Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проделанный нами обзор летописных сообщений означает лишь одно – Андроников монастырь не мог быть основан в последние годы княжения великого князя Ивана Красного, а следовательно, текст «Жития» митрополита Алексея содержит здесь явную ошибку. Для того, чтобы понять – откуда она взялась и как выглядел первоначальный текст Пахомия, необходимо обратиться к анализу происхождения этой редакции «Жития» митрополита Алексея. Это важно и потому, что в дальнейшем нам вновь придется иметь дело с житием московского святителя. Ранее мы говорили о том, что Пахомий Логофет был не первым агиографом, обратившимся к биографии митрополита Алексея. В начале своего труда он прямо указал на то, что его предшественником следует считать «архимандрита Питирима, иже последи бысть Перми епископъ». И далее, характеризуя составленное тем жизнеописание Алексея, замечает: «Съи убо предиреченныи епископъ нечто мало о святомь списа и канонъ тому въ хвалу изложи, слышавъ известно о его житии, паче же и от самех чюдесъ, бывающих от раки богоноснаго отца, прочая же не поспе, времени тако зувущу» 500 . О Питириме известно, что он родился в Ярославле. Еще в юности он принял постриг и пользовался наставлениями старца Кирилла. Был дьяконом, пресвитером, а затем архимандритом придворного московского Чудова монастыря. Будучи в этом сане, он близко сошелся с великим князем Василием Темным и в январе 1440 г. крестил у него сына, будущего государя Ивана III. Между 1441 и 1447 г. был поставлен в пермские епископы и в этом качестве принимал деятельное участие в религиозной и политической деятельности. В частности, 29 декабря 1447 г. он подписался в увещательной грамоте Дмитрию Шемяке от собора епископов, грозившей проклятьем за возмущение против великого князя. В декабре 1448 г. он участвовал в поставлении на русскую митрополию рязанского епископа Ионы, а 19 августа 1455 г. был убит вогулами 501 . Из указаний Пахомия следует, что Питирим написал биографию Алексея, будучи архимандритом, т.е. до 1441 г., и она была очень краткой по своему объему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григория в частности, но и о его обширных познаниях в греческой философской, ораторской и ученой литературе. Он цитирует более 30 классических авторов: философов, трагиков, историков, ораторов, математиков, ученых 1800 . Возможно, что ему принадлежат, изданные в Добротолюбии (φιλοκαλα): «Гномическая антология философов» и Гνωστικ 1801 . В таком случае мы должны будем признать, что до своего епископства он был пресвитером и экдиком, ибо эти два последних произведения приписываются в заглавии Илии пресвитеру и экдику 1802 . Но другие свои труды и в частности схолии к словам св. Григория он написал уже в сане митрополита и притом вне своей митрополии, как это видно из заглавия к этим схолиям 1803 . Он принужден был удалиться из Крита, по всей вероятности вследствие нападения на Крит турок (сарацин), может быть Чахи, турецкого владельца Смирны и Фокеи. Это могло быть в царствование Алексея Комнена, новеллу которого об обручении Илия упоминает в седьмом своем ответе Дионисию 1804 . Следовательно, эти ответы он писал после 1084 или даже после 1092 г., т. е. после подтверждения новеллы 1084 года. Цахариэ относит Илию ко времени Мануила Комнена 1805 . 7. Никита Митиленский, митрополит Солунский. – Никита Митиленский (Mιτυληναος, Митиленянин) известен своим решением (λσις) 1806 или ответом на вопрос или записку некоего монаха Василия Каппадокийского о церковном благословении брака рабов 1807 . В записке Василий между прочим спрашивает о подлинности известной новеллы «треблаженного» (τρισμακαρστου) императора господина Алексея, предписывающей церковное благословение браков между рабами, а это указывает, что вопрос последовал, во-первых, спустя немногое время после издания новеллы в 1095 году, когда она еще не успела войти во всеобщее церковное употребление, а во-вторых, что он последовал все-таки уже после смерти Алексея Комнена (1118 г.), что подтверждается и решением Никиты, в котором Алексею дается эпитет «покойного» (οδιμος). Отсюда следует, что Никита Митиленский писал свое решение не в средине тринадцатого столетия, как предполагают издатели Афинской Синтагмы 1808 , и за ними Цахариэ 1809 , а в первой половине XII в., в царствование Иоанна Комнена, как полагают Лекень 1810 , Мортрейль 1811 и Цишман 1812 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Теперь скажем несколько слов о болгарских писателях. Симеон, болгарский царь (886– 942 г.), получивший воспитание при императорском дворе в Византии и изучивший светскую и духовную литературу греков, имел желание передать своему народу, на родном его языке, лучшия произведения не только св. отцев и учителей церкви, но и светских писателей, и с этою целию, не только другим поручал ученые занятия, или переводы греческих писателей на славянский язык, но и сам посвящал не мало времени выбору и переводам книг. Плодом его царственных досугов был Злапюструй, – это сборник бесед (более 130) Златоуста, переведенных на славянский язык. Св. Климент, ен. словенский или белицкий (у 24 июля 916 г.), ученик св. Кирилла и Мефодия. Он оставил после себя: 1, слова на праздники; 2, жития пророков и апостолов; 3, жития и подвиги мучеников. Константин епископ, прибывший из Моравии в Болгарию: оставил 51 поучение на воскресные дни, которые выбраны им главным образом из творений св. Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского и Исидора Пелусиота . Григорий пресвитер перевел, по поручению царя Симеона, с греческого на болгарский язык византийский хронограф Иоанна Малалы. Иоанн, пресвитер и экзарх болгарский (+ 927 г.), написал и посвятил Симеону: 1, Шестоднев, где изложены сведения о шести днях творения по руководству творений св. Василия Великого Иоанна Златоуста и Севериана гевельского, под заглавием: «Шестодепье, съпсано Иоаном презви- тером екзархом от светого Василия, Иоана и Сеуриана, Аристотеле философа и ипех»; 2, четыре слова; перевел избранные главы (48 из 100) из книги св. Иоанна Дамаскина о правой вере, также сочинение его «об осьми частех слова» или грамматику, и его диалектику. Черноризец Храбр (в конце IX или начале X века): о славянских письменех 464 . Косма, пресвитер, современник Храбра: 1, Слово на еретики препрение и поучение от божественных книг; 2, I Слово о церковном чину, 3, О мятущихся чернцех, 4, О епископах 465 . Феофилакт, арх. болгарский в конце XI и начале XII века, родом грек, ученик известного византийского писателя и сенатора Михаила Пселла , до вступления на болгарскую кафедру был главою риторической школы и носил в Константинополе звание магистра риторов. Он написал: 1, толкование на новый завет и некоторые книги ветхого завета; 2, жизнь тиврриупольских мучеников и св. Кли-мента, архиепископа болгарского; 3, послание о заблуждениях латинян; и 4, несколько мелких сочинений, напр. о царском воспитании, сочинение, написанное, когда он был учителем Константина, сына Михаила Дуки и Марии, речь в день Богоявления, сказанную им около 1089– 90 г. пред императором Комниным, и целое собрание писем, адресованных к лицам, занимавшим высокое положение при дворе Алексея Комнина, и в церковной иерархии, наприм. к великому доместику, брату Алексея, Адриану, к кесарю Вриеннию и пр. 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

- Анна Комнина, Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1087—1118), пер. под ред. Карпова, СПб., 1859.    Безобразов, Документы... — Безобразов П., Документы по истории византийской империи, — ЖМНП, 265, 1889.    Безобразов, Хрисовул... — Безобразов П., Хрисовул императора Михаила VII Дуки, — ВВ, 6, 1899.    Васильевский, Житие св. Мелетия... — Васильевский В., Житие св. Мелетия Μиупольского, — «Православный палестинский сборник», VI, 2, СПб., 1886.    Васильевский, Советы и рассказы... — Васильевский В., Советы и рассказы византийского боярина XI/ в. — ЖМНП, 215, 216, 1881.    «Византийская сатира „Тимарион“» — «Византийская сатира „Тимарион“», пер. С. Поляковой и И. Феленковской, предисл. Е. Липшиц, — ВВ, 6, 1953.    «Две византийские хроники» — «Две византийские хроники Χ века. Псамафийская хроника. Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники», М., 1959.    Курц, Евстафия Фессалоникийского... — Курц Э., Евстафия Фессалоникийского и Константина Манасси монодии на кончину Никифора Комнина, — ВВ, 17, 1910.    Любарский, Расправа... — «Расправа императора Алексея Комнина с богомилами», пер. и комм. Я. Любарского, — «Вопросы истории религии и атеизма», 12, М., 1964.    Любарский, Фрейденберг, Девольский договор... — Любарский Я., Фрейденберг М., Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом, — ВВ, 21, 1962.    Никифор Вриенний, Исторические записки — Никифор Вриенний, Исторические записки (967—1087), пер. под ред. Карпова, СПб., 1858.    Пападимитриу, Πρδρομος ... — Пападимитриу С., Πρδρομος το Μαρκιανο Κδικος, — ВВ, 10, 1903.    Пападопуло-Керамевс, Συμβολα — Пападопуло-Керамевс Α., Συμβολα -ες τν στοραν Τραπεζοντος — ВВ, 12, 1906.    Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово... — Попруженко М., Святого Козмы пресвитера слово на еретики, — «Памятники древней письменности и искусства», 167, 1907.    Попруженко, Синодик царя Борила — Попруженко М., Синодик царя Борила, Одесса, 1897.    «Правила св. вселенских соборов» — «Правила св. вселенских соборов», I, М., 1912.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

392. Книга скорописная о правиле иноческом келейном, в ней же писан алфавит. 393. Правило святых отец письменная, в десть, заставицы черные, дачи бывшего Суздальского Архиепископа Иосифа. 394. Книга Дионисия Ареопагита, в десть, вклад слуги Алексея Тихонова. 395. Книга в полдесть, сначала Шестоднев Василия Великого , да в ней же Козма Индикоплов в лицах, вклад Алексея Тихонова. 396. Синаксарь, в десть, скорописный, дан вкладу Келарь старец Александр. 397. Книга Кормчая в десть, осталась после Ризничего Маркелла. 398. Книга Патерик в десть, письменный Паисейской Ильина. 399. Книга Златоуст, письменная, в десть. 400. Книга Измарагд, скорописная, в полдесть, а в нем 99 глав. 401. Книга Алфавит, скорописный, в полдесть. 402. Книга Мерило праведное. 403. Книга в четверть, письменная, а в ней писаны заветы великого Царя Константина и ярлыки Ордынских Царей. Дала те книги вкладу Хотковского монастыря старица Соломонида Азарьина. 404. Книга в полдесть, скорописная, Кирилла Иерусалимского . 405. Книга скорописная, в полдесть, истолкована о Святой Троице и о всей твари. 406. Книга в полдесть, скорописная, вначале Козмы пресвитера беседы на новоявлявшуюся ересь, да в ней же Главник препод. Фаласия к Павлу Пресвитеру глав четыреста, да Исихия пресвитера к Феодулу глав двести, да Филофея инока сто глав, да Максима Исповедника к Елпидию попу четыреста глав, Федора Едеского сто глав, все четыре книги писаны по приказу в Соловецком монастыре. 407. Книжица в полдесть, в коже Чин одеяние рясы. 408. Книга в четверть, в черной коже, а в ней изображение Евангельского общего жития, собрано от Святых отец. 409. Псалтырь, в коже, ветха, письменная. 410. Книга Князя Василия Острожского, скорописная, о Православной вере и о Соборной Церкви. 411. Книга в десть, в тетрадях, Летописец. Чудова монастыря. Выписано из отписных книг 145 года. 412–414. Три книги Псалтырей письменых, в полдесть, толковые, оболочены кожею, застежки медные, одни в затылке. 415. Псалтырь письменная толковая в десть, оболочена кожею, застежки и спни медные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Св. Гора была общей любимицей православных византийских императоров. Но больше всех царей ее любил Алексей I Комнин. Заняв в 1081 г. византийский престол, он послал афонитам следующее письмо, из которого видно, каков был взгляд Алексея на Афон и его монахов: «Святые отцы, обитающие на божественной и святой Горе! Знайте, что как Константинополь есть царь городов и выше всех их, так и царственнейшая и божественная (ваша) Гора превосходит все горы вселенной, вы же, по Писанию,– наш свет и соль. Мы так думаем и так верим. И не только царство христиан, но и все вокруг нас живущие народы вместе с нами радуются вашей жизни по Богу. Итак, радуйтесь и молитесь о нашей державе и о всем мире. Честные же и святые молитвы ваши да подарятся нам и помогут в час нашего исхода». 1155 Афон, по взгляду царя Алексея, есть духовно-нравственное, общенародное учреждение. Его обитатели – свет для народов, освещающий им путь к Царству Небесному, и соль для мира, предохраняющая его от нравственной порчи. Жизнь их служит предметом всеобщего удивления. Любя св. Гору, Алексей всячески старался поддерживать тамошние монастыри и упрочить их независимость. В 1084 г. он, по просьбе лавры св. Афанасия, подтвердил свободу от всех сборов и налогов одного ее имения, находившегося на полуострове Кассандре. 1156 В 1089 г. он водворил мир в Ксенофонтовской обители, повелев проту горы и монахам этого монастыря снова принять в него изгнанного последними ктитора Симеона и опять передать монастырь в его ведение и распоряжение. 1157 В 1090 г. он хрисовулом подтвердил за лаврой права на владение всеми ее имениями. 1158 В 1094 г. Алексей признал св. Гору независимой от фессалоникийского митрополита и ериссовского епископа, предоставив им только власть хиротонии афонских священников и диаконов. Но особенно замечательное узаконение относительно Афона последовало в 1095 г. «Мы узаконяем, – говорит здесь Алексей, – чтобы св. Гора была свободна и чтобы монахи ее до скончания века не знали никаких податей и ничьего притязания, но чтобы поминали царей и молились о всем мире, так как у них нет никаких забот. Начальники областей и соседних мест пусть не имеют никакого общения с Горою, а также и никакой епископ, во избежание т. наз. предубеждений против епископов и для того, чтобы они (епископы) не вязали церквей, не давали пресвитерам своих заповедей и не налагали на них епитимии. Но одну главу и власть мы поставляем – прота. Презирающие его да будут под нашим негодованием». 1159 Наконец, в 1098 г., когда в Константинополь прибыли по своим делам игумены всех афонских монастырей, государь принял их с величайшей радостью. Он приказал ежегодно выдавать лавре св. Афанасия 100 монет на содержание монахов, а тогдашнему проту Илариону пожаловал 300 монет. Он расспросил и всех остальных игуменов о нуждах их монастырей и, обласкав, отпустил их. 1160

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов Иван Петрович) Дата рождения: 6 января 1621 г. Дата смерти: 17 марта 1690 г. Дата хиротонии: 22 декабря 1672 г. Страна: Россия Биография: Иван Петрович Савелов Большой родился 6 января 1621 г.; был старшим сыном можайского помещика, царского кречетника Петра Ивановича Савелова, принадлежавшего к можайской ветви рода Савеловых — потомственных мастеров соколиной охоты, служивших государевыми сокольниками. В семье Савеловых был еще один ребенок по имени Иван, в документах он упоминается как Иван Савелов Меньшой. Вероятно в середине 30-х гг. И.П. Савелов занялся фамильной профессией или стал одним из дворцовых служителей. В конце 30-х гг. взял в жены Евфимию, в браке с которой имел четырех детей. В 1649 или в 1650 г. поступил на рейтарскую службу. Осенью 1653 г. в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика, с этого момента его служба связана с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении которого находились офицерские кадры тех полков. После смерти жены и детей (вероятно, во время эпидемии чумы, охватившей летом-осенью 1654 г. центральные уезды России) оставил военную службу и принял монашеский постриг в Киевском Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре. В сентябре 1657 г. указом Патриарха Никона переведен в Новгородский Иверский монастырь, около 1663 г. — в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь , где руководил сооружением Воскресенского собора. Вскоре переведен в Москву, где подвизался в Андреевском монастыре , затем в Новоспасской обители . 19 августа 1664 г. в московском монастыре Донской иконы Божией Матери рукоположен митрополитом Новгородским Питиримом (впоследствии Патриархом Московским) в сан пресвитера (ранее митрополит Питирим поставил его «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). В конце августа 1664 г. поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича и стал одним из главных исполнителей планов царя в устройстве церковных дел: в разрешении «дела Никона» и в борьбе с набиравшим силу старообрядчеством. Играл важную роль на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осуществляя постоянные контакты между царем и отцами Собора и информируя царя о ходе работы заседаний. 21 января 1671 г. (единственный из настоятелей монастырей) был на обручении Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом монастыре новорожденного царевича Петра I Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245815...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы, находился в Никее (ныне Изник, Турция). Условно назван по имени основателя мон. Иакинфа (ок. VI-VII вв.). Точное время основания и закрытия монастыря неизвестно. Кафоликон И. м. в честь Успения Пресв. Богородицы - памятник визант. архитектуры и храмовой декорации, утраченный в 20-х гг. XX в. На алтарной плите и колоннах кафоликона присутствовала надпись: «ΘΕΟΤΟΚΕ ΒΟΗΘΕΙ ΤΩ ΟΥΛΩ ΣΟΥ ΙΑΚΙΝΘΩ ΜΟΝΑΧΩ ΠΡΕΣΒΥΤΕΡΩ ΗΓΟΥΜΕΝΩ» (Богородица, помоги рабу Твоему, монаху Иакинфу, пресвитеру и игумену; Weigand. 1931. P. 411-420; Peschlow. 2003. P. 205). Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Иакинфа. VII в. Фотография. Нач. XX в. Первым датированным письменным свидетельством об И. м. является упоминание об игум. Григории, присутствовавшем на Вселенском VII Соборе в Никее в 787 г. ( Mansi. T. 12. P. 111; T. 13. P. 152, 189). К IX в. относится рассказ о странствующем мон. св. Константине, из иудеев (пам. 26 дек.), к-рый привез с Кипра в И. м. руку св. Паламона, обретенную чудесным образом (Житие прп. о. нашего Константина. 2001. С. 37-38). Автор Жития называет основателем обители «благочестивого мужа Иакинфа» и прославляет ее братию. При визант. имп. Константине X Дуке (1059-1067) И. м. находился на попечении патрикия Никифора, препозита и вел. этериарха, к-рый восстановил и благоустроил монастырский храм Успения Пресв. Богородицы после землетрясения 1065 г. ( Mango. 1959). В июне 1209 г. в храме И. м. проходил Собор под председательством К-польского патриарха Михаила IV Авториана , о чем свидетельствует синодальная грамота (RegPatr, N 1210). Предположительно при патриархе Михаиле IV и его ближайших преемниках (1-я четв. XIII в.) в И. м. располагалась резиденция К-польских патриархов в изгнании. В июне 1211 г., после победы войск Никейской империи в битве при Антиохии-на-Меандре над иконийским султаном Гийяс ад-Дином Кай-Хосровом I, провозглашенный в Никее визант. имп. Феодор I Ласкарь захватил своего тестя, свергнутого в 1203 г., имп. Алексея III Ангела , заключившего союз с тюрками. Алексей был отправлен на поселение в И. м., где позднее умер и был похоронен. Там же позже были погребены сам Феодор I ( Георгий Акрополит. 2005. С. 54) и его 1-я супруга Анна, дочь Алексея III (Там же. С. 61). В 1240 г. игум. Мефодий был избран патриархом, однако не прошло и 3 месяцев, как он скончался и был похоронен в своей обители ( Niceph. Callist. Enarratio.//PG. 147. Col. 465). В 1241 г. калабрийские монахи, сопровождавшие дочь герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена Констанцу (Анну), невесту никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , решили не возвращаться в Италию и обосновались в И. м. (RegPatr, N 1308).

http://pravenc.ru/text/200147.html

 Еще более непонятным для меня остается вопрос, почему Вы не хотите замечать 80-е правило 6-го Вселенского Собора, но из всех сил держитесь за толкование Иоанна Зонара. Получается, что решение святых Отцов Церкви, для Вас, - ничто, а высказывание ( ошибочное ) канониста Иоанна Зонара, для Вас,  - все. //А Вы же признаете только церковнославянский язык, так Вам и написано: Славянская кормчая. " Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. Да отлучени будут не прибывающии в церкви до последния молитвы, ни причащающиеся. " Вы точку от запятой отличаете?//  О запятой - чуть позже. А сейчас дополнение к кормчей: Толкование: Иже не пребывают во святей церкви до последния молитвы, но еще святей службе поемей и совершаемей, исходят из церкви, таковии яко бесчиние творяще во святей церкви, да отлучатся. И комментарий к 9-му правилу византийского канониста Алексея Аристина: " Отлучай не пребывающего на молитве и Причащении. Должно подвергать отлучению того, кто не пребывает в церкви до конца, но еще во время совершения Святой Литургии выходит из Церкви; ибо таковой производит в церкви безчиние " . И вывод Алексея Горожанина, который по данному вопросу написал целую статью : " Таким образом, очевидно, что во всех вышеуказанных источниках канонического права проводится одна главная мысль, которую сжато выражает Славянская кормчая, а именно: Пребывати в церкви молящимся до последния молитвы. " Если бы в 9-м Апостольском правиле речь шла исключительно о причащении Святых Христовых Тайн, то святой Филарет Московский в своем Православном Катехизисе не написал бы следующее: " Церковь материнским гласом увещавает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой, стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год " .  А теперь о запятой. Во 2-м правиле Антиохийского Собора записано: " Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном " .

http://bogoslov.ru/article/3431779

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010