Можно представить себе, сколь непросто было православному духовенству уговорить немецких оккупантов разрешить посещать узников лагерей. Возможно, это послабление было дано по той же причине, по которой на оккупированных территориях СССР активно открывались храмы и действовала Псковская православная миссия, — это было частью нацистской пропагандистской кампании. Помогая узникам, священники тем не менее рисковали вызвать на себя гнев немцев. А спустя несколько лет, когда Эстония вновь стала частью СССР, посещавшие эти лагеря церковнослужители стали считаться «неблагонадежными» с точки зрения советских органов госбезопасности. Все это происходило на глазах будущего Предстоятеля и готовило его к непростому служению. Начало служения В 1950 году после окончания семинарии Алексея Ридигера рукоположили в пресвитеры и назначили настоятелем в Богоявленский храм шахтерского городка Йыхви. Молодой священник оказался среди рабочих семей, тяжелая жизнь которых сопровождалась порой пьянством и драками 5 . Кроме того, в шахтах регулярно происходили взрывы, обвалы. Люди теряли близких, и поэтому важной частью служения священника было утешение родных, их духовная поддержка. Эстонцы традиционно были лютеранами. Но в середине XIX века заметная часть балтийских крестьян перешла из лютеранства в Православие. Появилось большое число православных эстонцев. Царское правительство стало строить храмы в Эстонии и других балтийских землях. В лютеранском богослужении особое внимание уделяется проповеди, поэтому закономерно, что православные эстонцы с особым вниманием относились к этой части богослужения. Вспоминая об этом, Святейший отмечал, что пастырское слово в переводе не так хорошо достигало сердец прихожан, а значит, говорить священнослужителю в церкви надо было на родном для верующих языке. «Поэтому в эстонских приходах я впоследствии старался проповедовать не очень длинно, но по-эстонски. В эстонских приходах совершал богослужения на эстонском языке, в русских — на церковнославянском» 6 . Эстонский язык Святейший знал с детства.

http://patriarchia.ru/db/text/5544721.ht...

Исповедовать и приобщать, вообще напутствовать умирающего, потом хоронить умершего и давать ему разрешительную молитву должен был духовный отец его. Но такового здесь не оказывалось, и в этом заключалось затруднение. По разъяснению иерархов, все это должен исправить посторонний священник – «ин поп». Если у умершего было какое-нибудь наследство, оно раздавалось в виде милостыни по душе 755 . Митр. Фотий упоминает о таких людях, «котории живут без покаяния и отца духовного не держат». Но не только мирские люди были повинны в этом. Около того же времени монахи псковского Снетогорского монастыря вели себя так: «духовника не держат, а у игумена и у старцев не в послушании» 756 . От XVII века имеются подобные свидетельства самого царя Алексея Михайловича. В грамоте, посланной в Свияжск (1650), он пишет: «Ведомо нам, что в городах и селах и деревнях христиане живут без отцов духовных, многие и помирают без покаяния, а о том ни мало не радеют, чтоб им исповедать грехи своя и Телу и Крови Господней причащатися». В Новгороде, по свидетельству другой грамоты того же государя, «разных всяких чинов люди» всегда пребывали без покаяния, «николи не имели духовных отцов», некоторые из них доживали до старости – «в тридесят и в четыредесят и в пятьдесят и выше, а иные долготерпением Божьим и до старости дошли» – и озабочивались исповедъю только перед смертью 757 . Посошков, стоявший на грани древнего и нового периодов нашей истории, описывает то же самое явление: есть простые люди, живущие не в расколе, «а отцов духовных не имеют от простоты своея», «безхитростно». И это встречалось не на окрайнах русской земли, а около самой Москвы. «Я истинно таковых стариков много и при Москве видал, пишет он, что лет 60 и больше жития своего имеют, а у отцов духовных на исповеди не бывали, не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского. Такой у них обычай был, что, не состаревся, деревенские мужики на исповедь не хаживали. И тако инии, и, не дожив до старости, и умирали». У таких неисправных христиан были особые соображения, которыми они оправдывали свое уклонение от исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Глава IV Вопрос 2. Мнози обретаются на разбоях и в татьбах, но и в денежных делех от священнического и монашеского чина: како имут тии наказания по законам? Ответ. Два судилища обретаются во вселенней, едино церковное (еже внутреннее именуется), иже судит о душах; другое мирское (еже внешнее глаголется), и сие назирает токмо телесное, и две смерти: привременная и вечная являются быти в мире. И сего ради не имать судия душевно и телесно наказати; зане не дадеся, яко един той да имать две власти вкупе, мирскую и церковную; но подобает да кийждо хранит чин свой и суд судилища своего. Обаче Священник или Диакон, или монах, или иный от священного чина, иже врываются внеподобные дела и противно Царствию имут, да накажется первее церковно, по священным правилом, от поместного Архиерея; и потом, аще той же согрешит и второе, да накажется и гражданским судом. И аще кто от священного чина врывается в мирские попечения по 6 правилу св. Апостол, аще не престанет, да извержется. Кольми паче имут извержены быти, которые бывают в разбоях, татьбах и денежного дела в воровствах. Подобает убо да наказуются и градским судом таковии, аща паки впадут в таковое прегрешение, или в ино вышеписанное. Глава VII Вопрос. Архиереов, Архимандритов и Игуменов, Священников и Диаконов и монахов и инокинь и весь церковной и Духовный чин и их людей, мирским людям довлеет ли судити? Ответ. Архиереов, Архимандритов и Игуменов, Священников и Диаконов и монахов и инокинь и весь церковный чин и их людей, мирским людем ни в чем не судити: а судити их во всяких делех Архиереом, коемуждо во своих Епархиях, или кому повелят от Духовного чина, а не от мирских. Вопрос. О вдовствующих священницех и диаконах, иже во вдовстве женятся вторым браком, како им жити и в каком чину? Ответ. Уньше было бы им и честнейше в целомудрии житие свое препроводити и священство непорочно соблюдати, и святую Литургию совершати, якоже и прежде, нежели женитися, ибо о сих различная рассуждения суть... Аще же кто от клириков, сиречь пресвитер, диакон и поддиакон вдовствует во младости, и малодушия ради случится кому оженитися, возможно ему в церкви на крилосе пети и псалмы глаголати, и ино что подобно деяти, и питатися от святой Церкве, зане уды церковные быша, а не гнушатися ими, и не безчинствовати во всем в простолюдском чину. И аще кто явится от таковых искусен и потребен в каких царских и гражданских делех, невозбранно есть бытии им, кроме воинского чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—735— другие другого. Итак, дабы голос большинства получал перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним считали голоса избирающих каждого. Желаемый большинством почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование употребляли в том же смысле и отцы соборов, называя хиротонией и избрание“. И так „от начала“ не было так. Это признаёт и комментатор 12 века, современник Алексея Комнена, сочувствующий отмене прежнего порядка, одобряющий, что прошло то время, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев. Но кем же отнято это дозволение? Зонара, как и оба других, почти современных ему комментатора приписывают отмену существовавшего порядка соборам, объясняя каноны с точки зрения практики и понимания византийской церкви их времени и совершенно не озабочиваясь расследованием того, как именно понимались каноны во время их составления или точнее сказать редактирования, ибо каноны по большей части только редактировались на соборах. „Мысль о необходимости выборных епископов, говорит епископ Антоний, не только не основана на Божественных канонах, но напротив противоречив им... Епископы избираются епископами же и утверждаются митрополитом, а митрополиты – патриархом, как совершенно ясно выражено в 4 правиле I Собора, в 28-м IV-ro и 3-м VII-ro“. Так ли это? Мы верим, что передающий убеждён в смысле передаваемого, но крайне сомневаемся, чтобы он вник основательно в смысл передаваемых им канонов, а не передал только ходячее, совершенно неправое мнение, хотя бы вообще мнений для церкви не должно бы существовать. Иначе, он не мог бы не заметить, что 3-й канон VII-ro собора никакого самостоятельного определения не даёт, повторяя только, определение Никейского собора, но зато даёт в высшей степени важное отрицательное определение, почему-то автором записки выкинутое из цитаты. Но и это отрицательное определение составляет только распространённое на пресвитеров и диаконов повторение апостольского правила: „Аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Re: Свобода Церкви и в Церкви . " ...Собрались 15 человек и подписали акт, последствия которого могут стать катастрофичными. Мнения, несогласные с «официальным», банально игнорируются и замалчиваются, дается одна, выхолощенная от реальной действительности интерпретация случившихся событий, все остальное клеймится «ложью»... " С большой пользой и благодарностью к Автору прочитал весьма актуальной исследовательский материал, дающий возможность разобраться в этой сложном и неоднозначной проблеме. Выводы Алексея Михайловича разделяю, и в этой связи дерзаю внести и реальное предложение... Известно, какое смущение и негодование у правоверных возникло в связи с реальной угрозой, исходящей от государственных чиновников-итеистов, ОЦИФРОВАТЬ И ВСЯ, что с точки зрения духовной есть не просто ересь и крамола, но низвержение основы основ...Патриарх Тихон пожертвовал, можно сказать, жизнью ради сохранения духа и чести Православия. Сегодня вполне справедливо и достойно были бы КРЕСТНЫЕ ХОДЫ, как изявление воли всех православных верующих, выражающих своё НЕСОГЛАСИЕ с этим явно враждебными намерениями властей. Вот пусть наши епископы, наконец, и обозначат свою озабоченность... 1. Re: Свобода Церкви и в Церкви «митрополичьих Соборов, но и широкое включение в их состав пресвитеров, как это изначально имело место в эпоху древней Церкви, а также мipяh» Только миряне, священники и монахи имели на соборах только совещательный голос. Решающий голос был всегда только у епископов. Демократии никогда никакой в Церкви не было. Соборность - это не демократия. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть СМИ: В Москве в общежитии РУДН произошел взрыв В Кокошино найдены истлевшие останки человека: жуткое дело Стало известно что станет с тарифами за ЖКХ В селе в Башкирии ветер сорвал крышу со школы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/29/...

«новыя законоположения двух царей Льва и Алексея Комнина восполнили недостаток прежних законов об обручении и браке. Древние законы дозволяли совершать обручение в семилетний возраст по одному согласию и с записью контракта.А новые законы назначили более позднее обручение для жениха и невесты и определили утверждать обручение ничем иным, как только священносовершением, а если обручение будет совершено не так, то оно признается недействительным и как бы не бывшим» 51 . Вероятно в это же время, т. е. с конца XI и начала XII обручение начало совершаться в одно время с венчанием. Несомненно, что так было по крайней мере в XVb., как видно из Симеона Солунского 52 .Едва ли могло и быть иначе: как скоро обручения ранние, за несколько лет до вступления в брак, были запрещены законом, как скоро гражданское обручение нужно было совершать незадолго до вступления в брак, то весьма естественно, что, во избежание двукратного церковного богослужения, начали приурочивать необходимое по законам утверждение гражданского обручения церковным обручением – ко дню венчания и таким образом совершать церковное обручение и венчание в один день. И все вышеизложенные обстоятельства имеют для нас значение в том отношении, что проливают некоторый свет на возникновение и дальнейшую судьбу «последования обручения», как чего-то доселе, по крайней мере по богослужебным книгам, отдельного от последования венчания, хотя и совершающегося ныне на практике в теснейшей связи с последним. Если церковное обручение возникло из весьма естественной потребности обручившихся граждански утвердить церковным благословением и молитвами церкви гражданский их контракт, т. е. взаимный договор и брачные условия, – и если это утверждение не есть нечто существенно входящее в состав таинства, если наконец это церковное утверждение гражданского акта предоставлялось долгое время на волю каждого, то до известного времени могло и не быть точно определенного последования обручения. Так именно, можно полагать, было до IVb.; в первые три века по всей вероятности от усмотрения епископа или пресвитера, к которым приходили обручившиеся за благословением, зависело облечь преподаваемое им благословение в такие или иные формы, что вполне гармонирует с большою свободою, предоставленною до IVb. предстоятелям церкви в устроении вообще всего богослужения. Даже и тогда, когда церковное обручение начало входить уже в более общий и постоянный обычай, т. е. с IVb., и когда начали вырабатываться норма и формула совершения церковного благословения, эта формула едва ли отличалась сложностью обрядов и молитв. До VI или VII в. последование обручения едва ли выходило из узких рамок одной какой-либо краткой молитвы, благословения колец и формулы в роде нашей: «обручается раб Божий... во имя Отца я Сына и св. Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

не имели каждый в отдельности специальных, закрепленных традицией функциональных полномочий.    Крылос, таким образом, представлял собой орган епархиального управления, состоявший непосредственно при епископе. Но обширность русских епархий создавала потребность иметь личных представителей епископской власти и вне кафедрального города в каком-либо из главнейших пунктов епархиального округа. Для этой потребности создалась у нас должность епископских наместников. Даже в древних греческих епархиях, при всем их незначительном протяжении, епископы для лучшего надзора и порядка в них поручали особым бесприходным пресвитерам делать обходы приходских общин, отчего эти пресвитеры и получили название periodeutai " . Несколько позднее там бывали случаи, что в больших сравнительно епархиях епископы поручали заведывание их отдельными частями своим синкеллам. Очень может быть, что русские «наместники» явились в параллель этим последним. Синкеллы у греков по началу представляли собой простых монахов или иереев-сокеллиотов епископов, т. е. живших с епископами в одной келии для свидетельства непорочности их жизни: propter testimonium ecclesiasticum, а затем превратились в очень важных епископских alter ego, так что при патриархах, например, становились в церемониальном порядке выше самих митрополитов. В Византии синкеллы жили при особе епископов; и у нас один наместник состоял при кафедре, а другие, очень немногие (два-три), жили в заведываемых ими епархиальных областях, так то позволяют нам заключать свидетельства, уже выходящие за пределы до-монгольского периода. Симон, еп. Владимирский, в послании к Поликарпу дает знать, что, напр., в его епархии было два церковных наместничества: одно во Владимире (при самой кафедре), а другое в Суздале. Судя по этому примеру с вероятностью можно предполагать, что епископские наместничества учреждались в тех же областных центрах, где были и княжеские наместники (посадники тож), от которых они могли получить и свое название. В своей деятельности церковные наместники по возможности во всем, кроме хиротоний, старались заменить своего архиерея, как это видно, например, из практики митрополичьих наместников, заведовавших киевской областью по переходе митрополитов в Москву. В частности, в церковном уставе кн. Владимира находим указание на судебную деятельность владычных наместников. Церковное судопроизводство было впоследствии, как известно, даже специальным содержанием наместнической деятельности митр. Алексея до его посвящения в епископа. Суд свой наместники производили, конечно, подобно епископам, соборно. Поэтому при них должны были группироваться особые уездные крылосы. Пережитком последних, вероятно, и служат долгое время называвшиеся крылосами причты некоторых уездных соборных церквей, остававшихся иногда свободными и от обычной дани епископам, что опять указывает на их привилегированное положение в прошлом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Картина весьма колоритная, и это в стране среди миллионного православного населения, от самого принятия Христианства всей своей духовной жизнью неразрывно связанного с Православной Церковью . Не удивительно, что при захвате Львова русскими войсками правительство вывезло митрополита Шептицкого в глубь России. Кое-что прибавляет и русско-униатский священник Диодор Колпинский, недавно скончавшийся на Дальнем Востоке. Колпинский происходит из московской дворянской православной семьи, родился в Пскове в 1892 году и окончил 1-й кадетский корпус в Петербурге. В 1911 году принял, вместе с матерью, бабушкой и теткой, католичество. В Риме он окончил Папский Грегорианский университет со степенью доктора богословия и принял сан священника по католическому обряду в Петербурге, так как униатский обряд был воспрещен. В 1917 году он окончил Петербургский университет по историко-филологическому отделению и в том же году перешел в «восточный обряд» и стал «хартофилаксом» русского католического экзархата. С 1926 года жил в Польше и преподавал в Люблинском миссионерском институте. Он занимался также и живописью. В 1927 г., вместе с прелатом А.Около-Кулаком, он стал издавать русский католический вестник в Варшаве «Китеж». С поляками он разошелся на почве отношений к русскому католичеству и покинул Польшу в августе 1929 года, высказав полякам много горьких, но справедливых слов. Как видимо – человек незаурядный 75 . Вот что рассказывает о. Диодор Колпинский: «Чем-то совершенно новым было появление на сцене пока очень скромного русского католицизма. Первым явлением этого рода был облик седовласого священника Алексея Зерчанинова, некогда православного священника, а ныне католика еще до манифеста о религиозной свободе» 76 . 2 «Патриархом» русских католиков является бывший православный священник Алексей Зерчанинов. Родился 8 марта 1848 года в селе Большом Мурашкине Новгородской губ., в семье священника. Окончил духовную семинарию и 15 октября 1871 г. был хиротонисан в пресвитера. Был приходским священником в нескольких местах, и последним его местом было село Борисово. Здесь он встретился с кс. Марианом Фульманом, который был сослан в Нижний Новгород в связи с закрытием семинарии в Кельцах. Впоследствии Фульман оказался епископом люблинским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

А.П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение VII. Историческое развитие иерархического римского приматства ОТДЕЛ ТРЕТИЙ I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках V. Материальное состояние духовенства во II и III веках ПРИЛОЖЕНИЯ I. Вселенские миссионеры II христианского века и их преемники II. Происхождение актов Вселенских Соборов     А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Имя профессора церковной истории Алексея Петровича Лебедева достаточно хорошо известно не только специалистам по византийской истории. На рубеже XIX и XX веков его труды по церковной истории Восточной церкви были широко известны за стенами Московской Духовной Академии и Московского Университета, где он преподавал. Собрание сочинений ученого (10 томов) переиздавалось два раза, а некоторые его работы выдержали даже три издания. 1 « Но в то же время не существует творческой биографии А. П. Лебедева , поскольку 12-й том сочинений, где профессор думал поместить свою автобиографию, так и не вышел. 2 Поэтому мы хотели бы в этой статье наметить основные моменты его жизни и деятельности как преподавателя церковной истории, а также его место в современной ему церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

При сомнении в каноническом вопросе (например, о допустимости брака) мирянин должен обращаться к своему священнику, тот — к епископу, епископ — к Синоду. В случае беспроблемного брака не нужно венчаться на чужом приходе или приглашать к себе для венчания чужих священников. Часть третья — о членах Синода. Их должно быть 12. Из них три архиерея, а остальные набираются из архимандритов, игуменов и протоиереев. Лица в пресвитерском сане не должны быть в каноническом подчинении у синодальных архиереев. Всякий христианин имеет право письменно докладывать в Синод свои мысли о возможных улучшениях в церковной жизни. Если кто-то напишет богословское сочинение, оно может быть издано с одобрения Синода. Чудеса должны быть удостоверены опросом свидетелей в Синоде. Если кто кого обвинит в расколе или ереси, дело должен рассмотреть Синод. Трудные вопросы совести рассматривает Синод. Синод — первая инстанция, производящая «освидетельствование» кандидатов епископства. Синод — апелляционная инстанция для недовольных епископским судом. Синод наблюдает за прибылями от церковных земель и пресекает их расхищение. Епископы или меньшие клирики на обиды от «сильных господ» жалуются в Юстиц-Коллегиум, но получают поддержку и со стороны Синода. Если духовные завещания знатных особ покажутся сомнительными, обращаются в Синод и в Юстиц-Коллегиум, которые выносят совместное решение. Подробно и строго говорится о просящих милостыню «бездельниках при совершенном здравии». Это уже было темой строгих указов царя Алексея Михайловича. Для прекращения «симонии» священства предлагается Синоду вместе с Сенатом определить порядок получения духовенством жалования, слагаемого из взносов всех дворов в приходе и достаточного, чтобы священникам не нужно было просить вознаграждения за требы. Всякий член Духовной коллегии, вступая в должность, приносит присягу верности царю и «что не по страстям своим, не для мздоприимства, но для Бога и пользы людской со страхом Божиим и доброю совестию судить дела и советовать и других братии своей мнения и советы рассуждать, принимать или отвергать будет» под страхом анафемы.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/14/impera...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010