Орудия Страстей нек-рое время хранились в храме Гроба Господня в Иерусалиме, затем их перевезли в Антиохию. В 1098 г. (или 1118) именно здесь благодаря видению осажденные в городе крестоносцы обрели реликвии (гвозди из Честного Креста и св. Копье) и одержали великую победу в битве с мусульманами (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 558). Впосл. эти святыни были отправлены в дар визант. имп. Алексею I Комнину (1081-1118) Пемундом (т. е. Боэмундом), одним из наследников киликийского трона. В 1453 г., после взятия К-поля, св. Копье среди проч. ценностей перешло к Мехмеду II, а в 1492 г. его сын Баязид II отправил его в Рим папе Иннокентию VIII, к-рый держал в плену его брата Джема. С тех пор эта реликвия хранится в Ватикане. О копье, найденном в Антиохии крестоносцами, также сообщает арм. историк Матфей Эдесский (Матевос Едесаци или Маттеос Урхаеци; XII в.). Когда в 1098 г. осажденные в Антиохии крестоносцы, получив гарантию безопасности от осаждавших их мусульман, решили сдать город и вернуться на родину, один богобоязненный франк увидел во сне ап. Петра, к-рый сказал ему: «В левой стороне церкви спрятано то орудие, которым нечестивые евреи пронзили непорочное ребро Христа; оно находится перед алтарем. Достаньте его и, используя его в борьбе, вы победите своих врагов, равно как Христос победил сатану» ( Матфей Эдесский. 1991. С. 264-265). Это видение повторялось трижды. О нем рассказали Готфриду Бульонскому, Боэмунду и др. предводителям крестоносцев. Они начали молиться и в указанном месте ц. ап. Петра нашли св. Копье, благодаря чему вскоре крестоносцы одержали важную победу. Согласно Матфею Эдесскому, именно это копье в следующем году было подарено графом Раймундом IV Тулузским визант. имп. Алексею I Комнину (Там же. С. 285). Эта история сохранилась в неск. версиях арм. авторов, напр., Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци (XIII в.). Последний рассказывает, что в 1098 г. гр. Балдуин захватил Эдессу, а в 1099 г. в Антиохии на крестоносцев напали иноверцы, но франкам удалось разгромить 8 тыс. чел., потому что в ц. св. Петра они нашли копье, которым иудеи повредили изображение Христа. При этом из раны хлынули кровь и вода, как это было, когда Л. С. вонзил копье в ребра Спасителя. Это копье чтилось и называлось «боговонзенным», и именно с его помощью крестоносцы уничтожили своих противников, а потом послали копье в дар имп. Алексею I.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Соперничая между собой и воюя, эти правители сделали Армению местом кровавых столкновений, сопровождавшихся разорением страны. Павел управлял 12 лет, а после него католикосом сделался Константин V (1430–1438). Затем Иосиф (1438–1439). Иосиф пользовался до такой степени низкой репутацией, что в списке католикосов его имя всегда опускалось, хотя он был избран законным образом. Поставленный затем Григорий IX (1439 г.) тотчас после своего избрания подвергся нападкам со стороны некоторых армянских епископов. Возник вопрос о перенесении кафедры католикоса с окраины, из Киликии, во внутрь восточной Армении, в древний центр церковного управления Эчмиадзин. Восточное духовенство писало в этом смысле католикосу Григорию; но Григорий решительно отказался перенести кафедру в Эчмиадзин. Пребывание патриаршей кафедры в Киликии конечно представляло много неудобств по причине отдаленности ее от главной массы армянского населения и было обидно для самолюбия восточных армян; но желание Григория остаться на пепелище Киликийского царства не было лишено основательности. Перейдя в Эчмиадзин, католикос всецело отдавал себя в руки одного только чужеземного мусульманского правителя, между тем как находясь в Киликии, на окраине Армении, вблизи других соперничавших правителей, он был в удобном положении человека, расположения которого, как влиятельного главы народа, ищут многие соперники. В виду нежелания Григория перейти в Эчмиадзин армянское духовенство составило в Эчмиадзине многочисленный собор (700 чел.) для выбора нового католикоса. Католикос ахтамарский со своим духовенством также прислал на собор заявление, что он согласен признать католикосом, кого бы собор ни выбрал, и сверх того будет оказывать этому католикосу повиновение вместе с другими армянами. После некоторых споров собор единогласно избрал в католикосы монаха Киракоса (1440). В «исторических памятниках вероучения армянской церкви» Худобашева (Спб. 1847) помещен между прочим перевод послания еп. Нерсеса к. Алексею Комнину п. Издание исторических памятников вероучения армянской церкви в русском переводе было предпринято в ответ на заявленное свят.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лит.: Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. 2-я пол. С. 1-66; Stephanou P. Jean Italos, philosophe et humaniste. R., 1949; Joannou P.-P. Christliche Metaphysik in Byzanz. Ettal, 1956; Gouillard J. Une lettre de (Jean) l " Italien au patriarche de Constantinople?//TM. 1985. Vol. 9. P. 175-180. Собор 1089 г. Состоялся в авг. или сент. в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре, вскоре после восшествия на престол в 1088 г. папа отправил в К-поль аббата греч. мон-ря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить «отеческое порицание» имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии лат. христианам. Из датированного сент. 1089 г. ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал «мира», «согласия» и возношения его имени за богослужением в К-поле. Менее точно это событие описано в др. источниках. Согласно Ордерику Виталию , Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к «франкам» и грекам с призывом держаться «католической» веры и остерегаться любого отделения «от Божия закона и Церкви». Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 г. папа «посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения»; эти слова современника событий побудили нек-рых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII. Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов К-польского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, «Росийского» (Ρωσας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Достигнутый в Малой Армении успех открывал царю Иоанну полную возможность непосредственно затем поставить вопрос об Антиохийском княжестве. Особенные обстоятельства благоприятствовали планам царя. В 1130 г. князь Боемунд II трагически погиб в войне с турками. После него остались малолетняя дочь Констанца и княгиня – вдова Алиса, дочь иерусалимского короля. Желая овладеть властью в княжестве, Алиса вступила в переговоры с эмиром Мосула Зенги, которому скоро затем предстояло играть важную роль на Востоке; но решительные меры иерусалимского короля Балдуина II, вступившего в Антиохию, положили предел интригам честолюбивой вдовы, которая принуждена была удовольствоваться небольшим уделом с городом Лаодикеей. Преемник Балдуина, король Фулько, нашел способ предохранить наследницу Антиохийского княжества от притязаний матери ее тем, что нашел ей жениха в лице французского владетельного графа Раймонда Пуатье. Но в то же самое время вдова антиохийского князя нашла способ сообщить царю Иоанну Комнину о своем плане брачного союза между наследницей Антиохийского княжества и одним из царевичей – сыновей Иоанна. Нет сомнения, что в Константинополе весьма охотно принято было это предложение, и, может быть, в связи с ним следует рассматривать поход, о котором мы говорили выше. Раймонд Пуатье своим немедленным согласием отправиться на Восток и принять сделанное ему предложение расстроил надежды царя Иоанна на соединение Антиохии с империей и, кроме того, нанес оскорбление его сюзеренным правам. Здесь не может идти речь об известной присяге, какую давали Алексею Комнину почти все вожди по отношению к завоеваниям старых владений империи, временно отошедших к туркам: феодальные отношения Антиохии к империи основывались на договоре с Боемундом 1108 г., когда этот последний дал Алексею присягу на верность и получил в качестве лена Антиохию и некоторые области Эдесского графства. Нужно думать, что Иоанн придавал широкое значение своим правам и что, с его точки зрения, даже Иерусалим должен был, как прежняя область империи, считаться его леном.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Причиной этого посольства, будто-бы, было следующее обстоятельство. У армян с греками возникли пререкания и споры относительно образа совершения таинства евхаристии, празднования Рождества Христова и Богоявления и некоторых других церковных разностей. Чтобы разрешить спор, армянские епископы и католикос обратились к римской церкви с просьбой сообщить им римскую формулу священнодействия. Чрез свое посольство армяне будто бы «убедились в превосходстве римского обычая и стали еще больше искать подчинения римскому престолу» 201 . Свошевия с греческой церковью начались уже в самом конце патриаршествования Григория III, так что он не видел от них никакого результата. Сношения эти начались, казалось, случайно. Католикос Григорий послал своего брата еп. Нерсеса примирить двух враждовавших между собой армянских вельмож, из которых притесняемый был вассалом императора Мануила. Нерсес, исполнив возложенное на него поручение, возвращался назад и на пути, в городе Маместии, виделся с зятем императора Алексеем, котормй был протостратором и начальником западных областей Армении. При встрече с Нерсесом Алексей выразил свое давнее искреннее желание беседовать с ним об основах веры и узнать от него об истинной причине существующего разделения армян с греками. Из беседы с Нерсесом Алексей убедился, что разница в церковных вопросах у армян и греков не настолько велика, чтобы нельзя было надеяться на соглашение. Поэтому он просил Нерсеса изложить исповедание армянской церкви письменно. Для более обстоятельного рассмотрения предмета, он прислал Нерсесу одно греческое сочиневие, в котором заключались разные обвинения против армян. Главное обвинение в этом сочинении заключалось в том, что армяне неправильно мыслят о воплощении Сына Божия, признают в Иис. Христе единое естество и считают тело Его нетленным и бесстрастным, как у ангелов, явившихся Аврааму, евших и пивших. Кроме того в этом сочинении армянам ставились в вину многие другие отступления от обычаев вселенской церкви, именно, что они в таинстве миропомазания употребляют простое кунжутное масло; в таинстве евхаристии не прибавляют воды к вину; прибавляют к трисвятому «распятый за нас»; не употребляют песнопений в честь Богородицы; празднуют Рождество Христово вместе с Богоявлением 6 января, а Благовещение накануне Богоявления 5 января; в великий пост разрешают по субботам и воскресеньям на сыр и яйца; не чтят икон; освящают ежегодно кресты чрез обливание водой и вином; считают необходимым вбивать в кресты гвозди и пр. Нерсес удовлетворил просьбы Алексея и послал ему письменный ответ, конечно не без ведома своего брата кат. Григория. XXV. Ответ еп. Нерсеса Алексею Комнину на обвинения против армянской церкви 202

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Время, предшествовавшее осаде столицы, занято было сверх того переговорами с другим претендентом, сидевшим около Дамалиса, Никифором Мелиссином. Мелиссин через послов предлагал Алексею Комнину действовать сообща и разделить управление Империей на две части: себе оставлял Восток, Алексею предоставлял Запад. Комнин не согласился на это предложение и объявил, что может лишь дать Мелис-сину звание кесаря и город Фессалонику для жительства; на этом дело было решено. 960 В конце марта войско Алексея Комнина, состоявшее из разного сброда, из греков и иностранцев, подошло к стенам Византии. Наружная стена столицы была охраняема бессмертными, варягами и немцами, на внутренней стояли случайно набранные ратники из горожан. Кесарь Иоанн подал Комнину мысль войти в переговоры с начальником 961 немецкого отряда, охранявшего одну из надворотных 962 башен наружной стены. Переговоры удались: немец сдался на подкуп. Когда осаждавшие подошли к стене с лестницами и находившиеся на стене воины стали защищаться, немцы сверху, с башни, принялись стрелять в защитников и принудили их удалиться. Георгий Палеолог с несколькими товарищами немедленно проник вовнутрь, запоры были сняты, ворота открыты, и войско Комнина беспорядочной толпой устремилось в город, потому что ворота внутренней стены не представляли препятствия: стоявшие на ней горожане, с военным делом незнакомые, не оказали сопротивления и, соскочив, бросились бежать. Это происходило 1 апреля, в четверг Страстной недели, утром. 963 Сбродное войско Комнина рассеялось по городу и начался грабеж и насилия, доходившие до того, что не были пощажены храмы и не уважена стыдливость жен, дев и монахинь. Всякий заботился о добыче и удовлетворении низких инстинктов, причем отличались не одни варвары, но и греки. Претендент был забыт, всеми покинут и при некоторой смелости и расторопности со стороны Вотаниата легко мог быть захвачен. Но обескураженный старик не подумал об этом. Считая свое дело проигранным, он хотел спасти хоть что-нибудь. Сначало он думал вступить в соглашение со стоявшим на другой стороне пролива Мелис-сином, чтобы с его помощью вытеснить Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1089 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1089 года , в связи с посольством от папы Урбана II к имп. Алексею I Комнину Собор состоялся в августе или сентябре 1089 года. Согласно современнику событий Гоффредо (Готфриду) Малатерре , вскоре после восшествия на престол в 1088 году папа Урбан II отправил в Константинополь аббата греческого монастыря Гроттаферрата в Италии Николая и диакона Рогерия. Они должны были выразить " отеческое порицание " имп. Алексею I Комнину за то, что он, по дошедшим до предстоятеля Римской Церкви сведениям, запретил богослужение на опресноках проживающим в Византии латинским христианам. Из датированного сентябрем 1089 года ответного послания императора явствует, что предстоятель Римской Церкви искал " мира " , " согласия " и возношения его имени за богослужением в Константинополе. Менее точно это событие описано в других источниках. Согласно Ордерику Виталию, Урбан II в начале своего понтификата отправил послов к " франкам " и грекам с призывом держаться " католической " веры и остерегаться любого отделения " от Божия закона и Церкви " . Бернольд Констанцский сообщал, что в 1089 году папа " посредством своих легатов освободил константинопольского императора от отлучения " ; эти слова современника событий побудили некоторых исследователей (Л. Брейе, А. Беккера, А. Байера) предположить отлучение Григорием VII пришедшего к власти военным путем Алексея I. Однако более вероятной представляется возможность того, что хронист просто неточно передал содержание папского письма. В нем Урбан II мог признать Алексея I законным василевсом, противопоставив его предыдущему имп. Никифору Вотаниату, действительно отлученному Григорием VII. Для обсуждения послания папы Урбана II имп. Алексей I призвал патриархов Константинопольского и Антиохийского, митрополитов Анкирского, Кизического, Тианского, Гангрского, Клавдиопольского, Карийского, Лаодикийского, Силейского, Афинского, Критского, Навпактского, Филиппопольского, Митиленского, Евхаитского, Тивериопольского, " Росийского " (Ρωσας), Аназарвского и Мопсуестийского, архиепископов Кийского и Гарельского.

http://drevo-info.ru/articles/13679390.h...

1900 . Впрочем, иногда монахи вынуждались оставлять свое уединение по воле высшей власти, поручавшей им выполнение разных дел гражданских, государственных, а по временам даже и военных. Император Лев Философ одной из своих новелл предоставил монахам право быть опекунами, на обязанности которых лежало воспитывать и иметь надзор за детьми умиравших и распоряжаться их имениями. 1901 Он же посылал против сарацин, в качестве военачальника византийских войск, монаха Студийского монастыря Евстафия, который до пострижения был друнгарием флота и заключен в монастырь по подозрению в измене. 1902 При Василии Болгаробойце мятежника Варду Склира усмирил (979) афонский монах Торникий. 1903 Деятельным помощником Алексею 1 Комнину в борьбе с Во- таниатом был монах Иоанн Дука Кесарь, дядя императора Михаила VII Парапинака. В его сообществе Алексей осматривал Константинополь с целью разведать, как можно взять город, и ему же принадлежал план взятия столицы. 1904 Монахи нередко исполняли обязанности послов. Роман Лакапин посылал в Болгарию к царю Петру для заключения союза монаха Феодосия Абуки. 1905 Монах Иоанн, бывший до пострижения ректором, путешествовал по поручению того же царя в Болгарию за царевичем Иоанном, союзником Романа, возмутившимся против своего брата Петра, и привез его в Византию. 1906 Михаил Пселл уже в монашеском звании был послом от Михаила Стратиотика к Исааку Комнину. Алексей I Комнин, по желанию своей матери, во всех походах имел при себе одного из почетнейших монахов, который исправлял обязанности доместика. Когда он по поручению императора Вотаниата вел войну с претендентом на византийский престол Василаки, доместиком при нем был монах Иоанникий. Этого Иоанникия Алексей, по свидетельству Анны, посылал и послом к Василаки, когда последний заключился в Фессалонике. 1907 По словам же Вриенния, послом от Алексея к Василаки был Симеон, настоятель Ксенофонтовой обители на Афоне. 1908 Монахи исправляли службу по центральному и областному управлению. От патриарха Фотия сохранилось письмо, в котором он утешал монаха логофета Леонтия по случаю болезни одного из его друзей. 1909 Один из современных Пселлу монахов кир Иоанн был протонотарием дрома. 1910 При Константине Мономахе сатрапом Болгарии был евнух и монах Василий; он погиб в 1053 г. в войне с печенегами. 1911 При патриархе Луке Хрисоверге и с его позволения монах Макарий Иерусалимлянин исправлял обязанности секретаря у логофета дрома Михаила Агиофеодорита. 1912

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Скончался 16 августа 1118 года. В византийских рукописях встречается несколько портретов имп. Алексея Комнина. Предположительно он изображен на миниатюре Псалтири Барберини конца XI века в сцене коронации имп. семьи. Дважды портрет Алексея Комнина включен в миниатюры списков " Догматического всеоружия " Евфимия Зигавина второй четверти XII в. , где император предстоит в молении Христу: на одной миниатюре - с покровенными руками (напротив изображения отцов церкви), на другом - с сочинением Евфимия в руках. По мнению А. Л. Саминского, портрет Алексея Комнина представлен на одном из сохранившихся листов Четвероевангелия . изображение императора имеется на маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары . Алексей Комнин представлен человеком средних лет с бородой. Сохранившиеся портреты в целом совпадают с описанием внешности императора, сделанным Анной Комниной. Однако Анна говорит о полусферической диадеме на голове отца ( " Императорская диадема правильным полукругом облекала голову " - Алексиада III. 4, 25), а изображается Алексей Комнин в плоской короне. Парные изображения Алексея Комнина и его супруги Ирины Дукены по обе стороны большого креста встречаются на монетах времени правления императора. Сочинения Является автором христологического сочинения " Против армян " (полемика с монофизитами, направленная, возможно, на опровержение еретических идей Нила), а также стихотворной молитвы из 100 ямбических стихов. Принадлежность Алексею Комнину приписываемой ему поэмы " Музы " , которая посвящена его сыну и преемнику Иоанну II Комнину , в настоящее время оспаривается . Публикации: Литература Использованные материалы   Vat. gr. 372. Fol. 5r   Vat. gr. 666. Fol. 2r-v; ГИМ. Греч. 387. л. 6-6об.   РГАДА. ф. 196. оп. 3. ед. хр. 62. 1091 г.?   Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 280v., между 1425 и 1453 гг.   Anastasi R. Studi di filologia bizantina//Quaderni del Siculorum Gymnasium. 1976. T. 2 Редакция текста от: 01.02.2020 16:36:04 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679408.h...

Снаряжен был уже флот и один из приближенных Вотаниата отправился послом, но Георгий Палеолог вовремя это заметил и разрушил предприятие, убедив матросов и гребцов принять сторону Комнина. Потом Вотаниат отправил к Комнину Никифора Палеолога (отца упомянутого Георгия), который держал сторону Вотаниата в то самое время, как его сын был на противной стороне. Никифор Палеолог предложил Алексею Комнину от имени Вотаниата быть его нареченным сыном и взять в свои руки все управление государством: себе Вотаниат оставлял только титул царя, обычное царям приветствие, пурпурные туфли и помещение во дворце. Комнин готов был склониться на это предложение, но тут подоспел кесарь Иоанн и сердито заметил, что это предложение было бы уместно до взятия города, а теперь старику остается только сойти с престола и позаботиться о спасении души. Один Борилл сохранил присутствие духа и здравый взгляд на вещи: он видел, что в разгар грабежа, когда все войско, кроме немногих родственников, оставило претендента, ничего не стоит его уничтожить; он собрал военный отряд из варягов и так называемых хоматинцев и ожидал только разрешения от Вотаниата, чтобы приступить к делу. В истории претен-дентства Комнина это был самый опасный момент; но и тут спас мужа своей внучки кесарь Иоанн. Пользуясь дружескими отношениями с патриархом Косьмой, он побудил его употребить всю силу иерархического авторитета, чтобы отклонить междоусобие и резню. Косьма своими убеждениями достиг того, что Вотаниат не дал разрешения на вооруженное сопротивление и, к великой досаде Борилла, отправившись в храм Св. Софии, отрекся от престола, который занимал три года; 964 из храма он был перевезен в монастырь Перивлепт, которого был вторым ктитором (после первого, Романа Аргира, основавшего монастырь), и здесь пострижен в монашество. Алексей Комнин занял дворец и в первый день Пасхи, 4 апреля 1081 г., был венчан на царство, после чего прекратилось и разграбление Византии, продолжавшееся целых три дня. 965 741 Сообразно с этим у Анонима Барийского (330) он называется «nobilio» – название, переделанное у Ромауальда Салернского (169) в «noviciuso.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010