Но лишь только он вступил на престол, как в армянской церкви произошло разделение и едва ли не молодость католикоса была главным образом тому причиной. Некий епископ Давид «созвал на острове Ахтамаре собор пяти епископов, которые посвятили его в католикосы под тем предлогом, что там умер католикос Ваханик в бытность свою у Абусахла, сына Кагика, в Дзорованке; что там находились жертвенный престол св. Григория, жезл и кожанный его пояс, туфля св. Рипсиме, вуаль обагренный кровью, и платок ее, сохранившиеся у местного духовенства» 199 . He смотря на то, что кат. Григорий на многочисленном соборе предал его анафеме, Давид до конца жизни оставался католикосом на Ахтамаре, и после его смерти преемники его постоянно уже носили титул католикоса ахтамарского. Во время продолжительного правления Григория III церковная политика армян не всегда была одинакова. В начале сильно было увлечение порядками западных народов, но в конце патриаршествования Григорий стал искать сближения с греками. Этот католикос перенес патриаршую кафедру из Гармир-ванка ближе в владениям крестоносцев, в северную Месопотамию, и, чтобы здесь не быть зависимым от какого либо князя, поселился в крепости Дзофк, построенной среди озера и принадлежавшей его отцу. Отсюда он перешел в Хром-Клу (1147), крепость, купленную у одной франкской вдовы, где и пребывали армянские католикосы до 1293 года. В 1141 году Григорий был приглашен папским нунцием на собор в Антиохию, а после этого собора путешествовал с этим же нунцием в Иерусалим, где составлен был новый собор. На последнем соборе шли рассуждения об армянских церковных обрядах. Здесь, по словам Киракоса, восстановлен был союз, заключенный Тиридатом и Григорием Просветителем с имп. Константином и папой Сильвестром 200 . Латиняне были очень довольны кат. Григорием III, писали о нем в Рим, вследствие чего папа прислал ему патриарший жезл и вуаль с письмом, «полным благосклонности и высокого уважения». Григорий писал в ответ папе, благодаря за оказанную честь. По сведениям Галана, Григорий около 1145 года посылал в Рим посольство к папе Евгению III.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На место Стефана IV католикосом был поставлен епископ Анарзабы или Анаварзы Григорий. Григорий VII (1294–1301) имел свое местопребывание в г. Сисе и заявил себя, как искренний друг мира и согласия с вселенской церковью. Еще раньше его избрания в католикосы про него ходили слухи, что он расположен к грекам, так что даже было колебание, утверждать ли его в этой должности 243 . Вступивши на кафедру, Григорий, однако, некоторое время имел формальные сношения только с латинянами. Надо полагать, что в этом случае он отдавался духу времени и направлению, давно уже господствовавшему при дворе армянского царя. Царь Гетум был усердный поклонник латинян и видимо находился под влиянием латинских монахов. Он даже отказался от царства и удалился в монастырь, где принял монашество с именем Иоанна и стал носить одежду францисканского монаха. После его удаления в монастырь, направление не изменилось: армяне, не смотря на явную приверженность Гетума к латинству, относились к нему с уважением и продолжали считать его законным царем. Поставленный Гетумом в цари брат его Торос тоже продолжал оказывать ему покорность. Но брак их сестры Марии с соправителем и сыном императора Андроника Михаилом (1296) сблизил Гетума и Тороса с греками. Вскоре после этого братья посетили Константинополь. Назначенный ими временный наместник Сембат провозгласил себя армянским царем. Неизвестно, почему кат. Григорий принял сторону Сембата. Вероятно дружба Гетума и Тороса с греческим императором возбудила ревность в латинянах и они подговорили Сембата захватить царство, а катол. Григория склонили содействовать ему. Как бы то ни было, во всяком случае Григорий совершил над Сембатом помазание и после того вместе с ним писал папе Бонифацию VIII почтительное письмо. Григорий, кроме того, посылал к папе от своего лица особых уполномоченных и чрез них заявлял покорность папскому престолу, а также просил помощи против неверных. В ответном письме папа хвалил Григория за то, что он признает папу вселенским главою церкви и заявляет ему свою покорность и уважение, как наместнику Христа и преемнику св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На место свергнутого Константина был поставлен Стефан IV (1290–1293). Стефан Орбелиан с большой похвалой отзывается об этом католикосе 241 . Вероятно Стефан IV держался таких же взглядов, как и его свергнутый предместник 242 . Спустя два года после вступления Стефана на кафедру, в Армении произошли большие волнения по поводу празднования пасхи. Некоторые желали праздновать ее с греками 6 апреля, между тем как другие настаивали, что ее нужно праздновать 13 того же месяца. На соборе, созванном по этому случаю в Сисе, было решено, после точных вычислений, что в этом году пасха должна праздноваться 6 апреля. Однако жители Великой Армении, всегда тянувшие в сторону от греков, в особенности восточно-армянские монастыри не подчинились решению собора и праздновали пасху 13 апреля. Стефан IV был последним католикосом, имевшим резиденцию в Хромкле. В 1293 году египетский султан Мелик-Ашраф вторгнулся во владения армянского царя, взял после упорной защиты Хромклу и разрушил до основания. Все церкви в этом городе были сожжены, вместе с ними сгорел и дворец католикоса. Сам католикос в числе многих других армян был взят в плен и в цепях отведен в Египет. На пути туда, в Дамаске, султан показывал его народу, водя в оковах по улицам города. Гетум обратился к папе Николаю IV за помощью. Папа по этому случаю просил Филиппа французского послать помощь армянам; а так как тот не мог исполнить просьбу папы, то последний предписал магистрам темплиеров и госпиталиеров, а также начальнику флота римской церкви снарядить триремы и послать на помощь армянскому царю против египтян. Вместе с этим папа обратился с посланием ко всем христианам, призывая всех к борьбе против врагов св. креста. Вскоре Ашраф был убит, a его преемник спустя год возвратил пленных и заключил с Гетумом мир. Стефан не дожил до этого. Он умер в Египте в 1293 году. XXXIV. Католикос Григорий VII Образ мыслей этого католикоса. Сношения Григория с папой. Ответ папы. Гетум прекращает сношения с Римом. Сношения кат. Григория с греками. Хлопоты его о соглашении армянской церкви с церковью вселенскою. Оппозиция восточных. Обличительное письмо Стефана, м. сюнийского. Догматическое послание кат. Григория к царю Гетуму. Смерть Григория

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Чтобы положить конец смутам, был созван новый собор в Адане (1316). На этом соборе присутствовали 18 епископов, из которых 8 не бывших на соборе в Сисе. Кроме епископов, было много вардапетов, настоятелей монастырей, священников, благочестивых граждан и князей с царем Ошином. Собор подтвердил постановления сисского собора, почти дословно повторив не только самые постановления, во и аргументацию в их пользу. И здесь не могло быть речи о каком-либо принуждении или влиянии со стороны, так как на соборе не было ни латинян, ни греков. Аданский собор так же, как и сисский, не имел в виду устроить соединение армянской церкви исключительно с одной римской. Хотя на нем, как и на сисском соборе, выражено было особенное почтение к римской кафедре, однако рядом с римской в соборном акте обязательно упоминаются и другие патриаршие кафедры, и как римско-католическая, так и греческая церковь считаются православными. Здесь точно так же не были приняты армянами характерные особенности римской церкви, отличающие ее от греческой, так что оказывается, что и на аданском соборе утверждено было собственно греческое или древне–вселенское православие. He смотря на то, что аданский собор так же, как и сисский, был совершенно свободным от какого-либо воздействия со стороны и вполне законным по форме, собор этот, как и сисский был отвергнут армянами. Возражений никаких не последовало, потому что возражать, напр. против вливания воды в чашу евхаристии, было нечего, но тем безнадежнее было сопротивление немое; это было пассивное сопротивление массы, не желающей ничего слушать и понимать. Пассивное сопротивление переходило иногда в сопротивление действием в самом грубом смысле. По словам Самуила Анийского, в 1324 г. в г. Карине был убит епископ Григорис за то, что по примеру вселенской церкви вливал в чашу воду 250 . Думали, что на соборах 1307 и 1316 годов не свободный голос армянской церкви раздавался из уст убежденных пастырей, а голос вымученный насилием. Явные симпатии ц. Ошина в латинянам, частые обращения к папе со стороны его, а потом со стороны его сына Леона V (1320–1342), предоставление латинянам высших должностей в обход армянам, – все это вселяло крайнюю подозрительность к царю и всем его мероприятиям, ожесточало армянский народ и аристократию против латинян, а с ними и против их веры. Ожесточение усиливалось еще и потому, что союз с западными народами навлекал на армян ненависть и мщение соседних мусульманских правителей, а в то же время не давал никакой или почти никакой пользы и защиты. Так, в царствование Леова V соседние мусульманские государи, видя беспорядок в армянском царстве, делали нападения на Киликию и производили опустошения. Между тем папа Иоанн XXII, не смотря на усиленные просьбы царя Леона и ватол. Константина, не оказывал (потому что не мог оказать) им никакой помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Преемником Нерсеса был его племянник Григорий IV Дха или Теха (дитя). Еще при жизни дяди Григорий принимал деятельное участие в его трудах по примирению армян с греческою церковью и был посвящен во все тайны ведшихся по этому поводу переговоров. Эта-то прикосновенность его к делу соединения церквей и открыла ему может быть больше всего путь к католикосству. He теряя времени, император написал к Григорию письмо, в котором советовал ему не прекращать начатых его предшественником сношений церквей. – Григорий был поставлен письмом императора в немалое затруднение. Хотя сам по себе он, может быть, был близок к греческому православию, однако и не хотел становиться в противоречие с прежней армянской верой и укоренившимися обычаями армянской церкви. К тому же он был уверен, что едва только он приступит к исполнению требований греков, тотчас произойдут величайшие смуты и замешательства. Среди такой нерешительности застал его архимандрит Стефан, который был послан покойным Нерсесом приглашать на собор представителей армянской церкви. Он привез с собою подписку начальников епархий и монастырей, им посещенных, в согласии их на предложения, которые им были сделаны, с одним только ограничением: «да не принуждают греки изменять предания святых отцов наших». Это письмо не развязало рук католикосу Григорию. Зная достоверно, что народ не согласится допустить перемену в своих обрядах, и что греки с своей стороны не пожелают оставить свои требования, затруднялся приступить к делу. Наконец, после совещания с своим духовенством, он отправил письмо к императору, умоляя его ограничиться только теми требованиями, которые касаются веры, прочие же предоставить им на произвол. «Да будет известно боголюбивой особе вашей, – писал католикос, – что различные требования ваши некоторых у нас отвращают от восстановления мира по причине закоренелых в них привычек. Кроме того есть многие, с которыми мы не можем рассуждать как с духовными, но как с мирянами. И сих-то, подобно младенцам, должны мы по слабости их питать млеком, а не настоящими яствами. Ради их-то умоляем вас смягчить некоторые из предложенных вами статей, пока сделается направление (образуется расположение) к богоугодному делу. 215 – Нелишне знать, что в это время в Киликии, после пятилетнего ненавистного царствования Мильха, воцарился (1174) Рупен II, сделавшийся любимцем народа. Тотчас по восшествии на престол он принялся за восстановление разрушенных городов и селений, пришедших в упадок в предшествовавшие царствования; завел дружбу с соседними державами и в частности с латинянами и даже женился на латинянке. 216

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

собора, 31 правило трульского собора, на Иоанна Златоуста , Григория Нисского . «Бог свидетель», писал католикос, «что вышесказанные каноны и свидетельства святых мы в прошлые годы сами перечитывали. А вы свидетели того, что, когда латиняне требовали у нас этого прежде, мы, полагая, что в противодействии не будет ничего дурного, всегда противились им». Он писал, что с прошлого года уже решил не совершать литургию без воды; просил Гетума о созвании собора, на котором были бы приняты все 7 вселенских соборов, две природы, две воли и два действия во Христе, установлено было бы празднование Рождества Христова в свое время, запрещено было бы нарушение поста в навечерие больших праздников, предписано было бы петь трисвятое без прибавления «распятый» или по крайней мере с обращением ко Христу по человечеству, было бы установлено согласие с православными церквами в свящ. одеждах, молитвах, в соотношении духовных степеней, в почитании св. икон. Он писал, что сообщал свои планы некоторым князьям и епископам и между прочим архиепископу сюнийскому Орбелиану (т. е. Иоанну Орбелиану, преемнику Стефана). Он говорил, что пресный хлеб евхаристии есть давний обычай армян и согласен с римским, хотя не должно осуждать и употребляющих квасный. В заключение своего письма он писал: «Посему мы принимаем теперь от св. римской церкви примешивание воды, как от нее же мы приняли пресный хлеб, епископскую митру и образ знаменования креста, хотя не едим в четыредесятницу, как там, рыбу и масло, за исключением праздника Благовещения, и священники в нашей церкви не ведут холостой жизни, как в той, и если впадают в тяжкий грех , не допускаются вновь к священнодействию, но остаются запрещенными, как у той убийца. Мы принимаем и одобряем и всех христиан той же римской церкви. – Почитаем также четырех патриархов и прочих верных, которые, быв знаменованы священным именем Христа, называются православными. Но ей, ей, мы никоим образом не желаем чернить поношениями, но и не хвалим, тех, которые именуются иаковитами, крестятся одним пальцем и вечером в пятницу вкушают мясо» 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Вскоре после этого, около 1254 года, было еще одно формальное сношение с греками, которое также же ни к чему не привело, как и в 1240 г. Вардапет Иаков, посланный Константином к имп. Иоанну Дюке и к патриарху, упорно защищался пред греческим собором против обвиневий в евтихианстве, защищал армянское выражение «единое естество» и другие особенности своей церкви. «Он противопоставил, – говорит Киракос, – слова божественных писаний рассуждениям греческого собора и доказал, что Христос соединил в Себе Бога и совершенного человека, так что ни Божество не уничтожилось, ни человечество не изменилось, и что в Нем действовала единая славная природа как Бог и на подобие людей» 239 . Последние 14 лет патриаршествования Константина I не ознаменовались никакими важными церковными событиями. Ни о сношениях с греками, ни о сношениях с латинянами в это время ничего неизвестно. Положение армянской церкви в то время было нетяжелое, так как татары уважали христианскую веру, щадили церкви и монастыри и милостиво относились к духовенству. После того, как царь Гетум совершил путешествие к Мангохану и заявил искреннюю покорность ему, милостивое расположение татар к армянам еще больше увеличилось. He только церкви и духовенство были освобождены от всяких налогов, но даже и подати с народа армянского были уменьшены. Некоторые из татарских правителей сами сделались христианами, у других жены были христианки. О брате Манго-хана Гулаву-хане, правившем Персией, Арменией и другими странами передней Азии (1256–1264), и его жене – христианке Стефан Орбелиан говорит: «Бог знает были ли они по благочестию ниже Константина и его матери Елены». Армяне с своей стороны служили верно татарам и принимали самое деятельное участие в их войнах с мусульманами; так, они были при взятии Багдада, Алеппо, Дамаска. За два года до своей смерти кат. Константин был, однако, свидетелем страшного опустошения, которое произвел в Киликии египетский султан. Во время этого нашествия Сис был взят и разграблен (1266). Гетум тогда обратился к папе с просьбой о помощи. Папа поспешил утешить Гетума и обещал помощь. О каких-либо сношениях папы с католикосом в это время опять ничего неизвестно; вероятно папа убедился в неподатливости Константина и счел бесполезным иметь с ним дело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однако и они не могли сами по себе разрешить Захарию устроить походные церкви и посоветовали обратиться в католикосу и царю Леону. Захарий обратился с письмом к католикосу Иоанну в Хромклу и к царю. В это время католикос Иоанн находился во враждебных отношениях к Леону, который на место Иоанна, за его непокорность, поставил другого католикоса, Давида, в г. Сисе. Для рассмотрения просьбы Захария царь созвал в 1204 г. собор в Сисе, где вместе с этим вопросом рассуждения, очевидно, коснулись и некоторых нестроений в восточной армянской церкви. Ответ собора был тот, что Захарий может исполнить то, о чем просит, так как его просьба согласна с канонами. В этом смысле написана была к Захарию грамота, в которой, кроме того, значились еще 8 канонов, постановленных на том же соборе. Грамота начиналась так: «Захарию, великому генералиссиму и шаханшаху стран восточных, который, ревнуя о церковных обрядах, измененых и извращенных во времена рабства иностранцам, созвал собрание вардапетов и епископов, отцов и священников и пр.» Восемь пунктов, постановленных собором в целях восстановления и очищения искаженных обрядов, суть следующие: 1) Служить литургию с диаконом и чтецом, как то следует по закону, и не иначе как в церковных облачениях. 2) Праздновать Благовещение 7 апреля, Успение 15 августа, Воздвижение креста 14 сентября, в какой бы день эти праздники ни приходились; точно так же и праздники св. мучеников совершать в те дни, на какие эти праздники падают. 3) День, предшествующий Богоявлению и Воскресению Христову, проводить в посте до самого вечера, и вечером разрешать только на рыбу и масло. 4) Принять изображения Господа и всех святых, и не отвергать их как языческие. 5) Служить литургию как за усопших, так и за живых. 6) Монашествующим не есть мясного. 7) Посвящать (желающих вступить в церковный сан) сначала в чтецы, после долгого времени в диаконы и наконец уже в зрелом возрасте во священники. 8) В монастырях никому не иметь ничего собственного, но чтобы все было общее. По словам Киракоса, отцы сисского собора написали такое письмо Захарию потому, что опасались, как бы Захарий, не получив удовлетворения, по примеру своего брата не отрекся от армянской веры и не принял грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Петра; обещал помощь английского и французского королей и советовал быть твердым в вере и терпении, так как очи Господа на всех боящихся Его. «Убеждаем, – писал между прочим папа, – и прилежно просим, чтобы ты лично и чрез других старался утвердить армянское духовенство и народ в вере, которую вышесказанная римская церковь проповедует, учит и содержит; чтобы они, очистив всякую ошибку древности, в самой вере были тверды, а в деле действенны для спасения своих душ, и для славы и чести Господа нашего Иис. Христа, который с Отцом и Св. Духом живет и царствует во веки веков». Но католикос Григорий, относясь дружелюбно к латинянам и признавая папу вселенским учителем веры и видимым главой Христовой, церкви не хотел идти дальше этого словесного заявления. По его собственным словам в это время он не соглашался с латинянами ни в догматах, ни в обрядах. Свои любезные слова папе Григорий произносил больше потому, что ждал от него помощи для Армении. Помощи этой папа не оказывал, ограничиваясь одними обещаниями. Вскоре и покровительствуемый латинянами Сембат был свергнут с престола. Воцарившийся после того брат Гетума Константин, а потом сам Гетум (1300) не имели сношений с папой. Когда против Гетума восстали те же самые Сембат и Константин, то Гетум отослал их к византийскому императору, которого и просил держать их под стражей. При таких обстоятельствах и Григорий перестал сноситься с папами и обратился к грекам. Симпатии к грекам не были внушены расчетами на их помощь: они были бескорыстны и вызывались сознанием превосходства греческих церковных обычаев и церковного учения пред армянскими. Современник Григория митрополит сюнийский Стефан жестоко упрекает его за попытки ввести в Армении церковные обычаи греков, а также за то, что он запретил нарушать пост в навечерие больших праздников, предписав употреблять только масло, ввел елеосвящение для больных, кающихся и оглашенных и «наконец мало-по-малу начал вводить предания греческой церкви, незаметно уклоняясь от обычаев армянских.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Тот же Иоаннес, который передавал Киракосу о чуде в монастыре св. Иакова, рассказывал, что, когда он находился на берегу Иордана и молился на месте крещения Господа, подошли к нему три человека мусульман и просили крестить их. Он сначала принял их за мошенников и предложил им принять крещение на другой день, или обратиться с своей просьбой к другим; но старший между ними сказал: «Мы из Занзиана, в Персии, и занимаем должность мухри. Построивши большой и красивый минарет и приготовивши все для освящения, я взошел на вершину купола, чтобы, по обычаю мусульман, произнести непристойный призыв, как заметил на востоке разверзшееся небо и в этом месте великий свет. Чудный царь, страшного вида, сидел на троне, вокруг Hero множество светлых существ, которые прославляли Его неизреченными голосами. Все христианские народы с своими начальниками, одетыми в блестящие одежды, приходили поклониться Ему, и Он принимал их приветствия и поклонение. Наконец явился народ, превосходящий блеском первые, – начальники которого были поистине чудесны. Когда они пришли поклониться Ему, царь поднялся им навстречу, поцеловал их и их начальников и оказал им более благоволения, чем всем другим». Пораженный мусульманин долго оставался созерцать видение. Его сын, который пришел звать его к народу, также видел это чудесное видение; наконец к ним поднялся другой сын, но уже видения не застал. Мусульмане решили было сейчас же всенародно исповедать Христа истинным Богом, а себя христианами; но второй сын отсоветовал. Он предложил идти в Иерусалим и там креститься, чтобы иметь счастливую участь армян, которые в видении так отличены были Господом пред всеми другими народами. «Мы одобрили эти слова, продолжал повествовать Иоанну мусульманин, и сошли к народу, не сказав никому ничего. Оставив все свое имущество движимое и недвижимое, мы пришли в Иерусалим и молили Бога дать нам встретить людей, отличенных Им в видении. Бог послал нам тебя и мы увидали на тебе те же самые знаки: умоляем тебя дать нам печать Христа и сделать нас полными рабами твоего Бога». Само собой понятно, что Иоаннес их крестил, причастил св. таин и отпустил. После того новообращенные отправились в г. Рим, чтобы поклониться гробу свв. Петра и Павла 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010