем нравятся, то я охотно терплю и держу их в Москве» (Письма и донесения иезуитов. 1904. С. 131). 8 окт. 1706 г. по ходатайству австр. имп. Иосифа I и при посредничестве Броджо Петр I официально разрешил деятельность И. в России и беспрепятственный проезд католич. миссионеров в Китай через Россию. С 1713 г. пастырским окормлением католиков в С.-Петербурге занимались И. из Литовской пров. пресвитеры Даниил Зеровский, Михаэль Энгель и Джузеппе Мартинетти. В 1719 г., в период осложнения отношений с австр. имп. двором, вызванного бегством в Австрию царевича Алексея Петровича , И., сохранявшие статус австрийской миссии и замешанные в интриге с бегством царевича, были изгнаны из России.

http://pravenc.ru/text/293585.html

750 ...отець нашь Амунъ, богоносьць... – Преподобный Аммон был основателем Нитрийской пустыни иноков в среднем Египте, насчитывающей около 50 обителей. Умер в 350 или 356 г. 752 Св. Лукиан – христианский ученый, основал училище христианских богословов в Антиохии и был его пресвитером. 753 Трепарь – древнерусское название тропаря, церковного песнопения, составленного в честь праздника или святого. 754 ...въ царство Диоклитиане... – Т. е. время правления римского императора Диоклетиана, гонителя христиан (284–305). По сведениям других источников, Лукиан был схвачен при императоре Максимиане в 311 г. 756 Козьма и Дамиан – братья-лекари, жившие во второй половине III в. около Рима. Были убиты из зависти врачом-язычником в 284 г. В некоторых богослужебных книгах их память отмечается также 1 июля. 757 Преподобный Феодор, игумен Студийский (759–826) – аскетический деятель, писатель, основатель монастыря в Студиях, одном из районов Константинополя, автор Большого и Малого Катихизисов, посланий, касающихся различных сторон церковной жизни, а также правил монашеской жизни, записанных после его смерти в форме Устава. Одна из 9 его редакций (патриарха Алексея) была принята на Руси и действовала до начала XV в. 758 В царство Костяньтине... – Преподобный Феодор родился в эпоху правления императора Константина V Копронима (741–775). 759 Въ царство Ирины... – Византийская императрица Ирина, жена Льва IV Исавра, после смерти мужа управляла империей вместо малолетнего сына Константина VI с 780 по 790 г. 760 ...Сакудиовъ монастырь... – Этот монастырь находился в местечке Сакудион, около Константинополя. 761 ...и от Тарасья патриарха... – Тарасий был патриархом константинопольским в 784–806 гг. В истории церкви известен тем, что содействовал подготовке и проведению 7-го вселенского собора, на котором было осуждено иконопочитание. 762 Селунь (Солунь) – древнерусское название города Фессалоники, в то время одного из главных городов на Балканском полуострове, входившего в состав Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращая внимание на попечение Святителя Христова Николая о спасении душ человеческих, дивную помощь его находим в жизнеописании его. А именно, один бедный человек, обременённый большим семейством и не имея средств к жизни, помышлял уже отдать трёх дочерей своих на постыдное поругание. Узнав об этом, Святитель Николай тайно ночью повергает через окно в хижину его три узлеца с золотом, и этим спасает дочерей его от нравственной погибели. Много и других чудных дел милости являл сей святитель Христов невинно страждущим при жизни своей: одних – освобождал из темниц, других – спасал от напрасной смерти, иных – от потопления на море, являясь им в нужде скорым помощником, надёжным предстателем и заступником. Славна была жизнь сего Святителя, чудна и праведная кончина его: преставился святитель в глубокой старости 6-го декабря. Собравшиеся святители Ликийские, при многочисленном стечении народа, с честью и торжеством погребли тело святителя Николая в соборном храме Мир Ликийских, где он кончил свои земные подвиги веры и благочестия. Нетленные мощи святители покоились там в продолжении 744 лет до 1087 года, когда перенесены были из Мир Ликийских на запад в Италию – в город Бар, находившийся в то время в церковном управлении Константинопольских патриархов. Причина перенесения мощей Святителя Николая была следующая. Около этого времени, а именно, в царствование Византийского императора Алексея Комнина, турки – магометане, завоевавши восточную часть Византийской империи, овладели и опустошили Ликийскую область и главный город её Миры. Чтобы спасти нетленные останки Святителя, просиявшего на востоке в области Ликийской ещё при жизни своей, Господу угодно было, чтобы сей светильник мира оставался сокровенным в опустошённом городе, без подобающего почитания, и чтобы сей приснотекущий источник чудесных исцелений недоступен был для желавших почерпать из него благодатную помощь. Через несколько времени после нашествия сарацин, Св. Николай, в ночном видении, внушил одному благочестивому пресвитеру города Бар перенести сюда мощи его из Мир Ликийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил в сан пресвитера диакона Константина Кокору, клирика храма Воздвижения Креста Господня — Патриаршего подворья в Митине г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. Настоятель храма иерей Виктор Мальшаков приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону праведного Алексея Мечева, написанную прихожанкой храма. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал икону святых апостолов Петра и Павла. Всем участникам богослужения были вручены иконки святого Алексия Мечева с Патриаршим благословением. Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храма святого праведного Алексия Московского (Мечева) в Вешняках г. Москвы наград удостоены: Патриаршие грамоты были вручены: Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина за труды в деле строительства православных храмов в российской столице. «Мы всегда в памяти храним Вашу особую роль в строительстве новых храмов города Москвы», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Храм праведного Алексия Московского (Мечева) в Вешняках — первый в России храм в честь знаменитого московского святого, пастыря XX века. Основные строительные работы осуществлялись с 2012 по 2015 год. 2 января 2016 года  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон  совершил малое освящение храма. С этого дня в храме стали совершаться регулярные богослужения. Параллельно продолжалось благоукрашение святыни и строительство приходского дома.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Учитывая вышесказанное, получаем, что мессианские пророчества, находящиеся в книге Бытие, представляют исключительный интерес для православного библеиста. Одним из таких мессианских мест является стих Быт.9:27 , входящий во фрагмент Быт.9:18–27 ; исследованию этого фрагмента и посвящается предлагаемый вниманию читателя цикл из трех статей. Наше толкование будет основано на еврейском масоретском тексте и русском Синодальном переводе; при необходимости будем привлекать текст Септуагинты и современные переводы. Основными пособиями будут экзегетические труды. Во-первых, это святоотеческие комментарии: творения свт. Иоанна Златоуста , прп. Ефрема Сирина , блж. Феодорита Киррского , блж. Иеронима, пресвитера Стридонского. Во-вторых, труды современных христианских экзегетов: комментарий нашего соотечественника протестанта Алексея Прокопенко «Бытие», комментарии современных западных христианских (Вестерманн, Уенхем, Метьюз) и иудейских (Сарна) библеистов. В-третьих, мы будем широко использовать традиционные средневековые иудейские комментарии. Привлечение иудейской экзегезы помогает выявить широту смысла библейского текста и рассмотреть иную традицию толкования, отличную от христианской, но также древнюю и авторитетную. Конечно, с одной стороны, иудейская традиция может считаться тупиковой ветвью библейской экзегезы (ибо отвергает Христа, Который является реальным «ключом» к пониманию многих фрагментов Ветхого Завета, как об этом сказано в Евангелии: И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний ( Лк.24:44–45 )). Но в то же время изучение еврейских комментариев помогает экзегету взглянуть иным образом на священный текст, когда привычные тексты вдруг начинают звучать по-новому и появляется дополнительный интерес (стимул) к более тщательному их рассмотрению. В качестве источников иудейского понимания Быт 9:18–29 будут использованы: 1) Мидраш Раба – самый древний и авторитетный сборник талмудических комментариев на 10 книг еврейской Библии ; при этом Берешит Раба – комментарий на Бытие, который нас и интересует в первую очередь, является одной из ранних частей этой серии, так как составлен к VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010