Пресвитер Павел в житии св. Амвросия также описывает то, что сам видел: «мощи св. Назария, найденные за городом в вертограде, св. Амвросий перенес в церковь св. Апостолов. И мы видели в гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородой так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; а лице его светло, как бы сейчас омыто: и мы такого исполнились благоухания, которое превосходит всякие ароматы» (там же). В царствование греческого императора Алексея, при патриархе Николае совершилось перенесение нетленных мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа гор. Мир Ливийских. Мощи Святителя в воскресный день перевезены были из Мир Ливийских в город Бар и положены в церкви св. Иоанна Предтечи. Много чудес совершилось от этих целебных мощей святителя Николая: хромые и слепые, глухие и бесноватые, и люди одержимые всякими недугами, получали исцеление, прикасаясь к мощам святого. На следующий день по перевезении, то есть, в понедельник, число исцеленных мужчин и женщин сорок семь, во вторник двадцать два, в среду двадцать девять, в четверг утром получил исцеление человек глухой и немой, в течении пяти лет страдавший этими недугами. Мощи святителя Николая были положены потом во вновь построенной во имя его церкви и от этих мощей всегда истекает миро (Четьи-Минеи под 9 мая). Целый сонм святых нашей отечественной, русской православной церкви прославлен Богом нетлением их мощей и чудесными исцелениями от этих мощей. В Киево-Печерской Лавре почивают нетленно мощи многих угодников Божиих, таковы мощи преподобного Антония Печерского, основателя этой Лавры, мощи Афанасия Затворника и др. В Троицко-Сергиевой Лавре нетленно почивают мощи преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. В Петербурге, в Александроневской лавре почивают мощи святого, благоверного князя Александра Невского. В Воронеже почивают мощи святителя Митрофана, в Задонске – мощи святителя Тихона, епископа Воронежского. – Не будем умножать перечисления нетленных мощей святых угодников Божиих, православных Богом в жизни православной русской Церкви. Неверующие в это нетление наши штундисты и другие сектанты рационалистического направления могут на опыте убедиться в этой истине, если пожелают; ибо истина эта имея для себя опору и оправдание в учении Священного Писания, будучи также засвидетельствована историей Церкви Божией, воинствующей на земле, доступна видению очей человеческих и осязанию человеческих рук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но раньше еще, чем этот Филипп был возведен на митрополию, великий князь упросил епископа казанского, по имени Герман, быть архиепископом русской митрополии. И хоть тот усиленно отказывался от этого дела, но как великий князь, так и собор принудили его к этому. Говорят, что дня два был он уже в церковных палатах на митрополичьем дворе, но все еще отказывался от тягот великого пресвитерства, особенно потому, что не хотел быть в этом сане при столь свирепом и безрассудном царе. Говорят, что пустился он с царем в беседы, поучая его тихими и кроткими словами, напоминая ему о Страшном суде Божьем и нелицеприятном испытании каждого человека в его делах – как царей, так и частных лиц. После этих бесед царь отправился в свои покои и тотчас передал своим любимым прихлебателям это духовное наставление: ведь уже слетелись к нему отовсюду эти доброй избранной рады не только злобные клеветники, лукавые паразиты и болтуны, но и настоящие воры и разбойники, люди, полные всех бесчестных мерзостей. И они, испугавшись, что если послушается он епископского наставления, тотчас прогонит их с глаз долой и сгинут они в своих пропастях и норах, как услышали про это от царя, ответили ему в один голос: «Боже сохрани тебя, дескать, от этого наставления! Разве, царь, желаешь ты снова быть в рабстве у этого епископа, еще более горьком, чем был ты прежде много лет у Алексея и Сильвестра?» И со слезами умоляли его, припадая к его ногам, особенно же один из них, по имени Алексей Басманов, со своим сыном. Послушал он их и тотчас велел изгнать епископа из церковных палат, сказав: «Еще ты, дескать, и на митрополию не возведен, а уже в рабство обращаешь меня!» А через два дня нашли мертвым этого казанского епископа у себя на дворе. Одни говорят, что тайно удавили его по повелению царя, другие же, что умертвили смертельным ядом. А принадлежал Герман к высокому роду Полевых, как называется эта шляхта по своей вотчине. Был он человек как крупного сложения, так и великого ума, человек чистой и поистине святой жизни, знаток Священного Писания, ревнитель о Боге и плодовит в духовных трудах. К тому же был он знаком отчасти с учением Максима Философа. Хоть и происходил он из среды монахов-иосифлян, но вовсе не были ему свойственны их лукавый нрав и обычное лицемерие, а был он человек добрый, справедливый, твердого духа, великий помощник тем, кто объят напастями и бедами, очень щедр также и к нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протопресвитер Борис Бобринский (25.02.1925-07.08.2020) Литургика Нравственное богословие Догматическое богословие Биографические труды Беседы протопресвитер Борис Бобринский Протопресвитер Архиепископии русских церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата. Богослов. Декан Свято-Сергиевского богословского института. Биография Родился в Париже в семье графа Алексея Алексеевича Бобринского (потомок Екатерины II и графа Григория Орлова) и графини Натальи Павловны Ферзен, покинувших Россию во время революции. Окончил Интернат святого Георгия в Мёдоне. Большое влияние на становление его богословского видения оказала близкая дружба с Владимиром Лосским. В 1944 году поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, котрый окончил в 1949 году, защитив кандидатскую диссертацию под руководством отца Георгия Флоровского на тему «Таинство миропомазания у восточных Отцов IV века», в котором предпринял попытку изучения богословия и практики совершения этого таинства в ранней сиро-палестинской традиции, в том числе у святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста и др. С 1949 по 1951 год стажировался на богословском факультете Афинского университета, исследуя рукописи святителя Григория Паламы, хранящиеся на Афоне и в Афинах. После возвращения во Францию в 1951 году был приглашён преподавать историю Древнего Востока в Свято-Сергиевском богословском институте. С того же года — помощник инспектора. С 1953 года — профессор догматического богословия. С 1954 года заведовал кафедрой догматического богословия. Сферой особого его интереса в догматике было троичное богословие. В своем преподавании сочетал глубину библейского богословия с постоянной обращенностью к святоотеческому наследию. В 1957 году женился на Елене Юрьевне, урождённой Дистерло. У них родилось трое детей. Весной 1959 года был рукоположен во диакона митрополитом Владимиром (Тихоницким), а 18 октября того же года — во пресвитера. Стал последним священником, рукоположенным митрополитом Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Архив Пн В праздник Собора Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2013 г. 14:45 8 января 2013 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, попразднство Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; благочинные г. Москвы и столичное духовенство. Среди молившихся за богослужением были преподаватели и курсанты факультета православной культуры Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2698298.ht...

В названной работе архимандрита Алексея (ван дер Менс-брюгге) следует отметить как положительное качество обращение к галликанской литургии. Известно, что ее формирование связано с именем св. мученика Иринея, епископа Лионского (t 202). Св. Ириней был выходцем из Малой Азии. Ученик св. мученика Поликарпа Смирнского и пресвитеров, знавших лично апостола Иоанна Богослова, св. Ириней насаждал в Лионе те богослужебные традиции, которые создавались в малоазийских Церквах на основе учреждений апостолов. Общепринятая в настоящее время на Православном Востоке, а равно и в Русской Церкви византийская литургия, известная как чинопоследования, составленные святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом , была создана на основе малоазийских же богослужебных традиций. В силу изложенного между византийской и галликанской литургиями имеется ряд общих черт. Естественно, что, вводя галликанские особенности в римский чин, автор тем самым приближает его к византийской литургии. Вкратце порядок совершения данного чина представляется следующим. Предстоятель и сослужащие ему клирики собираются в сакристии 1  и облачаются в священные одежды, затем выходят из этого помещения и идут к алтарю, чтобы принести перед ним свою исповедь Богу. На архиерейской литургии облачившиеся священнослужители, прежде чем идти к алтарю для совершения исповеди, выходят навстречу епископу. Епископ, войдя в храм, останавливается в притворе, и диаконы облачают его, после чего следует вход клириков во главе с епископом к алтарю. Если храм не имеет притвора, то облачение епископа совершается на средине храма. В том и другом случае, т. е. служат ли священники без архиерея или совершает литургию архиерей, вход к алтарю начинается возгласом диакона «Внимайте, стоящие, молчите». Хор поет входные стихи (интроитус) «Приидите, возрадуемся Господеви» и т. д. ( Пс.94,95 ). По окончании пения этих стихов священнослужители совершают перед алтарем свою исповедь. Она предваряется славословием «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и стихами из Псалтири, произносимыми подобно тем диалогам, которые существуют в восточной литургии между иереем и диаконом, например: «Время сотворите Господеви» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть В этот день отошёл ко Господу Царь Алексей Михайлович Сегодня мы также чтим память Государя Иоанна V Алексеевича и вспоминаем А.С.Пушкина, С.В.Ковалевскую и П.А.Сорокина 04:44 11.02.2024 141 Время на чтение 6 минут Фото: aria-art.ru Сегодня, в день перенесения мощей священномученика Игнатия Богоносца (107), Святая Церковь вспоминает мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194). Свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских. Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/11/v_...

После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к " строжайшему монашеству " , к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея , Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий " тихими и кроткими словами " мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=814

Константин Арменопул (даты приблизительные: 13201383) уроженец Фессалоники, судья и номофилак, возможно, был одним из «вселенских судей». Среди его работ по истории, грамматике, праву, теологии особое место занимает компилятивный юридический труд «Шестикнижие» (1345 г.), являвшийся практическим руководством судьям. В предисловии автор изложил цели составления данного пособия («Восполнить ... недостающее, добавить надлежащее и создать законченное сокращенное издание»), назвал основные источники (Прохирон, указы Эпарха, новеллы Льва VI, Константина VII Багрянородного, Роман I, Романа II, Никифора Фоки, Василия II, Алексея I и Мануила I Комнинов, «Василики», Малый синопсис и др.), систему символов и ссылок, использованных в тексте. В первой книге излагаются общие принципы имущественного права, вопросы судопроизводства и т.д.; во второй – право на владение, собственность и др.; в третьей говорится об отчуждении, договорном и залоговом праве и т.д.; в четвертой о брачном и семейном праве; в пятой – о наследственном праве; в шестой об основных положениях уголовного права. Значение этой книги заключается в том, что Арменопул выработал систему пятичастной классификации гражданского права, которая появится в юридической науке Западной Европы через пять веков. Константин Арменопул внес вклад в разработку канонического права. В сочинении «Эпитомы божественных и священных канонов» он предложил свои методы кодификации канонов, сославшись в предисловии на основные источники: каноны синодов, апостольские каноны и каноны отцов церкви. Его труд состоит из 6 разделов: об избрании и поставлении епископов; об избрании и поставлении пресвитеров, диаконов и иподиаконов; о других чинах клира; о монахах и монастырях; о мирянах-мужчинах; о мирянах-женщинах. Арменопул был также автором трактата «О ересях, «Слова на праздник св. Димитрия-миропомазанника», труда по лексикографии из двух частей: «Алфавитный лексикон, содержащий синонимы глаголов» и «Алфавитный лексикон, содержащий общеупотребительные глаголы, в котором показывается, какие из них непереходные, а какие переходные». Ему приписывают Земледельческий закон и другие сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Осипов А.И. В статье заслуженного профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова рассматривается вопрос о том, какова подлинная миссия Церкви в мире. На взгляд автора, епископы, пресвитеры и монахи не должны брать на себя функции государства и общества — заниматься созданием благотворительных учреждений, решением политических, социальных, экономических и культурных проблем. Церковь призвана исключительно к нравственному и духовному воспитанию человека, исцелению его от страстей. В статье засл. проф. МДА А.И. Осипова раскрывается учение святителя Игнатия о молитве, сравниваемое с повествованием «Откровенных рассказов странника» и с состоянием героя этой повести — с его молитвенным деланием, а также приводятся отзывы отечественных подвижников о святителе. По учению Отцов, умная молитва, или соединение ума с сердцем, является высокой ступенью молитвенного подвига, имеющей принципиально важное значение в духовной жизни христианина. Автор книги, профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов, сравнивая практику молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и книге «Откровенные рассказы Странника», перечисляет общие требования к правильной молитве, обращает внимание при этом на особые условия для того христианина, который становится на путь молитвенного подвига. Несоблюдение этих условий, предупреждает он, делает молитву подвижника в лучшем случае бесплодной, но большей частью — средством его глубокого повреждения. Сама по себе молитва, а тем более ее внешний признак «частость», недостаточны без исполнения заповедей Христовых и покаяния в случае их нарушения.

http://bogoslov.ru/person/260226

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Герасим II Паллада (ум. 1714) — александрийский патриарх. Родился на Крите в семье пресвитера и ритора.  Учился на Керкире и в Венеции. Знал греческий, арабский, еврейский и… далее» Свт. Георгий I Антиохийский (?-594) — антиохийский патриарх. Палестинец, о детстве и юности ничего не известно. Монах и игумен нескольких обителей. Принимал участие в византийской политике…. далее» Евтихий(ок. 512 — 582) — Патриарх Константинопольский. Сын военного. Его дед, священник, преподал ему христианское воспитание. В 15 лет уезжает в Константинополь — изучать светские науки… далее» Свт. Георгий (Конисский) (1717-1795) —  архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, богослов, писатель, поэт, общественный деятель, защитник веротерпимости, обличитель социальной несправедливости, пороков духовенства, просветитель, блестящий оратор. Безусловно,… далее» Владимир Мономах (1053/54 — 1125) — выдающийся государственный деятель, древнерусский писатель. Владимир был редким исключением среди других русских князей. Он вошел в историю прежде всего как… далее» Святитель Феофан Затворник, Вышенский — (1815 — 1894), в миру — Георгий Васильевич Говоров. Феофан Затворник — один из самых авторитетных русских аскетических писателей. Феофан Затворник… далее» (1722 — 1794 гг.) — род. на территории современной Украины, много скитался в поисках духовных наставников, прожил много лет на Афоне, откуда переселился вместе с братией… далее» (1982-1942) — сын прав. Алексея Мечева, сам духовник и священник. Замучен советской властью. Был прекрасно образован (гуманитарные науки; окончил историко-филологическое отделение Московского Университета, знаток западноевропейского искусства,… далее» Свт. Геннадий Новгородский (в схиме — Галактион, предположительное прозвище (фамилия) — Гонзов; ок. 1410 — 1505) — скорее всего происходил из рода московских бояр. Одна из… далее» то Патриарх Гермоген (Ермоген в миру Ермолай; ок. 1530 — 1612) — патриарх Московский, одна из центральных фигур Смутного времени. Историки спорят о его происхождении: кто… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010