Словарь Правмира Редакция " Правмира " Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, […] Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, […] Редакция " Правмира " Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/slovar-pravmi...

Пермь. Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (утраченная). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1907 - 1909. Год утраты:2016 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, Пермский край, г. Пермь, Бахаревка, ул. Пристанционная, 38 Координаты: 57.946099, 56.236801 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский храм был заложен 1(14) октября 1907 г., на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а 23 июня (6 июля) 1909 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, освящен. Государь Николай II, узнав о радостных событиях закладки и освящения храма, дважды присылал благодарственные телеграммы в адрес правящего архиерея. И строительство храма, и его благоукрашение (иконостас был заказан в Белогорский монастырь) совершались на средства попечителей обители — купца Павла Степановича Жирнова и его жены Татьяны Николаевны. С 1909 г. началась застройка монастырской территории, росло хозяйство. К 1913 г. в обители уже было более 200 сестер. К этому времени в монастыре действовало 8 мастерских, которые приносили основной доход обители. Сестры трудились на кухне, в огороде, на конном и скотном дворах, разводили птицу. Был выкопан пруд для разведения рыбы, действовал водопровод. Было и кирпичное производство, основанное еще в 1879 г. Из своего кирпича сестры выстроили Покровский храм в д. Бахаревой, который после упразднения общины стал приходским, Из кирпича Бахаревской обители возведена часовня свт. Стефана в Перми. Всего 12 лет просуществовал монастырь, этот светильник веры, но широко был известен в народе и особо им почитался: до 5 тысяч богомольцев в год посещали святую обитель, через нее шли ежегодные крестные ходы на Белую Гору. Монастырь был ликвидирован советской властью в марте 1921 г., а на его территории открыли детский санаторий " Подснежник " . Все имущество, включая личные вещи сестер, перешло в собственность санатория. Сестер вместе с духовником о. Владимиром Сапожниковым выселили в срочном порядке, оставив только 47 человек для обслуживания санатория. Точных данных о судьбе игуменьи Глафиры не сохранилось, но есть устное свидетельство о ее мученической кончине от рук красноармейцев в начале 20-х годов. Отец Владимир, служивший до 1937 г. в с. Кольцово (за ним последовали 9 сестер, верных ему до конца), также принял смерть от рук богоборцев. 

http://sobory.ru/article/?object=61554

Переславский район и г. Переславль-Залесский. Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (с приделом Всех Святых) Переславский район и г. Переславль-Залесский. Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Собор Никиты мученика (с приделом Всех Святых) Переславский район и г. Переславль-Залесский. Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь. Церковь Всех Святых Переславский район и г. Переславль-Залесский. Берендеево. Всехсвятская пустынь. Церковь Всех Святых г. Москва Зеленоград (Зеленоградский административный округ, ЗелАО). Савёлки. Всех Святых на городском кладбище, часовня Западный административный округ (ЗАО). Филёвский парк. Всех Святых в Филёвской пойме, церковь Центральный административный округ (ЦАО). Красносельский. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Всех Святых Северо-Западный административный округ (СЗАО). Митино. Луки (Войно-Ясенецкого), церковь Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Всех Святых на Кулишках, церковь Северный административный округ (САО). Сокол. Всех Святых во Всехсвятском на Соколе, церковь Новомосковский административный округ (НАО). Кувекино. Николая чудотворца, церковь (с приделом Всех Святых) Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Лефортово. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Всех Святых Южный административный округ (ЮАО). Даниловский. Симонов мужской монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Всех Святых) Южный административный округ (ЮАО). Чертаново Южное. Всех Святых на бывшем кладбище в Покровском-на-Городне, часовня Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Троицы Живоначальной на Шаболовке, церковь (с приделом Всех Святых) Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Всех Святых при больничном корпусе Набилковской богадельни, домовая церковь Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Всех Святых при 17-ом госпитале, домовая церковь Юго-Западный административный округ (ЮЗАО). Ясенево. Всех Святых, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=76

Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. Восстановление Алексиевского собора Акатова мон-ря, 1990 г. В 1989 г. А. м. был возвращен Воронежской епархии РПЦ и 4 нояб. 1990 г. открыт как женский. Восстановлены двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывш. Воскресенский, освящен 4 нояб. 1990 г. во имя свт. Алексия Московского, нижний, бывш. Алексиевский,- 21 нояб. 1991 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери; также восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Построены часовня для водосвятных молебнов, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. В 1992-2000 гг. в А. м. засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма, вмч. Пантелеимона, святителей Митрофана и Тихона Воронежских, Питирима Тамбовского. При мон-ре имеются детская воскресная школа, благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье. Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 г. перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX вв.: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина) , Серафима (Аретинского) , Вениамина (Смирнова) , Анастасия (Добрадина) сщмч. Тихона (Никанорова) . Настоятельница с апр. 1992 г.- игум. Варвара (Сажнева); в штате мон-ря 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц. Лит.: Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 66-69; Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря/Сост. архим. Иларион (Боголюбов). Воронеж, 1859; Яворский Ф. К. Алексеевский Акатов монастырь//Воронежские ЕВ. 1869. 9. С. 373-382; 10. С. 410-424; 11. С. 448-464; 12. С. 481-497; 13. С. 517-528; 14. С. 558-570; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 44-45; Вып. 2. С. 207-213; Зверев С. Е. Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря//Воронежские ЕВ. 1892. 21. С. 842-847; [Поликарпов Н. И.] Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»//Воронежская старина. 1909. Вып. 8. Прил. С. 183-213; Успенский Ю. И. Старый Воронеж. Воронеж, 1922. С. 30-32; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 1994. С. 103-113; Мирошкина В. Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление//Воронеж-Липецк православный. 1997. 8 (8). С. 3.

http://pravenc.ru/text/63812.html

На новом витке антирелигиозной компании в СССР церковная жизнь снова подавляется, к середине 1964 года в Саратове осталось только два действующих храма: Троицкий и Духосошественский соборы. Возрождение церковной жизни в пределах СССР с конца 1980-х годов выразилось в восстановлении Саратовской духовной семинарии и Саратовских епархиальных ведомостей, открытии десятков храмов в первой половине 1990-х, возвращении Церкви Алексиевского женского монастыря. Благодаря новым возможностям расширилась издательская и вещательная деятельность епархии. Для лучшего окормления паствы 31 января 1991 года из состава Саратовской была вновь выделена самостоятельная Волгоградская епархия. 5 октября 2011 года из состава Саратовской епархии были выделены две части Саратовской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии: Балашовская епархия и Покровская епархия. 6 октября 2011 года в пределах Саратовской области была образована Саратовская митрополия, включающая в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии. Главой митрополии определено быть Саратовскому архиерею. Святые [ править править код ] Святые и подвижники Саратовской епархии (приводится только часть имен, подробнее здесь ) Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Алексеевский Саратовский женский монастырь [ править править код ] Алексеевский Саратовский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в конце XIX века. Возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется трапезная и гостиница для паломников. На сегодняшний день в монастыре 20 насельниц, из них 11 монахинь, остальные - инокини и послушницы. При монастыре создан детский приют для девочек, в котором на сегодняшний день пять воспитанниц. Кроме того, насельницы помогают дому-интернату для детей с пониженным зрением, предоставляют нуждающимся питание и оказывают материальную помощь многодетным семьям. Монастырь осуществляет сотрудничество с юридическим институтом МВД. С 1997 года при монастыре работает воскресная школа. При ней действуют кружки шитья и рукоделия, художественной резьбы по дереву, компьютерной грамотности.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратов

А затем и этот женский монастырь и мужской Алексеевский были привлечены к отбыванию повинности, связанной с корабельным строительством. Далее, на пути из Воронежа по Дону лежавшие монастыри привлекаются к той же повинности. Их вольности, значительно уменьшенные в церковном отношении деятельностью Св. Митрофана, в гражданском отношении упраздняются этой близостью царского шатра в Воронеже и постоянною нуждою царя в деньгах, требовавшею все новых и новых налогов на имущества, кому бы они ни принадлежали. Только на нижнем течении Дона не сказалась эта общая политика Петра. Монастырь Донецко-Азовский даже получает новые привилегии; но это тоже вызывалось практическою нуждою, – после Булавинского бунта, наказавши мятежников, нужно было создать надежный оплот государственности. Привилегии монастырям здесь были практическим средством утвердить русскую государственность. Здесь выразился именно практический характер мероприятий Петра I, как и в пожалованиях Св. Митрофану, не как епископу-монаху, а как сотруднику Царя: преемники св. Митрофана уже не пользуются этими привилегиями. После этого становятся понятными приводимые ниже официальные данные о материальном состоянии монастырей при Петре. Прежде всего, монастыри лишаются хлебного и денежного государева жалованья, определенного им ранее Официальной отмены этого жалованья они не знают, а только в своих отчетах утверждают, что жалованье им перестали платить. Это случилось, по Переписным книгам 1702 года, около 1695–1696 г. 249 Остался на жалованье только один Коротоякский женский монастырь; но у этого монастыря не было никаких других доходов, тогда как другие пользовались и пашенною землею, и угодьями, и потому, с правительственной точки зрения, являлись бременем для казны. Но так как и прежде на хлебном и денежном жалованье было только четыре монастыря (Толшевский, Усманский, Острогожский женский, Коротоякский женский), то прекращение выдачи жалованья не так резко бросается в глаза, как лишение монастырей доходных угодий, в роде рыбных ловель, перевозов и мельниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем. По мнению историка И.Е. Забелина, именно это событие послужило поводом для переноса монастыря в более безопасное место, ближе к Кремлю. В жалованной грамоте 1623 года, данной царём Михаилом Фёдоровичем Зачатьевскому монастырю, говорится, что " после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье " [Смирнов Л. П. Историческое описание Московского Зачатьевского девичьего монастыря. М., 1884. С. 13.] По преданию, на старом месте осталась часть сестёр, не пожелавших его покинуть. Здесь между 1584 и 1585 годами по повелению царя Фёдора Ивановича и его супруги Ирины Фёдоровны, молящихся о даровании наследника престола, был устроен Зачатьевский монастырь, с приделами в честь их небесных покровителей святых Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Построенные на новом месте, в Чертолье, здания Алексеевского монастыря были деревянными. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжён поляками, завладевшими Кремлём. В 1625 году повелением царя Михаила Фёдоровича он был отстроен заново, но 10 апреля 1629 года был снова уничтожен пожаром. Ровно за месяц до бедствия, 10 марта, у царя Михаила Фёдоровича родился сын, который был наречён в честь святого Алексия, человека Божия. Со времени рождения царевича Алексия, монастырь в честь святого покровителя наследника начинает пользоваться особым царским вниманием. По указу царя сначала был восстановлен деревянный храм, а через пять лет, в 1634 году в монастыре было завершено каменное строительство, для которого были приглашены русские мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин. Ими были воздвигнуты поставленные рядом два шатровых храма, один – в честь Преображения Господня, с приделом святого Алексия, человека Божия, другой – во имя Зачатия св. Анны, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 18 декабря 1634 года храмы освятил святейший патриарх Филарет в присутствии государя. Царская семья делала щедрые вклады в Алексеевский монастырь. Ежегодно 17 марта здесь праздновались именины наследника, а затем и самого царя Алексея Михайловича. Торжественную службу совершал сам патриарх, либо один из митрополитов. Из книг царских выходов можно узнать, что Михаил Фёдорович с момента освящения храма до своей кончины (1645 г.) был на престольном празднике Алексеевского монастыря восемь раз, а государь Алексей Михайлович за тридцать лет своего царствования посетил в этот день обитель двадцать пять раз.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир).

http://patriarchia.ru/db/text/1624711.ht...

Феодоровский женский монастырь (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Феодоровский монастырьженский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском (ныне Ярославская и Ростовская епархия). В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам — Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата. До 1918 года имел официальный (государственный) статус второклассной общежительной женской (с 1667 года) обители Владимирской епархии (тогда в границах Владимирской губернии). Содержание История [ править править код ] Монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича; отмечает место победы русских над русскими, — трагического момента в истории России. Победа москвичей случилась 8 июня в день Фёдора Стратилата. Здесь был убит знаменитый боярин Акинф, родоначальник бояр Челядниных. По рождению сына Фёдора в 1557 году царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. Феодоровский монастырь на дореволюционном фото Прокудина-Горского До 1667 года был мужским. В конце XIX века была основана Алексеевская пустынь, приписанная к монастырю. К 1916 году число насельниц обители достигло 500 человек; монастырю принадлежали три пустыни, 4 церковноприходские школы. До закрытия монастыря в 1923 году пастырское попечение над монашествующими и богомольцами осуществлял священник Николай Викторович Дунаев (расстрелян 27 ноября 1937 года). В июне 1923 года монашеская община, существовавшая с 1918 года в форме сельскохозяйственной артели, была ликвидирована. На территории размещались детская колония, дом престарелых, рабочие и служащие. Затем на длительный срок Фёдоровский монастырь передали военному ведомству. В странноприимном доме размещалась контора строительного треста. Реставрация строений бывшего монастыря началась в 1967 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоровский_ж...

Предстоятель Русской Православной Церкви почтил память родственников Патриарха Сергия на месте их захоронения 13 августа 2017 г. 22:40 13 августа 2017 года, в завершение однодневного Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на месте исторического Алексеевского женского монастыря в Арзамасе. В настоящее время это территория одной из воинских частей Нижегородского гарнизона. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . На месте бывшего кладбища, где были погребены родственники Патриарха Сергия, установлен крест, у которого была возглашена вечная память протоиерею Николаю, Любови, протоиерею Иоанну, Пелагее, игумении Евгении и всем зде погребенным . Святейший Патриарх Кирилл, В.П. Шанцев и митрополит Нижегородский Георгий возложили цветы к кресту в память о родственниках двенадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх ознакомился с информацией, представленной на установленных на территории воинской части стендах, рассказывающих об истории монастыря и династии Страгородских. Алексеевский женский монастырь в Арзамасе (Новодевичий в честь преподобного Алексия, человека Божия, женский монастырь) был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие». На территории обители были построены деревянный храм Казанской иконы Божией Матери с тремя приделами (в честь преподобного Алексия, человека Божия; священомученика Филиппа, митрополита Московского; преподобной Марии Египетской), храм Всех святых, монашеские кельи. Обитель была бедна и немноголюдна. В 1744 году была перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви был построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4981706.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010