Анна , сестра имп, Василия II, жена вел. кн. Владимира Киевского – 426 Анна Комнина , дочь имп. Алексея 1 Комнина, писательница – 481 Анфимий из Тралл (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии в Константинополе – 260, 262 Анфимий , префект Константинополя при имп. Феодосии II – 161, 162 Анфим , патриарх Константинопольский с июня по ноябрь 536 г. – 217 Аполлинарий Младший (ок. 310 – ок. 390), епископ города Лаодикии в Сирии, византийский богослов и поэт, догматическая доктрина которого была осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. и Римском соборе 383 г. – 130 Аполлинарий Старший (IV в.), пресвитер в Лаодикии Сирийской, отец предыдущего – 130 Апсимар (Тиверий III), византийский император в 698–705 гг. – 267 Арефа Кесарийский (ок. 860 – после 944), митрополит Кесарии Каппадокийской, византийский богослов, экзегет и ритор – 477, 478 Ариадна (Ареадна), дочь имп. Льва 1, жена имп. Зенона Исавра и позднее имп. Анастасия 1 – 121 Арий (ок. 260–336), александрийский пресвитер, ересиарх, доктрина которого окончательно осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. 107,108,109 Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.), древнегреческий философ – 182, 183,257 Аркадий , византийский император в 395–408 гг. – 62, 64, 121, 144, 148–151, 153, 154, 163, 175, 189, 233, 360 Артавазд , зять имп. Константина V – 353 Артемий (Анастасий II), византийский император в 713–715 гг. – 267 Аскольд (ум. 882), киевский князь – 371 Аспар (сер. V в.), аланский или готский вождь, византийский полководец, имевший политическую власть в Византии в 50–60-е гг. V в. – 163 Аспарух (Исперих, кон. VII в.), болгарский хан – 298, 299, 300, 321 Аттила (ум. 453), гуннский вождь в 434–453 гг. – 156, 163, 166, 186 Афанасий Афонский (X в.), преподобный, основатель Лавры на Афоне –440, 442 Афанасий Великий (295–373), святой, епископ Александрийский, один из ярчайших представителей греческой классической патристики, главный оппонент Ария, выдающийся агиограф – создатель жанра монашеского жития (ему принадлежит авторство жития преп. Антония Великого ) – 108, 109, 122, 182, 313

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

И мы отныне научаем и напоминаем святыми писаниями, чтобы не быть такому бесчинному обычаю, исполненному всякого студа и срама и зазрения. А особенно в сем священном доме пречистыя Богородицы, великие и святейшие митрополии всей России, не глумиться и не играть ни пресвитерам, ни диаконам, ни иподиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим людям, служащим в сем святом месте пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея. Ибо живущим в сем священном доме подобает быть благим образом для всех людей. Святые апостолы и богоносные отцы заповедали всем иметь незазорное и добродетельное житие, и епископам и пресвитерам, и прочему священному чину, также и мирским людям». Вслед за тем святитель приводит правила – апостольские (два), соборов – трульского (шесть), Лаодикийского (два) и карфагенского (одно), возбраняющие христианам и особенно пастырям церкви разные неблагопристойные игры, песни, пляски, посещение корчемниц, позорищ, ристалищ, гадание, волхвование и подобн. После правил приводит такого же содержание отрывки из сочинений св. Ефрема и св. Златоуста, и в заключение говорит: «посему молю вас, не любите сквернословия, и играния, и глумления, удаляйтесь от душетленных бесед и всяким хранением соблюдайте свои сердца от нечистых и скверных помыслов, а свои очи сохраняйте от зрение неполезного и от слышания душевредного, и бегайте, как от змия, от роскоши и гордости, зависти и пьянства… Внимайте и трезвитесь и никогда не отступайте от учения божественного писания, но всегда поучайтесь в нём, читайте, пойте, внимайте прилежно молитве… не отлучайтесь от церковного собрания, подавайте нищим, беседуйте о рае и царстве небесном, воспоминайте смерть; всекрасную же и премудрую простоту, и кротость, и смирение более всего соблюдайте, да избавит нас Господь от сетей вражьих, и от всякого плотского мудрования, и от всех злокозненных людей, и да помилует и спасёт нас…». Повторяем, слово это несомненно было произнесено в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К этим правилам отнесен обычай «старыя жены в ц(е)рквах поставляти и сия первоседници именовати, и да имеют стареишинство в женах, входящих в ц(е)рковь» 76 . Приведем русский текст толкований на это правило. Зонара: «У древних были некоторые обычаи, исполняемые в церквах, из которых одни с течением времени изменились, а другие и совершенно прекратились, а некоторые запрещены и правилами. Из сих обычаев один был такой, что некоторых старых женщин поставляли в церквах пресвитеридами и называли председательницами, которые начальствовали над входящими в церковь женщинами, как бы учительницы, и наставляли их в благочестии и научали их, как и где им должно стоять. Итак, правило определяет, что таковые не должны быть  или так называться  (выделено нами. –  Авт.)».  (Толкование Иоанна Зонары наводит на мысль, что правило отменяет не функции, а только название и особое поставление для этих «пресвитерид».) Аристин: «Так называемые председательствующие не должны быть поставляемы в церквах. Ибо если запрещается им исполнять гражданские должности, то каким образом они в церкви будут когда-нибудь первенствовать над клиром и как будут иметь их какими-то главами?». Толкование Алексея Аристина имеет исключительно общественно-политический характер, поэтому его очень легко повернуть в свою пользу сегодняшним защитникам женского священства: раз женщинам позволено занимать все гражданские должности, то почему же они не могут первенствовать над клиром? Вальсамон: «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак, поскольку некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия или корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях и одна женщина, т. е. игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делают то, что многие считаются единым телом, и все, что касается только их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Апостолом подчеркивается принцип осторожности епископа при обвинении пресвитера в возводимом на него преступлении: принятие обвинения на пресвитера должно основываться не иначе как на показаниях двух или трех свидетелей. Суд над пресвитерами, по апостолу, должен носить характер открытого обличения их преступлений перед всей Церковью.В словах апостола Павла из Первого послания к коринфянам (6, 1, 4–5) мы находим указание на другой суд, существовавший во времена апостолов: братский, посреднический суд, совершавшийся в недрах самой Церкви. Предметом этого суда были гражданские тяжбы и дела членов Церкви. Слова апостола можно поставить в связь с отказом Спасителя разрешить спор о дележе имущества ( Лк. 12, 13–14 ), которым (отказом) Господь показал, что по самой своей природе Церковь не может иметь самостоятельной юрисдикции по гражданским делам. Для получения этой юрисдикции возможны два пути: один указан Спасителем в словах: «кто поставил Меня судить или делить вас?», другой – апостолом в цитированном месте из Первого послания к коринфянам Апостол порицал коринфян за то, что те обращаются к язычникам в своих гражданских делах, и предписывал им разбирать эти тяжбы в их же среде, при посредстве выбранного ими самими разумного человека. Посреднический суд близок по своей идее и организации к частному, домашнему разрешению спора между тяжущимися лицами и, в изображении его апостолом, не носит никаких сопутствующих признаков формального, открытого церковного суда.Таковы краеугольные основы церковного суда. 6 Мы исключаем некоторые современные уклонения от этого принципа в русском гражданском судоустройстве; ср.: Molitor W. Ueber kanonisches Gerichtsverfahren... S. 8. 9 Вопрос о происхождении законодательных источников церковного суда в России имеет за собою большую литературную историю, но до сих пор не приведено к одному знаменателю множество – часто до противоположности разноречивых – мнений о называемых нами памятниках. 10 Проф. Н. Суворов говорит лишь в двух главах своего исследования «О церковных наказаниях» (СПб., 1876) о церковных наказаниях в Русской Церкви за весь период ее существования, предоставляя только немногие страницы нашему периоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Архив Пн В Москве открылся благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 21 декабря 2023 г. 10:53 19 декабря в Москве открылся благотворительный фестиваль «Звезда Рождества». Первым событием фестиваля стал вечер поэзии и музыки в Соборной палате главного здания  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  в Лиховом переулке. В музыкальную программу вошли произведения Свиридова, Баха, Генделя, Шуберта. Ведущими вечера стали артисты Валерия Ланская и Олег Царев, среди исполнителей — Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова и дирижера Михаила Котельникова, Вокальное трио «Melody», органистка Марина Омельченко и др. Все вырученные средства будут направлены на поддержку церковного штаба помощи беженцам в Москве и проектов православной службы помощи «Милосердие» . «Главные темы фестиваля — благотворительность и милосердие. Милость сердца очень важна сегодня, и искусство помогает человеческому сердцу стать добрее, чувствительнее и отзывчивее. Задача фестиваля — привлечь добрые сердца людей на благие дела помощи тем, кто нуждается в нашей заботе», — сказал Алексей Пузаков. Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения/ Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Закрыть День памяти графа А.П. Бестужева-Рюмина Также сегодня мы вспоминаем шахматиста А.Д.Петрова, монархиста А.К.Щекина, юриста П.И.Новгородцева, физика П.П.Лазарева, летчицу Е.И.Носаль и ученого В.П.Вологдина 23.04.2024 21 Время на чтение 8 минут Фото: homsk.com Сегодня Святая Церковь чтит память святых мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251), мучеников Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380), преподобномучеников многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680), священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского (1821), священномученика Флегонта пресвитера (1938), мученика Димитрия (1942). Сегодня, 23 апреля, мы вспоминаем графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (1693-1766), шахматиста Александра Дмитриевича Петрова (1794-1867), монархиста Александра Козьмича Щекина (1858-1914), юриста Павла Ивановича Новгородцева (1866-1924), физика Петра Петровича Лазарева (1878-1942), летчицу Евдокию Ивановну Носаль (1918-1943) и ученого Валентина Петровича Вологдина (1881-1953). Алексей Петрович Бестужев-Рюмин родился 22 мая 1693 г. в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. По велению Царя Петра обучался в Копенгагене и в Берлине, где показал отличные успехи и знание латинского, немецкого и французского языков. С 1713 по 1717 гг. Бестужев-Рюмин служил при дворах курфюрста ганноверского и английского короля, затем вернулся в Россию и через два года был отправлен послом в Данию, где пробыл до 1740 г. Верный слуга Петра I, он приобрел царскую доверенность и был произведен в камергеры. После смерти Императора Петра Бестужев-Рюмин впал в немилость и лишь при поддержке Бирона смог получить место кабинет-министра. После свержения Бирона он снова оказался в опале и даже был приговорен Анной Леопольдовной к смерти, но казнь была заменена ссылкой. В 1741 г. Бестужев-Рюмин принял участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Елизавету Петровну, в 1742 г. получил титул графа, в 1744 г. стал канцлером и в течение 16 лет руководил внешней политикой России, участвуя во всех дипломатических делах, договорах и конвенциях, которые Россия заключила с европейскими державами. Стремился сохранить политическое равновесие в Европе, выступая против Франции и Пруссии и находя союзников в Голландии, Австрии и Англии. Бестужев-Рюмин готовился к войне с прусским королем Фридрихом II, считая его наиболее опасным врагом. Во время Семилетней войны (1756-1763) канцлер впал в немилость, обвиненный в самовольном приказе об отступлении русских войск из Пруссии. В 1758 г. Бестужева-Рюмина приговорили к отсечению головы, но казнь была заменена ссылкой в деревню.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/23/de...

Сергия». 275 Ркп. святцы: «преп. Афанасий пустынник, зовомый – железный посох, ученик бысть св. Сергия чудотворца; преставился в л. 6900 (1382)». Сведен. о монас. 404. у Буслаева (словесн. и искус. 2, 355. 356) всего 21 ученик, но иные пропущены. 276 Никон. лет. 4, 205 «в л. 6900 мес. 25 сент. преставись пр. игумен Серий радонежский». Тоже в др. летоп. соб. лет. 1, 233; 5, 245; 6, 119. Степ. кн. 1, 519. По счету с января Сергий преставился 25 сент. 1391 г., а не 1392 г. По одному списку жития (Шевырева ист. рус. слов. 3:153): «чистую свою и священную душу с молитвою Господеви предасть в л. 6905 м. 28 сент., жив же преподобный лет 70 и 8». Но здесь – букву «е» напрасно приняла за цифру, тогда как она – знак окончания. Следует читать, «шесть тысяч девять сотое»: 1397 г. года кончины Сергиевой нельзя согласить с 1398 годом основания Саввина Сторожевского монастыря. 277 Чудеса пр. Сергия описывали: а) Пахомий, который в сказании о пресвитере Симеоне говорит: «сия же аз смиренный таха ермонах Пахомий, пришедшу ми в обитель святого, – дерзнух написати, елика слышах иди видех»; б) По воле ц. Алексея Мих. написал повесть о новых чудесах Сергия келарь Симон Азарьин. То и другое вместе с житием Сергия напечатано было в Москве 1647 г. с исключением впрочем из повести Симона некоторых статей, на что тот жаловался; в) М. Филарет: некоторые черты жития преп. Сергия после смерти, нап. с житием Сергия, М. 1852 г.; г) Письма монастырские, М. 1863 г. 278 Христ. чт. 1823 г. 9, 112–120. Другое чудо, исцеление немого, в христ. чт. 1833 г. 1, 401–408. 279 Ркп. житие пр. Ефрема в общ. ист. 45 у Царского 136. Оно называется сочинением Романа, ученика Ефремова. – Но по множеству хронологических и исторических ошибок, из которых некоторые, но не все, указаны в ист. иер. 5, 470. 472. 474., несомненно, что известное ныне житие – переделка записок ученика Ефремова, составленная человеком подобным о. Василию; многословие и насыщенность говорят о том же. 280 По ркп. житию Евстафий удалился в Колязин монастырь, но этот монастырь основан позже 1433 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Услыхав эту страшную для себя весть о приезде патриархов на собор, Никон написал царю письмо с целью напугать его тем, что на соборе откроется много такого, что ему будет очень неприятно; хотел вместе напугать и архиереев русских. «Мы не отметаемся собора, – писал Никон, – и хвалим твое изволение, как божественное, если сами патриархи захотят быть и рассудить все по божественным заповедям евангельским, св. апостол и св. отец канонам – ей не отметаемся. Но прежде молим твое благородие послушать малое это наше увещание с кротостию и долготерпением. Твое благородие изволил собрать по нашем отшествии митрополитов, епископов и архимандритов на суд, вопреки божиим заповедям, потому что нет такой заповеди, по которой епископы могли бы судить своего патриарха, особенно же от него рукоположенные, и судить заочно». Выписавши евангельские повествования о суде над Христом, Никон продолжает: «Зри, христианнейший царь! даже в такой лютой зависти иудейской ничего не сделано не по закону и без свидетелей и заочно, хотя во всем поступлено неправедно: того ради рече: предавый мя тебе болий грех понесет. Так и здесь, смутивший твое благородие больший грех понесет. Если собор хочет меня осудить за один уход наш, то подобает и самого Христа извергнуть, потому что много раз уходил зависти ради иудейской. Когда твое благородие с нами в добром совете и любви был, и однажды, ненависти ради людской, мы писали к тебе, что нельзя нам предстательствовать во святой великой церкви, то каков был тогда твой ответ и написание? Это письмо спрятано в тайном месте одной церкви, которого никто, кроме нас, не знает. Ты же смотри, благочестивый царь! чтоб не было тебе чего-нибудь от этих твоих грамот, не было бы тебе это в суд пред Богом и созываемым тобою вселенским собором. Я это пишу не из желания патриаршего стола, желаю, чтоб св. церковь без смущения была и тебе пред господом Богом не вменился грех, пишу, не бояся великого собора, но не давая св. царствию зазора, занеже между двумя или тремя станет всяк глагол, кольми паче во множестве. Епископы наши обвиняют нас одним правилом первого и второго собора, которое не о нас написано. Но как о них предложится множество правил, от которых никому нельзя будет избыть, тогда, думаю, ни один архиерей, ни один пресвитер не останется достойный! Константинопольского патриарха русские епископы при поставлении клянут все. Тогда как нетопыри усмотрят свои деяния, смущающие твое преблаженство, крутицкий митрополит с Иоанном Нероновым и прочими советниками. Ты послал Мелетия, а он злой человек, на все руки подписывается и печати подделывает; и здесь такое дело за ним было, думаю, и теперь есть в Патриаршем приказе; есть у тебя, великого государя, и своих много, кроме такого воришки».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Император освободил все Афонские монастыри от каких-либо налогов и сборов, установив своей новеллой, что «гражданские чиновники не должны иметь со Святой Горой никаких сношений». Игумен, возглавлявший специальный орган управления Афоном – совет старейшин, рукополагался самим василевсом, вследствие чего Гора оказалась под покровительством и непосредственной защитой Византийского царя 252 . Перу императора принадлежит множество новелл по вопросам догматики и каноники. В 1086 г. Алексей I издал новеллу, в которой определил размер вознаграждения, получаемого епископами со своей паствы. В 1107 г. им была издана новелла, регулирующая вопросы избрания епископов и прочих клириков. Констатировав, что «христианская Церковь доведена до опасного положения, поскольку иерархический чин ежедневно приходит все к худшему и худшему состоянию», император назвал себя высшим блюстителем церковных порядков. И такой порядок вещей в очередной раз стал спасительным для Византийской империи и самой Восточной церкви. Уровень образования и высота духа многих клириков находились на крайне низком уровне, благочестие было забыто, а вследствие смешения понятий о том, чем должна являться Церковь и ее предстоятель, были забыты священные каноны. Об этом свидетельствует письмо патриарха Николая III Грамматика императору: «Есть Апостольское правило (33-е), которое гласит: «Ежели который епископ или пресвитер, или диакон не постятся во Св. Четыредесятницу или в среду и пяток, да будет низложен, а мирянин отлучится». А теперь найдешь ли ты постящихся иереев? Все извиняются немощью – даже сами законники и церковные проповедники. Кто теперь постится? Разве где какой затворник или пустынник, да и то редко. Как же налагать прещения на легкомысленный и необразованный народ просто и когда случится, и притом, когда никто не соблюдает их? Я не налагаю продолжительных епитимий или прещений, потому что никто не соблюдает их. Я давно знал, что давно ничего не соблюдает человеческое естество. Безумно налагать епитимии на этих людей! " 253

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 Под именем новелл Юстиниана разумеется собрание тех новых постановлений его, которые появились после официального сборника греческих законов (Codex repetitae praelectionis), изданного Юстинианом в 534 г. 18 См. ст. Заозерского «О происхождении визант. номоканона» в «Чтениях в Моск. общ. любит. дух. просв.». 1882 г. Сент., стр. 104. 19 Иоанн Схоластик был сначала апокрисиарием,т.е. юрисконсультом или поверенным по делам антиохийской церкви, потом антиохийским священником и, наконец, по удалении с патриаршего престола Евтихия, константинопольским патриархом (в 577 г.). 20 Фотий был замечательный ученый своего времени: историк, богослов, канонист, оратор, поэт, филолог и библиограф. В 857 г. он посвящен в патриарха, в 867 г. низложен с патриаршего престола, в 877 году снова возведен на престол, в 887 опять низложен и около 891 года умер в изгнании. 21 Зонара, в правление царя Алексея Комнена, занимал высшие места в империи: был начальником дворцовой стражи и первым секретарем при императорском кабинете; потом поступил в монашество на Афоне и посвятил себя ученым занятиям. 22 С IV в., с развитием церковной жизни, стали появляться различные церковные должности, которые занимаемы были высшими патриарщими сановниками. К числу последних относились и должность великого эконома, заведовавшего церковным имуществом и избиравшегося сначала из пресвитеров, а потом и из диаконов. Должность эконома была очень почтенная и давала большие права и преимущества. 24 Вальсамон был сначала диаконом, номофилаксом и хартофилаксом ( т. е. хранителем патриаршего архива, грамот, указов и различного рода церковных деловых бумаг) константинопольской церкви и потом – номинальным патриархом антиохийским. Он жил в правление Мануила Комнена и Исаака Ангела (с половины XII стол. до конца), славился своим просвещением, в особенности же, известен был как искусный церковный и гражданский законовед. 26 Пособие: «Чтение в Общ. люб. дух. проса.» 1883 г.Июль, Август и Ноябрь; ст. Никольского: «Греческая Кормчая Книга (Пидалион)».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010