Примерно в 1970 году остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было. Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Лет восемь назад реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т.И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать. В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт, на мой взгляд, заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть. Хотя». не спорю, новая церковь и сейчас смотрится привлекательно. ...На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII—XX веков — Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Установлен здесь и надгробный знак профессору М. С. Цвету. За цветником — часовня для освящения воды. 4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь.  К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра).

http://sobory.ru/article/?object=00822

Саратов. Алексиевский женский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1848 году епископ Саратовский и Царицынский Афанасий выкупил недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря участок для архиерейской дачи. Через какое-то время на этом месте образовался мужской скит, а сами дачи получили название Верхняя Монастырка. В 1880-х годах был построен каменный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в котором ежедневно иноками совершались богослужения. Постепенно скит вошёл в черту разраставшегося города, возникла улица Алексеевская, ведущая к храму. С 1918 года Алексиевский скит, отобранный у Православной Церкви, некоторое время пребывал в запустении, после чего использовался целым рядом здравоохранительных учреждений. В 1929 году на его территории разместили детский туберкулезный санаторий. При этом был основательно перестроен храм, полностью потерявший свой первозданный облик. В 1969 году в ските расположили больницу Кировского района, а в 1985 году на короткое время глазную клинику. С 1986 года комплекс зданий практически не использовался. 26 апреля 1992 года главный престол Алексиевского храма был вновь освящён. 25 декабря 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь. 25 июня 2000 года иерейским чином был освящён придел во имя преподобной княгини-инокини Анны Кашинской. К 2008 году было завершено строительство новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " , освящение которой 4 декабря того же года совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Под новым храмом организована третья монастырская церковь – во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, освящённая 11 января 2011 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09019

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятнадцатая. Душа их во благих водворится 1837–1839 А жизнь продолжалась. В год смерти Пушкина начинались торжества, посвященные 25-летию Отечественной войны, Заграничного похода и ответного визита в Париж. На Москве готовились начать новое строительство храма-памятника во имя Христа Спасителя, посвященного воинам, одолевшим Наполеона. Поскольку изгнание «Великой армии» состоялось в Рождество Христово, то и храм решено было посвятить этому второму по значению после Пасхи православному празднику. Еще в 1831 году государь выбрал новое место для строительства – на высоком берегу Москвы-реки, «на том месте, где ныне существует Алексеевский монастырь, обратя в площадь сей постройки... ту гору против дому князя Сергея Михайловича, где пожарное депо и дом бывший Бекетова, что ныне Сипягина, образуя сию гору вплоть до Москвы-реки. Мысль дивная, достойная Николая I, который желает, чтоб новый памятник смотрел на древний Кремль», -сообщал великому князю Михаилу Павловичу сенатор А. А. Башилов, заведовавший Комиссией для строений города Москвы. Место для Филарета весьма удобное, ибо дом князя Сергея Михайловича Голицына он продолжал постоянно посещать и здесь его по-прежнему встречала обстановка домашнего уюта и огромной любви. Так что, когда спрашивали его мнения о месте строительства храма Христа Спасителя, владыка горячо поддерживал сей выбор. Кстати, сам Сергей Михайлович в 1837 году стал вице-президентом Комиссии по строительству храма-памятника. Президентом являлся военный генерал-губернатор Москвы Дмитрий Владимирович Голицын. Единственной причиной возражений по поводу сего места мог стать Алексеевский женский монастырь, основанный митрополитом Алексеем Московским, родные сестры которого стали первыми монахинями сей обители. Алексей наравне с Сергием Радонежским особо почитался святителем Филаретом. Вернувшись из Петербурга в Москву, 20 мая 1837 года на день обретения мощей Алексея Московский Златоуст вновь и вновь говорил о значении этой личности в отечественной истории и, кстати, напоминал о том, что тот тоже переводил Библию , «так особенно потрудился в чистом изглаголании слова Божия, когда славенское преложение святого Евангелия с греческим подлинником поверил, и от несовершенств старого наречия и от описок невнимательных переписчиков очистил и исправил». И далее Филарет возглашал:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известно, что уже во второй половине XVII столетия храм Успения Пресвятой Богородицы был перепрофилирован под настоятельские покои, в связи с чем была скорректирована внутренняя планировка здания. Алексеевский монастырь всегда оставался прочной опорой как церковной, так и государственной власти. Известно, что с 1698 года в крепких стенах обители, а именно в подвалах Успенского храма содержались пленные стрельцы - участники знаменитого бунта, направленного против Петра I и увековеченного в знаменитой картине живописца Василия Сурикова. Казалось бы, дата возведения Успенского храма в Угличе не подлежит сомнению - 1628 год. Тем не менее, известное дореволюционное провинциальное издание 2-й половины XVIII века " Угличский летописец " утверждало совсем иное: " во обители Алексеевской, на месте деревянныя Успения Пресвятые Богородицы, построена бысть церковь каменная во имя же Успения Богородицы, троеверхая или троешатровая со двумя пределы, в лето 7055 " . Но в современном летоисчислении эта дата соответствует 1547 году! Таким образом, если сведения " Углицкого летописца " верны, возраст Успенского храма отодвигаются на 80 лет назад. И значит, эта церковь как-то пережила польско-литовское разорение и была либо капитально отремонтирована, либо даже полностью перестроена - однако уже на своём старом фундаменте, в месте, намоленном почти за целое предыдущее столетие. Примечательно, что косвенно эту версию подтверждают и краткие сроки постройки Успенского храма. Быстро возвести большой храм, да ещё в тяжёлые послевоенные годы представляется весьма затруднительным, однако никаких сведений о долгострое Дивной церкви у историков нет. Белоснежная лебедь, плывущая по волнам веков, - так поэтично исстари называют угличане свою церковь Успения Пресвятой Богородицы. И подлинным расцветом её, как и всего города, стал век девятнадцатый, который в Угличе можно смело назвать эпохой просвещённого купечества. Именно представители этого сословия привносили социальное благоденствие и технический прогресс, возводили и обустаивали храмы, ставшие настоящей визитной карточкой старинного городка.

http://sobory.ru/article/?object=00229

выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет. Монастырь закрыли, часть его порушили, храмы приспособили для разных своих нужд, а кладбище уничтожили. Главный храм обители настолько перестроили, что его теперь совершенно невозможно узнать в обычном учрежденческом здании, в котором помещается Институт рыбного хозяйства и океанографии и " Росрыба " (Верхняя Красносельская, N 17); Михайлоархангельскую церковь снесли и построили жилое здание (дом N 17/2), в Алексеевской церкви устроили " дом пионеров " (он находится позади института), а во Всехсвятской до недавнего времени было архивное хранилище. В 1980-х гг. часть территории кладбища отрезали при прокладке " третьего кольца " , и для того, чтобы найти Всехсвятскую церковь, надо зайти за дом N 17, пройти мимо Алексеевской церкви, пересечь новую магистраль, и в парке, за надстроенными краснокирпичными домами бывших келий, можно увидеть эту церковь, в которой в 1991 г. возобновилось богослужение. С.К. Романюк Алексеевский девичий монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), а первой игуменией обители стала сестра святителя - преподобная Иулиания.

http://sobory.ru/article/?object=24160

К 1907 году в обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. Насельницы вынуждены были покинуть монастырь. Девятый вал богоборческой бури разрушил Алексеевский монастырь. Ненавистники исторической памяти народа погребли под шестирядной эстакадой автомагистрали кресты и надгробные памятники наших предков, а территория обители была разрублена этой автомагистралью на две части. Крестовоздвиженский храм оказался сокрыт под строениями ВНИИ рыбного хозяйства: стены пятиэтажного административного здания кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки. Больничный храм был разрушен полностью. Осенью 1990 года стал возрождаться и оживать храм Всех Святых. Интересно вспомнить, что несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось на Лазареву субботу в 1991 году. И только позже стало ясно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. В Великую субботу в 1992 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. А 30 марта 2010 года, в день памяти Алексия Божиего человека, за вечерним богослужением в храме молился Святейший Патриарх Кирилл. 25 ноября 2002 года на праздник Милостивой иконы Божией Матери (в день первого освящения этого храма в 1853 году) состоялось освящение левого придела в храме преподобного Алексия человека Божия. Сейчас восстановлен весь храм. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=24160

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010