Собор в Хромкле 1172 г. Непонятное упорство католикоса. Неосторожность греков. Дальнейшее поведение Нерсеса Хотя исповедание Нерсеса не удовлетворяло требованиям православия; однако то обстоятельство, что он истолковывал особенности армянского вероучения так, как будто бы действительно разница у армян с греками заключается только в одних словах; что он отрицал еретический смысл особых обычаев армянской церкви и старался представить армянскую церковь в более благоприятном виде, – показывало, что Нерсес не принадлежит к числу закоренелых приверженцев монофизитства и желает уничтожить некоторые церковные обычаи армян. Это хорошо заметили греки и сделали попытку привести армян к унии с греческой церковью. Император Мануил послал одного из своих придворных, Сембата, к Нерсесу и просил последнего прибыть в Константинополь. Одновременно с этим Сембату поручено было передать католикосу Григорию письмо, которое было ответом на полученное императором от Нерсеса письменное изложение армянского исповедания 208 . В это время католикос Григорий умер и адресованное ему письмо было передано его преемнику тому же самому Нерсесу. Нерсес был конечно мирно настроен по отношению к греческому исповеданию, ко это не значило, что он искал унии с греками. Его изложение армянской веры, посланное Алексею, было не больше, как вынужденный ответ на вопрос греков. В этом ответе он, правда, сближал учение своей церкви с учением греческой церкви в самых существенных пунктах и заявлял, что нет большой разницы в учении между армянской и греческой церковью; но это он делал для того, чтобы отвлечь внимание императора от армянского исповедания. Утверждение, что Нерсес искал унии с греками для того, чтобы добиться их расположения и с их помощью отстоять политическую самостоятельность своего отечества от покушений на нее со стороны мусульманского Египта, – едва ли основательно; ибо во времена Нерсеса Благодатного о покушениях египтян на политическую самостоятельность армян ничего еще не было слышно. Получив письмо и приглашение прибыть к императору, Нерсес прибыть в Константинополь отказался, a вместо того отправил Мануилу письменное изложение веры армянской церкви в том же смысле, как раньше писал Алексею 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Отец ктитора Пакуриан достиг почетного и видного положения при византийском дворе, удостоившись титула архонта архонтов 11 . Он скончался в старости, оставив двух несовершеннолетних сыновей – Григория и Апасия и несколько дочерей 12 . Мать ктитора, по женскому обыкновению (ατ γοναιεαν ξιν), все имущество, оставшееся после мужа, истратила на содержание и воспитание детей, а также – на приданое дочерям. Сестры Григория своевременно вышли в замужество за лиц, живших в различных местностях (ν διαφροις χροις), a братьям предоставлено было самим устраивать свою судьбу 13 . Апасий получил при византийском дворе чин магистра; в момент составления Григорием устава для монастыря Петрицонитиссы его уже не было в живых 14 , но по своему завещанию, составленному в пользу брата, он оставил несколько сел и угодий 15 , которые Григорий потом и отдал в число метохов основанного им монастыря. Что касается Григория, то карьера его была блестяща. Человек образованный, энергичный и умный, он искал счастья в Армении, Грузии и Сирии, потом явился в Византию и путём больших и продолжительных личных трудов и усилий без всякого постороннего содействия и посредничества, лишь при помощи Божией и по молитвам родителей и своим, достиг почетного положения и богатства 16 . При византийских императорах Михаиле 7 Дуке (1071–1078 г.) и Никифоре Вотаниате (1078–1081 г.) он был дукою Карса в Армении, Феодосиополя (Эрзерума) и правителем Смолены в Македонии. А когда Пакуриан оказал существенную помощь Алексею Комнину в занятии византийского престола (1081 г.), тο новый император назначил его на должность великого доместика западных школ (μγας δομστιος τς δσεως), на обязанности которого лежало высшее заведывание византийским войском в европейских фемах империи. В этой должности Пакуриан оказал Алексею много важных услуг и немало содействовал военным успехам императора 17 . Пакуриан и пал смертью героя на поле брани с печенегами близ Велиатовы в 1086 году. Император горько оплакал смерть Пакуриана, которого он горячо любил 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Синодом в 1841 г. желание получить подробное изложение армяно-григорианского исповедания. В 1850 г. кат. Нерсес, представляя министру вн. д. Перовскому этот перевод, официально подтвердил его верность. Перевод Худобашева существенно согласен с латинским и греческим переводом, помещенным у Ман в VI t. Scriptor. veter. nova collectio. Но вот странность. У историка Кирикоса приводится письмо Нерсеса к Алексею, ного различающееся от того, которое опубликовано Худобашевым в его «Исторических памятниках», а потом и Дюлорье в его «Eglise armén. orient.» У Худобашева и Дюлорье ответ этот имеет более православный характер, чем у Киракоса. Если для суждения о том, православна ли армянская церковь в настоящее время, безразлично знать, насколько подлинны документы, переведенные Худобашевым, раз теперь армяне заявляют солидарность с переводом Худобашева, – то с точки зрения истории определить это необходимо.Откуда взялась та редакция, с которой сделан перевод Худобашевым? Не явилась ли она впоследствии, когда армянам в полемике с греками и латинянами разъяснено было неправославие подлинной редакции послания Нерсеса? Мне кажется, что нужно придавать больше веры редакции Киракоса, остававшейся как бы в тени и в неизвестности для иноверцев, чем той, которая потом выставлялась напоказ другим, как знамя веры армянской церкви. Когда могла появиться новая редакция, не знаю, но Галан в XVII в. уже пользовался новой редакцией (Существует издание письма Нерсеса Конст. 1621 г.). Замечательно, что обнародование Киракосовой редакции на европ. языке принадлежит не армянину, а русскому академику Броссе (Deux histor. arm. p. 68–73; латин. перевод важнейших мест, сделанный Петерманом, ibid. p. 195). При первом издании Киракоса на армянском языке в Венеции, сделанн. в. 1865 г. мехитаристом Алишалом, письмо Нерсеса было выпущено на том основании, что «оно было издано несколько раз и при том (будто бы) не входит в круг истории». 209 Историч. Памятн. 158–210. Изложение веры кат. Нерсеса, посланное имп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

По его совету и настоянию, известный ученый монах Евфимий Зигабен , написал основательное сочинение в опровержение иных ересей, в том числе и современных Алексею, Πανοπλα δογματικ, – сочинение, которое должно было служить руководством в борьбе с еретическими заблуждениями 186 . Но литературная политика против ересей мало удовлетворяла императора, и он стремился к обращению заблуждающих­ся и еретиков в православие иногда мерами церковными, а иногда путем личных бесед с ними. Тотчас по вступлении на престол имп. Алексей, как известно, по вопросу о конфискации церковных сокровищ, вошел в столкновение с митрополитом Халкидонским Львом, который сильно восставал против царя. Когда в руки царя попало одно письмо м. Льва, то последний был предан суду собора. Сам Алексей пред­седательствовал на суде и, как видно из сохранившегося деяния собора 187 , выставил против Льва обвинение в неправильном учении о поклонении свв. иконам. Обвинение, очевидно, было поддержано собором, Льва Халкидонского осудили на лишение сана 188 .Хотя имп. Алексей обнаружил в процессе Халкидонского митрополита несомненное пристрастие, предъявивши ему обвинение не по существу его деяния, однако он обнаружил правильное понимание религиозно-философского движения своего времени и показал, что православное учение ему дорого, и он готов защищать его от искажений. Наиболее деятельное участие принял Алексей в деле знаменитого Иоанна Итала. Дело это в настоящее время, благодаря трудам русского византолога академика Ф. И. Успенского 189 разъяснено весьма обстоятельно и притом документально. Посему мы видим из него лишь то, что имеет отношение к Алексею Комнину. В начале 1082 г. Иоанн Итал подал патр. Евстратию (Гариде) просьбу о рассмотрении на соборе его учения, которое он представил при сем в виде исповедания веры, и о снятии с него подозрения в неправославном образе мыслей. Так как вопрос о догматических заблуждениях Итала еще в царствование Михаила VII Дуки обсуждался на церковном соборе и тогда преданы были осуждению некоторые богословско-философские положения его учения то, очевидно, настоящая просьба Итала вызвана вновь возникшим против него движением в Константи­нополе и вполне естественным его желанием снять с себя подозрение в глазах нового императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ОКСИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн V (IV) Оксит (греч. Ιωννης Οξετης; + после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89 - 1100) Родился в Константинополе . До избрания на патриарший престол был монахом, вероятно в монастыре Оксия на одном из Принцевых островов в Мраморном море. Предшественники Иоанна на Антиохийской кафедре с 1070-х годов жили в Константинополе. В декабре 1084 года Антиохию захватили турки-сельджуки, кафедральный собор ап. Петра был обращен в мечеть, однако местное христианское население не подвергалось серьезным преследованиям. Тюркский эмир Яги-Сиян, ставший около 1087 года правителем Антиохии, разрешил патриарху вернуться в город. Большинство исследователей считают, что поставление Иоанна Оксита в патриархи состоялось в Константинополе между 1088 и 1089 годами, а на Восток он отправился после 1091 года. Этому, однако, противоречит тот факт, что 1088-1089 годами датируется полемический трактат маронитского митр. Тумы аль-Кафртаби, написанный в ответ на сочинение Иоанна Оксита о двух волях во Христе. Впрочем, В. Грюмель предполагал, что дата написания трактата митр. Тумы неверно указана переписчиком, и это сочинение может относиться к 1090-м годам . В сентябре 1089 года Иоанн Оксит принимал участие в Константинопольском Соборе , где в присутствии византийского имп. Алексея I Комнина рассматривался вопрос об условиях воссоединения православных Церквей с Римско-католической Церковью . Иоанн Оксит оставался в Константинополе по крайней мере до весны 1091 года. В это время он написал два трактата, адресованные Алексею Комнину, где критиковал императора за проведенную в 1080-х годах конфискацию церковных имуществ, возлагал на него ответственность за внутри- и внешнеполитические проблемы Византии. Иоанн Оксит осуждал также византийскую аристократию и чиновничество, обвинял их в угнетении неимущих слоев населения .

http://drevo-info.ru/articles/13679391.h...

[лат. Bohemund, греч. Βαιμοντος] (между 1050 и 1058 - 5 или 7.03.1109 или 1111), норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода , первый правитель Антиохийского княжества . Старший сын герц. Роберта Гвискара , к-рый в нач. 80-х гг. XI в. контролировал почти всю Юж. Италию. В 1081 г. вместе с отцом Б. Т. участвовал в норманнском походе на Балканы против Византийской империи, ок. 2 лет командовал норманнскими силами в Эпире и Фессалии. После смерти отца в 1085 г. оставил Балканы и перевел свои дружины в Италию. В 1096 г. вместе с воинами присоединился к 1-му крестовому походу. В нач. апр. 1097 г., находясь с крестоносцами в К-поле, Б. Т. принес вассальную присягу визант. имп. Алексею I Комнину , пообещав, как и др. вожди похода, подчиняться Византии на всех завоеванных землях Востока. Б. Т. безуспешно добивался от императора назначения его «доместиком схол Востока», т. е. главнокомандующим всей имперской армией к востоку от Босфора (в XI в. этот титул был уже давно анахронизмом). Во время осады Антиохии крестоносцами Б. Т. удалось подкупить защитников одной из башен, и 3 июня 1098 г. его отряд первым вошел в город. Антиохия и небольшая окрестная территория составили Антиохийское княжество, к-рым Б. Т. управлял с 1098 до осени 1104 г. Вопреки прежним договоренностям Б. Т. отказался поддерживать вассальные отношения своего гос-ва с Византией и в 1100 г. стал одним из инициаторов политического разрыва крестоносных гос-в с империей и начала войны. В то же время по его приказу из Антиохии был изгнан правосл. Патриарх Иоанн IV и на его место поставлен католич. еп. Бернард Артахский, что послужило началом более чем векового раскола Антиохийской Православной Церкви (до сер. XIII в. с перерывами ее предстоятели находились в изгнании в К-поле). Отсутствие поддержки из Византии серьезно осложнило положение Б. Т. в борьбе с мусульм. тюрк. эмирами, стремившимися вернуть свои владения в Сирии и Палестине. В июле-авг. 1100 г. Б. Т. попал в плен к эмиру Мелитины из рода Данишмандидов и был выкуплен лишь в мае 1103 г. В 1104 г. он вернулся в Италию для организации нового крестового похода и в то же время требовал войны с визант. имп. Алексеем Комнином, к-рого объявлял предателем крестоносцев на Востоке. В окт. 1107 г. с войском переправился из Италии на Балканы во владения Византии, захватил порт Диррахий (совр. Дуррес, Албания), но вскоре был окружен визант. армией и флотом. После многомесячной осады Б. Т. в сент. 1108 г. был вынужден заключить с имп. Алексеем Комнином мирный договор в Деволе, по к-рому в обмен на возможность беспрепятственно вывести войска Б. Т. передавал императору права верховного правителя в Антиохии. Договор не был реализован из-за смерти Б. Т., к тому времени он уже утратил свое прежнее влияние среди крестоносцев Сирии и Палестины и лишился реальной власти в Антиохии.

http://pravenc.ru/text/153283.html

Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда). Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.

http://pravenc.ru/text/178321.html

Слава о чудесах и добродетелях святого распространялась все шире, и в мон-рь приходило множество людей. Поэтому спустя 8 лет после основания монастыря вмч. Георгия М. Н. решил переселиться в пустынное место. Он удалился на недоступную крутую гору Киферон на границе Беотии и Аттики. Тогда эту гору называли Миопольской (Миупольской) из-за расположенного недалеко сел. Миополь (Миуполь; дословно «мышиный город»). На горе находился мон-рь Симвул, игумен к-рого Феодосий разрешил М. Н. поселиться рядом с ц. Христа Спасителя. Но и сюда к подвижнику стали стекаться жаждущие монашеской жизни, и он выстроил рядом с церковью кельи. Спустя некоторое время в общине М. Н. было 100 чел. После смерти игум. Феодосия ок. 1081 г. святой возглавил мон-рь Симвул и стал начальником всей Миопольской горы. По благословению К-польского патриарха Николая III (1084-1111) М. Н. был рукоположен во иерея. Но скоро и большой мон-рь (в наст. время известен как Осиос Мелетиос ) перестал вмещать избравших подвижнический образ жизни. М. Н. построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, а затем приступил к устройству малых лавр (паралаврий), позволяя более совершенным из монахов удалиться в отдельные жилища. Так возникли 22 паралаврии (или 24, согласно Феодору Продрому), в к-рых подвизались по 8-12 и более монахов. Даже дикие животные и огненная стихия подчинялись преподобному: он запретил поедавшему овощи зайцу разорять огород и приказал передать всем обитавшим на горе зверям, чтобы те больше не смели приближаться к садовой изгороди; однажды на горе вспыхнул лесной пожар, но святой, сотворив крестное знамение, остановил устремившееся к мон-рю пламя. Он предупредил иноков о сильном землетрясении. Слава подвижника достигла К-поля, и он стал известен имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и вельможам. М. Н. старался не брать дары, но из почтения не мог отказать императору, к-рый повелел ежегодно выдавать мон-рю 422 золотые монеты через посредство сборщиков податей в Аттике; а то, что было сверх назначенной суммы, он отсылал, говоря, что не имеет нужды в большем.

http://pravenc.ru/text/2562872.html

2 лет, до весны 1206 г. Затем на неск. месяцев вернулся в К-поль, вероятно из-за угрозы нападения болгар на Силимврию. Окончательно Н. Х. оставил бывш. столицу в кон. 1206 или нач. 1207 г. Он переехал в Никею, ко двору имп. Феодора I Ласкариса, где вновь обрел высокое положение, сумел там обосноваться и прожил до своей кончины. В последние годы жизни Н. Х. стал одним из главных идеологов создания Никейской империи и борьбы византийцев против лат. завоевания. Известны 2 его речи, обращенные к имп. Феодору, написанные до осени 1207 г. В Никее также была завершена работа над «Сокровищем православной веры», о чем Н. Х. упомянул в прологе к трактату. В этот период Н. Х. пережил смерть обоих братьев своей жены - Иоанна и Михаила, чему посвящена его речь. Дата смерти Н. Х. неизвестна. Михаил Хониат, написавший надгробную монодию в его честь, не оставил к.-л. указаний на время этого события. Совр. исследователи определяют дату смерти по-разному - между 1208 и 1217 гг. «История» (Χρονικ διγησις; Временное повествование) - центральное произведение Н. Х. Это масштабное историческое сочинение охватывает почти 100 лет византийской истории (1118-1206/07) и является уникальным источником сведений об эпохе династий Комнинов и Ангелов, описывающим также падение К-поля в 1204 г. и историю последующего восстановления визант. государственности в Никее. Изначально задуманная как повествование об императорах династии Комнинов, «История» открывалась описанием правления Иоанна II Комнина, наследовавшего Алексею I Комнину, сведения о правлении которого Н. Х. взял из труда Анны Комниной. События после 1118 г., по утверждениям Н. Х., никем из историков достойным образом описаны не были и автор был вынужден «идти нехоженой тропой» ( Nicet. Chon. Hist. P. 3-4). Повествование, разделенное издателем Я. Л. ван Дитеном на 19 книг, по замыслу Н. Х. должно было быть организовано в соответствии с хронологическим принципом (по годам правления императоров), однако в финальной части, посвященной событиям после падения К-поля, хронологический принцип сменяется географическим и тематическим.

http://pravenc.ru/text/2565428.html

В 1117 году, во время последней военной компании против турок-сельджуков, перед основателем династии Комнинов, императором Алексеем I (1056-118), стояла дилемма: либо атаковать столицу Турок Иконию, либо дать бой при Филомелионе (современный г. Акшехир в провинции Конья, Турция). Свидетелем этих событий была первая женщина-историк, порфирородная Анна Комнина. Она составила одно из самых известных произведений по истории Византии начала второго тысячелетия – «Алексиаду». Принцесса Анна посвятила этот труд императору Алексею Комнину, своему отцу. По-видимому, Анна писала его уже после того, как покинула двор и удалилась в монастырь. Однако и в святых стенах дворцовые интриги не оставляли ее в покое. «Алексиада» – это своего рода апология деяний императора Алексия. Некоторые находят в этом тексте скрытую критику, адресованную правлению Мануила Комнина, племянника Анны. Мануил был весьма активным и успешным правителем. Сразу после воцарения он предпринял несколько походов для защиты своих земель в Малой Азии. Вел удачную для Византии политику с крестоносцами, стравливая их между собой. Подчинил империи юго-восток Италии и даже сумел восстановить на римском престоле папу Александра III. Блестящее правление императора Мануила так или иначе бросало тень на предыдущие царствования. Анна задумала свой труд как комментарий, оправдывающий деяния ее отца. Любопытно, что среди аргументов, призванных объяснить, почему император Алексей поступал так, а не иначе, Анна вводит этакий сверхъестественный императив: «так было угодно Небесам». Однако еще более любопытно то, как она описывает сам процесс получения ее отцом этого императива. Итак, Алексей стоял перед выбором, какую тактику и какой путь выбрать – Икония или Филомелион. Тогда он, по мнению Анны, решил сделать нечто «мудрое и оригинальное», т.е. испросить совета непосредственно у Бога. «Он написал свои вопросы на двух листках, которые положили в алтаре на святой престол. В течение всей ночи возносились гимны и молитвы. С первыми лучами солнца в алтарь вошел священник и взял с престола одну из двух записок. В присутствии всех собравшихся он развернул ее и громко огласил, что Небеса приказывают императору выбрать дорогу на Филомелион» . Выбор был удачным. Битва при Филомелионе стала византийским реваншем после поражения при Манцикерте. И все же любопытно, каким мистическим содержанием принцесса Анна наполняет решение своего отца. Здесь мы видим не только пример гадания на Библии, но и слышим некий укор в адрес императора Мануила, который также продолжал биться с турками, но только под стенами Иконии.

http://bogoslov.ru/article/1695561

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010