СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об освобождении иеромонаха Василиска (Шумилова) от обязанностей наместника Свято-Вознесенского Макариевского мужского монастыря в городе Свияга (Республика Татарстан) по состоянию здоровья и о назначении на эту должность игумена Глеба (Владимирова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить иеромонаха Василиска (Шумилова) от должности наместника Свято-Вознесенского Макариевского мужского монастыря в городе Свияга (Республика Татарстан) по состоянию здоровья. 2. Утвердить игумена Глеба (Владимирова) наместником Свято-Вознесенского Макариевского мужского монастыря в городе Свияга (Республика Татарстан). СЛУШАЛИ: Прошение епископа Майкопского и Армавирского Филарета об открытии Троице-Георгиевского женского монастыря в селе Лесное Адлерского района и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Троице-Георгиевского женского монастыря в селе Лесное Адлерского района Краснодарского края. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Анастасию (Михалко). СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о преобразовании Бахаревского женского скита Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря в Перми в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Бахаревского женского скита Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря в Перми в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь. 2. Утвердить настоятельницей Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в деревне Бахаревка Пермского района Пермской области монахиню Руфину (Сидорову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Саранского и Мордовского Варсонофия об освобождении архимандрита Владимира (Чеботарева) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Макаровка Октябрьского района Саранской епархии по состоянию здоровья и о назначении на эту должность игумена Лазаря (Гуркина) с освобождением его от обязанностей наместника Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Б. Чуфарово Ромодановского района (Республика Мордовия).

http://patriarchia.ru/db/text/4924770.ht...

Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей Содержание. Участие в основании и устройстве монастырей общества и правительства. Принятие монашества под старость. Монастыри-приюты под старость после военной жизни. 1) Монастыри донских казаков. Чернеев Николаевский монастырь. Боршов монастырь. Его оборонительное значение. Его земельные владения. Тяжбы и столкновения с соседями. Воронежский Покровский монастырь. Покровительство донских казаков. Земельные владения. Внутренняя жизнь. Вражда партий. Устьмедведицкий Межигорский монастырь. – 2) Монастыри полковых казаков. Лебедянский монастырь. Предания о его возникновении. Связь его с историей дома Романовых. Исторические данные о начале и быте монастыря. Троицкий Елецкий монастырь. Тешевский Задонский монастырь. Связь его со Сретенским Московским и с памятью о нашествии Тамерлана. Даншина пустынь и Карачунский монастырь, – их неустойчивое существование при набегах разных «воинских людей». Семилуцкая пустынь – значение ее в качестве инвалидного дома. Толшевский монастырь – особенности его положения на незащищенной стороне р. Воронежа. Быт монастыря. Воронежские монастыри – Успенский и Алексеевский. Их основание, земельные владения и внутренний строй. Лысогорская пустынь. Коротоякский Казанский женский монастырь. – 3) Монастыри черкасские. Пятницкий Острогожский женский монастырь. Дивногорский монастырь. Его основание. Особенности положения. Опасности от внешних врагов и средства защиты. Пещерокопательство. Владения и столкновения из-за них с соседями. Шатрище и устроенная в нем пустынь. Общая характеристика монастырской жизни. Управление. Состав братии. Имущества монастырей. Связь с миром. Экономические связи. Церковная зависимость. Значение воевод и приказных. Черты внутреннего строя в жизни монастырей. Труд монахов. Пещерокопательство. Значение донских монастырей для края. Количество монастырей и монахов, как показатель тяготения населения к монашеству. Колонизационное значение монастырей. Обычно монастырь должен возникать, как завершение монашеского подвига: монастырь есть организованное монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

По рассмотрению изложенного ходатайства преосвященного Рижского, Святейший Синод постановил: 1) существующей в гор. Риге Алексеевский приход закрыть, прихожан же сего прихода предоставить преосвященному Рижскому распределить между Благовещенской церковью и кафедральным собором и 2) при церкви упраздняемого прихода учредить Алексеевский мужской штатный второго класса монастырь, коему и передать все угодья, капиталы (с правом расходования их согласно воле жертвователей) и постройки Алексеевской церкви. По рассмотрению внесенного о сем, согласно определению Святейшего Синода, представления, Государственный Совет мнением положил: ассигновать из государственного казначейства с 1 января 1897 года на содержание учрежденного в г. Риге мужского второклассного Алексеевского монастыря по две тысячи восьмисот сорока руб. в год, с обращением сего расхода на равную сумму, отпускаемую на основании высочайше утвержденного б-го мая 1868 года мнения Государственного Совета на содержание причта приходской Алексеевской церкви в том же городе; 2) разрешаемый расход вносить, с указанного срока, в ст. 2 § 5 финансовой сметы Святейшего Синода в число сумм, испрашиваемых на содержание монастырей, прекратив с того же времени ассигнование таковой по ст. 1 – § 6 означенной сметы. Означенное мнение Государственного Совета, 18 ноября 1896 года, Высочайше утверждено. Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря В м. Бодби, вблизи уездного города Сигнаха, Тифлисской гбернии, при соборном храме – усыпальнице св. Нины, учрежден Святейшим Синодом в 1889 году общежительный женский монастырь. Назначенная игуменьей Бодбийской обители инокиня Московского Страстного монастыря, Ювеналия, прибывшая туда с 10-ю русскими монахинями, принялась за дело устроения монастыря с особенным усердием и умелостью. В скором времени Бодбийская обитель внешним и внутренним благоустройством, – стройным богослужением и в особенности образцово поставленной церковно-приходской школой, (в 1897 г. в ней было 65 учениц) привлекла к себе расположение окружающего населения, а благотворным религиозно-нравственным влиянием на это население обратила на себя особое внимание местной светской власти, причем главноначальствовавшие на Кавказе, князь Дундуков-Корсаков и генерал-адъютант Шереметев, удостоверяли, что, насаждая православно-христианское учение в духе русской народности, Бодбийский женский монастырь является именно тем светочем православия, услуги коего делу русской народности на окраинах государства признаны всей прошлой исторической жизнью нашего отечества. Между тем добрые начинания настоятельницы монастыря и ее сотрудниц встретили неодолимые препятствия в отсутствии достаточных средств. Вследствие сего, главноначальствовавшими гражданской частью на Кавказе, по соглашению с преосвященным Экзархом Грузии, было возбуждено ходатайство о назначении Бодбийскому монастырю из казны ежегодной субсидии в размере 2.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Естественно, процесс передачи Ильинской (Покровской) церкви Тобольско-Тюменской епархии - вопрос времени, а между тем уже сегодня православные матушки и послушницы будущего женского монастыря с игуменьей Ниной ежедневно совершают молебен с крестным ходом, молясь Господу Иисусу Христу и пророку Илии о скорейшем возвращении и возрождении женской монашеской общины, как в далекие 1620-е годы. Владислав Александрович Курмачев По материалам: www.ihtus.ru Сибирской Православной газеты Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ильинская и Алексеевская (она же позже - Успенская) обители - это две разные обители. Ильинская была при Ильинском храме, с приделами в честь Бориса и Глеба, Флора и Лавра, обитель была " особножительной " - монахини жили не в кельях, а в мирских дворах или кельях, рассредоточенных по посаду. До 1659/60 гг. Ильинская церковь была и приходской, и монастырской. В отличие от неё, Алексеевский женский монастырь изначально создавался именно как общежительный монастырь. Многие монахини перешли из Ильинской обители, но монастыри всё же разные. И ещё. Ильинская церковь никак не могла находиться всего в полуверсте от нынешней ул. 25-го октября. Посад города заканчивался в р-не ул. Челюскинцев, и если Алексеевская обитель находилась внутри посада, но всё же ближе к его окраине, то Ильинская церковь находилась значительно ближе к острогу. Учитываем, что от нынешней улицы Республики до реки (в районе Кож.-вен. диспансера) было ещё 3 улицы (берег постепенно обрушался), мысленно продляем ул. Перекопскую до реки - и получаем примерное местоположение Ильинской церкви в 17 в. (тотальная перепланировка была в конце 18 в. после очередного пожара по личному указу Екатерины II, поэтому все расчёты улиц примерные). Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03057

В нач. 20-х гг. XX в. игум. Глафира (Казакова) была зверски убита, свящ. В. Сапожников выселен из К. м., в течение 14 лет он служил в Никольской ц. с. Кольцова, где сложилась небольшая жен. обитель (9 сестер). В ночь на 15 июня 1937 г. свящ. Владимир был арестован по сфабрикованному делу о создании «контрреволюционной монархической группы священнослужителей Кунгурского района» и 20 сент. того же года расстрелян вместе с 19 др. священнослужителями. В 1957 г. свящ. В. Сапожников был реабилитирован «за недоказанностью улик». В 1997 г. часть построек К. м. была передана пермскому Стефанову во имя Св. Троицы муж. мон-рю . Трудами наместника архим. Стефана (Сексяева) здесь был организован женский скит Стефанова монастыря. 21 июля 1998 г. в частично восстановленном здании архим. Стефан освятил домовую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Решением Синода от 29 дек. 2000 г. Бахаревский скит был преобразован в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Руфина (Сидорова). К. м. размещается на площади ок. 6 га. К 2012 г. в мон-ре восстановлены деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и кирпичная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, колокольня, новый кирпичный сестринский корпус и др. жилые и хозяйственные постройки. Организованы швейная мастерская, обширное хозяйство, скотный двор. В мон-ре имеется обширная б-ка; воскресная школа для детей и взрослых; проводятся экскурсии. На территории К. м. находятся 4 источника: в честь Казанской иконы Божией Матери, Покрова Пресв. Богородицы, прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца. С 2004 г. в мон-ре была возрождена традиция встречать 26 июня крестный ход, идущий на Белую гору. Сестры ведут миссионерскую работу с курсантами Пермского ин-та ФСИН. Во время каникул при К. м. разбивается правосл. лагерь для детей. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. София (Забурдаева) и 19 насельниц, в т. ч. схимонахиня. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Харитонова Е. Д. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского жен. мон-ря близ дер. Бахаревой. Пермь, 2001; Русские мон-ри: Приуралье. Новомосковск; М., 2006. С. 418-427.

http://pravenc.ru/text/1319858.html

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

В 2016 г. завершена реставрация монастырской стены-ограды. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1360 г., на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь. Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской». В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы - великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр. Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.

http://sobory.ru/article/?object=02269

Марие-Магдалининский женский монастырь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марие-Магдалининский монастырь — единственный женский монастырь Виленской и Литовской епархии Русской Православной Церкви, открыт в 1865 году. Находится в Вильнюсе. Содержание История [ править править код ] В 1864 году по инициативе генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в Вильне был закрыт католический монастырь Сердца Иисуса женского ордена визитанок, а на его месте указом императора от 9 ноября 1864 года учреждёна православная Марие-Магдалининская обитель из прибывших в Вильно монахиней московского Алексеевского монастыря. Официальное открытие монастыря состоялось 22 июля 1865 года. При переустройстве костёла в православный храм, была разобрана высокая четырёхугольная колокольня, украшенная большим позолоченным бронзовым сердцем, были переделаны детали наружного и внутреннего декора, добавлен купол посредине (над прежним куполом), и две башни на западной стороне, к входу пристроены сени. В церкви, помимо главного, был устроен престол в приделе во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придельный храм был небольшим, с колокольней. Иконостас главной церкви был трёхярусным, окрашенным под мрамор. Алтарь с большими коринфскими колоннами украшала копия известной картины Ф. А. Бруни «Моление о чаше». При Мариинском монастыре действовала иконописная мастерская и школа для девочек сирот духовенства и дочерей чиновников, состоящих на службе в Северо-Западном крае. В школе при монастыре обучалось ежегодно до 40 девочек. В 1901 году школа была преобразована в епархиальное женское училище. Средства школы и монастыря составляли % от капитала местного духовенства (3585 руб.) и капиталов (3991 руб. 50 к.) упразднённых в 1874 году Тороканского монастыря (в Кобринском уезде Гродненской губернии близ местечка Антополь) и Борунского монастыря (в местечке Боруны Ошмянского уезда Виленской губернии). Борунский монастырь в 1886 году был восстановлен и приписан к виленскому Свято-Духову монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Марие-Магдалин...

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX веке сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома. С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед священноначалием о возвращении иконы в родную обитель. 25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы. Возвращение в обитель образа ее Небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице. Свое начало Алексеевский монастырь ведет с середины XIV века, когда был основан по благословению святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Монастырь был посвящен святому Алексию, человеку Божию. За свою многовековую историю обитель не раз переносилась с места на место. В Красном селе она обосновалась по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в 1837 году. С приходом к власти большевиков обитель была разорена и упразднена. В 1937-1938 годах насельницы были арестованы и сосланы, некоторые приговорены к расстрелу. Послушницы Анна и Матрона (Макандины) и Евфросиния (Тимофеева) ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Возрождение обители началось в 1991 году, когда при храме Всех святых в Красном селе Москвы был учрежден приход. В 2010 году при нем было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-alekseevskiy-stavrop...

К собравшимся обратился митрополит Ферапонт. Он поблагодарил владыку Георгия за приглашение принять участие в торжествах и поздравил всех с великой милостью Божией — обретением святой иконы. Со словом к арзамассцам и гостям города обратился и глава Нижегородской митрополии: «Наше время — это время собирать камни. Встают храмы, открываются святые обители. И тем, кто трудится ниве возрождения духовной жизни, иногда кажется, что нет никаких сил и возможностей продолжать дело. Но это так, если человек надеется только на свои силы. Дело возрождения должно осаливаться благодатью Божией. Сейчас славная Алексеевская обитель пребывает в небрежении. Но мы верим, что с обретением иконы Божией Матери " Достойно есть " обитель, последняя игумения которой Олимпиада причислена к лику святых, обязательно возродится». Владыка Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах и преподнес им вышитые иконы Божией Матери «Достойно есть», а все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010